контрольно-измерительные материалы к ЕГЭ 2020
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (10 класс)

ПОКУДОВ ОЛЕГ АЛЕКСАНДРОВИЧ

КИМы для подготовки к успешной сдачи ЕГЭ и контрольно-измерительные материалы для 10 класса.В КИМах использованы материалы различных сайтов и собственные разработки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образование Древнерусского государства (конец IX - начало X в.) О ком идет речь?

1. «И повелел .... своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда поднялся попутный ветер, подняли они в поле паруса и двинулись к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к.....: "Не губи города, согласимся на дань, какую захочешь". И остановил ...... воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено».

Атрибуция текста

кто

2. «И сказали: "Поищем сами себе князя, который бы владел нами и рядил по ряду и по закону". Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные - норманны и англы, а еще иные готы - вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избирались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший, ....., в Ладоге...».

Атрибуция текста

кто

3. «И увидел ......, что княжат тут Аскольд и Дир, спрятал он воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам приступил, неся отрока Игоря. И подошел к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де "мы купцы, идем в Греки от ..... и княжича Игоря, Придите к нам, к родичам своим". Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все из ладей, и сказал ..... Аскольду и Диру: "Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода", и вынесли Игоря: "А это сын Рюрика". И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли [Аскольда] на горе, которая называется ныне Угорской»

Атрибуция текста

кто

4. «В год 6453 Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет : князем своим Малом и сказали: "Если повадится волк к овцам, то выносит все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит". И послали к нему, говоря: "Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань". И не послушал .....; и древляне, выйдя навстречу ему из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало».

Атрибуция текста

кто

5. «В год 6449 И было видно страшное чудо. Русичи же, видя пламя, бросались в воду морскую, стремясь спастись, и так оставшиеся возвратились восвояси. И, придя в землю свою, поведали -каждый своим - о происшедшем и о ладейном огне. "Будто молнию небесную, - говорили они, - имеют у себя греки, и пуская ее, пожгли нас; оттого и не одолели их"».

Атрибуция текста

кто

6.Отправилась  .....  в  Греческую  землю  и  пришла  к Царьграду. И был тогда царь Константин, сын Льва, и пришла к нему ......  и, увидев, что она очень красива лицом и разумна,  подивился  царь  ее  разуму, беседуя с нею, и сказал ей:  "Достойна  ты  царствовать  с  нами  в  столице нашей". Она  же,  поразмыслив,  ответила  царю:  "Я  язычница;  если  хочешь крестить меня, то крести меня сам - иначе не крещусь". И крестил ее  царь  с патриархом. Просветившись же, она радовалась душой и телом;  и  наставил  ее патриарх в вере, и сказал ей: "Благословенна ты в  женах  русских,  так  как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя сыны русские  до  последних поколений внуков твоих".

Атрибуция текста

кто

О каком событии?

7. «Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь, их князья выходят со всеми росами из Киева и отправляются в ....., то есть струговой обход, а именно - в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань ротам. Кормясь там в течение зимы, они в апреле, когда растает лед на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли...».

Атрибуция текста

событие

8."Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил ...... к нему людей, сказав им: „Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его». Они же исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как зовется она и до сих пор. Затем послал ....... по всему городу сказать: „Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, – будет мне врагом».

Атрибуция текста

событие

Какое архитектурное сооружение упоминается?

9. После этого пришли печенеги к Василеву, и вышел против них Владимир с небольшою дружиною. И сошлись, и не смог устоять против них Владимир, побежал и стал под мостом, едва укрывшись от врагов. И дал тогда Владимир обещание поставить церковь в Василеве во имя святого Преображения, ибо было в тот день, когда произошла та сеча, Преображение Господне. Избегнув опасности, Владимир построил церковь и устроил великое празднование, наварив меду 300 мер. И созвал бояр своих, посадников и старейшин из всех городов и всяких людей много, и роздал бедным 300 гривен. 

Атрибуция текста

сооружение

10.Согласно «Повести временных лет» князь Владимир I сначала был убежденным язычником, но затем принял христианство от Византии.

Почему он сменил веру? Назовите не менее трех причин. Почему вера была принята именно от Византии? Укажите не менее трех причин. Какие это имело последствия? Укажите не менее трех последствий.

1

1.

2.

3.

2

1.

2.

3.

3

1.

2.

3.

11.Установите соответствие между определениями и понятиями. В ответ запишите последовательность цифр.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

ПОНЯТИЯ

А) земледельцы, заключившие с хозяином земли договор на выполнение работ

Б) свободные или зависимые земледельцы, основная масса населения Древней Руси

В) люди, находившиеся в полной зависимости от хозяина земли

Г) земледельцы, взявшие ссуду

 

1) смерды

2) холопы

3) закупы

4) тиуны

5) рядовичи

6) помещики

12.Установите соответствие между понятиями, терминами и их определениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

ПОНЯТИЯ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

А) вира

Б) полюдье

В) удел

Г) вече

 

1) доля члена княжеского рода

2) штраф за совершенное преступление

3) часть дани и оброка, отдаваемая церкви

4) объезд князем с дружиной подвластных земель для сбора дани

5) народное собрание

6) точный размер дани

 

13 Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к периоду Древнерусского государства.

 

1) Смерд

2) помещик

3) рядович

4) пожилое

5) боярин

6) закуп

14.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) VIII—XII вв.

 

1) рядовичи

2) волхвы

3) помещики

4) закупы

5) полюдье

6) пожилое

15. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям и явлениям, происходившим в период существования Древнерусского государства.

 

1) митрополит

2) вира

3) ярлык

4) старообрядцы

5) подсечное земледелие

6) полюдье

16.Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением ДВУХ, относятся к периоду IX-XI вв.

 

1) смерд

2) пожилое

3) погост

4) холоп

5) вервь

6) баскак

17. Прочтите отрывок из летописи.

 

«В год 6390 (летоисчисление от Сотворения мира). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игорь. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де "мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим". Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: "Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода", и показал Игоря: "А это сын Рюрика". И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила - за церковью святой Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: "Да будет это мать городам русским". И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава».

 

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) Олег был первым скандинавским князем, приглашённым на Русь славянскими и финскими племенами

2) после Олега правил Русью князь Святослав

3) Олег первым из князей подписал выгодный для Руси договор с Византией

4) указанные события относятся к концу IX в.

5) варяги — наёмные воины из Скандинавии на службе древнерусских князей

6) чудь, меря, весь относятся к восточнославянским племенам

Почему подходит не подходит

1

2

3

4

5

18.Прочтите отрывок из летописи.

