Программа "Культура эпохи Средневековья" 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) по теме

Фефилова Татьяна Юрьевна

Авторская программа курса "Культура эпохи Средневековья" для учащихся 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kultura_srednevekovya.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«Угутская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено:

руководитель МО

МБОУ «Угутская СОШ»

___________/ Шишкина Е.М./

Протокол № 7

«29» августа 2015 г.

Согласовано:

руководитель методсовета

МБОУ «Угутская СОШ»

_____________/Алтаева М.Г./

Протокол № 3

от «30» августа 2015г.

Утверждаю:

директор

МБОУ «Угутская СОШ»

____________/Титоренко Е.В./

Приказ № 555

от «31» августа 2015 г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Культура эпохи Средневековья»

Уровень образования:  основное общее образование

                 Класс 6 «А»

Составил(а) Фефилова Татьяна Юрьевна,

кандидат культурологии,

учитель истории и обществознания

 

с.п. Угут

2015-2016 учебный год

1. Пояснительная записка

Программа адресована Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Угутская средняя общеобразовательная школа» для 6 классов и разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Главная цель изучения истории в современной школе - образование, развитие и воспитание личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применять исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Задачи изучения истории в основной школе:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 6А класса и специфики классного коллектива. В классе обучаются 18 детей, из которых 7 мальчиков и 11 девочек.

Основная масса обучающихся класса – это дети с высоким уровнем способностей и средней мотивацией учения, которые в состоянии освоить программу факультативного курса.

2. Общая характеристика учебного курса «Культура эпохи Средневековья» в 6 классах

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого.      

Посредством программы реализуются три основные функции истории:

- познавательно,  развивающая функция, обеспечивающая изучение исторического пути разных стран и народов, отражение явлений культуры в истории человечества;

- мировоззренческая функция, обеспечивающая формирование представлений об обществе, общей картины мира на основе знаний истории культуры.

Данная программа обеспечивает возможность создания широкого образовательного пространства для ознакомления  с эпохой, когда общество начало осознавать своё многообразие.

Структура и содержание программы соответствуют образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Программа основной  образовательной школы нацеливает на формирование систематизированных знаний о различных исторических этапах развития человеческой цивилизации.

Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание наиболее важным сквозным проблемам  развития культуры человеческого общества, проследить динамику развития культуры и выделить ее основные этапы. Там, где возможны исторические параллели и аналогии, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.

Наряду с обозначенным подходом, реализующим содержание программы по истории культуры, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач  ФГОС также являются:

  • деятельностный  подход, ориентированный  на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;
  • компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы формирование комплекса общеучебных (универсальных,  надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личных качеств и отношений у учащихся основной школы;
  • дифференцированный  подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т.д.
  • личностно-ориентированный подход, рассматривающий  обучение как осмысленное, самостоятельное инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задачи учителя в контексте этого подхода – мотивация и стимулирование осмысленного учения;
  • проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний ( по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый  и исследовательский характер. Под проблемой ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате  выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию, а высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и не исчерпывающий) принцип развивающего обучения.

       Содержание курса истории культуры конструируется на следующих принципах:

  • принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление следует изучать в динамике. Событие и личность не могут быть исследованы вне временных рамок;
  • принцип объективности, основанный а фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно;
  • принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоёв населения, отдельных личностей, различных форм их проявления в обществе;
  • принцип альтернативности, предполагающий гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. Действие принципа альтернативности позволяет увидеть неиспользованные  возможности  в конкретном процессе, увидеть перспективные пути развития.

     Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программы  соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания  внутрикурсовых и межпредметных связей.

    Соблюдение  и сочетание всех принципов познания истории обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого.

3. Место учебного предмета «Культура эпохи Средневековья» в учебном плане

Курс рассчитан на учащихся 6 класса общеобразовательной школы. 1 час в неделю, 35 учебных недель. Общая учебная нагрузка по предмету — 35 учебных часов.

4. Результаты обучения и усвоение содержания курса истории

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории предполагают реализацию деятельностного,  компетентностного и личностно-ориентированных подходов в процессе усвоения программы.

Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетание знаний и умений, видов деятельности, приобретённых  в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств  и свойств учащихся.

