Творческая работа "Я - учитель"
материал по истории ( класс) на тему

Семенович Дмитрий Иванович

Эссе на конкурс "Учитель года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Я – учитель.

Я – учитель. И, как ни странно, мне это нравится.

Помнится, как один мой знакомый, житель Украины, искренне удивлялся и никак не мог понять, хотя и честно пытался это сделать, зачем человеку «тратить время», по его выражению, на занятие, которое не приносит много денег. Его мама работала в Италии, убирала в богатом доме и по праздникам присылала умопомрачительные подарки-диковинки. Её сын жарко убеждал меня в том, что не так уж это и сложно, работать дворником, садовником и кем-то там ещё, получая за этот несложный труд десятикратную зарплату учителя. И ведь как хорошо – никаких тебе институтов заканчивать не нужно! А зачем? Заработать-то можно в разы больше! На мои уверения в том, что я не хочу зарабатывать больше за работу дворником, мой собеседник хитро щурился и смотрел на меня хитро и как-то изучающе. В том, что я был неискренен, он был уверен целиком и полностью, пытаясь просчитать, что же я от него скрываю и в чём же мой профит. Всех, кто не смог пристроиться в качестве прислуги в богатый дом к какому-то венгру, поляку, а если повезёт, то немцу, французу или итальянцу, он считал неудачниками. Свой позор и житейскую несостоятельность, считал он, такие люди скрывают, прикрываясь какой-то малопонятной ахинеей о призвании и чем-то ещё в том же духе. Я не стал разубеждать его, и что-то доказывать. Я просто вспомнил свой путь в педагогику.

Еще, будучи младшим школьником, я уверенно заявлял, что очень люблю животных и поэтому обязательно стану ветеринаром. Ну, или, в крайнем случае, «людским» врачом. Папа, завуч школы, учитель химии и биологии по образованию, одобрительно улыбался. Мама, учитель русского и украинского языка и литературы, тоже улыбалась, правда слегка саркастично, произнося при этом извечную народную мудрость: «Поживём – увидим!» Одно я заявлял твёрдо – учителем я точно никогда не буду! Ни за что! Вот так вот сидеть ночами над тетрадками, как мама? Да ни за какие коврижки! Ведь ночью, когда ни проснёшься – в её комнате всегда горит свет, я вообще не представлял себе, когда же она спит! Нет уж, буду лучше ветеринаром!

А время шло своим чередом. В школе принялись за изучение химии. И вот, в один прекрасный воскресный вечер, промаявшись со мной несколько часов кряду в бесплодных попытках объяснить понятие «валентность» и подружить меня с таблицей полного моего тёзки Дмитрия Ивановича Менделеева, расстроенный папа встал из-за стола, выключил настольную лампу и в задумчивости потёр гладко выбритый подбородок, как будто там росла борода. «Знаешь, - сказал тогда мой родитель, - пожалуй, тебе не стоит рассчитывать на биофак…» Тем не менее, я упорствовал! Нет, с детской мечтой о медицинском или ветеринарном институте я расстался легко, но становиться учителем категорически не был согласен.

Школьные годы закончились в бурном 1991-ом, на который пришёлся беспрецедентный развал нашей страны. Неожиданно мы с братом из Мурманска оказались разделены государственной границей. Но всего ужаса положения я тогда ещё не осознавал. В своё оправдание, могу сказать только, что огромное количество взрослых хорошо обученных, специально подготовленных дядь и тёть из Пентагона очень долго безнаказанно и плодотворно работали над формированием массового сознания, в том числе и моего, причём начали они свою подрывную деятельность ещё задолго до моего взросления. Тем не менее, факт остаётся фактом – на сегодняшний день, вспоминая иногда, то, что говорилось публично и писалось мною тогда в газетах, мне становится мучительно стыдно. Если выразить одним словом состояние души и разума всего моего поколения, то, думаю, это будет слово «Одураченные».

Под влиянием момента я поступил на самый модный тогда экономический факультет, призрев даже тот факт, что одно только упоминание о науке математике могло вызвать у меня приступ головной боли. Утешался я, зачитывая до дыр известную трилогию Драйзера и рисуя себе радужные картинки будущего, в котором я и финансист, и стоик в одном флаконе, успешный и процветающий капиталист. Однако, уже ко второму курсу, я стал догадываться, что что-то пошло не так и не туда. Например, не в тот ВУЗ.

