В Афинских школах и гимнасиях, урок 5 класс
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Шелбогашева Светлана Константиновна

Материал разработан для учащихся 5 классов по ФГОС. Подходит для изучения новогу материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_afinskih_shkolah_i_gimnasiyah_konspekt.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Шелбогашева Светлана Константиновна, участник профессиональных конкурсов,

Учитель истории и обществознания МБОУ «Средняя образовательная школа № 94»

В Афинских школах и гимнасиях

Класс: 5

Тип урока:  Изучение  нового  материала.

Оборудование: Учебник: Вигасин А.А. "История Древнего мира". Просвещение, 2013 г., компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал, листы оценивания.

Цели урока:  

      Содержательная  получение  систематических знаний  о развитие образования в

      Афинах, расширить понятийный аппарат за счет включения новых терминов.

     Деятельностная– научить детей новым способам нахождения знаний, продолжить

     формирование умения систематизировать информацию по критериям, работа со

     схемами и таблицами. Вырабатывать умение получать информацию из разных

     источников. 

Планируемые результаты:

          Личностные: Формирование у обучающихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторической  эпохи. Понимать важность обучения и познание нового на всех этапах развития человека.

          Метапредметные: 

регулятивных УУД: 

      - уметь сравнивать обучение в афинской и в современной школах

     -  осуществлять целеполагание

     -  планировать пути достижения цели

     - самостоятельно анализировать условия  достижения цели, на основе учёта выделенных

        учителем ориентиров действия в новом учебном материале

 познавательных УУД:

       - знать виды учебных заведений в Афинах

       -  владеть смысловым чтением

       -  искать  информацию

       - структурировать текст,  выделять главное и второстепенное.

       - систематизировать информацию по выбранным критериям.

коммуникативных УУД: 

      -  умение слушать, вступать в диалог,

      - участвовать  в коллективном обсуждении проблем

      - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

      - осуществлять взаимный  контроль

 

Предметные: 

               Научиться:  применять понятийный аппарат исторического знания и приемы  для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в образовании.

               Получить возможность научиться: высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних государств в мировой истории.


Технологическая карта урока «В афинских школах и гимнассиях»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Мотивационный этап.

Ребята! Сегодня мы продолжим наше пребывание в Древней Греции. Вы видите, что тему урока закрыта, и я специально это сделала, так как хочу, что бы вы сами догадались о ней.      

(Слайд 1)

   Итак, вы изучили некоторые страны древности. В каждой из них была своя система образования. Я хочу предложить вам такое задание: сейчас я зачитаю небольшие сведения о школах разных стран, а вы скажете, о какой школе идет речь в данном отрывке.

1.Зачитывается характеристика

Египетской школы. На слайде изображение школы Египта.

( Слайд 2)

2. Зачитывается характеристика Древнекитайской школы. На слайде изображение школы Китая.

( Слайд 3)

На экране слайд Древнегреческой школы

(Слайд 4)

Задается вопрос: «О чем же пойдет речь сегодня на уроке?». Попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока.

Открывается ранее закрытая тема.      (Слайд 5)

Ребята, а что бы вы хотели узнать об этой школе?  

1.«Школу посещали мальчики,и то не все. Дети простых земледельцев и ремесленников редко становились образованными людьми. Они учились у своих отцов сеять зерно, пасти скот. Школа готовила писцов и жрецов. Часто и сами школы находились при храме, а учителями были жрецы. Сначала мальчиков учили писать на черепках битой посуды, потом им доверяли папирус. На нем писали острой тростинкой, обмакивая в краску» ( Египетская школа)

   2.«Ученики этой школы излагали содержание старинных книг, чтобы они приобщились к мудрости древних. Сами книги выглядели совсем не так как наши. Писали на узеньких дощечках расщепленного бамбука. Тонкую кисточку или палочку обмакивали в черную тушь и наносили иероглифы сверху вниз. Потом в дощечках делали отверстия и продевали бечевку. Связка бамбука и была книгой». ( Древнекитайская)

Учащиеся формулируют тему урока, примерно составляют план изучения материала ( узнать чему обучались, кто обучался, как была устроена афинская школа, материал для письма, как писали, где школьники могли продолжить образование)

2. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

  Платон, древнегреческий ученый, говорил, что только благодаря образованию человек становиться самым прекрасным и божественным из существ, невежда же самое дикое создание из всех существующих на земле

    Согласны ли вы с мнением Платона? Поясните свой ответ( Слайд 6)

Вспомните в каком полисе Древней Греции особенно сильна была тяга к знаниям?

Для кого было доступно образование в Афинах?

( Слайд 7)

Главная задача греков–воспитать всесторонне развитого человека. Как вы это понимаете? Что значит выражение “всесторонне развитая личность”?

