Технологическая карта урока истории России 6 класс "Раздробленность Руси. Владимиро-Суздальское княжество"
план-конспект урока по истории (6 класс)

Гальченко Людмила Ивановна

Урок разработан для учащихся 6-х классов, изучающих историю России по учебникам "История России" под редакцией А.В.Торкунова. Цель урока: сформировать представление об особенностях правления первых русских  князей во Владимиро-Суздальском княжестве 12 века, прививать интерес к изучению прошлого нашей страны, формировать национальные базовые ценности. Урок предложен с использованием технологий проблемно-диалогического обучения, учебного сотрудничества, приема "Ложная альтернатива", "Необъявленная тема".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_uroka_istorii_2024.docx329.67 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта проекта образовательного занятия по истории России

ФИО и место работы автора/авторов

Гальченко Л.И. МАОУ «СОШ №49», учитель истории и обществознания

Тема

Первые князья Владимиро-Суздальского княжества

Цель

Сформировать представление особенностях правления первых князей во Владимиро-Суздальском княжестве

Планируемые образовательные результаты

Сформированность понятий: политическая раздробленность, миграция, ополье, архитектурный ансамбль, дворяне (милостники), аскетизм;

Сформированность предметных умений: работать с картой и историческими источниками; характеризовать основные направления внутренней и внешней политики Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо,

объяснять, что такое ополье, дворяне, архитектурный ансамбль, аскетизм, деспотизм.

устанавливать и понимать причинно-следственные связи между изменением внешнеполитических условий и миграцией населения

Сформированность установок: понимание роли личности в истории и влияния личности князей на особенности развития политики и культуры страны

Понимание / освоение / овладение компетенцией:

Основные понятия

политическая раздробленность, власть, ополье, архитектурный ансамбль, дворяне (милостники)

Целевая аудитория

6 класс

Формы, методы, технологии воспитания

Технологии:

  1. Технология проблемно-диалогическая
  2. Технология учебного сотрудничества
  3. Визуализация материала

Формы работы:

  1. Групповая
  2. Фронтальная

Методы и приемы:

  1. Мозговой штурм
  2. Создание проблемной ситуации
  3. Прием «Ложная альтернатива»
  4. Прием «Необъявленная тема»

Средства обучения

Презентация, рабочие листы

Организационные условия

Расстановка парт и стульев чтобы все могли видеть экран и преподавателя

Учебно-методическое обеспечение

Арсентьев Н.М., Данилов А.А.

История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. орг.В 2-х частях. Ч. 1; под редакцией А.В.Торкунова – М.: Просвещение, 2016. – 128 с.

План занятия урока в 6 классе по истории Отечества

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

(СЛАЙД 1)

Здравствуйте! Вижу вы готовы к занятию! Для того, что бы настроится на работу давайте подумаем над этими двумя историческими картами.

(СЛАЙД 2)

На слайде вы видите две карты.

Что объединяет эти две разные карты?

Чем они отличаются?

Предположите почему произошли такие изменения.

Найдите на карте Москву…отыщите Киев…как вы думаете поменялся ли статус Киева к рассматриваемому времени?

Сегодня на месте этого княжества находится

территория, которая является сердцем России-Москва, современная столица нашего государства.

«Земля за великим лесом» — Залесская Русь в XI в. была окраиной Древнерусского государства. На этой огромной и очень богатой территории с реками, лесами, болотами и плодородными землями тогда еще только начинался процесс заселения. Знаменитый русский историк Василий Осипович Ключевский называл эти земли «Чудским захолустьем», которое изначально не привлекало внимания киевских князей. Так что же послужило поводом для того, что именно эта территория стала претендовать на первенство в последующие периоды русской истории?

Как вы думаете, почему произошли такие изменения?

Вы помните, какие прозвища получали европейские короли?

