Рабочая программа по истории в 10-11 классах
календарно-тематическое планирование по истории (10 класс) на тему

Никитина Елена Анатольевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истории в 10-11 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_10-11kl.docx91.51 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                    Рабочая программа по истории 10-11 классы Никитина Е.А.

Муниципальное общеобразовательное учреждение Бучальская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

Никитина Е.А.

Протокол № ___ от «__»

__________________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

Бахтина А.В.

 «__»________________20___г.

«Утверждаю»

Директор школы

 Корешкова Н.А

Приказ № ___ от «__»_________________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истории в 10-11 классах

Никитиной Елены Анатольевны,

учителя

 первой  квалификационной категории

                                                                                                       Структура документа

Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, требования к уровню подготовки обучающихся, основное содержание с распределением учебных часов, календарно-тематическое планирование по всеобщей истории и истории России, литературу и средства обучения.        

                                                                                           ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, примерной программы по истории для образовательных учреждений, учебников: Алексашкина Л.Н.Всеобщая история. 10 класс. – М.:Мнемозина,2008г., Алексашкина Л.Н.Всеобщая история. 11 класс. – М.:Мнемозина,2009г., Борисов А.А. История России 10 класс.1,2 ч. – М.: Просвещение, 2009г., Левандовский А.А. История России. 11 класс. – М.: Просвещение, 2010г.

Последовательность изучения тем, включенных в тот или иной блок, распределение часов определяется календарно-тематическим планированием, которое соответствует логике учебников по всеобщей истории и истории России.  

Выбор примерной программы мотивирован тем, что она

- соответствует  стандарту основного общего образования по истории;

 - построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

- сохраняя единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для вариативного построения курсов истории.

Основные содержательные линии примерной программы базового уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Особое значение придается характеристике истории нашей страны в контексте мировой истории XX в. Объединяется изучение вопросов истории международных отношений и внешней политики России (СССР), сочетание материала всеобщей и отечественной истории в темах о Первой мировой войне, Второй мировой войне и Великой Отечественной войне советского народа.

В старших классах общеобразовательной школы предполагается изучение истории на более высоком уровне, чем в основной школе. При этом решаются следующие задачи:

  • формировать у учащихся целостные представления об истории человеческого общества, о месте в ней истории России, населяющих ее народах;
  • развивать у старшеклассников умения анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определять свое отношение к ним;
  • способствовать социализации молодого человека, осознанию им своей принадлежности к определенной государственной, культурной, этнонациональной общности, пониманию многообразия современного мира и необходимости диалога между представителями разных культур;
  • создать предпосылки для дальнейшего образования выпускников средней школы в высших учебных заведениях гуманитарного профиля и самообразования.

Место предмета в  учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140  часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, в том числе: в X и XI классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. Так как курс истории в 10 классе предполагает изучение большого объема материала (с древнейших времен до начала XX  века), образовательным учреждением был выделен из школьного компонента дополнительный час. Программа в 10 классе рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
  • периодизацию всемирной и отечественной истории;
  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  • историческую обусловленность современных общественных процессов;
  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических  процессов и явлений;
  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

170 ЧАСОВ

ИСТОРИЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XIX ВЕКА (102ЧАСА) 10 КЛАСС

   ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

История как наука ( 2 ч)

1. История как наука. История в системе гуманитарных наук. Периодизация истории.

2.Основные концепции исторического развития человечества: историко-культурологические (цивилизационные) теории, формационная теория, теория модернизации.

Древнейшая история человечества ( 2 ч)

1. Древнейшая стадия истории человечества

Современные научные концепции происхождения человека и общества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей.

2. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения.

Цивилизации Древнего мира (6 часов) 

1.Архаичные цивилизации. Древний Восток: Египет, Месопотамия, Восточное Средиземноморье. Особенности материальной культуры. Развитие государственности и форм социальной организации. Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и накопление знаний.  Возникновение религиозной картины мира. Философское наследие Древнего Востока.  Становление иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь.

2. Цивилизации Древнего Востока: Иран, Индия, Китай. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций.  Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе.

3. Античные цивилизации Средиземноморья. Древняя Греция: от ранних цивилизаций до расцвета полиса. Полисная политико-правовая организация и социальная структура.

4.Древняя Греция: от полиса к эллинистическим монархиям. Демократия и тирания.  Формирование научной формы мышления в античном обществе.

Философское наследие Древней Греции.

5.Римская республика и империя. Римское право. Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления в античном обществе. Философское наследие Рима.

6.  Римская империя. Ранняя империя (принципат). Поздняя империя (доминат).

Цивилизации Средневековья (7 ч)

1. Средние века: понятие, периодизация. Раннее средневековье. Традиционное общество: социальные связи, экономическая жизнь, политические отношения.

2. Перекресток цивилизаций на Востоке: Византия, арабы, турки.  Возникновение исламской цивилизации. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.

3. Средневековое европейское общество. Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание западноевропейского Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.

4 Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Образование централизованных государств.

5. Роль церкви в европейском обществе. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.  Динамика развития европейской средневековой цивилизации.

6. Народы Центральной и Юго-Восточной Азии в период Средневековья.

7.Социально-политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества. Предпосылки модернизации.

Обобщение 1ч.

Контрольный зачет по разделу  с древнейших времен до конца XVII века 1 ч.

Новое время: эпоха модернизации (13 ч)

 1.Понятие «Новое время».  Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового  пространственного восприятия мира. 

 2. Реформация и контрреформация в Европе.  Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества.

   Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации.

 3.  От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Английская революция 1640-1660 годов. Возникновение концепции государственного суверенитета

 4.  Идеология Просвещения. Конституционализм. Становление гражданского общества. Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма.

 5. Великая французская революция XVIIIвека. Становление республики. Якобинская диктатура. Правление директории. От республики к империи.

6. Страны Европы и США в первой половине XIX века.  Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот.  Торговый и мануфактурный капитализм. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы.

7. Страны Европы и Северной Америки во второй половине XIX века. Власть и общество. Гражданская война и Реконструкция в США.  Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики.

 8. Страны Азии, Латинской Америки в XVI – XIXвеках: от колоний к независимым государствам.

