Экономические реформы конца 1960-х - начала 1970-х гг.
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Коршенко Сергей Вадимович

На уроке предпринята попытка обсудить попытки экономических преобразований в СССР в к. 1960-х - н. 1970-х гг.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Экономические реформы в СССР в конце 1960-х гг. – начале 1970-х гг.».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Проблема: в чем проявился «застой» в экономике СССР?

Цели урока:

  1. Охарактеризовать экономические реформы А.Н. Косыгина, их итоги и значение для Советского Союза.
  2. Продолжать развивать умение работы с источниками личного происхождения и статистикой.
  3.  Воспитывать патриотизм и сопричастность трудящимся Советского Союза.

Оборудование:

  • Загладин Н.В., Минаков С.Т. и др. История Отечества. 20 век: Учебник для 9 класса общеобр. учреждений. М., 2005. – 400 с.
  • Проектор, экран, компьютер, презентация: «Экономические реформы в СССР в конце 1960-х гг. – начале 1970-х гг.».
  • Раздаточные материалы: статистические данные и письмо академика М. Моисеева».

Блок урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

№ слайда

Организационно-мотивационный  блок

Вначале предлагаю сыграть в «Верю – не верю», если не согласитесь, то исправьте ошибку:

  1. Правда, что реабилитация – это восстановление в правах невинно осужденных?
  2. Правда, что освоение целинных земель началось в 1952 году?
  3. Правда, что на XXII Съезде КПСС было принято постановление «О преодолении культа личности и его последствий»?
  4. Правда, что запуск первого в мире искусственного спутника произошел в 1957 году?
  5. Правда, что в экстенсивном методе развития экономики используются достижения научно-технического прогресса?
  6. Правда, что МТС – это машинно-тракторные станции?
  7. Правда, что за период 1955 – 1963 гг. чисто колхозов увеличилось?
  8. Правда, что за тот же период число посевных площадей под пшеницу увеличилось вдвое?
  9. Правда, что вместо совнархозов создавались отраслевые министерства?
  10. Правда ли, что продолжительность рабочей недели увеличилась с 46 ч до 48 ч в неделю?

  1. Да

  1. Нет, в 1954 году
  2. Нет, на XX Съезде КПСС

  1. Да

  1. Нет, используются дополнительные людские и материальные ресурсы
  2. Да
  3. Нет, уменьшилось больше чем в 2 раза
  4. Нет, число посевных площадей под кукурузу увеличилось вдвое
  5. Все наоборот

  1. Нет, рабочая неделя уменьшилась с 48 до 46 часов в неделю

1

После отставки Н.С. Хрущева пост Первого секретаря ЦК КПСС занял Л.И. Брежнев. Период его правления уже в конце 1980-х гг. был назван периодом «застоя».

  1. С чем у вас ассоциируется понятие «застой»?
  2. Проблемный вопрос: В чем проявился «застой» в экономике СССР?
  3. С какими проблемами столкнулся СССР в середине 1960-х гг. Прил. 1.

Сформулируйте тему урока, запишите в тетрадь.

  1. Какая пятилетка по счету начнется в 1965 году?
  2. С проблемами, в каких отраслях экономики, СССР столкнулся в первые годы правления Л.И. Брежнева?
  3. Что предлагает М. Моисеев для решения вышеуказанных проблем?  (Прил. 1).

Индивидуальное сообщение о Л.И. Брежневе

Остановка, паралич, затишье, задержка и т.д.

Ответ дают в конце урока

Предполагают варианты темы урока

8-я по счету

В сельском хозяйстве

М. Моисеев предлагает перейти на товарное производство и товарный обмен, развивать рыночные отношения между советской деревней и городом.

2

Информационный блок

Первые реформы в областях сельского хозяйства и промышленности связаны с именем А.Н. Косыгина.

Используя учебник (стр. 267), заполните в тетради таблицу «Экономические реформы А.Н. Косыгина».

Реформы в области сельского хозяйства

Реформы в области промышленности

Индивидуальное сообщение о А.Н. Косыгине

Учащиеся даю следующие ответы:

Реформы в области сельского хозяйства:

  1. Отменен запрет на ведение личного подсобного хозяйства;
  2. Увеличение закупочных цен на продукцию совхозов и колхозов;
  3. Устанавливался твердый план государственных закупок;
  4. В колхозах вводились стабильные денежные оклады;
  5. Увеличились посевные площади под пшеницу и рожь за счет сокращения посевов кукурузы

Реформы в области промышленности:

  1. Вводился хозрасчет (предприятия получили возможность корректировать производственные планы);
  2. Введена система материального стимулирования производителей (предприятиям разрешалось оставлять часть прибыли в целях расширения производства и материального поощрения работников)

3

Для того, чтобы ознакомиться с результатами экономической политики СССР вам предлагается поработать со статистикой. Прил. 2. Табл. 1.

Сравните потребление мяса, молока и фруктов в СССР в 1961 и 1971 гг.

Сравните потребление тех же продуктов в СССР, США и Японии соответствующие годы

С какими факторами будут связаны данные результаты в различных странах мира?

Прил. 2. Табл. 2. Сравните динамику среднемесячной зарплаты в 1965 и 1970 гг.

Сравните зарплату рабочих и служащих в разных отраслях советского народного хозяйства.

Прил. 2. Табл. 3. Сравните товары, произведенные в 1960 и 1970 гг. с положенными нормами.

Как изменилась ситуация с обеспечением населения СССР данными товарами за 10 лет?

Какие виды товаров были наиболее доступны для жителей СССР?

Используя таблицу по среднемесячной зарплате, назови отрасли народного хозяйства, чьи работники и служащие могли позволить себе купить данные товары.

Мяса, молока и фруктов в 1971 году стали потреблять больше, чем 10 лет назад. Но при этом и население СССР увеличилось на 40 млн человек за данный период

В США по производству молока показатели за 10 лет уменьшились, а не увеличились, а рост потребления в Японии связан с т.н. «японским экономическим чудом»

Научно-технический прогресс и др., а некоторое отставание СССР в сельском хозяйстве можно объяснить вкладыванием больших средств в развитие промышленного производства и т.д.

Среднемесячная зарплата с 1965 – 1970 гг. в основном возросла, кроме служащих аппарат управления, где не изменилась.

Наиболее высокая зарплата в СССР была в аппарате управления и в строительстве; наименьшая – в сельском хозяйстве и в образовании.

И в 1960-м, и в 1970-м производство всех товаров отстает от нормы.

За 10 лет все виды товаров стали производится в большем количестве, кроме радиоприемников.

Для жителей СССР наиболее доступными были часы всех видов, затем швейные машины, холодильники, телевизоры и радиоприемники.

Позволить купить себе данные товары могли только высокооплачиваемые рабочие и служащие, к примеру из строительной отрасли, или из отрасли науки.

Итоги восьмой пятилетки в последний день 1970 года были подведены в ежегодном новогоднем обращении Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежневым. (Просмотр видеоролика)

  1. В каких отраслях СССР добился наибольших успехов?

  1. С каким настроением СССР вступает в 1971 год?

Однако, несмотря на все достижения Советского Союза по результатам восьмой пятилетки, уже тогда жители СССР столкнулись с некоторыми экономическими трудностями, к примеру, в стране стала процветать теневая экономика? Что это такое, на ваш взгляд?

Стр. 270 – 272 – выпишите основные причины экономических трудностей СССР в 1970-е гг.

Строительство, энергетическая промышленность, производство стали, добыча нефти, химическая промышленность, сбор зерна, машиностроение, образование и космонавтика.

С хорошим, бодрым, позитивным настроением

Торговля вне закона, нелегальное производство товаров и т.д.

В тетрадях:

  1. достижения НТР в производство шло медленно.
  2. Основным источником стабильности в экономики СССР оставались высокие цены на нефть и т.д.

4

Аналитический блок и первичный контроль (Прил. 3)

Таким образом, подводя итог результатам экономических реформ 1960-х – 1970-х гг., к каким выводам мы может прийти?

  • Каковы итоги экономических реформ А.Н. Косыгина?

  • Несмотря на проведенные реформы, как проявился «застой» в экономике СССР?

  • Но что способствовало стабилизации обстановки в СССР в эти годы?

Улучшилось снабжение продовольствием населения СССР, увеличились среднегодовые темпы прироста производства и т.д.

Отчасти помехи реформам создавали затруднения на международной арене, из-за чего СССР пришлось наибольшее внимание уделить военно-промышленному производству, вдобавок, периодически с прилавков магазинов исчезали товары первой необходимости, что привело к появлению теневой экономики.

Те же высокие цены на нефть и газ, способствовали повышению условий жизни людей и временно стабилизировали обстановку в стране.

Оцен. блок

Выставление и комментирование оценок. Вербальная оценка деятельности класса в целом

Инструкции по выполнению домашнего задания: Пар. 34 (читать), приведите примеры, иллюстрирующие благосостояние населения города и деревни в эпоху «застоя» (письменно)

Выставляют оценки друг другу за работу в классе.

Записывают домашнее задание.

Рефлексия

Запись на доске понятия «хозрасчет» следующим образом:

Х _______________________

О _______________________

З _______________________

Р _______________________

А _______________________

С _______________________

Ч _______________________

Е _______________________

Т _______________________

Учащимся предлагается дополнить каждую букву этого понятия таким словом, которое будет связано с проблемой внутренней политики СССР в послевоенные годы.

Приложение 1

Из письма члена-корреспондента Академии сельскохозяйственных наук СССР М. Моисеева на имя Л.И. Ленина и А.Н. Косыгина (1 февраля 1965 г.).

«Обратиться лично к Вам меня побуждает только что опубликованное сообщение Центрального Статистического Управления об итогах 1964 года. Сообщение бьет в литавры. А между тем мы никогда не падали до 70% прироста промышленного производства, об итогах по сельскохозяйственному производству и говорить трудно… Я не могу приводить много иллюстраций этого. Но скажу лишь, что если в 1928 году… для того, чтобы купить 1 кг сахара, мужик должен был продать 7 кг пшеницы, а  в1962 году надо было для покупки 1 кг сахара сдать государству 14 кг пшеницы, то сейчас за кг сахара надо сдать 15 – 16 кг пшеницы…

Все мои предложения в области экономических отношений с деревней сводятся к одному – надо восстановить объективно присущее социализму товарное производство и товарный обмен в народном хозяйстве… бояться расширения рыночных отношений между городом и деревней теперь, когда мы имеем прочно утвердившиеся совхозы и колхозы – просто странно. Пусть развиваются и богатеют колхозы и совхозы, ибо в этом и только в этом заключается подлинное развитие их к коммунизму…».

Вопросы:

  1. Какая пятилетка по счету начнется в 1965 году?
  2. С проблемами, в каких отраслях экономики, СССР столкнулся в первые годы правления Л.И. Брежнева?
  3. Что предлагает М. Моисеев для решения вышеуказанных проблем?

Приложение 2

Таблица: «Потребление мясных и молочных продуктов питания, а также фруктов в СССР и иных промышленно развитых странах (кг в год)»

1961

1971

Задания:

  1. Сравните потребление мяса, молока и фруктов в СССР в 1961 и 1971 гг.;
  2. Сравните потребление тех же продуктов в СССР, США и Японии соответствующие годы;
  3. С какими факторами будут связаны данные результаты в различных странах мира?

мясо

молоко

фрукты

мясо

молоко

фрукты

СССР

39,6

157,5

18,4

48,6

194,4

36

США

88,8

266,1

76,9

108,3

243,5

93,4

Великобритания

69,4

228,7

54,8

72,5

231,5

62,6

Польша

46,6

207,2

18,2

56,5

263,2

28,5

Австрия

65,4

219,2

134,1

78,4

219,4

109,4

Канада

78,7

251,3

95,6

95,4

222,4

86,2

Швеция

50,6

298,8

61

51,9

311

84,2

Япония

7,4

18,1

29,2

19,6

45,4

52,9

Таблица: «Среднемесячная зарплата рабочих и служащих в СССР (в руб. в мес.)»

Отрасли народного хозяйства

1965 год

1970 год

Задания:

  1. Сравните динамику среднемесячной зарплаты в 1965 и 1970 гг.;
  2. Сравните зарплату рабочих и служащих в разных отраслях советского народного хозяйства.

Все

96,5

122

Промышленность

104,2

133,3

Сельское хозяйство

75

101

Строительство

111,9

149,9

Наука и научное обслуживание

120,6

139,5

Аппарат управления

123,2

123,2

Образование

76

108

Культура

-

84,8

Здоровье

-

92

Таблица: «Обеспеченность населения товарами культурно-бытового и хозяйственного назначения в СССР (шт. на 100 семей)»

Товары

Норма

1960 год

1970 год

Задания:

  1. Сравните товары, произведенные в 1960 и 1970 гг. с положенными нормами.
  2. Как изменилась ситуация с обеспечением населения СССР данными товарами за 10 лет?
  3. Какие виды товаров были наиболее доступны для жителей СССР?
  4. Используя таблицу по среднемесячной зарплате, назови отрасли народного хозяйства, чьи работники и служащие могли позволить себе купить данные товары.

Часы всех видов

640

286

411

Радиоприемники

250

46

42

Телевизоры

135

8

51

Магнитофон

12

0,5

7

Холодильник

110

4

52

Легковые автомобили

1

2

Швейные машины

98

35

56

Приложение 3

1. Экономическая реформа второй половины 1960-х гг. предполагала:

А. разрешение свободного обмена иностранной валютой

В. замену министерств совнархозами

Б. полную отмену директивного планирования

Г. введение принципов хозрасчета

2. В ходе проведения аграрной реформы 1965 г.:

А. были ликвидированы колхозы

В. повысились закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию

Б. увеличился экспорт российского хлеба за границу

Г. были созданы фермерские хозяйства

3. в ходе проведения реформы в промышленности в 1965 г.:

А. было сокращено число планируемых сверху показателей

В. были закрыты предприятия – гиганты

Б. было разрешено свободное предпринимательство

Г. был сокращен управленческий аппарат

4. Главный стержень развития советской экономики в 1970 – 1980-е гг.:

А. микроэлектроника

В. легкая промышленность

Б. сфера услуг

Г. военно-промышленный комплекс

5. как называется ведения хозяйства предприятия на основе самоокупаемости, самофинансирования и самоуправления?________________________________

1. Экономическая реформа второй половины 1960-х гг. предполагала:

А. разрешение свободного обмена иностранной валютой

В. замену министерств совнархозами

Б. полную отмену директивного планирования

Г. введение принципов хозрасчета

2. В ходе проведения аграрной реформы 1965 г.:

А. были ликвидированы колхозы

В. повысились закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию

Б. увеличился экспорт российского хлеба за границу

Г. были созданы фермерские хозяйства

3. в ходе проведения реформы в промышленности в 1965 г.:

А. было сокращено число планируемых сверху показателей

В. были закрыты предприятия – гиганты

Б. было разрешено свободное предпринимательство

Г. был сокращен управленческий аппарат

4. Главный стержень развития советской экономики в 1970 – 1980-е гг.:

А. микроэлектроника

В. легкая промышленность

Б. сфера услуг

Г. военно-промышленный комплекс

5. как называется ведения хозяйства предприятия на основе самоокупаемости, самофинансирования и самоуправления?________________________________

1. Экономическая реформа второй половины 1960-х гг. предполагала:

А. разрешение свободного обмена иностранной валютой

В. замену министерств совнархозами

Б. полную отмену директивного планирования

Г. введение принципов хозрасчета

2. В ходе проведения аграрной реформы 1965 г.:

А. были ликвидированы колхозы

В. повысились закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию

Б. увеличился экспорт российского хлеба за границу

Г. были созданы фермерские хозяйства

3. в ходе проведения реформы в промышленности в 1965 г.:

А. было сокращено число планируемых сверху показателей

В. были закрыты предприятия – гиганты

Б. было разрешено свободное предпринимательство

Г. был сокращен управленческий аппарат

4. Главный стержень развития советской экономики в 1970 – 1980-е гг.:

А. микроэлектроника

В. легкая промышленность

Б. сфера услуг

Г. военно-промышленный комплекс

5. как называется ведения хозяйства предприятия на основе самоокупаемости, самофинансирования и самоуправления?________________________________

1. Экономическая реформа второй половины 1960-х гг. предполагала:

А. разрешение свободного обмена иностранной валютой

В. замену министерств совнархозами

Б. полную отмену директивного планирования

Г. введение принципов хозрасчета

2. В ходе проведения аграрной реформы 1965 г.:

А. были ликвидированы колхозы

В. повысились закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию

Б. увеличился экспорт российского хлеба за границу

Г. были созданы фермерские хозяйства

3. в ходе проведения реформы в промышленности в 1965 г.:

А. было сокращено число планируемых сверху показателей

В. были закрыты предприятия – гиганты

Б. было разрешено свободное предпринимательство

Г. был сокращен управленческий аппарат

4. Главный стержень развития советской экономики в 1970 – 1980-е гг.:

А. микроэлектроника

В. легкая промышленность

Б. сфера услуг

Г. военно-промышленный комплекс

5. как называется ведения хозяйства предприятия на основе самоокупаемости, самофинансирования и самоуправления?________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правда, что реабилитация – это восстановление в правах невинно осужденных? Правда, что освоение целинных земель началось в 1952 году? Правда, что на XXII Съезде КПСС было принято постановление «О преодолении культа личности и его последствий»? Правда, что запуск первого в мире искусственного спутника произошел в 1957 году? Правда, что в экстенсивном методе развития экономики используются достижения научно-технического прогресса? Правда, что МТС – это машинно-тракторные станции? Правда, что за период 1955 – 1963 гг. чисто колхозов увеличилось? Правда, что за тот же период число посевных площадей под пшеницу увеличилось вдвое? Правда, что вместо совнархозов создавались отраслевые министерства? Правда ли, что продолжительность рабочей недели увеличилась с 46 ч до 48 ч в неделю?

Слайд 2

«Экономические реформы в СССР в конце 1960-х гг. – начале 1970-х гг.». Презентацию подготовил Коршенко Сергей Вадимович учитель истории и обществознания СОШ №339 Невского района Санкт-Петербурга

Слайд 3

Реформы в области сельского хозяйства Реформы в области промышленности Отменен запрет на ведение личного подсобного хозяйства; Увеличение закупочных цен на продукцию совхозов и колхозов; Устанавливался твердый план государственных закупок; В колхозах вводились стабильные денежные оклады; Увеличились посевные площади под пшеницу и рожь за счет сокращения посевов кукурузы Вводился хозрасчет; Введена система материального стимулирования производителей (предприятиям разрешалось оставлять часть прибыли в целях расширения производства и материального поощрения работников)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экономические реформы

Презентация к уроку в 9 кл. Экономические реформы начала XX века...

Урок истории по теме: Экономические реформы П.А.Столыпина. «Тихая революция».

Урок истории в 9-й класс.  Относится к первому разделу  «Россия на рубеже  XIX –XXвв.  Данный урок дает представление учащимся о целях, содержании, итогах ...

Контрольная работа "Экономические реформы Столыпина"

Контрольная работа "Экономические реформы Столыпина"...

« Замедление темпов экономического развития и эффективности производства. Брежнев Л. И. Экономические реформы сер 60-х гг.»

« Замедление темпов экономического развития  и эффективности производства. Брежнев Л. И.  Экономические реформы сер 60-х гг.»...

Экономические реформы П.А. Столыпина

9 класс. История России.Представлен тест для 1 и 2 варианта.Целесообразно использовать его в ходе проверки домашнего задания, по теме Экономические реформы П.А.Столыпина.Рассчитан на 5 мин....

Технологическая карта урока Тема урока: Причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»).

Тема урока:  Причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»).Цели для уч...