В истории нашего Отечества были князья:

Юрий Долгорукий (потому что у князя была несоразмерно длинной правая рука),

Андрей Боголюбский (потому что все знали, что его любил Иисус Христос),

Всеволод Большое Гнездо (на голове носил шляпу, похожую на гнездо птицы)

(ПРИЕМ «ложная альтернатива»)

Настраиваются на урок, участвуют в диалоге с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку.

Предполагают, что на карте изображены территории Русского государства.

Отличие карт в том, что на 1 карте единый цвет, значит единая территория. А на 2 карте разным цветом окрашены земли Руси. Называют княжества Руси.

Сталкиваются с затруднением. Высказывают свои мнения.

Видимо, поменялся статус Киева, он перестал быть главным городом Руси.

А Москва появилась во Владимиро-Суздальском княжестве.

Предполагают, что возможно во Владимиро-Суздальском княжестве появились более дальновидные князья

- прозвища получали за выдающиеся качества, если таких качеств не было, то получали обидные прозвища, например Пипин Короткий, Карл Мартелл (Молот), Ричард Львиное Сердце, Карл Великий и пр.

Дети предполагают, верны ли данные тезисы (конечно нет), но надо проверить

#1060;ормулирование темы.

Целеполагание и планирование работы

Цель: подведение учащихся к формулированию темы и цели

(Слайд 3)

Давайте вместе попробуем сформулировать задачи нашего урока.

Тему урока давайте сформулируем в конце нашего занятия

(ПРИЕМ «Необъявленная тема»)

Учитель обращает внимание детей на белый лист с вопросительным знаком, прикрепленный к доске. Просит высказать предположения и после выслушивания ответов поворачивает лицевой стороной, где изображены контуры Владимиро-Суздальского княжества.

Ребята, мы видим сейчас только контуры, а к концу урока здесь появится наглядная информация, если мы дружно поработаем

Дети предлагают задачи, которые «назрели» в процессе первой части урока:

#1059;знать каковы причины перемен в границах русского государства

#1055;очему стало расти Владимиро-Суздальская земля, а Киевское княжество стало маленьким

#1055;очему князья Владимиро-Суздальского княжества получили свои? прозвища?

Участвуют в беседе

Осознают важность предстоящей работы

3. Этап формирования новых понятий и способов деятельности

Цель: а) узнать каковы причины перемен в границах русского государства и особенности правления владимирских князей; б) развивать навык определения существенных и видовых признаков понятия; в) формировать умение поиска информации из разнообразных источников; г) развивать навыки коллаборативности.

Прежде чем вы начнете изучать новый материал, предлагаю вам проверить ваши знания по данным вопросам (вопросы урока на слайде)

Входная диагностика (Приложение)

А верно вы ответили на вопросы или нет, узнаем в конце урока.

Начинем поработать в группах:

1 группа «Теоретики» (найти объяснения, почему население мигрировало из Киевского во Владимиро-Суздальскую землю) с.108-109

2 группа «Энциклопедисты» (найти новые термины, важные понятия, даты и географические объекты по истории Владимиро-Суздальского княжества)с.

3 группа «Поисковики» (найти объяснение, почему владимирские князья получили статусы Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо)с.110-113

4 группа «Культурологи» (пояснить какие изменения в истории культуры происходят во Владимиро-Суздальском княжестве).с.113-115

(Слайд 9-10)

(Слайд 11)

Физминутка

Учитель называет характеристику. Ученики встают– если утверждение верно.

Расположено на северо- востоке ( да )

Форма правления – органиченная монархия (нет )

Главные города Ростов, Суздаль (да )

Форма правления не ограниченная монархия монархия(да)

В княжестве плодородные земли (да )

много леса (да )

У князя Всеволода было много детей (да )

Юрий Долгорукий в 1147 году основал Москву (да)

Выполняют тестовые задания в группах.

Переворачивают листочки (убирают в сторону)

Дети распределены в группы.

С помощью учебного текста работают над задачами в своих группах.

