История 5 класс "Города Эллады подчиняются Македонии"
методическая разработка (история, 5 класс) по теме

Урок с презентацией разработан к учебнику "История Древнего мира"// авт. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ellada_podchinyaetsya_makedonii.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Тюменская область

Сургутский район

МОУ «Лянторская СОШ №5»

Урок истории

 5 класс

Тема.  Эллада подчиняется Македонии

                                                                 

                    Учитель: Квитка Алла Владимировна

Урок истории

5 класс

Тип урока.     Усвоение новых знаний.

 Форма урока.  Урок с использованием ИКТ.

Тема.        Города Эллады подчиняются  Македонии.

Цель.        Подвести учащихся к пониманию причин подчинения Эллады

                  Македонии. 

 Задачи.    Определить причины возвышения Македонии. Продолжить

                   формирование  умения делать несложные выводы, знать и

                   использовать исторические источники.   Способствовать воспитанию

                  гражданской позиции к судьбе страны.

Понятия: «филиппики»

 Материалы: презентация PowerPoint, энциклопедия  для детей «Всемирная история», материал из Википедии — свободной энциклопедии, учебник истории «Древнего мира 5 класс»  А.А. Вигасин,  карта « Древняя Греция в V  веке до н. э.»

Оборудование: интерактивная доска, 2- Ноутбука.

Дифференциация обучения: д/задание разного вида сложности.

Методы работы на уроке:

  1. Словесные – объяснение учителя , выступление учащихся;
  2. Наглядные – презентация, карта «Древняя Греция», исторический документ;
  3. Групповые: работа с документами;
  4. Индивидуальные –  работа с учебником, с  материалами из ноутбука;
  5. Парная: работа с энциклопедией, с тестами в режиме Онлайн.

План урока

  1. Орг. момент
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Переход к изучению новой темы.
  4. Сообщение темы  и  цели урока.
  5. Работа над темой урока.
  1. Объяснение учителя. ( Географическое расположение Македонии)
  2. Работа  групп.
  3. Работа с текстом учебника «История Древнего мира» А.А. Вигасин,

Г. И. Годер ( стр. 188, 2 абзац)

  1. Сообщения учащихся. « Сторонники и противники македонского царя».
  2. Словарь. «Филиппики»
  3. Объяснение учителя. Битва при Херонеи. Коринфский союз.
  4. Физпауза.
  5. Объяснение учителя. Приход к власти Александра.
  1.    Закрепление изученного на уроке.
  2. Итог.
  3.   Домашнее задание.

ХОД УРОКА

  1. Орг. момент
  2. Вступительное слово учителя.

 Биться мы стойко должны за детей и за землю родную,

 Грудью удары встречать,

 В сече души не щадя.

Такими словами вдохновлял поэт  Тиртей  греческих воинов.

- С кем и когда пришлось воевать Греции?

-  Каковы итоги  греко –персидской войны?

- Что помогло грекам одержать победу над персами?

(1. Чувство патриотизма. Они защищали свою Родину.2. Союз 30 полисов 3. Незаурядный  талант  греческих стратегов.)

Вывод: Только в единстве, в желании защитить свою страну можно одолеть даже самого сильного врага.

  1. Переход к новой теме урока.

Однако после победы над персами  расцвет греческих городов был недолгим.  В Греции началась война между полисами за право главенствовать в Элладе.

Сначала 30-летняя война между Афинами и Спартой. В этой войне победила Спарта. Затем против Спарты выступили другие греческие полисы. Казалось, войнам не будет конца. Для греков наступили страшные времена: лилась кровь, разрушались жилища, приходили в запустения оливковые рощи и виноградники, разорялись ремесленники и земледельцы, а их имущество скупали богачи.

А между тем северный сосед  Греции  Македония становилась сильным и мощным государством.  

- Как вы думаете, какую опасность для Греции  может представлять Македония?

( Пользуясь междоусобицей среди греческих полисов, Македония может  захватить Грецию?)

III. Сообщение темы  и  цели урока.

 Сегодня на уроке мы попытаемся  ответить на вопросы: Кто? Когда?

Почему? смог покорить Грецию.

IV. Работа над темой урока.

( Запись темы урока в тетрадь)

  1. Объяснение учителя (работа по карте)

Македония была расположена северо-восточнее Греции. Столица -

г. Пелла.    В 4 веке до н.э. при Филиппе II происходит возвышение Македонии

( Слайд 5)

  1. Работа  групп.

1 группа –  материалы ИНТЕРНЕТсайта Википедии – Филипп Македонский

          2 группа – характеристика Филиппа ( Информация из учебника Е.В.  

                      Саплина, Б.С. Ляпустина  «История Древнего мира 5класс»)

          3 группа - Реформы Филиппа ( Информация из дополнительно материала)

          4 группа -  Сила Македонской армии ( Энциклопедия для детей. Всемирная

                          история статья « Филипп и А. Македонский» 2 абзац)

Выступление групп

1группа – Кто такой Филипп Македонский? Каким источником вы пользовались? (Википедия. Интернет.)

2 группа – Какую характеристику личности Филиппа дают историки?

3 группа – Какие реформы были проведены Филиппом Македонским? ( Слайд. 6

« Реформы Филиппа Македонского» записать в тетрадке)

 ( Запись в тетрадке.     Слайд. 6)

- Зачем стране сильная армия?

4 группа -  В чём сила македонской армии? ( Энциклопедия для детей.  Всемирная история. « Филипп и Александр Македонский» стр.138 2 абзац.)

  1. Объяснение учителя «Македонская фаланга» ( Слайд. 7,8,9)

Основу войска  македонян составляла  фаланга.   Воины  были построены в 16 рядов. У воинов первого ряда копья длиной два метра, а у воинов шестого ряда - почти шесть метров. В сражении шесть рядов могли действовать копьями одновременно. Македонская фаланга наносила в атаке удар сокрушительной силы, но могла сражаться только на ровной местности. Для слаженности действий требовалась постоянная тщательная тренировка войск. Сила фаланги заключается не в героизме отдельных личностей, как практиковалось у эллинов, а в подчинении всех личностей на решение боевой задачи.

           Впереди фаланги - легковооруженные воины (лучники, пращники).

           По сторонам фаланги - сильная конница.

  1. Работа с текстом учебника «История Древнего мира» А.А. Вигасин,

Г. И. Годер ( стр. 188, 2 абзац)

- Какими техническими средствами была оснащена  македонская армия?

( Слайд.10. Метательные орудия и осадные башни)

  1. Объясните крылатую фразу Филиппа: « Нет такой крепости, которую не взял бы осёл, нагруженный золотом».

     Филипп был решительным и смелым человеком, талантливым полководцем и искусным дипломатом. Он  рассчитывал не только на военную силу. Филипп умел заключать выгодные для себя договоры: одних он подкупал деньгами, других обещаниями. « Нет такой крепости, которую не взял бы осёл, нагруженный золотом»-, говорил Филипп.

- Как вы понимаете эту фразу?

  1. Объяснение учителя.

В середине IV  века до н.э. ранее отсталая, слабая Македония превратилась в самое сильное средиземноморское государство. Создав лучшую в мире армию, Филипп Македонский перешёл к покорении Эллады. Первыми под власть македонского царя попали полисы Северной Греции. Однако на пути дальнейшего продвижения стали Афины. В этой полисе разгорелась борьба между сторонниками и противниками Филиппа.

  1. Сообщения  учащихся. « Сторонники и противники македонского царя».

( Слайд.11)

- Кто являлся сторонником Филиппа в Афинах?

( Учащиеся зачитывают материал из Энциклопедии. Стр. 139. 5 абзац)

- Почему  ораторы Исократ и Эсхин поддерживали Филиппа?

Дополнительный вопрос: «Кого называют оратором?»

Но были и такие греки, которые выше всего ставили независимость и свободу своей страны. В Афинах страстным и непримиримым противником  Филиппа был Демосфен.

Сообщение о Демосфене (ученик)  ( Слайд.11)

- Против кого были направлены обвинительные речи Демосфена?

- Как назывались эти речи?

  1. Словарь. «Филиппики» – обличительные речи или обвинительные речи.
  2. Объяснение учителя.

Труды Демосфена не прошли даром. Объединённые греческие войска встретились с македонской армией в 338г.до н.э. у г. Херонея.

Битва при Херонее. ( Слайд.12  План битвы при Херонее)

В боевом строю с оружием простого воина стоял и сам Демосфен.

Битва длилась долго. Однако профессиональная выучка македонской фаланги и удар конницы находящейся на левом фланге, решила исход битвы. Именно  конница, которой командовал 17-летний Александр сын Филиппа, поставила точку в этом сражении.

