Зарождение демократии в Афинах
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Урок истории в 5 классе по ФГОС с использованием презентации, раздаточного материала,с  составлением синквейна, кластера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Зарождение демократии в Афинах.


Цель урока: формирование представления учащихся о предпосылках зарождения демократии в Афинах; на примерах реформ Солона сформировать представление учащихся о формах проявления демократии.

Задачи урока:

Обучающие:

- oзнaкомить учащихся с понятием «Демократия» и ее первыми признаками;

- повторить и обобщить знaния о государственном устройстве Афин и положении демоса;

- формирoвать умения определять цель чтения, искать и выделять необходимую информaцию (познавательное УУД);

- формировать умение планировать учебное сотрудничество, владеть монологической и диалогической формой речи (коммуникативные УУД);

-знать исторических деятелей и их вклад в развитие государства;

Развивающие:

– развивать навыки групповой, самостоятельной работы;

- уметь анализировать, обобщать, сравнивать, выделять главное.

Воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес к предмету;

- воспитывать творческую личность, которая стремиться к самореализации

Ход урока.

Организационный момент

Учитель:  Здравствуйте, ребята! Посмотрите, пожалуйста, на экран. Я подготовила для вас небольшой фоторепортаж. Скажите, что объединяет эти фотографии?

(Выборы в России)

-А кто участвует в выборах?

(народ)

-Кого выбирает народ?

Органы власти.

-как мы называем процесс, когда россияне участвуют в выборах?

(демократия)

-Что вы видите на экране?

Ответы детей: пустая книга.

Представьте себе, что эта книга ваших знаний, и она пуста, т. к. вы не знаете, о чем сегодня мы будем говорить. Наша задача заполнить ее знаниями, полученными на уроке, тема которого звучит «Зарождение демократии в Афинах».

Учитель:  откройте тетради. Запишите число и тему урока.

Как вы понимаете, что такое «демократия»?

Ответы детей.

Учитель: в переводе «демос» - это простой народ, а «кратос»- это власть. Если мы сложим два этих понятия, то мы получим «власть народа». Записать в тетради.

Учитель: в чем же проявляется демократия? (Выбор, власть, свобода)

Учитель:  демократия тесно связана с нашим обществом, с нашей страной. Мы с вами живем в демократическом государстве. А зародилась она очень давно, в VII в. до н. э. в Древней Греции. Вам интересно узнать, как это было?

Учитель: так давайте же скорее узнаем. Давайте вместе попробуем выяснить, что нам для этого необходимо сделать.

К доске вызываются три ученика, которые должны выбрать цели урока из 6-ти предложенных вариантов. Варианты целей предоставляются детям в разрезанном виде.

  1. Как и при каких условиях зародилась демократия,
  2. Кто является основателем демократии в Древней Греции,
  3. В чем проявлялась демократия.
  4. Прочитать учебник и рассмотреть иллюстрации
  5. Обсудить друг с другом тему урока.
  6. Дождаться звонка.

2.Актуализация знаний.

Учитель: для начала давайте вспомним, основные понятия, которые нам понадобятся на сегодняшнем уроке. У вас на столах лежат карточки с ответами. Я задам вам вопрос, а ваша задача поднять карточку с правильным ответом.

Как назывался совет знати в Афинах?- ареопаг

Как назывались 9 правителей входивших в Ареопаг?- архонты

Как назывались богатые и знатные люди в Афинах?- аристократы

Учитель: отлично, вы молодцы, хорошо справились. Работа со схемой на доске.Всё население Аттики в VII в. до н.э. делилось на свободных и рабов.

hello_html_5c844e1b.png

- Как жители Аттики становились рабами? (Из-за долгов.)

- Кому в Аттике принадлежали земли и власть и суд? (Знати.)

Большую часть демоса составляли бедняки. Некоторые из них могли разбогатеть. Например, сын бедняка с детства любил рисовать. Отец отдал его к владельцу гончарной мастерской. Мальчик научился расписывать глиняные вазы, стал опытным рисовальщиком, накопил денег, открыл свою мастерскую, купил двух рабов для чёрной работы, стал знаменитым художником. Но по-прежнему он принадлежал к демосу, а не к знати, и поэтому не мог стать архонтом. Почему?

