Урок истории по теме "НАШЕСТВИЕ МОНГОЛО-ТАТАР НА РУСЬ". 6 класс
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Шембелиди Елена Григорьевна

Цель урока: рассмотреть причины, ход и последствия нашествия монголо-татар на Русь

 

Задачи урока:

 

Обучающие

 

- познакомить учащихся с завоеванием Руси монголо-татарами,

-рассмотреть  причины покорения Руси монголо-татарами;

 

Развивающие:

  -  совершенствовать умения работы с картой, историческими документами;

  - способствовать развитию творческого мышления; развивать умения излагать

   собственную позицию, выслушивать и принимать во внимание позицию других.

 

Воспитывающие:

- воспитывать любовь к Родине, чувство гражданского долга.

 

Тип урока: изучение нового материала

Методы и формы обучения:

Методы и приёмы обучения :

- эвристический

- частично-поисковый

- метод  проблемного изучения в обучении.

- репродуктивный

 

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа

 

Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, карта, документ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: НАШЕСТВИЕ МОНГОЛО-ТАТАР НА РУСЬ

                                                                     

Класс: 6

Цель урока: рассмотреть причины, ход и последствия нашествия монголо-татар на Русь

Задачи урока:

Обучающие

- познакомить учащихся с завоеванием Руси монголо-татарами,

-рассмотреть  причины покорения Руси монголо-татарами;

Развивающие: 

  -  совершенствовать умения работы с картой, историческими документами;

  - способствовать развитию творческого мышления; развивать умения излагать

   собственную позицию, выслушивать и принимать во внимание позицию других.

Воспитывающие:

- воспитывать любовь к Родине, чувство гражданского долга.

Тип урока: изучение нового материала

Методы и формы обучения:

Методы и приёмы обучения :

- эвристический

- частично-поисковый

- метод  проблемного изучения в обучении.

- репродуктивный

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа

Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, карта, документ.

План урока:

1. Создание державы Чингисхана. Сражение на реке Калке.

2. Вторжение в Рязанскую землю.

3. Разгром Владимирского княжества.

4. Поход на Новгород.

Ход урока:

 Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный момент

1 мин.

Добрый день, ребята!

( учитель отмечает отсутствующих)

Приветствуют учителя

2.Мотивация

5

-Я  хочу  начать  наш  урок  со  стихотворения. А вы, попробуйте  сформулировать  тему  нашего  урока. 

Был страшный год,

когда все страны
Боялись больше , чем огня,
Батыя – внука Чингисхана, 
Свое соседство с ним кляня
Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли, 
В осенний день, по степи голой, 
Топча сухие ковыли. 
Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда 
В одном стремлении жестоком
Сжигать и грабить города.

- Какова тема нашего урока?

Откройте тетради и запишите тему урока.

- давайте вместе с вами сформулируем план урока

- учитель озвучивает план урока и называет задачи

- в конце урока вы должны будете  ответить на вопрос:   Почему монголо-татарам удалось завоевать Русь?

Ученики формулируют тему урока

Учащиеся записывают

Учащиеся высказывают свои предложения

3. Изучение нового материала

3 мин.

4 мин.

1 мин.

1 мин.

3 мин

10 мин.

4 мин.

2 мин.

2 мин.

1)  Учитель по карте рассказывает об образовании монгольского государства во главе с  Чингисханом.  

2) предоставляет слово ученику, подготовившему сообщение о Чингисхане и о битве на р.Калке

3) Какие княжества существовали на Руси в начале ХIII в. ?

4) Разорение Рязанской земли

1237 г.- разорение Рязани монголо-татарами

Стр. 13. – индивидуальная работа с документом «Повесть о разорении Рязани Батыем»

- Кто такой Евпатий Коловрат?

-В чём состоит его подвиг?

5) Работа в группах

( каждая группа в течении 5 мин. изучает текст, источник. Затем один представитель от каждой группы характеризует полученный материал. Учитель по карте показывает основные этапы завоевания Руси моноло-татарами)

1-я группа

стр. 14-15 «Разгром Владимирского княжества»

( Какие города Владимиро-Суздальского княжества оказали  наибольшее сопротивление врагу?

