Положение основные слоев населения во второй половине XIX века
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Анна Степановна Решетникова

8 класс История России

Тема урока: «Положение основные слоев населения во второй половине XIX века»

Цель урока: Показать, как изменилось положение крестьянства и дворянства после отмены крепостного права;

определить, в чем причины изменения социального положения данных групп населения.

Тип урока: «Открытие» нового знания (1 урок)

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya.ppt1.74 МБ
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc28 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc238.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Распалась цепь великая, Распалась и ударила Одним концом — по барину, Другим — по мужику

Слайд 2

Положение основных слоев общества во второй половине XIX века

Слайд 3

Что такое сословие? Большие группы людей, отличающиеся правами и обязанностями, зафиксированными в традиции или законе и передающиеся по наследству

Слайд 4

План урока: Сословия и классы в пореформенном обществе Крестьянство Дворянство

Слайд 5

Цель урока: Показать, как изменилось положение крестьянства и дворянства после отмены крепостного права; Определить, в чем причины изменения социального положения данных групп населения.

Слайд 6

Крестьянство До 1861 года После 1861 года Права Земля Деньги

Слайд 7

Крестьянство До 1861 года После 1861 года Права Лично зависимые - бесправие Земля Деньги

Слайд 8

Крестьянство До 1861 года После 1861 года Права Лично зависимые - бесправие Земля Надел за повинности Деньги

Слайд 9

Крестьянство До 1861 года После 1861 года Права Лично зависимые - бесправие Земля Надел за повинности Деньги Оброк денежный, государственные налоги

Слайд 11

Крестьянство До 1861 года После 1861 года Права Лично зависимые - бесправие Лично свободные, но права очень ограничены Земля Надел за повинности Деньги Оброк, государственный налог

Слайд 12

Крестьянство До 1861 года После 1861 года Права Лично зависимые - бесправие Лично свободные, но права очень ограничены Земля Надел за повинности Малоземелье Деньги Оброк, государственный налог

Слайд 13

Крестьянство До 1861 года После 1861 года Права Лично зависимые - бесправие Лично свободные, но права очень ограничены Земля Надел за повинности Малоземелье Деньги Оброк, государственный налог Безденежье

Слайд 17

Положение крестьянства после отмены крепостного права... правовое положение материальное положение привязанность к общине расслоение крестьянства Лично свободный крестьянин, но с ограниченными гражданскими правами. Находился в тяжелом материальном положении, в первую очередь, из-за выкупных платежей. Нищета и жизненные тяготы крепко привязвывали к общине с ее круговой порукой. Но расслоение привело к появлению «нового» крестьянина, желающего хозяйствовать самостоятельно.

Слайд 18

Дворянство До 1861 года После 1861 года Экономическое положение Политическое положение

Слайд 19

Дворянство До 1861 года После 1861 года Экономическое положение Привилегированное положение: земля — собственность дворян Политическое положение

Слайд 20

Дворянство До 1861 года После 1861 года Экономическое положение Привилегированное положение: земля — собственность дворян Политическое положение Политическое господство

Слайд 22

Дворянство До 1861 года После 1861 года Экономическое положение Привилегированное положение: земля — собственность дворян Политическое положение Политическое господство

Слайд 23

Дворянство До 1861 года После 1861 года Экономическое положение Привилегированное положение: земля — собственность дворян Утрачивало экономические и политические преимущества Политическое положение Политическое господство

Слайд 24

Предположите...

Слайд 25

«Распалась цепь великая, Распалась и ударила Одним концом — по барину, Другим — по мужику» Как вы понимаете данное высказывание в контексте темы сегодняшнего урока?



Предварительный просмотр:

8 класс     История России

Тема урока: «Положение основные слоев населения во второй половине XIX века»

 Цель урока: Показать, как изменилось положение крестьянства и дворянства после отмены крепостного права;

определить, в чем причины изменения социального положения данных групп населения.

Тип урока: «Открытие» нового знания (1 урок)

Кол-во часов данной темы - 2

№ урока в разделе — 14

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Создание проблемной ситуации,

актуализация знаний

Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий

Привожу слова великого русского поэта Некрасова:

«Распалась цепь великая,

Распалась и ударила

Одним концом — по барину,

Другим — по мужику».

