Рабочая программа по Всеобщей истории 11 класс
рабочая программа по истории (11 класс) на тему

Рабочая программа по всеобщей истории для 11 класса. Рассчитана на 34 часа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОДИНЦОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ № 14

 

Утверждаю

Директор МБОУ

__________А. Н. Бурлака

__________ 2014 г.

Приказ № ____________

от ___________________

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

(базовый уровень)

НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

 

 

 

Класс: 11

Учитель: Чекушин Р. В.

 

 

 

2014-2015 год

 

Пояснительная записка. 

Рабочая программа по Всеобщей истории для 11 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы основного общего образования, на основе примерной программы основного общего образования по истории, примерного базисного учебного плана, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, и авторской программы Улуняна Ар. А., Сергеева Е. Ю. (М.: Просвещение, 2011).

Данная программа ориентирована на использование учебника Улунян Ар. А., Сергеев Е. Ю. Всеобщая история. Новейшая история. учеб. Для 11 кл. общеобразоват. учреждений, М.: Просвещение, 2012.

1. Общая характеристика программы.

Историческое образование играет важнейшую роль для личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание уважения к истории и традициям, освоение исторического опыта, норм и ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе.

Рабочая программа составлена на основе цивилизационно-гуманитарного подхода.

Наряду с обозначенными подходами, реализующими содержание примерной программы по всеобщей истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач также являются:

•••••••••••••••• деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и ее способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;

•••••••••••••••• компетентностный подход, рассматривающий приоритетными задачами в процессе усвоения программы по всеобщей истории формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) навыков, развитие способностей, различных умений и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;

•••••••••••••••• дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учета возрастных и индивидуальных возможностей учащихся;

•••••••••••••••• личностно-ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленный, самостоятельно планируемый процесс, направленный на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода — мотивация и стимулирование осмысленного учения;

•••••••••••••••• проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процесс решения проблемных задач и и исторических ситуаций, которые придаю обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий принцип развивающего обучения.

 

Логические связи предмета «История» с остальными предметами (разделами) учебного образовательного плана

Использование межпредметных связей базируется на интегративном взаимодействии курсов истории и обществознания. Это позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном обществе. В рамках исторического образования учащиеся используют понятийный аппарат, усвоенный при изучении обществознания. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и образовательных предметов области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».

Цели обучения

•••••••••••••••• осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие современных обществ, различные формы социального и политического строя;

•••••••••••••••• показать наиболее яркие личности и их роль в истории и культуре;

•••••••••••••••• охарактеризовать становление идей институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования);

•••••••••••••••• раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов оставил позитивный след в истории человечества. Подобный подход дает возможность формировать у учащихся широту мировоззрения.

Содержание программы ориентирует на реализацию в курсе всеобщей истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.

Задачи обучения

•••••••••••••••• Формирование у одиннадцатиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Всеобщей истории;

•••••••••••••••• овладение знаниями о своеобразии эпохи Новейшего времени в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие ее особенностей с помощью ключевых понятий предмета «Всеобщая история»;

•••••••••••••••• формирование способностей к самовыражению, самореализации на примерах деятельности наиболее ярких личностей Новейшего времени;

•••••••••••••••• развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

•••••••••••••••• дальнейшее совершенствование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного общества;

•••••••••••••••• закрепление умений работать с книгой и с картографическим материалом;

•••••••••••••••• закрепление умения пользоваться историческими терминами и понятиями;

•••••••••••••••• развитие личностных качеств школьников на основе примеров из Всеобщей истории: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся.

 

2. Место предмета в учебном плане.

 

На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год, что соответствует учебному плану гимназии. Программа содержит 10 тем. Кроме того, отдельный урок составляет «Введение».

