Главные вкладки

    12_02_5класс_история_В афинских школах и гимнасиях
    план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

    Скороход Алеся Анатольевна

    12_02_5класс_история_В афинских школах и гимнасиях 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема урока: В афинских школах и гимнасиях

    Эпиграф урока (написан на доске):

    «Благодаря образованию человек становится самым прекрасным и божественным из существ».                                                      

                                                                            Платон, древнегреческий философ.

    Тип урока: урок изучения нового содержания

    Форма урока: урок – путешествие c элементами ролевой игры.

    Педагогические задачи: способствовать развитию умения учащихся применять понятие «школа» в другой ситуации по алгоритму.

    Цели урока: к концу урока учащиеся будут способны в предметной области перечислить и описать виды древнегреческих образовательных учреждений, выявить роль раба-педагога, признаки содержания системы обучения и воспитания в афинских школах и гимнасиях, называть черты сходства и отличия их  от современных школ;

    в метапредметной области: обеспечить развитие умений анализа, синтеза, сравнения, оценки;

    в регулятивной области: переключаться от одного вида деятельности к другому;

    в коммуникативной области: обеспечить развитие умения работать в группе

    Методы обучения:

    – методы устного изложения и активизации познавательной деятельности учащихся: объяснение, беседа с учащимися по теме, рассказ;

    – методы иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала: использование интерактивных технологий;

    – метод самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с текстом;

    – методы проверки знаний и умений учащихся: наблюдение за работой учащихся, устный опрос.

    Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

     Оборудование:  интерактивная доска, компьютер, проектор, учебная и дополнительная литература,  карточки-задания, слайдовая презентация, рисунки с изображением раба-педагога, картина “Греческая школа”, иллюстрация «Богиня КЛИО»;  жетоны с изображением лаврового венка; 13 текстов греческого алфавита; рис № 1 – стиль, деревянная книжка; рис № 2 – музыкальные инструменты; рис. № 3 – пятиборье; листы с именами греческих ученых; карта “Древняя Греция в V в. до н.э.”, портреты греческих ученых; раздаточный материал (тесты, тексты исторических задач и др.).Основные понятия: школа, педагог, гимнасий, палестра, ликей, академия, стиль, дощечка с воском, греческая письменность.

    Этап урока

    Ход урока

    1.Целеполагание

    Ребята! Сегодня мы продолжим наше пребывание в Древней Греции.     Вы видите,  что тема урока закрыта, и я специально это сделала, так как хочу, чтобы вы сами догадались о ней (как было организовано греческое образование Уроки в греческой школе).

    Итак, вы  изучили некоторые страны древности. В каждой из них была своя система образования. Я хочу предложить вам такое задание: сейчас я зачитаю небольшие сведения о школах разных стран, а вы скажете, о школе какой страны шла речь в том или ином примере.

     1. (Показываю рисунок с изображением египетской школы)

    - "Школу посещали мальчики, и то не все. Дети простых земледельцев и ремесленников редко становились образованными людьми. Они учились у своих отцов сеять зерно, пасти скот, ткать или работать по камню. Школа готовила писцов и жрецов. Часто и сами школы находились при храмах, а учителями в них были жрецы. Сначала мальчиков учили писать на черепках битой посуды, потом им доверяли папирус. На нем писали острой тростинкой, обмакивая ее в краску". О какой школе шла речь? (О египетской)

    2. (Показываю рисунок с изображением бамбуковой книги) "Ученики этой школы излагали содержание старинных книг, чтобы они приобщились к

    мудрости древних. Сами книги выглядели совсем не так, как наши. Писали на узеньких дощечках из расщепленного бамбука. Тонкую кисточку или палочку обмакивали в черную тушь и наносили иероглифы сверху вниз. Если делали ошибку, то соскабливали написанное ножом. Потом в дощечках делали отверстие и продевали бечевку. Связка бамбука и была

    книгой". А это какая школа? (Древнекитайская)

    На экране  изображение древнегреческой школы.

    Задается вопрос: О чём же пойдет речь сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.

    Ребята, а что бы вы хотели увидеть в этой школе, с кем бы вы

    хотели познакомиться? (учащиеся сами ставят цели урока):

    Вопросы учащихся фиксируются на доске? (Открывается ранее закрытая тема урока) Учащиеся называют тему урока.

    Учащиеся принимают участие в формулировании вопросов, самоопределяются. (познакомимся с педагогами,  кто и чему учились в школе, поговорим об афинских школах и гимнасиях, о том, как тут велось обучение, какие предметы изучались, кто посещал школы, какие школьные принадлежности использовались, где школьники могли продолжить образование.

    Сообщается о системе оценивания на уроке: активные участники в течение урока будут получать жетоны, на которых изображен лавровый венок – символ победы, за правильно выполненное задание на «5» жетон красного цвета, «4» - зелёный, «3» - жёлтый.

    2. Актуализация знаний и подготовка к восприятию.

            Диагностика, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

    В начале урока проведем небольшую игру, где проверим ваши знания по истории Древней Греции. Игра будет идти в несколько туров. Нашу с вами игру, мы назовём – «Историческая разминка».

        -Итак, мы начинаем!           

               Первый тур.                    На первый тур, вот шутка    

                                                    Дана одна минутка  

                                                    Поспеши-ка, не зевай

                                                    Правильный ответ давай.    

                                (Задание требует от учеников краткого ответа)      

    1. Как древние греки называли свою Родину?  ( Эллада)  
    2. Кто прятался на острове Крит в царском дворце. ( Минотавр)
    3. Кто автор поэмы « Одиссея»?  ( Гомер)
    4. Кто автор поэмы «Илиада»?      (Гомер)
    5. Названье поэмы  « Илиада» произошло от названья города Троя. Почему? (Второе название города Троя-  Илион)
    6. Главный бог в греческой мифологии? (Зевс)        
    7. Назовите имя жены Зевса?  (Гера)      
    8. Объясните полис – это…?  ( Город-государство )              
    9. Как назывался греческий военный корабль?  ( Триера)
    10.  Назовите высший орган власти в Афинах?    (Ареопаг)
    11. Сколько длина Марафонского бега? Почему? (42 км , ровно столько, сколько от Афин до Марафона.)
    12. Объясните илоты – это…?   ( Рабы в Спарте.)                
    13. Как назывался боевой строй  афинских воинов в Марафонской битве? ( Фаланга)
    14. Объясните демократия – это…?   (Власть народа)
    15. Как называлось главная площадь Афин? ( Агора)                  
    16. Полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колоны? (Портик)  
    17. Назовите главный порт Афин?  (Пирей)  
    18. Объясните  колония-это?.. (Греческое поселение)      
    19. Как назывался главный храм в Афинах?  (Парфенон)
    20. Объясните верфь – это…?  (Место строительства кораблей)      
    21. Назовите имя полководца греческих войск в Марафонской битве? (Мильтиад)
    22. Сколько дней проходили Олимпийские игры?  (5 дней)  
    23. Назовите афинский район, где жили гончары?  (Керамик)  
    24. Назовите имя спартанского полководца в битве у Фермопил? (Леонид)

    Второй тур.           Всем известно и неново  

                                     Карта важная основа  

                                     Битвы, действия и страны

                                     Вам укажет неустанно  

                                     Если есть у вас желанье  

                                     Приступаем. Все вниманье.    

    Задания второго тура  направлены на закрепление знаний исторической карты:    

    Покажите на карте  - Балканский полуостров.

      -остров Крит, Аттику, остров Саламин, город Спарту, греческие колонии, место Марафонской битвы, пролив Геллеспонт, город Трою, место проведения Олимпийских игр.  

    Третий тур.             Эрудиты, эрудиты!  

                                       Все пути для вас открыты.

                                       Все вопросы вам  легки,  

                                       А если будет трудно,          

                                       Пятиклассник не грусти.  

                                       У своего товарища

                                        Помощь попроси!    

    (Третий тур  требует от учеников развёрнутого  ответа,  объяснение  крылатого выражения)  

         1 « Троянский конь». 2 «Нить Ариадны».3 «Ахиллесова пята».  

    4 «Лаконичная речь». 5 « Драконовы  законы». 6 « Между Сциллой и Харибдой».  7 « Яблоко раздора».

    Четвёртый  тур.       Приложите все старанья

                                         Для последнего заданья.    

                                         В четвёртом туре отгадать,

                                         Кому слова эти могут принадлежать?  

       

       1 .« Радуйтесь, мы победили!»  ( Афинский воин в 490г до. н.э. после Марафонской битвы).      

       2 .« Там, на дне вы найдёте достаточно и земли и воды». ( Спартанцы  персидским послам перед греко - персидской войной.)    

       3. «Рабыня раньше, а теперь свободная».  ( Солон, когда убрал долговые камни.)  

       4. « Да, я упал, но лишь один раз…»    ( Олимпийский чемпион Милон.)  

