Урок кубановедения №2 Тема. Степи.
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Ковтун Светлана Владимировна

Урок №2

Тема. Степи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_kubanovedeniya_7_klass._1_razdel.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №2

Тема. Степи.

Цель.  Формирование представления о природно-хозяйственных комплексах степи. 1.Охарактеризовать основные формы рельефа и климатические условия северной, спепной части края и Закубанской равнины.

2.Развивать навыки работы с историческими и географическими источниками, картой, терминами.

3.Воспитывать уважение к географическим памятникам Кубани.

Работа с терминами:

1.Основные понятия: лиманы, плавни, сопки, галофиты.

2.  Исторические личности: Ф.А. Щербина

Учебное оборудование: 

1.Учебник Б.А. Трехбратов, М.В.Бодяев, И.А.Терская, А.Н.Криштопа, К.П.Казарян, С.А.Лукьянов. Кубановедение 7 класс. Краснодар, 2010.

2. Физическая карта Краснодарского края.

ТСО: мультимедийное оборудование.

Тип урока: комбинированный

План урока:

I.Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу.

Проверка домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

1.Азово-Кубанская равнина.

2.Таманский полуостров.

3.Закубанская равнина.

IV. Закрепление.

V.  Подведение итогов.

VI. Домашнее задание.

Ход урока:

I. Организационный момент (1 мин)

II. Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу (5 мин).

Проверка домашнего задания

III. Изучение нового материала (20 мин).

Интерактивная беседа (передача и объяснение информации)

1.Азово-Кубанская равнина.  

 - Рассказ учителя в рамках учебника.

 - Работа с картой.

Покажите на физической карте Краснодарского края степные реки: Понуру, Кочеты, Кирпили, Бейсуг, Челбас, Албаши, Ясени. Ею.

 - Сообщения учащихся о степных реках.

 - Работа с дополнительной литературой.

 Задание №1

Составить цепь питания:

Лисица

Полёвка мышь хомяк

Семена и подземные части растений

Задание № 2

Найти лишнее

Кузнечики, мухи, стрекозы, ежи.

Полёвка, мышь, лиса, хомяк.

Лиса, хорёк, сайгак, ежи.

Задание № 3

Выпишите сообщества. Выпишите названия степных животных, занесённых в Красную книгу.

2.Таманский полуостров и Закубанская равнина.

  Проработка содержания темы: 

- работа с учебником (стр. 11-12)

Задание № 4

Сравнительная характеристика.

Таманский полуостров

Закубанская равнина

Рельеф

Водоёмы

Климат

Растительность

Животный мир

Задание № 5

Самостоятельная работа с учебником стр. 7-12

Заполнить недостающую информацию

Вытянутый залив с извилистыми невысокими берегами.

Сопки

Заросли тростника, рогоза, ив и других растений на затапливаемых поймах и в дельтах крупных рек.

Галофиты

Задание № 6

Работа с контурной картой.

Отметить на контурной карте Азово-Кубанскую равнину, Таманский полуостров, Закубанскую равнину.

IV Закрепление изученного материала (10 мин).

V. Подведение итогов урока (2 мин).

VI. Домашнее задание: (2 мин).

   1.Прочитать параграф №1 (стр. 7-12)

   2. Ответить на вопросы стр. 12

Урок №3

Урок. Освоение человеком степной зоны.

Цель.  Формировать представления учащихся о воздействии человека на природно-хозяйственные зоны степи.

Задачи:

1.Охарактеризовать основные причины освоения степей.

2.Развивать навыки анализа причин изменения естественного облика степи.

3.Привитие бережного отношения к природным ресурсам нашего края.

Работа с терминами:

1. Эрозия, структура почвы, дрофа, севооборот, орошение.

2.  Исторические личности: Захарий Чепега.

3.  Географические объекты: Азово-Кубанская равнина, Таманский полуостров.