9.  Страны Африки в XVI – XIXвеках: наступление колониализма.

10. «Эшелоны» модернизации как различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.

11. Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в  XVII-XIX вв. 

12.Культурное наследие Нового времени.  Особенности духовной жизни Нового времени.

13.Эволюция системы международных отношений. Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии. 

Обобщение 1ч. Изменение роли техногенных и экономических факторов общественного развития в ходе модернизации. Изменение в идеологических и правовых основах государственности.

Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в.

Контрольный зачет по разделу «Новое время»1 ч.

                                                                 История России

История России – часть всемирной истории ( 2 ч)

1.Особенности становления и развития российской цивилизации.

2. Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Источники по истории Отечества.

Народы и древнейшие государства на территории России (5  ч)

1.Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Стоянки каменного века.

2. Переход от присваивающего хозяйства к производящему.  Оседлое и кочевое хозяйство. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.

3.  Великое переселение народов и его влияние на формирование праславянского этноса. Праславяне.

4. Место славян среди индоевропейцев. Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркоязычные племена.

5. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение.  

Русь в IX – XIII вв.  ( 8 ч)

1.Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь».  Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки».

2. Киевская Русь. Принятие христианства. «Русская Правда» . Развитие норм права на Руси. Категории населения.

3. Основные направления внешней политики Киевской Руси.  Походы на Византию.

4. Христианская культура и языческие традиции. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.

Культура Киевской Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Письменность и книги. Фольклор. Архитектура. Живопись. Христианская культура и языческие традиции Руси.

5. Русские земли в XII – начале XIII в Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Феодальная раздробленность.  Княжеские усобицы.   Русь и Степь. Идея единства Русской земли.

6.  Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Новгородская боярская республика. Вече и аристократия.

7. Культура Руси XII – XIII века. Расцвет летописания. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.

8.  Монгольское нашествие. Русские земли под властью Золотой Орды. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Образование единого Русского государства в XIV –XV вв. (6 ч)

1.Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.

Усиление Московского княжества в первой половине в XIV – XVвв. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель.

2.  Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси. Автокефалия Русской Православной Церкви.

3. Завершающий этап создания единого Русского государства.   Присоединение Новгорода. Ликвидация мелких княжеств и уделов. Великое княжество Московское в системе международных отношений. Принятие Ордой ислама.  

4.  Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига.

5. Культура Руси в XIV – XV в. Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII –XV вв.  Культурное развитие русских земель и княжеств. 

6. Летописи. Памятники Куликовского цикла. Архитектура Москвы. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры.

Российское государство XVI–XVII вв. (11ч)

1. Россия в XVI столетии. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Формирование новой системы управления страной. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим».

2.Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства.

3. Русская культура в  XVI столетии. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики.

4.  Архитектура. Живопись. Художественное ремесло.

5. Смутное время. Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. 

6.Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.

7.Возрождение страны после Смуты. Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы.  Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество.

8. Внешняя политика России в XVII веке. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в.

9.  Культура России в XVII столетии. Культура народов Российского государства XVII в. вв. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства.

10. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.

11. Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.

Обобщение 1ч. Средневековая Русь среди других стран Европы.

Контрольный зачет по  истории России   с древнейших времен до конца XVII века  1 ч.

Россия в XVIII – середине XIX вв. ( 20 ч)

1.Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма.

2. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи.

3. Внешняя политика Петра I.Азовские походы. Северная война.  

4.  Культурная революция в начале XVIII века. Образование и просвещение. Наука. Общественная мысль. Новшества в быту.

5.  Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства.

6.   Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Законодательное оформление сословного строя.

7. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма.

8.  Внешняя политика России в XVIII веке.  Превращение России в мировую державу. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII в. I антифранцузская коалиция.

9. Царствование Павла I. Внутренняя и внешняя политика.

II антифранцузская коалиция.

10. Культура России в XVIII веке. Особенности русского Просвещения. Основание Академии наук и Московского университета. Ученые общества.

11.  Наука. Художественная культура. Развитие музыкально-театрального искусства.

12.  Экономическое развитие в конце XVIII – первой половине XIX века. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества.  Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.

13.Реформы Александра I.  Упрочение сословного общества. Реформы государственной системы в первой половине XIX в.

Реформы системы государственного управления.  Создание системы народного образования.

14.   Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе.

15. Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов.

16. Внутренняя политика Николая I . Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности».

17. Внешняя политика Николая I.Кавказская война. Крымская война.

18.   Общественное движение в годы царствования Николая I .

Славянофилы и западники. Русский утопический социализм. 

19.  Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой первой половины XIX вв. Научно-техническая мысль и научные экспедиции 20.  Новаторство и преемственность художественных стилей в изобразительном искусстве. Изменение принципов градостроительства. Русская усадьба.

Россия во второй половине XIX  (10 часов)

1.Начало правления Александра II.Отмена крепостного права.

2. Социально-экономическое развитие пореформенной Руси.

3.  Реформы 1860-х – 1870-х гг, их экономические и социальные последствия.Развитие капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества.

4.  Консерваторы, либералы и радикалы в пореформенный период. Начало массового рабочего движения.

5.  Выступления разночинной интеллигенции.

Народничество. Политический террор.

6. Внутренняя политика и общественное движение в годы Александра III . Самодержавие, сословный строй и модернизационные процессы. Политика контрреформ. 

7.  Внешняя политика во второй половине XIX века. Народы Российской империи в XIX в. Национальная политика самодержавия.

8. Утверждение капиталистической модели экономического развития.  Завершение промышленного переворота.

9.Российская культура второй половины XIX в. Общественное служение литературы и искусства. Возрождение национальных традиций в искусстве конца XIX в.

10.Духовная жизнь российского общества на рубеже веков XIX-XX веков. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых.

Обобщение 1ч. 

Контрольный зачет по  истории России   XVIII –XIX вв. -   1 ч.

Резерв – 2 часа

ИСТОРИЯ XX ВЕК (68ЧАСОВ) 11 КЛАСС

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

Введение (1ч.)

1.Периодизация истории XX в. Карта XX в.: от мира империй к сообществу независимых государств. Россия, СССР на карте мира. Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. и поиск новых моделей общественного развития.

На пороге новейшей эпохи (3ч.)