4. Этап создания коллективного продукта урока

(Слайд 13-16)

Итак, уверена, что вы уже добыли нужную информацию и готовы ее представить

Учитель с ребятами крепит на центральный лист слова-«опоры»: безопасность, торговый путь (Волга), пашня, климат.

Учитель принимает ответ группы и ученики дополняют центральный лист новыми терминами и датами

Ученик крепит имена князей к центральному листу

Какие памятники культуры сохранились до наших дней?

Итак, наш «белый лист» заполняется вашими открытиями. Теперь мы видим, как ожила история Владимиро-Суздальского княжества.

Мы очень хорошо поработали.

Сейчас вернемся к тесту, который выполняли в начале урока. Предлагаю передать листочки с ответами соседней группе для взаимопроверки.

Сделайте вывод по результатам проверки

Давайте подведем итоги. Решили мы поставленные задачи?

Осталось (сформулировать)записать тему урока.

1 группа «Теоретики»: могут объяснить, что миграция населения из южного княжества в северо-восточную Русь связана с безопасностью этих земель, т.к. они были удалены от агрессивных кочевников в лесной местности, с актуальным Волжским торговым путем, новыми землями, пригодными для пахоты и теплым климатом; (группе нужно было найти объяснения, почему население мигрировало из Киевского во Владимиро-Суздальскую землю).

2 группа «Энциклопедисты»: представляют термины: политическая раздробленность, ополье, архитектурный ансамбль, дворяне (милостники), 1147 г,р.Волга, Москва (группа должна была найти новые термины, важные понятия, даты и географические объекты по истории Владимиро-Суздальского княжества).

3 группа «Поисковики»: сообщают о том, почему владимирские князья получили статусы Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо.

4 группа «Культурологи»: представляют культурные объекты расцветающего Владимиро-Суздальского княжества – Золотые ворота во Владимире, Дмитриевский и Успенский соборы, Церковь Покрова на Нерли, литературный памятник «Моление Даниила Заточника» и пр.

Золотые ворота во Владимире, Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, церковь Святого Георгия в Ладоге, церковь Спаса на Нередице, церковь Параксева Пятницы

Проверяют вместе с учителем

Дети соотносят результаты работы с поставленными в начале урока задачами.

Предлагают тему урока: Владимиро-Суздальское княжество Руси или Князья Владимиро-Суздальского княжества?

5. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: соотнесение цели урока и его результатов; самооценка результатов

(Слайд 19) Итак, ребята, подведем итоги урока.

- О чем сегодня я узнал на уроке?

- Чему я научился?

- Чему я могу научить другого?

Объяснение домашнего задания. Заключительное слово учителя

Владимиро-Суздальское княжество и его история - важная страница российской истории, поскольку уже на рубеже 12-13 веках именно князья из Владимира добились господства над другими княжествами, в результате чего именно Владимиро-Суздальская земля стала доминировать на Руси, а ее князья стали оказывать наибольшее влияние на политику и уклады не только своего княжества, но и на соседние. Фактически к 13 веку окончательно произошел перенос политического центра Руси с Юга (Киев) на Северо-восток (Владимир и Суздаль).

Политические особенности Владимиро-Суздальского княжества заключались в сильной власти князя. В отличие от большинства других земель, здесь князь был главой и решал все важные вопросы.

Сильная власть князя была возможна из-за того, что в этих землях было большое количество новых городов, где еще не успело сформироваться сильное боярство. В результате реальная власть была только у князя, а Вече носило только совещательный характер.

В ц

Дети участвуют в рефлексии

Приложение

Рабочий для группы «Теоретики»

Владимиро-Суздальское княжество.