Учебное оборудование: 

1.Учебник Б.А. Трехбратов, М.В.Бодяев, И.А.Терская, А.Н.Криштопа, К.П.Казарян, С.А.Лукьянов. Кубановедение 7 класс. Краснодар, 2010.

2. Физическая карта Краснодарского края.

ТСО: мультимедийное оборудование.

Тип урока: комбинированный

План урока:

I.Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. Воздействие человека на природный комплекс Азово-Кубанской равнины.

2. Влияние человека на природу Таманского полуострова.

3. Освоение человеком территории Закубанья.

III. Закрепление.

IV.  Подведение итогов

V.  Домашнее задание.

Ход урока:

I. Организационный момент (1 мин)

II. Изучение нового материала (25 мин).

  1. Актуализация знаний учащихся. Проверка домашнего задания.

                                                             

Задание № 1

Растения и  почвы, где они растут.

за г со а лё л ны  о еп ф оч и вы ты  

      (галофиты, засолённые почвы)            

2.Интерактивная беседа (передача и объяснение информации)

Просмотр слайд – фильма «Освоение человеком степной зоны» с комментариями учителя.

Задание № 2

Прочитать текст и вписать  по смыслу  недостающие слова.

На бескрайней равнине к северу от реки   ____________ раскинулась привольная ___________ степь. Вдоль дорог тянутся __________________ . Лето в степи __________ . Зима сравнительно ___________________ , однако могут внезапно ударить ________ . Осень ________________ и ____________________ . Ценный природный компонент кубанской степи   _________________  почвы, имеющие мощность плодородного слоя от 0,4 до 1,5 м. До начала освоения степи растительность покрывала всю __________________________ часть, то есть больше половины нынешней _______________ края. Преобладали травы: _________________________, _____________________ , ___________________ , _____________________ , ___________________ .

3. Проработка содержания темы

- работа с учебником (ответы на вопрос № 3 стр. 21);

Задание № 3

Выполнить кресс-кросс.

Найти 5 зашифрованных названий, связанных с почвой степи

В

С

П

А

Ш

К

А

Т

О

Л

И

О

Р

А

Ц

И

Я

Р

Е

Э

О

Е

И

Н

Е

Ш

О

М

Р

С

Е

В

О

О

Б

О

М

О

Н

У

А

Ф

П

А

Р

Л

З

П

О

У

Л

Х

О

О

К

И

С

Т

В

Я

Ю

И

Т

И

Я

Р

С

Т

Н

И

М

Т

    III. Закрепление изученного материала (10 мин).

1. Словесная игра «Снежный ком».

    Примерный текст.

Кубанские земли давно покрыты хлебами. А также постоянными их спутниками – сорными травами. В настоящее время сорная растительность сохранилась по берегам рек и в других местах, непригодных для сельскохозяйственного освоения. Интенсивное использование плодородных земель улучшает их свойства. С целью сохранения плодородных кубанских чернозёмов разработан ряд мероприятий: правильная вспашка, соблюдение севооборота, мелиоративные работы.

Задание № 4

Придумать и составить план мероприятий по возрождению СПЕПНОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТИ.

IV. Подведение итогов урока (2 мин).

V. Домашнее задание: (2 мин).

   1.Прочитать параграф №2

   2. Ответить на вопросы № 1, 2, 5 стр.  16

 Урок № 4.

Тема. Природно-хозяйственные комплексы предгорий и гор.

Цель: Познакомить учащихся  с природно-хозяйственными комплексами предгорий и гор.

 Задачи:

  1. Выяснить, что собой представляют предгорья и горы нашего края.
  2. Продолжить формирование у учащихся умения прослеживать причинно-следственные связи здоровья человека от места его проживания.

3. Воспитывать интерес к природе  родного края.

Работа с терминами.

1.Основные понятия:  эндемики, реликты.

2.  Географические объекты: о.Кардывач, г.Цахвоа.

Учебное оборудование: 

1.Учебник Б.А. Трехбратов, М.В.Бодяев, И.А.Терская, А.Н.Криштопа, К.П.Казарян, С.А.Лукьянов. Кубановедение 7 класс. Краснодар, 2010.

