Рабочая программа кружка"Патриоты России"
рабочая программа по истории (7 класс) на тему
Рабочая программа кружка "Патриоты России" предназначен для учащихся 7-11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioty_rossii_kruzhok_po_istorii.doc | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка.
Современное российское общество, живущее в условиях рыночной экономики, оказалось неготовым к восприятию коренных изменений, происходящих в государственной и общественной жизни, к трудностям социальной сферы. Результатом этого оказались апатия, безответственность и агрессивность, цинизм и индивидуализм, духовная опустошенность, а в конечном итоге - падение гражданственности и патриотизма, резкий поворот в противоположную сторону от отечественной культуры и истории, утеря нравственного ориентира в жизни подрастающего поколения.
В настоящее время в российском обществе патриотизм постепенно возрождается как высшая ценность, направленная на формирование социально значимых качеств у молодого поколения. Одним из важнейших направлений возрождения патриотизма у школьников является воспитание историей, на героическом прошлом и настоящем нашей Родины, на роли личности в истории.
Уроки истории не всегда могут однозначно ответить на извечные вопросы, волнующие умы многих поколений молодых людей - что такое любовь к Родине? Какие качества необходимо развивать в себе, чтобы быть гражданином, достойным своей страны? Что такое подвиг, что лежит в его основе? Что каждый из нас значит? Какова роль личности?
Актуальность темы кружка напрямую связана с реализацией основных направлений Федеральной программы развития образования; усиление воспитательной функции, формирование гражданственности, патриотизма, нравственных идеалов, любви к Родине, что представляется одной из важнейших задач экспериментальной работы по гражданскому воспитанию. Данная программа рассчитана на определенный возраст учащихся: 13-17 лет. Программа рассчитана на 34 часа в год 1 час в неделю.
Цель данной программы:
· развитие у учащихся интереса к исторической личности, воспитания чувства любви к Родине, гордости за ее героическое прошлое;
Задачи:
Воспитать бережное отношение к истории Родины и чувство благодарности за ратные подвиги своих соотечественников;
Пробудить у молодёжи желание познать и приблизиться к высоконравственным понятиям – Родина, патриотизм, подвиг, героизм;
Глубже осветить недостаточно изученные исторические факты с использованием мультимедийной аппаратуры.
Довести до молодёжи примеры мужества и героизма защитников Отечества, проявленные нашими воинами в мирные и военные годы.
Учащиеся должны:
· иметь представление о сложности и многомерности истории нашего Отечества;
· знать об истории человеческого общества и месте в ней истории России.
· уметь анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определять свое отношение к ним;
· владеть навыками работы с документами, источниками, хрестоматийным материалом
· иметь опыт исследовательской работы.
Предложенная программа выдержана в хронологических рамках истории Отечества, Это позволит учащимся разных возрастов более детально ознакомиться с важнейшими событиями истории.
Реализация целей и задач предполагает:
- создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности;
- последовательная ориентация на воспитание, призванное обеспечить формирование духовного мира человека;
- создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах социально значимой деятельности;
- формирование системы научных знаний и умения применять их в различных видах практической деятельности.
Содержание программы предоставляет возможность помимо формирования общеучебных умений на основе специфического обществоведческого материала развивать у учащихся специальные умения и навыки. В ходе формирования знаний идет успешное усвоение социально-гуманитарных дисциплин, формирование понятия исторической временной перспективы, формирование понятий, связанных с историей российской цивилизации.
В процессе обучения происходит формирование следующих умений:
– анализ и сопоставление фактов;
– оформление письменных сообщений;
– анализ документов;
– поиск идей, оценка которых откладывается до тех пор, пока они не высказаны и не сформулированы учащимися;
– поиск решения, при котором высказанные идеи подвергаются анализу, оценке;
– выстраивание линий сравнения, выявление взаимосвязи между понятиями, классификация, обобщение, умение делать вывод;
– умение использовать свой собственный опыт (рефлексия, абстрактная концептуализация, активное применение).
При реализации данной программы используются технологии: игровая, проектное и проблемное обучение, организации и проведения дискуссии, дистанционное обучение.
Программой предусмотрено сочетание различных форм и методов проведения занятий. Вместе с традиционными формами обязательным являются использование активных форм, что способствует более глубокому усвоению воспитанниками теоретических знаний, позволяет активизировать познавательную деятельность воспитанников и превратить знания в интересный и результативный процесс.
Методика работы с воспитанниками предполагает следующие формы и приемы работы:
– исследовательская работа (выявление проблемы, постановка, формулирование проблемы, пояснение неясных вопросов, формулирование гипотезы;
– планирование и разработка учебных действий, сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);
– анализ и синтез собранных данных, сопоставление (соотнесение) сообщения, выступление с подготовленным сообщением;
– переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы, проверка гипотез, построение обобщений, выводов, заключений;
– лекции с обсуждением документов;
– беседы;
– семинары;
– практические занятия;
– конференции;
– заседания круглых столов;
– «мозговой штурм»;
– анализ альтернативных ситуаций;
– работа в группах, парах, индивидуально;
– творческие работы;
– защита проектов.
Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений и навыков, таких как:
1. сравнивать отдельные исторические явления, объясняя, что в них общего и каковы различия;
2. выявлять взаимосвязь между изменениями условий жизни и прогрессивным развитием общества;
3. определять причины и следствия исторических процессов;
4. сравнивать, называть характерные, существенные черты происходящих изменений в жизни людей;
5. составлять описание (реконструкцию) исторических событий, объектов, образа жизни людей;
6. рассказывать об условиях и образе жизни людей в разные эпохи;
7. участвовать в работе группы по представлению реконструкции исторических событий;
8. самостоятельно работать с исторической информацией;
9. извлекать и критически осмысливать информацию разных источников о важнейших, в том числе неоднозначно оцениваемых событиях прошлого;
10. составлять краткое выступление по заданной теме;
11. аргументировано высказывать свое мнение и выводы
12. оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность;
13. использовать метафоры, аналогии, новые ассоциации и связи, развивать восприимчивость и воображение.
При создании программы учитываются принципы педагогической деятельности:
внимание к возрастным, физиологическим, психологическим особенностям воспитанников, их потенциальным возможностям;
принцип целесообразности (доступная учебная нагрузка, адекватные формы и методы работы);
принцип развивающего характера обучения (направленность на формирование приемов познавательной деятельности, расширение кругозора);
интеграция со смежными науками (комплексное изучение явлений).
Программой предусмотрены разнообразные формы контроля: написание эссе, защита рефератов, исторические диктанты, решение исторических задач, практические задания. Основные направления: Программа включает следующие направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение.
2. Содержание учебного курса.
Ратные подвиги русских князей. Первые русские князья. Основные направления внутренней и внешней политики. (Олег, Владимир 1, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Изяслав, Александр Невский. |
Герои Куликовской битвы. Куликовская Битва: Дмитрий Донской, Сергей Радонежский. Подвиг иноков Пересвета и Осляби. |
Герои Смутного времени. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Иван Сусанин. Затворник Иринарх. Герой Троицкого «сидения». |
Великие полководцы и покорители морей 18 века. Григорий Александрович Потемкин-Таврический. Самуил Карлович Грейг. Василий Яковлевич Чичагов. Суворов Александр Васильевич.Франц Лефорт и Патрик Гордон. Памятка офицеру .... |
Знакомство учащихся с героями Отечественной войны 1812 г. Вклад Саратовцев в победу. Евгений Оленин – "неизвестный" герой Отечественной войны 1812 года. Братья Тучковы. Земляки- герои Отечественной войны 1812 года |
У войны не женское лицо. (подвиги женщин-офицеров).УСТАВ ЖЕНЫ ОФИЦЕРА. Верные подруги моряков. Подвиги женщин военнослужащих в боях за наше отечество. |
Роль казачества в войнах XVIII и XIX в.в. Донское и кубанское казачество в войнах. История становления казачьих войск. Присяга верному делу. |
Героизм участников обороны Севастополя. Петр Кошка. Сестринское и врачебное дело. Нахимов, Корнилов. Владимир Иванович Истомин. |
Герои Первой мировой войны. Забытая война и преданные герои. Юные герои Первой мировой войны. |
Витте Ю.С., П.А.Столыпин - последние реформаторы российской империи. С. Ю. Витте и П. А. Столыпин - крупные политические деятели. Столыпин Петр Аркадьевич - выдающийся реформатор, государственный деятель, патриот. |
Гражданская война как способ решения общественных противоречий. Трагический характер судеб участников гражданской войны. Белое движение. Путешествие в революцию. Россия в огне Гражданской войны. Знаки отличия и различия эпохи Гражданской войны. Вожди и герои Белого движения: А. М. Каледин. А.В. Колчак. М. И. Репьев. М. П. Саблин. |
Массовый героизм в Великой Отечественной войне. Героизм советских людей. Подвиг народа бессмертен… |
Подвиги Волжской Военной Флотилии. Основание ВВФ, ее роль в годы Гражданской войны и Сталинградской битве. |
Деятели культуры в годы Великой Отечественной войны. Деятели культуры на войне и о войне. Работы художников, актеров и вокалистов на передовой. |
Вьетнамские исследователи из СССР. Герой СССР, Герой Вьетнама, лётчик-космонавт В. В. Горбатко; ... ветеран вьетнамской войны генерал-майор А. П. Поздеев |
Ребята из Афганистана. Александр Жадан - десантник из группы "СССР", Мироненко и Чепик –первые Герои афганской войны. Спецназовцы Кривенко, |
Чеченская компания и бессмертные подвиги солдат. Они защищали Отечество…… |
Космическое мышление. Космонавты Советского Союза и России. Первые космонавты. Наборы в группы космонавтов · Авдеев Сергей Васильевич, Аксенов Владимир….. Единый отряд космонавтов России. |
Героизм в наше время. Исследование героизма и героического личностного образца. Выдающиеся героические подвиги наших родных и близких. Сахаров, Бонер, Солженицин |
Чрезвычайные ситуации . МЧС. Подвиг для спасателя - это просто работа? Кодекс спасателя. |
Ребята- дошколята. Юные герои. Герои без золотых звезд. Юные пожарники. О юных героях в сердцах благодарных потомков. |
Патриоты современной России. Патриоты России - стихи о Великой России - Современные стихи о России. Формирование патриотизма современной молодежи как условие политической стабилизации российского общества. Влияние религии на развитие патриотизма. Герои современной России- электронный журнал. |
МЫ- будущее нашей страны! В жизни всегда есть место подвигу! |
3.Календарно- тематическое планирование.
