Научная статья "Роль проектной деятельности в военно-патриотическом воспитании школьников"
статья по истории на тему

Раскрывается роль проектной деятельности в системе воспитательной работы образовательного учреждения на примере проекта "Великая отечественная война" в истории моей семьи. В проекте обозначены сильные и слабые стороны, его возможности и угрозы, а также цели, задачи и ожидаемые результаты. Материал может быть использован учителями истории и классными руководителями при организации проектной деятельности в воспитательной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vov_v_istorii_moey_semi.docx22.85 КБ

Предварительный просмотр:

Проект « Великая Отечественная война в истории моей семьи»

Приближается святая дата 70–летие победы советского народа в Великой Отечественной войне. Чем больше проходит времени, тем пристальнее мы вглядываемся в события той войны, унесшей жизни 27 млн человек , тем чаще выверяем свои поступки по критериям военного времени и восхищаемся подвигом наших  дедов и прадедов.

Время неумолимо бежит вперед. Все меньше остается свидетелей этих событий, а интерес к ним у подрастающего поколения не ослабевает. К юбилею Победы в нашей школе был задуман проект «  Великая отечественная война в  истории моей семьи», который должен был завершиться изданием книги Памяти « Мы помним, мы гордимся». Учащиеся школы должны были собрать истории о войне, связанные с их родственниками и основанные на документах, воспоминаниях, семейных архивах. У живых участников событий надо было взять интервью, сделать видеозапись,  разыскать и оцифровать фотографии военных лет.

        Цели проекта

  1. Создать условия для развития навыков исследовательской, проектной деятельности, для развития творческих способностей учеников.
  2. Формировать историческое и гражданское сознание учащихся, воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
  3. На примере подвига своих родственников формировать систему ценностных ориентаций и поведенческих установок учащихся.
  4. Воспитывать понимание решающей роли советского государства в разгроме фашистской Германии.
  5. Формировать нетерпимость к варварству, вандализму, безразличию к исторической памяти народа России, культурному достоянию своей страны.
  6.  Грамотно и своевременно разоблачать  любые попытки фальсификации исторической правды или желания принизить роль нашего государства в достижении победы над фашизмом.

                                                                Сила проекта

   Интерес к  данному виду деятельности у обучающихся, а также у других участников образовательного процесса, внешних потребителей образовательного учреждения.

  Рост патриотизма в России, связанный как с текущими политическими событиями, так и с предстоящим празднованием 70 годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

  Доступность различных источников информации ( сайты, кино и фото документы, научные исследования, семейные архивы, устные рассказы старшего поколения). 

  Возможность встреч с непосредственными участниками Великой Отечественной войны, блокадниками, тружениками тыла.

                                 Слабость проекта

Растянутость во времени, недостаточная мотивация отдельных родителей обучающихся к участию в проекте.

Недостаток финансовых средств для публикации сборника « Память» и определении его тиража.

                               Возможности проекта

Заинтересованность в конечном продукте органов власти района и города, отдела образования и ИМЦ Приморского района, которые могут оказать посильную помощь в реализации проекта.       Заинтересованность СМИ в пропаганде достижений и инициатив системы образования.

        Угрозы проекта

Возможная инертность некоторых участников проекта, неверие в успешное завершение этой работы и издание сборника воспоминаний.

                                                                

        Конкретность

Проект адресован всем участникам образовательного процесса: ученикам          4 – 11 классов, педагогическим работникам, родителям учеников. Сбор материалов идет по следующим темам:

  1. Участие в боевых действиях на фронтах ВОВ;
  2. Жители блокадного Ленинграда;
  3. Труженики тыла в годы ВОВ.
  4. Партизанское и подпольное движение в годы ВОВ

                                                                    Измеримость

Результаты, достигнутые в процессе участия в проекте, могут быть представлены в виде сборника биографий участников войны, исследовательских работ, публикаций в СМИ.

                                   

                              Определенность во времени

Проект рассчитан на один год (апрель 2014 – апрель 2015)

1 этап – 6 месяцев ( определение участников проекта, проведение исследований, сбор документов, отбор лучших работ для сборника с целью  публикации)

2 этап- 6 месяцев ( создание макета сборника, работа над оформлением, издание сборника памяти, презентация проекта с привлечением средств массовой информации, общественности района, депутатов районного и городского уровней, специалистов отдела образования администрации Приморского района)

                                Ожидаемые результаты

В случае реализации проекта можно ожидать следующих социально – значимых результатов:

  1. Более полной реализации интеллектуальных запросов участников образовательного процесса.
  2. Созданию условий для углубления навыков исследовательской, проектной, поисковой деятельности учащихся в контексте требований ФГОС нового поколения.
  3. Вовлечению в проект детей «группы риска» для их более полной социализации и адаптации в социуме.
  4. Созданию психологически комфортной творческой атмосферы для всех участников образовательного процесса.
  5. Росту степени удовлетворенности потребителей результатами работы    образовательного учреждения и вследствие этого дополнительному привлечению детей в школу.
  6. Расширение социального партнерства школы: налаживание связей с музеями, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования детей.
  7. Создание макета книги Памяти « Мы помним, мы гордимся» с  последующим изданием.

Участие школьников в проектной деятельности позволяет развивать их познавательные навыки, критическое и творческое мышление, ориентироваться в  информационном пространстве. Дети учатся планировать свою деятельность, добиваться поставленных целей. Проекты по военно-патриотическому воспитанию позволяют формировать историческое мышление, понимание сложностей внутренней и внешней политики нашего государства, формируют чувство гордости за героические подвиги прошлых поколений  в истории страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

В статье рассказывается о роли метода проекта в образовании и воспитании современного школьника....

Методические материалы по организации деятельности православного военно-патриотического лагеря «Витязь»

Методические материалы  по организации деятельности православного военно-патриотического лагеря «Витязь»...

Анализ профильной смены в рамках деятельности православного военно-патриотического лагеря «Витязь»

Анализ профильной смены в рамках деятельности православного военно-патриотического лагеря «Витязь»...

Научно-исследовательская и проектная деятельность в обучении и воспитании Создание школьного литературного журнала краеведческой направленности «Истоки-плюс» (из опыта работы)

Проект «Создание школьного литературного журнала краеведческой направленности «Истоки-плюс») имеет следующую цель – реализовать творческий потенциал учащихся и создать условия для самоопределения и са...

Проектная деятельность как эффективный метод воспитания школьников

Статья посвящена проектной деятельности как одному из эффективных методов воспитания школьников в современных условиях жизни. В статье рассматриваются понятие метода проектов, его историческое развити...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по военно-патриотическому воспитанию кружок « Юнармеец».

Пояснительная записка   Программа военно-патриотического кружка «Юнармеец» МБОУ СШ № 8 г. Ярцево (далее программа) разработана в соответствии с требованиями законов РФ «Об ...

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции, семинары и др.

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции,семинары и др....