Русь и Литва
план-конспект занятия по истории (10 класс) на тему

Цели урока:  Дать представление о литовско-русском государстве, деятельности Гедимина, характере государства и его отношениях с Русью. Продолжить изучение истории борьбы русского народа и других народов нашей страны с внешними врагами в  XIII- XIV вв. Воспитание патриотизма, толерантности

Учащиеся должны знать:

·        Формирование литовско-Русского государства

·        Характер Литовско-русского государства

·        Роль Гедимина, Миндовга в истории Литвы

·        Значение присоединения русских земель к Литве

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus_i_litva.docx51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Русь и Литва

Цели урока:  Дать представление о литовско-русском государстве, деятельности Гедимина, характере государства и его отношениях с Русью. Продолжить изучение истории борьбы русского народа и других народов нашей страны с внешними врагами в  XIII- XIV вв. Воспитание патриотизма, толерантности

Учащиеся должны знать:

  • Формирование литовско-Русского государства
  • Характер Литовско-русского государства
  • Роль Гедимина, Миндовга в истории Литвы
  • Значение присоединения русских земель к Литве

Учащиеся должны понимать, что такое:

  • Религия
  • Язычество
  • Государство
  • Феодализм
  • Личность

Учащиеся должны уметь:

  • Работать самостоятельно
  • Обобщать, анализировать, делать выводы
  • Работать по карте
  • Высказывать свою точку зрения
  • Аргументировать свой ответ

Тип урока: комбинированный, проблемный

Оборудование: учебник, карта, м/м, энциклопедия

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Опрос домашнего задания
  1. Вступительное слово учителя: - На прошлом уроке мы изучили тему Русь и Орда
  2. Фронтальный опрос: - Ребята, сейчас повторим понятия к $ 14                                                                                                                          
  • Баскак – представитель ордынского хана на Руси
  • Владычество – господство, верховная власть, обладание
  • Выход – регулярная дань, которую собирали на Руси для хана Золотой орды
  • Резиденция – местопребывание высокопоставленного лица
  • Ярлык – ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих княжествах
  1. Работа по вопросам: - Ответьте на вопросы

А) каково влияние монголо-татар на Русь (Русь стала отставать от западных стран в экономическом развитии;  русские князья по примеру золотоордынских князей старались усилить свою власть; налаживание культурных связей, взаимообогащение народов Руси и Орды)

Б)  Какие события произошли в :

 1242 г?

1243 г.?

 1246 г.?

 1257-1259 гг.?

 1262 г.?

Вывод: Итак, ребята, северо-восточные земли Руси попали в вассальную зависимость от Золотой Орды на 240 лет. Но западные земли Руси избежали нашествия Батыя, но и над этими землями нависла угроза разорения.

Сегодня, на уроке мы продолжаем изучение темы взаимоотношений Руси уже с западными соседями. Ребята, я перечислю несколько слов, означающих имена, фамилии, название реки, города, а вы попытайтесь угадать о каком государстве идет речь:  - Таранда, Гедимин, Неман, Сабонис, Ингеборга Дапкунайте, Вильнюс

  1. Изучение новой темы

План

  1. Формирование литовско-Русского государства
  2. Гедимин
  3. Характер Литовско-Русского государства
  4. Значение присоединения русских земель к Литве
  1. Проблемный вопрос

Задание: В чем состоит историческое значение присоединения русских  земель к Литве?

- в ходе урока вам встретятся незнакомые термины, определения даны в рабочем листе

2. Вводная беседа к  пар.16

А) какие враги угрожали русским и прибалтийским землям в XIII в.

Б) какие планы вынашивали?

- обращение язычников и православных в католиков

- захват новых территорий

Направление агрессии           Новгород

                                                  Псков

В) какие битвы связаны с борьбой русского и прибалт. Народов

                         1240 г.               1242 г.(над немецкими рыцарями)

(победа над шведскими рыцарями)

Г) каковы итоги битв?

* предотвращены попытки навязывания Руси католичества

* Тевтонский и ливонские ордена отказались от агрессивных замыслов по отношению к русским землям

Д) Какие новые государства образовались на территории Прибалтики? (Тевтонский и Ливонский орден )

Е) Кто из народов Прибалтики сохранили независимость? (литовцы живущие по р.Неман и его притокам, о которых мы сегодня будем говорить)

3. Заслушиваем сообщения о природе, населении Литвы

Площадь – 65 тыс. кв.км,4400 озер, 722 реки, главная река Неман, 31% - составляют леса. Население – 4 млн. человек: из них – 81% литовцы, 9% русские. 80% - католики. Столица – Вильнюс.

4. Формирование Литовско – Русского государства

Самостоятельная работа/ пар.15,п.1

- В чем своеобразие Литовского княжества?

- Отвечало ли оно задачам стоявшим перед народами Прибалтики, русским, украинским, белорусским народами

- В каком положении находились русский, украинский, белорусский народы, занимавшие большую территорию Литовского княжества?