  Чему учили в Древней Греции чтобы добиться такого результата?  Предлагаю разделиться на 3 группы для того, чтобы это выяснить. ( 1 ряд ищет ответ на Стр.175 п2, 2 ряд ищет ответ на стр.176 п3, 3 ряд ищет ответ на 178 п4) ( Слайд 8)

Учащиеся высказывают свою точку зрения о важности образования и его пользе для человека в древности и в наши дни.

Афины являлись научным и культурным центром Греции, куда стекались знаменитые философы, поэты, ученые.

При помощи слайда дети называют категории афинян, которые могли получить образование (самопроверка). Формулируют вывод. Сыновья свободных греков получали образование в школе, но только дети богачей продолжали обучение до 18 лет.

Ответы учеников: физическое здоровье также важно, как и умственное, и моральное развитие. К воспитанию именно такого человека и стремились греки.

1 ряд Школа- читать, писать, считать, рисовать, прививалась любовь к стихам, игре на флейте, пение.

2 ряд Палестра- борьба, бег, прыжки, метание копья и диска

3 ряд Гимнасия- красноречие- умение выступать с речами в Народном Собрании и суде, пополняли знания из библиотек.

Самопроверка после выполнения.

3. Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия

Создание проблемной ситуации: Итак, вы уже немного познакомились с текстом учебника. Ответьте мне на вопрос есть ли какое ни, будь сходство афинских учебных заведений с нашими? Можно ли их сравнить?

Давайте подумаем, как это можно сделать?

Учащиеся ставят проблемный вопрос и называют путь решения: Сравнить обучение в современной школе и афинской.

Предлагают варианты сравнения. ( кто преподавал, где учили, методы обучения, материал письма, длительность обучения и т.д).

4.Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

Как мы свами поняли сравнивать можно по разным особенностям.

Предлагаю вам составить примерный план по которому мы будем заполнять нашу таблицу.

( Слайд 9)

У каждого на столе есть лист с  терминами, которыми вы можете пользоваться в течение урока.

(Приложение 1)

Учащиеся составляют план по решению создавшегося затруднения опираясь на текст учебника.

  1. педагоги
  2. школа
  3. палестра
  4. гимнасия

4. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Открытие нового знания.

Метод продуктивного чтения. Стр 175 п1.

 ( Слайд 10)

Чтения исторического источника стр 175 п2

«Учитель с плеткой из бычьего хвоста диктует текст: Невежда- самое дикое существо на земле. Эти слова младшие ученики выводят на дощечках, натертых воском. Буквы выдавливают острым концом металлической или костяной палочки. Называется она стиль. Другим , плоским концом стиля затирают написанное, если допущена ошибка. Старшие ученики на ряду с с дощечками и стилем пользуются при письме папирусом и тростниковым пером»  (Слайд 11)

Греки считали, что умственное и моральное развитие достигается лучше всего в здоровом теле, которое должно всесторонне и свободно развиваться так, чтобы человек достигал гармонического совершенства души и тела. Поэтому с 12-ти лет мальчики начинали посещать еще одну школу- палестру. Там они тренировали свое тело, набирались сил. Занятия проходили на открытом воздухе.

Давайте заглянем в одну из этих школ.

Чтение отрывка из текста учебника стр 177

(Слайд 12)

У нас с вами остается последний пункт для сравнения. Это гимнасии. Её посещали уже взрослые афиняне, желавшие продолжить свое образование, как правило позволить себе это могли только богачи. Что же из себя представляли эти заведения?

Метод продуктивного чтения стр 178 п4.

( Слайд 13)

Большой вклад в развитие мировой науки внесли древнегреческие ученые. О некоторые из них мы с вами сейчас узнаем.

Ученики заранее готовят сообщения. Запись в тетради по ходу рассказов. Имена-деятельность.

Самопроверка.

Учащиеся читают текст вслух по цепочке. После прочтения пытаются самостоятельно заполнить таблицу по данному пункту составленного плана.

(Обучение с 7 лет. Обучение с 7 лет)

(Педагог- раб, водил в школу, манеры.  Педагог- учитель)

Учащиеся читают отрывок вслух. После прочтения пытаются самостоятельно заполнить таблицу по данному пункту составленного плана.

(использовали плетку- гуманное обучение)

(пишут на дощечках с воском- пишем в листах в тетрадях)

(используют палочку, стиль- используем ручку)

(стирают палочкой- стираем резинкой)

(обучение платное- обучение бесплатное)

(девочки учатся дома- совместное обучение)

(Каникулы весной- каникулы все сезоны)

Самостоятельная работа с текстом учебника, после заполнение таблицы по данному пункту.

