Главные вкладки

    Города Эллады подчиняются Македонии, 5 класс, история
    план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

    Скороход Алеся Анатольевна

    Города Эллады подчиняются Македонии, 5 класс, история

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл goroda_ellady_podchinyayutsya_makedonii5klass.docx70.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Города Эллады подчиняются Македонии.

    Эпиграф урока:

    Когда мы едины, мы непобедимы.

    Цели:

    - объяснить причины упадка Греции, которые в свою очередь стали причиной подчинения её Македонией;  сформировать представления об образовании Македонского царства и начале завоеваний Филиппа;

    - формировать эмоционально-ценностное отношение к прошлому, формировать активную гражданскую позицию (на примере греков – патриотов);

    - продолжать развивать: 1) умение работать с картой; 2) умение работать с таблицей, выделять главное; 3) проводить сравнительный анализ.

    Тип урока: комбинированный.

    Инструментарий:

    1. Карта «Поход Александра Македонского на Восток».
    2. Презентация.
    3. Раздаточный материал: таблица, «исторические пазлы»

    Литература:

    1. Годер, Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. Выпуск 2. - М., 2007.
    2. Вигасин, А.А., Годер, Г.И., Свенцицкая, И.С. История Древнего мира: учебник для 5 кл. – М., 2007

    Ход урока:

    1. Орг. момент.
    2. Опрос по теме: «Афинская демократия при Перикле».
    1. Фронтально, устно, решение кроссворда (см. презентацию).
    2. Проверка выполнения одного из заданий в тетради с печатной основой.

    Задание № 41. Что вы знаете о Народном собрании в Древних Афинах? Один учащийся читает, остальные - проверяют, исправляют.

    Почему период правления Перикла считают расцветом Афинской демократии? (перечисляют факты).

    1.  Подготовка к изучению нового материала.

    Время пребывания  Перикла в должности главного стратега, историки считают золотым веком Афинской демократии, но уже при его жизни в Греции начали происходить события, которые привели к  потере Грецией независимости. Об этом мы и поговорим сегодня на уроке.

    Тема нашего урока: Города Эллады подчиняются Македонии.

    Цель: выяснить причины поражения Греции в борьбе с Македонией за свою независимость.

    План изучения нового материала: 

    1. Упадок Греции.

    2. Усиление Македонии при царе Филиппе II.

    3. Потеря Грецией независимости.

    4. Гибель Филиппа. Приход к власти Александра.

    Задание на урок:

    Докажите, что Македония к н. IV века была более сильным государством, чем Греция.

    1. Упадок Греции в IV веке до н. э.

    Учитель: Уже при жизни Перикла в Греции начались междоусобные войны. И Афины, и Спарта стремились к господству над Грецией. Серия войн за господство в Греции между Афинами и Спартой получили название  - пелопонесские войны (431-404). Эти войны закончились поражением Афин. Самостоятельная учебная деятельность

    Давайте выясним последствия этих войн для всей Греции: Прочитайте учебник на с. 186 и выделите последствия междоусобных войн. Сравниваем с эталоном ответа в презентации:

    1) упадок хозяйства (гибель оливковых рощ и виноградников); 2) разорение крестьян и ремесленников; 3) обострение борьбы между богатым и бедными. Вывод: Греция была истощена междоусобными войнами.

    2. Усиление Македонии при царе Филиппе.   Вместе с тем, в это же время усиливается северный её сосед – Македония.  

    Работа с картой, контурной картой.    Найдите Македонию на карте (у доски один из учащихся), отметьте в своих контурных картах   с. 36. Опишите словами – где находится Македония (на севере Балканского полуострова).

    В середине 4 века до н. э. царь Филипп сумел объединить под своей властью все македонские земли. Македонские цари находились под влиянием

    греческой культуры. Они строили театры, приглашали эллинских поэтов и художников. По просьбе царя Филиппа учителем его юного сына Александра стал крупнейший ученый Греции Аристотель. Знатные македоняне свободно говорили и писали по-гречески.

    Работа со схемой. Расскажите о нововведениях Филиппа по схеме (см. презентацию).

     Филипп создал большую и боеспособную армию. Об этом нам сейчас подробно расскажет (опережающее задание, сообщение) ученик. Македонская конница состояла из знати, а пехота набиралась из пастухов и земледельцев. Каждый пехотинец получал шлем, кожаный панцирь, круглый щит, короткий меч и длинное копье. Фаланга строилась в 16 рядов. В бою первые шесть рядов держали двумя руками копья, направляя их в сторону врага: первый ряд — перед собой, а воины остальных рядов клали свои копья на плечи впереди стоящих. Если же часть вражеского войска заходила фаланге в тыл, то воины последних рядов поворачивались к противнику лицом. Тогда фаланга становилась неприступной со всех сторон. Недаром говорили, что она похожа на ощетинившегося железом зверя, к которому опасно приближаться.

    Армия Филиппа имела метательные орудия, с помощью которых в противника бросали камни, бревна и большие стрелы. Такие орудия устанавливались также в огромных многоэтажных башнях на колесах. Сотни воинов толкали башни — они шумели и грохотали, приближаясь к осажденному городу и наводя ужас на его защитников.

    Царь с издевкой говорил, что в самой неприступной крепости найдется калитка, через которую проникнет осел, груженный золотом (Как вы понимаете эти слова?).  Стремясь покорить соседние страны, Филипп рассчитывал не только на военную силу. Он умело ссорил между собой своих противников, нередко добивался успеха подкупом.

     Причина поражения греков и их подчинение Филиппу кроется только в силе и многочисленности его войска?

    3. Потеря Грецией независимости.

    Внутренние  греческие противоречия и раздоры были выгодны…? для Филиппа, он решил захватить Грецию и начал подчинять один город за другим. Среди греков было много сторонников и противников Филиппа.

    Работа по группам. Задание: заполните недостающие колонки в таблице «Отношение греческого общества  к угрозе македонского завоевания».

    Линии сравнения

    Промакедонская позиция

    Антимакедонская позиция

    Оратор

    Исократ

    Демосфен

    Отношение к Филиппу и угрозе потерять независимость.

    «Врага боятся меньше, чем собственных сограждан». Видел спасение родины в добровольном подчинении Филиппу, объединении греков и македонцев против персов.

    «Если даже все эллины согласятся быть рабами, мы должны бороться за свободу».  Отстаивал независимость и свободу Греции, сплотил ряд греческих городов для борьбы с Филиппом.

    Сообщение о Демосфене (резервное задание). Какие поучительные выводы можно сделать из жизни Демосфена?  (Нужно стремиться к своей цели…). Речи Демосфена называли филиппиками – осуждение, обвинение. Демосфену удалось сплотить часть городов-государств для борьбы с Филиппом. В 338 г. при г. Херонея произошла решающая битва с войском Филиппа.

    Отметьте на контурной  карте год и место сражения. Дидактическая игра «Собери пазлы».

    Дата

    Место сражения

    Участники

    Результат

    Последствия

    338 г. до н. э.

    Близ г. Херонея

    Македония,

    Греческие полисы

    Поражение греков

    Потеря Грецией независимости

    Умный Филипп не объявил себя царём (почему?), он добился, что побеждённые греки поклялись ему в верности, признали его своим военным предводителем. Немедленно началась подготовка похода на персов.

    4. Гибель Филиппа. Приход к власти Александра. Филиппу не удалось осуществить свои замыслы, он погиб, а его сын, Александр был провозглашён новым царём.  

    Фрагмент фильма «Александр».

    Выскажите свои первые впечатления о личности Александра. Готов ли он был продолжить дело своего отца?

    Александр Македонский решил продолжить дело своего отца и возглавить поход в Азию.

    Вернёмся к заданию урока…

    Закрепление: тестовые задания в презентации.

    Д/з:

    1)П. 41;

    2) выяснить смысл выражений: «Гордиев узел», «слава Герострата».

    3) подготовить сообщение об Александре Македонском.

    Рефлексия.

    Линии сравнения

    Промакедонская позиция

    Антимакедонская позиция

    Оратор

    Исократ

    Отношение к Филиппу и угрозе потерять независимость.

    «Если даже все эллины согласятся быть рабами, мы должны бороться за свободу».  Отстаивал независимость и свободу Греции, сплотил ряд греческих городов для борьбы с Филиппом.

    Линии сравнения

    Промакедонская позиция

    Антимакедонская позиция

    Оратор

    Демосфен

    Отношение к Филиппу и угрозе потерять независимость.

    «Врага боятся меньше, чем собственных сограждан». Видел спасение родины в добровольном подчинении Филиппу, объединении греков и македонцев против персов.

    Дата

    Место сражения

    Участники

    Результат

    Последствия

    338 г. до н. э.

    Близ г. Херонея

    Македония,

    Греческие полисы

    Поражение греков

    Потеря Грецией независимости

    Дата

    Место сражения

    Участники

    Результат

    Последствия

    338 г. до н. э.

    Близ г. Херонея

    Македония,

    Греческие полисы

    Поражение греков

    Потеря Грецией независимости

    МЕЖДОУСОБНЫЕ ВОЙНЫ

    ФАЛАНГА

    МОНАРХИЯ

    РЕСПУБЛИКА

    ПАТРИОТИЗМ

    ФИЛИППИКИ

    ФИЛИПП

    АРИСТОТЕЛЬ

    ИСОКРАТ

    ДЕМОСФЕН

    АЛЕКСАНДР

    338 Г. ДО Н. Э. – БИТВА ПРИ ХЕРОНЕЕ

    Приложение

    Сообщение Армия Филиппа.

    Македонская конница состояла из знати, а пехота набиралась из пастухов и земледельцев. Каждый пехотинец получал шлем, кожаный панцирь, круглый щит, короткий меч и длинное копье. Фаланга строилась в 16 рядов. В бою первые шесть рядов держали двумя руками копья, направляя их в сторону врага: первый ряд — перед собой, а воины остальных рядов клали свои копья на плечи впереди стоящих. Если же часть вражеского войска заходила фаланге в тыл, то воины последних рядов поворачивались к противнику лицом. Тогда фаланга становилась неприступной со всех сторон. Недаром говорили, что она похожа на ощетинившегося железом зверя, к которому опасно приближаться.

    Армия Филиппа имела метательные орудия, с помощью которых в противника бросали камни, бревна и большие стрелы. Такие орудия устанавливались также в огромных многоэтажных башнях на колесах. Сотни воинов толкали башни — они шумели и грохотали, приближаясь к осажденному городу и наводя ужас на его защитников.

    Приложение

    Сообщение о Демосфене

    Величайшим мастером устной, по преимуществу политической, речи стал великий афинский оратор Демосфен. Каждый знает, что Демосфен набивал себе полный рот камней, когда учился красиво и правильно говорить. А что мы ещё знаем?.

    Демосфен родился в древнегреческом городе Афины. Хотя ораторское искусство в древнейшие времена знали и в Египте, и в Ассирии, и в Индии, но именно Эллада - родина красноречия. Нигде красноречие не пользовалось такой популярностью и таким влиянием, как в античной Греции, а особенно в Афинах.

    Отец Демосфена (которого также звали Демосфеном) принадлежал к респектабельной буржуазии. Он владел двумя мастерскими, в которых полсотни рабов занимались производством оружия и мебели. Демосфену было всего семь лет, когда его отец умер. Отец оставил в наследство будущему оратору и его пятилетней сестре крупное состояние, но опекуны наследников оказались людьми недобросовестными и жадными. Они не заботились об образовании и воспитании детей, не платили жалованья учителям. Демосфен рос слабым, физически недоразвитым, он картавил и заикался. Как-то раз, ещё будучи мальчиком, Демосфен упросил своего воспитателя взять его на заседание суда, чтобы послушать знаменитого оратора. Демосфен был восхищен речью и тем, как толпа рукоплескала прославленному оратору, покоренная силой его выступления. Это посещение суда стало для Демосфена импульсом для самостоятельных занятий в ораторском мастерстве. В Афинах было много людей, которые учили красноречию: тому, как побеждать в спорах, как сделать слабый довод более сильным. Четыре года молодой человек прилежно учился у Исея, одного из самых выдающихся учителей красноречия в Афинах. Простота слога, сжатость и значительность содержания, строгая логика доказательства, риторические вопросы - все это было заимствовано Демосфеном у Исея. За это время он хорошо познакомился с произведениями всех выдающихся писателей, особенно историка Фукидида и философа Платона. «Историю» Фукидида будущий оратор знал почти наизусть, так как переписал ее собственноручно 8 (восемь) раз. Но, прежде чем выступать перед народом, Демосфену пришлось, по примеру своего учителя и по обычаям того времени, писать судебные речи для других. Он успешно справлялся с этим, но мечтал сам выступать перед народом.

    Ко времени достижения Демосфеном совершеннолетия от довольно крупного наследства остались одни крохи. Опекуны отдали ему лишь дом с рабами, а большую часть денег и имущества присвоили себе. Молодой человек пытался уговорить опекунов добровольно вернуть наследство, но безрезультатно. Тогда он решил судом добиваться возврата похищенных денег. Чтобы успешно вести дело в суде, нужно было хорошо знать афинские законы, а самое главное - уметь хорошо и убедительно говорить.

    Так уж случилось, что первый самостоятельный шаг в жизни Демосфена начался с судебного процесса, в котором он выступал с речами против опекунов-расхитителей.

    Суд затянулся на целых пять лет. Опекуны пытались избежать ответственности, уничтожив завещание отца Демосфена и другие важные документы, но все-таки были осуждены. Хотя молодому человеку не удалось целиком вернуть своего наследства, многолетняя борьба с опекунами закалила характер будущего оратора, развила в нем упорство и настойчивость.

    Когда Демосфену исполнилось 30 лет, он стал принимать участие в государственных делах и всю силу своего ораторского дарования обратил против самого опасного врага всех греков - македонского царя Филиппа. Он добился создания антимакедонской коалиции греческих полисов, дважды был избран первым стратегом и стоял во главе государства. Народное собрание постановило наградить великого гражданина Афин венком.

    Демосфен постоянно выступал в народном собрании с пламенными речами, стараясь пробудить в афинянах патриотические чувства. Его знаменитые речи против царя Филиппа назывались «Филиппинами» (и теперь еще у нас называют горячую, страстную речь «филиппикой»). Обвиненный в ложном доносе, он был заочно приговорен к смерти и скрывался в храме Посейдона на острове Калаврии. А когда власть в Греции македоняне захватили – отравился.

    Резюме

    После долгих и упорных усилий Демосфен достиг своей цели: он стал выступать перед народом и снискал себе славу великого оратора. Демосфен никогда не говорил без подготовки, всегда строго держался предмета своей речи, не любил пустой болтовни. В его речах необыкновенная простота выражения соединялась с величайшей силой чувства и мысли: то он говорил спокойно, действуя на разум слушателей, то покорял их силой чувств.

    C:\Users\Алеся\Desktop\20_02\к карта македонский.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    История 5 класс "Города Эллады подчиняются Македонии"

    Урок с презентацией разработан к учебнику "История Древнего мира"// авт. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая...

    Презентация к уроку "Города Эллады подчиняются Македонии"

    Презентация к уроку истории  5 класс по теме "Города Эллады подчиняются Македонии"...

    Города Эллады подчиняются Македонии

    Города Эллады подчиняются Македонии...

    Схема конспекта урока по истории 5 класс «Города Эллады подчиняются Македонии»

    тема урока "Города Эллады подчиняются Македонии"Цель: подвести учащихся к пониманию причин подчинения городов Эллады Македонии"...

    Открытый урок истории на РМО 5 класс "Города Эллады подчиняются Македонии"

    Открытый урок на РМО учителей истории и географии в рамках технологии внутриклассного оценивания...