Предположите тему сегодняшнего урока, о чем пойдет речь на уроке?

- о дворянах и крестьянах

- об изменении их положения после отмены крепостного права

Постановка учебной задачи

После реформ 60-70-х гг. XIX века произошли заметные изменения в социальной структуре Российского государства.

На какие основные группы делилось население России?

Щелчок — сословный строй

щелчок — речь пойдет на сегодняшнем уроке об основных сословиях — дворянстве и крестьянстве.

сословия

Что такое «сословия»?

Большие группы людей, отличающиеся правами и обязанностями, зафикчированными в традиции или законе и передающиеся по наследству.

«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

(до 10 мин.)

Развитие капитализма постепенно меняло социальную структуру и облик сословий, формировало две новые социальные группы — классы капиталистического общества (буржуазия и пролетариат). В социальной структуре переплетались черты старого и нового общественного строя.

После 1861 года порвались крепостнические скрепы, многие века удерживавшие и определявшие социальную структуру империи. Новые условия заставляли все слои населения приспосабливаться к себе, меняли правила игры, привычный уклад жизни.

Чтобы увидеть изменения необходимо вспомнить что было.

Права

земля -

деньги -

- Лично зависимые, бесправие

 - Надел за повинности

- Оброк, государственный налог

Чтобы определить «Что изменилось после 1861 года», необходимо выполнить задания БЛОК 1 в рабочем листе

Работа в рабочем листе — задание 1

(приложение 1)

Первичное закрепление

Освобождение крестьян от крепостной зависимости принесло в деревню большие перемены.

Что об этом писал Энгельгард?

Задание 2 в рабочем листе

Нищета, тяготы, связанные с выкупными платежами, недостаток земли и другие неурядицы крепко привязали основную часть крестьян к общине. Ведь она гарантировала своим членам взаимную поддержку.

Что представляла из себя самоуправляющееся сельское общество — задание 3 в рабочем листе.

Выполняют задание 3

«Крестьянская община»

 Община гарантировала своим членам поддержку. В то же время в общине зарождался небольшой слой земледельцев, которых стесняли общинные порядки.

Определите, какие категории крестьян ярко проявились после1861 года, задание 4.

Вывод: расслоение привело к противостоянию двух типов общинников: тех, кто был приверженцем традиций отцов и дедов, общины с ее коллективизмом  и «новых крестьян», желающих самостоятельно хозяйствовать на свой страх и риск.

Бедняки, зажиточные

«Открытие нового знания» - самостоятенльная работа по эталону

Цель: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.

Если после 1861 года меняется положение крестьян, то неизменно должно меняться и положение дворян, которые до реформы неразрывно были связаны с крестьянами.

Российское дворянство владело подавляющим большинством средств производства и богатств страны.

Самодержавие управляло в интересах дворянства, оно было лучше остальных защищено законом, было самым образованным.

- Экономическое положение — привилегириванное (земля — собственнность)

- Политическое положение - привилегированное

Задание 1 БЛОКА 2 — что из себя представляло дворянство

Кто мог получить дворянство?

Схема — потомственное и личное

Личное — представители различных сословий, состоящие на государственной службе и имеющие низший чин в Табеле о рангах.

Потомственное — определенный чин (военный — не ниже 12 ранга, гражданский — не ниже 9) или орденскую награду.

Таким образом видно, что после реформы 1861 года быстро шло расслоение дворянства за счет выходцев из других слоев населения.

Дальнейшие изменения в положении дворянства можно увидеть, выполнив задание 2 из рабочего листа.

выполняют

БЛОК 2 задание 2

Какой вывод можно сделать?

Утрачены экономические и политические преимущества. Политическая власть сосредотачивалась в руках чиновников, экономическая — в руках буржуазии.

Предположите, как бы вы провели реформу «Отмена крепостного права», чтобы удовлетворить интересы и крестьянства и дворянства?

Упадок помещичьего хозяйства ускорил расслоение дворянства и ослабил влияние помещиков в государстве.