Ответ детей: знаменитые роды (аристократы) вели своё происхождение от богов, героев и древних царей. Знатные роды считали, что им от рождения – по крови, по породе – дано особое благородство тела и души.

Такой порядок порождал ряд проблем в обществе:

1) нехватка земли;

2)долговое рабство;

3)бесчинство знати в управлении и суде.

Как вы думаете, такое положение могло устраивать демос- простой народ.

Ответы детей: нет, не могло.

 3. Изучение нового материала.

Учитель: Мы вспомнили, какие проблемы были у афинского демоса. Как вы думаете, нерешенность этих проблем к чему могла привести?

Ответы детей: Выступление демоса против знати.

Учитель: А как же разрешить эти проблемы? Наверное, необходимо найти такого человека, который смог бы разрешить все эти проблемы, и такой человек был в Аттике, звали его Солон. Давайте узнаем об этом человеке, обратившись к тексту учебника.

Перед чтением текста ставятся вопросы:

1. Попробуйте определить, какие качества Солона привлекали к нему людей?

2. За что он был избран архонтом?

Чтение текста – стр. 143, 2-й абзац.

Дети указывают честность, разносторонние познания, одарённость и талант Солона.

В 594 г. до н. э. знать и демос сообща избрали архонтом Солона- Став архонтом, Солон приступил к разработке и проведению законов. С целью примирить между собой знать и демос, он поступал так, чтобы и те и другие остались довольны. Итак, какие же изменения (реформы) провел Солон.

Слайд

Отмена долгового рабства

- Теперь нельзя было  из должников сделать рабов,- это можно назвать демократией?

Ответы детей: Да.

- Можно ли сказать, что Солон отменил рабство в Афинах?

Ответы детей: Нет, не стало только рабов - должников, рабы чужеземцы остались.

Слайд

Выборный суд.

Судьи выбирались из всех афинян независимо от их происхождения и имущественного положения, по жребию.

Выборность судей может быть проявлением демократии?

Ответы детей: Да.

Учитель: Насколько он справедливее того суда, что был ранее?

Обратить внимание детей на извлечение из клятвы.

Слайд-клятва

  1. Почему для судьи так важно выслушивать одинаково и обвинителя, и обвиняемого?
  2. Все любят получать подарки. Почему судьям это было строго запрещено?

А как вы думаете, сегодня действуют эти правила?

Ответы детей: Да.

Учитель: Да, действительно, и сегодня, ребята, эти правила актуальны. Судья должен быть справедливым, перед тем как вынести свой приговор, он должен выслушать обе стороны. В нашем обществе, к сожалению, есть такое явление, как коррупция, поэтому судья должен быть неподкупен.

Слайд

- Что такое «Народное собрание»

Ответы детей: Это орган для решения всех государственных вопросов

Учитель: Теперь простые люди из народа могли принимать участие в «Народном собрании», это можно считать демократией?

Ответы детей: Да.

Учитель: Кто принимал участие в «Народном собрании»?

Ответы детей: Граждане.

Учитель: Кто такие граждане?

Ответы детей: Свободные афиняне.

Учитель: Скажите, пожалуйста, а сегодня в нашей жизни используется слово гражданин, и что оно значит?

Ответы детей: Гражданин – это человек, обладающий правами и обязанностями.

Учитель: скажите, пожалуйста, теперь у афинских граждан есть выбор, власть, свобода?

Ответы детей: Да, теперь есть.

Учитель: Итак, какие же закон, которые провел Солон, мы с вами сегодня разобрали?

Слайд

 У вас на столах памятка «Зарождение демократии в Афинах». Она пригодится вам на следующих уроках.

Законы Солона

Признаки зарождения демократии

Прощение долгов

запрет брать людей в рабство

Отпустить всех рабов- должников

рабы- должники становились свободными

Учрежден выборный суд.

судьи выбирались из всех граждан Афин

Появилось Народное собрание

Богатый демос мог принимать участие в управлении государством


Вот, ребята, мы познакомились с законами, которые издал Солон в Афинах, а теперь хочу обратить ваше внимание на рисунок в учебнике на с 144.

Работа с рисунком, посвящённым отмене Солоном долгов (с. 138).

Опишите рисунок. Почему ликуют одни афиняне и негодуют другие? Кто эти люди?

