Методические аспекты подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по истории.
статья по истории ( класс) на тему


Предварительный просмотр:

        Подготовка к ЕГЭ по истории (из опыта работы).

     ЕГЭ по истории по своей распространенности стоит на 3 месте после обществознания и физики среди экзаменов по выбору. Результаты ЕГЭ по истории требуются практически в любой гуманитарный ВУЗ: политология, международные отношения, юриспруденция,  туризм, гостиничное дело и др.

         Опыт организации подготовки к ЕГЭ по истории показывает, что сдать этот экзамен на хороший балл очень сложно, но возможно. 

 При сдаче экзамена выявляются «слабые звенья» в знаниях учащихся, которым я и уделяю особое внимание при подготовке. Это:

  • знание дат, событий, их последовательности и взаимосвязей;
  • периодов истории и их признаков;
  • особенно знание периодов 1917–1941 гг. и 1945–1991 гг.;
  • вопросы культуры;
  • усвоение сведений об исторических личностях;
  • работа с картографической и иллюстративной информацией,
  • умение анализировать историческую ситуацию;
  • задания на аргументацию

Существуют принципы, которым желательно следовать при подготовке к ЕГЭ.Я стараюсь их использовать во время уроков.

Во-первых, работа по подготовке к ЕГЭ должна осуществляться на высоком для детей уровне трудности. Это значит, что не нужно бояться включения в задания для работы на уроке таких вопросов, которые выходят за рамки школьного курса. То есть вопросы должны строиться так, чтобы учащиеся могли, применив имеющиеся у них знания, ответить, но для этого им нужно было бы рассуждать (возможно, с помощью учителя). Во-вторых, важнейшим моментом подготовки к ЕГЭ является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы рекомендуется использовать различные упражнения, сутью которых является анализ формулировки вопроса и подбор правильного ответа, то есть соответствующего данной формулировке. Такие упражнения учитель может найти в методической литературе (например, Шаповал В.В., Митрофанов К.Г., Саплина Е.В. Правила и приемы успешной сдачи экзаменов. – М., 2004), а может составить самому. В-третьих, для успешного выполнения заданий ЕГЭ нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. Чем больше учащиеся прорешают заданий ЕГЭ прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, заданий, придуманных самим учителем, тем больше у них будет опыта и тем меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена.

В-четвертых, большое внимание должно быть уделено разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение. Для этого учитель, по возможности, должен анализировать все работы, написанные учащимися, и выделять наиболее трудные задания, разбирать их на уроке вместе с учениками, находить аналогичные задания (по теме и типу) и отрабатывать с детьми их решение.

В-пятых, очень важно, чтобы учащиеся усвоили одну простую истину: подготовка к ЕГЭ – это тяжелый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену.

В-шестых, за 2–3 месяца перед экзаменом напряженность подготовки должна достигать своего пика. В это время дети должны написать несколько контрольных работ на основе ЕГЭ, нужно заниматься с ними активным повторением наиболее сложных тем. За месяц до экзамена такая напряженная работа должна прекратиться – учащимся нужно дать время для того, чтобы психологически подготовиться к экзамену.

В-седьмых, при решении тестов (в части1) не нужно пренебрегать интуицией, если недостаточно знаний. Очень часто именно интуитивно полученный ответ, а не тот, который основан на нечетких знаниях, оказывается верным. Интуиция, как правило, подсказывает правильный ответ сразу, как только человек прочитал задание, поэтому изменять ответ нужно только в том случае, если ученик вспомнил материал и совершенно уверен, что его первоначальный ответ был неправильным.                

После того как решение о сдаче экзамена по истории принято, необходимо собрать «скелет» материалов по этому предмету

  • Исторические даты.
  • Термины и понятия по истории России
  • Учебные пособия для подготовки к ЕГЭ по истории
  • Таблицы по истории России
  • Материалы по культуре России. 
  • Исторические карты.
  • Исторические портреты

Заводим папку подготовки к ЕГЭ по истории и собираем материал. Изучаем  кодификатор ,спецификацию, демоверсию. Многие материалы хранятся в электронном виде на компьютере учащихся или в печатном виде. Рекомендую книги:

  1. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ О.А.Владимирова. Структура книги соответствует кодификатору. Краткая форма изложения обеспечивает максимальную эффективность самостоятельной подготовки к экзамену.
  2. Отечественная история в схемах и таблицах. В.В.Кириллов. это учебное пособие, в котором в сжатом виде даются основные сведения по истории России. Использование элементов наглядно-графического характера позволяет лучше понять и усвоить материал.
  3. История развития Российской культуры”.Р.В.Пазин. Эта книга предназначена для изучения истории культуры России и подготовки к ЕГЭ. Весь материал упорядочен по разделам, в которых находится нужная информация для успешной сдачи экзаменов.

