История 5 класс "Города Эллады подчиняются Македонии"
методическая разработка (история, 5 класс) по теме
Урок с презентацией разработан к учебнику "История Древнего мира"// авт. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ellada_podchinyaetsya_makedonii.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Тюменская область
Сургутский район
МОУ «Лянторская СОШ №5»
Урок истории
5 класс
Тема. Эллада подчиняется Македонии
Учитель: Квитка Алла Владимировна
Урок истории
5 класс
Тип урока. Усвоение новых знаний.
Форма урока. Урок с использованием ИКТ.
Тема. Города Эллады подчиняются Македонии.
Цель. Подвести учащихся к пониманию причин подчинения Эллады
Македонии.
Задачи. Определить причины возвышения Македонии. Продолжить
формирование умения делать несложные выводы, знать и
использовать исторические источники. Способствовать воспитанию
гражданской позиции к судьбе страны.
Понятия: «филиппики»
Материалы: презентация PowerPoint, энциклопедия для детей «Всемирная история», материал из Википедии — свободной энциклопедии, учебник истории «Древнего мира 5 класс» А.А. Вигасин, карта « Древняя Греция в V веке до н. э.»
Оборудование: интерактивная доска, 2- Ноутбука.
Дифференциация обучения: д/задание разного вида сложности.
Методы работы на уроке:
- Словесные – объяснение учителя , выступление учащихся;
- Наглядные – презентация, карта «Древняя Греция», исторический документ;
- Групповые: работа с документами;
- Индивидуальные – работа с учебником, с материалами из ноутбука;
- Парная: работа с энциклопедией, с тестами в режиме Онлайн.
План урока
- Орг. момент
- Вступительное слово учителя.
- Переход к изучению новой темы.
- Сообщение темы и цели урока.
- Работа над темой урока.
- Объяснение учителя. ( Географическое расположение Македонии)
- Работа групп.
- Работа с текстом учебника «История Древнего мира» А.А. Вигасин,
Г. И. Годер ( стр. 188, 2 абзац)
- Сообщения учащихся. « Сторонники и противники македонского царя».
- Словарь. «Филиппики»
- Объяснение учителя. Битва при Херонеи. Коринфский союз.
- Физпауза.
- Объяснение учителя. Приход к власти Александра.
- Закрепление изученного на уроке.
- Итог.
- Домашнее задание.
ХОД УРОКА
- Орг. момент
- Вступительное слово учителя.
Биться мы стойко должны за детей и за землю родную,
Грудью удары встречать,
В сече души не щадя.
Такими словами вдохновлял поэт Тиртей греческих воинов.
- С кем и когда пришлось воевать Греции?
- Каковы итоги греко –персидской войны?
- Что помогло грекам одержать победу над персами?
(1. Чувство патриотизма. Они защищали свою Родину.2. Союз 30 полисов 3. Незаурядный талант греческих стратегов.)
Вывод: Только в единстве, в желании защитить свою страну можно одолеть даже самого сильного врага.
- Переход к новой теме урока.
Однако после победы над персами расцвет греческих городов был недолгим. В Греции началась война между полисами за право главенствовать в Элладе.
Сначала 30-летняя война между Афинами и Спартой. В этой войне победила Спарта. Затем против Спарты выступили другие греческие полисы. Казалось, войнам не будет конца. Для греков наступили страшные времена: лилась кровь, разрушались жилища, приходили в запустения оливковые рощи и виноградники, разорялись ремесленники и земледельцы, а их имущество скупали богачи.
А между тем северный сосед Греции Македония становилась сильным и мощным государством.
- Как вы думаете, какую опасность для Греции может представлять Македония?
( Пользуясь междоусобицей среди греческих полисов, Македония может захватить Грецию?)
III. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопросы: Кто? Когда?
Почему? смог покорить Грецию.
IV. Работа над темой урока.
( Запись темы урока в тетрадь)
- Объяснение учителя (работа по карте)
Македония была расположена северо-восточнее Греции. Столица -
г. Пелла. В 4 веке до н.э. при Филиппе II происходит возвышение Македонии
( Слайд 5)
- Работа групп.
1 группа – материалы ИНТЕРНЕТсайта Википедии – Филипп Македонский
2 группа – характеристика Филиппа ( Информация из учебника Е.В.