- Назовите предводителей русского войска)

2-я группа

стр. 15 « Поход на Новгород»

( Почему Новгороду удалось избежать разорения?

- Почему Козельск прозвали

,, злым городом” ?)

3-я группа

стр. 18 – работа с документом

«Летопись о взятии монголами Киева»

( -Как киевляне защищали город?

- О каком вооружении говорится в документе? )

6) Запишем основные даты этого периода.

1237-1240 - завоевание монголами Руси

1237 - завоевание Рязанской земли

февраль 1238 - разгром Владимирского княжества

март 1238 - поход Батыя на Великий Новгород

март 1238 - оборона г. Козельска

1239–1242 - второй поход Батыя на Русь

1240 - завоевание г. Киева

весна 1241 г. - поход Батыя в Европу

7) Подумайте, в чём состояла особенность монгольского войска?

8)  Почему монголо-татарам удалось завоевать Русь? Назовите главные причины побед войска Батыя.

9) Объясните термины:

Ярлык, баскаки

- слушают рассказ учителя

- один ученик рассказывает сообщение, другие учащиеся слушают выступающего

- называют основные княжества

Читают и отвечают на вопросы

Учащиеся изучают текст и поочерёдно выступают с сообщением.

- Москва, Рязань, Владимир

- воевода Филипп Нянька, воевода Пётр Ослядюкович.

- Действие жителей Торжка  ( упорное сопротивление и уничтожение складов с зерном)

- Недостаток продовольствия и боеприпасов

- Боязнь действий в условиях весенней распутицы и лесистой местности.

Особенности монгольского войска:

1. Жёсткая дисциплина

2. Строгая подчинённость.

3.Коллективная ответственность в бою.

4.Тактика ложного отступления.

5.Заманивание врага под удар главных сил.

6.Использование осадной техники.

1. Военная и политическая разобщённость русских земель

2. Недостаток военных сил русских земель

3. Наличие сильной армии у монголо-татар

4.Закрепление

2 мин.

1. Чингисхана звали:

     А) Батый   Б) Шибан    

     В) Тахтамыш    Г) Темучин

2. .Битва на Калке состоялась в:

      А) 1221г       Б) 1245г      

        В) 1223г      Г) 1224г

3. Второй поход Батыя на Русь начался в:

       А) 1239г      Б) 1236г    

       В) 1238г    Г) 1240г

4. 4 марта 1238 года на р.Сити вместе со своей дружиной погиб князь:

А) Юрий Всеволодович

Б) Святослав Игоревич

В) Всеволод «Большое гнездо»

Г) Мстислав Тмутараканский

5. Рефлексия

1 мин.

- Достигли ли вы поставленных в начале урока целей?

- Что для вас было интересным?

- Что показалось сложным?

6. Домашнее задание

1 мин.

& 16, вопрос 2-5


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Нашествие монголо-татар на Русь Шембелиди Елена Григорьевна учитель истории МБОУ СОШ № 2

Слайд 3

ЗАДАЧИ УРОКА: Обучающие - познакомить учащихся с завоеванием Руси монголо-татарами, -рассмотреть причины покорения Руси монголо-татарами; Развивающие : - совершенствовать умения работы с картой, историческими документами; - способствовать развитию творческого мышления; развивать умения излагать собственную позицию, выслушивать и принимать во внимание позицию других. Воспитывающие : - воспитывать любовь к Родине, чувство гражданского долга.

Слайд 4

Был страшный год, когда все страны Боялись больше , чем огня, Батыя – внука Чингисхана, Свое соседство с ним кляня… Был страшный век, когда монголы На Русь лавиною пошли, В осенний день, по степи голой, Топча сухие ковыли. Так шла чудовищным потоком На Русь монгольская орда В одном стремлении жестоком Сжигать и грабить города

Слайд 5

ПЛАН УРОКА Создание державы Чингисхана. Сражение на реке Калке. 2. Вторжение в Рязанскую землю. 3. Разгром Владимирского княжества. 4. Поход на Новгород.