 

«В год 6472 (летоисчисление от Сотворения мира). Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус (гепард), и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, — такими же были и все остальные его воины, И посылал в иные земли со словами: "Хочу на вас идти". И пошел на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей, и сказал вятичам: "Кому дань даете?". Они же ответили: "Хазарам - по щелягу (серебряная монета неизвестного достоинства) с сохи даем".

В год 6473. Пошел Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар, и столицу их и Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов.

В год 6474. Вятичей победил Святослав и дань на них возложил.

В год 6475. Пошел Святослав на Дунай на болгар. И бились обе стороны, и одолел Святослав болгар, и взял городов их 80 по Дунаю, и сел княжить там в Переяславце, беря дань с греков.»

 

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) мать Святослава княгиня Ольга уговорила сына принять православие

2) вятичи селились в нижнем течении Днепра

3) кроме хазар Святослав окончательно разгромил печенегов

4) Святославу не удалось закрепиться на Дунае в противоборстве с Византийской империей

5) данный текст летописи рассказывает о событиях X в.

6) отцом Святослава был князь Игорь

Почему подходит не подходит

1

2

3

4

5

19.По Руси проходил путь из варяги в греки.

Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) из Византии в государства Скандинавии купцы везли мёд, воск, пеньку

2) одной из причин окончательного упадка торгового пути из Балтийского моря в Чёрное стал захват монголо-татарами нижнего и среднего Поднепровья в XIII в.

3) торговый путь из Балтийского моря в Чёрное был ликвидирован после захвата турками столицы Византии в середине XV в.

4) между Западной Двиной и Днепром торговые суда перетаскивались волоком

6) князь Олег заключил выгодный торговый договор между Русью и Византией в середине IX в.

Почему подходит не подходит

1

2

3

4

5

20. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопрос «В год 6370 изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси... Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус,— на Белоозере, а третий, Трувор,— в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».

Каковы были последствия описанного в документе события? (Укажите не менее двух последствий.)

Событие атрибуция

Последствия 1

Последствия 1

21.Прочитайте отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы

Д.С. Лихачёв в статье «Крещение Руси и государство Русь» писал о значении принятия христианства на Руси:  «Язычество не было религией в современном понимании. Это было довольно хаотическая совокупность различных верований, культов, но не учение. Это соединение религиозных обрядов и целого вороха объектов религиозного почитания. Поэтому объединение людей разных племён, в чём так нуждались восточные славяне в X-XII веках, не могло быть осуществлено язычеством. Между тем стремление вырваться из-под угнетающего воздействия одиночества среди редконаселённых лесов, болот и степей, боязнь грозных явлений природы заставляли людей искать объединения. Время и события требовали познания мира и истории в широких масштабах.    Истинный создатель огромной империи Руси – князь Владимир I Святославич в 980 году делает первую попытку объединения язычества на всей территории от восточных склонов Карпат до Оки и Волги, от Балтийского моря до Чёрного. После создания пантеона богов в Киеве, он послал своего дядю Добрыню в Новгород, и тот «постави кумира над Волховом». Однако интересы страны звали Русь к религии более развитой и вселенской. Последняя должна была служить своеобразным приобщением Руси к мировой культуре. И не случайно этот выход на мировую арену органически соединялся с появлением на Руси высокоорганизованного литературного языка, который это приобщение закрепил бы в текстах,   прежде всего переводных. Письменность давала возможность общения не только с современными Руси культурами, но и с культурами прошлого. Она делала возможным написание собственной истории, философского обобщения своего национального опыта, литературы. Христианизация Руси и родство правящего рода с византийским двором   ввели Русь в семью европейских народов на совершенно равных основаниях.Благодаря болгарской письменности христианство сразу выступило на Руси в виде высокоорганизованной религии с высокой культурой. Та церковная письменность, которая была передана нам Болгарией, - это самое важное,  что дало Руси крещение. Христианство в целом способствовало возникновению сознания  единства человечества.

              Болгарская письменность сразу позволила Руси не начинать литературу, а продолжать её и создавать в первый же век христианства произведения, которыми мы вправе гордиться».

21.1. Почему язычество уже не удовлетворяло уровню развития восточнославянского общества?

21.2. Какие попытки реформы язычества предпринял Владимир I? Почему они не достигли успеха?

1

2

21.3. Какие последствия имело принятие Русью христианства? 

1

2

3

22.Фрагмент из «Повести временных лет»

«В тот год сказала дружина Игорю: ”Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдём, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам”. И послушал их Игорь — пошёл к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошёл он в свой город. Когда же шёл он назад, поразмыслив, сказал своей дружине: ”Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу ещё”. И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идёт снова, держали совет с князем своим Малом: ”Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит”. И послали к нему, говоря: ”Зачем идёшь опять? Забрал уже всю дань”. И не послушал их Игорь; и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружину его, так как было их мало. И погребён был Игорь, и есть могила его у Искоростеня в Деревской земле и до сего времени”.

 22.1 Кто был отцом князя? Кого князь сменил на престоле в Киеве? В каком году произошли описанные в летописи события?

Атрибуция текста

событие

22.2 Как звали древлянского князя? Какой город был племенным центром древлян? Что явилось причиной смерти князя?

22.3 Используя свои знания по истории, напишите имя жены князя Игоря, которая стала править после его смерти. Укажите два мероприятия, которые она предприняла после гибели мужа.

 23 В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. «Роль варягов в создании Древнерусского государства была незначительной». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.

 Аргументы в подтверждение: 1) … 2) …

 Аргументы в опровержение: 1) … 2) …

подтверждение

факт

комментарий

вывод

опровержение

факт

комментарий

вывод

24.В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. "Князь Святослав пренебрегал интересами Руси. Личные цели ставил выше государственных.

Ответ запишите в следующем виде.

 Аргументы в подтверждение: 1) … 2) …

 Аргументы в опровержение: 1) … 2) …

подтверждение

факт

комментарий

вывод

опровержение

факт

комментарий

вывод

25.В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

 

«Древнерусское общество XI–XII вв. нельзя считать феодальным, феодальные отношения в нём практически не были развиты».

 

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

 

Ответ запишите в следующем виде.

 

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

подтверждение

факт

комментарий

вывод

опровержение

факт

комментарий

вывод

26. В отличие от Западной Европы, русские средневековые города были деревянными, из камня строились лишь храмы и крепостные стены. Приведите не менее трёх объяснений такого отличия.

Причина

комментарий

27.Князь Владимир Святославич принял христианство в его восточном варианте (православии). Укажите не менее двух причин, по которым, как считают историки, выбор был сделан в пользу восточного, а не западного варианта христианства (католичества). Объясните способ, с помощью которого княжеская власть материально обеспечивала церковную организацию на Руси.