В ходе учебного процесса на основе формирования целостной картины мирового опыта человечества в XX в. создаются условия для осмысления основных событий, освоения необходимых исторических источников, продолжается работа над историческими понятиями. В целом это направлено на развитие способностей ученика рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий, определять собственное отношение к проблемам прошлого и современности. В определенном смысле курс новейшей истории зарубежных стран является фундаментом и опорой для изучения отечественной истории XX в., в рамках которого наращивается потенциал, соответствующий требованиям к уровню подготовки выпускников.
Знание основных научных концепций современности должно находить отражение в исследовании исторических проблем. Деятельностный подход к обучению предполагает, что учащиеся будут выражать свои взгляды, убеждения, идеи в творческих работах. Важно создать условия для осознанного и самостоятельного выбора тех или иных форм выражения собственных суждений (эссе, комментарий, компьютерная презентация, исследовательская работа, участие в дискуссии или дебатах, выступление на семинаре или конференции и т. д.).

 

3. Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 11 класса.

 

В результате освоения курса Всеобщей истории учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

•••••••••••••••• представление о видах идентичности, актуальных для развития человечества и общества, для жизни в современном мире;

•••••••••••••••• приобщение к культурно-историческоиу наследию человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

•••••••••••••••• освоение гуманистических традиций и ценностей;

•••••••••••••••• опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.

•••••••••••••••• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель ;

•••••••••••••••• выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

•••••••••••••••• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

•••••••••••••••• работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

•••••••••••••••• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

•••••••••••••••• проводить наблюдение под руководством учителя;

•••••••••••••••• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

•••••••••••••••• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

•••••••••••••••• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

•••••••••••••••• давать определения понятиям.

•••••••••••••••• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);

•••••••••••••••• в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

•••••••••••••••• учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

•••••••••••••••• понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;

•••••••••••••••• оценивать свои учебные достижения, поведение, черты личности с учетом мнения других людей;

•••••••••••••••• определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

•••••••••••••••• формировать целостное представление об историческом развитии человечества в Новейшее время как о важном периоде всеобщей истории;

•••••••••••••••• создавать яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры;

•••••••••••••••• применять понятийный аппарат и методы исторической науки для атрибуции фактов и источников по Всеобщей истории, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов недавнего прошлого;

•••••••••••••••• датировать события и процессы Всеобщей истории;

•••••••••••••••• читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты, анализировать и обобщать данные карты;

•••••••••••••••• характеризовать важные факты Всеобщей истории, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;

•••••••••••••••• сравнивать простые однородные факты Новейшей истории, выявляя их сходства и различия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

•••••••••••••••• давать образную характеристику исторических личностей, описывать памятники истории и культуры, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;

•••••••••••••••• различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам Всеобщей истории;

•••••••••••••••• соотносить единичные события в отдельных странах мира с общими явлениями и процессами;

•••••••••••••••• применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории, способствовать их охране.

4. Содержание учебного курса Всеобщей истории. 

Курс Всеобщей истории для 11 класса является систематическим научным курсом истории. Этим обусловлены как цель и значение курса, так и трудности его изучения. Общая цель исторического образования состоит в приобщении учащихся к национальным и мировым культурным традициям, в воспитании патриотизма, формировании гражданского самосознания. Эта общая цель определяет и задачи курса Всеобщей истории. На материале Всеобщей истории формируются системные исторические знания, в более широком плане — основы гуманитарной и гуманистической культуры у учащихся. Учащиеся узнают о недавнем прошлом человечества, получают представление об общих тенденциях мирвого развития, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов. Школьный курс по всеобщей истории предоставляет ученику возможность узнать и понять условия функционирования современной цивилизации, особенности ее поступательного развития и ценности.

Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историческое время и в разных странах, учащиеся смогут при соответствующей поддержке учителя понять роль социально активной личности в истории; познакомиться с примерами героизма и самоотверженности во имя общества и осмыслить их. В этом заключается воспитательная функция прошлого, всеобщей истории. Школьники осваивают опыт социального взаимодействия людей в процессе изучения событий мировой истории, изучают и обсуждают исторические формы общественных отношений и сотрудничества — все это ускоряет их социализацию. По мере освоения содержания у учащихся формируется социальная система ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личными уникальности каждой личности. В программе акцентируется на том, что личность проявляется только в сотрудничестве, в согласии с обществом и благодаря ему.

Содержание программы по всеобщей истории ориентировано на формирование у школьников современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечиваются логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этапов мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явлений, установление причинно-следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текстами будут способствовать формированию и развитию исторического мышления у учащихся.

