Рабочая программа кружка"Патриоты России"
рабочая программа по истории (7 класс) на тему

Стрельникова Екатерина Михайловна

Рабочая программа кружка "Патриоты России" предназначен для учащихся 7-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patrioty_rossii_kruzhok_po_istorii.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка.

Современное российское общество, живущее в условиях рыночной экономики, оказалось неготовым к восприятию коренных изменений, происходящих в государственной и общественной жизни, к трудностям социальной сферы. Результатом этого оказались апатия, безответственность и агрессивность, цинизм и индивидуализм, духовная опустошенность, а в конечном итоге - падение гражданственности и патриотизма, резкий поворот в противоположную сторону от отечественной культуры и истории, утеря нравственного ориентира в жизни подрастающего поколения.

  В настоящее время в российском обществе патриотизм постепенно возрождается как высшая ценность, направленная на формирование социально значимых качеств у молодого поколения. Одним из важнейших направлений возрождения патриотизма у школьников является  воспитание историей, на героическом прошлом и настоящем нашей Родины, на роли личности в истории.

 Уроки истории не всегда могут однозначно ответить на извечные вопросы, волнующие умы многих поколений молодых людей - что такое любовь к Родине? Какие качества необходимо развивать в себе, чтобы быть гражданином, достойным своей страны? Что такое подвиг, что лежит в его основе? Что каждый из нас значит? Какова роль личности?

Актуальность темы кружка напрямую связана с реализацией основных направлений Федеральной программы развития образования; усиление воспитательной функции, формирование гражданственности, патриотизма, нравственных идеалов, любви к Родине, что представляется одной из важнейших задач экспериментальной работы по гражданскому воспитанию. Данная программа рассчитана на определенный возраст учащихся: 13-17 лет. Программа рассчитана на 34 часа в год 1 час в неделю.

Цель данной программы: 

·        развитие у учащихся интереса к исторической личности, воспитания чувства любви к Родине, гордости за ее героическое прошлое;  

Задачи:

        Воспитать бережное отношение к истории Родины и чувство благодарности за ратные подвиги своих соотечественников;

        Пробудить у молодёжи желание познать и приблизиться к высоконравственным понятиям – Родина, патриотизм, подвиг, героизм;

        Глубже осветить недостаточно изученные исторические факты с использованием мультимедийной аппаратуры.

        Довести до молодёжи примеры мужества и героизма защитников Отечества, проявленные нашими воинами в мирные и военные годы.

Учащиеся должны:

·        иметь представление о сложности и многомерности истории нашего Отечества;

·        знать об истории человеческого общества и месте в ней истории России.

·        уметь анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определять свое отношение к ним;

·        владеть навыками работы с документами, источниками, хрестоматийным материалом  

·        иметь опыт исследовательской работы.

 Предложенная программа выдержана в хронологических рамках истории Отечества, Это позволит учащимся разных возрастов более детально ознакомиться с важнейшими событиями истории.

Реализация  целей и задач предполагает:

  •   создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности;
  •   последовательная ориентация на воспитание, призванное обеспечить формирование духовного мира человека;
  •   создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах социально значимой деятельности;
  •   формирование системы научных знаний и умения применять их в различных видах практической деятельности.

Содержание программы предоставляет возможность помимо формирования общеучебных умений на основе специфического обществоведческого материала развивать у учащихся специальные умения и навыки. В ходе формирования знаний идет успешное усвоение социально-гуманитарных дисциплин, формирование понятия исторической временной перспективы, формирование понятий, связанных с историей российской цивилизации.

В процессе обучения происходит формирование следующих умений:

– анализ и сопоставление фактов;

– оформление письменных сообщений;

– анализ документов;

– поиск идей, оценка которых откладывается до тех пор, пока они не высказаны и не сформулированы учащимися;

– поиск решения, при котором высказанные идеи подвергаются анализу, оценке;

– выстраивание линий сравнения, выявление взаимосвязи между понятиями, классификация, обобщение, умение делать вывод;

– умение использовать свой собственный опыт (рефлексия, абстрактная концептуализация, активное применение).

При реализации данной программы используются технологии: игровая, проектное и проблемное обучение, организации и проведения дискуссии, дистанционное обучение.

Программой предусмотрено сочетание различных форм и методов проведения занятий. Вместе с традиционными формами обязательным являются использование активных форм, что способствует более глубокому усвоению воспитанниками теоретических знаний, позволяет активизировать познавательную деятельность воспитанников и превратить знания в интересный и результативный процесс.

Методика работы с воспитанниками предполагает следующие формы и приемы работы:

– исследовательская работа (выявление проблемы, постановка, формулирование проблемы, пояснение неясных вопросов, формулирование гипотезы;

– планирование и разработка учебных действий, сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);

– анализ и синтез собранных данных, сопоставление (соотнесение) сообщения, выступление с подготовленным сообщением;

переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы, проверка гипотез, построение обобщений, выводов, заключений;

– лекции с обсуждением документов;

– беседы;

– семинары;

– практические занятия;

– конференции;

– заседания круглых столов;

– «мозговой штурм»;

– анализ альтернативных ситуаций;

– работа в группах, парах, индивидуально;

– творческие работы;

– защита проектов.

Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений и навыков, таких как:

1.        сравнивать отдельные исторические явления, объясняя, что в них общего и каковы различия;

2.        выявлять взаимосвязь между изменениями условий жизни и прогрессивным развитием общества;

3.        определять причины и следствия исторических процессов;

4.        сравнивать, называть характерные, существенные черты происходящих изменений в жизни людей;

5.        составлять описание (реконструкцию) исторических событий, объектов, образа жизни людей;

6.        рассказывать об условиях и образе жизни людей в разные эпохи;

7.        участвовать в работе группы по представлению реконструкции исторических событий;

8.        самостоятельно работать с исторической информацией;

9.        извлекать и критически осмысливать информацию разных источников о важнейших, в том числе неоднозначно оцениваемых событиях прошлого;

10.        составлять краткое выступление по заданной теме;

11.        аргументировано высказывать свое мнение и выводы

12.        оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность;

13.        использовать метафоры, аналогии, новые ассоциации и связи, развивать восприимчивость и воображение.

     При создании программы учитываются принципы педагогической деятельности:

        внимание к возрастным, физиологическим, психологическим особенностям воспитанников, их потенциальным возможностям;

        принцип целесообразности (доступная учебная нагрузка, адекватные формы и методы работы);

        принцип развивающего характера обучения (направленность на формирование приемов познавательной деятельности, расширение кругозора);

        интеграция со смежными науками (комплексное изучение явлений).

Программой предусмотрены разнообразные формы контроля: написание  эссе, защита рефератов, исторические диктанты, решение исторических задач, практические задания. Основные направления: Программа включает следующие направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение.

2. Содержание учебного курса.

Ратные подвиги русских князей.

Первые русские князья. Основные направления внутренней и внешней политики. (Олег, Владимир 1, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Изяслав, Александр Невский.

 Герои Куликовской битвы.

Куликовская Битва: Дмитрий Донской, Сергей Радонежский. Подвиг иноков Пересвета и Осляби.

 Герои Смутного времени.

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Иван Сусанин. Затворник Иринарх. Герой Троицкого «сидения».

Великие полководцы и покорители морей 18 века.

Григорий Александрович Потемкин-Таврический. Самуил Карлович Грейг. Василий Яковлевич Чичагов. Суворов Александр Васильевич.Франц Лефорт и Патрик Гордон. Памятка офицеру .... 

 Знакомство учащихся с героями Отечественной войны 1812 г. Вклад Саратовцев в победу. Евгений Оленин – "неизвестный" герой Отечественной войны 1812 года. Братья Тучковы. Земляки- герои Отечественной войны 1812 года

У войны не женское лицо.  (подвиги женщин-офицеров).УСТАВ ЖЕНЫ ОФИЦЕРА. Верные подруги моряков. Подвиги женщин военнослужащих в боях за наше отечество.

  Роль казачества в войнах XVIII и XIX в.в.

Донское и кубанское  казачество в войнах. История становления казачьих войск. Присяга верному делу.

 Героизм участников обороны Севастополя.

Петр Кошка. Сестринское и врачебное дело. Нахимов, Корнилов. Владимир Иванович Истомин.

 Герои Первой мировой войны.

Забытая война и преданные герои.  Юные герои Первой мировой войны.

Витте Ю.С., П.А.Столыпин - последние реформаторы российской империи. С. Ю. Витте и П. А. Столыпин - крупные политические деятели.

Столыпин Петр Аркадьевич - выдающийся реформатор, государственный деятель, патриот.

 Гражданская война как способ решения общественных противоречий. Трагический характер судеб участников гражданской войны. Белое движение. Путешествие в революцию. Россия в огне Гражданской войны. Знаки отличия и различия эпохи Гражданской войны. Вожди и герои Белого движения: А. М. Каледин. А.В. Колчак. М. И. Репьев. М. П. Саблин.

 Массовый героизм в Великой Отечественной войне.

Героизм советских людей. Подвиг народа бессмертен…

Подвиги Волжской Военной Флотилии.

Основание ВВФ, ее роль в годы Гражданской войны и  Сталинградской битве.

Деятели культуры в годы Великой Отечественной войны.

Деятели культуры на войне и о войне. Работы художников, актеров и вокалистов на передовой.

Вьетнамские исследователи из СССР.

Герой СССР, Герой Вьетнама, лётчик-космонавт В. В. Горбатко; ... ветеран вьетнамской войны генерал-майор А. П. Поздеев

Ребята из Афганистана.

Александр Жадан - десантник из группы "СССР", Мироненко и Чепик –первые Герои афганской войны. Спецназовцы Кривенко,
Гусев, Козлов. Бори́с Все́володович Гро́мов

Чеченская компания и бессмертные подвиги солдат.

 Они защищали Отечество……  

Космическое мышление.