Причина

комментарий

Способ

комментарий

28.Назовите 3 объяснения тому, что уже в XI веке Новгородская земля одной из первых на Руси стала вести независимую от Киева политику.

Причина

комментарий

29.Рассмотрите изображение и выполните задание

 

https://hist-ege.sdamgia.ru/get_file?id=8751

 

Какие суждения о городе, старинный план которого Вы видите, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) В отличие от других русских земель в этом городе редко созывалось народное вече.

2) В период политической раздробленности русских земель в этом городе установилась сильная княжеская власть.

3) С 1113 по 1125 г. в городе правил князь Владимир Мономах.

4) Через этот город в древности проходил торговый путь «из варяг в греки».

5) Город, изображённый на плане, был присоединён к Московскому государству в 1478 г.

Почему подходит не подходит

1

2

3

4

5

30.Рассмотрите схему и выполните задание

ЕГЭ−2021, история: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия  Гущина.

30.1. Укажите название торгового пути, обозначенного на схеме цифрой «3»

30.2. Укажите век, когда произошли события, обозначенные на схеме стрелками.
Ответ запишите словом.
Ответ: ___________________________.
Укажите имя князя, походы которого обозначены в легенде схемы цифрой  «1».
Ответ: __________________

30.4.Какие суждения, относящиеся к обозначенным на схеме древним речным путям, являются верными. Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) из Византии в государства Скандинавии купцы везли мёд, воск, пеньку

2) одной из причин окончательного упадка торгового пути из Балтийского моря в Чёрное стал захват монголо-татарами нижнего и среднего Поднепровья в XIII в.

3) торговый путь из Балтийского моря в Чёрное был ликвидирован после захвата турками столицы Византии в середине XV в.

4) между Западной Двиной и Днепром торговые суда перетаскивались волоком

5) одним из государств, контролировавшим торговлю на пути из Балтийского в Каспийское море до конца 60-х гг. X в. была Хазария (Хазарский каганат)

6) князь Олег заключил выгодный торговый договор между Русью и Византией в середине IX в.

Почему подходит не подходит

1

2

3

4

5

30.4(А)Прочтите отрывок из сочинения историка о событиях, обозначенных на схеме, и укажите название города, которое дважды пропущено в тексте.
«Киевский князь взял столицу Хазарского каганата в дельте реки Волги. После этой победы он продолжил поход, так как у хазар было ещё несколько крупных городов. Князь повёл дружины по берегу Каспийского моря на юг, к старой столице Хазарского каганата – ____________. Это был крупный город на территории прикаспийского Дагестана. В нём правил собственный царь, который имел своё войско. Это была автономная область. Поход на этот город был скоротечен. Неприятельское войско было разгромлено и рассеяно по окрестным горам, ____________ заняли без боя. Дальше на юг киевский князь не пошёл»

31.Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 1) Цифрой «5» на схеме обозначен город Новгород.
2) В ходе событий, обозначенных на схеме стрелками, русское войско взяло город Перемышль.
3) В городе, обозначенном на схеме цифрой «6», согласно Повести временных лет, принял крещение киевский князь Владимир.
4) На схеме обозначен политико-административный центр восточнославянского племенного союза древлян.
5) Цифрой «4» на схеме обозначена столица Волжской Булгарии.
6) Киевский князь Олег совершил поход, обозначенный в легенде схемы цифрой «2»

Почему подходит не подходит

1

2

3

4

5

 32 Правление князя Ярослава Мудрого было отмечено важными событиями в жизни Древнерусского государства. Какие факты, связанные с государственной деятельностью Ярослава Мудрого, вам известны? Укажите не менее трёх фактов.

Государство- элементы

деятельность

результат

33. "Поставил Ярослав ..........митрополитом, русского родом, в святой Софии, собрав епископов"

Атрибуция текста

кто

34.  "Заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь святой ......., митрополию, и затем церковь на Золотых воротах – святой Богородицы Благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. И стала при нем вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться. И любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же черноризцев, и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык".

Атрибуция текста

событие

Название документа, время принятия

35 отрывок из документа

 "1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого.

Если убитый - русин, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой, или Словении, то 40 гривен уплатить за него.

14. Если кто будет избит до крови или до синяков, то ему не надо искать свидетеля, если же не будет на нем никаких следов (побоев), то пусть приведет свидетеля, а если он не может (привести свидетеля), то делу конец. Если (потерпевший) не может отомстить за себя, то пусть возьмет с виновного за обиду 3 гривны, и плату лекарю.

15. Если кто кого-либо ударит палкой, жердью, ладонью, чашей, рогом или тылом оружия, платить 12 гривен. Если потерпевший не настигнет того (обидчика), то платить, и этим дело кончается."

Атрибуция текста

событие

36."Пришел Святополк с печенегами в силе грозной, и Ярослав собрал множество воинов и вышел против него. Ярослав стал на место, где убили Бориса, и, воздев руки к небу, сказал: „Кровь брата моего вопиет к тебе, Владыка! Отомсти за кровь праведника сего, как отомстил ты за кровь Авеля, обрек Каина на стенание и трепет: так обреки и этого». Помолился и сказал: „Братья мои! Хоть и отошли вы телом отсюда, но молитвою помогите мне против врага сего – убийцы и гордеца».

Атрибуция текста

событие

37.Прочтите фрагменты «Русской Правды», изложенные в современном переводе:

 

1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого. Если убитый — русин, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой, или словенин, то 40 гривен уплатить за него.<….>

4. Если ударить мечом, не вынув его из ножен, или рукоятью меча, то 12 гривен за обиду. <….>

8. Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну. <….>

10. Если холоп бежит и скроется у варяга или у колбяга, а они его в течение трех дней не выведут, а обнаружат на третий день, то господину отобрать своего холопа, а 3 гривны за обиду.

11. Если кто поедет на чужом коне без спросу, то уплатить 3 гривны. <….>

16. Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромы своего господина и тот начнет его не выдавать, то холопа взять и господин платит за него 12 гривен, а затем, где холопа застанет тот ударенный человек, пусть бьет его.

17. А если кто сломает копье, щит или испортит одежду, и испортивший захочет удержать у себя, то взять с него деньгами; а если тот, кто испортил, начнет настаивать (на возвращении испорченной вещи), платить деньгами, сколько стоит вещь.