2.Научно-технический прогресс в начале XX в.  Центры и периферия индустриального мира. Кризис индустриального общества.

3. Страны Европы и США в начале XX века. Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия. Демократизация общественно-политической жизни и развитие правового государства. Молодежное, антивоенное, экологическое, феминисткое движения. Проблема политического терроризма.

Реформы начала XX в. как пути разрешения социальных противоречий

Основные этапы развития системы международных отношений в конце XIX - середине ХХ вв.

4. «Пробуждение Азии». Мексиканская революция 1910 – 1917г. (опыт стран Европы, Америки, Азии).

Первая мировая война (2 ч)

5.Повод и причины. Борьба за передел мира. Война и общество. Мировая война в истории человечества: социально-психологические, демографические, экономические и политические причины и последствия. 

6. Первая мировая война (основные фронты, итоги).

Жизнь в тылу.

Страны Европы и США в первой половине XX века(6ч.) 

7. Образование новых государств.   Модели ускоренной модернизации в ХХ в. Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма новейшего времени.Исторический выбор: демократия, авторитаризм, тоталитаризм. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации.

8. Демократия Запада в 1918 – 1939гг. Путь компромиссов и реформ в странах Западной Европы и США.  Проблема периодизации НТР. Циклы экономического развития стран Запада в конце XIX – середине XX вв. От монополистического капитализма к смешанной экономике.

9. Политическая идеология тоталитарного типа. Государственно-правовые системы и социально-экономическое развитие общества в условиях тоталитарных и авторитарных диктатур в странах Центральной и Восточной Европы.

10. Борьба за освобождение и обновление в странах АзииМодернизация в Турции. Революция в Китае. Освободительное движение в Индии.

11. Культура в меняющемся мире.  Особенности государственно-корпоративных (фашистских) и партократических тоталитарных режимов  в области культуры.

12.  Международные отношения в 1920 – 1930 годы Особенности государственно-корпоративных (фашистских) и партократических

тоталитарныхрежимов, их политики в области государственно-правового строительства, социальных и экономических отношений. Фашизм и национал-социализм: идеология и политическая практика.

13.Вторая мировая война: причины, этапы, участники. (2ч.)

 Мировая война в истории человечества: социально-психологические, демографические, экономические и политические причины и последствия. 

14. Жизнь в оккупации. Движение сопротивления.

США и страны Западной Европы во второй половине XX века. (8ч.)

15.  Изменение геополитической ситуации в Европе и мире.

Проблемы отношений “Запад — Восток”, “Север — Юг”. Раскол мира на “западный” и “восточный” блоки. Противостояние, “холодная война”. Крушение колониальной системы.

16. Общество в движении. Страны Западной Европы и США.  Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства. Изменение социальной структуры индустриального общества. Научно-технический прогресс и изменения в образе жизни людей. Техника и духовный мир человека, техника и экология.

17. Соединенные Штаты Америки во второй половине XXвека. Демократы и республиканцы.

18.Успехи проблемы западно-европейского общества.   Системный кризис индустриального общества на рубеже 1960-х – 1970-х гг.

Социальное общество. Выбор освободившимися странами путей развития. Традиционные общества и проблемы модернизации.  Консерваторы и либералы.

19. Страны Центральной и Восточной Европы: в поисках своего пути. Модели социализма: советская, восточноевропейская. События 1989—1991 гг. в странах Восточной Европы.

20. «Новые индустриальные страны» Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: авторитаризм и демократия в политической жизни, экономические реформы. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки.

21.Культура во второй половине XX – XXI века. Научное познание и объяснение мира. Системы общественных и духовных ценностей. Информационная революция. Массовая культура. Общественное сознание и духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира. Мировоззренческие основы реализма и модернизма. Технократизм и иррационализм в общественном сознании ХХ в.

22. Международные отношения   во второй половине XX – XXI века. Деятельность ООН и других международных организаций. Международные движения за безопасность, разоружение, мир. Экологические движения.

История России

Российская империя. (9ч.)

1.Социально-экономическое развитие страны  в начале XX века. Задачи модернизации России.  Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны.

2. Внутренняя и внешняя политика самодержавия. Реформаторские проекты начала века и опыт их реализации. Реформы С.Ю. Витте. 

Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война 1904-1905 гг.

3. Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков.Российское общество: национальные движения, революционное подполье, либеральная оппозиция.

4. Россия в годы первой революции 1905-1907 гг.: начало, подъем, отступление.

5. Формирование многопартийности и начал парламентаризма.

 Становление российского парламентаризма.

6. Монархия накануне крушения. Третьеиюньская политическая система.

7. Наведение порядка и реформы. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации.

8. Россия в Первой мировой войне. Война и общество (Европа, Россия). Влияние войны на российское общество. Общественно-политический кризис накануне 1917 г

9. Русская культура конца XIX – начала XX века. Просвещение. Печать. Наука. Литература и искусство. Развитие системы образования, научные достижения российских ученых.

Великая российская революция (30ч.)

10.Падение самодержавия. Временное правительство и Советы. 

Февральская революция и альтернативы развития страны

11. Кризисы власти . От демократии к диктатуре. Учредительное собрание. Брестский мир.

12.  Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Утверждение Советской власти. Маргинализация общества

Большевики берут власть.

13. Становление новой России.  Первые декреты Советской власти. Создание РСФСР. Конституция 1918 г. Формирование однопартийной системы в России.   

 14. Гражданская война  и иностранная интервенция: причины, этапы, участники. Цели и идеология противоборствующих сторон.

15.Политика «военного коммунизма». «Белый» и «красный» террор. Причины поражения белого движения.  Российская эмиграция.

Почему победили красные?

16.  Экономическое и политическое положение Советской России после гражданской войны. Переход к новой экономической политике.

17. Общественно-политическая жизнь. Культура. Задачи «культурной революции».

18. Образование СССР.  Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство.

Полемика о принципах национально-государственного строительства. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране.

19. Внешняя политика и Коминтерн.  Внешнеполитическая стратегия СССР в период между мировыми войнами. Дипломатическое признание СССР.