2. Физическая карта Краснодарского края.

3. Фильм «По ком звонит колокол».

ТСО: мультимедийное оборудование.

Тип урока: «счастливый промысел»

План урока:

I.Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. Предгорья.

2. Горы.

III. Закрепление.

IV.  Подведение итогов

V.  Домашнее задание.

Ход урока:

I. Организационный момент (1 мин)

II. Изучение нового материала (25 мин).

Актуализация знаний учащихся. Проверка домашнего задания

Задание № 1

Ознакомиться с текстом параграфа 3.

Предварительная подготовка.

Первоначально учащимся даётся время для ознакомления с текстом параграфа, а затем начинается «счастливый промысел». Номера вопросов на экране. Выбрав вопрос, пытаются на него ответить. Если отвечают, то получают оценку в зависимости от того как ответили. Среди вопросов есть пустой, на котором написано «Клад». Если ученик выберет его, то автоматически получает «5».

1

5

13

9

6

2

10

14

11

15

3

7

16

8

12

4

Задание № 2

Подготовить ответы на вопросы.

Вопросы.

  1. Что представляет собой лесостепная зона. Что вы знаете о растительности и животном мире лесостепи?
  2. Найдите на физической карте Краснодарского края предгорья и горы. Охарактеризуйте особенности их рельефа.

Работа с контурной картой. Закрасить область предгорий и гор.

  1. Какими природными ископаемыми богаты Предгорья?
  2. Что вы знаете о реке Кубань?

Работа с контурной картой. Отметить р.Кубань.

  1. Что представляет собой горная зона нашего края?
  2. Найдите на физической карте Краснодарского края гору Цахвоа. Что вы о ней знаете?

Работа с контурной картой. Отметить г.Цахвоа.

  1. Озеро Кардывач.

Работа с контурной картой. Отметить о.Кардывач.

  1. Что такое закон вертикальной поясности.
  2. Животный мир предгорий и гор до 1500м.
  3. Растительность на вы соте от 1200 до 1800м.
  4. Субальпийские и альпийские луга.
  5. Эндемики.
  6. Реликтовые животные.
  7. Реликтовые растения.
  8. Как горы влияют на здоровье человека.
  9. «Клад».

Задание № 3.

Работа с контурной картой. Выполнить задания.              

III. Закрепление.

Задание № 4.

Составить таблицу. Работа в группах. Каждой группе даётся задание для зоологов, биологов, экскурсоводов.

Предгорья

Горы

Низкогорная зона

Среднегорная  зона

Высокогорная зона

Абсолютные высоты

Растительность

Животный мир

Особенности

IV.  Подведение итогов.

Задание № 5

Графический диктант.

Да -

Нет  - __

Река Белая – приток р.Кубань. (да)

Высота г.Цахвоа – 3333м. (нет)

В предгорной зоне благоприятные условия для пчеловодства. (да)

Озеро Мзымта образовалось от запруды русла реки Кардывач. (нет)

Природно-климатические условия горной местности различны. (да)

    __   __

V.  Домашнее задание.

Прочитать §3, отв. на вопрос 1,5.

Урок № 5.

Тема. Влияние деятельности человека на природу предгорий и гор.

Цель: совершенствование способов учебной работы.

Задачи:

  1. Выяснить особенности хозяйственной деятельности людей в горной и предгорной зоне края.
  2. Продолжить формирование у учащихся умения прослеживать причинно-следственные связи.

3. Привитие бережного отношения к природным богатствам  родного края.

Работа с терминами.

1.Новые понятия:  рафтинг, карстовые колодцы.

Учебное оборудование: 

1.Учебник Б.А. Трехбратов, М.В.Бодяев, И.А.Терская, А.Н.Криштопа, К.П.Казарян, С.А.Лукьянов. Кубановедение 7 класс. Краснодар, 2010.