18. Если убьют огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен, а люди не платят; а за княжеского подъездного 80 гривен. <….>

20. Если убьют огнищанина у клети, у коня, или у стада, или во время кражи коровы, то убить его, как пса; тот же закон и для тиуна.

23. А за убитого смерда или холопа 5 гривен. <….>

 

Используя фрагменты документа, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) гривна — это используемая в Древней Руси арабская монета

2) изначальные статьи «Русской Правды» появились в первой четверти XI в.

3) холоп — представитель полузависимого населения на Руси, попавший в зависимость от заимодавца

4) варяг — воин из народного ополчения

5) огнищанин — представитель старшей дружинной знати, управляющий княжеским двором

6) гридин — княжеский дружинник

Почему подходит не подходит

1

2

3

4

5

38.Прочтите отрывок из летописи.

 

«В год 6605 (летоисчисление от Сотворения мира). <…>. Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег, и собрались на совет в Любече для установления мира, и говорили друг другу: "Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут воины. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк - Киевом, Изяславовой отчиной, Владимир — Всеволодовой, Давыд и Олег и Ярослав — Святославовой, и те, кому Всеволод роздал города: Давыду — Владимир, Ростиславичам же: Володарю — Перемышль, Васильку — Теребовль". И на том целовали крест: "Если отныне кто на кого пойдет, против того будем мы все и крест честной". Сказали все: "Да будет против того крест честной и вся земля Русская". И, попрощавшись, пошли восвояси».

 

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) указанное событие произошло в 1097 г.

2) съезд положил начало переходу власти в отдельных княжествах Руси (кроме Киева) по отчинному принципу «от отца к сыну»

3) в данный период времени в Киеве правил сын Ярослава Мудрого «Ярославич» Святополк

4) одним из противников княжеского съезда «на устроение мира» был Владимир Всеволодович Мономах

5) Любеч находился на территории Владимиро-Суздальского княжества

6) договорённость участников съезда не остановила в дальнейшем княжеских междоусобиц

Почему подходит не подходит

1

2

3

4

5

Задание 39 В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Древнюю Русь X-XII вв можно назвать  централизованным государством ».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

подтверждение

факт

комментарий

вывод

опровержение

факт

комментарий

вывод

задание 40

Владимир Мономах заняв престол ,дополнил существующее законодательство новыми статьями, который сильно ограничил размеры процентов по займами запретил обращать в рабство отрабатывавших  долг зависимых людей.

как назывался документ принятый Владимиром. Чем были вызваны изменения в законодательстве? Назовите не менее двух причин.Как назывались зависимые люди взявшие в долг?

задание.

41.Из труда современного историка.

«Вокруг его имени вращаются почти все важные события русской истории конца XI - начала XII века... Он выделялся блестящими способностями государственного деятеля, умением противопоставить узким, корыстным интересам нужды своего государства... В период его правления была составлена древнейшая из известных летописей — "Повесть временных лет". Сам он написал "Поучение детям", которое показывает, что этот князь обладал литературным талантом. В этом произведении он отмечал, что со-вершил более восьмидесяти крупных походов против половцев, а мелких - и не упомнить. В более поздние времена появилась легенда о том, что византийский император - его родной дед - прислал ему знаки царского достоинства».

 

41.1О каком князе идет речь в документе? Когда и в результате какого события он занял киевский престол?

41.2 Привлекая знания по истории и текст документа, отметьте, в чём состояли главные заслуги князя. Приведите не менее трёх положений.

41.3.Какие черты князя выделяет автор? Укажите не менее трёх черт личности князя.

42.Прочитайте отрывок из исторического источника и выполните задания.

[Киевский князь] ______________ , после смерти (князя) Святополка, созвал дружину свою в Берестове... и постановили ... ...Если закуп убежит от господина (не расплатившись с ним за ссуду), то становится полным холопом; если же он пойдёт искать денег с разрешения господина или побежит к князю и его судьям с жалобой на обиду со стороны своего господина, то за это его нельзя делать холопом, но следует дать ему суд.

42.1. Укажите имя князя, пропущенное в тексте.............................

42.2.Укажите год, когда был издан документ, из которого был взят данный отрывок.

Ответ: ______________________________.( почему данный год)

42.3 Укажите условие обращения в полное холопство, указанное в тексте отрывка.

Ответ:_____________

42.4.Какие суждения, относящиеся к данному историческому источнику, являются верными,

а какие — нет?

1.Одной из причин издания указанного документа было народное восстание в

Киеве

2.Автор документа — князь, принявший решение о Крещении Руси

3.В предложенном отрывке указаны категории свободных общинников

4.Документом ограничивались возможности полного закабаления общинников

5.Документ является составной частью сборника законов Древнерусского государства

Почему подходит не подходит

1

2

3

4

5

43. заполните таблицу

Личность

Что им сделано( конкретно)

Следствие его дела

1 Владимир

2.Святополк Окаянный.

3. Ярослав Мудрый

4. Изяслав,

5. Святослав

6 Владимир Мономах



Предварительный просмотр:

Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

СОБЫТИЯ

 

ГОДЫ

А) декларация РФ и США о прекращении состояния холодной войны

Б) роспуск Совета экономической взаимопомощи

В) подписание договора ОСВ-1 между СССР и США

Г) образование ОВД

 

1) 1991 г.

2) 1955 г.

3) 1992 г.

4) 1962 г.

5) 1972 г.

6) 1975 г.

Установите соответствие между событиями и их датами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

СОБЫТИЯ

 

ДАТЫ

A) преобразование Совета Народных Комиссаров в Совет министров

Б) разгром антипартийной группы Г. М. Маленкова, В. М. Молотова, Л. М. Кагановича

B) принятие Конституции развитого социализма

Г) отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС

 

1) 1977 г.

2) 1990 г.

3) 1946 г.

4) 1957 г.

5) 1995 г.

6) 1980 г.

Установите соответствие между событиями и годами их принятия: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

СОБЫТИЯ

 

ГОДЫ

A) XX съезд КПСС

Б) смерть И. В. Сталина

B) избрание Генеральным секретарём ЦК КПСС К. У. Черненко

Г) принятие курса на ускорение социально-экономического развития

 

1) 1953 г.

2) 1956 г.

3) 1975 г.

4) 1984 г.

5) 1985 г.

6) 1991 г.

Ниже приведён список терминов, понятий. Все они, за исключением двух, относятся к государственному устройству СССР 1940–1980-х гг. Найдите и запишите порядковые номера терминов (понятий), не относящиеся к государственному устройству СССР 1940–1980-х гг.

 

1) Верховный Совет; 2) Совет Федерации; 3) народный депутат; 4) Совет Министров; 5) Федеральное Собрание; 6) автономная республика.

 Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) периода перестройки в СССР.

 

1) ускорение;

2) «война законов»;

3) федеральные округа;

4) новое политическое мышление;

5) референдум;

6) дефолт.

 

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям, явлениям, относящимся к периоду 1985—1991 гг.

 

1) многопартийность

2) бюджетный дефицит

3) вертикаль власти

4) монетизация льгот

5) референдум

6) ускорение социально-экономического развития

 

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к периоду перестройки в СССР (1985–1991 гг.).

 

1) народный депутат

2) гласность

3) федеральный округ

4) кооперация

5) национальные приоритетные проекты

6) «новое политическое мышление»

Напишите пропущенное слово.

 

Процесс практически бескровного перехода от социалистической общественно-политической системы к либеральной, произошедший в конце 1980-х — начале 1990-х гг. в странах Восточной Европы, получил название «________________революции».

 

Международная организация, созданная в 1949 г. для взаимодействия стран «социалистического лагеря» в экономической сфере, получила сокращённое название ______.

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

 

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

 

А) Шаг первый – борьба с алкоголизмом, предложенная Е.К. Лигачевым, новым членом Политбюро, бывшим первым секретарем Томского обкома КПСС, где был накоплен определенный опыт антиалкогольной кампании.
Надо сказать, что к тому времени в застойном Советском Союзе алкоголизм представлял огромную опасность: в силу комплекса исторических, социальных, экономических причин население активно спивалось. Пожалуй, наиболее красочно об этом рассказано Венедиктом Ерофеевым в книге "Москва–Петушки" и А.А. Зиновьевым в "Зияющих высотах". "Водка да хвост селедки", "Веселие Руси есть питие", – под этими лозунгами происходило повышение смертности среди мужчин в трудоспособном возрасте

Б) «...Задуманные меры дали определенные результаты. Показатели, достигнутые сельским хозяйством в 1966—1970 гг., были намного выше, чем в предшествующий период. Производительность труда в среднем в год росла в этот период на 6,5 процента, что было в два раза больше, чем в 1961 — 1965 гг. Фонд оплаты по труду за 1965—1975 гг. вырос в 1,5 раза... Экономисты называют восьмую пятилетку «золотой».

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

1) Данная экономическая реформа осуществлялась под руководством А. Н. Косыгина.

2) В ходе реформы произошло восстановление отраслевого управления экономикой.

3) Данные меры получили название «либерализация цен».

4) Данные меры проводились в рамках политики ускорения социально-экономического развития.

5) В этот период председателем правительства был Рыжков .

6) Реформа дала развитие наукоёмким отраслям: электронике, кибернетики, робототехнике и т. д.

 

Фрагмент А

Фрагмент Б

 

 

 

 

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

 

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

 

А) «Для укрепления дисциплины были приняты невиданные ранее меры. Только они и остались, как нам кажется, в памяти людей от короткого пребывания <...> у власти. Эти меры сводились к следующему: надзор за прилежностью трудящихся, проверка удостоверений личности в магазинах (в целях обнаружения тех, кто пошёл туда в рабочее время), налёты милиции в кинотеатры (в тех же целях), изменение часов работы магазинов для того, чтобы дать возможность населению сделать покупки не в рабочее время. В первые месяцы эти меры дали незначительное повышение производительности труда. А потом всё вернулось на свои места».

Б) «....набиравшая силу гласность, все более смелые выступления прессы, которые имели громадную читательскую аудиторию (тиражи наиболее массовых изданий в короткие сроки дошли до десятков миллионов экземпляров), стали размывать основы. Статьями Г. Попова (рецензия на книгу А. Бека "Новое назначение), Н. Шмелева ("Авансы и долги" в "Новом мире"), Л. Пияшевой ("Чьи пироги пышнее?"), В. Селюнина и Г. Ханина ("Лукавая цифра"), материалами, публиковавшимися в журнале "Огонек" под редакцией В. Коротича, зачитывались миллионы граждан, избавляясь от инерции страха. Увидели свет извлеченные из небытия произведения А. Платонова, В. Гроссмана, А. Солженицына, В. Войновича, А Рыбакова.».

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

1) Описанные события происходили в начале 1980-х гг.

2) События описывают реформу А.Н. Косыгина .

3) Описанные события происходили после 1985 г.

4) Пропущенная фамилия - Л. И. Брежнев.

5) Общее название событий произошедших в данное время получило название Перестройка.

6) Пропущенная фамилия — Ю. В. Андропов.

 

Фрагмент А

Фрагмент Б

 

 

 

 

Укажите трёх государственных деятелей, которые занимали пост Генерального секретаря ЦК КПСС. Соответствующие цифры запишите в ответ.

 1) Л. И. Брежнев

2) М. С. Горбачёв

3) А. Н. Косыгин

4) К. Е. Ворошилов

5) Ю. В. Андропов

6) Г. М. Маленков

Какие три из перечисленных положений относятся к политике «перестройки»? Соответствующие цифры запишите в ответ.

 

1) замена продразвёрстки продналогом

2) усиление роли Советов в управлении государством

3) борьба с «космополитизмом»

4) отказ от политики «холодной войны»

5) приоритетное развитие военно-промышленного комплекса

6) введение многопартийности

Какие три из перечисленных мер относятся к периоду «перестройки»? Запишите в таблицу соответствующие цифры.

 

1) Принятие Закона «Об индивидуальной трудовой деятельности».

2) Курс на приватизацию собственности.

3) Либерализация цен.

4) Внедрение бригадного и арендного подряда.

5) Борьба с пьянством и алкоголизмом.

Что из перечисленного относится к социально-экономическому развитию СССР в период «перестройки»? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) выпуск приватизационных чеков

2) развитие индивидуальной трудовой деятельности

3) начало забастовочного движения в стране

4) снижение цен на потребительские товары

5) острый дефицит товаров

6) либерализация цен

Что из перечисленного относится к социально-экономическому развитию СССР в период «перестройки»? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) начало забастовочного движения в стране

2) либерализация цен

3) развитие индивидуальной трудовой деятельности

4) выпуск приватизационных чеков

5) острый дефицит товаров

6) снижение цен на потребительские товары

Прочтите отрывок из документа и укажите аббревиатуру органа власти, его подписавшего.

 

ЗАЯВЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО РУКОВОДСТВА

«В связи с невозможностью по состоянию здоровья исполнения Горбачёвым Михаилом Сергеевичем, обязанностей Президента СССР и переходом в соответствии со статьёй 127/7 Конституции СССР, полномочия Президента Союза ССР к вице-президенту СССР...

