Главные вкладки

    25_01_история_8класс_заграничные походы русской армии Внешняя политика 1813 1825
    план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

    Скороход Алеся Анатольевна

    25_01_история_8класс_заграничные походы русской армии Внешняя политика 1813 1825

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    25.01.2016

    Урок: история

    Тема: Заграничные походы русской армии. Внешняя политика 1813  -1825 гг

    Цели урока:

    Образовательная: изучить цели, ход и результаты заграничных походов русской армии, итоги Венского конгресса, создание Священного союза. Познакомить с проблемами Восточного вопроса и отношениями с Америкой в последние годы царствования Александра I.

    Развивающая: развивать память, мышление, навыки работы с картой, навыки самостоятельной работы

    Воспитательная: воспитывать патриотизм, уважение к героическому прошлому своей страны

    Тип урока: комбинированный

    Методы обучения: репродуктивные и ч/п

    Формы работы: тест, рассказ учителя, работа с картой, составление конспекта

    1

    Организационный момент.

    2

    Актуализация знаний по теме: «Отечественная война 1812 г»

    Тест (приложение)

    3

    1. Изучение нового материала. Сегодня мы познакомимся и разберём:

    1) Цели заграничного похода

    • Усиление влияния в Европе
    • Окончательно покончить с захватническими планами Наполеона
    • Освобождение стран Западной Европы от власти Наполеона

    Февраль 1813 г. – V антинаполеоновская коалиция

    Россия и Пруссия

    Март 1813 г. – взятие Берлина

    Июль – август  1813 г. – к коалиции присоединились

    Англия, Австрия, Швеция

    Октябрь  1813 г. – битва народов под Лейпцигом

    Март 1814 г. – капитуляция Парижа

    2)_ Венский конгресс (сентябрь 1814 – июнь 1815 гг)

            ЗАДАЧИ

    • Восстановление феодальных порядков в Европе
    • Территориальный передел Европы
    • Борьба с революционным движением

    РЕЗУЛЬТАТЫ

    • Россия получила герцогство Варшавское
    • Пруссия – часть Саксонии

    Сентябрь 1815 гг. – создан «Священный Союз» монархов Европы (Россия, Пруссия, Австрия)

            ЦЕЛИ:

    • Сохранение границ согласно решениям Венского конгресса
    • Укрепление царствующих династий
    • Борьба с революционным движением

    3) Восточный вопрос и отношения с Америкой

    Самостоятельно – конспект (стр. -36 - 38 )

    Начало заграничного похода. С изгнанием врага из пределов России не только в народе, но и в армии было широко распространено Мнение, что война закончена и теперь можно вернуться к мирной жизни. Однако император Александр, уже не первый год противостоящий Наполеону, понимал, что это было равносильно гибели: Противник в короткий срок мог собрать новую армию и вновь начать войну против России. Поэтому войскам был дан приказ пересечь границу и начать преследование неприятеля. Началась война за освобождение Европы от власти Наполеона.

    В январе 1813 г. русская армия под командованием М. И. Кутузова переправилась через Неман и в короткий срок очистила от Французов польские земли. 28 января 1813 г. она заняла Варшаву и вышла к границам Пруссии. Кутузов к этому времени разработал план борьбы с Наполеоном, по которому для его разгрома предполагалось привлечь силы покоренных им европейских государств.

    Первой на призыв Александра I к совместным действиям против Наполеона откликнулась Пруссия, заключившая с Россией военный союз. Быстро росла армия союзников. Всего за полтора-два месяца армия Пруссии, например, увеличилась более чем в два раза и составила 100 тыс. человек. Однако главной силой в борьбе против Наполеона оставались русские войска. 4 марта 1813 г. отряды генералов А. И. Чернышева и Н. Г. Репнина с разных сторон внезапно ворвались в Берлин. Через десять дней в освобожденный от французов город вошли войска П. X. Витгенштейна. 19 марта русские войска заняли Гамбург. Все это создавало условия для перенесения боевых действий на территорию самой Франции. Для этого по приказу Кутузова главные силы русской армии стали сосредоточиваться за Эльбой в районе Лейпцига.

