Программы для учащихся ОВЗ.
рабочая программа по истории (9 класс) на тему

Бирук Людмила Петровна

Данные рабочие программы разработаны и апробированы для учащихся с ОВЗ по истории, обществознанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_prog9_kl._ovz_ist.rar27.49 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа №1

с углублённым изучением отдельных предметов»

Согласовано                                                        УТВЕРЖДАЮ

на методическом совете                                        Директор МБОУ

Протокол №1                                                 «Излучинская ОСШУИОП №1»

От 30 августа 2013 г.                                        ___________ Н. А. Зеленская

Заместитель                                                         

Директора _______ Т. Г. Африкян                                 Приказ № 227/1 от 30.08.2013

Рассмотрено на МО

Протокол №1 от 29 августа 2013г.

Руководитель МО _________

Рабочая программа

на 2013-2014 учебный год

Предмет: история,  9  класс

Уровень: специальный (коррекционный)

Учитель: Бирук Людмила Петровна

Излучинск

2013


9 класс

История России

Пояснительная записка

Предлагаемая программа по истории России для 9 класса включает обязательный минимум содержания исторического образования в специальных (коррекционных) классах.

Составлена на основе общегосударственной программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений по истории под редакцией В.В. Воронковой и предполагает эмоционально-образное изучение истории  как последовательного ряда неповторимых событий прошлого. В основе такого подхода лежат научно выявленные особенности познавательных возможностей учащихся специально-коррекционных классов и опыт преподавания в классах этого типа.

Предлагаемая программа направлена на личностное развитие и социализацию учащихся, приобщение их к национальным и мировым культурным традициям, интеграцию в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. Программа обеспечивает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся специальных (коррекционных) классов и построена на основе коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Направлена на достижение следующих целей:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, проявление толерантности в отношении представителей других народов и стран.

Отличительными особенностями данной программы являются:

  • минимальный объём дидактических единиц с целью защиты обучающихся в специальных (коррекционных) классах от перегрузок и сохранения их психического и физического здоровья;

                         Содержание программы

Раздел I. Россия в годы революции и гражданской войны (5 ч.)

Назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция 1917 года. Падение монархии. Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. В.И.Ленин. Временное правительство и советы. Учредительное собрание и его роспуск. Политика большевиков и установление однопартийной диктатуры. Распад Российской империи. Выход России из первой мировой войны. Брестский мир и его последствия. Конституция 1918 г. Образование РСФСР. Социально-экономическая политика Советского государства.

Гражданская война и военная интервенция: причины, основные этапы. Красные и белые. Создание Красной Армии. С.С. Каменев, М.В. Фрунзе, С.М.Буденный. Белое движение. А.В. Колчак, А.И. Деникин, Д.Н. Врангель. «Белый» и «красный» террор. «Военный коммунизм». Крестьянство в годы гражданской войны. Итоги гражданской войны.

Раздел II. СССР в 1920 – 1930 гг. (7 ч.)

Социально-экономический и политический кризис 1920 – 1921 гг. Восстание в Кронштадте. Х съезд РКП (б). Новая экономическая политика. План ГОЭЛРО и начало восстановления экономики. Образование СССР. Дискуссии о путях построения социализма. И.В.Сталин, Л.Д.Троцкий, Г.Е.Зиновьев, Н.И.Бухарин. Свёртывание НЭПа. Советская модель модернизации. Индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства. Коренные изменения в духовной жизни. Формирование централизованной (командной) экономики. Власть партийно-государственного аппарата. Формирование культа личности И.В.Сталина. Массовые репрессии. Конституция 1936 г. СССР в системе международных отношений в 1920 – 1930 г. Вступление СССР в Лигу Наций. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Советско-германский пакт о ненападении.

Раздел III. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. (7 ч.)

СССР во второй мировой войне. Великая Отечественная война 1941 – 1945 г.: этапы и крупнейшие сражения войны. Московское сражение. Провал плана «молниеносной войны». Сталинградская битва и битва на Курской дуге – коренной перелом в ходе войны. Освобождение советской территории от захватчиков. Вклад Советского Союза в освобождение Европы. Берлинская операция. Г.К. Жуков, И.С. Конев, К.К. Рокоссовский.

Советский тыл в годы войны. Создание промышленной базы на Востоке. Геноцид на оккупированной территории. Партизанское движение. СССР в антигитлеровской коалиции. Итоги Великой Отечественной войны.

Раздел IV. Советский Союз в послевоенный период. 1945 – 1964 г. (5 ч.)

Послевоенное восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 40 – начала 50-х гг. «Оттепель». Н. С. Хрущёв. ХХ съезд КПСС. Разоблачение «культа личности» И.В. Сталина. Принятие новой программы КПСС и «курс на построение коммунизма в СССР». Реформы второй половины 1950 начала 1960-х гг. Замедление темпов экономического развития. Достижения советской науки и техники, С.П. Королёв, Ю.А. Гагарин.

Раздел V. СССР в 1960-е – начале 1980-х гг. (5 ч.)

Замедление темпов экономического развития и эффективности общественного производства. Отстранение Н.С. Хрущёва от власти. Л.И. Брежнев. «Застой» в экономическом развитии. Кризис советской системы. Попытки повышения её эффективности, Ю.В. Андропов. Развитие диссидентского и правозащитного движения, А.Д. Сахаров, А.И. Солженицин.

Внешняя политика СССР в 1945 - 1980-е гг. «Холодная война». Разрядка и причины её срыва. Афганская война.

Раздел VI. Перестройка. Распад советского общества (4 ч.)

Перестройка, М.С. Горбачёв. Курс на «ускорение». Зарождение фермерства. Кооперативное движение. Противоречия и неудачи стратегии «ускорения». Провал антиалкогольной кампании, жилищной и продовольственной программ.

Демократизация политической жизни. Гласность. Реформы политической системы страны. Введение поста президента СССР. Формирование новых политических партий. Обострение межнациональных противоречий. Августовские события 1991г. Распад СССР. Образование СНГ.Раздел VII. Культура советского общества (2 ч.)

Утверждение марксистско-ленинской идеологии. Социалистический реализм в литературе и искусстве. Достижения советского образования, науки и техники.

Раздел VIII. Современная Россия (6 ч.)

Образование Российской Федерации как суверенного государства. Б.Н.Ельцин. Переход к рыночной экономике. Приватизация. Российское общество в условиях реформ.

События октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации. Изменения в системе государственного управления и местного самоуправления. Чеченский конфликт и его влияние на общественно-политическую жизнь страны.

В.В. Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъём и социальную стабильность. Культурная жизнь современной России. Россия в мировом сообществе.

                                 Календарно- тематическое планирование - История России

п/п

Разделы и темы

Всего часов

Дата проведения

Формы контроля

план

факт

 Знания,

умения

Дом.

зад.

Раздел 1. Россия в годы революции и гражданской войны

1

Экономическое и политическое развитие России в нач. ХХ века

1

2.09

Знать элементы госуд. и полит.строя Российской империи

§1 сост. план

2

Октябрьская революция 1917 года.

1

6.09

§2 выуч. термины

3

Распад Российской империи

1

9.09

§3

выуч. нов. слова

4

Гражданская война и военная интервенция

1

13.09

Знать причины войны, основные этапы и итоги

§4сост табл.

5

Политика «военного коммунизма»

1

16.09

Усвоить сущность политики военного коммунизма

§5 выуч. термины

Раздел 2. СССР в 1920 – 1930 гг.

6

Новая экономическая политика

1

20.09

§6сост план

7

8

Образование СССР и его международное признание.

1

23.09

Выделять главное

в тексте учебника.

§7-8

сост. план

Модернизация экономики и оборонной

системы  в 1930 годы.

1

27.09

§9

выуч. термины

9

Коллективизация сельского хозяйства

1

30.09

§10 выуч. нов. слова

10

Культурная революция

1

4.10

§11 выуч. нов. слова

11

12

Культ личности И.В.Сталина, массовые репрессии.

2

7.10

11.10

§12

выуч. термины

Раздел 3. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.

Умение работать с картой.

13

Советско – германские отношения в 1939 – 1941 гг.

1

14.10

Умение работать

с картой.

§13

Сост. табл.

14

15

Начало Великой Отечественной войны.

 Московская битва

1

18.10

21.10

§14

Сост. план

16

Коренной перелом в войне

1

25.10

Выделять главное в тексте учебника.

§15

Сост. табл.

17

Советский тыл в годы войны

1

28.10

§16

18

Партизанское движение на оккупированной территории

1

1.11

§17

19

Великая Отечественная война: итоги и уроки

1

11.11

Выделять главное в тексте учебника.

§18

20

Наш край в годы Великой Отечественной войны

1

15.11

Раздел 4. Советский Союз в послевоенный период. 1945 – 1964 гг.

21

Внешняя политика СССР и начало «холодной» войны

1

18.11

Умение работать с картой.

§19

22

Советский Союз в последние годы жизни И.В.Сталина

1

22.11

§20

выуч. термины

23

Первые попытки реформ и ХХ съезд КПСС

1

25.11

§21 выуч. нов. слова

24

25

Противоречия советского общества кон. 1950 – нач.1960 гг

2

29.11

2.12

Выделять главное в тексте учебника.

§22

Сост. план

26

Духовная жизнь и политическое развитие СССР в 1940– 1960 г.

1

6.12

§23 выуч. термины

Раздел 5. СССР в 1960-е – начале

 1980-х г.

§24

27

Политика и экономика: от реформ – к «застою»

1

9.12

§25

Сост. план

28

СССР на международной арене

1

13.12

Умение работать с картой.

§26 выуч. нов. слова

29

Духовная жизнь в СССР сер. 1960-х – сер. 1980-х гг.

1

16.12

§27

30

Углубление кризисных явлений в СССР

1

20.12

§28

выуч. термины

31

Итоговый урок: «СССР с 1940-х до 1980-х гг.»

1

23.12

Выделять главное в тексте учебника.

Раздел 6. Перестройка и распад советского общества

32-33

Политика перестройки  М.С.Горбачёв.

2

27.12

30.12

§29

34

Новое политическое мышление: достижения и проблемы

1

13.01

§30 Сост. план

35

Кризис и распад советского общества

1

17.01

§31

Раздел 7. Культура советского общества

36-37

Марксистско-ленинская идеология, её влияние на культуру

2

20.01

24.01

Выделять главное в тексте учебника.

§32

выуч. термины

38

Достижения советского образования, науки и техники

1

27.01

§33

Раздел 8. Современная Россия

39

Политическое развитие Российской Федерации в н.1990-х гг.

1

31.01

§34

40

Экономические реформы. Приватизация и «шоковая терапия»

1

3.02

§35

выуч. термины

41

Политический кризис 1990 года и принятие новой Конституции РФ

1

7.02

§36

Сост. план

42

Общественно-политические проблемы России во вт. Пол. 1990-х г.

1

10.02

§37

43

Россия в начале XXI века

1

14.02

Умение работать с картой.

§38-39

44-45

Внешняя политика демократической России

2

17.02

21.02

Умение работать с картой.

§40 выуч. термины

Всеобщая история

Календарно- тематическое планирование

п/п

Разделы и темы

Всего

часов

Дата проведения

 

план

факт

 Знания,

умения

Дом.

зад.

Раздел 1. Мир в 1920–1930 гг.

6

46

Мир после  Iмир.войны. Версальско-Вашингтонская система

1

24.02

Умение работать с картой

§1

сост. план

47

Революционное движение в Европе и Азии.

1

28.02

§2выуч.нов.слова

48

Мировой экон. кризис 1929 – 1932 гг. и «новый курс» Рузвельта

1

3.03

§3

49

Тоталитаризм в Германии и Италии. Ми

1

7.03

Выделять главное в тексте учебника

§4

Выуч. термины

50

Революционные движения в Китае и Индии

1

14.03

§5

51

Милитаризм и пацифизм на международной арене

1

17.03

§6

Выуч. термины

Раздел 2. Вторая мировая война

6

52,53

Причины Второй мировой войны и её участники

2

21.03

31.03

Умение работать с картой

§7

Сост. табл.

54

Начальный период войны и «новый порядок» в Европе и Азии

1

4.04

Выделять главное в тексте учебника

§8

55

Антигитлеровская коалиция. Движение Сопротивления

1

7.04

§9

Сост. план

56

Коренной перелом в ходе войны

1

11.04

§10

57

Итоги и уроки Второй мировой войны

1

14.04

§11

Сост. табл.

Раздел 3. Мировое развитие во второй половине ХХ века

6

58

 «Холодная  война» и создание военно-политических блоков

1

18.04

Выделять главное в тексте учебника

§12

Выуч. термины

59

 Развитие  международных отношений в годы «холодной войны»

1

21.04

§13

60

Послевоенное восстановление в  Западной Европе

1

25.04

§14 Сост. табл

61

Кризис индустриального общества.

1

28.04

§15

62

Утверждение и падение коммунизма в  Центр. и Вост. Европе

1

5.05

Выделять главное в тексте учебника

§ 16

Выуч. термины

63

Латинская Америка между авторитаризмом и демократией

1

12.05

§17

Раздел 4. Мир на рубеже ХХ – ХХI вв.

3

64

Окончание «холодной войны»

1

16.05

Выделять главное в тексте учебника

§18

Сост. план

65

Интеграция в Зап. Европе и Сев. Америке

1

19.05

§19

66-67

 Глобализация и её противоречия.

2

20.05

21.05

§20

Выуч. термины

Раздел 5. Культурное наследие ХХ века

3

68

Духовная жизнь и культура народов мира в ХХ веке.

1

23.05

§21

Содержание программы по всеобщей истории

Раздел I. Мир в 1920- 1930 гг. (6 ч.)

Мир после первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система. Лига Наций. Революционный подъём в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств. Международные последствия революции в России.