№ занятия | Тема занятия | Кол-во | Дата |
1-3 | Ратные подвиги русских князей. | 3 | |
4-5 | Герои Куликовской битвы | 2 | |
6 | Герои Смутного времени | 1 | |
7-8 | Великие полководцы и покорители морей 18 века. | 2 | |
9 | Знакомство учащихся с героями Отечественной войны 1812 г. | 1 | |
10 | У войны не женское лицо. (подвиги женщин-офицеров) | 1 | |
11 | Роль казачества в войнах XVIII и XIX в. в. | 1 | |
12 | Героизм участников обороны Севастополя. | 1 | |
13 | Герои Первой мировой войны. | 1 | |
14-15 | Витте Ю.С., П.А.Столыпин - последние реформаторы российской империи | 2 | |
16-17 | Гражданская война как способ решения общественных противоречий. Трагический характер судеб участников гражданской войны. Белое движение. Красное движение. | 2 | |
18-19 | Массовый героизм в Великой Отечественной войне. | 2 | |
20 | Подвиги Волжской Военной Флотилии. | 1 | |
21- 22 | Деятели культуры в годы Великой Отечественной войны. | 2 | |
23 | Вьетнамские исследователи из СССР. | 1 | |
24 | Ребята из Афганистана. Уроженцы нашего края | 1 | |
25 | Чеченский конфликт и бессмертные подвиги солдат. | 1 | |
26-27 | Космическое мышление. | 2 | |
28 | Героизм в наше время. | 1 | |
29 | Чрезвычайные ситуации . МЧС. | 1 | |
30 | Ребята- дошколята. Юные герои. | 1 | |
31-33 | Патриоты современной России. | 3 | |
34 | МЫ- будущее нашей страны | 1 |
4.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
∙ основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
∙ периодизацию всемирной и отечественной истории;
∙ современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
∙ историческую обусловленность современных общественных процессов;
∙ особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь:
∙ проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
∙ критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
∙ анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
∙ различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
∙ устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
∙ участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
∙ представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
∙ для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
∙ критического восприятия получаемой извне социальной информации;
∙ соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
∙ осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
5. ЛИТЕРАТУРА.
- Амельченко В. В. Дружины Древней Руси. - М. : Просвещение, 1992.
- Бескровный Л. Г. Русская Армия и флот в начале XIX в. - М. : Просвещение 1973.
- Бескровный Л. Г. Армия и флот в начале XX в. - М. : Просвещение, 1986.
- Борисов Н. С. Русские полководцы XIII – XIV в. -М. : Просвещение, 1993.
- Буганов В. И. Петр Великий и его время. - М. : Просвещение, 1989.
- Волков С. В. Русский офицерский корпус. - М. : Русь- РКБ, 1993.
- Военная история Отечества с древних времён до наших дней. В 3-х томах. - М. : Просвещение, 1995.
- Горский А. В. Александр Невский “Родина”, № 11, 1993.
- Георгиевские кавалеры. Т. 1, 1769-1850. - М. : Просвещение, 1993.
- Ермаков А. П. Характеристика полководцев 1812 г. “Родина”, № 1, 1994.
- Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. - М. : Агентство печати Новости,1995.
- Зверев Б. И. Страницы военно-морской летописи России. - М. : Просвещение 1981.
- Карамзин Н. М. Об истории государства Российского. - М. : Просвещение, 1990.
- Карганов В. В. , Сахаров А. Н. Полководцы Древней Руси. - М,: Просвещение, 1989.
- Карпов В. С. Маршал Жуков. - М. : 1994 г.
- Кулаков В. Ф. На службе Отечеству. - М. : Русь- РКБ 1999.
- Кулаков В. Ф. Во имя России. - М. : Русь- РКБ, 2000.
- Отечественная война 1812 года. - “Родина” № 6-7, 1992.
- Кереновский А. А. История Русской армии. В 4-х томах. -С-П,: Полигон, 1992.
- Павленко Н. И. Петр I. - М. : Просвещение, 1989.
- Павленко Н. И. Александр Данилович Меньшиков. - М. :Просвещение,1989.
- Решин Л. С. Освободители. “Родина” № 8 -9, 1992.
- Старков Б. В. Сто дней “Лубянского маршала”. “Родина”, № 11 1993 г.
- Сурмина И. О. Самые знаменитые герои России. - М. : Вече. 2002.