Урок по истории XX века "Большой террор"
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Урок по истории XX века по теме "Большой террор" предназначен для учащихся 9, 11 классов.

Цель:

Сформировать у учащихся представление о «Большом терроре» 1937-1938гг.

Задачи:

1.      Продолжить работу с понятиями и терминами, историческими закономерностями и причинно-следственными связями.

2.      Продолжить работу по формированию у учащихся навыков работы с дополнительной литературой, словарем, учебником

3.      Продолжить формирование умений самостоятельно делать обобщения и выводы на основе полученного материала.

4.      Воспитывать у учащихся чувства патриотизма, уважения к людям, жившим в те страшные, трудные годы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_istorii_rossii_xx_vek.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 53

Открытый урок по истории России XX век,  9 класс

Тема: Большой террор

Цель:

Сформировать у учащихся представление о «Большом терроре» 1937-1938гг.

Задачи:

  1. Продолжить работу с понятиями и терминами, историческими закономерностями и причинно-следственными связями.
  2. Продолжить работу по формированию у учащихся навыков работы с дополнительной литературой, словарем, учебником
  3. Продолжить формирование умений самостоятельно делать обобщения и выводы на основе полученного материала.
  4. Воспитывать у учащихся чувства патриотизма, уважения к людям, жившим в те страшные, трудные годы.

Оборудование:

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учащиеся садятся на свои места, настраиваются на рабочую обстановку.

  1. Новая тема.

На фоне мелодии Шопена «Ми минор», презентации учитель читает стихотворение:

Всем,

Кто клеймен был статьею полсотни восьмою,

Кто и во сне окружен был собаками, лютым конвоем,

Кто по суду, без суда, совещаньем особым

Был обречен на тюремную робу до гроба.

Кто был с судьбой обручен кандалами, колючкой, цепями,

Им наши слезы и скорбь, наша вечная память!

- Ребята, о чем мы сегодня будем говорить?

- раз мы будем говорить о терроре, то какую цель мы себе поставим?

+ узнать побольше о «Большом терроре».

- Мы сегодня вспомним что такое террор, политические репрессии, узнаем какие слои населения подлежали репрессированию, поговорим о причинах «БТ», о жизни заключенных в лагерях и об отношении народа к происходившим событиям.

- Много суровых испытаний, жертв и лишений выпало в  XX веке на долю нашей страны.

- Каких?

- Две мировые войны, Гражданская война, голод и разруха, политическая нестабильность унесли десятки миллионов жизней, заставляя вновь и вновь восстанавливать разрушенную страну. Но и на этом фоне страшными страницами нашей истории стал Большой террор 1937-1938гг.  Были унижены и уничтожены лучшие из лучших, у которых и в мыслях не было бороться против своего народа. Статья 58 давалась за участие в контрреволюционной деятельности.

- Уже несколько десятилетий историки называют террор, охвативший страну в 1937-1938гг «большим», поскольку по своему размаху и жестокости он был сопоставим с массовыми репрессиями первых лет советской власти и, безусловно, превосходил карательные операции последующего периода.

- давайте вспомним, что такое «террор» и «политические репрессии».

У вас на партах лежат словари по истории XX века и документы.  Откройте словари и документ №1 и найдите определения слов «террор» и «политические репрессии». Запишите эти понятия в свои тетради.

(работа со словарями, документами)

Документ №1. Из закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий»

«Политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку и  на спец поселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам…»

- Итак, что такое «террор» и «политические репрессии»?

+ политическая репрессия – это карательная мера, исходящая от государственных органов.

+ террор -

Массовые репрессии тех лет представляли собой серию централизованных карательных операций против различных категорий населения, рассматривавшихся руководством СССР в качестве потенциальных или реальных врагов режима. Эти операции начались в июле 1937 года и продолжались до ноября 1938 года, когда были также централизованно, по приказу Москвы, прекращены.