Слайд 7

Создание державы Чингисхана. В центре Азии с древнейших времён кочевали монгольские племена. Энергичный и беспощадный властелин Темучин принял имя Чингисхана – небесного хана и сумел подчинить себе монгольские племена и соседние тюркские. В начале XIII века на съезде монгольской знати Темучин был провозглашён правителем Монгольского государства.

Слайд 8

БАТЫЙ – ВНУК ЧИНГИСХАНА В 1235 году совет монгольских ханов решил начать поход на Запад. Войско возглавил внук умершего к тому времени Чингисхана Батыя.

Слайд 9

Вторжение в Рязанскую землю Город был стёрт с лица земли. По преданию, уцелевшие жители Рязанской земли собрали дружину, которую возглавил Евпатий Коловрат.

Слайд 10

ПОХОД НА НОВГОРОД

Слайд 11

Особенности монгольского войска: 1. Жёсткая дисциплина 2. Строгая подчинённость. 3.Коллективная ответственность в бою. 4.Тактика ложного отступления. 5.Заманивание врага под удар главных сил. 6.Использование осадной техники.

Слайд 12

ПРИЧИНЫ МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО ЗАВОЕВАНИЯ РУСИ 1. Военная и политическая разобщённость русских земель 2. Недостаток военных сил русских земель 3. Наличие сильной армии у монголо-татар

Слайд 13

ЗАКРЕПЛЕНИЕ 1. Чингисхана звали: А) Батый Б) Шибан В) Тахтамыш Г) Темучин 2. .Битва на Калке состоялась в: А) 1221г Б) 1245г В) 1223г Г) 1224г 3. Второй поход Батыя на Русь начался в: А) 1239г Б) 1236г В) 1238г Г) 1240г 4. 4 марта 1238 года на р.Сити вместе со своей дружиной погиб князь: А) Юрий Всеволодович Б) Святослав Игоревич В) Всеволод «Большое гнездо» Г) Мстислав Тмутараканский

Слайд 14

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я узнал о… Мне было интересно … Я попробую… Меня удивило…

Слайд 15

Домашнее задание & 16, вопрос 2-5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (история, георгафия, литература) для учащихся 6-7 классов на тему: "Мифы Древней Греции. Титан Прометей."

На уроке совершается путешествие в современную Грецию, чтобы отыскать следы прошлого. Происходит краткое  ознакомление с атрибутами Греции и, как эти символы связаны с Древней Грецией. Дети знако...

Тематическое планирование уроков истории и формирование антикоррупционного мировоззрения в 10 классе

Примерное планирование но интегрированному курсу Всеобщей и Российской истории 10 класс. (70 часов) Учебник «Россия и мир с древнейших времён до конца XIX века». / О.В.Волобуев,  В.А...

"Финикийские мореплаватели" - урок истории по методике Ривина - Дьяченко в 5 классе "

Данный урок разработан для класса с небольшим количеством учеников по методике Ривина - Дьяченко. Урок предполагает изучение нового материла в интерактивной форме, когда за урок дети побывают и в роли...

УРОК ИСТОРИИ АГРАРНАЯ РЕФОРМА П.А.СТОЛЫПИНА 9 КЛАСС

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВКЛЮЧАЕТ ЦЕЛИ, ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ИТОГИ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ....

Урок истории "И будет помнить вся Россия...", 9 класс

Конспект открытого урока  по истории России для учащихся 9 класса...

Методическая разработка урока истории по теме «Русско-японская война» 9 класс, «История России. XX век»

В кусе изучения «Истории России  XX век» рассмотрение темы «Русско-японская война» предполагается в контексте  раздела «Внешняя политика Николая II» (по программе А.А.Данилова,  Л.Г.Кос...

Совмещенный урок истории в 9 –м и 11-м классе «История зарубежных стран сквозь призму художественной литературы и киноискусства»

Конспект совмещенного урока истории в 9-м и 11-м классе является итоговым при изучении Новейшей истории. В начале курса ребятам было предложено подготовить мини-проект по фильму (9класс), книге (11 кл...