Земли северо-восточной Руси в течение долгих веков были одним из самых глухих углов восточнославянских земель. В крае было много лесов. Поэтому его часто называют Залесским. Густые непроходимые леса защищали его от вторжений врагов. Среди лесов располагались пригодные для хлебопашества земли. Особую ценность здесь имело ополье – территория с плодородной почвой. Здесь издавна жили финно-угорские племена – меря, весь, чудь, мурома. С 9 века сюда стали проникать восточнославянские племена – кривичи и вятичи. В этот тихий край приходили с юга крестьяне и ремесленники. С 12 века приток русского населения резко возрос. Спасаясь от половецких набегов, сюда с юга Руси перебирались многие земледельцы. Они селились на свободных землях, корчевали лес под пашню. Строили города. Население занималось земледелием, скотоводством, рыбной ловлей, добычей соли, бортничеством, бобровым промыслом. В городах и на селе были развиты ремесла. Уже в 9 веке в междуречье Оки и Волги возникли города Ростов и Суздаль, Ярославль. По распоряжению Владимира Мономаха на реке Клязьме был построен город Владимир.

Задание: найти объяснения, почему население мигрировало из Киевского княжества во Владимиро-Суздальскую землю.

Рабочий лист группы «Энциклопедисты»

Задание: используя текст учебника (с.100, 108, 110, 117), объясните значение терминов: политическая раздробленность, ополье, архитектурный ансамбль, дворяне (милостники), 1147 г, р.Волга, Москва

Политическая раздробленность –

Ополье –

Архитектурный ансабль –

Дворяне (милостники) –

1147 год –

Река Волга –

Москва -

Рабочий лист группы «Поисковики»

Всеволод Большое Гнездо (1154–1212) — сын Юрия Долгорукого.

С 1176 года, после смерти старшего брата Михаила, Всеволод стал владимиро-суздальским к князем. Всеволод Юрьевич стремился подчинить Новгород своей власти: сажал новгородскими князьями своих ставленников. В походах 1180, 1187, 1207 гг. подчинил своему влиянию Рязань. От него зависели Киев, Чернигов. В 1190 году принял под покровительство галицкого князя Владимира Ярославича.

При Всеволоде территория Владимиро-Суздальского княжества расширилась на восток благодаря успешным походам на на волжских булгар и мордву. Всеволод первым присвоил себе титул великого князя владимирского. У Всеволода Юрьевича было 12 детей, в том числе 8 сыновей, поэтому он получил прозвище «Большое Гнездо».

Юрий Долгорукий. С именем этого князя связано первое упоминание о Москве – 1147 г. Владимир Мономах выделил сыну Юрию небольшое Ростовское княжество. А Юрий хотел большего! Даже «тянул руки» к киевскому престолу. Дважды владел им (1149-1151, 1155-1157). В годы его правления Ростово-Суздальское княжество превратилось в обширную, богатую и независимую страну на северо-востоке Руси. Хотел получить поддержку церкви, поэтому строил храмы.

Андрей Боголюбский. Сын Юрия Долгорукого и дочери половецкого князя. Властолюбивый и жестокий политик, избавлялся от соперников: выгнал брата, племянников, мачеху. Захватил Киев и разграбил его. Но продолжал жить во Владимире. Присоединил некоторые земли мордвы, часть новгородских владений. Был храбрым воином. Пытался перевести митрополита во Владимир, чтобы сделать его религиозным центром.

Отправляясь на север из Киевской земли, Андрей увез с собой одну из киевских святынь – икону Богоматери. Как повествует летописец, кони, везшие повозку с иконой, остановились в окрестностях Владимира, и никакая сила не могла сдвинуть их с места. Князю пришлось заночевать в поле. Во сне Андрею явилась Богородица, повелевавшая основать церковь на месте видения, а икону оставить во Владимире. Князь выстроил вместе с церковью великолепный белокаменный дворец. Его новая резиденция получила название Боголюбово, а сам князь – прозвище Боголюбский.

Задание: найти объяснение, почему владимирские князья получили статусы Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо

Рабочий лист группы «Культурологи»

Задание: пояснить, какие изменения в истории культуры происходят во Владимиро-Суздальском княжестве.с.113-115

Назовите известные памятники культуры.