2. Физическая карта Краснодарского края.

ТСО: мультимедийное оборудование.

Тип урока: урок взаимообучения

Ход урока.

План урока:

I.Организационный момент.

Формируются «экипажи» из 4 человек: командир (наиболее подготовленный ученик), штурман, два пилота.

II. Изучение нового материала.

Задание № 1.

1. Учитель ставит перед  «экипажами» цель: освоить новый материал.

2. Действия «экипажей»:

 - командир повторяет материал всему экипажу;

 - командир принимает зачёт у штурмана;

 - командир и штурман опрашивает пилотов и, если те готовы, ставят им зачёты и оценки.

Воздействие человека на природу предгорий

Особенности хозяйственной деятельности людей в горной части края

Штурман

Пилот 1

Пилот 2

«Экипаж» готов к защите заданий.

3.Защита заданий:

 - командир вытягивает жетон-жребий, от которого зависит процедура защиты;

 - «экипаж» сам определяет посланца для защиты «экипажа».

Задание № 2

Защита в виде дидактической игры «Продолжи рассказ». Посланники должны по одному предложению рассказать материал изученной темы. Один начинает, второй продолжает, и т.д. выигрывает тот, чьё предложение было последним, в то время как другие уже ничего не могут вспомнить.  

III. Закрепление.

 - какие вопросы вы хотели бы задать докладчику

 - какой доклад вы отметили как лучший

 - ваши пожелания докладчикам

IV.  Подведение итогов.

Задание № 3

  1. мне  на  уроке  все  понравилось
  2. я  узнал  много  нового
  3. мне  было  интересно
  4. мне  было  трудно
  5. мне  было  не  интересно
  6. мне  ничего  не  понравилось

Отметить только 3 высказывания, с которыми вы согласны.

V.  Домашнее задание.

Выучить §4, вопросы 2-4 по выбору.

Урок № 6.

Тема. Природные комплексы морских побережий и их хозяйственное освоение.

Цель: Познакомить учащихся  с  природными комплексами морских побережий и их хозяйственным освоением.

 Задачи:

1.Формирование представления о комплексах морских побережий.

2.Развитие учебно-исследовательских умений учащихся.

3. Воспитывать интерес к животному и растительному миру нашего края.

Работа с терминами.

Географические объекты: о.Абрау..

 

Учебное оборудование: 

1.Учебник Б.А. Трехбратов, М.В.Бодяев, И.А.Терская, А.Н.Криштопа, К.П.Казарян, С.А.Лукьянов. Кубановедение 7 класс. Краснодар, 2010.

2. Физическая карта Краснодарского края.

ТСО: мультимедийное оборудование.

Тип урока: комбинированный

План урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация полученных ранее знаний учащихся.

Ш. Изучение нового материала.

1.  Побережье Азовского моря.

2.  Черноморское побережье.

IV. Закрепление.

V. Подведение итогов.

VI. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент (1 мин)

II.  Актуализация полученных ранее знаний учащихся (5 мин)

Ответить на вопросы:

 - докажите,  что высота гор влияет не только на видовое разнообразие растительного и животного мира, но и на хозяйственную деятельность людей;

 - как можно защитить природные богатства и окружающую среду.

III. Изучение нового материала (20 мин)

Передача и объяснение информации

1. Интерактивная беседа:

-рассказ учителя в рамках учебника.

Проработка содержания темы

Задание № 1

Учащимся предлагается заполнить таблицу

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Задание № 2

2. Работа с учебником. Прочитать  п.3 стр. 58 -59  

Побережье Азовского моря

Черноморское побережье

Географическое положение

Климат

Водоёмы

Растения

Животные

Города

Основные занятия населения

IV.  Закрепление изученного материала (10 мин)

Задание № 3

Анаграммы. Разгадать слова – перевёртыши

Иглица

Олеандр

Скумпия

Сассапариль

Л и г а ц и  -_ _ _ _ _ _, р а е н д о л  -  _ _ _ _ _ _ _ , м с у к и п я - _ _ _ _ _ _ _,

*Л с п а р с а с а ь и  - _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

V. Подведение итогов урока (2 мин)

Рефлексия учащихся.