Космонавты Советского Союза и России. Первые космонавты. Наборы в группы космонавтов · Авдеев Сергей Васильевич, Аксенов Владимир….. Единый отряд космонавтов России.

Героизм в наше время.

Исследование героизма и героического личностного образца. Выдающиеся героические подвиги наших родных и близких. Сахаров, Бонер, Солженицин

Чрезвычайные ситуации . МЧС.

Подвиг для спасателя - это просто работа? Кодекс спасателя.

Ребята- дошколята. Юные герои.

Герои без золотых звезд. Юные пожарники. О юных героях в сердцах благодарных потомков.

Патриоты современной России.

Патриоты России - стихи о Великой России - Современные стихи о России. Формирование патриотизма современной молодежи как условие политической стабилизации российского общества. Влияние религии на развитие патриотизма. Герои современной России- электронный журнал.

МЫ- будущее нашей страны!

В жизни всегда есть место подвигу!

3.Календарно- тематическое планирование.

№ занятия

Тема занятия

Кол-во

Дата

1-3

Ратные подвиги русских князей.

3

4-5

 Герои Куликовской битвы

2

6

 Герои Смутного времени

1

7-8

Великие полководцы и покорители морей  18 века.

2

9

 Знакомство учащихся с героями Отечественной войны 1812 г.

 1

10

У войны не женское лицо.  (подвиги женщин-офицеров)

1

11

  Роль казачества в войнах XVIII и XIX в. в.

1

12

 Героизм участников обороны Севастополя.

1

13

 Герои Первой мировой войны.

1

14-15

Витте Ю.С., П.А.Столыпин - последние реформаторы российской империи

2

16-17

 Гражданская война как способ решения общественных противоречий. Трагический характер судеб участников гражданской войны. Белое движение. Красное движение.

2

18-19

 Массовый героизм в Великой Отечественной войне.

2

20

Подвиги Волжской Военной Флотилии.

1

21- 22

Деятели культуры в годы Великой Отечественной войны.

2

23

Вьетнамские исследователи из СССР.

1

24

Ребята из Афганистана. Уроженцы нашего края

1

25

Чеченский конфликт и бессмертные подвиги солдат.

1

26-27

Космическое мышление.

2

28

Героизм в наше время.

1

29

Чрезвычайные ситуации . МЧС.

1

30

Ребята- дошколята. Юные герои.

1

31-33

Патриоты современной России.

3

34

МЫ- будущее нашей страны

1

4.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

 основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

 периодизацию всемирной и отечественной истории;

 современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

 историческую обусловленность современных общественных процессов;

 особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь:

 проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

 критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

 анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

 различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

 устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических  процессов и явлений;

 участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

 представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

 критического восприятия получаемой извне социальной информации;

 соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

 осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

5.  ЛИТЕРАТУРА.

  1. Амельченко В. В. Дружины Древней Руси. - М. : Просвещение, 1992.
  2. Бескровный Л. Г. Русская Армия и флот в начале XIX в. - М. : Просвещение 1973.
  3. Бескровный Л. Г. Армия и флот в начале XX в. - М. : Просвещение, 1986.
  4. Борисов Н. С. Русские полководцы XIII – XIV в. -М. : Просвещение, 1993.
  5. Буганов В. И. Петр Великий и его время. - М. : Просвещение, 1989.
  6. Волков С. В. Русский офицерский корпус. - М. : Русь- РКБ, 1993.
  7. Военная история Отечества с древних времён до наших дней. В 3-х томах. - М. : Просвещение, 1995.
  8. Горский А. В. Александр Невский “Родина”, № 11, 1993.
  9. Георгиевские кавалеры. Т. 1, 1769-1850. - М. : Просвещение, 1993.
  10. Ермаков А. П. Характеристика полководцев 1812 г. “Родина”, № 1, 1994.
  11. Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. - М. : Агентство печати Новости,1995.
  12. Зверев Б. И. Страницы военно-морской летописи России. - М. : Просвещение 1981.
  13. Карамзин Н. М. Об истории государства Российского. - М. : Просвещение, 1990.
  14. Карганов В. В. , Сахаров А. Н. Полководцы Древней Руси. - М,: Просвещение, 1989.
  15. Карпов В. С. Маршал Жуков. - М. : 1994 г.
  16. Кулаков В. Ф. На службе Отечеству. - М. : Русь- РКБ 1999.
  17. Кулаков В. Ф. Во имя России. - М. : Русь- РКБ, 2000.
  18. Отечественная война 1812 года. - “Родина” № 6-7, 1992.
  19. Кереновский А. А. История Русской армии. В 4-х томах. -С-П,: Полигон, 1992.
  20. Павленко Н. И. Петр I. - М. : Просвещение, 1989.
  21. Павленко Н. И. Александр Данилович Меньшиков. - М. :Просвещение,1989.
  22. Решин Л. С. Освободители. “Родина” № 8 -9, 1992.
  23. Старков Б. В. Сто дней “Лубянского маршала”. “Родина”, № 11 1993 г.
  24. Сурмина И. О. Самые знаменитые герои России. - М. : Вече. 2002.