Культура Владимиро-Суздальской земли сложилось многогранной. Расцвета здесь достигло летописание. Характерная черта летописей этого княжества - подчеркивание величие княжества над другими, а также особое положение города Владимир.В этих землях активно развивалась архитектура и строительство. Строители чаще всего использовали камень-известняк белого цвета. Пик строительства пришелся на правление Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо. В городе Владимир были возведены каменные стены с золотыми воротами, а также построен Успенский собор. Именно в этом храме хранились главные религиозные святыни княжества. Позже, во времена правления Всеволода Большое Гнездо, в городе был построен Дмитриевский собор. В Боголюбове был построен один из уникальнейших архитектурных памятников Древней Руси - церковь Покрова на Нерли. Церковь была построена по приказу Андрея Боголюбского на берегу реки Нерль.

Обращает на себя внимание и развитие живописи. Например, фрески Успенского и Дмитриевского соборов поражают своим изяществом.

C:\Users\Лариса\Downloads\

Входной тест

  1. Политической особенностью Северо-Востока Руси в период раздробленности была сильная власть
  1. князя
  2. вече
  3. дружины
  4. крестьянской общины (1)
  1. Расположите в хронологическом порядке правления имена князей.
  1. Юрий Долгорукий
  2. Ярослав Мудрый
  3. Владимир Мономах
  4. Андрей Боголюбский (2314)
  1. Какому городу уделял большое внимание Андрей Боголюбский во время своего правления?
  1. Киеву
  2. Новгороду
  3. Владимиру
  4. Смоленску (3)
  1. Выберите из списка три памятника архитектуры, относящихся к истории Северо- Восточной Руси периода раздробленности. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Перли
  2. Софийский собор в Киеве
  3. Дмитриевский собор во Владимире
  4. Успенский собор во Владимире
  5. храм Христа Спасителя
  6. церковь Спаса на Крови (134)
  1. К причинам активного переселения людей с Юга Руси в междуречье Оки и Волги относится
  1. спасение от половецких набегов
  2. хороший климат, чернозёмные плодородные почвы
  3. стремление передать земли междуречья под контроль печенегов
  4. желание крестьян найти военную добычу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока истории России для 7 класса по новым ФГОС

Технологическая карта с дидактической структурой урока в 7 классе  по  ИСТОРИИ России по теме : «Народные движения первой четверти XVIII в.» по учебнику : Данилов А. А., Косулина  Л. Г....

Технологическая карта урока истории России в 9 классе. Тема: Внешняя политика СССР в 1930-е годы: смена ориентиров

P { margin-bottom: 0.21cm; } Технологическая карта урока истории России в 9 классеТема: Внешняя политика СССР в 1930-е годы: смена ориентировПодготовила и провелаучитель Юрова С. В.Тип урока: уро...

Культура Древней Руси. Технологическая карта урока истории России в 6 классе по ФГОС.

Описание проекта урока1.     Предмет: история России2.     Класс: 63.     Используемый УМК: учебник Арсентьева Н. М., Данилова А. А., Стефан...

Технологическая карта урока истории России в 6 классе "Батыево нашествие на Русь".

Технологическая карта урока истории России в 6 классе "Батыево нашествие на Русь" к УМК  А.В. Торкунова....

Технологическая карта уроков истории России Тема урока РУСЬ И ЛИТВА

Технологическая карта уроков истории России Тема урока РУСЬ   И   ЛИТВА...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА. ИСТОРИИ РОССИИ 7 КЛАСС. Тема урока: Внешняя политика Ивана IV

Цель урока: Формирование представлений о внешней политике России во второй половине XVI в....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ РОССИИ (дистанционный урок) по теме: "Окончание Смуты. Новая династия."

Урок разработан по технологии критического мышления. Использование различных интернет - сервисов дает возможность разрабатывать  задания, направленные как на развитие познавательного интереса к п...