VI. Домашнее задание (2 мин).

   1. Прочитать параграф № 5

   2. Ответить на вопросы № 2, 3.

     * задание № 5 стр.32 – по желанию

Урок № 7.

Тема. Черное и Азовское моря.

Цель:  знакомство учащихся с морями нашего края, развитие наблюдательности.

Задачи:

  1. Выяснить особенности Чёрного и Азовского морей.
  2. Продолжить формирование у учащихся умения прослеживать причинно-следственные связи.

3. Привитие бережного отношения к водным ресурсам  родного края.

Учебное оборудование: 

1.Учебник Б.А. Трехбратов, М.В.Бодяев, И.А.Терская, А.Н.Криштопа, К.П.Казарян, С.А.Лукьянов. Кубановедение 7 класс. Краснодар, 2010.

2. Физическая карта Краснодарского края.

ТСО: мультимедийное оборудование.

Тип урока: урок – заочная экскурсия.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация полученных ранее знаний учащихся.

III. Изучение нового материала.

IV. Закрепление.

V. Подведение итогов.

VI. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент (1 мин)

Учитель заранее готовит комплекты фотографий или презентации о Чёрном и Азовском морях.

Класс разбивается на три группы, каждая из которых получает в закрытом конверте необходимый комплект фотографий или презентацию в распечатанном виде.

II.  Актуализация полученных ранее знаний учащихся (5 мин)

Задание № 1

Ответить на вопросы:

Используя шифр, узнайте тему урока, которая скрывается за этими цифрами.

1  4  9  2  11 6  9  3  5  12 3 10 8 9 3 7 9 10 13  

А В Е З И К М Н О Р С Ч  Я

1  2  3 4 5  6  7  8  9 101112 13

III. Изучение нового материала (20 мин)

Задание № 2

Отменить на контурной карте Чёрное и Азовское море.

Задание № 3

Записать краткое содержание экскурсии.

Каждая группа ведёт экскурсию по своим объектам.

План экскурсии:

  1. Название. Исторические названия.
  2. Географическое положение.
  3. Отличительные особенности. 
  4. Населенные пункты.
  5. Экологические проблемы.

1.  Азовское море.

2.  Черное море.

3. Животный и растительный мир Чёрного моря. 

IV. Закрепление.

Задание № 4

Подберите к каждому существительному из правой колонки соответствующее прилагательное из левой.

Хозяйственное

Максимальная

Архивные

Промысловые

Керченский

Морские

Курортная

Цемесская

Черноморская

Сероводородный

Международный  

глубина

бухта

афалина

источники

пролив

день

слой

волны

освоение

рыбы

зона

                                                                       Задание № 5 

Восстановите слова, в которых пропущены буквы.

С_А_,    _РА_,  _АТ_ _ Н, _Р_ _ И _, _ ЕР_ _ _В_ Д_ _, _И_Т_З_Й_А, Э_ _ _ РО_ _Р_А.

V. Подведение итогов.

Рефлексия. Учащиеся обмениваются информацией. Делятся трудностями, которые они испытали при выполнении заданий.

VI. Домашнее задание.

§ 6, повторить §1-5, подготовить ответы на вопросы с.39

Урок № 8.

Тема. Итоговое повторение.

Цель: выяснить качество знаний учащихся по изучаемому материалу.

Задачи: развивать творческие способности ребят, умение обозначать географические объекты на контурной карте;

реализовать межпредметные связи между географией, историей, и экологией Краснодарского края.

воспитывать экологическую культуру, любовь к своей «малой родине».

Учебное оборудование: 

1.Учебник Б.А. Трехбратов, М.В.Бодяев, И.А.Терская, А.Н.Криштопа, К.П.Казарян, С.А.Лукьянов. Кубановедение 7 класс. Краснодар, 2010.

