Использование таблиц на уроках истории
статья по истории на тему

Приемы и методы работы с таблицами на уроках истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья23.67 КБ
Файл Презентация87.09 КБ

Предварительный просмотр:

Задача учителя история наглядно и образно показать яркие страницы истории, личности великих людей, их деятельность. Важно побудить учащихся стать активным участником учебного процесса. Для этого современный учитель должен иметь в своем багаже самые разнообразные формы работы. Учитель должен создать условия для восхождения каждого ученика к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия, интеграции в образовательное пространство.

Приемы критического мышления,  применяемые на уроках истории позволяют учащимся активно включаться в учебный процесс.Особого внимания заслуживает работа учащихся с таблицами и схемами. Такая работа способствует развитию активного самостоятельного мышления. Материал в таблицах группируется по вертикальным, горизонтальным графам (или колонкам).Любая таблица представляет собой результат некоторой классификации, оформленный в виде нескольких столбцов и строк. Создание таблиц – важнейший метод структурирования, полезный как на стадии осмысления, так и переработки материала. Нацеливая учеников на изучение этих таблиц, учитель ставит перед собой цель: с помощью таблиц помочь им понять тему. Традиционно для работы с классом использовались таблицы хронологические (на знание дат и событий), сравнительно-аналитические (на сравнение и анализ различных событий), обобщающие (на обобщение  материала). Это не потеряло своей актуальности и с введением ФГОС. Но  формы и приемы работы с таблицами стали более разнообразными и содержательными. Сопоставление таблиц или схем привлекает внимание всего класса не только к новому материалу, но и учит отбирать наиболее важное, опускать второстепенное, анализировать и сопоставлять события, делать определенные выводы.

При составлении схем и таблиц ученик совершает логические операции: анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему и графически изобразить. Дидактических упражнений, построенных на табличном методе, очень много (заполнение пропусков в уже заполненной таблице по материалам текста;описание логики построения таблицы;построение таблицы по образцу, когда заполнены только первый столбец и первая строка и т.д.).

Упражнение «Двойной дневник» дает возможность учащимся тесно увязать содержание текста со своим личным опытом. Особенно полезны двойные дневники, когда учащиеся получают задание прочитать какой-то большой текст дома. Оформление «Двойного дневника». Лист делится пополам. С левой стороны записываются фрагменты текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания или ассоциации с эпизодами из собственной жизни. С правой стороны предлагается дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату? Какие мысли она вызвала? Какие вопросы возникли? Можно данный прием использовать и следующим образом. Учитель дает задание: выписать из параграфа учебника 7 наиболее важных дат, встречающихся в тексте и записать их в первый столбик, а во втором записать комментарии, почему выбраны именно эти даты и какова  роль этих событий в изучаемый период.  Таким образом, даты не даются  учителем в приказном порядке, а осознанно отбираются учениками самостоятельно.Аналогичной по оформлению является таблица «Бортовые журналы и дневники». Учащимся предлагается тема и таблица, состоящая из двух столбцов: «Что известно по теме» и «Что нового узнал».Этот вариант таблицы можно использовать во время повторительно- обобщающего урока, когда знания учащихся по теме систематизируются, дополняются и обобщаются.

Таблица «Что? Где? Когда? Почему?» Это простой и знакомый прием. Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией.

Прием «Тонкие и толстые вопросы» может быть оформлен в виде таблицы. Учащимся предложена тема. Тонкие вопросы-требующие простого односложного ответа. Толстые вопросы- требующие подробного.

Еще одним интересным табличным приемом является  таблица, которая получила название«Знаю, хочу узнать, узнал». До знакомства с текстом (модулем в целом) учащиеся  самостоятельно или в группе заполняете первый и второй столбики таблицы «Знаю», «Хочу узнать». По ходу знакомства с текстом, новым материалом   заполняется  графа «Узнал». Далее подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Дополнительно можно предложить  еще две графы для заполнения- Источники информации и Что осталось нераскрытым. Прием можно использовать при изучении темы «Окончание Смутного времени».В первый столбик учащиеся записывают, что им уже известно по теме( причины Смуты…), во втором ставят вопросы (Когда и каким событием закончилось Смутное время; Кто встал во главе русского государства…), а третий заполняют в ходе групповой работы, знакомясь с информацией предложенной учителем.

Еще один методический прием назван Таск-анализ. ТАСК – (это сокращение для слов Тезис — Анализ — Синтез — Ключ), его задача помочь ученикам научиться независимо размышлять об отдельных моментах текста. Метод этот представляет собой 10 последовательно заданных вопросов, над которыми в ходе чтения текста вам предстоит размышлять. Наиболее рационально ответы на вопросы занести в  специально сконструированную таблицу(Какая тема обсуждается?Каково основное утверждение по теме?.Сформулируйте контрутверждение: что скорее всего выскажет оппонент в защиту либо для опровержения данного утверждения?Что поддерживает основное утверждение и контрутверждение? Перечислите эти доводы в отдельных колонках.      Содержит ли этот текст непонятные, сложные или «перегруженные» слова и выражения? Если да, то найдите и поясните их.Проведите оценку защиты утверждения и контрутверждения. Определите спорные выводы, отвлеченные моменты, ошибочные заключения и другие слабые места спора.Видите ли вы какие-либо допущения, ценности или идеологическое влияние в основном утверждении или доводах в его защиту? Найдите их и укажите, насколько они влияют на справедливость утверждения.Изложите свое утверждение полностью в следующей форме: Несмотря на то, что … (укажите контрутверждение либо один из самых сильных доводов в его защиту), … (основное утверждение), поскольку …(главные причины, побуждающие верить в истинность основного утверждения).Является ли полный тезис спорным, но в тоже время приемлемым для защиты, либо неприемлемым, либо слишком сложным для принятия?В случае необходимости пересмотрите ваше основное утверждение и повторите все стадии ТАСК. Этот вариант работы более подходит в старшем звене ( например при работе с темой «Социальные ценности и нормы»).

Прием «ПМИ» (плюс – минус – интересно).

Данный прием очень хорошо зарекомендовал себя на стадии вызова. Его создателем является Эдвард де Боно.Тема «Отмена крепостного права». При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих графах таблицы информацию, отражающую:положительные стороны явления – «+»;отрицательные стороны явления – «–»;а также информацию, которая просто заинтересовала – «?».При использовании данного приема информация не только более активно воспринимается (прослушивается, записывается), систематизируется, но и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.

«Концептуальная таблица» используется, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким вопросам.  Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. В зависимости от цели, поставленной на уроке, таблица может заполняться учащимися на уроке или дома, постепенно или вся целиком как результат обобщения. Затем проводим  обсуждение правильности заполненного материала, уточнение, дополнение, исправление; сравнение сил.
В дальнейшем учащиеся при составлении таблиц могут сами выбирать объекты сравнения или линии сравнения.
(Задание: Сравнить управление централизованным государством и государство времен феодальной раздробленности.  Основания для сравнения: Какие права имел король; Источники доходов короля; Наличие постоянной армии; Кто издавал законы и вершил суд; Кто осуществлял управление на местах).

«Сводная таблица» (описана Дж. Беллансом)помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица просто: Средняя колонка называется "линией сравнения". В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем, сравнивать какие-то явления, события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от "линии сравнения", заносится информация, которую и предстоит сравнить. Данные сравнительные таблицы помогают увидеть учащимся не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию.
Сводная таблица позволяет более качественно подготовить домашнее задание, так как является уже готовой памяткой, сделанной на уроке. При использовании приема "Сводная таблица" желательно, чтобы линий сравнения было не меньше трех, но и не больше шести. Такое количество позиций легче удержать в памяти. Нужно обязательно задавать вопросы тем, кто составлял таблицу. Эти вопросы должны быть интересны. Дети старших классов обязательно должны выделять линию сравнения сами, так как работать по навязанному сценарию не интересно. Гораздо интереснее опираться на то, что придумал сам. Данная работа позволяет развивать у ребят помимо умения работы с текстом, следующие умения:

  • выделять ключевые слова;
  • систематизировать необходимую информацию;
  • анализировать, сравнивать и обобщать информацию;
  • развитие монологической речи

Использовать Сводную таблицу по теме «Русско-турецкие войны». Линии сравнения-причины, основные военные операции, условия мирного договора. Данная форма таблицы удобна при подготовке к экзамену.

 А так же у ребят возникает потребность в поиске дополнительной информации, так как бывает, что не все вопросы охвачены на уроке. Эти вопросы и остаются в качестве домашнего задания, которое принимает форму увлекательной работы с информацией

Стратегия «Таблица-синтез».  Этот интересный прием был предложен экспертом Санкт-Петербургской региональной группы Загашевым И.О. и рекомендуется для работы с художественным текстом.

Данная стратегия используется для развития рефлексивного восприятия информации. Она побуждает учащегося к диалогу с текстом, к критическому осмыслению его содержания.

При первом восприятии текста заполняются первые две графы, а третья – при просмотре содержания первых двух. При чтении текста можно предложить ученикам читать в паре. Диалог, возникающий в процессе подобного парного чтения, может впоследствии перерасти в умение вести диалог с текстом.

Со временем учащиеся привыкнут не только читать, но читать критически, вести диалог с текстом, анализировать свое отношение к содержанию.

   Таким образом, сопоставление таблиц  привлекает внимание всего класса не только к новому материалу, но и учит отбирать наиболее важное, опускать второстепенное, анализировать и сопоставлять события, делать определенные выводы.

При составлении схем и таблиц ученик совершает логические операции: анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему и графически изобразить.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение таблиц на уроках истории .

Слайд 2

« Двойной дневник » Выписки из текста Пояснения и комментарии

Слайд 3

« Бортовые журналы и дневники » Что известно по теме… Что нового узнал…

Слайд 4

«Кто? Что? Где? Когда? Почему?» Кто? Что? Где? Когда? Почему?

Слайд 5

« Тонкие и толстые вопросы » Тонкие ? Толстые?

Слайд 6

«Знаю, хочу знать, узнал» «Знаю» «Хочу знать» «Узнал»

Слайд 7

«ТАСК-АНАЛИЗ» Вопрос Ответ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.

Слайд 8

«ПМИ» «+» «-» Интересно

Слайд 9

Концептуальная таблица Линии сравнения Категории сравнения Категории сравнения

Слайд 10

Сводная таблица Тема 1 Тема 2 Линии сравнения Тема 3 Тема 4

Слайд 11

«Таблица-синтез» Ключевые слова Толкование Выписка из теска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование схем и таблиц на уроках истории

Использование схем и таблиц на уроках истории...

Таблица к урокам истории Хронология восстаний в России с 945 по 1917гг.

Материал расположен в хронологической последовательности...

Обобщение опыта по теме: «Применение текстовых таблиц на уроках истории как средство формирования учебных компетенций"

Применение текстовых таблиц при изучении истории способствует активному осмыслению информации, умению самостоятельно решать учебные задания и творчески их выполнять. Актуальность выбора данной темы по...

Использование схем и таблиц на уроках истории в 5-7 классах при формировании познавательных универсальных учебных действий.

Данная статья написана была мною для участия в межрегиональной конференции «Реализация ФГОС общего и профессионального образования: проблемы, поиски, решения» в 2017 году. Данная статья может быть пол...

Использование таблиц на уроках физики

        Одним из важнейших элементов учебного процесса является обобщение и систематизация знаний, связанных с его повторением. Чтобы повторение учебного материала не сводил...

Использование таблиц на уроках географии

В данном материале я описала, как можно использовать задания, связанные с составлением или заполнением таблиц на уроках географии, также привела примеры для 5, 6 и 8 классов. Это обычная работа для уч...