Их интересы настолько разные, что в одной реформе это сделать невозможно. Дать крестьянам землю бесплатно — ущемить интересы дворян. Не дать землю или дать мало — ущемить интересы крестьян.

Включение нового знания в систему знаний

Новые условия изменили облик крестьянства и дворянства. Перемены ярко видны между тем что было и что стало.

И вновь возвращаюсь к строкам Некрасова:

«Распалась цепь великая,

Распалась и ударила

Одним концом — по барину,

Другим — по мужику».

Дайте понимание этого четверостишия в контексте темы сегоднящнего урока «Положение основных слоев населения во второй половине XIX века».



Предварительный просмотр:

Рабочий лист по теме «Положение основных слоев общества»

БЛОК 1 «Крестьяство»

  1.  Используя текст учебника (стр.158-159, 224-226), заполните таблицу: «Положение крестьянства после реформы 1861 года».

После реформы 1861 года

Права

Земля

 Деньги

2.  Прочитайте документ и ответьте на вопросы.

А.Н.Энгельгард. Письма из деревни. Письмо девятое. 1880 г.

«... Американец продает избыток, а мы продаем необходимо насущный хлеб. Американец-земледелец сам ест отличный пшеничный хлеб, жирную ветчину и баранину, пьет чай, заедает обед сладким яблочным пирогом... Наш мужик-земледелец ест самый плохой ржаной хлеб...хлебает пустые серые щи, считает роскошью гречневую кашу с коноплянным маслом, об яблочных пирогах и понятия не имеет. У нашего мужика-земледельца не хватает пшеничного хлеба на соску ребенку; пожует баба ржаную корку, что сама ест, положит в тряпку — соси...

... Пшеницу, хорошую чистую рожь мы отправляем за границу, к немцам, которые не станут есть всякую дрянь. Лучшую, чистую пшеницу мы пережигаем на винно, а самую что ни на есть плохую рожь со всяким отбоем — вот это ест уж мужик. Но мало того, что мужик есть худший хлеб, он еще недоедает.Если довольно хлеба в деревнях — едят по три раза... налегают больше на яровину, картофель, копопляную жмаку в хлеб добавляют. Конечно, желудок набит, но от плохой пищи народ худеет, ребята растут хуже...»

  1. О каких особенностях крестьянской жизни вы узнали из документа?
  2. Почему русские крестьяне были вынуждены продавать хлеб в ущерб своему питанию?

3.  Используя текст учебника (стр.224), заполните таблицу: «Крестьянская община — самоуправляющееся сельское общество»

Функции общины

Их содержание

Хозяйственные

Социальные

Фискально-полицейские

4.  Используя текст учебника (стр.225), заполните таблицу: «Расслоение крестьянства»

Категория крестьян

Мерило зажиточности

Отсутствие лошади — 1 лошадь

До 10 лошадей

БЛОК 2 «Дворянство»

  1. Используя стр. 223 учебника, заполните схему

  1. Используя стр.227-228 учебника заполните таблицу: «Изменения в дворянском сословии во второй половине XIX века»

Процесс

Факты

Расслоение

Активный приток выходцев из других слоев населения

Рост численности

Ослабление политического положения

Изменения источников средств существования

Изменения классовой принадлежности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Культура России второй половины XIX века"

Урок истории в 10 классе призван сформировать представление учащихся об особенностях развития русской культуры второй половины XIX в.Развивает умения учащихся осуществлять комплексный поиск информации...

Тест по теме «Литература второй половины XIX века и XX века»

Тест по теме "Литература второй половины XIX  века и  XX"Выявить усвоение темы....

Положение основных слоев общества

самостоятельная работа по истории...

презентация к уроку по истории России "Положение основных слоев общества"

Презентация для урока по истории России для 8 класса "Положение основных слоев общества"...

Кубанская область во второй половине XIX века. Социальный состав населения.

Кубанская область во второй половине XIX века. Социальный состав населения....

Программа кружка «Основные проблемы русской литературы второй половины ХХ века» 11 класс

Данный кружок  предназначен для учащихся 11 класса, призван дополнить основной курс литературы и расширить представление учащихся об историко-литературном процессе в России ХХ века.Программа круж...