Ведущие страны Запада в 1920 – 1930-х гг.: от стабилизации к экономическому кризису. Мировой экономический кризис 1930-х годов. «Новый курс» в США, Ф.Д. Рузвельт. Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы в 1920 – 1930-х годах. Фашизм. Б. Муссолини. Национал-социализм. А. Гитлер.

Революция 1920-х годов в Китае. Сунь Ятсен. Народное движение в Индии против колонизаторов, М. Ганди. Милитаризация общества в Японии.

Пацифизм и милитаризм в 1920-1930-х гг. Агрессивная политика Японии, Германии, Италии в 1930-х гг. Военно-политические кризисы в Европе и на Дальнем Востоке.

Раздел II. Вторая мировая война (5 ч.)

Вторая мировая война: причины, участники, основные этапы военных действий. Польская кампания и «странная война». Поражение Франции. «Битва за Англию». Нападение Германии на СССР. Вступление в войну США. Война на Тихом океане. Антигитлеровская коалиция. Ф.Д. Рузвельт, И.В. Сталин, У. Черчилль. Ленд-лиз. «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления. Коренной перелом во второй мировой войне. Открытие второго фронта в Европе. Разгром Германии и Японии. Итоги войны. Создание ООН.

Раздел III. Мировое развитие во второй половине XX в. (6 ч.)

«Холодная война». Создание военно-политических блоков. Карибский кризис. Движение неприсоединения. Гонка вооружений. Разрядка и причины её срыва. Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке. Мао Цзедун. Дэн Сяопин.

Научно-техническая революция. Формирование смешанной экономики. Социальное государство. «Общество потребления». Кризис индустриального общества в конце 60- 70-х гг. Эволюция политической идеологии во второй половине XX в. Неоконсерватизм. Р.Рейган. М. Тетчер. Становление информационного общества.

Утверждение и падение коммунистических режимов в странах Центральной и Восточной Европы. Демократические революции в Восточной и Центральной Европе конца 1980- начала 1990-х гг. Распад Югославии.

Авторитаризм и демократия в Латинской Америке XX в. Революция на Кубе. Ф.Кастро. Э.Че Гевара. Чилийская модель развития.

Раздел IV. Мир на рубеже XX-XXI вв. (3 ч.)Распад «двухполюсного мира». Окончание «холодной войны». Становление современного международного порядка. Борьба с международным терроризмом. Интеграционные процессы. Европейский Союз. Глобализация и её противоречия. Антиглобалистское движение.

Раздел V. Культурное наследие XX в. (3 ч.)

Развитие естественнонаучных и гуманитарных знаний в XX в. А. Эйнштейн. Н. Бор. Формирование современной научной картины мира. Изменение взглядов на развитие человека и общества. Религия и церковь в современном обществе.

Основные течения в художественной культуре XX в. (реализм, модернизм, постмодернизм). Массовая культура.

Итоговое повторение и обобщение (1 ч.).

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать:

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней;
  • выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;

уметь:

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчётов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • общения с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Методические рекомендации

В тексте образовательной программы курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включен в Требования к уровню подготовки выпускников. Это очень важно учитывать при работе в специальных (коррекционных) классах при составлении тематического и поурочного планирования. В зависимости от уровня подготовки учеников и особенностей восприятия ими учебного материала можно уменьшить или увеличить количество дидактических единиц, оставляя неизменным обязательный минимум.

Ученики СКК плохо воспринимают материал на слух, поэтому необходимо организовать на уроках просмотр исторических фильмов (если есть такие по теме), кадров кинохроники, работу с картиной или документами. Для более образного и выразительного рассказа учителю следует использовать на уроке литературные произведения, отрывки из которых ученики запоминают легко, а затем пересказывают.

В 9 классе ученики должны обязательно работать со средствами массовой информации, чтобы актуализировать изучаемый материал, находить похожие моменты в истории и сегодняшнем дне, сравнивать их и делать выводы. С этой целью можно в начале урока проводить опрос учеников о прочитанном в газетах, услышанном по радио, увиденном по телевизору. Учащихся грамотно изложивших информацию, актуальную для изучаемой темы, надо обязательно поощрять хорошими оценками, чтобы стимулировать в дальнейшем интерес к происходящим событиям в России и мире.

                                                   Использованная литература:

1.Зуев, М. И. История России для школьников и поступающих в вузы

     / М. Н. Зуев. - М.: Дрофа, 2009.

2.Ивашко, М. И. История в таблицах и схемах. - М.: Материк -Альфа, 2009.

3.Кузьменко, А. Ф. Тематические схемы по истории России XX век. - М.: Владос, 2010.

4.Карты изучаемого периода.

                                 5.Электронные средства обучения.

                   6.Соловьев А. К. Разработки уроков по курсу «Новейшая история. XX - начало XXI в.»      

                   7.Карты периода новейшей истории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...