 20.  Успехи, противоречия и кризисы НЭПа. Причины свертывания НЭПа. СССР: годы форсированной модернизации. Индустриализация, ее источники и результаты. Коллективизация, ее социальные и экономические последствия. Противоречия социалистической модернизации.

21. Идеологические основы советского общества и культура. Утверждение метода социалистического реализма.  Массовые репрессии. Создание советской системы образования. Наука в СССР в 1920-1930-е гг. Русское зарубежье. Раскол в РПЦ.  Общественно-политическая жизнь.

22. Конституция 1936 г. Централизованная (командная) система управления. Мобилизационный характер советской экономики. Власть партийно-государственного аппарата. Номенклатура.  Культ личности И.В.Сталина. «Страна победившего социализма»: экономика, социальная структура, политическая система.

23.Внешняя политика: СССР и Германия. Рост военной угрозы в начале 1930-х гг. и проблемы коллективной безопасности. Мюнхенский договор и его последствия. Военные столкновения СССР с Японией у озера Хасан, в районе реки Халхин-гол.  Советско-германские отношения в 1939-1940 гг.

24. Накануне войны. Политика СССР на начальном этапе Второй мировой войны. Расширение территории Советского Союза.

25.  Нападение Германии на СССР. Великая Отечественная война:  основные этапы военных действий.

26. Причины неудач на начальном этапе войны. Оккупационный режим на советской территории. Смоленское сражение. Блокада Ленинграда.

27. Военно-стратегическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой. Разгром войск агрессоров под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге: коренной перелом в ходе войны. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны.

28. Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в Европе. Капитуляция нацистской Германии. Участие СССР в войне с Японией.  Развитие советского военного искусства.

29. Мобилизация страны на войну. Народное ополчение. Партизанское движение и его вклад в Победу. Тыл в годы войны.  Перевод экономики СССР на военные рельсы. Эвакуация населения и производственных мощностей на восток страны. Идеология и культура в военные годы. Русская Православная церковь в годы войны.

30.  СССР в антигитлеровской коалиции. Конференции союзников в Тегеране, Ялте и Потсдаме и их решения. Ленд-лиз и его значение. Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы. Роль СССР во Второй мировой войне и решении вопросов послевоенного устройства мира.

31. Социально-экономическое положение СССР после войны. Мобилизационные методы восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Холодная война и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Создание ракетно-ядерного оружия в СССР.Биполярный характер послевоенной системы международных отношений. Формирование мировой социалистической системы. СССР в глобальных и региональных конфликтах в 1950-х – начала 1960-х гг. Карибский кризис и его значение.

32.Восстановление и развитие народного хозяйства. Борьба за власть в высшем руководстве СССР после смерти И.В. Сталина. ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности. Концепция построения коммунизма. Экономические реформы 1950-х – начала 1960-х гг., реорганизации органов власти и управления. Духовная жизнь в послевоенные годы. Ужесточение партийного контроля над сферой культуры. Демократизация общественной жизни в период «оттепели». Научно-техническое развитие СССР, достижения в освоении космоса.

33. СССР в 1953-1964гг.Теория развитого социализма.  Конституция 1977 г. Диссидентское и правозащитное движения. Попытки преодоления кризисных тенденций в советском обществе в начале 1980-х гг. Советская культура середины 1960-х - начала 1980-х гг. Новые течения в художественном творчестве. Роль советской науки в развертывании научно-технической революции.

34. Преобразования в экономике. Экономические реформы середины 1960-х гг. Замедление темпов научно-технического прогресса. Дефицит товаров народного потребления, развитие «теневой экономики» и коррупции. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Концепция развитого социализма.

35. СССР в глобальных и региональных конфликтах середины 1960-х – начала 1980-х гг. Советский Союз и политические кризисы в странах Восточной Европы. «Доктрина Брежнева». Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Хельсинкский процесс. Политика разрядки и причины ее срыва.  Афганская война и ее последствия.

36.Нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере в 1965 – 1985гг. Попытки модернизации советской экономики и политической системы во второй половине 1980-х гг.  Стратегия «ускорения» социально-экономического развития и ее противоречия. Введение принципов самоокупаемости и хозрасчета, начало развития предпринимательства. Кризис потребления и подъем забастовочного движения в 1989 г.  

37. Общественно-политическая жизнь. Культура. Политика «гласности». Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Демократизация общественной жизни. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Утрата руководящей роли КПСС в жизни советского общества.

38. Перестройка и её итоги.   Причины роста напряженности  в межэтнических отношениях. Подъем национальных движений в союзных республиках и политика  руководства СССР. Декларации о суверенитете союзных республик. Августовские события 1991 г. Распад СССР.

39.  СССР в глобальных и региональных конфликтах второй половины ХХ в.

Завершение «холодной войны».«Новое политическое мышление» и основанная на нем внешнеполитическая стратегия. Советско-американский диалог во второй половине 1980-х гг. Распад мировой социалистической системы.

Российская Федерация. (4ч.)

40. Россия в 1990гг. XX – XXI века. Становление новой российской государственности. Политический кризис сентября-октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Складывание новых политических партий и движений. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт и его влияние на российское общество. 

41.Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, упрочение национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе. Изменение в расстановке социально-политических сил. Роль политических технологий в общественно-политической жизни страны. Парламентские выборы 2003 г. и президентские выборы 2004 г.

42.Российская культура в условиях радикальных социальных преобразований и информационной открытости общества. Поиск мировоззренческих ориентиров. Обращение к историко-культурному наследию. Возрождение религиозных традиций в духовной жизни. Особенности современного развития художественной культуры.

43. Внешняя политика. Участие России в формировании современной международно-правовой системы. Россия в мировых интеграционных процессах. Российская Федерация в составе Содружества независимых государств. Россия и вызовы глобализации. Россия и проблемы борьбы с международным терроризмом. Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. «Шоковая терапия». Структурная перестройка экономики, изменение отношений собственности. Дискуссия о результатах социально-экономических и  политических реформ 1990-х гг.

Контрольный зачет по истории XX века. – 1 час.

Обобщающий урок – 1ч.  Мировое сообщество на пороге XXI в.

Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Россия и вызовы глобализации.

Резерв – 1 час.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XIX ВЕКА

(102ЧАСА) 10 КЛАСС

ур.

