Урок по истории 10 класс "Бунташный век"
учебно-методический материал по истории (10 класс) на тему

Разработка урока предполагает разноуровневые задания, разнообразные формы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkyrsnaya_rabota.docx46.61 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий  открытого  урока  истории по теме: ««Бунташный» век»

для учащихся 10 класс

учителя  истории и обществознания

МБОУ Выгоничская СОШ

Щербаковой Светланы Станиславовны

Цели: Сформировать представление о социальных потрясениях в XVII веке, выяснить общие  и отличительные черты «Соляного» и «Медного» бунтов, а также восстания Степана Разина. На примере деятельности Разина показать роль личности в истории.

Воспитывать негативное отношение к населению; толерантность.

ОУУН: прослеживать причинно-следственные связи; сравнивать; сопоставлять таблицу, выделять главное, делать выводы.

Тип урока: изучение нового материала

 Ход урока:

I.Оргмомент

II. Изучение нового материала.

Уч. Мы продолжаем изучать историю Российского государства 17 века. Века, который в истории получил название «бунташный». Как Вы думаете, почему он получил такое название?

Да, действительно, середина – 2 половина XVII в. была наполнена социальными взрывами, которые  проходили в форме бунтов и восстаний. Какие это были бунты , в чем их причины, особенности,  итоги нам предстоит сегодня выяснить на уроке , рассмотрев конкретные примеры, а именно обратите внимание на план урока.

 План:

«Соляной» и «Медный» бунты: причины, основные события и итоги.

Восстание Степана Разина. Причины поражения.

Итак, каковы цели нашего урока?

В конце урока вы мне ответите на проблемный вопрос - что же такое «Разинщина»?

Разинщина – это:   а) справедливая крестьянская кара угнетателям и крепостникам?

                                 б) гражданская война?

                                 в) «Русский бунт» - бессмысленный и                                            беспощадный?

Эпиграфом к уроку я взяла слова китайского философа Лао-Цзы, которые помещены в лабиринте. Ваша задача  не только суметь прочитать эту фразу, но и найти ключевое слово, которое красной нитью будет проходить по всему изучаемому материалу в разных формах, но и подумать, почему оно является ключевым. Это задача не столь сложна, потому что Вы начитывали материал по этой теме.

 

Т        К        ,        М        О        Д        О        Р        А

Р        О        В        С        О        Г             О        Н        Н

У        Г        О        Б        О        Д        .        М        Ь

Д        Д        А        У        Н        Е        Г        О        Т

Н        О        У        П        Р        А        В        Л        Я

Трудно управлять народом, когда у него много свобод.

Уч. В процессе работы мы постоянно будем применять термины «бунт» и «восстание». Давайте запишем их определении, но вначале попытайтесь сделать это сами.

Бунт – стихийно возникшее восстание, мятеж.

Восстание – массовое вооруженное выступление против существующей власти.

По ходу рассмотрения вопросов заполняйте таблицу , которую мы с вами уже оформили.

 

                          Народные движения « бунташного» века

        

Дата события

Очаг восстания        

причины

участники        

итоги

 

Уч:Первым в цепочке выступлений явилось восстание в Москве в 1648г., известное под названием – «Соляной бунт».

(о этих событиях учащиеся читают самостоятельно по учебнику)

Уч.:Следующее выступление произошло в 1662 г. Оно известно как «Медный бунт». Восстание было связанно с русско-польской войной, которая вызвала большие финансовые затруднения. В поисках выхода московское правительство взамен серебряной монеты стало чеканить равнозначную медную, которая со временем обесценилась, а налоги собирались по-прежнему серебром, в то время как жалование выплачивалось медью. Вследствие этого посадское население оказалось неплатёжеспособным. В июле 1662 г. По набатному колоколу посадские люди, стрельцы и солдаты двинулись в резиденцию царя-село Коломенское и потребовали выдачи бояр и купцов, причастных к денежной реформе. Вступив с ними в переговоры, царь Алексей Михайлович одновременно вызвал верные ему стрелецкие полки, которые жестоко расправились с восставшими. Однако правительство вынуждено было пойти на прекращение чеканки медных денег, а впоследствии заменить их серебряными.

 

Дополнительная информация.

Толчения великая на той площади. И вьются стрельцы да воины иноземные все возле бородатого человека в дорогой одежд. Стал человек на коня садиться – десять рук ему помогают.

Мужики к тому человеку:

- С голоду помираем, государь!

- Налогами задавили!

- Милославский, Шорин и другие на медных деньгах богатеют, а нам чистая погибель!

Понял Демидка – царь перед ним!

От мужицких слов лицо царя Алексея Михайловича потемнело гневно.

- Сказал, разберу жалобы! Чего ж ещё?!

Загудели угрожающе мужики. К царю, слуг его оттесняя, придвинулись. Стрелецкого начальника, не в меру ретивого, за грудки схватили.

Попятился испуганно царь.