       5.«О, ты, горькая морская влага. Вот тебе».  (  Ксеркс,  при переходе через пролив  Геллеспонт.)  

       6. « Если ты был в Афинах и не восторгался ими, то ты осёл».   (Афиняне, о своём городе.)

    По  ходу игры раздаются жетоны.

    3. Постановка учебной задачи.

    Создание проблемной ситуации: Мы уже изучили ряд стран древнего мира,

    и знаем об организации обучении в них. Вы сами учитесь в школе.

    Что же важно выяснить сегодня на уроке? (Учащиеся ставят проблемный вопрос и называют пути решения: Сравнить обучение в современной школе и афинской. Что нравится, а что нет? Почему?)

    4. Открытие нового знания

    Организуется выполнение заданий в группах.  

    Просмотр информационного материала и изображений о греческой школе через проектор.

    Работа по инструктивным карточкам-заданиям

    Обсуждают в группе, делают выводы

    КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ № 1

    ШКОЛА        

    ВНИМАТЕЛЬНО ИЗУЧИТЬ ЛИТЕРАТУРУ

    (РАСПРЕДЕЛИТЕ МЕЖДУ СОБОЙ РАБОТУ НАД МАТЕРИАЛОМ):

    Разыграйте сценку “Жалоба раздраженной матери учитель на прогульщика сына” (по УЧЕБНИК П.1 И 2 ПАРАГРАФА 38

    ЭНЦИКЛОПЕДИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

    Подготовьте НЕБОЛЬШОЙ РАССКАЗ ПО ТЕМЕ:

    «Чему учили и как воспитывали детей в Древней Греции»

    документу в учебнике)

    Задание. Ответить на вопросы:

    Каково было отношение к образованию?

    Почему гречанка во что бы то ни стало хочет дать образование сыну?

    Отрицали ли родители телесные наказания своих чад?

    КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ № 2

    Палестры

    ВНИМАТЕЛЬНО ИЗУЧИТЬ ЛИТЕРАТУРУ (РАСПРЕДЕЛИТЕ МЕЖДУ СОБОЙ РАБОТУ НАД МАТЕРИАЛОМ):

    УЧЕБНИК П.3 ПАРАГРАФА 38

    ЭНЦИКЛОПЕДИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

    Подготовьте НЕБОЛЬШОЙ РАССКАЗ ПО ТЕМЕ:

    «Чему учили мальчиков в палестрах»

    5. Моделирование нового знания

    Организация управления и диалога

    Учебная ситуация: сравнить роль педагога в Древней Греции и сейчас

    Кого сегодня называют педагогами?

    Кто сегодня может стать педагогом?

    Сравните древнегреческого и современного педагога. Назовите сходства и различия.         

    Раб-педагог        

    Современный педагог

    Сходство        

    ?        

    ?

    Различие        

    ?        

    ?

    «Чему учились взрослые афиняне в гимнасиях»

    Знаете, какие слухи ходили в Афинах о Перикле? Говорили, что если в кулачном бою его положить на лопатки, а потом дать ему слово, то уже через 10 минут все собравшиеся будут уверены, будто именно Перикл выиграл бой, - так убедительно он говорил. Искусству красноречия надо учиться долго и упорно. Сегодня мы попробуем сделать первое упражнение.

    Вызываю двух учеников к доске.

    Задание: Говоря одновременно в течение 1 минуты, не прерываясь, вы должны хвалить своего соперника. Побеждает тот, кто не прервется, будет более убедителен и продержится дольше по времени.

    Большой вклад в развитие мировой науки внесли древнегреческие ученые.

    Вывешиваютя на доску таблички с их именами, кратко комментируются, Пифагор – известный математик; Евклид – автор знаменитого учебника по геометрии; Геродот – “отец истории” - описал войны греков с персами; Гиппократ – знаменитый врач; Сократ – философ, будил мысли о правде, добре и зле.

    - В гимнасии приходили и выступали такие учёные как Демокрит, Аристотель, Гиппократ, Геродот. Сегодня у нас с вами есть возможность послушать их.  

    Одним из известных врачей Греции, основавшим медицинскую школу на о. Кос (показать на карте) был Гиппократ. До него считалось, что человек болеет оттого, что в его тело вселились злые духи. Стоит их выгнать, и человек здоров.

    Изобразите, пожалуйста, что вы сильно больны гриппом (дети изображают: чихают, кашляют). Попробуем избавиться от болезни с помощью заклинания, повторяйте за мной:

    Из моего тела грипп уходи! Злые духи с позором убегайте! Кашель в мое тело не возвращайся! Ну что, помогло вам заклинание избавиться от болезни? Мне – нет!