Дата

Раздел, тема по всеобщей истории

Раздел, тема по  истории России

1

                                  История как наука ( 2 ч)

1. История как наука. История в системе гуманитарных наук. Периодизация истории.

2

2. Основные концепции исторического развития человечества:историко-культурологические (цивилизационные) теории, формационная теория, теория модернизации.

3

 История России – часть всемирной истории ( 2 ч)

1.Особенности становления и развития российской цивилизации.

4

2. Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Источники по истории Отечества.

5

Древнейшая история человечества ( 2 ч)

1. Древнейшая стадия истории человечества

Современные научные концепции происхождения человека и общества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей.

6

2. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения.

7

Цивилизации Древнего мира (6 часов) 

1.Архаичные цивилизации. Древний Восток: Египет, Месопотамия, Восточное Средиземноморье. Особенности материальной культуры. Развитие государственности и форм социальной организации. Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и накопление знаний.  Возникновение религиозной картины мира. Философское наследие Древнего Востока.  Становление иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь.

8

2. Цивилизации Древнего Востока: Иран, Индия, Китай. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций.  Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе.

9

3. Античные цивилизации Средиземноморья. Древняя Греция: от ранних цивилизаций до расцвета полиса. Полисная политико-правовая организация и социальная структура.

10

4.Древняя Греция: от полиса к эллинистическим монархиям. Демократия и тирания.  Формирование научной формы мышления в античном обществе.

Философское наследие Древней Греции.

11

5.Римская республика и империя. Римское право. Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления в античном обществе. Философское наследие Рима.

12

6.  Римская империя. Ранняя империя (принципат). Поздняя империя (доминат).

13

Народы и древнейшие государства на территории России (5  ч)

1.Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Стоянки каменного века.

14

2. Переход от присваивающего хозяйства к производящему.  Оседлое и кочевое хозяйство. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.

15

3.  Великое переселение народов и его влияние на формирование праславянского этноса. Праславяне.

16

4. Место славян среди индоевропейцев. Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркоязычные племена.

17

5. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение.  

18

Русь в IX – XIII вв.  ( 8 ч)

1.Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь».  Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки».

19

2. Киевская Русь. Принятие христианства. «Русская Правда» . Развитие норм права на Руси. Категории населения.

20

3. Основные направления внешней политики Киевской Руси.  Походы на Византию.

21

4. Христианская культура и языческие традиции. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.

Культура Киевской Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Письменность и книги. Фольклор. Архитектура. Живопись. Христианская культура и языческие традиции Руси.

22

5. Русские земли в XII – начале XIII в Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Феодальная раздробленность.  Княжеские усобицы.   Русь и Степь. Идея единства Русской земли.

23

6.Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Новгородская боярская республика. Вече и аристократия.

24

7. Культура Руси XII – XIII века. Расцвет летописания. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.

25

8.  Монгольское нашествие. Русские земли под властью Золотой Орды. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

26

Цивилизации Средневековья (7 ч)

1.Средние века: понятие, периодизация. Раннее средневековье. Традиционное общество: социальные связи, экономическая жизнь, политические отношения.

27

2. Перекресток цивилизаций на Востоке: Византия, арабы, турки.  Возникновение исламской цивилизации. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.

28

3. Средневековое европейское общество. Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание западноевропейского Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.

29

4. Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Образование централизованных государств.

30

5. Роль церкви в европейском обществе. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.  Динамика развития европейской средневековой цивилизации.

31

6. Народы Центральной и Юго-Восточной Азии в период Средневековья.

32

7.Социально-политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества. Предпосылки модернизации.

33

Обобщение 1ч.

34

Контрольный зачет по разделу  с древнейших времен до конца XVII века 1 ч.

35

Образование единого Русского государства в XIV –XV вв. (6 ч)

1.Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.

Усиление Московского княжества в первой половине в XIV – XVвв. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель.

36

2.  Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси. Автокефалия Русской Православной Церкви.

37

3. Завершающий этап создания единого Русского государства.   Присоединение Новгорода. Ликвидация мелких княжеств и уделов. Великое княжество Московское в системе международных отношений. Принятие Ордой ислама.  

38

4.Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига.

39

5. Культура Руси в XIV – XV в. Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII –XV вв.  Культурное развитие русских земель и княжеств. 

40

6. Летописи. Памятники Куликовского цикла. Архитектура Москвы. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры.

41

Российское государство XVI–XVII вв. (11ч)

1. Россия в XVI столетии. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Формирование новой системы управления страной. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим».

42

2.Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства. 

43

3. Русская культура в  XVI столетии. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики.

44

4.  Архитектура. Живопись. Художественное ремесло.

45

5. Смутное время. Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. 

46

6. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.

47

7.Возрождение страны после Смуты. Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы.  Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество.

48

8. Внешняя политика России в XVII веке. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в.

49

9. Культура России в XVII столетии. Культура народов Российского государства XVII в. вв. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства.

50

10.Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.

51

11. Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.

52

Обобщение 1ч. Средневековая Русь среди других стран Европы.

53

Контрольный зачет по  истории России   с древнейших времен до конца XVII века  1 ч.

54

Новое время: эпоха модернизации (13 ч)

1.Понятие «Новое время».  Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира. 

55

2. Реформация и контрреформация в Европе.  Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества.

Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации.

56

3.  От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Английская революция 1640-1660 годов. Возникновение концепции государственного суверенитета

57

4.  Идеология Просвещения. Конституционализм. Становление гражданского общества. Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма.

58

5.Великая французская революция XVIIIвека. Становление республики. Якобинская диктатура. Правление директории. От республики к империи.

59

6. Страны Европы и США в первой половине XIX века.  Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот.  Торговый и мануфактурный капитализм. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы.

60

7. Страны Европы и Северной Америки во второй половине XIX века. Власть и общество. Гражданская война и Реконструкция в США.  Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики.

61

8. Страны Азии, Латинской Америки в XVI – XIXвеках: от колоний к независимым государствам.

62

9.  Страны Африки в XVI – XIXвеках: наступление колониализма.

63

10. «Эшелоны» модернизации как различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.

64

11. Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в  XVII-XIX вв. 

65

12.Культурное наследие Нового времени.  Особенности духовной жизни Нового времени.