Саплина, Б.С. Ляпустина «История Древнего мира 5класс»)
3 группа - Реформы Филиппа ( Информация из дополнительно материала)
4 группа - Сила Македонской армии ( Энциклопедия для детей. Всемирная
история статья « Филипп и А. Македонский» 2 абзац)
Выступление групп
1группа – Кто такой Филипп Македонский? Каким источником вы пользовались? (Википедия. Интернет.)
2 группа – Какую характеристику личности Филиппа дают историки?
3 группа – Какие реформы были проведены Филиппом Македонским? ( Слайд. 6
« Реформы Филиппа Македонского» записать в тетрадке)
( Запись в тетрадке. Слайд. 6)
- Зачем стране сильная армия?
4 группа - В чём сила македонской армии? ( Энциклопедия для детей. Всемирная история. « Филипп и Александр Македонский» стр.138 2 абзац.)
- Объяснение учителя «Македонская фаланга» ( Слайд. 7,8,9)
Основу войска македонян составляла фаланга. Воины были построены в 16 рядов. У воинов первого ряда копья длиной два метра, а у воинов шестого ряда - почти шесть метров. В сражении шесть рядов могли действовать копьями одновременно. Македонская фаланга наносила в атаке удар сокрушительной силы, но могла сражаться только на ровной местности. Для слаженности действий требовалась постоянная тщательная тренировка войск. Сила фаланги заключается не в героизме отдельных личностей, как практиковалось у эллинов, а в подчинении всех личностей на решение боевой задачи.
Впереди фаланги - легковооруженные воины (лучники, пращники).
По сторонам фаланги - сильная конница.
- Работа с текстом учебника «История Древнего мира» А.А. Вигасин,
Г. И. Годер ( стр. 188, 2 абзац)
- Какими техническими средствами была оснащена македонская армия?
( Слайд.10. Метательные орудия и осадные башни)
- Объясните крылатую фразу Филиппа: « Нет такой крепости, которую не взял бы осёл, нагруженный золотом».
Филипп был решительным и смелым человеком, талантливым полководцем и искусным дипломатом. Он рассчитывал не только на военную силу. Филипп умел заключать выгодные для себя договоры: одних он подкупал деньгами, других обещаниями. « Нет такой крепости, которую не взял бы осёл, нагруженный золотом»-, говорил Филипп.
- Как вы понимаете эту фразу?
- Объяснение учителя.
В середине IV века до н.э. ранее отсталая, слабая Македония превратилась в самое сильное средиземноморское государство. Создав лучшую в мире армию, Филипп Македонский перешёл к покорении Эллады. Первыми под власть македонского царя попали полисы Северной Греции. Однако на пути дальнейшего продвижения стали Афины. В этой полисе разгорелась борьба между сторонниками и противниками Филиппа.
- Сообщения учащихся. « Сторонники и противники македонского царя».
( Слайд.11)
- Кто являлся сторонником Филиппа в Афинах?
( Учащиеся зачитывают материал из Энциклопедии. Стр. 139. 5 абзац)
- Почему ораторы Исократ и Эсхин поддерживали Филиппа?
Дополнительный вопрос: «Кого называют оратором?»
Но были и такие греки, которые выше всего ставили независимость и свободу своей страны. В Афинах страстным и непримиримым противником Филиппа был Демосфен.
Сообщение о Демосфене (ученик) ( Слайд.11)
- Против кого были направлены обвинительные речи Демосфена?
- Как назывались эти речи?
- Словарь. «Филиппики» – обличительные речи или обвинительные речи.
- Объяснение учителя.
Труды Демосфена не прошли даром. Объединённые греческие войска встретились с македонской армией в 338г.до н.э. у г. Херонея.
Битва при Херонее. ( Слайд.12 План битвы при Херонее)
В боевом строю с оружием простого воина стоял и сам Демосфен.
Битва длилась долго. Однако профессиональная выучка македонской фаланги и удар конницы находящейся на левом фланге, решила исход битвы. Именно конница, которой командовал 17-летний Александр сын Филиппа, поставила точку в этом сражении.
- Объяснение учителя. Коринфский союз.