    Смерть М. И. Кутузова. Однако в разгар этих приготовлений, в середине апреля 1813 г., тяжело заболел М. И. Кутузов. Поначалу казалось, что простая простуда не нанесет сильного вреда здоровью фельдмаршала. Но возраст и старые раны Михаила Илларионовича, перегрузки последних лет сделали эту болезнь роковой. 28 апреля он умер в городке Бунцлау. Адъютант Кутузова А. И. Михайловский писал в эти дни: «Закат дней его войне 1812 г. его  был  прекрасен,  подобно закату светила, озарившего в течении своем великолепный день; но нельзя было смотреть без особенного прискорбия, как угасал наш знаменитый вождь...» Тело умершего спасителя России забальзамировали и 9 мая отправили в Петербург. По пути следования тысячи людей выходили проститься с великим полководцем, выражая ему свою любовь и благодарность. От Нарвы до Петербурга около 200 км гроб с его телом народ нес на плечах. 25 июня 1813 г. М. И. Кутузов с высшими почестями был похоронен в недавно возведенном Казанском соборе, перед которым через несколько лет  поднялся  в его  честь  памятник.

    Завершение разгрома Наполеона. Смерть Кутузова стала не только большой утратой для русской армия, но и отразилась на холе   военных   действий.   Наполеон   сумел   собрать   новую  армию, превосходившую численностью объединенные русско-прусские силы. В конце апреля 1813 г. русско-прусские войска потерпели поражение при Лютцене, а затем при Бауцене и были вынуждены пойти на перемирие с Наполеоном.

    Эта пауза была использована для создания новой (пятой) антифранцузской коалиции в составе России, Пруссии, Англии, Швеции и Австрии. В августе военные действия возобновились с новой силой. 4—7 октября 1813 г. под Лейпцигом произошло одно из крупнейших сражений того времени — «Битва народов». В ходе его объединенные русско-прусско-австрийские войска численностью 300 тыс. человек при 1370 орудиях нанесли поражение 190-тысячной армии Наполеона, вооруженной 700 орудиями.

    После этого поражения Франция вела борьбу уже только на собственной территории. 18 марта1814 г. союзные войска вступили в Париж. Во главе российской армии на белом коне красовался император Александр I, в одночасье ставший не просто победителем Наполеона, но и «царем царей». Он вынудил Наполеона подписать отречение от престола и отправиться в ссылку на остров Эльба близ берегов Италии. Во Франции было восстановлено правление династии Бурбонов. Однако власть короля, по настоянию Александра, была ограничена конституцией.

    Венский конгресс. Для решения вопросов послевоенного устройства Европы в сентябре 1814 г. в Вене был созван конгресс (совещание для ведения переговоров) стран-победителей на высшем уровне. Решающий голос здесь имели делегации России во главе с Александром  I,  Великобритании  и  Австрийской  империи.

    Известие о бегстве Наполеона с острова Эльбы и восстановлении его империи во Франции весной 1815 г. сняло возникшие на Венском конгрессе спорные вопросы и ускорило достижение соглашения. Объединенными силами армий Англии, Пруссии и Нидерландов Наполеон был разгромлен в битве при Ватерлоо, объявлен пленником всех стран-союзников и сослан на остров Святой Елены  в  Южной  части  Атлантического океана.

    Священный союз. В конде работы Венского конгресса его участниками было принято решение время от времени проводить новые общие встречи для обеспечения нерушимости послевоенного порядка. Александр I выступил с предложением создать Священный союз в интересах обеспечения мира в Европе и спокойствия внутри государств — членов союза. 14 сентября 1815 г. такой союз был создан. Первоначально в него вошли Россия, Пруссия и Австрия. Создание новой организации было всецело поддержано Англией. Вскоре к Священному союзу присоединились правительства всех европейских государств, за исключением Англии, Османской империи и папского государства.