  1.  Объяснение учителя. Коринфский союз.

После победы Филипп проявил себя как дальновидный политик. Он не пошёл на Афины и вернул, без выкупа, взятых в плен при Херонее афинян.

Филиппу нужен был афинский флот и союзники в войне с Персией.

Вскоре в Коринфе собрался совет послов всех греческих городов. На нём Филипп неожиданно заявил: « Да не будет среди нас ни победителей, ни побеждённых». Царь предложил организовать новый союз. Цель союза была поставлена  чётко и ясно – разбить Персию.

Началась подготовка к войне. В это время в Македонии шли празднества по случаю свадьбы дочери Филиппа.

  1.  Физпауза.  ( Танцевальные движения под греческую музыку)( Слайд. 13)
  2.  Объяснение учителя.

Однако задуманный поход против Персии Филиппу не удалось осуществить. Во время праздника в театре один из приближённых Филиппа нанёс смертельный удар царю. Убийца Филиппа был настигнут телохранителями и его постигла таже учесть . что и Филиппа. Тайна смерти царя так и осталась не раскрытой. Новым правителем Македонии был провозглашён  сын Филиппа Александр.

Яркая личность Александра Македонского на долгое время оставила в тени его отца. Между тем Филипп II по праву считался одним из самых значительных политических деятелей и полководцев своего времени. Дипломатические успехи царя, проведенные им реформы и завоевательные войны, превратили Македонию в мощную державу и заложили тот фундамент, который позволил Александру начать беспримерные по меркам древней истории походы.

  1. Закрепление изученного на уроке. ( Слайд 14.)

 ( 4 человека выполняют задания- тесты в Ноутбуке)

В начале урока были поставлены 3 вопросы : «Кто ? Когда? Почему ? смог завоевать Грецию»,-  ответим на эти вопросы. (Слайд 15)

  1. Кто смог завоевать Грецию?
  2. Где и когда произошла решающая битва между греческим и македонским войском?
  3. Почему Филиппу удалось подчинить себе Грецию? (хорошо обученная македонская  армия, дипломатия Филиппа, не было согласия среди греческих полисов)
  4. Работа по карте. Выполнение задания: показать географическое расположение Македонии. Назвать и показать столицу Македонии. Место решающего сражения греков и македонян.  Показать г. Коринф.
  1. Д. З. ( Слайд 16.)
  1. § 41, вопросы
  2. Дополнительное задание по выбору:

А) сообщение- презентация об А. Македонском ( не более 10  

      предложений и 3-4 презентаций)

Б) Рисунок к § 41.

В) Загадка, стихотворение § 41.

  1. Итог.
  2. Выставление оценок

Приложение

Реформы Филиппа II

  1. Укрепил царскую власть
  2. Начал чеканить золотую монету
  3. Основал новые города.
  4. Установил тесные торговые связи с соседями.
  5. Создал большую и боеспособную армию.

Характеристика Филиппа

( Информация из учебника Е.В. Саплина, Б.С.

Ляпустина  «История Древнего мира  5класс»)

« Возвышение Македонии началось в 4 в. до н.э. при Филиппе II, дальновидном и энергичном политике, искусном дипломате и талантливом полководце. Он стремился создать сильное государство, чтобы властвовать над всем миром. Для достижения своих целей Филипп использовал угрозы , подкуп, интриги, стравливал соперников между собой..

Но если этого было мало, в дело шла армия.»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Города Эллады подчиняются Македонии"

Презентация к уроку истории  5 класс по теме "Города Эллады подчиняются Македонии"...

Города Эллады подчиняются Македонии, 5 класс, история

Города Эллады подчиняются Македонии, 5 класс, история...

Схема конспекта урока по истории 5 класс «Города Эллады подчиняются Македонии»

тема урока "Города Эллады подчиняются Македонии"Цель: подвести учащихся к пониманию причин подчинения городов Эллады Македонии"...

Открытый урок истории на РМО 5 класс "Города Эллады подчиняются Македонии"

Открытый урок на РМО учителей истории и географии в рамках технологии внутриклассного оценивания...

Разработка урока по истории Древнего мира "Города Эллады подчиняются Македонии"

Разработка урока "Города Эллады подчиняются Македонии" с применением заданий по функциональной грамотности...