Личностные  результаты:

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

  • способность применять понятийный аппарат знания по истории культуры и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; - готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

5. Содержание курса

«Культура эпохи Средневековья», 6 класс

(1 час в неделю, 35 часов)

Введение.

Средние века: понятие и хронологические рамки. Связь понятия  «средние века»  с отношением к средневековой культуре. Отношение к средневековой культуре в эпоху Возрождения. Просветители о средневековой эпохе. Место средневековой культуры во всемирно-историческом развитии человечества. Средневековая западноевропейская культура как часть общечеловеческой культуры.

Раздел I. Культура Западной Европы

Культура в период раннего средневековья: становление средневековой культуры. Исторические условия становления и идейно-культурные  истоки средневековой культуры. Германские вторжения на территорию Западной Римской империи и ее распад. Общий упадок культуры в Западной Европе после  «варварских»  вторжений. Сущность и специфические черты средневекового способа отношения к миру. Средневековая культура и проблема становления человека как личности: от типичности человека к человеку, выполняющему социальную роль. Социальный идеал средневековой культуры: отношение к бедности, отношение к труду. Магия и христианство.  Христианизация Европы. Возникновение университетов и развитие образования.  Средневековые рукописи. Книга и ее место в культуре. Средневековая наука и магия. Алхимия. Культура средневекового города. Феномен рыцарства в средние века. Средневековое искусство. Символичность изобразительного искусства средневековой культуры. Романская архитектура. Орнаментальность романского стиля. Готический стиль. Рыцарская литература. Народная культура. Фольклорные традиции народной культуры. Карнавальный характер средневековой культуры. Художественная культура в XII-XIII вв.

Раздел II. Культура Византийской империи

Распространение христианства в Византийской империи. Влияние церкви на византийскую культуру. Церковные реформы в Византии. Иконоборчество. Основные направления динамики византийской культуры в X-XII вв.  Византийская литература. Светское образование в XI-XII вв. Византийская архитектура.  Изобразительное искусство. Система христианских этических и эстетических ценностей Византии.

Раздел III. Культура Средневекового Востока

Культура арабо-мусульманского мира на основе ранних, доисламских культурах Ближнего Востока и Северной Африки. Значение города. Торговля. Духовенство в исламе как единого государственного аппарата, элемент политической и административной системы. Материальная культура средневекового Ближнего Востока. Философия средневекового Востока. Тесная взаимосвязь философии и естественнонаучного знания - медицинского, физического и химического, математического и астрономического. Художественная культура арабо-мусульманского средневековья.

Раздел IV. Культура России в эпоху Средневековья

Искусство Киевской Руси. Историческое значение принятия Русью христианства от Византии. Архитектура Киевской Руси. Монументальное строительство времени Ярослава Владимировича. Программа развития столичного города. Монументально-декоративная живопись Киевской Руси. Ансамбль росписей собора Св. Софии в Киеве. Фресковая роспись в Дмитриевском соборе во Владимире – творение высококлассных византийских живописцев. Средневековой Руси XII – начала XIII вв. Значение явленного, нерукотворного образа. Основные варианты иконографии Богоматери и Спасителя. Архитектура Новгорода. Сложение новгородского типа храма в конце XIII – XIV вв., его конструктивные особенности, объёмное построение, структура интерьера. Система декорирования фасадов новгородских церквей второй половины XIV столетия. Оборонительное зодчество псковской земли: крепость в Изборске, псковский Кром. Иконопись. Сведения о личности и работах Феофана Грека. Новгородская иконопись XV в. – крупнейшая из «местных» школ времени объединения Руси. Искусство Московского княжества. Архитектура. Каменное строительство времени Ивана Калиты. Строительство белокаменных укреплений Московского Кремля в 1360-х гг. Живопись. Московская школа иконописи XIV в. Русский высокий иконостас и версии о его происхождении в связи с особой ролью иконы в интерьере русского храма. Московская живопись 1-й трети XV в. и творчество Андрея Рублёва. Искусство централизованного русского государства. Архитектура. Строительство стен и башен Московского Кремля при Иване III: идейная программа ансамбля. Зодчество XVI в. Бесстолпные и шатровые храмы. Иконопись и фрески конца XV – начала XVI вв. Творчество Дионисия и его мастерской. Иконопись XVI в. Быт и нравы. «Домострой». Декоративно-прикладное искусство. Русские народные промыслы. Костюм в России XV – XVI вв.