    Император Александр не просто присутствовал на всех конгрессах Священного союза, но и выступал его фактическим вождем. В условиях роста революционных настроений в Европе на конгрессе в городе Троппау (1820 г.) его участники закрепили за собой право военного вторжения в ту страну, где произойдет революция, вне зависимости от мнения правительства самой этой страны. Такое право вскоре испольговала Австрия для подавления народных движений в Италии, Франция —для подавления революции в Испании. Россия также готовилась «оказать помощь» Австрии, но та поспешила разобраться в своих делах собственными силами.

    Восточный вопрос. Восточный вопрос был вызван ослаблением и наметившимся распадом Османской империи (Турции) и борьбой европейских держав за раздел ее владений. Еще Екатерина II в свое время стремилась к созданию на Балканском полуострове, которым владела Турция, православной Греческой империи. Даже своего второго внука она назвала Константином в честь основателя Константинополя и намеревалась поставить его во главе этого будущего государства.

    После разгрома Наполеона Александр вновь вернулся к идее создания на Балканах греческого государства под покровительством России. В 1821 г. вспыхнуло восстание в греческих областях Османской империи. А в 1822 г. Греция была провозглашена независимой республикой. Пытаясь подавить восстание, турки жесточайшим образом расправлялись с его участниками. Министр иностранных дел России граф Каподистрия (грек по национальности) оказывал всяческую поддержку восставшим. В самой Греции существовала влиятельная политическая группа, настроенная на тесный союз с Россией.

    В разгар восстания Россия предъявила Турции требование прекратить преследования греков и признать независимость Греции. Зверствами турок были возмущены и в других европейских странах. Россия начала усиленно готовиться к новой войне с Турцией.

    Однако с точки зрения документов о создании Священного союза греческое восстание было ни чем иным, как революцией против «законного монарха» — турецкого султана. Поддержка восставших противоречила принципам этого «любимого детища» Александра. Поэтому ему пришлось даже публично осудить восставших. Тем не менее на конференции Священного союза в Петербурге в 1825 г. Александру удалось добиться от других участников союза принятия обращения к Турции с предложением «устроить балканские дела». Однако ни Англия, ни Австрия не желали укрепления позиций России на Балканах. Восточный вопрос, таким образом, так и не был решен, а Священный союз оказался на грани распада.

    Россия и Америка. Северо-западная Америка была открыта русскими землепроходцами в начале XVIII в. Тогда же там появились первые русские поселения и эти земли были включены в состав России. Указом Павла I в 1799 г. была создана Русско-Американская компания с правом пользования промыслами и полезными ископаемыми на Аляске  (в Русской Америке).

    В царствование Александра I Россия добилась значительных успехов в освоении своих американских владений. Император направил для исследования северной части Тихого океана экспедицию И. Ф. Крузенштерна. В 1804 г. Новоархангельск (с 1867 г.— Ситка) был объявлен центром русских владений на Аляске. В 1808 г. Россия установила дипломатические отношения с Соединенными Штатами Америки, территория которых тогда охватывала лишь восточные районы современных США. В грозном 1812 г. в Калифорнии русскими переселенцами был основан форт (крепость) Росс — самая южная точка русских владений в Америке (в районе современного Сан-Франциско). 4 сентября 1821 г. Александр I подписал манифест об исключительных правах России на Аляску севернее 51-й параллели. Берингово море было объявлено внутренним морем России.

    Интересы России в Северной Америке постепенно входили в противоречие с интересами растущих и набирающих силу США. Недовольство активностью русских в Америке проявляла и Англия. Кроме того, освоение и содержание таких далеких территорий требовало колоссальных средств, которых у России не было. Поэтому Александр I пошел на заключение в 1824 г. договора с США. По нему были восстановлены свобода мореплавания и рыбной ловли в Беренговом море, а русские владения были ограничены 54-й параллелью.

    В 1825 г. была подписана русско-английская конвенция (договор) по Аляске, которая разрешала, в частности, свободное плавание английских судов в Беринговом море. Все это свидетельствовало о начале постепенного ухода России с Тихоокеанского побережья Северной Америки.

    Отечественная война и заграничный поход русской армии, закончившиеся полным разгромом крупнейшей и самой сильной европейской и мировой державы начала XIX в.— наполеоновской Франции,— привели к тому, что Россия на несколько десятилетий стала ведущей мировой державой, оказывавшей определяющее воздействие не только на европейскую, но и на мировую политику.

    4

    Закрепление.

    ВАРИАНТ урока – 1) разбираем то, что не успели на предыдущем, затем – тест, 2) краткий рассказ учителя о походах заграничных, 3) (если не задавалось на дом  то § 4. вопросы и задания к документам на стр. 29, вопросы 1, 2, 4,5

    1. В чем вы видите причины варварского отношения французских солдат к русским поместьям, городам, селам, к россиянам?

    2. Какие последствия для русской и для французской армий имел в виду Кутузов, сдавая без боя Москву?

    4. Как отразилось на французской армии пребывание в Москве?

    5. В чем вы видите главные причины массовых потерь французской армии в России?

    5

    Домашнее задание. § 5, закончить конспект

            Ответы на тест

    ВАРИАНТ 1

    1 – б д а  е г в

    2 – в

    3 – в, г

    4 – г

    5 – в

    6 – а

    7 – б, г

    8 – б, г

    9 – а

    10 – б

    ВАРИАНТ 2

    1 – д б в г а е

    2 – б

    3 – в, г

    4 – г

    5 – а

    6 – а

    7 – в

    8 – а, в

    9 – б

    10 – в

    ВАРИАНТ 1

    1. Расположите в хронологической последовательности события:

    а) Бородинская битва;                       

     б) соединение 1-й и 2-й русских армий под Смоленском;

    в) сражение под Малоярославцем;                        

    г) Тарутинский марш-маневр;

    д) поражение русских войск в битве за Смоленск;               

     е) оставление Москвы.

    1. В результате войны России со Швецией в 1808 - 1809 гг. в состав России вошла:

           а) Грузия;     б) Царство Польское;       в) Финляндия.

    1. Условия Тильзитского мира:

    а) Россия заключила договор с Англией против Франции;        

    б) Установлено полное господство Франции в Европе;                        

    в) Россия присоединилась к континентальной блокаде.

    г) Создано герцогство Варшавское под властью Наполеона

    1. 1 сентября 1812 г. Кутузов решил оставить Москву, отступая на Рязань, он совершил при этом обманный маневр. Как он назывался:

    а) Рязанский;            

    б) Шевардинский;        

    в) Калужский;          

    г) Тарутинский.

    1. Главнокомандующим русскими войсками в начале  войны с Наполеоном был:

    а) Кутузов;              

    б) Багратион;        

    в) Барклай де Толли;  

    г) Тормасов.

    1. Бородинское сражение произошло:

    а) 26 августа 1812 г;            

    б) 1 сентября 1812 г.;       

     в) 24 августа 1812 г;          

      г) 2 сентября 1812 г.

    1. Стратегический план Наполеона в походе на Россию:

    а) дать генеральное сражение одной из армий;                

    б) окружить русские армии, разбить по одной;

    в) одновременно окружить армии и разбить их;        

    г)навязать России приграничные сражения.

    1. Основными задачами России на восточном направлении были:

    а) борьба с агрессией Наполеона;               

     б) укрепление позиций на Черном море и в Закавказье;

    в) продолжение торговых отношений с Англией;                

    г) борьба с Турцией и Ираном.

    1. III антинаполеоновская коалиция была разгромлена в битве при:

    а) Аустерлице;                  

    б) Фридленде;                

    в) Ватерлоо;                      

    д) Тильзите.

    1. Грузия вошла в состав России в результате:

    а) русско-иранской войны;       

     б) добровольно;        

    в) русско-грузинских войн.

    ВАРИАНТ 2

    1. Расположите в хронологической последовательности события:

    а) сражение под Малоярославцем;      

    б) назначение М. Кутузова главнокомандующим русской армией;

    в) Бородинская битва;                        

    г) Тарутинский марш-маневр;

    д) поражение русских войск в битве за Смоленск;                

    е) Сражение у реки Березина.

    1. В результате войны России со Тупцией 1806 – 1812 гг. в состав России вошла:

    а) Грузия;    

    б) Бессарабия;      

     в) Финляндия.

    1. Условия Тильзитского мира:

    а) Россия заключила договор с Англией против Франции;        

    б) Установлено полное господство Франции в Европе;                       

     в) Россия присоединилась к континентальной блокаде.

    г) Создано герцогство Варшавское под властью Наполеона

    1. 1 сентября 1812 г. Кутузов решил оставить Москву, отступая на Рязань, он совершил при этом обманный маневр. Как он назывался:

    а) Рязанский;            

    б) Шевардинский;               

     в) Калужский;          

    г) Тарутинский.

    1. Главнокомандующим русскими войсками в августе 1812 г был назначен:

    а) Кутузов;            

     б) Багратион;        

    в) Барклай де Толли;  

    г) Тормасов.

    1. Бородинское сражение произошло:

    а) 26 августа 1812 г;            

    б) 1 сентября 1812 г.;        

    в) 24 августа 1812 г;          

     г) 2 сентября 1812 г.

    1. Стратегический план России в войне 1812 г:

    а) отступить к Смоленску, и дать генеральное сражение;            

    б) ) окружить русские армии, разбить по одной;        

    в) объединить русские армии у г. Дрисса и дать бой;         

    г) разбить  Наполеона в приграничных сражениях.

    1. Основными задачами России на западном направлении были:

    а) борьба с агрессией Наполеона;        

    б) укрепление позиций на Черном море и в Закавказье;

    в) продолжение торговых отношений с Англией;                

    г) борьба с Турцией и Ираном.

    1. IV антинаполеоновская коалиция была разгромлена в битве при:

    а) Аустерлице;                  

    б) Фридленде;                

    б) Ватерлоо;                      

    д) Тильзите.

    1. Финляндия вошла в состав России в результате:

    а) русско-иранской войны;        

    б) добровольно;        

    в) русско-шведской войны.

    Внешняя политика России в 1813-1825 гг.

    Цели:

    1. Выяснить основные направления внешней политики России в 1813-1825 гг.
    2. Развивать навыки анализа исторических текстов
    3. Учить выделять главное, сравнивать, ставить и решать проблемы

    Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России. XIX век»; КИМ «История России. 8 класс», М., ВАКО; рабочая тетрадь к учебнику.

    Ход урока:

    1

    ОРГМОМЕНТ. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ, АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

    • Два ученика выполняют тесты из КИМов.
    • Один ученик работает у доски. Задание: написать географическую цепочку событий войны (р.Неман – Смоленск – Царёво-Займище – Бородино – Фили – Москва – Тарутино – Малоярославец – р.Березина –р.Неман)
    • В это время проходит фронтальный опрос:
    1. Назовите причины Отечественной войны 1812 г.(стремление Наполеона к мировому господству; в Европе только Россия и Англия сохраняли свою независимость; несмотря на Тильзитский договор, Россия продолжала противодействовать расширению наполеоновской агрессии; особое раздражение Наполеона вызывало систематическое нарушение ею континентальной блокады. В 1808 году российскому царствующему дому было сделано предложение о браке между Наполеоном и сестрой Александра I великой княжной Екатериной. Предложение было отклонено. В 1810 году Наполеону было отказано вторично, на этот раз относительно брака с другой великой княжной — 14-летней Анной)
    2. Сравните армии России и Франции накануне войны.
    3. Какие военные формирования были созданы в помощь русской армии? (Народные ополчения, партизанские отряды)
    4. Какую задачу ставил Наполеон в начале войны? (мощным ударом разбить русские армии поодиночке)
    5. На какие части была разделена русская армия? Назовите командующих. Покажите на карте.
    6. Какую тактику выбрала русская армия (отступление с целью объединения)
    7. Когда и где объединились 1 и 2 армии? (22 мая 1812 г. Под Смоленском)
    8. Когда произошло Бородинское сражение? В чём его значение? (26 августа 1812 г. Это переломный момент в войне, Несмотря на продолжившееся отступление русской армии план Наполеона по её разгрому был сорван. Это была стратегическая, нравственная и политическая победа России).
    9. Какое решение принял Кутузов в Филях?(Оставление Москвы. Кутузов считал, что русская армия не выдержит второго сражения. Отступление позволит сохранить армию, подготовить её к новым сражениям).
    10. Каковы причины победы России в Отечественной войне?(всенародное участие в войне и массовый героизм русских солдат и офицеров; протяжённость территории России и суровые климатические условия; полководческое дарование главнокомандующего русской армией Кутузова и других генералов).
    11. В чём историческое значение Отечественной войны 1812 г.? (Удалось отстоять национальную независимость и государственную самостоятельность России. Война имела большое международное значение., положив начало освобождению народов Центральной и Западной Европы; возрос международный авторитет России).

    2

    НОВАЯ ТЕМА.  

    Учитель: С изгнанием Наполеона война не закончилась. Встал вопрос о походе русской армии за границу. Предположите, на каких позициях стояли император и Кутузов (обсуждение, обращение к слайду 1). Какова будет тема нашего урока? (Слайд 2) Записать в тетради.

    (Слайд 3) Работа с картой и задание №2 в рабочей тетради. Самостоятельна работа с последующей проверкой (1.Союзники Наполеона - Австрия,  Бавария,  Баден, Берг и Клеве, Великое Герцогство Варшавское, Вестфалия, Вюртемберг, Гессен-Дармштадт, Голландия, Испания, Итальянское Королевство, Неаполитанское Королевство, Пруссия, Саксония, малые германские княжества Рейнского союза, такие как Липпе-Детмольд, Ангальт-Дессау, Мекленбург-Шверин и другие. 2.Поражение Наполеона коренным образом изменило международную обстановку в Европе: его бывшие союзники стали менять ориентацию. Прусское правительство первое поняло выгоду союза с Россией, прусский король Фридрих-Вильгельм III начал тайные переговоры с Александром I. В феврале 1813 г. был заключён союзный договор между Россией и Пруссией о военных действиях против Наполеона.В августе 1813 г. Австрия присоединилась к коалиции. Армия союзников насчитывала свыше 1 млн. человек, наполеоновская же армия — 550 тыс. человек. Русские войска составляли основу армии союзников.Вскоре был заключён договор между Россией, Пруссией и Австрией, согласно которому предполагалось лишить Францию всех наполеоновских завоеваний и свести к старым границам 1792 г., а Пруссию и Австрию восстановить в прежних границах, т. е. вернуть им все отвоёванные Наполеоном территории, Рейнский союз упразднить, герцогство Варшавское разделить между союзными державами).

    Выполнить задание 1 в рабочей тетради, определив главную задачу заграничных походов.

    Учитель: (Слайд 4) В итоге, 13 января 1813 года русская армия перешла Неман и вступила на территорию Герцогства Варшавского. Начались заграничные походы русской армии 1813-1814 гг. К 
    лету 1813г. Наполеон сумел собрать новую армию и встретил своих противников 
    в Германии. В марте 1813 года в Берлин вошли российские войска.

    (Слайд 5) Смерть Кутузова.Как были удивительными его выздоровления после смертельных ранений, так и удивительной оказалась история его захоронения. М.И. Кутузов похоронен в двух могилах. Об этих могилах существует легенда. В ней рассказывается, что перед смертью полководец просил перевести и захоронить свое тело в Россию, а сердце похоронить там, где оно остановилось, чтобы знали русские солдаты, «что сердцем я остаюсь с ними». И сердце, согласно легенде, похоронили в трех верстах от города, где он скончался, у дороги. Тело забальзамировали и положили в свинцовый ящик, а затем вместе с забальзамированным сердцем, заключенным в серебряный сосуд, положили в деревянный гроб. Внутренности захоронили в свинцовом гробу на холме в трех верстах от Бунцлау. Так появилась первая могила Кутузова. Гроб с телом фельдмаршала на траурной повозке отправился в Петербург.   Траурная повозка почти месяц добиралась до Петербурга. Войска салютовали ему оружейными залпами, сооружались триумфальные арки.  24 мая гроб с телом М.И.Кутузова прибыл в Троице-Сергиеву пустынь, недалеко от Петербурга и находился там, пока в Петербурге не закончились приготовления к похоронам. Похоронить Кутузова император повелел в Казанском соборе, где хранились ключи от занятых крепостей и городов, трофейные знаки воинской доблести, добытые в боях. Именно от Казанского собора одиннадцать месяцев назад Кутузов отправился на войну.

    (вернуться на слайд 4) После многих упорных битв 4-7 октября 1813 г. произошло генеральное сражение при Лейпциге. Пятая антифранцузская коалиция в составе России, Пруссии, Австрии, Англии и Швеции нанесла поражение Наполеону. В бою лично принимали участие императоры Наполеон и Александр, присутствовали император Австрийский и короли Прусский и Саксонский.  Наполеон с громадными потерями отступил за Рейн. Обессиленная наполеоновскими войнами Франция не могла оказать большого сопротивления громадным союзным армиям. Они поспешили к Парижу и овладели им. Император Александр с прусским королем торжественновъехали в Париж 19 (31) марта 1814 г. Французский сенат, выражая неудовольствие всей Франции чрезмерными тягостями наполеоновской политики, объявил Наполеона лишенным императорского престола. В городе Фонтенбло 
    он подписал акт отречения и получил от союзников остров Эльбу. Во Франции была восстановлена королевская династия Бурбонов (в лице Людовика XVIII).

    Задание 3 в рабочей тетради. Работа с контурной картой

    Вопрос: вспомните, что такое Венский конгресс, когда и с какой целью он собрался, каковы его решения? (это конгресс представителей европейских государств в 1814-15 гг., собравшийся для решения вопросов послевоенного устройства. Россия, Англия, Австрия, Пруссия. Россия получила большую часть Герцогства Варшавского, теперь – Царство Польское).(Слайд 6,7)

    Учитель: (Слайд 8)В 1815 году для выполнения решений Венского конгресса создан Священный союз.

    Самостоятельная работа с текстом учебника, пункт «Восточный вопрос», ответить на вопросы(Слайд 9):

    1. Как вы понимаете термин «восточный вопрос»? (ситуация, связанная с ослаблением Османской империи, желанием европейских государств разделить её владения)
    2. В чём состоял интерес России?(свобода проливов Босфор и Дарданеллы для российских судов, помощь балканским народам в их борьбе за свободу и независимость от Османской империи, создание благоприятных условий для развития Новороссии)
    3. Какими были отношения России с Турцией?(1806-1812 гг., русско-турецкая война.Бухарестский мир – Бессарабия отошла к России)
    4. В чём заключалась двойственность положения России, её возможной реакции на греческое восстание?(желание помочь грекам в их борьбе за свободу и независимость от Османской империи с одной стороны, связанность решениями Священного союза о борьбе с революциями)
    5. Как в итоге Россия отнеслась к событиям на Балканах?(Россия пытается оказать содействие греческому восстанию силами европейских держав, принимает решение самостоятельно помогать Греции)