Идеологически «Большой террор» был обоснован еще в 1928 году сталинским тезисом об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму.

НКВД возглавил Н.Ежов, но не ему принадлежал замысел акции «Большого террора», он был лишь исполнитель. 2 июля 1937 года на утверждение Политбюро ЦК ВКП(б) Ежов предоставил план «Большого террора». Все население СССР было разбито на группы и категории с процентами на аресты и расстрелы по областям и республикам.

-Кто же подлежал ликвидации и лишению свободы?

+ 30 июля 1937 был принят приказ НКВД № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов».

Согласно этому приказу, определялись категории лиц, подлежащих репрессиям:

  • Бывшие кулаки (ранее репрессированные, скрывшиеся от репрессий, бежавшие из лагерей, ссылки и трудпосёлков, а также бежавшие от раскулачивания в города);
  • Бывшие репрессированные «церковники и сектанты»;
  • Бывшие активные участники антисоветских вооружённых выступлений;
  • Бывшие члены антисоветских политических партий (эсеры, грузинские меньшевики, армянские дашнаки, азербайджанские мусаватисты, иттихадисты и др.);
  • Бывшие активные «участники бандитских восстаний»;
  • Бывшие белогвардейцы, «каратели», «репатрианты» и пр.;
  • Уголовники.

Все репрессируемые разбивались на две категории:

  1. «наиболее враждебные элементы» подлежали немедленному аресту и, по рассмотрении их дел на тройках — расстрелу.
  2. «менее активные, но всё же враждебные элементы» подлежали аресту и заключению в лагеря или тюрьмы на срок от 8 до 10 лет.

Приказом НКВД для ускоренного рассмотрения тысяч дел были образованы «оперативные тройки» на уровне республик и областей. В состав тройки обычно входили: председатель — местный начальник НКВД, члены — местные прокурор и первый секретарь областного, краевого или республиканского комитета ВКП(б).

Для каждого региона Советского Союза устанавливались лимиты по обеим категориям.

Часть репрессий проводилась в отношении лиц, уже осуждённых и находившихся в лагерях. Для них выделялись лимиты «первой категории» (10 тыс. чел.) и также образовывались тройки.

Приказом устанавливались репрессии по отношению к членам семей приговорённых:

  1. Семьи, «члены которых способны к активным антисоветским действиям», подлежали выдворению в лагеря или трудпосёлки.
  2. Семьи расстрелянных, проживающие в пограничной полосе, подлежали переселению за пределы пограничной полосы внутри республик, краёв и областей.
  3. Семьи расстрелянных, проживающие в Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Баку, Ростове-на-Дону, Таганроге и в районах Сочи, Гагры и Сухуми, подлежали выселению в другие области по их выбору, за исключением пограничных районов.
  4. Все семьи репрессированных подлежали постановке на учёт и систематическое наблюдение.

Представить себе репрессии без масштабов невозможно. До сего времени такого рода информация была закрыта и было запрещено разглашение государственной тайны. Сегодня мы имеем уникальную возможность увидеть эти страшные цифры жертв государственного террора.

Жертвы БТ:

1548366 человек, из них 681692 человека расстреляно.

Ради чего было ликвидировано и унижено столько человек? Давайте попробуем объяснить причины БТ.

Работа с документом №2

Документ №2 Молотов В.М. так объяснял причины «большого террора»

«1937 год был необходим. Если учесть, что мы после революции рубили направо и налево, одержали победу, но остатки врагов разных направлений существовали и перед лицом грозящей опасности фашистской агрессии они могли объединиться. Ведь даже среди большевиков были и есть такие, которые хороши и преданы, когда все хорошо, когда стране и партии не грозит опасность. Но если начнется что-нибудь, они дрогнут, переметнутся. Сталин, по-моему, вел очень правильную линию: пускай лишняя голова слетит, но не будет колебаний во время и после войны».

- По мнению Молотова, массовые репрессии были «профилактической чисткой» без особых границ.