6. Тематическое планирование курса «Культура эпохи Средневековья» в 6 А классе

№ п.п

Название раздела

Кол-во часов

В том числе на проведение

Основные виды учебной деятельности

Инвар.

Вар.

Лабораторных работ

Практических работ

Контрольных работ

Введение.

1

Формулировать понятие «средние века». Знать основные черты эпохи средневековья, основные хронологические рамки эпохи.

Раздел I. Культура Западной Европы

13

4

Знать исторические условия становления и идейно-культурные  истоки средневековой культуры. Понимать и уметь объяснять феномен рыцарства в средние века. Формулировать особенности культуры средневекового города. Различать романский и готический стиль в архитектуре.

Раздел II. Культура Византийской империи

2

1

Объяснять влияние церкви на византийскую культуру. Знать основы церковной реформы в Византии, основные направления развития византийской культуры

Раздел III. Культура Средневекового Востока

3

1

1

Знать и уметь объяснить роль духовенства в исламе. Знать основные особенности культуры арабо-мусульманского мира. Формулировать специфику тесной взаимосвязи философии и естественнонаучного знания арабов.

Раздел IV. Культура России в эпоху Средневековья

16

4

1

Знать историческое значение принятия Русью христианства от Византии. Узнавать памятники архитектуры Киевской Руси. Знать основные варианты иконографии Богоматери и Спасителя. Уметь охарактеризовать иконопись. Знать основные этапы строительства и особенности фортификации укреплений Московского Кремля. Уметь описывать быт и нравы русского средневековья. Отличать особенности декоративно-прикладное искусство Руси. Узнавать и описывать виды русских народных промыслов.

ИТОГО:

35

10

2


7. Планируемые результаты учебного курса

Предполагается, что в результате изучения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

  • локализовать во времени общие рамки и события культуры Средневековья, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

  • характеризовать основные стили искусства;
  • знать особенности культуры Западной Европы, Византии, Ближнего Востока и России;
  • группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:

  • использовать произведения искусства и культуры, как исторический источник;
  • проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;

4. Описание (реконструкция):

  • составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры;

5. Анализ, объяснение:

  • раскрывать характерные, существенные черты ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

6. Работа с версиями, оценками:

  • сопоставлять развитие культуры Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности;
  • давать оценку личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков;

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
  • использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
  • способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

В комплект учебных материалов по курсу входят:

  1. хрестоматии, сборники документов;
  2. настенные карты, таблицы, иллюстрации, картографические и изобразительные электронные материалы;
  3. справочные издания, энциклопедии (в книжной и электронной форме);
  4. книги для чтения.

Названные материалы могут быть представлены как в виде традиционных изданий, так и на электронных носителях.

Комплект методических материалов и пособий для учителя включает:

  1. программно-нормативные документы;
  2. тематическое планирование;
  3. предметные и курсовые методические пособия;
  4. методические рекомендации по изучению отдельных вопросов, организации учебной работы.

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться, относятся компьютер,  проектор, цифровой фотоаппарат, DVD-плеер, телевизор, и др.

9. Календарно-тематическое планирование по курсу «Культура эпохи Средневековья»

 в 6 А классе

Номер урока

п/п

Тема

Дата проведения

Этноэкологическое образование

Примечания

Дата планируемая

Дата фактическая

Введение.

