Технологическая карта
учебно-методический материал по истории (8 класс) на тему

Аксенова Ирина Анатольевна

технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkie_pervootkryvateli_i_puteshestvenniki.docx35.24 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА (технологическая карта)

ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА «РУССКИЕ ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ И ПУТЕШЕСТВЕННИКИ»

  1. Ф.И.О.:  Аксенова Ирина Анатольевна
  2. Место работы: Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение Семилукская средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов
  3. Должность: учитель истории и обществознания
  4. Предмет: история
  5. Класс: 8
  6. Тема и номер урока в теме: «Русские первооткрыватели и путешественники», 13 урок в теме «Россия в первой половине XIX в.».
  7. Базовый учебник: История России. XIX век. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М.: «Просвещение», 2015. -  303 с.
  8. Цель урока: создать мотивацию для активной познавательной деятельности учащихся.
  9.  Задачи:

- образовательные: дать представление учащимся об одном из главных направлений политики Николая I, показать процесс продвижения русских в неизведанный край и указать трудности в его освоении; раскрыть прогрессивное значение присоединения Дальнего Востока к России.

- обучающие: формировать умения  осознанно и произвольно строить речевое высказывание; осмысленно воспринимать исторический познавательный текст, выделять существенную информацию из сообщений разных видов; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить сообщения в устной форме.

- развивающие: развивать аналитическое, критическое и творческое мышление, логику, память, устойчивость внимания, формировать собственную историческую позицию, умение аргументировать и отстаивать её; формировать навыки  принятия нестандартных решений, творческие способности, познавательный интерес.

- воспитательные: прививать интерес к истории родного края; уважение к людям – покорителям новых земель; воспитание чувства патриотизма и гражданского самосознания, умений сотрудничать, чувство коллективизма, трудолюбия, культуры поведения.

- коммуникативные: формировать  умение организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем; умение работать в постоянных парах.

  1. Тип урока: комбинированный урок с использованием проектных работ учащихся
  2. Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная
  3. Необходимое техническое оборудование: компьютеры,  экран, проектор.

            13.       Элементы содержания образования:  Русские  первооткрыватели  и  путешественники.  Кругосветные  экспедиции  И.Ф.  Крузенштерна  и  Ю.Ф.  Лисянского,  Ф.Ф.  Беллинсгаузена  и М.П.  Лазарева.  Открытие  Антарктиды.  Дальневосточные  экспедиции

Г.И.  Невельского  и  Е.В.  Путятина. Русское  географическое  общество.

            14.       Вид деятельности обучающихся: Подготовить проект, сообщение о русском первооткрывателе и путешественнике (по выбору), привлекая научно-популярную литературу и интернет-ресурсы.

Рассказывать о русских первооткрывателях и путешественниках рассматриваемого периода.

            15.        Планируемый результат и уровень   усвоения

Предметные умения: Научатся определять термины: землепроходец,  первооткрыватель путешественник кругосветные экспедиции

Метапредметные универсальные учебные действия: 

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий

Познавательные:  самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач

Коммуникативные:  участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, координируют различные позиции в сотрудничестве  для достижения предметных результатов  – освоения специфических  для истории знаний о первооткрывателях XIX века, о новых географических открытиях, их историческом значении. Расширение  лексики за счёт освоения  новых понятий по теме урока: землепроходец, первооткрыватель, путешественник, кругосветная экспедиция, о расширения представлений о моральных понятиях: долг, ответственность, честь, смелость, героизм, альтруизм.

Личностные: проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им.

              16.           Формы диагностики и контроля защита проектов/сообщений

         17.           Структура и ход урока

  • Работа с информацией в учебнике,  энциклопедических  словарях, Интернете.
  • Творческая работа в паре
  • Визуальное восприятие информации через презентацию, работу с различными  историческими источниками
  • Устные высказывания, рассказы, сообщения по теме урока

 

  • Метод исторической беседы, рассказа, сообщения Самостоятельная работа: пропедевтическое парное  задание
  • Применение  приёмов работы:  предварительное сообщение, конспектирование, использование презентации как вида наглядности, различных источников информации (учебник, словари, Интернет, презентация)

 

                                     Структура и ход урока  «Русские первооткрыватели и путешественники».