Закончил я его, тем не менее, с красным дипломом и мечты стали воплощаться в жизнь. Появились и немалые деньги в кармане. Но подспудное ощущение, что что-то не так в моей жизни не только не покидало, оно стало усиливаться. Особенно, когда стала открываться передо мной реальная цена успеха в меркантильном капиталистическом обществе. Женившись тогда на совсем молоденькой девочке, я настоял на том, чтобы она поступала именно в педагогический. Психологи давно обратили внимание на то, что несостоявшиеся музыканты, например, часто заставляют заниматься музыкой своих детей, невзирая на их желания и наклонности. Таким образом, они закрывают свой гештальт, доводят до логического завершения свои мечты и устремления, иногда даже не осознанные. В моём же случае, убеждая молодую супругу, я убедился и сам. Фирма, в которой я трудился, называлась «Дайнэмик», и я решил, что движение мне действительно необходимо. Уйдя с очень «хлебного» места в отделе сбыта крупной украино-британской акционерной компании, я отправился в школу. Так и «сбылась мечта идиота» – я впервые оказался в роли учителя.

Время то ещё было, зарплату не платили, начисляли её в таком мизере, что перед многими одноклассниками при встрече стыдно было признаться, что при заработке 120 гривен в месяц, я только за газ зимой должен был заплатить 130! Да ещё и в сравнении с тем уровнем жизни, к которому уже успел привыкнуть, работая на фирме. Спасало тогда только то, что в доме проживали четыре работающих педагога. Родители, молодая жена и я – все трудились в разных школах, поэтому дома всегда был сплошной педсовет. Были общие темы для разговора, была семейная теплота и уют, настоящая идиллия в то экономически страшное время. Постоянно нужно было выкручиваться, придумывать различные способы дополнительного заработка. Сильно выручал старенький, вечно ломающийся, папин «Москвич», на котором можно было таксовать после работы… Конечно же, я метался. Метался много и часто. Проработав в школе год-два, уходил куда-то в другие профессии, пробовал себя везде, где только мог. Приходилось побыть и страховым агентом, и корреспондентом газеты, и водителем, и продавцом-челночником, и фермером-арендатором, и строителем, и сторожем, и мастером леса, и худруком в сельском клубе, и слесарем-наладчиком, и сотрудником органов исполнения наказаний, не говоря уже про нештатную работу! На выборах, агитатором или членом комиссии, например. Но всегда я возвращался в школу, как корабль, который сколько бы ни плавал в дальние экзотические тёплые страны, всегда возвращается в родную гавань, где не всегда тепло и сытно, но зато всегда есть это непередаваемое ощущение дома, родной, с детства знакомой атмосферы.

Беспокойный характер мой бросал меня очень много по свету. Педобразование я получил в г. Благовещенске, закончив истфил БГПУ, потом за 10 тысяч километров, в г. Донецке, получил диплом школьного психолога, поскольку посчитал это необходимым для дальнейшего профессионального роста… И вот теперь уже, получив солидный багаж жизненного опыта, профессиональную закалку в самых разных регионах и учреждениях, я уверен в одном – можно менять школы и климатические пояса, но менять свою профессию я, скорее всего, уже не буду. Почему?

На сегодняшний день я твёрдо убеждён – самый главный фронт в более чем тревожной нашей действительности проходит не по Донбассу и Сирии, а по обычной школьной парте, а главными полководцами являются среднестатистические учителя, от которых реально зависит сегодня всё – процветание, благополучие и даже само существование Российской Федерации. На примере юго-западных окраин Руси, ныне называемых Украиной, можно проследить одну характерную особенность. Перед тем, как захватить власть враги тратят немало средств и усилий на то, чтобы вырастить неграмотное поколение. Уж сколько об этом сказано-пересказано! Когда это говорилось нам в своё время, мы соглашались, но не верили, что нас это может как-то коснуться. К сожалению, в этой жизни, как правило, невозможно научиться чему-либо на чужих ошибках. Приходится набивать свои собственные шишки, порой очень болезненные. Во всяком случае, сегодня я могу с гордостью сказать одно – никто из моих учеников на Донбассе не сражается под бандеровскими знамёнами со свастикой. Потому, что в школе, на уроках истории, невзирая на чудовищные учебники и программы, буквально пропитанные русофобией и извращёнными перевранными фактами, из урока в урок я, как и многие мои знакомые учителя на Донбассе, старательно и целенаправленно говорил детям правду. И не только на уроках.

Вёл я тогда детский туристический кружок, периодически устраивая сначала детские, а потом и взрослые турпоходы различной сложности, протяжённости маршрута, категорийные и степенные, байдарочные и пешеходные, однодневные и двух-трёхнедельные – разные. Объединяло все эти походы только одно – все они, так или иначе, проходили по местам боевой славы Великой Отечественной войны. Просто так бродить по лесам-лугам родной для меня Донетчины или горам Крыма мне казалось глупым, поэтому стал собирать материал, спрашивать у местных жителей, готовиться в каждом таком походе занять ребят чем-то… В результате наших негромких бесед у костра, осмотров мест кровопролитнейших схваток с врагом в Великой Отечественной, рассказов детей и внуков участников той великой битвы, изучения многочисленных мемориалов павшим воинам я увидел, как буквально на моих глазах меняется что-то в окружающих меня мальчишках и девчонках. Они учились, взрослели, набирались мудрости. Учились не только они, учился, оказывается, и я.

Не сразу, постепенно и меня, как учителя, посетило озарение, инсайд – далеко не все люди хорошо знают химию, физику или историю. Это – нормально! Это не значит, что они плохие, ведь всего знать нельзя. Однако именно они, граждане своей страны, когда это необходимо, подставляют не только плечо под тяжкий груз испытаний, но и грудь свою под амбразуру вражеского ДОТа, жертвуя для своей Родины самым ценным, что имеют – своей жизнью!

Так в чём же, таким образом, заключается миссия педагога? Означает ли вышесказанное, что учить своему предмету в школе не обязательно? Ведь не все образованные люди – герои, и не все герои – образованные люди! Нет, конечно! Учить нужно. Только основной упор при этом следует делать не только и не столько на механическое заучивание каких-то дат и фактов из истории, сколько на воспитание чёткой жизненной позиции, ощущении преемственности своей с целой плеядой героических предков. От былинных богатырей, Добрыни и Ильи, до молодогвардейцев Краснодона, от Древнерусского государства Киевская Русь до современной России, от Владимира Святителя до Владимира Путина, вынужденного вновь с таким трудом собирать этот сложный и противоречивый пазл – Россию.

Иными словами, подводя итог всему вышесказанному, я твёрдо убеждён в том, что только безусловно патриотический подход к изучению предмета История способен принести какую-то пользу и ученику, и государству, этого ученика обучающему. Фактический материал всегда можно освежить в памяти, попросту подсмотреть в интернете или энциклопедии, главное – знать, что искать. В памяти учащихся красной нитью должно отложиться основное – чувство гордости за «героев былых времён», общий ход истории своей страны и мира, причинно-следственные связи этой истории и твёрдая патриотическая жизненная позиция человека и гражданина.

Успешное осуществление этих целей сделает невозможным в дальнейшем вербовку вчерашнего выпускника школы, поехавшего в город на учёбу в какие угодно антироссийские или террористические сообщества, опасность которых, на мой взгляд, взгляд переселенца из Донбасса, явно недооценивается современным российским обществом. Пусть даже для людей, не видевших реальной войны, это и смахивает на паранойю, но я-то знаю, о чём говорю – опасный и коварный враг, вооружённый перевранной историей, фальшивой улыбкой и практической психологией не дремлет, его щупальца – повсюду! Однако молодого человека, воспитанного настоящим патриотом своей Родины, невозможно будет заставить скакать на площадях, увлечь какой-либо антироссийской риторикой, как это происходит сегодня на Украине, поскольку из школьного курса истории он вынесет для себя неприятие подобных идей априори. А уж то, как аргументировать свою позицию, при развитии современных гаджетов, и доступности всемирной паутины интернета, я думаю, не станет для него большой проблемой. Главное – чтобы она в принципе была – эта самая позиция. А сформировать её, показать на примере прошлого будущее, на мой взгляд, как раз и призвана История, которая, по словам Василия Осиповича Ключевского, является тем самым «…Прожектором, который светит из прошлого в будущее».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рукописный журнал с творческими работами учащихся и учителей

Рукописный журнал  традиционно выпускался в декаду русского языка и литературы,  этот журнал вместил в себя работы учителей и учеников Водяновской школы...

Творческая работа (эссе) "Я - учитель, а это значит..."

В данной работе предсталено размышление классного руклводителя о значимости своего дела. Учитель разговаривает со своими детьми на расстоянии......

творческая работа учителя "Хранители воинской славы"

творческая работа учителя "Хранители воинской славы"...

Творческая работа:«Новой школе - новый учитель: все начинается с меня».

Каким учителем я хочу быть?Посредственным? - который излагает?Хорошим - который объясняет,Выдающимся? - который показывает?Великим - который вдохновляет. Я получила воспитание и образование...

творческие работы учителя

творческие работы учителя выполненные в разной технике: панно "Лилии" - декупаж,  аппликация "Лебеди на озере" -  ватые диски;  игрущки из бросового материала " Весёлые мыши и кот" - го...

творческие работы учителя

творческие работы учителя выполненные в разной технике: панно "Лилии" - декупаж,  аппликация "Лебеди на озере" -  ватые диски;  игрущки из бросового материала " Весёлые мыши и кот" - го...