    Учитель: Древние греки считали, что любовь к  родине – высшая доблесть гражданина. Как вы понимаете это высказывание? Подтвердите его примерами из истории.

    Класс делится на две команды, которые получают равное количество карточек с текстом. Проанализировав просмотренный компьютерный материал и тексты в карточках, учащиеся должны определить:

    а) что в греческих школах и  гимнасиях  было, на ваш  взгляд, положительным

    б) что было отрицательным;

    в) какие положения греческого образования вы взяли бы в нашу современную школу.

     Представители команд высказывают свою точку зрения и обосновывают ее.

            

    Игра.  Знаете ли вы, что….

    6. Первичное закрепление

    Наиболее интересные, глубокие и оригинальные ответы учащихся оцениваются (раздаются жетоны).

    Приложение.  Материал карточек.

    1. Лучшими в Греции были школы в Афинах, они были не государственными, а частными. Обучение было платным.        

    2. В греческих школах учились только мальчики свободных афинских граждан, начиная с семи лет.

    3. В школу мальчиков водил педагог (в переводе с греческого это слово означает «сопровождающий» ребенка). Педагогом был раб, состарившийся или увечный, который был неспособен ни для какой другой работы.

    4.Педагог не только водил мальчика в школу и нес его  письменные

    принадлежности  и музыкальные инструменты, но и учил хорошим манерам: ничего не брать самому за столом, не класть нога на  ногу, громко не разговаривать, при появлении старших вставать и пр.

    5.Непослушных и не учащих уроков учеников, ленивых неисполнительных учитель наказывал плеткой из бычьего хвоста.

     6.Младшие ученики писали на деревянных дощечках, натертых воском, острым концом металлической или костяной палочки, стилем, который с обратной стороны был плоским, чтобы затирать ошибки на дощечке. Старшие ученики писали еще на дорогом материале-папирусе

    7) В школах учили  читать, писать, считать, рисовать. Особую любовь прививали к литературе, стихам Гомер и других поэтов, а также к музыке. Греки считали, что без любви к музыке и умения петь нельзя стать настоящим человеком.

    8. Каникулы для греческих детей были весной. Мальчики не посещали школу в дни побед при  Марафоне и Саламине. Не учились и в дни праздников, посвященных греческим богам.

    9. С двенадцати лет мальчики посещали еще одну школу, где занимались гимнастикой, борьбой, бегом, прыжками, метанием копья и диска. Такая школа называлась палестра ( от слова пале - борьба).

    10. В Греции все свободные граждане были грамотными людьми.

    Работа с иллюстрациями

    Рассмотрите изображения на чаше и выполнить следующие задания:

    1.составить расписание занятий в афинской школе;

     2. определить по рисункам, кто из героев этих сценок учитель, кто педагог и кто из них ученик, чему, по вашему мнению, обучался изображенный на чаше ученик;

    3. в чем отличие греческого педагога от учителя?        

    7. Самостоятельная работа с самопроверкой

    В Греции было несколько типов учебных заведений.

    А какие современные  учебные заведения   вы знаете? (школы, ПТУ, университет, колледж, гимназии, техникумы).

    Мы посетили учебные заведения Древней Греции, узнали какими они были и чему в них учили. (Учитель предлагает на доске схему, которую надо закончить)

    Учащиеся выполняют её в тетрадях

    – Сегодня мы побывали в школах и гимнасиях Древней Греции. Давайте подведем итог нашему путешествию.

    Надеюсь, вы поняли, что, несмотря на различные способы обучения, цель образования в Древней Греции была одна – получение знаний, стремление к совершенствованию, к новым знаниям. Я глубоко верю в то, что ваши цели сегодня такие же, несмотря на многовековую разницу.

    8. Включение нового знания в систему знаний

    Ребята, мы провели с вами небольшую разминку, а теперь я  хочу  убедиться в том, что вы хорошо усвоили материал о греческих школах и гимнасиях. С этой целью я предлагаю  выполнить задание- тестирование

    Учащиеся получают  листочки с заданиями- тестами, применяют знания в новой ситуации.

    1.В 8 в. до н. э. в Греции появилась новая письменность. Чей алфавит был положен в его основу?

    а. вавилонский,

    б. египетский,

    в.финикийский

    2.Какие учебные заведения посещали афинские мальчики?

    а  палестру,

    б  библиотеку Ашшурбанапала,

    в школы писцов.