Ответы детей: Это рабы, они рады, что получили свободу. А знать не довольна тем, что лишилась рабов.

Учитель: Удовлетворил ли своими законами Солон всех жителей Афин?

Ответы детей: Нет.

Учитель: Не угодив никому, Солон вынужден был покинуть Афины, будто бы по торговым делам и вернулся на родину только спустя несколько лет.

Учитель:

Давайте дадим характеристику личности Солона

(Составить синквейн  к личности Солона.)

Солон

Умный, решительный

Провел, убрал, создал

Солон провел реформы.

Реформатор.

Мы с вами составили синквейн.

  1. Закрепление

Учитель: Итак, пришло время заполнить страницы нашей книги знаниями.

Что такое демократия - Демократия по-гречески – власть народа. Данная форма правления существует и по сей день во многих странах мира и в России в том числе.

Кто является основателем демократии в Древней Греции?

Ответы детей: Солон.

Открыть слайд

В чем проявлялась демократия?

1)запрет брать людей в рабство,

2)рабы- должники становились свободными,

3)судьи выбирались из всех граждан Афин,

4)появился новый орган управления - Народное собрание.

Почему тема урока «Зарождение демократии»?

Ответы детей: Потому что в полной мере демократия еще не установилась, а только лишь начала проявляться в жизни граждан. Законы Солона заложили в Афинах основы демократии.

Учитель: Главная перемена после принятия законов Солона состояла в том, что знатное происхождение не давало преимущества в управлении государством. Правителей стали избирать из богатых людей, а судьями по жребию становились все свободные афиняне, независимо от их имущественного положения.

Домашнее задание:

Параграф № 30 читать.

Вопросы № 1, 2 письменно

В тетради отметить на ленте времени дату избрания Солона в архонты.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Простой народ власть кратос

Слайд 5

РАБЫ- чужеземцы РАБЫ- должники рабы свободные крестьяне купцы ремесленники

Слайд 6

В Древней Греции архонтами назывались жители полисов, которые с XI века до н.э. занимали главные должности и управляли другими жителями.

Слайд 7

1.ОТМЕНА ВСЕХ ДОЛГОВ. 2.ОБРАЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В РАБА ЗА ДОЛГИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ. 3.СНЯТИЕ ДОЛГОВЫХ КАМНЕЙ 4.ДОЛЖНИК ОТВЕЧАЕТ НЕ СВОБОДОЙ,А ИМУЩЕСТВОМ.

Слайд 8

Судьи выбирались из всех афинян независимо от их происхождения и имущественного положения, по жребию.

Слайд 9

Я буду выслушивать одинаково благосклонно и обвинителя и обвиняемого. Я как судья не буду брать подарков, и никто не примет их от моего имени. Я буду подавать свой голос сообразно законам и моей совести, без пристрастия и ненависти. Я клянусь в этом Зевсом, Аполлоном, Деметрой. Если нарушу клятву, пусть погибну я сам и мои потомки».

Слайд 10

Орган для решения всех государственных вопросов.

Слайд 11

Реформа – коренные преобразования, проводимые государством . 1. Снятие долговых камней. 2. Рабы-должники были освобождены. 3. Учреждение выборного суда. 4. Народное собрание Осуществление поиска и выкупа рабов-должников, проданных в другие страны

Слайд 12

демократия - власть народа. демократия Запрет брать людей в рабство. Рабы – должники становились свободными. Судьи выбирались из всех граждан Афин. Новый орган управления – Народное собрание. Солон- основатель демократии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зарождение демократии в Афинах

урок истории в 5 классе...

Зарождение демократии в Афинах

Презентация к учебнику Вигасина, Годера, Свенцицкой История Древнего мира.Содержит элементы урока в соответствии со ФГОСами....

Зарождение демократии в Афинах

Изучение нового материала по теме с использованием интерактивной доски elite Panaboard...

Метапредметный подход в обучении смысловому чтению в 5 классе при изучении темы «Зарождение демократии в Афинах».

План урока. Применение метапредметного подхлда при обучении смысловому чтению на основе учебного текста.  На уроке формируется ряд универсальных учебных действий, такие как:умение определять цель...

Открытый урок в 5 классе по теме"Зарождение демократии в Афинах"

Урок с использованием ИКТ, интерактивных методов, ролевой игры...