- причинами БТ являются:

Внутренние:

  • Недостаток партийной работы по ликвидации троцкистских и иных двурушников.
  • Подозрительность и жестокость Сталина.
  • Сопротивление курсу Сталина на модернизацию и опасения лидера страны утратить контроль над ситуацией.

Внешние:

  • Угроза мировой войны.
  • Опыт уничтожения Гитлером своих конкурентов.

Запишите их в тетрадь.

-Чтобы картина происходящих событий стала более наглядной обратимся к произведению Солженицына А. «Архипелаг ГУЛАГ» и попробуем перечесть некоторые приемы, которые сламывали волю, личность арестанта…

Сообщения учащихся

Сообщения о БТ в Коми крае и Усть – Цилемском районе.

О массовых репрессиях 30-х годов написано немало. Напечатаны многие лагерные мемуары, рукописи бывших заключенных, стали доступны документы из архивов НКВД. Но самые бесстрастные свидетели на суде истории – письма узников лагерей.

5 мая 1938г

«Дорогие мои Анечка, Лорочка и Лялечка! Вчера привезли нас в Котлас. Находимся сейчас на пересыльном пункте Ухтапечорского лагеря НКВД. Отсюда должны отправить на место, где придется отбывать свой долголетний срок лагерного заключения. Когда и куда будет отправка неизвестно. На каких работах придется быть это тоже неизвестно…»

11 сентября 1938г

«…Сегодня меня отправляют на лечение на 42 пункт, а оттуда в Княжпогост, очевидно, в стационарную больницу. Пока совсем неважно у меня. Весь отек и опух. Ходить не могу, задыхаюсь. Но надеюсь, что все это временное явление и при хорошем лечении в больнице быстро все пройдет и я смогу работать. Будьте здоровы. Сильно, сильно целую Вас. Ваш отец».

- О каком лагере говорится в письмах?

- Чем занимались заключенные этих лагерей?

- Чтобы у вас сложилась более четкая картина обратимся к таблице:

лагеря

Хозяйственная специализация

Дмитровлаг

Строительство канала «Москва – Волга»

Бамлаг

Строительство вторых путей Забайкальской и Уссурийской железных дорог и Байкало-Амурской магистрали.

Беломоро-Балтийский комбинат

Обустройство Беломоро-Балтийского канала

Свирлаг

Заготовка дров и делового леса для Ленинграда

Ухтпечлаг

Работы Ухто-Печорского треста: добыча угля, нефти, радия и др.

Астраханлаг

Рыбная промышленность

- Итак, чем же занимались заключенные в лагерях?

- Условия содержания в лагерях приводили к большим человеческим жертвам.

Крупнейшие лагеря, в которых отбывали наказание заключенные, находились на Соловках  и на Колыме. Охрана на Соловках состояла из сотрудников ОГПУ, уличенных в прегрешениях по службе и отправленных на Соловки для исправления. И они творили произвол. Новых заключенных встречали со словами «Здесь не Советская республика, а Соловецкая! Усвойте! Нога прокурора еще не ступала на Соловецкую землю. Вы сюда присланы не для исправления! Горбатого не исправишь..!».

Умирали от истощения и связанных с ним болезнями. Размер пайка стал для лагерной администрации главным средством заставить заключенных до конца выкладываться на работе. Ударникам полагался усиленный паек и возможность досрочного освобождения, а тем, кто не выполнил норму, безжалостно паек урезали. С 1938г начались массовые расстрелы, тем самым избавлялись от неугодных заключенных.

Народ по-своему оценивал события, происходившие в стране. Народная версия не совпадала с официальной политикой. И не было для частушек и анекдотов закрытых тем: коллективизация, ГУЛАГ, политика – все годилось, не было неприкосновенных личностей, не существовало запретных слов – любое лыко шло в строку, часто делая ее не вполне пристойной.