    3 Что называлось стилем в Древней Греции?

    а  палочка для письма,

    б  манера разговора,

    в  манера ношения одежды.

    4  Особенностью древнегреческого письма не является?

    а  передача согласных  звуков буквами,

    б рисунчатый облик греческих букв,

    в  передача гласных звуков  отдельными буквами.

    5 Школа в Афинах для занятий гимнастикой называлась

    а  Ликей,

    б  Академия,

    в палестра.

    6  Греческий ученый,  прозванный «отцом истории»

    а  Геродот,

    б  Софокл,

    в  Гомер.

    7  На чем писали ученики афинских школ в 5 в.до н. э.?

    а  на пергаменте,

    б на дощечках, натертых воском,

    в  на бумаге.

    8  Афиняне ставили своей целью воспитать из школьника

    а  бесстрашного воина,

    б  всесторонне  развитого гражданина,

    в  хитроумного купца.

    9  Где обучались афинские девочки?

     а  в палестрах

    б дома,

    в в гимнасиях.

    10 В афинских школах обучались

    а  сыновья афинских граждан,

    б  все  дети жителей города,

    в  сыновья и дочери афинских граждан.

    Проверка тестирования (учитель читает ответы).

    7. Рефлексия

    Сегодня, путешествуя по Древней Греции, вы убедились, какой большой вклад внесли древние греки в развитие письменности, чему и как учили в афинских школах и гимнасиях. Пора и в обратный путь. Но что это? Мы не можем вернуться домой. Придется вспомнить, что нового мы узнали сегодня на уроке.  

    I. Познавательное задание.

    Афинский стратег Перикл узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул: “Вот еще одним педагогом стало больше!” Что он имел в виду? Кого в Греции называли педагогами? А кого называют педагогами в наши дни? Что еще нового узнали вы сегодня на уроке?

    Заключительное слово

    Платон, древнегреческий ученый, говорил, что только благодаря образованию человек становится самым прекрасным и самым божественным из существ, невежда же самое дикое создание из всех существующих на земле.

    -Согласны ли вы с мнением Платона? Обоснуйте свой вывод.

    Наше путешествие заканчивается, давайте с вами подсчитаем сколько вы набрали сегодня за время путешествия жетонов.

    Выставляются оценки.  итоги

    Ребята! Сегодня мы с вами познакомились с системой обучения и воспитания Древней Греции. Достижения педагогической мысли Греции о всесторонне развитой личности, об умственном, физическом и моральном развитии человека остаются актуальными и сегодня. Мы с вами должны действительно стремиться к всестороннему развитию, чтобы быть сильными, активными гражданами нашего государства. Вы были любознательными путешественниками, узнали много нового и интересного.

    Домашнее задание: § 38. стр.173-176 прочитать составить по-гречески 3 слова, имеющих отношение к истории Древней Греции.

    • Письменно разработать “Правила ораторского искусства”.
    • Или составить синквейн (греческая школа, палестра, гимнасий)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок истории в 5 классе "В Афинских школах и гимнасиях"

    Урок-путешествие с элементами ролевой игры....

    Презентация на тему: "В афинских школах и гимнасиях"

    Презентация для изучения истории древнего мира в 5-м классе по теме: "В афинских школах и гимнасиях"...

    В афинских школах и гимнасиях.

    В презентации раскрывается система образования в Древней Греции. Рассказывается о том,  в каких учебных заведениях  получали образование дети и взрослые в древней Греции....

    План-конспект урока по теме "В афинских школах и гимнасиях"

    Конспект составлен по ФГОС. В конспекте определена деятельность учителя и ученика. Показано применение технологии развивающего обучения через выполнение различных заданий....

    Урок в 5 классе "В Афинских школах и гимнасиях"

    Материал содержит конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС, приложения к уроку (карточки для групп, проверочные задания и карты оценки работы в группе) и презентацию....

    Технологическая карта урока истории на тему В афинских школах и Гимнасиях

    Учебный предмет: историяКласс: 5Автор учебника: А.А. Вигаскин, Г.И. Годер, И.С. СвеницкаяТема урока: « В афинских школах и гимнасиях»   Цель  урока: показать значимость древнегрече...

    Презентация к уроку истории в 5 классе "Путешествие в афинские школы и гимнасии"

    Презентация к уроку истории Древнего мира в 5 классе "Путешествие в афинские школы и гимнасии" явялется иллюстративным приложением к разработке урока. Ведущая технология - "погружение в историю" с эле...