Учебная прогулка по Измайловской Слободе
методическая разработка по истории (8 класс) на тему

Коршунова Татьяна Юрьевна

Урок-экскурсия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-_uchebnaya_progulka_po_izmaylovskoy_slobode.docx41.52 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                 

Тема : « Учебная прогулка по Измайловской слободе».

  1. Учебная прогулка- как метод освоения городского пространства
  2. План проведения учебной прогулки по Измайловской слободе.
  3. Список использованной литературы и интернет -ресурсов.

1.Смысл современного образования ,  заключенный в ФГОС, определяется как « развитие у школьников способности самостоятельно решать проблемы в различных видах деятельности». Достижение результата в образовании возможно при  реализации  системно- деятельностного  подхода , который подразумевает учебное сотрудничество различных уровней участников образовательного процесса. Сегодня реализовать подход только  в рамках традиционного урока становится трудно. Традиционный урок- это , в основном, ориентация на действия учителя. А современный урок- это взаимодействие учителя-ученика-группы. На современном уроке, а особенно на уроке краеведения, уроке истории и культуры Санкт-Петербурга, ученик не пассивный слушатель, он не просто изучает материал, а задействует свой потенциал, выявляет, развивает свои способности.

Деятельность человека ( ребёнка,  подростка- в особенности) не может быть нейтральной. В ней человек либо развивается, либо деградирует в своём развитии: приобретает, либо не приобретает знания, навыки, умения; включается, либо не включается в активный процесс самопознания и самовоспитания; формулирует  ценностное , либо бездумное отношение к окружающей жизни- и тем самым определяет свою будущую жизненную позицию. Этим выбором « либо -либо» и определяется воспитательный потенциал деятельности, определяется социализация школьника и будущего гражданина. Вспомним слова С.Т.Щацкого : « Воспитание в чистом виде не существует, воспитание есть организация деятельности».

Особую роль для создания условий для формирования  духовно-нравственной и социализированной личности играет учебный предмет « История и культура Санкт-Петербурга». Предмет краеведческий, способствующий развитию духовно-нравственной сферы ребёнка. Предмет , где большая роль  принадлежит занятиям внеаудиторным, формирующим знания, умения, навыки в пространстве города, где развитие познавательного интереса, приобретения практических умений, фактологических  знаний позволяет включать школьника в исследовательскую деятельность.

Проведение внеаудиторных занятий позволяет учащимся не только накапливать информацию, а самосовершенствоваться, ещё больше открывается возможностей к самопознанию.

Одним из видов внеаудиторного занятия является учебная прогулка,

целью которой является:

  • Приобретение  краеведческих и общеучебных  умений
  • Расширение знаний о конкретных объектах города, культурного наследия
  • Формирование оценочных суждений

задачами являются:

  • Освоение системы городского ориентирования
  • Развитие визуальной культуры личности, умения рассматривать объекты исторического прошлого
  • Развитие коммуникативных и коллективных умений ( работа в группе; обсуждение различных версий и т.д.)

Результатом станет:

  • Расширений знаний о конкретных объектах культурного наследия
  • Ориентирование в городском пространстве, исследование объектов культурного наследия
  • Расширение знаний о процессах и явлениях, которые сформировали облик города

       Информационные источники:

  • Руководитель группы: педагог, экскурсовод и пр.
  • Объекты культурного наследия ( дома, памятники, мосты, скверы и т.д.)

 Роль участников учебной прогулки:

Руководитель группы

Учащиеся

  • Составляет маршрутный лист

( задание для изучения, исследования)

  • Руководит маршрутом
  • Комментирует, дополняет
  • Помогает учащимся при выполнении заданий, ответов на вопросы, подведении итогов
  • Исследуют объекты
  • Участвуют в беседе
  • Делают выводы
  • Фотографируют
  • Представляют результаты прогулки

( те учащиеся ,которые неоднократно участвовали в такого рода занятиях, имеющие опыт городского ориентирования могут самостоятельно отправиться осваивать городское пространство, используя маршрутный лист.

2.Одной из традиционных учебных прогулок в Лицее является прогулка по Измайловской слободе. ( Обычно такая прогулка проводится  в 8 классе накануне Дня района или в День местного самоуправления).