66

13.Эволюция системы международных отношений. Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии. 

67

Обобщение 1ч. Изменение роли техногенных и экономических факторов общественного развития в ходе модернизации. Изменение в идеологических и правовых основах государственности.

Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в.

68

Контрольный зачет по разделу «Новое время»1 ч.

69

Россия в XVIII – середине XIX вв. ( 20 ч)

1.Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма.

70

2. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи.

71

3. Внешняя политика Петра I.Азовские походы. Северная война.  

72

4.  Культурная революция в начале XVIII века. Образование и просвещение. Наука. Общественная мысль. Новшества в быту.

73

5.  Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства.

74

6.   Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Законодательное оформление сословного строя.

75

7.Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма.

76

8.  Внешняя политика России в XVIII веке.  Превращение России в мировую державу. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII в. I антифранцузская коалиция.

77

9. Царствование Павла I. Внутренняя и внешняя политика.

II антифранцузская коалиция.

78

10. Культура России в XVIII веке. Особенности русского Просвещения. Основание Академии наук и Московского университета. Ученые общества.

79

11.  Наука. Художественная культура. Развитие музыкально-театрального искусства.

80

12.  Экономическое развитие в конце XVIII – первой половине XIX века. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества.  Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.

81

13.Реформы Александра I.  Упрочение сословного общества. Реформы государственной системы в первой половине XIX в.

Реформы системы государственного управления.  Создание системы народного образования.

82

14.   Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе.

83

15. Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов.

84

16. Внутренняя политика Николая I . Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности».

85

17. Внешняя политика Николая I.Кавказская война. Крымская война.

86

18.   Общественное движение в годы царствования Николая I .

Славянофилы и западники. Русский утопический социализм. 

87

19.  Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой первой половины XIX вв. Научно-техническая мысль и научные экспедиции.

88

20. Новаторство и преемственность художественных стилей в изобразительном искусстве. Изменение принципов градостроительства. Русская усадьба.

89

Россия во второй половине XIX  (10 часов)

1.Начало правления Александра II.Отмена крепостного права. 

90

2. Социально-экономическое развитие пореформенной Руси.

91

3.  Реформы 1860-х – 1870-х гг, их экономические и социальные последствия.Развитие капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества.

92

4.  Консерваторы, либералы и радикалы в пореформенный период. Начало массового рабочего движения.

93

5.  Выступления разночинной интеллигенции.

Народничество. Политический террор.

94

6. Внутренняя политика и общественное движение в годы Александра III . Самодержавие, сословный строй и модернизационные процессы. Политика контрреформ. 

95

7.  Внешняя политика во второй половине XIX века. Народы Российской империи в XIX в. Национальная политика самодержавия.

96

8.Утверждение капиталистической модели экономического развития.  Завершение промышленного переворота.

97

9.Российская культура второй половины XIX в. Общественное служение литературы и искусства. Возрождение национальных традиций в искусстве конца XIX в.

98

10.Духовная жизнь российского общества на рубеже веков XIX-XX веков. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых.

99

Обобщение 1ч. 

100

Контрольный зачет по  истории России   XVIII –XIX вв. -   1 ч.

101-102

Резерв – 2 часа

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ XX ВЕКА (68ЧАСОВ) 11 КЛАСС

ур.

Дата

Раздел, тема по всеобщей истории

Раздел, тема по  истории России

1

    Введение (1ч.)

1.Периодизация истории XX в. Карта XX в.: от мира империй к сообществу независимых государств. Россия, СССР на карте мира. Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. и поиск новых моделей общественного развития.

   

2

На пороге новейшей эпохи (3ч.)

2.Научно-технический прогресс в начале XX в.  Центры и периферия индустриального мира. Кризис индустриального общества.

3

3. Страны Европы и США в начале XX века. Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия. Демократизация общественно-политической жизни и развитие правового государства. Молодежное, антивоенное, экологическое, феминисткое движения. Проблема политического терроризма.

Реформы начала XX в. как пути разрешения социальных противоречий

Основные этапы развития системы международных отношений в конце XIX - середине ХХ вв.

4

4. «Пробуждение Азии». Мексиканская революция 1910 – 1917г. (опыт стран Европы, Америки, Азии).

5

Российская империя. (9ч.)

1.Социально-экономическое развитие страны  в начале XX века. Задачи модернизации России.  Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны.

6

2. Внутренняя и внешняя политика самодержавия. Реформаторские проекты начала века и опыт их реализации. Реформы С.Ю. Витте. 

Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война 1904-1905 гг.

7

3. Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков.

Российское общество: национальные движения, революционное подполье, либеральная оппозиция.

8

4. Россия в годы первой революции 1905-1907 гг.: начало, подъем, отступление.

9

5. Формирование многопартийности и начал парламентаризма.

 Становление российского парламентаризма.

10

6. Монархия накануне крушения. Третьеиюньская политическая система.

11

7. Наведение порядка и реформы. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации.

12

Первая мировая война (2 ч)

5.Повод и причины. Борьба за передел мира. Война и общество. Мировая война в истории человечества: социально-психологические, демографические, экономические и политические причины и последствия. 

13

6. Первая мировая война (основные фронты, итоги).

Жизнь в тылу.

14

 

8. Россия в Первой мировой войне. Война и общество (Европа, Россия). Влияние войны на российское общество. Общественно-политический кризис накануне 1917 г

15

Страны Европы и США в первой половине XX века(6ч.) 

7. Образование новых государств.   Модели ускоренной модернизации в ХХ в. Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма новейшего времени.

Исторический выбор: демократия, авторитаризм, тоталитаризм. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации.

16

8. Демократия Запада в 1918 – 1939гг. Путь компромиссов и реформ в странах Западной Европы и США.  Проблема периодизации НТР. Циклы экономического развития стран Запада в конце XIX – середине XX вв. От монополистического капитализма к смешанной экономике.

17

9. Политическая идеология тоталитарного типа. Государственно-правовые системы и социально-экономическое развитие общества в условиях тоталитарных и авторитарных диктатур

 в странах Центральной и Восточной Европы.

18

10. Борьба за освобождение и обновление в странах Азии

Модернизация в Турции. Революция в Китае. Освободительное движение в Индии.