2. Физическая карта Краснодарского края.

ТСО: мультимедийное оборудование.

Тип урока: урок-игра «крестики-нолики»

План урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация полученных ранее знаний учащихся.

Ш. Повторение изученного материала.

IV. Закрепление.

V. Подведение итогов.

VI. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент (1 мин)

В начале путём жеребьёвки определяются две команды-участники: «Крестики» и «Нолики».

II.  Актуализация полученных ранее знаний учащихся (2 мин)

III. Повторение изученного материала (23 мин) 

Задание № 1

Заполнить поле.

1. Обычно первой начинает команда «Крестики». Жюри оценивает ответы. На доске вывешена таблица – обычная «сетка»  (3х3) для игры. В каждой ячейке вопрос со с.39 учебника.

9 вопрос  - игра «Отгадай термин». 

Класс загадывает какое-нибудь понятие, относящееся к данной теме. Водящий может задавать 10 вопросов. Но ответы будут только «да» или «нет».

Задание № 2

     2. Тестовые задания

1) Азово-Кубанская равнина раскинулась к югу от реки Кубань.(нет)

2) Самая длинная и многоводная река нашего края – Кубань. (да)

3) В северо-западной части Азово-Кубанской равнины расположено озеро Абрау. (да)

4) В западной части Таманского полуострова преобладают сопки. (да)

5) Рельеф левобережной части Кубани – Закубанская равнина. (да)

6) В недрах Азово-Кубанской равнины мало полезных ископаемых. (нет)

7) Самая высокая гора в пределах края  - гора Цахвоа. (да)

8) Озеро Кардывач находится на высоте 1837м над уровнем моря. (да)

9) Эндемики: жук альпийский усач. (нет)

10) Рафтинг – вид олимпийского спорта: спуск по горным или порожным рекам на плотах или лодках с вёслами. (нет)

Задание № 3

3. Синквейн. Необходимо ответить на вопрос.

Что необходимо для успешного развития туризма в нашем крае?

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение из пяти строк, которое пишется по определённым правилам.

Правила написания  синквейна:

На первой строчке записывается одно слово – существительное;

На второй строке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

На третьей строке записываются три глагола, описывающее действие, относящееся к теме синквейна;

На четвёртой строчке размещается целая фраза. С помощью которой ученик вызывает своё отношение к теме;

На пятой строчке – слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Пример:

1. Туризм.

2. Успешный, прибыльный.

3. Рекламирует, организует,  обслуживает.

4. Необходимые для общества услуги и организация отдыха.

5. Благополучие.

IV. Закрепление.

Задание № 4

Самостоятельная работа. Составление творческого проекта.

Название.

Основные функции.

Финансирование.

Кадровый состав организации.

План мероприятий.

Реклама.

   

V. Подведение итогов.

Задание № 5

Задание: даны географические названия. Надо подобрать слова, которые характеризуют их.

Азово-Кубанская равнина, Чёрное море, Азовское море, Таманский полуостров.

VI. Домашнее задание.

Составить кроссворд  или анаграммы к разделу «Природа Кубани»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку кубановедения на тему "Музеи Краснодара"

Презентация к уроку кубановедения на тему "Музеи Краснодара"...

Разработка урока кубановедения по теме "Погодные аномалии"

В уроке рассмотренны основные погодные аномалии Краснодарского края...

Урок кубановедения по теме "Художественная культура Кубани. Кубанский казачий хор"

Урок позволяет изучить развитие народной культуры Кубани на примере деятельности Кубанского казачьего хора...

тест к уроку кубановедения по теме "Символика Краснодарского края"

тест содержит вопросы по казачьим регалиям...

Урок кубановедения по теме: «Растения, которые нас окружают».

Интересный урок кубановедения "Растения которые нас окружают"...

Урок кубановедения по теме "Дольмены"

Технология личностно-ориентированного урока...