    Сообщение  ученика. Дополнительные сведения:(Слайд 10,11)Греческая война за независимость — вооружённая борьба греческого народа за независимость от Османской империи, начавшаяся в 1821 году и завершившаяся в 1832 году Константинопольским мирным договором, утвердившим Грецию как независимое государство. Каподистрия Иоанн в 1807 перешел на русскую службу. Основной задачей внешней политики России считал отторжение у Турции европейских владений и создание на Балканах христианских государств под протекторатом России. С 1815 — статс-секретарь по иностранным делам (ведал отношениями России с Востоком). Каподистрия вначале отнесся неодобрительно к греческому восстанию, считая его преждевременным, затем стал активным участником событий: оказывал восставшим финансовую и моральную поддержку, приветствовал предоставление Греции независимости. В 1827 он был избран президентом Греции. В период пребывания на посту президента проявил себя как сторонник русско-греческой дружбы. Политика Каподистрии вызвала недовольство англичан и французов, стремившихся подорвать влияние России в Греции. В 1830—31 они инспирировали восстание против правительства Каподистрии, и 9 октября 1831 в Навплионе он пал жертвой заговора.

    Сообщение  ученика. (Слайд 12,13)Первыми русскими, которые со стороны Сибири открыли Аляску (Америку), была экспедиция Семена Дежнева в 1648 году. В 1741 году экспедиция Беринга на двух пакетботах «Святой Петр» (Беринг) и «Святой Павел» (Чириков) исследовала берега Аляски. В 1772 году на алеутскойУналашке основано первое торговое русское поселение.В 1799 году годууказом Павла I была основана Русско-Американская компания. Компания вела охоту на каланов и торговлю их мехом, основала свои поселения и фактории. Основной рабочей силой в колониях были алеуты. Александр I направил для исследования северной части Тихого океана экспедицию И.Ф.Крузенштерна. Центром русских владений стал Новоархангельск. Официально Русская Америка включена в состав сначала Сибирского генерал-губернаторства. 11 сентября 1812 года Иван Кусков основал Форт-Росс (в 80 км к северу от Сан-Франциско в Калифорнии) ставший самым южным форпостом русской колонизации Америки. Формально эта земля принадлежала Испании, однако Кусков купил её у индейцев. Вместе с собой он привел 95 русских и 80 алеутов. Берингово море было объявлено внутренним морем России. Это не устраивало США и Англию. Александр I вынужден был заключить с ними договоры о свободном плавании их судов в Беринговом море. Это свидетельствовало о постепенном уходе России из Северной Америки.

    2

    ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

    • Назовите основные направления внешней политики России в 1813-1825 гг. (европейское – заграничные походы, Венский конгресс, Священный союз; восточное – отношения с Османской империей, греческое восстание; освоение Русской Америки.Записать в тетрадь).
    • Каково было влияние Отечественной войны и заграничных походов на международное положение России?(Рост международного авторитета, Россия получила возможность влиять на европейскую политику, вхождение большей части Герцогства Варшавского в состав России)
    • Вставить пропущенные слова(Слайд 14)
    • Назовите памятник, его автора, год и место установки. Чьи фигуры изображены на фото справа и слева? (Слайд 15) Памятник «Тысячелетие России» — монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман.

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813-1825 гг

    Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813-1825 гг...

    Урок по истории:“Отечественная война 1812г. Заграничные походы русской армии 1813-1814гг.”

    Рассказать о ходе и значении Отечественной войны 1812г. и заграничных походов русской армии 1813-1814гг....

    История России 8 класс Конспект урока "Заграничные походы русской армии"

    Конспект содержит задания для проверки знаний учащихся по теме "Война 1812 года" и план - задание для класса по изучению новой темы "Заграничные походы русской армии" . В зависимости от работоспособно...

    Презентация по Истории Отечества Внешняя политика 1813-1825

    Презентация по Истории Отечества Внешняя политика 1813-1825...

    Конспект урока по предмету «История России» в 8 классе «Заграничные походы русской армии. Внешняя политика в 1813-1825 г.г.»

    Цель: определить основные направления внешней политики России в 1813-1825 г.г.Задачи:Личностные:-  воспитать чувство само- и взаимоуважения;- развивать сотрудничество при работе в парах, группах...

    Презентация к уроку "Отечественная война 1812 г. и Заграничные походы русской армии"

    В школьном курсе 8 класса изучается одна из самых ярких и интересных тем по истории России "Отечественная война 1812 г.". Словами невозможно описать того, что приходится изучать по этой теме. Эта тема...