19

11. Культура в меняющемся мире.  Особенности государственно-корпоративных (фашистских) и партократических тоталитарных режимов  в области культуры.

20

9. Русская культура конца XIX – начала XX века. Просвещение. Печать. Наука. Литература и искусство. Развитие системы образования, научные достижения российских ученых.

21

Великая российская революция (30ч.)

10.Падение самодержавия. Временное правительство и Советы. 

Февральская революция и альтернативы развития страны

22

11. Кризисы власти . От демократии к диктатуре. Учредительное собрание. Брестский мир.

23

12.  Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Утверждение Советской власти. Маргинализация общества

Большевики берут власть.

24

13. Становление новой России.  Первые декреты Советской власти. Создание РСФСР. Конституция 1918 г. Формирование однопартийной системы в России.   

25

 14. Гражданская война  и иностранная интервенция: причины, этапы, участники. Цели и идеология противоборствующих сторон.

26

15.Политика «военного коммунизма». «Белый» и «красный» террор. Причины поражения белого движения.  Российская эмиграция.

Почему победили красные?

27

16.  Экономическое и политическое положение Советской России после гражданской войны. Переход к новой экономической политике.

28

17. Общественно-политическая жизнь. Культура. Задачи «культурной революции».

29

18. Образование СССР.  Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство.

Полемика о принципах национально-государственного строительства. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране.

30

   

19. Внешняя политика и Коминтерн.  Внешнеполитическая стратегия СССР в период между мировыми войнами. Дипломатическое признание СССР.

31

 20.  Успехи, противоречия и кризисы НЭПа. Причины свертывания НЭПа. СССР: годы форсированной модернизации. Индустриализация, ее источники и результаты. Коллективизация, ее социальные и экономические последствия. Противоречия социалистической модернизации.

32

21. Идеологические основы советского общества и культура. Утверждение метода социалистического реализма.  Массовые репрессии. Создание советской системы образования. Наука в СССР в 1920-1930-е гг. Русское зарубежье. Раскол в РПЦ.  Общественно-политическая жизнь.

33

22. Конституция 1936 г. Централизованная (командная) система управления. Мобилизационный характер советской экономики. Власть партийно-государственного аппарата. Номенклатура.  Культ личности И.В.Сталина. «Страна победившего социализма»: экономика, социальная структура, политическая система.

34

12.  Международные отношения в 1920 – 1930 годы.

Особенности государственно-корпоративных (фашистских) и партократических тоталитарных режимов, их политики в области государственно-правового строительства, социальных и экономических отношений. Фашизм и национал-социализм: идеология и политическая практика.

35

23.Внешняя политика: СССР и Германия. Рост военной угрозы в начале 1930-х гг. и проблемы коллективной безопасности. Мюнхенский договор и его последствия. Военные столкновения СССР с Японией у озера Хасан, в районе реки Халхин-гол.  Советско-германские отношения в 1939-1940 гг.

36

24. Накануне войны. Политика СССР на начальном этапе Второй мировой войны. Расширение территории Советского Союза.

37

Вторая мировая война: причины, этапы, участники. (2ч.)  

13.Мировая война в истории человечества: социально-психологические, демографические, экономические и политические причины и последствия. 

38

14. Жизнь в оккупации. Движение сопротивления.

39

25.  Нападение Германии на СССР. Великая Отечественная война:  основные этапы военных действий.

40

26. Причины неудач на начальном этапе войны. Оккупационный режим на советской территории. Смоленское сражение. Блокада Ленинграда.

41

27. Военно-стратегическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой. Разгром войск агрессоров под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге: коренной перелом в ходе войны. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны.

42

28. Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в Европе. Капитуляция нацистской Германии. Участие СССР в войне с Японией.  Развитие советского военного искусства.

43

29. Мобилизация страны на войну. Народное ополчение. Партизанское движение и его вклад в Победу. Тыл в годы войны.  Перевод экономики СССР на военные рельсы. Эвакуация населения и производственных мощностей на восток страны. Идеология и культура в военные годы. Русская Православная церковь в годы войны.

44

30.  СССР в антигитлеровской коалиции. Конференции союзников в Тегеране, Ялте и Потсдаме и их решения. Ленд-лиз и его значение. Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы. Роль СССР во Второй мировой войне и решении вопросов послевоенного устройства мира.

45

США и страны Западной Европы во второй половине XX века. (8ч.)

15.  Изменение геополитической ситуации в Европе и мире.

Проблемы отношений “Запад — Восток”, “Север — Юг”. Раскол мира на “западный” и “восточный” блоки. Противостояние, “холодная война”. Крушение колониальной системы.

46

16. Общество в движении. Страны Западной Европы и США.  Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства. Изменение социальной структуры индустриального общества. Научно-технический прогресс и изменения в образе жизни людей. Техника и духовный мир человека, техника и экология.

47

31. Социально-экономическое положение СССР после войны. Мобилизационные методы восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Холодная война и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Создание ракетно-ядерного оружия в СССР.Биполярный характер послевоенной системы международных отношений. Формирование мировой социалистической системы. СССР в глобальных и региональных конфликтах в 1950-х – начала 1960-х гг. Карибский кризис и его значение.

48

32.Восстановление и развитие народного хозяйства. Борьба за власть в высшем руководстве СССР после смерти И.В. Сталина. ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности. Концепция построения коммунизма. Экономические реформы 1950-х – начала 1960-х гг., реорганизации органов власти и управления. Духовная жизнь в послевоенные годы. Ужесточение партийного контроля над сферой культуры. Демократизация общественной жизни в период «оттепели». Научно-техническое развитие СССР, достижения в освоении космоса.

49

17. Соединенные Штаты Америки во второй половине XXвека. Демократы и республиканцы.

50

18.Успехи проблемы западно-европейского общества.   Системный кризис индустриального общества на рубеже 1960-х – 1970-х гг.

Социальное общество. Выбор освободившимися странами путей развития. Традиционные общества и проблемы модернизации.  Консерваторы и либералы.