После победы Филипп проявил себя как дальновидный политик. Он не пошёл на Афины и вернул, без выкупа, взятых в плен при Херонее афинян.
Филиппу нужен был афинский флот и союзники в войне с Персией.
Вскоре в Коринфе собрался совет послов всех греческих городов. На нём Филипп неожиданно заявил: « Да не будет среди нас ни победителей, ни побеждённых». Царь предложил организовать новый союз. Цель союза была поставлена чётко и ясно – разбить Персию.
Началась подготовка к войне. В это время в Македонии шли празднества по случаю свадьбы дочери Филиппа.
- Физпауза. ( Танцевальные движения под греческую музыку)( Слайд. 13)
- Объяснение учителя.
Однако задуманный поход против Персии Филиппу не удалось осуществить. Во время праздника в театре один из приближённых Филиппа нанёс смертельный удар царю. Убийца Филиппа был настигнут телохранителями и его постигла таже учесть . что и Филиппа. Тайна смерти царя так и осталась не раскрытой. Новым правителем Македонии был провозглашён сын Филиппа Александр.
Яркая личность Александра Македонского на долгое время оставила в тени его отца. Между тем Филипп II по праву считался одним из самых значительных политических деятелей и полководцев своего времени. Дипломатические успехи царя, проведенные им реформы и завоевательные войны, превратили Македонию в мощную державу и заложили тот фундамент, который позволил Александру начать беспримерные по меркам древней истории походы.
- Закрепление изученного на уроке. ( Слайд 14.)
( 4 человека выполняют задания- тесты в Ноутбуке)
В начале урока были поставлены 3 вопросы : «Кто ? Когда? Почему ? смог завоевать Грецию»,- ответим на эти вопросы. (Слайд 15)
- Кто смог завоевать Грецию?
- Где и когда произошла решающая битва между греческим и македонским войском?
- Почему Филиппу удалось подчинить себе Грецию? (хорошо обученная македонская армия, дипломатия Филиппа, не было согласия среди греческих полисов)
- Работа по карте. Выполнение задания: показать географическое расположение Македонии. Назвать и показать столицу Македонии. Место решающего сражения греков и македонян. Показать г. Коринф.
- Д. З. ( Слайд 16.)
- § 41, вопросы
- Дополнительное задание по выбору:
А) сообщение- презентация об А. Македонском ( не более 10
предложений и 3-4 презентаций)
Б) Рисунок к § 41.
В) Загадка, стихотворение § 41.
- Итог.
- Выставление оценок
Приложение
Реформы Филиппа II
- Укрепил царскую власть
- Начал чеканить золотую монету
- Основал новые города.
- Установил тесные торговые связи с соседями.
- Создал большую и боеспособную армию.
Характеристика Филиппа
( Информация из учебника Е.В. Саплина, Б.С.
Ляпустина «История Древнего мира 5класс»)
« Возвышение Македонии началось в 4 в. до н.э. при Филиппе II, дальновидном и энергичном политике, искусном дипломате и талантливом полководце. Он стремился создать сильное государство, чтобы властвовать над всем миром. Для достижения своих целей Филипп использовал угрозы , подкуп, интриги, стравливал соперников между собой..
Но если этого было мало, в дело шла армия.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Города Эллады подчиняются Македонии"
Презентация к уроку истории 5 класс по теме "Города Эллады подчиняются Македонии"...
Презентация к уроку "Города Эллады подчиняются Македонии"
Презентация к уроку истории, 5 класс...
Разработка урока "Города Эллады подчиняются Македонии"
Разработка урока и презентация...
Города Эллады подчиняются Македонии, 5 класс, история
Города Эллады подчиняются Македонии, 5 класс, история...
Схема конспекта урока по истории 5 класс «Города Эллады подчиняются Македонии»
тема урока "Города Эллады подчиняются Македонии"Цель: подвести учащихся к пониманию причин подчинения городов Эллады Македонии"...
Открытый урок истории на РМО 5 класс "Города Эллады подчиняются Македонии"
Открытый урок на РМО учителей истории и географии в рамках технологии внутриклассного оценивания...
Разработка урока по истории Древнего мира "Города Эллады подчиняются Македонии"
Разработка урока "Города Эллады подчиняются Македонии" с применением заданий по функциональной грамотности...