Технологическая карта урока. Тема:Великое княжество Литовское
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Познакомиться с историей создания и развития Великого княжества Литовского и Русского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_istorii_v_6_klasse.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Великое княжество Литовское и Русские земли.

Цель урока: познакомиться с историей создания и развития Великого княжества Литовского и Русского.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • продолжить формировать навыки работы с различными источниками – учебный текст, карта
  • содействовать дальнейшему развитию навыков письменной и устной речи через представление информации в форме таблицы;
  • совершенствовать навыки самостоятельной работы с текстом;

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;
  • умение выделять причинно-следственные связи

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);
  • формирование умения выстраивать речевые высказывания;
  • формирование умений работать в статичных группах (коммуникативные УУД);
  • формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД)

Основные понятия: разделение древнерусской народности на русских, белорусов, украинцев.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование урока: презентация к уроку

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Этап «Постановка цели и задачи урока» 5 мин.

Вводное слово: послушайте  цитату и определите о каком государстве пойдет речь сегодня на уроке?

 «Вся Русь должна принадлежать Литве» (Князь Ольгерд)

Определение проблемы урока

Рассмотрите карту  в учебнике на с. 170 сравните территорию и название государства Литвы в 13 в. с территорией в15 в.

Сформулируйте проблему урока

Запишите проблему в рабочие тетради «Почему Литва стала называться Великим княжеством Литовским и Русским?»

Сформулируйте свою версию ответа на проблему

Предполагают тему урока «Взаимодействия Литвы и Руси».

1.Противоречие: в 13 в. Литва была небольшим прибалтийским государством.

2.В 15 в. это уже огромное государство и называется Великое княжество Литовское и Русское.

Высказывают предположения о проблеме урока, например, «Почему к 15 в. территория Литвы увеличилась в несколько раз?»

Или «Почему Литва стала называться Великим княжеством Литовским и Русским?»

Делают записи в тетради

Формулируют свою версию проблемы:

1.Присоединили русские земли силой, т.к. были сильнее.

2.Добровольное вхождение русских земель в Литву

3.Огромная роль русского народа в истории Литовского государства

Взаимодействуют с учителем в режиме фронтальной беседы

Участвуют в общей беседе.Слушать ответы других

Контроль за правильностью ответов других обучающихся

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять ответы других

Выделять существенную информацию, выдвигать гипотезы проблемы и обосновывать ее.

Соотносить свои версии с версиями других

Этап актуализации знаний – 3 мин.

Раз речь пойдет о двух государствах, давайте вспомним, что собой представляет Русское государство в к.13 в.

В рабочей тетради на стр. 51 выполняем первое задание

Проверка задания

Сформулируйте ответ.

На ленте времени определяют даты образования и распада Древнерусского гос-ва, нашествия Батыя. Выделяют этапы изученной истории Руси

Русское государство переживает трудные времена. Оно разорено и находится в вассальной зависимости от Золотой Орды.

Определяют место события в прошлом

Умение самостоятельно работать

Исправлять неточности других

Уметь формулировать собственную позицию и обосновывать ее

Этап «Решения проблемы» - работа в группах20 мин.

Приступаем к решению нашей проблемы. Работаем в группах с рабочими тетрадями.

Слайд на экране с заданиями.

Помощь группам в  работе.

Выполняют задания, работая с картой и текстом параграфа

Показывают умения группировать и сравнивать факты и события

Распределяют задания между членами группы,

Подготовить ответ от группы

Умение руководить и подчиняться

Контролировать и оценивать свои действия

Вносить коррективы при помощи группы

Этап проверки и подведения итогов работы в группах10 мин.

Заслушиваем ответы по группам

Корректирует формулировки,

Организует общую работу

Ответ 1 группы

1.К 13 в. литовские племена взошли на ступень цивилизации. У них появилось государство во главе с князем Миндовгом, об-во разделилось на слои: простые общинники, родовая знать, дружинники, жрецы, стали появляться города (Вильнюс и русские города)

2.Положение земель Литовской Руси более выгодное, чем Московской, они были дальше от Золотой Орды и не платили дань.

3.Обе цивилизации взаимодействуя, обогащают друг друга. Общая черта – стремление к независимости

Ответ 2 группы.

Литовское государство разными способами расширяло свою территорию. Ведущую роль сыграли князья Гедимин и Ольгерд. К 14 в. в Литву входили русские княжества западных и южных земель. Это сказалось на развитие обоих народов: они совместно боролись против общих врагов на западе и на востоке. Это считалось возрождение Древнерусского государства: язык государственным был древнерусский, жили по законам «Русской правды», православие было господствующей религией. А литовские племена быстрее стали развиваться на ступени цивилизации.

Развивались и русские территории: начинают формироваться белорусская и украинская народности. Отрицательным моментом было разделение некогда единого государства между другими.

Ответ 3 группы.

В к. 14 в. Литва заключает с Польшей Кревскую унию (союз) последствия унии таковы:

1.Меняется вера на католическую

2.Государственным языком становится польский

3.смена государственного строя на основе Польских законов.

4.свободные общинники превращаются в зависимых крестьян

5.Меняются народные традиции и обычаи под влиянием католичества

Существование Великого княжества Литовского и Русского положительно повлияло на историческую судьбу нашей страны, т.к. это спасло часть земель от постоянных набегов ордынцев, сохранились достижения этих народов. Заложили основы для дружбы между ними. Но с другой стороны, они постоянно боролись друг с другом за первенство в деле объединения русских земель.

Слушают и дополняют

Заполняют таблицу по сообщениям других групп

Сравнивают, исправляют ошибки, дополняют

Этап применения новых знаний – 5 мин.

Как же мы ответим на наш проблемный вопрос

Формулируют ответ на проблему:

 К 14 в. Литовское княжество объединяло множество русских земель, которые во многом определяли деятельность этого государство. Многие считали, что произошло объединение древнего государства.

Записывают его в тетради

Почему, именно в это время идет активное формирование трех братских народов: русских в Московской Руси и украинцев с белорусами в Литовском княжестве?

Ответ: оказавшись разобщенным древнерусский народ под влиянием других народов, распадается на три

отдельные братские народности – русские, белорусы, украинцы.

Умение по другому посмотреть на полученные знания

Этап рефлексии – 2 мин.

А теперь пришло время подумать, как каждый работал на уроке.

Возьмите листочки и допишите предложения с помощью подсказки  на экране

Заполняют листочки

1.На уроке я работал                активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я                доволен / не доволен.Что нового узнал,.?

Домашнее задание

§ 16, в рабочей тетради делать те задания, которые в классе не успели.

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта по теме "Великие географические открытия" ФГОС

Технологическая карта по теме "Великие географические открытия"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока истории по теме: Великая русская революция

Технологическая карта урока истории по теме:"Великая русская революция 1917 года" составлена в соответствии с требованиями ФГОС СОО и историко-культурного стандарта. Может использоваться на ...

Технологическая карта урока на тему Развитие навыков монологического высказывания по теме “Великие ученые”

Данная технологическая карта была создана в рамках проведенного урока в 8м классе на тему: Развитие монологического высказывания по теме "Великие ученые"....