51

 

33. СССР в 1953-1964гг.Теория развитого социализма.  Конституция 1977 г. Диссидентское и правозащитное движения. Попытки преодоления кризисных тенденций в советском обществе в начале 1980-х гг. Советская культура середины 1960-х - начала 1980-х гг. Новые течения в художественном творчестве. Роль советской науки в развертывании научно-технической революции.

52

34. Преобразования в экономике. Экономические реформы середины 1960-х гг. Замедление темпов научно-технического прогресса. Дефицит товаров народного потребления, развитие «теневой экономики» и коррупции. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Концепция развитого социализма.

53

35. СССР в глобальных и региональных конфликтах середины 1960-х – начала 1980-х гг. Советский Союз и политические кризисы в странах Восточной Европы. «Доктрина Брежнева». Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Хельсинкский процесс. Политика разрядки и причины ее срыва.  Афганская война и ее последствия.

54

36.Нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере в 1965 – 1985гг. Попытки модернизации советской экономики и политической системы во второй половине 1980-х гг.  Стратегия «ускорения» социально-экономического развития и ее противоречия. Введение принципов самоокупаемости и хозрасчета, начало развития предпринимательства. Кризис потребления и подъем забастовочного движения в 1989 г.  

55

37. Общественно-политическая жизнь. Культура. Политика «гласности». Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Демократизация общественной жизни. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Утрата руководящей роли КПСС в жизни советского общества.

56

 38. Перестройка и её итоги.   Причины роста напряженности  в межэтнических отношениях. Подъем национальных движений в союзных республиках и политика  руководства СССР. Декларации о суверенитете союзных республик. Августовские события 1991 г. Распад СССР.

57

39.  СССР в глобальных и региональных конфликтах второй половины ХХ в.

Завершение «холодной войны».«Новое политическое мышление» и основанная на нем внешнеполитическая стратегия. Советско-американский диалог во второй половине 1980-х гг. Распад мировой социалистической системы.

58

     Российская Федерация. (4ч.)

40. Россия в 1990гг. XX – XXI века. Становление новой российской государственности. Политический кризис сентября-октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Складывание новых политических партий и движений. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт и его влияние на российское общество. 

59

41.Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, упрочение национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе. Изменение в расстановке социально-политических сил. Роль политических технологий в общественно-политической жизни страны. Парламентские выборы 2003 г. и президентские выборы 2004 г.

60

19. Страны Центральной и Восточной Европы: в поисках своего пути. Модели социализма: советская, восточноевропейская. События 1989—1991 гг. в странах Восточной Европы.

61

20. «Новые индустриальные страны» Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: авторитаризм и демократия в политической жизни, экономические реформы. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки.

62

21.Культура во второй половине XX – XXI века. Научное познание и объяснение мира. Системы общественных и духовных ценностей. Информационная революция. Массовая культура. Общественное сознание и духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира. Мировоззренческие основы реализма и модернизма. Технократизм и иррационализм в общественном сознании ХХ в.

63

42.Российская культура в условиях радикальных социальных преобразований и информационной открытости общества. Поиск мировоззренческих ориентиров. Обращение к историко-культурному наследию. Возрождение религиозных традиций в духовной жизни. Особенности современного развития художественной культуры.

64

22. Международные отношения   во второй половине XX – XXI века. Деятельность ООН и других международных организаций. Международные движения за безопасность, разоружение, мир. Экологические движения.

65

43. Внешняя политика. Участие России в формировании современной международно-правовой системы. Россия в мировых интеграционных процессах. Российская Федерация в составе Содружества независимых государств. Россия и вызовы глобализации. Россия и проблемы борьбы с международным терроризмом. Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. «Шоковая терапия». Структурная перестройка экономики, изменение отношений собственности. Дискуссия о результатах социально-экономических и  политических реформ 1990-х гг.

66

Контрольный зачет по истории XX века. – 1 час.

67

Обобщающий урок – 1ч.  Мировое сообщество на пороге XXI в.

Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Россия и вызовы глобализации.

68

Резерв – 1 час.

Литература и средства обучения

  1. Алексашкина Л.Н.Всеобщая история. 10 класс. – М.:Мнемозина,2008г.
  2.  Алексашкина Л.Н.Всеобщая история. 11 класс. – М.:Мнемозина,2009г.
  3. Борисов А.А. История России 10 класс.1,2 ч. – М.: Просвещение, 2009г.
  4.  Левандовский А.А. История России. 11 класс. – М.: Просвещение, 2010г.
  5. Компакт-диск. Мультимедийное пособие «Страницы истории XX века, ООО «Видеостудия», 2009г.
  6. Компакт-диск. Мультимедийное пособие «История России. Классические обзорные работы по всей русской истории: с древнейших времен и монографии», ООО «ДиректМедиа», г. Москва, 2009г.
  7. Компакт-диск. Мультимедийное пособие «Уроки Отечественной истории с древнейших времен до XIX века», ООО «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», г. Москва, 2009г.
  8. Компакт-диск. Мультимедийное пособие «Интерактивный курс подготовки к ЕгЭ», ООО «Медиахауз», 2007г.
  9. Петрович Уроки истории 10 – 11 классы. – М.: Творческий центр «Сфера», 2004г.
  10. Бахмутова Л.С. Конспекты уроков для учителя истории в 3 частях. . – М.: Владос, 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

рабочая программа по истории  к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

рабочая программа по истории  к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....

рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

Рабочая программа по истории древнего мира к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой "История Древнего Мира"...

Рабочая программа по истории для 10-11 классов (Преподавание истории в средней школе)

Рабочая программа по истории для 10-11 классов. Количество часов 68 часов в 10 классе и 68 часов в 11 классе Всего 136 часов, в неделю по 2 часа Учебные пособия: Л.Н.Алексашкина. «Всеобщая истор...

Рабочая программа по истории (профильный уровень) 11 класс Н.В.Загладин «Всеобщая история. Конец XIX века – начало XXI века. 11 класс» Для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 20 Н.В.Загладин, С.И.Козленко, С.Т.

Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне, Примерной программы среднего(полного) о...

Рабочие программы по истории для 10-11 класса (история России и Всеобщая история)

Рабочие программы по истории для 10го и 11го классов составлены на основе Стандарта среднего (полного) общего образования по истории (Приказ Минобразования науки от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утве...