Из воспоминаний старшего поколения мы узнаем, что за одну фразу, не лестное выступление против вождя и его политики – приговор 10 лет. Настоящие смельчаки те, кто говорили и сочиняли песни, стихи, анекдоты.

Давайте послушаем частушки тех лет.

Девочки поют частушки.

Когда Ленин умирал,

Сталину наказывал:

Много хлеба не давай.

Мяса не показывай.

Ох, огурчики мои,

Помидорчики.

Сталин Кирова пришил

В коридорчике.

В клубе дяденьку судили,

Дали дяде десять лет.

После девушки спросили:

« Будут танцы, али нет?»

Колыма ты, Колыма

Чудная планета!

Двенадцать месяцев зима,

Остальное лето.

Дядя Паша на гармони,

На гармони заиграл,

Заиграл в запретной зоне –

Застрелили наповал.

Эх, калина, эх, малина,

Нам не надо Сталина,

А нам надо Рыкова

И Петра Великого.

Едет Сталин на корове,

У коровы один рог.

- Ты куда, товарищ Сталин?

- Раскулачивать народ.

Официально большой террор завершился в ноябре 1938г.

 25.11.1938г на пост народного комиссара внутренних дел назначен Берия. Большинство ежовских следователей арестовано и расстреляно. 327400 «ежовских» узников освобождено. Сам Ежов был назначен народным комиссаром водного транспорта, затем этот наркомат упразднили, а Ежов был арестован и расстрелян.

О количестве жертв БТ сказано выше. Оно остается неопределенным, места их захоронения открываются случайно. Наследники НКВД делают все, чтобы не допустить обнародования расстрелянных списков. Например, в Карелии, вблизи Медвежьегорска обнаружено массовое захоронение. Здесь 27 октября 1937 года были расстреляны 1111 человек.

Мы должны помнить о тех страшных годах БТ. В 1991 году вышел указ президента России об установлении Дня памяти жертв политических репрессий. Это 30 октября. И сейчас ежегодно по всей России в этот день проходят траурные мероприятия, митинги…

 

Мы начали серьезный разговор и затронули важную тему истории нашей страны. Я думаю, что вы не остались равнодушными к данной информации.

Урок мне бы хотелось закончить следующими словами:

Застрахуй себя от многочисленных профессий.

Застрахуй себя от пролетариев всех стран.

Застрахуй себя от политических репрессий.

Застрахуй себя от похоронных телеграмм.

Застрахуй себя от обесцвеченного неба.

Застрахуй себя от неизбежной суеты.

Застрахуй себя от обезличенного неба.

Застрахуй себя от безысходной суеты.

Домашнее задание

Оценивание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий повторительно-обобщающего урока по истории "Своя игра по истории Древнего мира"

Сценарий повторительно-обобщающего урока по истории Древнего мира в форме игры....

План-конспект интегрированного урока по истории и изобразительному искусству «Портрет в контексте истории»

Урок представлен 22.04.2009 г. на городском семинаре руководителей лицеев и гимназий г. Омска «Использование ИКТ в проектной деятельности как средство формирования учебно-исследовательской компетенции...

Урок Всемирной истории .Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения .

Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения ....

Конспект урока по истории. 5 класс. Что такое история? История – наука о прошлом человечества.

Класс 5 Тема: Что такое история? История – наука о прошлом человечества. Цель: дать представление об истории как науке о прошлом человечества. Задачи: Ознакомить учащихся с понятием история, истори...

Открытые уроки по Истории Отечества в 7,8,9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Авторские разработки учителя истории Юрченко Е.Ф. (14 уроков)

Открытые уроки по Истории Отечества в 7, 8, 9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида....

Интегрированный урок (математика + история) по теме "Страницы истории на уроках математики. Важнейшие сражения Великой Отечественной войны". 5-6-й класс

Урок подготовлен к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Конспект представленного урока является обобщающим уроком по пройденной теме «Действия с целыми и дробными числами».Данный...