В целях преодоления глубокого и всестороннего кризиса, политической, межнациональной, гражданской конфронтации, хаоса и анархии, которые угрожают жизни и безопасности граждан Cоветского Cоюза, суверенитету, территориальной целостности, свободе и независимости нашего Отечества.

Исходя из результатов всенародного референдума, о сохранении Союза Советских Социалистических Республик (СССР), руководствуясь жизненно важными интересами народов нашей Родины, всех советских людей.

ЗАЯВЛЯЕМ:

1. В соответствии со статьёй 127/3 Конституции СССР и статьёй 2 Закона СССР "О правовом режиме чрезвычайного положения", и идя навстречу требованиям широких слоёв населения, о необходимости принятия самых решительных мер по предотвращению сползания общества к общенациональной катастрофе, обеспечении законности и порядка, ввести чрезвычайное положение в отдельных местностях СССР на срок 6 месяцев с 4 часов утра по Московскому времени с 19 августа 1991 года....».

Прочтите отрывок из документа и укажите его автора.

 

«Выступая перед вами в последний раз в качестве Президента СССР, считаю нужным высказать свою оценку пройденного с 1985 года пути. Тем более что на этот счет немало противоречивых, поверхностных и необъективных суждений. Судьба так распорядилась, что, когда я оказался во главе государства, уже было ясно, что со страной неладно... Я понимал, что начинать реформы такого масштаба и в таком обществе, как наше, – труднейшее и даже рискованное дело. Но и сегодня я убежден в исторической правоте демократических реформ, которые начаты весной 1985 года. Процесс обновления страны и коренных перемен в мировом сообществе оказался куда более сложным, чем можно было предположить. Однако то, что сделано, должно быть оценено по достоинству. Общество получило свободу, раскрепостилось политически и духовно. И это – самое главное завоевание, которое мы до конца еще не осознали, а потому что еще не научились пользоваться свободой.».

 Установите соответствие между партийно-государственными руководителями и историческими событиями.

 

ФАМИЛИИ ПАРТИЙНЫХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ

А) В. И. Ленин

Б) И. В. Сталин

В) Н. С. Хрущёв

Г) М. С. Горбачёв

 

1) I Съезд народных депутатов СССР

2) принятие плана ГОЭЛРО

3) первый полёт человека в космос

4) ввод советских войск в Афганистан

5) подписание советско-германского Договора о ненападении

 

Установите соответствие между реформами и фамилиями руководителей СССР, в период правления которых эти реформы были проведены.

 

РЕФОРМЫ

 

ФАМИЛИИ

A) принятие закона об индивидуальном предпринимательстве

Б) передача МТС колхозам

B) ликвидация совнархозов и восстановление отраслевых министерств

Г) преобразование народных комиссариатов в министерства

 

1) И. В. Сталин

2) Н. С. Хрущёв

3) Л. И. Брежнев

4) Ю. В. Андропов

5) М. С. Горбачёв

 

 Установите соответствие между фамилиями отечественных деятелей культуры второй половины XX в. — начала XXI в. и сферами их творчества.

 

ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ

 

СФЕРЫ ТВОРЧЕСТВА

A) 3. К. Церетели

Б) С. Ф. Бондарчук

B) М. Л. Ростропович

Г) В. П. Астафьев

 

1) архитектура

2) литература

3) музыка

4) кинематограф

5) скульптура

 

Установите соответствие между событиями отечественной истории и фамилиями руководителей СССР, в период управления которых эти события произошли: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

 

СОБЫТИЯ

 

ФАМИЛИИ

А) участие СССР в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе

Б) «ленинградское дело»

В) разгром «антипартийной группы» Молотова-Маленкова-Кагановича

Г) введение поста Президента СССР

 

1) И. В. Сталин

2) Н. С. Хрущёв

3) Л. И. Брежнев

4) Ю. В. Андропов

5) М. С. Горбачёв

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

Установите соответствие между советскими государственными деятелями и их деятельностью.

 

СОВЕТСКИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ

 

ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

А) Ю. В. Андропов

Б) М. С. Горбачев

В) Л. И. Брежнев

Г) Н. С. Хрущев

 

1) борьба с космополитизмом, проведение массовых репрессий

2) борьба с диссидентским движением, курс на укрепление производственной дисциплины, жёсткий внешнеполитический курс

3) провозглашение кампании по освоению целины, начало массового жилищного строительства

4) курс на демократизацию советского общества, политика гласности

5) политика стабилизации кадров, политика «разрядки» в международных отношениях

Установите соответствие между реформами и фамилиями руководителей СССР, в период правления которых эти реформы были проведены.

 

РЕФОРМЫ

 

ФАМИЛИИ

A) ликвидация отраслевых министерств и создание совнархозов

Б) принятие закона «О кооперации в СССР»

B) реформа А. Н. Косыгина по расширению самостоятельности предприятий

Г) денежная реформа и отмена карточной системы

 

1) И. В. Сталин

2) Н. С. Хрущёв

3) Л. И. Брежнев

4) Ю. В. Андропов

5) М. С. Горбачёв

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

 

События

Даты

Руководитель СССР в данный период

__________(А)

1962 г.

Н. С. Хрущев

Переименование наркоматов в министерства

1946 г.

__________(Б)

__________(В)

1986 г.

__________(Г)

Принятие Конституции «развитого социализма»

__________(Д)

__________(Е)

 

Пропущенные элементы:

1) катастрофа на Чернобыльской АЭС

2) расстрел рабочей демонстрации в Новочеркасске

3) 1953 г.

4) учреждение поста Президента СССР

5) испытание первой советской ядерной бомбы

6) И. В. Сталин

7) Л. И. Брежнев

8) М. С. Горбачёв

9) 1977 г.

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.

 

 

Политические произведения

Дата создания

Создатель

_________(А)

________(Б)

У. Черчилль

_________(В)

________(Г)

И. В. Сталин

_________(Д)

1956 г.

Н. С. Хрущев

«Перестройка и новое мышление для

нашей страны и всего мира»

1988 г.

________(Е)

 

 

Пропущенные элементы:

1) 1905 г.

2) «О культе личности и его последствиях»

3) Л. И. Брежнев

4) 1929 г.

5) «Записки социалиста-революционера»

6) М. С. Горбачев

7) «Неизвестная война: Восточный фронт»

8) 1931 г.

9) «Год великого перелома»

 

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции

    «XIX Всесоюзная партийная конференция... констатирует: выработанный партией на апрельском Пленуме ЦК и XXVII съезде партии стратегический курс на всестороннее и революционное обновление советского общества и ускорение его социально-экономического развития неуклонно претворяется в жизнь. Приостановлено сползание страны к экономическому и социально-политическому кризису...

    Начался процесс оздоровления экономики страны, её поворот к удовлетворению насущных потребностей людей. Набирают силу новые методы хозяйствования. В соответствии с Законом о государственном предприятии (объединении) идёт перевод объединений и предприятий на хозрасчет и самоокупаемость. Разработан, широко обсуждён и принят Закон о кооперации. Входят в жизнь новые, прогрессивные формы внутрипроизводственных трудовых отношений на основе подряда и аренды, а также индивидуальная трудовая деятельность. Идёт перестройка организационных структур управления, направленная на создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования первичных звеньев экономики.

    Развёрнутая по инициативе партии работа позволила возобновить рост реальных доходов трудящихся. Реализуются практические меры по увеличению производства продуктов питания и предметов потребления, расширению жилищного строительства. Осуществляются реформы образования и здравоохранения. Духовная жизнь становится мощным фактором прогресса страны. Значительная работа проведена по переосмыслению современных реальностей мирового развития, обновлению и приданию динамизма внешней политике. Таким образом, перестройка всё глубже входит в жизнь советского общества, оказывает на него всё возрастающее преобразующее воздействие».

1.На решение каких проблем был нацелен стратегический курс партии? Когда происходили события, упомянутые в резолюции? Кто являлся политическим руководителем страны в тот период?

2. Какие направления внутренней политики КПСС и государства названы в резолюции? Укажите любые четыре направления.

3. Каковы итоги реализации рассматриваемого стратегического курса партии? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к таким итогам.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Из воспоминаний советского партийного деятеля В. А. Медведева.

 

«11 июня... прошло совещание в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса. В докладе [Генерального секретаря] в максимальной мере были реализованы разработки, которые велись в течение этих лет по подготовке Пленума ЦК.

На совещании был углублён критический анализ предшествующего периода развития. Вместе с тем со всей очевидностью обнаружилось, что ускорение научно-технического прогресса, а значит и социально-экономического развития страны, упирается в хозяйственный механизм, унаследованный от прошлого. Дальнейшая практика подтвердила, что даже тщательно разработанные обширные программы развития науки й техники, модернизации отечественного машиностроения... не могут рассчитывать на успех в условиях старого экономического механизма, поэтому центр тяжести и внимания в сфере экономики стал постоянно переключаться на разработку экономического механизма. А за этим постепенно потянулась и вся цепочка.

При углублённом анализе проблем совершенствования хозяйственного механизма оказалось, что оно немыслимо без реформирования всей политической системы, а это в свою очередь диктует и необходимость пересмотра роли самой партии».

1.Укажите название периода отечественной истории, к которому относятся воспоминания. Назовите фамилию Генерального секретаря, упоминаемого в тексте.

 

2. Назовите не менее трех характерных черт «старого экономического механизма», упоминаемого в тексте.

3. Назовите не менее трех экономических реформ, преобразований, направленных на изменение «старого экономического механизма» и осуществленных в период, к которому относятся воспоминания.

Историки отмечают, что деятельность Ю. В. Андропова в период его недолгого пребывания на посту Генерального секретаря ЦК КПСС была встречена в народе в целом с симпатией и надеждой. Назовите причину такого отношения. В чём проявился консерватизм в деятельности Ю. В. Андропова (приведите одно положение)? Объясните, почему после смерти Ю. В. Андропова Генеральным секретарём ЦК КПСС был избран престарелый и смертельно больной К. У. Черненко.

После прихода к власти в 1985 г. М.С. Горбачёва в международной сфере СССР начал проводить политику «нового политического мышления». Западные страны с восторгом приняли изменение внешнеполитического курса советской

страной, а в 1990 г. М.С. Горбачёву была присуждена Нобелевская премия мира. Однако сейчас многие специалисты оценивают внешнеполитическую деятельность М.С. Горбачёва критически. Дайте не менее трёх объяснений такой оценки.

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

 

«Внутриполитическое развитие Советского государства во второй половине 1980-х гг. оставляло возможности для сохранения СССР». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

 

Ответ запишите в следующем виде.

 

Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

 

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...

Какие из представленных плакатов относятся к тому же периоду, что и марка, изображённая выше? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.

 

http://hist-ege.sdamgia.ru/get_file?id=21193

http://hist-ege.sdamgia.ru/get_file?id=22064

Какие из представленных плакатов относятся к тому же периоду, что руководитель советского государства , изображённая выше? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.

http://www.dmitrysmor.ru/upload/images/big/100_velikih-95.jpg

http://sovposters.ru/2010/2/22/49959rm_35_1756.jpg

1.После прихода к власти в 1985 г. М.С. Горбачёва в международной сфере СССР начал проводить политику «нового политического мышления». Западные страны с восторгом приняли изменение внешнеполитического курса советской  страной, а в 1990 г. М.С. Горбачёву была присуждена Нобелевская премия мира. Однако сейчас многие специалисты оценивают внешнеполитическую деятельность М.С. Горбачёва критически. Дайте не менее трёх объяснений такой оценки.

2. Проведение политики перестройки довольно быстро поставило под удар многие принципы идеологической политики КПСС, но советским руководством во главе с М.С. Горбачёвым перестройка была продолжена. Укажите не менее трёх причин необходимости проведения политики перестройки в 1985-1991 гг. Объясните, почему политика перестройки подвергалась критике.

3.После прихода к власти в 1985 г. М.С. Горбачёва в во внутренней политике  начал экономические и социальные реформы.. Население с восторгом приняли изменение политического и экономического курса советским руководством. Многие специалисты оценивают экономическую деятельность М.С. Горбачёва положительно. Дайте не менее трёх объяснений такой оценки.

4.«Взгляды Горбачева и его окружения, как известно, быстро трансформировались. Они нашли отражение в его книге «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира», вышедшей в 1987 г. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что Горбачев предлагает новое мышление не только для собственной страны, но и для всего мира. Оказывается, не только наша страна должна была начать жить в соответствии с мышлением, формируемым Генсеком ЦК КПСС, но и весь современный мир, включая западный.» Используя знания по истории, укажите три мероприятия, осуществлённых при непосредственном участии СССР в целях снижения уровня международной напряжённости.