Этапы урока и распределение учебного времени

Деятельность учителя:

методы и приемы обучения

Деятельность обучающихся

Целенаправленно формируемые в процессе урока УУД

(универсальные учебные действия)

Опора на сформированные в процессе начального  общего образования  УУД

Организационный момент

-  5 мин.

Формулировка и  осмысление темы, постановка  задач урока  

1. Просмотр учащимися презентации «Русские первооткрыватели,  путешественники и их открытия в XIX веке».

               

2. Беседа с целью осмысления темы и постановки задач:

  • Соотнести  свои знания и прежний ученический опыт по предмету история России и определите степень новизны темы урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Какую цель  урока для себя можно поставить, исходя из новизны содержания темы?

 

 

 

 

 

 

 3. Конкретизация учебных задач  урока учителем:

Кроме получения новых знаний об географических открытиях XIX века и их значениях для развития истории Российского государства, кроме изучения новых понятий по теме урока, вы узнаете о жизни, деятельности, особенностях личности землепроходцев и путешественников XIX века, расширить представления о моральных понятиях: долг, ответственность, честь, смелость, героизм, альтруизм, трудностях нравственного выбора.

  • Вы пытались осуществлять учебную деятельность индивидуально с помощью различных информационных источников (учебник, энциклопедическая литература, информация и презентация учителя, вас, как учащихся, Интернет-ресурсы) и  в паре, а значит,  учиться добывать информацию  лично или в сотрудничестве в паре.

 

 

 

Просматривают презентацию формулируют тему урока

 

 

Вступают в диалог с учителем:

отвечают на поставленные вопросы:

 - с понятием «первопроходцы» встречались в 7 классе в ходе изучении темы по истории России «Образование и культура в XVII веке», фамилии Лазарева  и Беллинсгаузена упоминались на уроках географии в 7 классе. Новизна сегодняшней темы в том, что услышаны новые имена в географических открытиях XIX века, вычленили новые понятия по теме, обратили внимание на общее значение новых открытий для развития России.

- получение новых знаний, знакомство с жизнью, деятельностью, особенностями личностей землепроходцев и путешественников XIX века, крупнейшими географическими открытиями XIX века и их значением для жизни и развития России.

 

Слушают учителя,  обращают внимание на  понятия, написанные на слайде презентации:

  • землепроходец, первооткрыватель, путешественник, кругосветная экспедиция,
  • долг, ответственность, честь, смелость, героизм, альтруизм.

 

 

 

 

Коммуникативные УУД

Развитие умения выражать свои мысли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД

Развитие умения  планировать свои действия;  умения принимать и сохранять цели и учебные задачи урока

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

«Открытие» учащимися нового  знания

 

 

-  18 минут.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 1 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 10 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 5 мин.

1. Эмоциональный настрой учащихся на включение их в учебную деятельность через  слайды  презентации и сообщение о  русских первооткрывателях и путешественниках XIX века с привлечением учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С какими новыми понятиями вы столкнулись в ходе сообщений одноклассников?

землепроходец,

первооткрыватель,

путешественник,

кругосветная экспедиция

 

 

 

Презентация: галерея портретов И.Ф. Крузенштерна, Ю.Ф. Лисянского, Ф.Ф. Беллинсгаузена, М.П. Лазарева, А.А. Баранова, Г. И. Невельского, Е.В. Путятина.

Сообщения учащихся (опережающее задание) (в сообщениях: география путешествий, акцент на личностно – моральные качества первопроходцев):

И.Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лисянский, Ф.Ф. Беллинсгаузен,

М.П. Лазарев,

А.А. Баранов,

 Г. И. Невельский, Е.В. Путятин.

 

 

Работа в парах: при помощи текста учебника и справочной литературы находят значение определений

Познавательные УУД

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; осмысленно воспринимать исторический познавательный текст; выделять существенную информацию из сообщений разных видов; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить сообщение в устной форме.

Личностные УУД

Формирование эмпатии  как понимания  чувств  других людей  и сопереживания им

Коммуникативные УУД

Развитие умения выражать свои мысли

Вычленение новой лексики по теме урока в работе с учебным текстом и в процессе учебной лекции, а так же самостоятельного поиска определения значений понятий урока в интернете, справочной литературе.

Познавательные УУД

Развитие умения  осваивать  информацию в  зрительно – наглядно - форме и интерпретировать её содержание

Коммуникативные УУД

Умение работать в постоянных парах

и  умение координировать различные позиции в сотрудничестве

 

2.  Постановка учебной проблемы урока.