(с 12-ти лет- с 7-ми лет)

(Под открытым небом- в помещении)

(Схватки- схватки)

(Тренируются обнаженными- тренируются в форме)

(Спортивные занятия- спортивные занятия)

(Используют оливковое масло- не используют)

(Стояли статуи известных атлетов- нет)

(только для мальчиков- могут посещать все)

Самостоятельная работа с текстом учебника, после заполнение таблицы по данному пункту.

(выступали философы – выступают профессора)

(обучались красноречию- нет такой дисциплины)

(Располагалась за городом- находятся в городе, помещении)

Выходят ученики, которые рассказывают о заранее подготовленной деятельности древне - греческих учёных и представляют свои рассказы.

Выступление детей.

Демокрит: греческий учёный и философ,  родился в 460 г. до.н. э. Первым высказал мысль  что, материя состоит  из мельчайших неделимых частиц атомов. Атомы принимают различные формы. Душа человека, состоит из круглых атомов, когда человек умирает,  атомы рассеиваются. Религия, по его мнению,  возникла из- за беспомощности людей перед грозными явлениями природы. Боги это воплощение человеческих чувств и природы,  например,  Зевс- это   солнце, Афина – разум. Первым рассчитал объём конуса и пирамиды. Его философские и естественнонаучные воззрения оказали большое влияние  на философов последующих времён».(Слайд 14) 

Аристотель: Родился в 384 г. до.н.  э. С 367 г до.н.э. ученик  великого Платона. Не был  согласен с его взглядами и  поэтому покинул Академию Платона, сказав фразу, которая стала крылатой. – Платон мне друг, но истина дороже.  Считал, что Земля - шар и находится она в центре мира, а Солнце и звёзды вращаются вокруг неё.

Все накопленные знания,  разделил по отдельным отраслям и объединил в самостоятельные науки. Ботаника -  изучает растения, физика -  природу, политика –  государство.

 (Слайд 14)

Гиппократ: Родился на острове Кос в 460 г. до.н. э. Врач в семнадцатом поколении. Тысячи людей излечил  и даже делал сложные хирургические операции. По -  его мнению, нужно лечить не болезнь, а человека, потому,  что одно и то же заболевание у разных людей проявляется по - разному. Определил типы темперамента человека: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик. Выделил четыре принципа лечения больного: 1).Приносить пользу, а не вред. 2).  Противоположное, лечить противоположным. 3). Помогать, а не мешать организму бороться с болезнью. 4).  Щадить больного.( Слайд 15)

Геродот: «Греки называли его « отцом истории». Его главный труд по истории посвящён греко - персидским  войнам. Родился в 485г. до.н.э. Много путешествовал по странам Востока. Подробно описывал обычаи Египта, которые его поразили. Описал  и другие события из жизни стран Востока. Это и была собранная история греко - персидских войн. На Олимпийских  играх прочитал несколько глав своей  « Истории». ( Слайд 15)

6. Первичное закрепление нового знания.

Учитель предлагает упражнение и обеспечивает ресурсом для его выполнения. (Приложение 2)

Для того чтобы закрепить полученные знания я предлагаю вам исправить ошибки в тексте. У каждого на столе есть материал, можете исправлять в самом тексте.

  Текст с ошибками. Исправьте не менее 6 ошибок.

(Слайд 16)

Проверка текста по эталону.

(Слайд 17)

Правильный текст: Афинскую школу посещали мальчики с 7 лет. Учителя проводили занятия. В обычной школе учились читать, писать, считать , рисовать, обучались  музыке, поэзии. В палестрах мальчики с 12 лет занимались гимнастикой- борьбой, бегом, прыжками, метанием копья и диска. А в гимнасиях взрослые афиняне обучались красноречию, слушали выступления известных стратегов, которые излагали свои взгляды по различным наукам. Писали в школе на деревянных дощечках, покрытыми воском- диптих, используя специальные палочки для письма- стиль. Получать образование могли все свободные граждане Афин, но продолжить обучение, только состоятельные люди. Девочки получали образование дома.

Учащиеся самостоятельно исправляют ошибки в тексте. Самопроверка.

«Афинскую школу посещали все дети с 8 лет. Опытные педагоги проводили занятия. В обычной школе учились красноречию, музыке, поэзии. В палестрах мальчики учились читать, писать, считать. А в гимнасиях все занимались борьбой, слушали выступления известных стратегов, которые излагали свои взгляды по различным наукам. Писали в школе на папирусе, используя специальные перья и краску. Получать образование могли только знатные и богатые люди. Создавались специальные школы для девочек.

7. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Молодцы. А теперь я предлагаю вам проверить таблицу с которой мы работали в течении нашего урока. (Слайд 18, 19)

Теперь самостоятельно в тетрадях попытайтесь сформулировать вывод.