Личностно-деятельностное усвоение учебного материала по всеобщей истории в соответствии с программой обеспечит сформированность таких нравственных свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готовность к новому, дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность.

Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении религий, культур, об основах человеческого общества, обеспечит условия для идентификации учащихся с современным обществом.

Курс знакомит учащихся с формированием человеческого общества, с важнейшими государствами современного мира. В учебнике и тематическом планировании представлено систематическое освещение истории современных государств в контексте единого мира, что призвано сформировать у учащихся понимание всеобщности человеческой истории. Учащиеся получают возможность проводить исторические параллели, анализировать и делать выводы. Большое внимание уделяется тому, чтобы учащиеся погружались в мир синхронизированной, сравнительной истории, что является непременным условием становления прогрессивного исторического мышления. Содержание курса соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по истории.

Содержание подготовки школьников по истории выстроено с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимосвязи категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматриваются как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач.

Содержание разделов программы Новейшая история зарубежных стран, 11 класс (Ар. А. Улунян, Е. Ю. Сергеев, Т. В. Коваль). Базовый уровень 

Введение. Мир в начале XX в. (1 ч)

Становление индустриального общества. Новые явления в экономике, политике, идеологии. Возникновение промышленно-финансовых групп. Реформизм в деятельности правительств. Создание новых политических партий. Консерватизм и либерализм. Социал-демократия. Изменения в структуре общества. Урбанизация. Миграция населения. Основные характеристики индустриального строя. Научно-технический прогресс.

Ведущие государства мира в начале XX в. (Великобритания, Германия, Франция, Соединенные Штаты Америки, Австро-Венгерская империя). Общие и специфические черты экономического и политического развития. Политический строй. Основные цели внешней политики.

Страны Азии, Африки и Латинской Америки на рубеже XIX—XX вв. Общая характеристика колониальных и зависимых стран (Япония, Китай, Индостан, Иран, Османская империя, страны Африки и Латинской Америки). Достижения модернизации экономики и общества. Характеристика политических режимов. Политика ведущих держав в Азии, Африке и Латинской Америке. Столкновение интересов ведущих держав. Системы колониального управления. Начало антиколониальной борьбы.

Международные отношения в 1900—1914 гг. Территориальный раздел мира. Две тенденции в международной жизни начала XX в. Противостояние двух коалиций: Тройственного союза и Антанты. Гонка вооружений. Международные конференции в Гааге. Возникновение пацифизма. Локальные войны и конфликты. Усиление международной напряженности.

Основные понятия: промышленно-финансовые группы, тресты, картели, биржа, территориальный раздел мира, политические партии, реформизм, консерватизм, либерализм, социал-демократия, миграция населения, урбанизация, модернизация, индустриальное общество, Тройственный союз, Антанта, пацифизм, шовинизм, локальные войны, гонка вооружений.

Т е м а 1. Первая мировая война (1914—1918) (4 ч)

Военные действия на основных фронтах Первой мировой войны. Июльский кризис и начало войны. Характер войны и планы сторон. Основные события на фронтах в 1914—1916 гг. Применение новых видов вооружения: танков, самолетов, отравляющих газов. Завершающий этап боевых действий 1917—1918 гг. Вступление в войну США и выход из войны России. Поражение стран Четверного союза. Подписание Компьенского перемирия.

Война и социально-экономическое развитие государств. Патриотический подъем начального периода. Перевод государственного управления и экономики на военные рельсы. Антивоенные и национально-демократические движения. Итоги Первой мировой войны.

Основные понятия: тотальная война, молниеносная война (блицкриг), позиционная война, подводная война, оружие массового поражения, Четверной союз, политика «гражданского мира», военные кабинеты, государственное регулирование экономики, сепаратный мир.

Т е м а 2. Образование национальных государств в Европе. Послевоенная система международных договоров (2 ч)

Образование национальных государств в Европе. Крушение Российской, Германской, Австро-Венгерской и Османской империй. Ноябрьская революция и возникновение Веймарской республики в Германии. Особенности революционного и реформистского вариантов образования национальных государств.

Послевоенная система международных договоров. Требования стран-победительниц и противоречия между ними. Парижская (Версальская) мирная конференция, ее итоги и значение. Вашингтонская мирная конференция и ее решения. Особенности Версальско-Вашингтонской системы.