2.1  Беседа  с учащимися:

  • Можно ли на основании  сообщений учащихся сказать, что это были великие люди, а их деятельность значимой для развития русского государства XIX века?

 

 

 

 

 

 

2.2 Постановка  учебной  проблемыкакие результаты дали экспедиционные путешествия, географические исследования в России в XIX веке?

 

 

Вступают в диалог с учителем:

отвечают на поставленный вопрос:

- Да, они имели вес в России: правительство доверило им расширение географических знаний;

- НО, чтобы сказать о значимости их деятельности для развития Российского государства, нужно чётко представлять результаты из деятельности.

 

 

Регулятивные УУД

Развитие умения  планировать свои действия.

Развитие умения принимать и сохранять цели и учебные задачи урока

Регулятивные УУД

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

3. Решение проблемы урока.

3.1. Текст учебника (§ 16, с.108-111).

3.3. Тексты исторических документов «Из докладной записки Ф.П. Литке об основании Русского географо-статистического общества. 1 мая 1845 года», «Из дневника мичмана П.М. Новосильского – участника первой антарктической экспедиции».

 

 

Работа в группах.

1. Используя текст учебника, данные интернета, исторических документов заполняют таблицу:

ФИО первооткрывателя

Открытие

Значение для развития России

 

 

 

2. Делают вывод о том, что продолжая традиции своих предшественников XVII и XVIII вв., первооткрыватели обогатили представления россиян об окружающем мире, способствовали освоению новых территорий, вошедших в состав империи, Россия впервые осуществила выход в мировой океан.

 

 

Познавательные УУД

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Умение осмысленно воспринимать исторический познавательный текст, выделять существенную информацию из сообщений разных видов.

Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

 

 

 

Познавательные УУД

Умение

формулировать выводы

 

Умение проявлять  познавательную инициативу

 

Регулятивные УУД

Умения проявлять  познавательную инициативу в учебном сотрудничестве и осуществлять констатирующий  контроль по результату работы

4.  Рефлексия.

Экспресс – анкета.

Каковы были главные цели создания Русского географического общества?

Для чего нужно активное исследование народов России?

Как предполагалось использовать географические знания в просвещении населения?

Совершать великие географические открытия людям помогали не только знания, компетентность, но и определённые моральные качества. Назовите их ещё раз.

Какие моральные качества ты хотел бы воспитать у себя? На кого из первооткрывателей хотел бы быть похожим?

 

Отвечают на вопросы экспресс- анкеты.

 

 

 

 

 

Вступают в диалог с учителем. Называют моральные качества, которые помогали выживать людям в далёких экспедициях.

Самоанализ.

 

Познавательные УУД

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Коммуникативные УУД

Развитие умения выражать свои мысли

Личностные УУД

Формирование эмпатии  как понимания  чувств  других людей  и сопереживания им

 

 

 

Познавательные УУД

Умение добывать новые знания; умение находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную в учебнике

ЗАДАНИЕ НА ДОМ

1 мин.

Учитель даёт и комментирует задание:

  1. Выучить понятия:

землепроходец,

первооткрыватель,

путешественник,

кругосветная экспедиция

  1. Прочитать § 16 и дать развёрнутые ответы на вопросы на стр. 111.
  2. Задание по контурной карте: зарисовать пути первопроходцев.
  3. Презентация  «Русские первооткрыватели и путешественники» (на дополнительную отметку)

 

Записывают в дневник,  задают вопросы по выполнению

Регулятивные УУД

Умение принимать учебную задачу

Регулятивные УУД

Умение принимать учебную задачу

Используемая методическая литература: 

Энциклопедический словарь

Учебник «История России XIX век»   А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. 8 класс. – М.: Просвещение, 2015 г.

Великие тайны истории.

Контурная карта «Географические открытия XIX века»

Тексты исторических документов «Из докладной записки Ф.П. Литке об основании Русского географо-статистического общества. 1 мая 1845 года», «Из дневника мичмана П.М. Новосильского – участника первой антарктической экспедиции»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная технология. Технологическая карта. Раздел "План и карта", тема "Координаты".

Особенности модульной технологии. Добивается желаемого результата. Происходит коррекция  (разного уровня задания) на  “3” справляются все. При желании можно получить положительную и хор...

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...