На прогулку приглашаются родители, жители М /О Измайловское. По итогам прогулки делается фоторепортаж, зарисовки, очерки в школьную газету « Феномен», муниципальную газету « Измайловская слобода».

Протяжённость маршрута примерно 9 км, поэтому маршрут проходится за 2 занятия ( по 80 минут каждый)

В добавление к  общим задачам занятий :

/ знакомство с историей Измайловской слободы ( Измайловский М/О- ранее Измайловская слобода- один из старейших в городе; здесь жили и творили Державин, Менделеев, Чигорин ,  Прокофьев, Стасов , Пикуль, и др. личности, чьи имена вошли в энциклопедии, исторические и современные книги, формирующие общечеловеческие ценности и устремления)

/содействие воспитанию уважительного отношения к прошлому своей малой Родины  ,к традициям, культуре жителей города

/формирование умений работать с различными источниками краеведческой информации (городские объекты; фотоматериалы и тексты, которые в процессе прогулки представляет учитель; воспоминания очевидцев, если в прогулке участвуют приглашённые лица)

Перед учебной прогулкой учитель:

  • выдаёт учащимся маршрутные листы, где определён маршрут и остановки на маршруте, вопросы и задания ( маршрутный лист выдаётся на предыдущем уроке)
  • определяет особенности занятия в форме учебной прогулки
  • ставит задачи перед участниками прогулки
  • напоминает о правилах безопасного поведения на улицах города

Учебную прогулку по Измайловской слободе можно определить как « Страницы истории –в штрихах» или словами Аристотеля « Без знаний о прошлом нет достойного будущего».

Маршрут:

1.Остановка Московский проспект-Обуховский мост-р. Фонтанки

( Учащиеся самостоятельно готовили справки о Менделееве, о таблице элементов)

  • Вопросы : почему Московский пр. является главной магистралью города?
  • Какие исторические названия носила эта магистраль?
  • Чем знаменито здание на Московском пр.19? Почему панно выполнено в двух цветах?
  • Чем интересен каменный обелиск Обуховского моста?
  • Роль верстовых столбов?

Краткая историческая справка ( в добавление к выводам учащихся):

  • Московский пр.- ранее Саарская  «першпектива», Царскосельский пр. ,Забайкальский пр., Международный.( 5 раз менялось название проспекта).
  • Комплекс зданий Института метрологии . в прошлом – Палаты мер и весов под № 19 ( архитектор А.И.Гоген).Здесь в своём рабочем кабинете- « Красном доме»- корпус 4-  Д.И .Менделеев открыл свою « Периодическую таблицу элементов».

Перед чугунной оградой в 1932 году поставлен памятник учёному ( скульптор И.Я.Гинзбург), на глухой стене соседнего дома художник В.А.Фролов создал мозаичное панно этой таблицы в двух цветах:

Красным обозначены знаки, открытые самим Менделеевым. А синим- предсказанные им.

  • Далее- здание бывшего Дворянского полка, старейшего учебного заведения русской армии, позднее Константиновского артиллерийского училища ( до недавнего времени здесь находился Ракетно-артиллерийский кадетский корпус) обозначено № 17.Здание отличают классические колонны, спроектированные архитекторами Н.А.Архангельским  и Е.Е.Штаубергом.
  • Обуховский мост-одна из первых  в Петербурге постоянных  переправ. Каменный обелиск  с солнечными часами – первый верстовой столб по дороге, ведущей в Царское село. Ранее автором Обуховского моста – архитектором считался Антонио Ринальди. Но в настоящее время авторство оспаривается французскими исследователями, которые в собрании музея города  Ангулема  среди чертежей зодчего Жана Батиста Вален-Деламота  обнаружили проект под грифом « Столб у  Обуховского моста»
  • Этот знак появился здесь, на левом берегу Фонтанки, в 1774 году, как знак- обозначение южной  черты города, т.е.Измайловская слобода считалась загородной частью.( Этот вывод делают учащиеся).
  • Надпись на столбе гласит: « От Царского Села- 22; от Москвы- 673»

Учащиеся, проживающие в Измайловской слободе, уточняют:

  • Таких исторических памятников на нашей территории- два.
  • Второй верстовой столб установлен на углу Московского проспекта и 7 Красноармейской улицы. Именно его изображал в своих графических листах, которые хранятся сейчас  в фондах Русского музея, а потом писал о нём в своих

« Воспоминаниях» художник Мс. Добужинский , проживавший в 7 роте Измайловского полка (начало ХХ века; )

2 остановка- набережная Фонтанки ( между Обуховским и Измайловским мостом)

( Учащимся было предложено подготовить краткую справку о Державине, подготовить стихи Державина, сделать макет театральной афиши Молодёжного театра)

Вопросы к объектам на остановке 2:

  • История и современность объекта- Фонтанка 116.
  • Что вы знаете о меценатах  Санкт- Петербурга?
  • Подойдите к зданию Фонтанка 118. Пройдите во двор. Какое место занимает это здание в ландшафте города? Как оно вписывается в застройку на Фонтанке?
  • Как здание выделяется на фоне других? ( И выделяется ли?) В каком архитектурном стиле создано здание?
  • Кто работал в этом здании? Что указывает мемориальная доска?
  • Посмотрите на сад. Каковы особенности его обустройства? Какое название он носит. Почему? Какие выводы мы можем сделать о многонациональном городе?
  • Что изменилось в облике Измайловского моста со времён Екатерины Второй?
  • Что символизирует колонна « Воинская слава» у Троицкого собор?Сколько пушек вмонтировано в колонну?

Дополнения к справкам и рассказам учащихся:

  • Территория слева  от набережной в петровское время была выделена для первого в городе Ботанического сада. Однако, перед  смертью императора землю купил его денщик, в будущем генерал-аншеф и дипломат Александр Иванович Румянцев. Позднее участок перешёл во владение графа Зубова. Сад получил название – Измайловский. В архивах нет инициалов персоны, а Зубовых в екатерининское время насчитывалось, по меньшей мере, четыре и все- графы ( напомним, что титулы тогда раздавались направо и налево).

( сейчас краеведы работают над расследованием фактов)

  • Во второй половине 19 века хозяином земли стал один из братьев Тарасовых- Николай Алексеевич. При нём в  Измайловском саду появился театр- 1901. Названный «Буфф». Открыл его купец П.Тумаков.В годы советской власти здесь был летний театр. Здание приходило в упадок. И позднее здание передали театру с названием  «Молодёжный». Реконструкция проходила на глазах современного поколения .Молодые артисты получили две сцены: большую, прекрасно оснащённую, и малую, на которой пели когда-то Анастасия Вяльцева,  Вера Панина( А.Блок назвал её «божественной», Любовь Орлова, Леонид Утёсов.

К сведению учащихся: считается, что и Ф. Шаляпин пел на сцене в Измайловском саду. Но тщательные исследования музыковедов и краеведов ( см. издания « Музыкальный Петербург») показали: великий певец здесь не выступал ,а вот  солиста Николая Монахова в прессе называли не иначе , как « Шаляпиным оперетты» ..Вырвав из контекста имя « Шаляпин», газетчики разнесли ложную информацию. Пел на подмостках « Буффа» не Шаляпин, а его коллега Монахов.

История семьи Тарасовых ( Николай и Сергей)- это история первых меценатов города.( Они создали  на первом этаже дома № 116 на Фонтанке первую народную библиотеку ( бесплатную); вложили средства в восстановление после пожара Эрмитажа; строили доходные дома , где была самая низкая оплата). В доходных домах братьев Тарасовых ( Фонтанка 116, корпус 8) некоторое время жил Ф.М. Достоевский,  а в доме угол 2 роты ( ныне 2 Красноармейская) и Тарасова переулка( ныне переулок Егорова) жил романист А.Грин.

Кстати, можно напомнить о топонимике: названия улиц и переулков измайловской слободы ( например, Тарасов переулок- переулок Егорова).

Т.Питерская ( журналист- краевед, чл. Общества знатоков истории) рассказывала школьникам о истории названий перулков и улиц Измайловской слободы.

  • Более подробно обсуждались факты по истории усадьбы Державина. Ученики отвечали на вопросы-задания .высказывали свои предложения по дальнейшему восстановлению усадьбы .
  • Небольшая прогулка по Польскому саду помогла ученикам увидеть сад восстановленный в первозданном виде, увидеть особенности ландшафного  дизайна 18 века.
  • Измайловский мост. Во времена Екатерины II он выглядел так: 4 гранитные башенки, кирпичный свод.( Показывается гравюра времён 18 столетия). Разобрали «украшательские» элементы уже при императоре Александре II, оставив неприкосновенными чугунные литые решётки. Они и сегодня продолжают выполнять свои функциональные обязанности.( Напоминаем о реконструкции моста в 2012, в результате которой мост обновили и расширили)
  • Мост- исток Измайловского проспекта и нашей Измайловской слободы.
  • Заселение пространства началось по \специальному указу императрицы Анны Иоанновны от 02.1740 г. « О строении слободы для измайловского полка» Военных она перевела из Подмосковного села Измайлово. Дома первоначально были деревянными, и только в конце 18 века стали меняться на каменные, преимущественно двухэтажные.Следующие этажи наращивали постепенно,на протяжении 19-20 веков.Многие постройки-предшественники стиля модерн.Например, известный «Дом помещика»- Измайловский 16/30- претерпел реконструкцию только недавно.Во многих домах на Измайловском проспекте и Ротных улицах ( Красноармепйских) сохраняются витражи, перила узорные, лестничные площадки уложены мраморными плитами. ( Просьба к учащимся, проживающим в  округе , привести примеры).
  • Далее- Собор Пресвятой Троицы лейб- гвардии Измайловского полка.Его история началась с появления первой постоянной полковой церкви: сначала походной, а потом- деревянной. Которая по Генеральному плану города 1755 располагалась по Измайловскому проспекту ,между 4 и 5 ротами.
  • Каменный храм высотой в 80 м построен по проекту В. Стасова в 1828-1835 гг. на личные средства императора Николая 1, который по воле родителя Павла Петровича 28 мая 1800 года был назначен шефом Измайловского полка, а через 18 лет командиром 2-й бригады 1-ой Гвардейской пехотной дивизии.
  • В стены собора вмонтированы доски, на мраморе которых обозначены фамилии офицеров полка,   геройски погибших на полях сражений в русского-турецкой войне 1877-1878 гг.( За каждой фамилией –судьбы, и в школьном Клубе « Помним!» ребята собирают материалы о героях России и выступают с сообщениями).
  • Рядом колонна- «Воинская слава».Её установили в 1886 году по проекту архитектора –академика Д.И.Гримма.В монумент вмонтированы 128 ( в других источниках  140)  турецких пушек( общая высота 35 метров), на самом верху фигура богини Победы Ники.На пьедестале выбиты наименования войсковых частей, участвовавших в русско-турецкой военной компании. А ещё 10 « живых» трофейных пушек неприятиля на лафетах в полукруге момумента…
  • Далее- экскурс в историческую судьбу В.Стасова ( короткая справка о его деятельности); отмечено. Что за строительство троицкого собора архитектор был награждён орденом св. станислава второй степени.
  • Учащиеся вспоминают некоторые факты из поздней истории памятника:

/ памятник прожил всего 44 года, потом его разобрали и передали на хранение в ГОСФОНД

/в 1930 году- продали в Германию на переплавку( здесь можно поговорить об отношении к памятникам, об исторической памяти)

/компелекс возродили только в 2005 году: новые пушки отлили на Липецком металлургическом комбинате; Нику с венком подарил Измайловской слободе Зураб Церетели.

  • О истории Собора также можно упомянуть:

/ в советское время собор был превращён в склад ( рядом Троицкий рынок)

/в годы блокады здесь был один из моргов

/восстановление храма началось на пожертвования граждан( позднее- прихожан)в годы перестройки

/ремонтные работы ведутся до сих пор

/ несколько лет назад уже отреставривованные ангелы на крыше и купол подверглись пожару

/ восстановительные работы ведутся до сих пор.

( При желании и времени можно посетить храм)

   !!!! Здесь заканчивается первая часть учебной прогулки. ( Можно 2 остановку разделить на 2-3)

Делаются фото, обсуждаются вопросы. Делаются выводы.

Вторая часть учебной прогулки – в другой день.

Задания и вопросы к следующей остановке- Египетский мост.