Основные понятия: революционный и реформистский пути обретения национальной государственности, демократизация политической жизни, национализация, аграрная реформа, Коминтерн, Лига Наций, аннексия, контрибуция, демилитаризация, мандатная система, Версальско-Вашингтонская система международных отношений.

Т е м а 3. Политическое и социально-экономическое развитие ведущих стран мира в 1920—1930-е гг ( 4 ч)

Основные социально-экономические и политические процессы послевоенного развития. Особенности послевоенной ситуации в экономике и политике Великобритании, Франции, США, Германии, Италии. Демилитаризация экономики. Развитие новых отраслей. Хозяйственная специализация стран. Политические процессы и радикализация общественных сил. Правый и левый экстремизм. Центристские партии. Профсоюзное, молодежное и женское движения. Возникновение фашистской партии и переход к созданию корпоративного государства в Италии. Основные итоги развития индустриальных государств к концу 20-х гг.

Общие черты эволюции стран Восточной Европы. Хозяйственные трудности. Социально-политические противоречия. Установление авторитарных режимов. Внешняя политика.

Международные отношения в 20-е гг. XX в. Стабилизация Версальско-Вашингтонской системы. Противоречия нового мирового порядка. Пацифизм и проблема разоружения. Соглашения в Локарно. Пакт Бриана—Келлога. Итоги эволюции международных отношений к началу 30-х гг.

Основные понятия: стабилизация капитализма, теория мировой революции, фашизм, корпоративное общество, «эра пацифизма», разоружение, репарации, международный арбитраж, русский вопрос.

Т е м а 4. Международные отношения в 1920-1930-е годы (3 ч)

Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. Причины и начало кризиса. Влияние биржевого краха на экономику США. Проявление кризиса в хозяйствах других стран. Поиск возможных путей выхода из кризиса. Характер и последствия Великой депрессии.

Общественно-политический выбор стран Европы и Северной Америки; установление тоталитарных, авторитарных и либеральных режимов. Причины и условия возникновения и развития тоталитарных, авторитарных и либеральных режимов. Характерные черты тоталитаризма, авторитаризма и либерализма. Кризис Веймарской республики и приход к власти нацистов. Создание тоталитарного нацистского государства. Реформы в хозяйственной области. Милитаризация промышленности. Преследование социал-демократов и коммунистов. Геноцид в отношении евреев. Программа внешнеполитической агрессии. «Новый курс» президента Ф. Д. Рузвельта в США. Усиление государственного регулирования хозяйства. Реформы в социально-экономической области. Сохранение изоляционизма во внешней политике.

Особенности развития государств Азии, Африки и Латинской Америки между мировыми войнами. Воздействие Первой мировой войны на страны Востока. Социально-экономическое и политическое развитие государств и регионов. Формирование предпосылок для национального освобождения. Методы борьбы против колонизаторов.

Основные понятия: цикличность мирового хозяйства, биржевой крах, Великая депрессия, государственное регулирование экономики, тоталитаризм, авторитаризм, либеральный режим, Народный фронт, «новый курс», политика невмешательства.

Международные отношения в 30-е гг. XX в. Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Возникновение очагов новой мировой войны на Дальнем Востоке и в Европе. Территориальные захваты Германии и Японии. Деятельность Лиги Наций после вступления в нее СССР. Провал попыток ограничить гонку вооружений. Политика «коллективной безопасности» в Европе. Военно-политические кризисы второй половины 30-х гг. Мюнхенское соглашение. Секретные переговоры в Москве. Заключение советско-германского пакта о ненападении.

Основные понятия: очаги новой мировой войны, коллективная безопасность, военно-политические блоки, «ось» Берлин—Рим—Токио, Антикоминтерновский пакт, политика «умиротворения» агрессоров, Мюнхенское соглашение, пакт Молотова—Риббентропа.

Т е м а 5. Вторая Мировая война (7ч)

Причины войны и планы участников. Масштабы и характер войны. Интересы государств-участниц. Нападение Германии на Польшу. Политика СССР. «Странная война». Разгром Франции. Война с Англией. «Новый порядок» на оккупированных территориях.