Проверка таблицы по эталону:

План сравнения

Общее современной школы с древнегреческой

Отличия современной школы с древнегреческой

педагоги

1.обучение с 7 лет

1.Педагог- раб, водил в школу, обучает манерам.

Школа

1.Учителя- свободные граждане Афин

1.использовали плетку

2. пишут на дощечках с воском.

3. используют палочку, стиль

4. стирают палочкой

5. обучение платное.

6. девочки учатся дома

7. Каникулы весной и великие праздники.

Палестра

1. Схватки.

2. Спортивные занятия.

1 посещали с 12-ти лет

2. Занятия под открытым небом

3. Тренируются обнаженными.

4. Используют оливковое масло.

5. Стояли статуи известных атлетов.

гимнасия

1.выступали философы.

2. обучались красноречию.

3. Располагалась за городом.

Ученики формулируют вывод по таблице самостоятельно.

8. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Ребята! Сегодня мы с вами познакомились с системой обучения и воспитания Древней Греции. Мы сегодня побывали в школах и гимнасиях Древней Греции, и, наверное, вы поняли, что, несмотря на различные способы обучения, цель была одна - получение знаний, стремление к совершенствованию, к новым знаниям. Это именно то, что отличает человека от других живых существ.

Попытайтесь оценить свою работу на уроке. Рефлексия (Слайд 20)

Я узнал …                                                                                                                                                 Мне понравилось…  

Мне было трудно…                                                                                                                                     Я задумался…

Ученики оценивают себя по 5-ти бальной шкале, выставляют оценку в тетрадь (Самооценка).

Сдают тетради в конце урока. 

9. Домашнее задание.

Домашнее задание: § 38. Составить кроссворд по теме:  (греческая школа, палестра, гимнасии)

( Слайд 21)

Спасибо за урок!          (Слайд 22)

Запись домашнего задания учениками в дневники, подведение итогов урока.


Приложение 1.

Словарик терминов

Школа- учебное заведение для мальчиков, где обучали основным наукам.

Педагог – раб, сопровождающий  ребенка  в школу.

Палестра – школа  для  занятий  гимнастикой и другими видами спорта.

Гимнасии – учебные заведение  для  взрослых, где выступали философы.

Стиль – металлическая или костяная  палочка  для письма.

Красноречие - умение отстаивать своё мнение.

Диптих– деревянная дощечка покрытая воском для письма

Приложение 2.

Текст с ошибками (исправить не менее 9-ти ошибок)

Афинскую школу посещали все дети с 8 лет. Педагоги проводили занятия. В школе учились красноречию, музыке, поэзии. В палестрах мальчики учились читать, писать, считать. А в гимнасиях все занимались борьбой, бегом и развивали свое тело. Писали в школе на расщеплённом бамбуке, используя специальные перья и краску. Получать образование могли только богатые люди. Создавались специальные школы для девочек.

Литература:

  1. История Древнего мира: Учеб.для 5 класса общеобразовательных заведений. Вигасин

        А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение, 2012

  1. Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира: в 2 ч. / Г. И. Годер. — М.:

         Просвещение, 2011-12.

  1. Арасланова О.В. История Древнего мира: поурочные разработки к учебникам

        А.А.Вигасина и др. — М.: ВАКО, 2008. – 284 с.  Крючкина Н.Б.

  1. Дидактические игры, тесты, загадки по истории Древнего мира. Методическое пособие.

       – М, Творческий центр «Сфера», 2003.

  1. Петрович В.Г. и др. Уроки истории в 5 классе – М.: Творческий центр, 2004
  2. Принципы и положения для работы с технологическими картами [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://old.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077
  3. Якушина, Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/305985


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 5 классе "В Афинских школах и гимнасиях"

Урок-путешествие с элементами ролевой игры....

Урок в 5 классе "В Афинских школах и гимнасиях"

Материал содержит конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС, приложения к уроку (карточки для групп, проверочные задания и карты оценки работы в группе) и презентацию....

Презентация к уроку истории в 5 классе "Путешествие в афинские школы и гимнасии"

Презентация к уроку истории Древнего мира в 5 классе "Путешествие в афинские школы и гимнасии" явялется иллюстративным приложением к разработке урока. Ведущая технология - "погружение в историю" с эле...

Презентация к уроку "в афинских школах и гимнасиях", 5 класс

Презентация к уроку по всеобщей истории для 5 класса. Есть специальные задания для закрепления материала....

Тест " В Афинских школах и гимнасиях". 5 класс.История.

Тест к уроку истории  в 5 классе  по теме : " В Афинских школах и гимнасиях"...

урок истории в 5 классе по теме "В афинских школах и гимнасиях"

урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС (учебник А.А.Вигасин)...