И начинаем последовательное изучение материала. Здесь необходимо соблюдать жесткую последовательность для формирования  хронологии событий истории России.

В работе по подготовке к ЕГЭ определяются основные этапы:

  • В начале обучения в 11 классе проводится входная диагностика по предмету , которая позволяет выявить степень готовности учащихся и пробелы в  учебном материале.
  • Для коррекции своей деятельности я регулярно провожу мониторинг качества знаний. Входные тесты, а также промежуточные и итоговые заносятся в специальные таблицы по мониторингу деятельности учащихся. Также использую маршрутные листы на каждого ученика.
  • Большое влияние на результативность работы оказывают современные образовательные технологии. Я использую специальные диски по предмету, а также средства интернета.
  • Чтобы  тесты ЕГЭ выполнить, нужно владеть определёнными навыками. Человек, никогда не решавший тестов в том виде, в каком они предложены в заданиях ЕГЭ, можно сказать, не «набивший руку» на их решении, может получить низкий балл. Поэтому на консультациях и на уроках отрабатываем тесты различного уровня сложности.

    Понятно, что в рамках основного курса (2 часа в неделю) подготовить учащихся к ЕГЭ на более или менее приличном уровне сложно. Но готовить их нужно, поэтому работу надо вести начиная с 6 класса, когда учащиеся начинают изучение истории России. И  уже  в  8-9  классах  я  применяю  различные  приемы  которые  могут  помочь  освоению  исторических  фактов, понятий  и  основных  умений  и  навыков, которые  учащиеся  могут  применить  сначала  на  повторительно-обобщающих  уроках, а  затем  и  при  сдаче  ГИА  и  ЕГЭ. (Презентация «Методика подготовки учащихся к выполнению заданий ЕГЭ).

Успех выпускника в сдаче ЕГЭ по истории зависит не только от знаний учителя по предмету, но и знаний психологии. Современный учитель должен обладать интегрирующими знаниями не только в области педагогики, истории и обществознания, но и социальной и возрастной психологии.( Презентация «Психологическая подготовка выпускников к экзаменам»).

Чтобы экзамен стал успешным для одиннадцатиклассника, необходима психологическая установка на успех, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Очень важно, чтобы семья и школа действовали единым фронтом и настраивали детей на ситуацию успеха.

               

                    МАОУ «Володарская средняя общеобразовательная школа полного дня»

            Методические аспекты подготовки учащихся к  

        государственной итоговой аттестации по истории.

                                       

                   

                      Из опыта работы  учителя истории и обществознания 

                          МАОУ «Володарская СОШ полного дня»

                                Канториной Марины Федоровны

                                                             

                                                           2015г

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Основные методические аспекты подготовки учащихся к итоговой аттестации"

Современное математическое образование в системе среднего общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, ее возможностями в развити...

"Подготовка учащихся к итоговой аттестации по истории"

Из опыта работы по использованию личностно-ориентированного обучения на уроках истории....

методическая разработка по теме"Работа с текстом на уроках истории как средство подготовки учащихся к итоговой аттестации по истории в форме ГИА и ЕГЭ"

В методической разработке представлен опыт работы учителя по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ по истории через работу с историческим источником....

Выступление на районном методическом объединении «Подготовка учащихся к итоговой аттестации за курс основной и полной школы: уровень, качество образовательной подготовки выпускников, сравнительный анализ результатов ЕГЭ и ОГЭ, диагностика затруднений»

Выступление на районном методическом объединении «Подготовка учащихся к итоговой аттестации за курс основной и полной школы: уровень, качество образовательной подготовки выпускников, сравнительный ана...

Методические аспекты подготовки обучающихся к итоговой аттестации по физике.

В презентации рассмотрены требования к выполнению и оформлению задания № 17 ГИА-9 в 2023 году...