Этапы боевых действий на фронтах. Нападение Германии на СССР. Наступление Японии на Тихом океане и в Восточной Азии. Перелом в ходе Второй мировой войны. Второй фронт в Европе. Разгром Германии. Капитуляция Японии — завершение Второй мировой войны. Повседневная жизнь населения в годы войны. Движение Сопротивления на оккупированных территориях.

Дипломатия в 1939—1945 гг. Итоги Второй мировой войны. Складывание противостоящих союзов. Международные конференции стран антигитлеровской коалиции. Дипломатия Германии, Италии и Японии в годы войны.

Основные понятия: вермахт, «новый порядок», «странная война», план «Барбаросса», второй фронт, движение Сопротивления, безоговорочная капитуляция, коренной перелом, стратегическая инициатива, антигитлеровская (антифашистская) коалиция, «большая тройка», ленд-лиз, Объединенные Нации.

Т е м а 6. Международные отношения во второй половине XX в. ( 4 ч)

Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны». Интересы СССР, США, Великобритании и Франции в Европе и мире после войны. Изменения международного положения и внутриполитическая ситуация в странах Центральной и Восточной Европы после освобождения. Основные черты международного развития. Германский вопрос. Мирные договоры с бывшими союзниками Германии. Доктрина Трумэна и план Маршалла.

Первые конфликты и кризисы «холодной войны». Гражданская война в Китае. Кризис и военный конфликт на Корейском полуострове. Создание НАТО и Организации Варшавского договора.

Международные отношения на различных этапах «холодной войны» и после ее окончания (50—90-е  гг.) Первый этап «холодной войны (1946—1969), его основные характерные черты и события. Второй этап (начало 70-х гг. — 1977 г.) и его основное содержание. Третий этап «холодной войны» (конец 70-х — конец 80-х гг.) и его содержание. Окончание «холодной войны».

Основные понятия: двухполюсный (биполярный) мир, доктрина Трумэна, «железный занавес», идейно-политическое противостояние, план Маршалла, политика сдерживания, «холодная война», военно-стратегический паритет, Движение неприсоединения, деколонизация, детант, Женевские совещания, Карибский кризис, перестройка, Хельсинкский акт.

Т е м а 7. Страны Западной Европы и Северной Америки в конце 1940-х — 1990-х годы ( 2 ч)

Общая характеристика социально-политического и экономического развития стран Запада во второй половине XX в. Первый этап (1946  г. — конец 50-х гг.) — масштабный процесс восстановления после Второй мировой войны и формирование послевоенной политической системы. Преодоление экономических последствий войны. Второй этап (конец 50-х — конец 60-х гг.) — повышение социальной защищенности, высокие доходы. Создание модели государства «всеобщего благоденствия». Основные тенденции экономического развития в 50—60-е гг. Третий этап (70-е гг.) — социально-экономический и политический кризис. Экономическая ситуация 70-х — начала 80-х гг. Формирование трех центров международных хозяйственных связей. Четвертый этап (80-е гг.) — проведение жесткой социальной и экономической политики. Экономическое развитие стран Запада в 80—90-е гг. Глобализация хозяйственных связей. Общественно-политическая ситуация 90-х гг. Влияние окончания «холодной войны» и прекращения существования СССР на политические и социальные процессы.

Крупнейшие западные страны и Япония в конце 40-х — 90-е гг. XX в. Особенности социально-экономического и политического развития США, Великобритании, Франции, Италии, Германии, Японии.

Основные понятия: военно-промышленный комплекс, глобализация хозяйственных связей, государственное регулирование, государство «всеобщего благоденствия», единая планетарная структура, интеграция, кейнсианство, монетаризм, наднациональные организации, постиндустриальное (информационное) общество, стагфляция, «экономическое чудо».

Т е м а 8. Страны Восточной Европы с середины 1940-х до конца 1990-х гг (4 ч)

Положение в странах Восточной Европы после окончания Второй мировой войны. Переход государств региона в орбиту советского влияния. Приход к власти антифашистских коалиций и усиление позиций компартий. Создание основ тоталитарных режимов. Приход к власти местных коммунистических партий. Общие черты эволюции коммунистических режимов.

Ликвидация коммунистических режимов в восточноевропейском регионе на рубеже 80—90-х гг. XX в. Провал попыток реформирования реального социализма, демократические революции в Восточной Европе. Общие черты демократических преобразований.

Основные понятия: фронт (народный, национальный, отечественный), народная демократия, «бархатная революция», денационализация, перестройка, приватизация, реальный социализм, реституция.

Т е м а 9. Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX в. (1 ч)

Достижения и проблемы развивающихся стран. Структура и состав группы развивающихся стран. Проблема выбора моделей развития. Основные вехи социально-экономических трансформаций.

Характеристика развития отдельных государств и регионов Азии, Африки и Латинской Америки в 50—90-е гг. XX в. Китайская Народная Республика. Государства Юго-Восточной Азии (ЮВА). Индостан. Иран. Турция. Арабские страны. Страны Африки южнее Сахары. Характерные черты стран Латинской Америки в 50—90-е гг.

Основные понятия: апартеид, деколонизация, косвенная (экономическая) зависимость, некапиталистический путь развития, «азиатские тигры (драконы)», «большой скачок», «великая пролетарская культурная революция», маоизм.

Т е м а 10. Наука и культура во второй половине XX в (2 ч)

Развитие естественных и гуманитарных наук, возникновение новых научных дисциплин в первой половине XX в. Вклад российских ученых в мировую науку. Формирование новых художественных направлений и школ. Развитие реалистического искусства. Возникновение массовой культуры. Формирование новых художественных направлений и школ. Особенности развития духовной культуры в конце XX — начале XXI в. Новая роль религии. Изменения в быту. Свободное время и его использование. Развитие спортивного движения. Олимпийские игры.

Две волны научно-технической революции 50—90-х гг. XX в. Формирование информационного общества. Основные направления НТР в 50—60-е гг. Воздействие науки на производственные циклы. Повышение расходов на научные исследования. Мирное и военное использование естественно-научных открытий. Освоение космоса. Социальные последствия НТР. Вторая волна НТР в 80—90-е гг. Глобализация и постиндустриальное общество.

Основные понятия: информационное общество, компьютерная революция, мировые религии (конфессии), научно-техническая революция, средний класс, виртуальная реальность, массовая культура, постмодернизм, реализм.

Календарно-тематическое планирование по Всеобщей истории в 11 классе.

п/п

Разделы и темы уроков

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Дата проведения

План

Факт

1

2

3

4

5

1

Введение. Мир в начале XX в

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): изучение содержания параграфа учебника, работа с понятиями, анализ исторических источников

РАЗДЕЛ I

Мировые войны и революции. 1914—1945 гг.

Исторические проблемы первой половины XX в.

Глава 1

Первая мировая война

2

 Военные действия на основных фронтах Первой мировой войны

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: работа с исторической картой, фронтальная беседа, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания

3

Военные действия на основных фронтах Первой мировой войны

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: работа с исторической картой, фронтальная беседа, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания

4

Война и общество

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составление плана, фронтальная беседа, самостоятельная работа с текстом учебника

5

Война и общество

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составление плана, фронтальная беседа, самостоятельная работа с текстом учебника

п/п

Разделы и темы уроков

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Дата проведения

План

Факт

1

2

3

4

5

Глава 2

Образование национальных государств и послевоенная система договоров

6

Образование национальных государств в Европе

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: анализ текста, составление схемы

7

Послевоенная система международных договоров

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа с текстом и иллюстрациями учебника

Глава 3

Политическое и социально-экономическое развитие ведущих стран мира в 1920—1930-е гг

8

Социально-экономические процессы в европейских государствах и США

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: фронтальная беседа, комплексное повторение, работа в малых группах

9

Общественно-политический выбор ведущих стран

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний:  фронтальная беседа, комплексное повторение, работа над учебными проектами

10

Особенности развития стран Азии, Африки и Латинской Америки между мировыми войнами

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: индивидуальная работа с текстом учебника и исторической картой, исследовательская работа в группах

11

Культура и наука в первой половине ХХ века

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: групповая работа с текстом и иллюстрациями учебника, художественными источниками, проектная деятельность

п/п

Разделы и темы уроков

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Дата проведения

План

Факт

1

2

3

4

5

Глава 4. Международные отношения в 1920-1930-е годы

12

«Эра пацифизма» в 1920-е годы

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составление плана, фронтальная беседа, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания

13

Кризис Версальско-Вашингтонской системы в 1930-е годы

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: оставление схемы, индивидуальная работа с текстом учебника, исследовательская работа, работа в группах

14

Кризис Версальско-Вашингтонской системы в 1930-е годы

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний:  фронтальная беседа, комплексное повторение

Глава 5. Вторая Мировая война

15

Причины войны и планы участников

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний:  коллективная работа с текстом учебника, составление алгоритма развернутого ответа

16

Причины войны и планы участников

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составление схем, решение проблемных ситуаций

17

Этапы боевых действий на фронтах и Движение Сопротивления

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний:  составление схем, индивидуальная работа с текстом учебника, исследовательская работа, работа в группах

18

Этапы боевых действий на фронтах и Движение Сопротивления

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний:  организация парной работы, работа в группах

п/п

Разделы и темы уроков

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Дата проведения

План

Факт

19

Международная дипломатия в годы войны. Итоги Второй мировой войны

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: работа с текстом учебника и исторической картой, составление схем, работа в парах и группах

20

Международная дипломатия в годы войны. Итоги Второй мировой войны

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: индивидуальная работа с учебником, составление схемы, таблицы, решение проблемных заданий

21

Повторение по теме Раздела 1. «Мировые войны и революции. 1914—1945 гг. Исторические проблемы первой половины XX в.»

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого материала; самостоятельная работа с творческими и проблемными заданиями

РАЗДЕЛ II

Мир во второй половине XX в.

Исторические проблемы второй половины XX в

Глава 6. Международные отношения во второй половине XX в

22

Мирное урегулирование после Второй мировой войны и начало «холодной войны»

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: индивидуальная работа с текстом учебника, составление схем, мини-дискуссия, проектная деятельность

23

Мирное урегулирование после Второй мировой войны и начало «холодной войны»

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составление плана, фронтальная беседа, комплексное повторение, проектная деятельность

24

Основные этапы «холодной войны»

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: индивидуальная работа с текстом учебника, составление схем, мини-дискуссия, проектная деятельность

25

Основные этапы «холодной войны»

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний:  индивидуальная работа с текстом учебника, мини-дискуссия, исследовательская и проектная деятельность

п/п

Разделы и темы уроков

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Дата проведения

План

Факт

1

2

3

4

5

Глава 7. Страны Западной Европы и Северной Америки в конце 1940-х — 1990-хгг.

26

Основные этапы и тенденции общественно-политического и экономического развития

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составление схем, исследовательская деятельность

27

Особенности политического и социально-экономического положения развитых государств мира в конце 1940-х — 1990-х гг

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составление схем, фронтальная беседа

Глава 8. Страны Восточной Европы с середины 1940-х до конца 1990-х гг

28

Установление и эволюция коммунистических режимов в государствах Восточной Европы в конце 1940-х гг. — первой половине 1980-х гг

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составление плана, комплексное повторение

29

Установление и эволюция коммунистических режимов в государствах Восточной Европы в конце 1940-х гг. — первой половине 1980-х гг

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составление плана, фронтальная беседа

30

Кризис и крушение коммунистических режимов в Восточной Европе. Становление демократических общественно-политических систем в регионе

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: индивидуальная работа с текстом учебника, комплексное повторение

31

Кризис и крушение коммунистических режимов в Восточной Европе. Становление демократических общественно-политических систем в регионе

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составление схем, исследовательская деятельность

Глава 9. Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX в

п/п

Разделы и темы уроков

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Дата проведения

План

Факт

1

2

3

4

5

32

Национально-освободительные движения и деколонизация. Эволюция общественно-политических систем и экономических моделей отдельных государств и регионов Азии, Африки и Латинской Америки в 1950—1990-е гг

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составление плана, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания

Глава 10. Наука и культура во второй половине XX в

33

Научно-техническая революция. Гуманитарные аспекты общественно-политического развития. Искусство и спорт

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: оставление плана, фронтальная беседа, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания

34

Обобщающие повторение «Общие черты и закономерности развития мира в XX в.»

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого материала; самостоятельная работа с творческими и проблемными заданиями

6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

1. Список литературы

1.      Улунян А. А., Сергеев Е. Ю. Всеобщая история. Новейшая история. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Под ред. А. О. Чубарьяна. М., 2012.

2.      История Новейшего времени стран Европы и Америки. М., 2004.

3.      Ватлин А. Ю. Германия в ХХ веке. М., 2002.

4.      Горохов В. Н. История международных отношений. Курс лекций. М., 2004.

5.      Историография истории новейшего времени. М., 2000.

6.      История США. В 4 т. М., 1985.

7.      Сироткин В. Г. История Франции: пятая республика. М., 1989.

8.      Трухановский В. Г. Новейшая история Англии. М., 1958.

2. Настенные карты: 

1.      Первая Мировая война. 1914-1918.

2.      Территориальные изменения в Европе в 1918-1923 гг.

3.      Европа в межвоенный период.

4.      Вторая Мировая война. Военные действия.

5.      Территориальные изменения в Европе после Второй Мировой войны.

6.      Политическая карта Европы (2008 г.).

7. Планируемые результаты изучения курса Всеобщей истории в 11 классе.

К концу изучения курса Всеобщей истории в 11 классе ученики должны овладеть следующими умениями и навыками:

1.      Знание хронологии, работа с хронологией:

•••••••• указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;

•••••••• оперировать историческими датами, определять последовательность и продолжительность важнейших исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

3. Работа с историческими источниками:

•••••••• читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов;

•••••••• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных);

•••••••• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходства и различия.

4. Описание (реконструкция):

•••••••• рассказывать (в связной монологической форме или письменно) об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2-3 источников исторических знаний;

•••••••• характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в разные исторические периоды;

•••••••• на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы составлять описание важнейших памятников культуры народов мира, выражать свое отношение к ним, характеризовать вклад современных народов в мировую культуру.

5. Анализ, объяснение:

•••••••• различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

•••••••• называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

•••••••• раскрывать смысл, значение исторических терминов, крылатых выражений;

•••••••• сравнивать природные условия, факты, события, личности, а также исторические явления в странах современного мира, выделяя сходства и различия;

•••••••• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

•••••••• давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;

•••••••• оценивать вклад народов в мировую историю.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде: использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми.

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: тестирование, обобщающие уроки. В конце каждого раздела предусмотрены обобщающие уроки, нацеленные на конкретизацию полученных знаний, выполнение учащимися проверочных заданий в форме тестирования или проверочных работ, которые позволят убедиться в том, что основной материал был усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся. В конце курса предполагается проведение итогового обобщения в форме тестирования.

Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, исследовательская, проблемная, группового обучения, программированного обучения, музейная педагогика, тестового контроля.

        Согласовано                                                     Согласовано

Зам. Директора по УВР                                на заседании ШМО

_________Е. Ю. Булатова                                 Протокол №______

___________2014 г.                                             ____________2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Всеобщей истории к учебнику Бойцова М.А., Шукурова Р.М. "История средних веков" 6 класс

Рабочая программа разработана на основе:-              обязательного минимума содержания исторического образования;-...

рабочая программа по "Всеобщей истории и истории России с древности до XVI века" за курс 6 класса

Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории, 2007г, федерального  компонента государственного стандарт...

Рабочая программа по Всеобщей истории. Новейшая история. 11 класс.

Тематическое планирование по Всеобщей истории....

Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по Всеобщей истории и Истории России ( 8 класс)

Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по Всеобщей истории и Истории России ( 8 класс) образовательная система "Школа 2100"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ РОССИИ С ДРЕВНОСТИ ДО ХVI ВЕКА» (6 класс)

Календарно-тематический план для 6-го класса по истории России ориентировал на использование:— учебника «История России. С древнейших времен до конца ХУI в.» А. А. Данилова, Л. Г. Ко...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ РОССИИ» (8 класс)

Календарно-тематический план для 8 классов по истории России ориентирован на использование учебника:— Данилов, А. А. История России ХIХ век. 8 класс: учебное издание / А. А. Данилов, А. Г. Косул...