А толпа наступает:

- Терпенья нет! Выдавай бояр ненавистных! Не то силой возьмём!

Махнул царь плетью:

- Рубить и сечь бунтовщиков без пощады!

Распахнулись ворота царской усадьбы, и мужикам навстречу вооруженные стрельцы да солдаты.

Попятилась толпа было назад, а там тоже царевы слуги с секирами и саблями. Заметались люди. А стрельцы слово государево точно исполняют. Не жалеют ни старого, ни малого, ни своего брата стрельца, коль в мятеже замешан.

Валятся в пыль порубанные люди, топчут ещё живых кони…

Куликов Г. Повесть о Демидке

 и медной копейке. М.,1972, с. 44-45,

101,103-104.

Вопросы. Какие цели преследовали царя и бояре, прибегнув к неограниченной чеканке медной монеты? Какие беды и последствия повлекло это новшество?

Задание. Каковы итоги этого восстания?

(Жестокость, жертвы).

 

Уч.:Ещё больший размах и жестокость имело восстание Степана Разина. Наверное, все слышали строки известной песни:

 

Из-за острова на стрежень

На простор речной волны

Выплывают расписные

Стеньки Разина челны.

Уч.:Сейчас мы заслушаем сообщение о личности Степана Разина, вы отмечаете его      черты характера.

О восстание сообщение ученика (опережающее задание).

Расширяем словарный запас:

Казачество – военное сословие в России.

Гетман – глава казачьего войска. Избирался на казачьем круге.

Реестр – так называли на Украине список казаков, которые стояли на военной службе у короля, пользуясь определёнными привилегиями и получая королевское жалованье.

 

1 ученик работает с документами «Прелестные письма» и «Прелестные грамоты» (они прилагаются),а другой – находит причины поражения восстания:

- стихийность;

- отсутствие осознанных целей;

- нет единства среди восставших;

- предательство верхушки казачества…

(учащиеся дают рецензию на ответы учеников)

 

 Уч.:Мог ли Степан Разин сказать о себе следующие слова:

Посох мой, моя свобода-

Сердцевина бытия, скоро ль истиной народа

Станет истина моя.

(Докажите это словами из текста учебника (с.273)).

 

 

Ученик читает стихотворение «Казнь Стеньки Разина» ( на фоне музыки Бетховена).

 

Точно море в час прибоя,

Площадь красная гудит.

Что за говор? Что там против

Места лобного стоит?

 

Плаха черная далёко

От себя бросает тень…

Нет ни облачка на небе…

Блещут главы…Ясен день.

 

И вокруг высокой плахи

В два ряда стоят стрельцы.

Ярко с неба светит солнце

На кремлёвские зубцы,

 

Не придётся  Стеньки кликнуть

Клич казацкой голытьбе

И призвать её на помощь

С Дона тихого к себе.

Не удастся с этой силой

Силу ратную тряхнуть,-

Воевод, бояр московских

В три погибели согнуть…

 

« Ой ты, Дон ли мой родимый!

Волга-матушка река!

Помяните добрым словом

Атамана казака!..

 

Вот толпа заколыхалась,-

Проложил дорогу кнут:

Той дороженькой на площадь

Стеньку Разина ведут.

 

С головы казацкой сбриты

Кудри чёрные, как смоль;

Но лица не изменили

Казни страх и пытки боль.

… С болью тяжкою оставил                                     Поклонился он народу,

В это утро он тюрьму:                                                Помолился на собор …

Жаль не жизни, а свободы,                                       И палач в рубахе красной

Жалко волюшки ему.                                                 Высоко взмахнул топор …

 

  Уч.: Давайте проверим заполнение таблицы «Бунташный век»                                                                                                                                              

 

Дата события        

Очаг восстания        

причины        

участники        

итоги

1648 г. «Соляной» бунт        

Козлов, Воронеж, Москва        

1) Усиление налогового гнета вообще

2) введение пошлины на соль - необходимый продукт

3) недовольство некоторыми представителями власти (Морозов, Плещеев).        

Горожане, стрельцы, крестьяне        

1) Казнь большинства бояр (по указанию бунтовщиков

2) Соборное уложение 1649, по которому «белые свободы», не платившие госналоги, ликвидировались.

1662 г. «Медный» бунт        

Москва        

1)Усиление налогового гнета

2)Дороговизна и голод из-за обесценивания выпущенных медных денег.        

Посадские люди        

Прекращение чеканки медных монет

1670-1671 Восстание под руководством Степана Разина        

Дон, Поволжье        

1)Скопление на Дону «Горючего материала»- беглых крестьян, холопов, посадских людей, недовольных усилением крепостного права и феодального  гнета

2) Активность казачества, недовольство государственными порядками России.        