04.09.15

04.09.15

Раздел I. Культура Западной Европы

Становление средневековой культуры

11.09.15

11.09.15

Социальный идеал средневековой культуры

18.09.15

18.09.15

Христианизация Европы

25.09.15

25.09.15

Возникновение университетов и развитие образования

02.10.15

02.10.15

Средневековые рукописи. Книга и ее место в культуре

09.10.15

09.10.15

Средневековая наука и магия. Алхимия

16.10.15

16.10.15

Феномен рыцарства в средние века

23.10.15

23.10.15

Материальная культура Средневекового города

30.10.15

30.10.15

Романская архитектура

13.11.15

13.11.15

Готический стиль

20.11.15

20.11.15

Рыцарская литература

27.11.15

27.11.15

Карнавальный характер средневековой культуры

04.12.15

04.12.15

Сочинение-письмо «Я живу в Париже»

11.12.15

11.12.15

Раздел II. Культура Византийской империи

Византийская культура

18.12.15

18.12.15

Создание славянской письменности

25.12.15

25.12.15

Раздел III. Культура Средневекового Востока

Культура арабо-мусульманского Востока

15.01.16

15.01.16

Материальная культура арабского Востока

22.01.16

22.01.16

Игра-домино «Культура Средневековья»

29.01.16

29.01.16

Раздел IV. Культура России в эпоху Средневековья

Принятие христианства.

05.02.16

05.02.16

Урок-игра «Крещение Руси»

12.02.16

12.02.16

Особенности древнерусской архитектуры.

19.02.16

19.02.16

Древние русские монастыри.

26.02.16

26.02.16

Фресковая живопись

04.03.16

04.03.16

Древнерусские города.

11.03.16

11.03.16

Сочинение «Я приехал в Новгород»

18.03.16

18.03.16

Древнерусская живопись. Русская икона.

01.04.16

Письменность и книгопечатание.

08.04.16

Искусство Москвы.

15.04.16

Колокольные звоны.

22.04.16

Архитектура и живопись в XIV - XVI веках

29.04.16

Декоративно-прикладное искусство. Русские народные промыслы.

06.05.16

Быт и нравы средневековой Руси.

13.05.16

Русский костюм XV-XVI вв.

20.05.16

«Круглый год». Русские народные праздники.

27.05.16

10. Литература

  1. Барская Н. А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М.: «Просвещение», 1993.
  2. Беседы о живописи в школе. Искусство. – М., 1996.
  3. Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. – М., 1993.
  4. Васильев Л. С. История религий Востока. – М., 1983.
  5. Взаимодействие древнерусской литературы и изобразительного искусства. – Л., 1989.
  6. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. – М., 1987.
  7. Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. – М., 1996.
  8. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. – М., 2000.
  9. Древняя одежда народов Восточной Европы: Материалы к историко-этнографическому атласу / Под ред. М. Г. Рабиновича. –М., 1986.
  10. Из истории культуры средних веков и Возрождения. –М., 1976.
  11. Ипатов А. Н. Православие и русская культура. – М., 1985.
  12. Костомаров Н. И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. –М., 1993.
  13. Лихачев С. Д. Человек в литературе древней Руси. – М., 1970.
  14. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. – СПб., 1994.
  15. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. – М., 1994.
  16. Русская культура. В помощь школьнику. – М., 1997.
  17. Рыбаков Б. А. Мир истории. Начальные века русской культуры. – М., 1987.
  18. Энциклопедический словарь юного историка. – М., 1990.
  19. Энциклопедический словарь юного художника. – М., 1987.
  20. Ястребицкая А. Л. Западная Европа XI – XIII веков. – М., 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачетный тест по теме «Петровская эпоха». 10 класс

Дифференцированный зачет (3 уровня сложности) в 2-х вариантах с ключом для проверки....

Конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга: "Наследие петровской эпохи" (7 класс)

Урок разработан в соответствии с программой по истории и культуре Санкт-Петербурга Ермолаевой Л.К.Тема"Петровский Петербург" всегда вызывает интерес у учащихся, так как связана с истоками основания го...

Урок по теме"«Европеизация быта и нравов российского общества в петровскую эпоху», 7 класс

Данный урок посвящён изменениям и преобразованиям в быту и культурре в эпоху Петра 1. Изучение новой темы опирается  на работу с историческими документами....

Презентация" Великобритания. Конец викторианской эпохи" 8 класс

Презентация" Великобритания. Конец викторианской эпохи" 8 класс...

Памятники доколумбовой эпохи 9 класс

Тест по МХК 9 класс к УМК Бакланова Т.И и Сокольникова Н.М....

Памятники доколумбовой эпохи 9 класс

Тест по МХК у УМК Бакланова Т.И и Сокольникова Н.М...