  • Как восточная ( египетская)тема отразилась в облике города?
  • Какие объекты культурного наследия позволяют сделать вывод, что «Петербург-наследник культуры древнего египта»?
  • Египетский мост –один из самых экзотических в городе благодаря чугунным сфинксам . Зодчий – Павел  Петрович Соколов.Их отливали в 1826 году на знаменитом заводе Берда.
  • На постаментах моста находятся фигуры сфинксов с женским ликом ( их называют «сфинги»)
  • Мост был когда-то однопролётный, цепной.Но в 1905 году по нему двинулся эскадрон конницы( в полной амуниции). И мост рухнул. Были жертвы.
  • Обсуждаются дома ,  находящиеся рядом с мостом . ( Это бывшие доходные дома). Вспоминается, что такое «доходный дом», условия существования жильцов дома.
  • Уместно поговорить о городских коммуникациях и инфраструктуре города, т.к.здесь оживлённая транспортная артерия ( автобусы, троллейбусы, трамваи). А также о необходимости развития гостиничного комплекса( рядом отель « Азимут», бывшая- гостиница- Советская, одна из первых  в городе гостиниц , в строительстве которой применялись стекло. Железобетонные конструкции. Скоростные лифты)

Остановка  у дома 54 по Лермонтовскому проспекту

Вопросы и задания:

  • Какой проспект в городе поменял больше всего названий ( помимо Московского)?
  • Как эта часть Измайловской слободы связана с М.Ю.Лермонтовым?
  • О каком канале в народе говорили – « Канал- работяга». Почему?

                 Учащиеся проходят по Лермонтовскому проспекту от Египетского моста ( по строне Красноармейских улиц). Учитель делает некоторые пояснения по Ротным ( Красноармейским) улицам.( Ротным посвящена отдельная экскурсия. Подготовленная учащимся в рамках Клуба « Помним!»)

  • Лермонтовский проспект менял своё название каждые 5-10 лет: Малый Измайловский,к Обводному каналу. Загородный пр.,Новопетергофский, Нарвский, Ново-Обводный…
  • Устойчивое название « лермонтовский» он приобрёл  сто лет назад, когда Россия отмечала столетие М.Ю.Лермонтова. Поэт учился в школе гвардейских прапорщиков –кавалерийском училище). В 1916 году перед домом № 54 установлен гранитный памятник ( скульптор Б.М.Микешин).
  • Рядом находится мост . который должен был носить название « Лермонтовский»,но ему дали название Ново-Петергофский, а ранее он назывался Штиглицким. Это мост через самый длинный в городе канал- Обводный( более 8 км.)
  • Выходим на канал, который в 18 веке назывался пространственно «Канал, ограничивающий город».( Здесь можно вспомнить историю канала, легенды и мистические события, поговорить о  трудовой роли Обводного канала и т.д.)
  • Для Измайловской слободы канал прочерчивает границу территории.
  • Канал долгие годы был судоходным, потом превратился в открытый коллектор, сегодня в нём не плавают даже неприхотливые утки.( Здесь уместно затронуть тему о экологии города).
  • Двадцато лет назад ЗАКС СПБ хотел принять проект об осушении канала и превращении его в дополнительную транспортную магистраль, но проект оказался дорогим И прожект остался…на бумаге.

Далее учащиеся проходят по набережной Обводного канала до Московского проспекта.

( Поскольку здесь очень интенсивное движение- учитель делает короткие остановки и даёт некоторые пояснения к ответам учащимся на предложенные ранее задания)

Вопросы-задания для учащихся:

  • Каким вам представляется район Обводного канала?
  • Почему о этом месте ходило много легенд и слухов?
  • Есть ли перспектива изменения статуса этого района?
  • Почему противоположная сторона канала получила название « мёртвая зона»?
  • Противоположная сторона Обводного канала названа « мёртвой зоной», потому что Митрофаньевская дорога доходила до одноимённого кладбища, где с 1830 года хоронили умерших от бушевавшей в те времена холеры.Потом она стала обычным православным кладбищем.
  • Можно обратить внимание на другой берег канала- бывшая территория Варшавского вокзала, Храм Воскресенья Христова.
  • На строне Измайловской слободы – дома. Построенные в основном в 19 веке, когда началось промышленное возрождение страны.На берегах канала строились предприятия. А рабочие жили в доходных домах,построенных на Обводном.
  • Также обращаем внимание на построенные в стиле советского конструктивизма дома. ( Много общежитий). Почему?