Донское казачество (голытьба), беглые крестьяне, холопы, посадские люди        

Сохранение незыблемости государственных порядков России, усиление крепостного права

 

Уч.:Так что же такое Разинщина? Справедливая крестьянская кара угнетателям и крепостникам? Гражданская война в многострадальной России, в ходе которой россияне убивали россиян? «Русский бунт, бессмысленный и беспощадный »? Каждое время даёт на эти вопросы свои ответы. По-видимому, любое насилие способно породить насилие ещё более жестокое и кровавое. Безнравственно идеализировать бунты, крестьянские или казачьи восстания, а также гражданские войны, поскольку, порождённые неправдами и лихоимством, несправедливостью и неуёмной жаждой богатства, эти восстания, бунты и войны сами несут насилие  несправедливость, горе и разорение, страдание и реки крови.

 Учащиеся заполняют таблицу:

 

 

IV Закрепление

      Фронтовая беседа – 1 ученик в роли учителя.

 

 V Домашнее задание - §  34, таблица, индивидуальное сообщение о Софье Алексеевны и Федоре Алексеевиче.

Документ                             ИЗ «ПРЕЛЕСТНЫХ ПИСЕМ» С.Т. Разина:

Пишет Степан Тимофеевич всей черни, тем, кто хочет Богу да государю послужить, да и великому войску, да и Степану Тимофеевичу (...) Я выслал казаков, и вам бы заодно изменников выводить и морских кровопивцев выводить. И как только к вам эта грамота придёт, собраться ехать к нам на помощь с пушками, днём и ночью спешно (...) Да порадеть бы вам за великого государя, и за батюшку Степана Тимофеевича, и за всю православную христианскую веру (...) А если вы к нам не пойдёте собраньем на совет быть вам от великого войска в казни. И жёнам вашим и детям быть порубленными. И дома ваши будут разорены, v имущество ваше взято войском.

«ПРЕЛЕСТНЫЕ ГРАМОТЫ» С.Т.Разина

«1.   Грамота от Степана Тимофеевича от Разина. Пишет вам Степан Тимофеевич всей черни Хто хочет богу и государю послужить, да и великому войску, да и Степану Тимофеевичу, и я выслал казаков, и вам бы за(о)дно изменников вывалить и мирских кравапивцев вывадить. И мои казаки како промысь станут чинить, и ва(м) бы итить к ним в совет, и кабыльныя и опальныя шли бы в по(л)к к моим казакам.

2.   От донских и от яицких атаманов молодцов, от Стефана Тимофеевича и от всего великого войска Донского и Яицкого паметь Цивильского уезду розных сел и деревень черней русским людям и татаром и чуваше и мордве. Стоять бы вам, черне русские люди и татаровя и чуваша, за дом пресвятые богородицы и за всех святых, и за великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича... А как из Цывильска к вам, к черне, русские люди татарови чюваша и мордва, высыльщики в Цывильский уезд по селом и по деревням будут и станут загонеть в осад стоять в Цывильску, и вамбы, чернее, в осад в Цывильск не ходить, потому что над вами учинет обманом, всех в осаде вас прерубет. А тех бы вам цивильских высылыциков ловить и привозить в войско в Синбирск. А которые цывиленя воряня и дети боярские и мурзы и татаровя, похотев заодно тоже стоять за дом пресвятые богородицы и за всех святых и за великого государя и за благородных царевичев, и за веру православных крестиян, и вам бы, чернь, тех дворян и детей боярских и мурза и татар ничем не тронуть и домов их не разореть. А с войсковой памяти вам, чернь, списывать отдавать списки по селам церковным причетникам дьяком в слово в слово. И списывая, отдавать их по розным волостем и по селам и по деревням сотцким и старостам и десяцким, чтоб они, уездные люди, все в сию высковою паметь знали.

К сей памяти высковую печать атама Степан Тимофеевич приложил».

(Хрестоматия по истории СССР. М.. 1987. С 222)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий повторительно-обобщающего урока по истории "Своя игра по истории Древнего мира"

Сценарий повторительно-обобщающего урока по истории Древнего мира в форме игры....

План-конспект интегрированного урока по истории и изобразительному искусству «Портрет в контексте истории»

Урок представлен 22.04.2009 г. на городском семинаре руководителей лицеев и гимназий г. Омска «Использование ИКТ в проектной деятельности как средство формирования учебно-исследовательской компетенции...

Урок по истории "Счет лет в истории"

Цель урока :сформировать у обучающихся представления о хронологических датах как части исторических знаний;продолжить формирование умений счета лет в истории.Вопрос об измерении времени годами, веками...

Урок Всемирной истории .Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения .

Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения ....

Конспект урока по истории. 5 класс. Что такое история? История – наука о прошлом человечества.

Класс 5 Тема: Что такое история? История – наука о прошлом человечества. Цель: дать представление об истории как науке о прошлом человечества. Задачи: Ознакомить учащихся с понятием история, истори...

Открытые уроки по Истории Отечества в 7,8,9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Авторские разработки учителя истории Юрченко Е.Ф. (14 уроков)

Открытые уроки по Истории Отечества в 7, 8, 9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида....