Первая русская революция 1905 - 1907 гг.
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Коршенко Сергей Вадимович

Проблемный урок, посвященный событиям Первой русской революции

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Основные события Первой русской революции 1905 – 1907 гг.»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Проблема: были ли решены проблемы, породившие Первую русскую революцию 1905 – 1907 гг.?

Цели урока:

  1. Охарактеризовать основные события Первой русской революции 1905 – 1907 гг.
  2. Продолжать развивать умение работы с историческими  источниками, картой; продолжать формировать умение аналитического чтения.
  3.  Воспитывать сопричастность, сочувствие борьбе трудящихся России за социальные права и свободы.

Ожидаемые результаты: в ходе урока учащиеся смогут:

  1. Давать характеристику основным событиям Первой русской революции 1905 – 1907 гг.; находить на карте «очаги волнений» в ходе Первой русской революции 1905 – 1907 гг.;
  2. Обсуждать роль социальных слоев российского общества в период Первой русской революции 1905 – 1907 гг.
  3. Понимать закономерность исторического развития на примере Первой русской революции 1905 – 1907 гг.

Оборудование:

  • Алексашкина Л.И., Данилов А.А., Косулина Л.Г. История. Россия и мир. Учебник для 11 кл. – М.: Просвещение, 2010. – 431 с.
  • Проектор, экран, компьютер, презентация: «Основные события Первой русской революции 1905 – 1907 гг.».
  • Раздаточные материалы «Петиция рабочих царю от 9 января 1905 г.» и «Манифест от 17 октября 1905 г.».
  • Карта «Революция 1905 – 1907 гг.».

План урока

  1. «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г.
  2. Основные революционные события 1905 г.
  3. Манифест «об урегулировании государственного порядка» от 17 октября 1905 г. и появление представительного органа в России.

Ход урока:

Структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Организационный блок

(5 мин)

Вводное слово учителя. В 1905 г. в России впервые произошла революция. Прежде всего, необходимо подобрать синонимы к понятию «революция» и сформулировать определение?

(Слайд 1)

В чем главная особенность любой революции?

Подбирают синонимы к понятию «революция»:

  • Изменение
  • Преобразование
  • Переворот
  • Восстание

Записывают сформулированное определение «революции, как коренного преобразования в развитии общества»

Перечисляют предполагаемые особенности:

  • Изменения в управлении страны
  • Изменения повседневной жизни населения в результате переворота

Записывают главную особенность революции – качественное изменение политической, социальной и экономической жизни населения страны.

Мотивационный блок

(3 мин)

Какие события в истории России можно назвать революционными?

Почему многие историки и современники считает, что «год 1861 породил год 1905-й»? Для этого необходимо вспомнить причины революции?

(Слайд 2)

Итак, какова главная проблема сегодняшнего урока, на которую нам предстоит дать ответ в конце занятия?

(Слайд 3)

Называют события 1825 и 1861 гг., восстание декабристов и отмена крепостного права

Предполагает основные варианты ответа:

  • Увеличение численности населения в городах в связи с «отходничеством»?
  • Появление нового, рабочего класса?
  • Крестьянский вопрос не был полностью решен

Перечисляют предполагаемые проблемы:

  • Произошли ли в России изменения после Первой русской революции?
  • Какова «цена революционных событий»?

Формулируют и записывают единую проблему: были ли решены проблемы, породившие Первую русскую революцию?

Информационный блок

(30 мин)

Напомните, что послужило поводом для начала Первой русской революции?

(Слайд 4)

Недовольство, каких слоев населения выражала организованная демонстрация 9 января 1905 г.?

Подробное внимание уделим «Петиции рабочих царю» (учитель раздает материалы документа)[1]. Прочитав текст «Петиции» выполните следующие задания:

  1. Выпишите основные требования рабочих?
  2. Готова ли была царская администрация выполнить эти требования? (устно)

Прослушав отрывок из воспоминаний очевидца, скажите, в чем историческое значение «Кровавого воскресенья»?

«Разрушена вера в царя. Расстреляно убеждение в идоле. В этот же день массовые забастовки будут по всей России. Так началась революция».

Поработав с картой[2], выпишите основные вооруженные столкновения 1905 г. В каких городах они произошли?

Поработав с картой, какой промежуточный вывод можно сделать о характере Первой русской революции? Что являлось главным «средством» распространения революционных волнений?

Рассмотрев рисунок Б. Кустодиев, скажите, какой очередной вывод можно сделать о характере Первой русской революции?

(Слайд 5)

6 августа 1905 года Николай II подписал Манифест об учреждении Государственной Думы. Что побудило Императора подписать Манифест?

Однако вооруженные восстания не прекращались, и 17 октября Николай II подписывает Манифест об «урегулировании государственного порядка»[3]. Прочитав отрывок из Манифеста, ответьте на следующие вопросы:

  1. Какие права получило российское население?
  2. Какими полномочиями наделялась Государственная Дума?
  3. Оцените значение Манифеста.

Называют события 9 января 1905 г., известных в истории как «Кровавое воскресенье»

Называют рабочих

Зачитывают сообщение о событиях 9 января 1905 г. Выписывают основных участников событий «Кровавого воскресенья»

Выписывают основные требования «Петиции»:

  • Уменьшение часов рабочего дня до 8 ч.
  • Увеличить плату за труд.
  • Созвать представительный орган

Итог «Кровавого воскресенья» послужил «отправной точкой» для череды массовых беспорядков на всем пространстве Российской империи. Люди были готовы к качественным социальным и политическим изменениям в жизни страны

Выписывают основные вооруженные столкновения 1905 г.:

  • Стачки и демонстрации в январе-августе 1905 г.
  • Октябрьская всероссийская вооруженная стачка 1905 г.
  • Массовые стачки и демонстрации в ноябре – декабре 1905 г.

Революционные события охватили все европейское пространство Российской империи, главным «средством» распространения революционных волнений являлись железные дороги

Вооруженные восстания принесли разрушения и разорения для многих городов Российской империи, но хуже всего, что революционные события сопровождались людскими потерями

Революционные события в стране оказали сильное давление на решения царской администрации. Вооруженные восстания побудили Императора пойти на уступки, чтобы избежать революционного переворота в стране. Подписав Манифест, Николай II, тем самым, выполнил один из пунктов «Петиции», дав стране представительный орган.

Выписывают из отрывка Манифеста основные положения:

  • Даровать населению свободы совести, слова, собраний и союзов.
  • Привлечь к участию в Думе классы населения, до этого лишенных избирательных прав.
  • Никакой закон не может быть одобрен без согласия Государственной Думы.

Определяют значение документа. Подписание Манифеста явилось значимым событием, населению были дарованы гражданские свободы и представительный орган, однако на тот момент социально значимых изменений в жизни населения России не произошло, в стране продолжались революционные волнения.

Аналитический блок

(3 мин)

Таким образом, подводя итог революционным событиям 1905 г. в России, к каким выводам мы может прийти?

  • Революция в стране носила завершенный характер? Если «нет», то почему?

  • Что изменилось в России после революции?

  • Можно ли было избежать революции?

Предлагают следующие ответы:

Революция имела незавершённый характер, так как она не могла разрешить все проблемы, которые её породили.

Главным итогом революции было то, что она заставила верховную власть пойти на некоторые изменения политической системы

На наш взгляд, нет, поскольку недовольством были охвачены все социальные слои общества: дворяне, крестьяне, рабочие и интеллигенция

Оценочный блок

(2 мин)

Выставление и комментирование оценок. Вербальная оценка деятельности класса в целом

Инструкции по выполнению домашнего задания: написать эссе по предложенной проблеме: китайская народная мудрость гласит, что «хуже всего жить в эпоху перемен».

Эссе оформить по следующему плану:

  1. Главная идея поговорки?
  2. Какую проблему поднимают ее «создатели»? Какова ваша позиция?
  3. Аргументы (примеры) из общественной жизни.
  4. Аргументы (примеры) из личного опыта.
  5. Вывод

Запись домашнего задания: § 15 (п. 1 – 4, читать), написать эссе по предложенной проблеме

Рефлексивный блок

(2 мин)

Что показалось сегодня трудным?

Что, в изученном сегодня, для вас самое главное?

О чем хотелось бы поговорить подробнее?

Коренные преобразования втягивают все население страны, никто не остается безучастным

Почему во Франции и в других странах Европы революции произошли раньше?

Приложение 1

Петиция рабочих и жителей Санкт-Петербурга для подачи царю Николаю II

«…Первая наша просьба была, чтобы наши хозяева вместе с нами обсудили наши нужды. Но в этом нам отказали… Незаконными также оказались наши просьбы: уменьшить число рабочих часов до 8-ми в день; устанавливать цену на нашу работу вместе с нами и с нашего согласия, рассматривать наши недоразумения с низшей администрацией заводов; увеличить чернорабочим и женщинам плату за их труд до одного рубля в день, отменить сверхурочные работы; лечить нас внимательно и без оскорблений; устроить мастерские так, чтобы в них можно было работать, а не находить там смерть от страшных сквозняков, дождя и снега… Не дерзость в нас говорит, а сознание необходимости выхода из невыносимого для всех положения... повели немедленно, сейчас же призвать представителей земли русской от всех классов, от всех сословий, представителей и от рабочих. Пусть тут будет и капиталист, и рабочий, и чиновник, и священник, и доктор, и учитель, — пусть все, кто бы они ни были, изберут своих представителей. Пусть каждый будет равен и свободен в праве избрания, и для этого повели, чтобы выборы в учредительное собрание происходили при условии всеобщей, тайной и равной подачи голосов… Это самая главная наша просьба, в ней и на ней зиждется все…».

Приложение 3

Манифест об усовершенствовании государственного порядка

17 октября 1905 г.

«…На обязанность   правительства   возлагаем   мы   выполнение

непреклонной нашей воли:

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской  свободы

на  началах  действительной неприкосновенности личности,  свободы

совести, слова, собраний и союзов.

2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную

думу,  привлечь  теперь же к участию в Думе,  в мере возможности,

соответствующей кратности остающегося до созыва  Думы  срока,  те

классы населения,  которые ныне совсем лишены избирательных прав,

предоставив   за   сим   дальнейшее   развитие   начала    общего

избирательною   права   вновь   установленному   законодательному

порядку, и

3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не

мог  восприять  силу  без  одобрения Государственной думы и чтобы

выборным от народа обеспечена  была  возможность  действительного

участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас

властей…».

Приложение 2

Карта: «Революция 1905 – 1907 гг.»

Приложение 2

Карта: «Революция 1905 – 1907 гг.»


[1] Приложение 1.

[2] Приложение 2.

[3] Приложение 4.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Первая русская революция 1905 – 1907 гг.

Слайд 2

«Год 1861 породил год 1905-й»

Слайд 3

Были ли решены проблемы, породившие Первую русскую революцию?

Слайд 4

9 января 1905 г. – «Кровавое воскресенье»

Слайд 5

Жупел революции. Худ. Б. Кустодиев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Первая российская революция 1905-1907 гг."

Презентация к уроку по новейшей отечественной истории "Первая российская революция"...

План-конспект урока "Первая российская революция 1905-1907 гг."

В данном уроке представлены следующие педагогические технологии: групповые технологии (В.К. Дьяченко), технология уровневой дифференциации (В.В. Фирсов), компьютерные технологии (новые информационные ...

Конспект урока истории в 9 классе по теме "Первая Российская революция 1905-1907 г.г."

Разработка урока, цели, задачи, карточки для самостоятельной работы обучающихся...

Первая российская революция 1905-1907 гг.

Урок проводится в 9 классе. Является пятым темы "Россия на рубеже XIX-XX вв. В ходе урока учащиеся работают в группах, решают проблему, заполняют хронологическую таблицу. Цель урока -сформировать у уч...

Первая русская революция 1905-1907 гг. 11 класс. Проверочная работа. 4 варианта.

Проверочная работа направлена на выявление теоретического и фактического знания учащихся по теме: Первая русская революция 1905-1907 гг. Представлено 4 разных варианта. Оба задания предполагают развер...

Презентация к теме "Первая русская революция 1905-1907"

Авторская презентация "Первая русская революция 1905-1907"...