5. Генеалогическое древо :                Ягайло       Витовт

                                                       Ольгерд          Кейстут

                                                                  Гедимин

                                                                  Витянис

                                                               Миндаугас(Миндовг)

6.Сообщения учащихся: Миндовг, Гедимин, Ольгерд

7. Работа по таблице: «Русские земли в составе Литовско – Русского государства»

Литовский князь

Русские земли, вошедшие в состав его державы

1

Миндовг (1230-1264)

Гродно, Пинск, Берестье

2

Гедимин (1315- 1341)

Полоцк, Витебск, Туров, Брестское княжество, Минское княжество, Киевское княжество

3

Ольгерд (1345-1377)

Брянская, Северская, Черниговская, Подольская русские земли

8. Характер Литовско-Русского государства

Рассказ учителя

Гедимин посадил на престол в крупнейших центрах своих сыновей – гедиминовичей, а местное население платило дань, которая была много меньшей, нежели ордынцам. Кроме того Гедимин не разорял земли, благодаря чему, край экономически развивался. Столицей нового государства стало Вильно. Вместе с тем из Зап.Европы приходило много католиков, представители орденов. Сам Гедимин был язычником, но хранил мирные отношения и с местными православными, и с католиками. После смерти Гедимина Ольгерд получил в правление восточную часть государства – русские земли, число которых он увеличил. Ольгерд помогал тверскому князю в его борьбе с Москвой за власть во Владимиро-суздальском княжестве, укреплял одновременно влияние в Новгороде, а в 1368 и 1370 гг. он возглавил походы на Москву, окончившиеся неудачей. После смерти Ольгерда к власти пришли его сын Ягайло и племянник Витовт.

9. Разбор проблемного вопроса: - В чем состоит значение присоединения русских земель к Литве?

1. Положительное. Оно спасло русские земли от тяжелого монгольского ига

2. Более высокая культура русских земель оказывала положительное влияние на литовскую культуру и государственность

3. Жители государства были как язычниками так и православными

4. Русский язык был государственным языком Великого княжества Литовского

5. Главная особенность литовско-русского государства – это был по сути своеобразный союз литовских и русских земель, основанный на взаимном уважении и терпимости.

Таким образом, в XIII-XIV вв. сформировалось и достигло расцвета Великое княжество Литовское

  1. Кроссворд (с.138.,пособие)
  2.  Домашнее задание пар.15

Тема урока: Русь и Литва

  1. Понятия:

Баскак

Владычество

Выход

Резиденция

Ярлык

  1. События:

1242г. –

1243 г. –

1246 г.-

1257-1259 гг. –

1262 г. –

  1. Понятия :
  1. Религия – вера в существование сверхъестественных сил богов или Бога, обожествление сил природы
  2. Язычество – религиозные верования, отличающиеся тем, что у каждого племени, народа было множество собственных богов
  3. Государство – политическая организация общества с единой системой управления людьми, территорией, едиными законами, обладающая суверенитетом
  4. Феодализм – это строй, основанный на частной собственности, где преобладает натуральное хозяйство, существует две основные социальные группы (феодалы и крестьяне)
  5. Личность – любое человеческое существо, способное воспринимать окружающий мир
  1. Генеалогическое древо:      Ягайло       Витовт

                                      (1345-1377)      Ольгерд          Кейстут (1345-1382)

                                                                  Гедимин

                                                                  Витянис(1293-1316)

                                                               Миндаугас(Миндовг)

  1. Таблица: «Русские земли в составе Литовско – Русского государства»

Литовский князь

Русские земли, вошедшие в состав его державы

1

Миндовг (1230-1264)

2

Гедимин (1315- 1341)

3

Ольгерд (1345-1377)

  1. Кроссворд

1

2

3

4

По горизонтали: 2.Союз Литвы и Польши.3. Сын Гедимина, литовский господарь, присоединивший к своему княжеству брянскую, Северскую, Черниговскую русские земли. 4. Племянник Ольгерда, Господарь Литвы, присоединивший к своему государству Смоленск.

По вертикали: 1. Литовский князь, передавший русские земли в управление своему сыну. 3. И Тевтонский и Ливонский…

МБОУ «Ики-Бурульская средняя общеобразовательная школа  им.А.Пюрбеева»

в 6 «А» КЛАССЕ

НА ТЕМУ:

        

п.Ики-Бурул


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Литва"

В презентации дана краткая характеристика государства....

Вспомогательная презентация для уроков географии по странам Балтии (Эстони, Латвия, Литва)

Презентация содержит наглядный материал для изучения стран Балтии на уроках географии в коррекционной школе, а также мини-тест для закрепления полученных знаний  в конце.  Файл презента...

Русь и Литва

Русь и Литва презент ация по истории 6 класс...

Технологическая карта урока Русь и Литва

Цель - сформировать представление об отношениях Руси и Литвы, об основных этапах создания Литовского государства....

Русь и Литва

Презентация помогает изучить тему "Русь и Литва", иллюстрирует изменения границ Литовского княжества, помогает осознать связи между Древнелитовским государством и славянами. Создана в поддержку изучен...

Технологическая карта уроков истории России Тема урока РУСЬ И ЛИТВА

Технологическая карта уроков истории России Тема урока РУСЬ   И   ЛИТВА...

Тест по теме "Монгольское нашествие. Русь и Литва"

Тест в форме ЕГЭ по теме "Монгольское нашествие. Русь и Литва", 11 класс...