Статья. Учебные прогулки как необходимая и составная часть реализации программы изучения города в начальной школе
статья по краеведению на тему

Захарова Наталья Геннадьевна

В статье рассматривается такая форма внеаудиторного занятия с детьми как учебная прогулка. Предлагается одна из разработанных и опробованных прогулок для учащихся начальной школы, изучающих курс "Чудесный город" по программе Л.К.Ермолаевой. Материал может быть использован  во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakharova_n.g._podnimi_golovu.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

«Подними голову…» Учебные прогулки для учащихся начальной школы

Учебные прогулки как необходимая и составная часть реализации программы изучения города в начальной школе

Пропедевтический курс «Чудесный город» (автор Л.К.Ермолаева) нацелен на формирование у младших школьников представления о современном городе как среде обитания, понимания важной роли Санкт-Петербурга в жизни каждого горожанина. Логика построения содержания: от ближайшего окружения ребенка (мои дом, улица, район) к более отдаленному.

Программой предусмотрены учебные прогулки, так как изучение родного города немыслимо без «живого» общения с ним. Почему же из многочисленных форм такого общения (экскурсия, прогулки с родителями) в начальной школе предпочтение отдается учебной прогулке? Прежде всего, в силу психофизиологических особенностей детей младшего школьного возраста: они эмоциональны, впечатлительны, подвижны, у них быстрая утомляемость и переключаемость внимания. Учебные прогулки могут быть очень непродолжительными по времени – 30 – 45 минут. На прогулке дети знакомятся с 2-3 объектами, а значит, они могут более подробно рассмотреть каждый объект. Дети сами составят наиболее полное впечатление об изучаемом объекте, так как познакомятся с ним в следующей последовательности: эмоциональное восприятие - сведения об объекте – его оценка. Чтобы это произошло, учащиеся должны принимать активное участие в прогулке, тогда как экскурсия предполагает пассивное вовлечение детей в процесс познания. Таким образом, основной принцип построения учебных прогулок: минимум информации от учителя, максимум от учащихся. Выбираются те методические приемы, которые позволяют вовлечь детей в активную работу на прогулке – дети не просто смотрят и слушают, они анализируют, сравнивают, принимают участие в беседе, составляют рассказ с помощью подсказок учителя, делают обобщения, выводы на доступном им уровне, а также двигаются, дышат свежим воздухом, как на обычной прогулке.

Учебная прогулка – это тот же урок, где наглядным материалом является сам город, только прогулки позволяют быстрее добиться той цели, которая стоит перед учителем: способствовать формированию эмоционально - ценностной ориентации учащихся в городском пространстве, воспитанию чувства уважения к родному городу,  развития умения слышать и видеть его красоту и гармонию, его проблемы, сопереживать. Учебные прогулки могут быть вводными к изучаемой теме или обобщающими, могут быть направлены и на изучение нового материала, все зависит от того, какие цели ставит перед собой учитель, главное, чтобы дети активно принимали участие  в процессе познания. На прогулках прививаются и правила поведения горожанина, петербургский стиль поведения. Учебная прогулка – это еще одна возможность для ребенка поближе познакомиться со своим микрорайоном, взглянуть другими глазами на то, что его окружает, и то, что кажется давно знакомым и привычным.

Одна из таких прогулок для младших школьников называется «Подними голову…». Прогулка проводится в микрорайоне школы, дети осматривают три здания, расположенные по улице  Севастьянова; продолжительность прогулки – 40-45 минут. Ниже приводятся методические приемы, которые использует учитель.

1 остановка (ул. Севастьянова, дом 6)

Учитель предлагает детям сравнить два здания: изучаемое (оно украшено колоннами и пилястрами, балюстрадой, львиными маскаронами, «рыбьей чешуей», «шишками» и др.) и здание напротив (гладкая стена с оконными проемами).

Обобщая ответы детей, учитель говорит, что эти детали называются декоративным убранством. Они украшают дом, делают его наряднее, выделяют среди других домов на этой улице. Учитель предлагает детям мысленно убрать все перечисленные детали и представить, каким будет дом без этих украшений.

Далее учитель обращает внимание на архитектурные детали дома: колонну и пилястру. Предлагает детям сравнить их, найти различия. Обобщая ответы детей, учитель уточняет, что колонна  - круглая, служит украшением дома и поддерживает перекрытие, ее можно обойти кругом (детям предлагается это проверить, что они охотно делают – такие физкультминутки необходимы, так как по учебному плану прогулка проводится в осеннее время), а пилястра прямоугольной формы, прочно «приклеилась к стене», служит украшением дома.

Затем учитель обращает внимание на львиные маскароны, украшающие окна первого этажа. Дети вспоминают, что лев – царь зверей, сильное, храброе животное. Учитель рассказывает, что львиные маскароны в нашем городе встречаются на многих зданиях.  Связано это со сказкой: древние люди полагали, что каждое утро бог Солнца выходит на небосвод из пасти восточного льва, и заходит каждый вечер, прячась в пасть западного льва. Поэтому считалось, что лев никогда не спит и будет хорошим сторожем. Львиные головы с оскаленной пастью изображались на дверных ручках, помещались на пристанях (львы держат причальные кольца), над окнами зданий. Учитель предлагает детям пофантазировать и представить, что будет, если в это окно, охраняемое львом, попытается проникнуть злоумышленник.

2 остановка (ул.Севастьянова, дом 4)

Дом имеет форму буквы «П», центральный фасад прорезан двумя высокими арками, декоративное убранство дома очень разнообразно.

Учитель предлагает детям внимательно рассмотреть все детали, которые украшают дом, сосчитать их, у кого получится больше – тот самый наблюдательный. После обсуждения (учитель помогает: обращает внимание на некоторые мелкие детали) выясняется, что этот дом украшают колонны с завершениями в виде рогов барана; над окнами первого этажа расположены гирлянды цветов и т.п. Отмечаются самые внимательные ученики (можно предусмотреть призы или бонусы за активность).

Далее учитель обращает внимание на то, что все дома не похожи друг на друга. Кто же делает их такими? Учитель делит класс на три группы, раздает карточки с буквами (ар-хи-тек-то-ры, скульп-то-ры,  стро-и-те-ли) и просит составить из них три слова. После проверки правильности слов, учитель предлагает  детям по группам рассказать, как они считают, что делают  архитекторы, скульпторы, строители. Обобщая ответы детей, учитель уточняет, что архитекторы тщательно продумывают план дома, просчитывают размеры, планируют украшения для фасадов, чертят планы на бумаге. Строители возводят стены, крышу, вставляют рамы, окна, двери. Учитель обращает внимание детей на материал, из которого строился дом – крупные блоки. Почти все дома  в микрорайоне возводились вскоре после окончания Великой Отечественной войны и блокады, когда город очень нуждался в жилых домах. Архитекторы придумали использовать не кирпичи, а готовые большие по размерам блоки из бетона, дом из которых возводился значительно быстрее. Помогают архитекторам скульпторы, благодаря их мастерству на фасадах домов расцветают гирлянды сказочных растений, на нас смотрят диковинные звери и птицы.

3 остановка (ул. Решетникова, дом 11)

Самый нарядный дом из осмотренных: колонны с капителями в виде фантастических птиц, рельефный фриз, орнамент в виде виноградной лозы с огромными гроздьями, балконы разной конфигурации с ажурными решетками, по бокам здания – выступы-балконы полуовальной формы, также украшенные колоннами с птицами.

Учитель предлагает детям внимательно рассмотреть дом, все его декоративные украшения. Затем дети поворачиваются к дому спиной, а учитель проверяет, что они запомнили:

  • Какого цвета дом?
  • Сколько в доме этажей?
  • Сколько в доме парадных подъездов?
  • Какой формы окна?
  • Украшают ли его пилястры? Колонны?
  • Какие птицы украшают дом? Сколько их?
  • Какие растения украшают дом?
  • Какие геометрические фигуры напоминают балконы?
  • Что изображено на решетках балконов?

После обсуждения делается вывод о нарядном декоративном убранстве дома, о том, что эти украшения привлекают внимание людей, выделяют его среди других домов.

Далее учитель предлагает детям еще раз внимательно рассмотреть дом: нет ли на его фасаде следов «болезни»? Дети отмечают, что часть декоративных деталей отсутствует. Учитель предлагает детям подумать, почему дом «болеет», кто должен его «лечить», как сделать  так, чтобы наши дома были всегда «здоровы»? После обсуждения делается вывод о том, что горожане должны заботиться о своем доме, беречь его. В ходе обсуждения возникает еще один вопрос: сохранил  ли дом свой первоначальный облик, авторский замысел? Дети замечают, что жильцы дома вмешались в замысел архитектора: большие, открытые выступы-балконы они заложили кирпичом, почти закрыв волшебных птиц. Дети вступают в дискуссию и предлагают свои варианты превращения открытых балконов в закрытые без нарушения красоты дома.

Таким образом, дети учатся видеть не только красоту петербургских зданий, разнообразие декоративного убранства, но и «болезни» города, его проблемы, учатся пониманию взаимосвязи и взаимозависимости города и горожан, необходимости бережного отношения к своему дому, своему городу.

ГБОУ № 371 Московский район Санкт-Петербурга   Захарова Н.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение краеведения в начальной школе

Изучение мира человеком начинается с начальных классов. Чтобы ученик мог изучить традиции, культуру и обычаи других стран, он должен хорошо знать историю своей малой родины, то место, где он родился и...

Перечень учебного оборудования (оснащения), необходимого образовательным учреждениям для реализации образовательных программ начального профессионального образования по профессии "Мастер производства молочной продукции"

Сборник содержит перечень обязательного и рекомендуемого оснащения учебных кабинетов и предназначен для проведения экспертизы при аккредитации и лицензировании образовательных учреждений...

Методическая разработка программы внеклассной работы для начальной школы."Английский язык в начальной школе"

Английский язык в начальной школе «Удивительное рядом» Кружок рассчитан на курс в 74 часа...

"Технология деятельностного метода и её реализация на уроках ИЗО в начальной школе и внеурочной деятельности ( в рамках реализации ФГОС )."

Введение системы ФГОС в обучающий процесс , позволило по иному взглянуть на возможности организации познавательной деятельности школьников с учетом их индивидуальных пот...

Программа коррекционной работы в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Описание основных положений коррекционной программы в условиях реализации ФГОС...

Статья Теоретические основы изучения пейзажа в начальной школе

Статья "Теоретические основы изучения пейзажа в начальной школе...

Статья "Метод фонетических ассоциаций как неотъемлемая часть процесса обучения иностранному языку в начальной школе"

Статья содержит материал, который можно использовать для повышения качества запоминания новой лексики младшими школьниками...