  Остановка на Московском пр.- угол Углового переулка

  • Ново-Московский мост связывает Московский район и Адмиралтейский ( в части Измайловской слободы).
  • Девять домов по Московскому проспекту до Углового переулка отличаются каждый своей отделкой и стилем.
  • Углово́й переулок — переулок в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга; проходит, изгибаясь под прямым углом, от Московского проспекта до Обводного канала. Образец комплексной застройки второй половины XIX века.
  • По Угловому переулку выходим на ул. Егорова ( вспомним- ранее  мы уже говорили  о нём- это бывший  Тарасов пер.)
  • Заканчиваем экскурсию н на ул. Егорова . д.18( Администрация Измайловского М/О). Дом интересной судьбы.Был построен на средства предпринимательницы В.О.Мочульской. Она этот дом возвела в год вошествия на престол Николая Первого.( Была тайно в него влюблена).Дом дважды перестраивался. В настоящее время проводится реконструкция по прграмме « Фасады санкт- Петербурга». ( Здесь можно поговорить о данной программе- связь прошлого и современности)

    В качестве разных вопросов для обсуждений :

 / Существует мнение. Что не стоит тратить средства на восстановление старинных зданий: их дешевле разобрать и построить новые.Согласны ли вы с этим мнением?

\Какие элементы здания напоминают о старинном  происхождении дома?

Д/З- проложите маршрут учебной прогулки.

3.Литература и интернет- ресурсы.

/ Аксельрод В.И.- Город как предмет школьного краеведения( http.||www.institute-spb.standardsite.ru)

 /Анциферов Н.П.- Душа Петербурга.- Л.Ленинздат, 1990;

/Ванюшкина Л.М.- Внеаудиторное образование- путь в новое образовательное пространство; Монография, СПБ, ЗАО «Лита», 2003

/Морозов А. –Школьные экскурсии, их значение. Организация ( Электронный ресурс) http.||www.schoolnano.ru

/

Цель: создать условия для осознания учащимися значимости объектов культурного наследия как важнейших источников информации о городе.

Задачи:

  • сформировать у учащихся элементарное представление о содержании учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга», создав ситуацию самостоятельного анализа школьниками оглавления учебника;
  • помочь учащимся самостоятельно сформулировать определение понятия «культурное наследие», организовав самостоятельную работу с текстом учебника;
  • содействовать формированию у учащихся представления об информационной составляющей культурного наследия (объект культурного наследия как памятник прошлому и настоящему);
  • сформировать у учащихся представление об алгоритме элементарного исследования материальных объектов культурного наследия города, организовав групповое обсуждение одного из городских объектов;
  • подвести учащихся к осознанию значимости сохранения культурного наследия города как условия соблюдения преемственности между поколениями горожан;
  • помочь учащимся отрефлексировать и высказать свое отношение к культурному наследию Санкт-Петербурга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Прогулка в осеннем лесу".

Занятие для детей старшей логопедической группы по развитию речи и совершенствованию лексико-грамматических категорий....

Разработка учебного занятия "Прогулка по Лондону" (английский язык); (УМК М.З. Биболетовой; 5 класс; ФГОС)

Открытое учебное занятие по английскому языку в 5 классеУМК Биболетовой М.З. “Enjoy English-3” 5  класс – 2013 г.Тема: «Прогулка по Лондону»Цели учебного занятия:Обучающие:1. научить составлять м...

Статья. Учебные прогулки как необходимая и составная часть реализации программы изучения города в начальной школе

В статье рассматривается такая форма внеаудиторного занятия с детьми как учебная прогулка. Предлагается одна из разработанных и опробованных прогулок для учащихся начальной школы, изучающих курс "Чуде...

Исследовательский проект на тему: "Исследование шумовоги загрязнения на территории Измайловского лесопарка"

Данный проект занял 1 место на экологическом фестивале "Рассвет - 2015"  и участвовал в городском конкурсе "Бережем планету вместе", где был отмечен членами жюри....

Разработка образовательного путешествия и учебной прогулки как видов практико- ориентированных занятий для учащихся с ОВЗ

Разработка образовательного путешествия и учебной прогулки как видов практико- ориентированных занятий для учащихся с ОВЗ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: Учебная прогулка «Осень»

Конспект занятия предназначен для детей коррекционной школы...

Учебные прогулки для 5 классов

Здесь размещены 3 прогулки по нашему городу для учащихся и их родителей по тематике "Петропавловская крепость и триумфальные арки"....