5. Генеральный секретарь и далее действовал по традиционной советской схеме: критика действующего механизма — выдвижение рецептов его улучшения — принятие решения — эйфория по поводу эффективности — шок после очередной неудачи. Быстро обнаружилось: генсек не знает, что нужно делать. В июне 1985 г. у него не было сомнении в том, что составляет главное направление «перестройки». Год спустя во время поездки по Сибири он признал: ни в Госплане, ни в правительстве, ни в Политбюро готовых рецептов того, как обеспечить ускорение, нет. Полтора года спустя выяснилось, что первые три года ушли «на разработку концепции перестройки"[4]. Не имея ясного представления о том, как повысить эффективность советской модели, Горбачев имел богатейший арсенал испытанных средств, которыми пользовались его предшественники. Чтобы поднять энтузиазм трудящихся, генсек пытался возродить «стахановское движение», изобретенное в сентябре 1935 г. В его основе лежала идея пробуждения энергии масс, поощряемая жесточайшим террором. Для борьбы с низким качеством советской продукции был испробован метод, применявшийся в военной промышленности, - ужесточен контроль за качеством производимых товаров.

1.Как называлась политика рассматриваемого курса партии? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к необходимости реформ.

2.Какие направления экономическое политики КПСС и государства названы в тексте ? Укажите любые две дополнительных направления.

3. Каковы итоги реализации рассматриваемого экономического курса партии? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к таким итогам.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

1.  Какие три положения характеризуют сталинскую политику после войны?        ..

1)        борьба с космополитизмом

2)        ослабление нажима на деревню, снижение налогов с колхозов

3)        антисемитская кампания, ограничение возможностей для творческой и карьерной самореализации евреев

4)        проведение репрессий среди местных партийных деятелей и экономистов

5)        поощрение развития самостоятельности национальных образований в составе СССР

6)        политика отказа от ротации (постоянной смены) партийных и государственных кадров

2.  Какие три черты из перечисленных ниже характеризовали развитие экономики в 1945-1953 гг.?

1)        высокие темпы развития промышленности

2)        сдача в аренду части предприятий

3)        низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию

4)        ликвидация ряда отраслевых министерств

5)        наиболее крупные инвестиции в развитие тяжелой промышленности

6)        передача части колхозных земель в личные подсобные хозяйства колхозников

3.  Установите соответствие между событиями и годами, в которые они происходили

СОБЫТИЯ        

A)испытание водородной бомбы        

Б) испытание первой атомной бомбы.

B)пуск  первого атомного реактора в СССР

Г) авария на Чернобыльской АЭС

ГОДЫ

 1) 1945 г.

2) 1953 г

3) 1949

 4) 1946 г.

5) 1986 г.

4. Напишите пропущенное понятие ( термин).

…………….– после речи У. Черчилля в г. Фултоне 5 марта 1946 г. выражение  стало использоваться для обозначения “стены”, разделяющей капитализм и социализм

Ответ:        

5. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные.

Деятель

Событие

Дата

 председатель Госплана СССР Н. А. Вознесенский

 __________(А)

 __________(Б)

 __________(В)

 борьба космополитизмом

 __________(Г)

 __________(Д)

 Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград»

 14 августа 1946 года

 Сталин И.В

 Корейская война

 __________(Е)

1.30 сентября 1950 года

2.Образование СЭВ

3.А.А. Жданова.

4.конец 40-начало 50 гг. 20 века.

5.Ленинградское дело

6. Анна Ахматова

7.  борьба с низкопоклонством  перед Западом

8.1950-1953 гг.

9.1960 г.

6. В приведенном ниже  в  списке представлены фамилии деятелей культуры, подвергавшиеся критике со стороны партийного руководства СССР в первые годы после Великой Отечественной войны .

 1)         А.А. Ахматова

 2)         М.М. Зощенко

 3)         А.А. Вознесенский

         4)         С.М. Эйзенштейн

         5)         Е.А. Евтушенко

         6)         Б.Л. Пастернак

7.Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

Деятель

Событие

Дата

И.В.Курчатов

 __________(А)

 __________(Б)

 __________(В)

  Возглавил советский атомный проект

 __________(Г)

 __________(Д)

под Семипалатинском был произведен успешный взрыв водородного заряда.

Летом 1953 г.

И.В.Сталин

Засуха и  голод поразил многие русские и украинские села.

 __________(Е)

1. 1962 г.

2. испытание атомной бомбы

3. 1946 г.,.

4. И.Е.Тамм

5. 1949 г.

6. судебный процесс

7.  1945 г.

8. Л. П. Берия

 9. И.В.Сталин

8.Кто из указанных композиторов подвергался критике со стороны партийного руководства за формализм в музыке?

1) А. Александров 2) С. Прокофьев 3) В. Мурадели 4) И. Дунаевский 5) В. Соловьев-Седой 6) Д. Шостакович

9. Напишите пропущенное понятие ( термин). ……………..–противоборство двух сверхдержав – СССР и США, двух мировых социально-политических систем в экономической, идеологической и политической сферах с использованием психологических средств воздействия на противника.

10. Какие черты характеризовали развитие культуры в СССР в первое десятилетие после Великой Отечественной войны? 1) выход ряда партийных постановлений с критикой деятелей культуры 2) расширение связей с представителями западной культуры 3) ограничения на издание и исполнение произведений зарубежных авторов 4) разрешение публиковать литературные произведения за рубежом 5) отсутствие прочных контактов с деятелями культуры стран Запада 6) возрождение авангардистского направления в искусстве

12 В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

«СССР после окончания Великой Отечественной войны мог развиваться по демократическому пути».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

 Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

13.После Великой Отечественной войны в СССР ряд экономистов выдвинули положение, что в целях восстановления разрушенной экономики могут быть частично возрождены рыночные механизмы (предлагалось предоставить право свободной торговли сельхозпродукцией, акционировать промышленные предприятия и т.д.). Однако путь экономического развития был выбран другой. назовите не менее трех последствий для советской экономики выбора такого пути.

14 Одной из главных задач советского руководства после окончания Великой Отечественной войны стал перевод социально-экономической сферы жизни общества на мирные рельсы. Приведите любые три меры, которые были предприняты советским руководством для решения этой задачи.

15. Несмотря на совместные действия СССР и США против нацистской Германии в ходе Второй мировой войны, послевоенная политика оказалась поставленной в зависимость от идеологических и других разногласий. Какие факты подтверждают наличие между двумя странами разногласий, существовавших во второй половине 1940-х гг. и получивших название «холодная война»? Приведите любые три факта.

16.Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 Из Постановления ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград».

«В журнале «Звезда» за последнее время… появилось много безыдейных, идеологически вредных произведений. Грубой ошибкой «Звезды» является предоставление литературной трибуны писателю Зощенко, произведения которого чужды советской литературе… Известно, что Зощенко давно специализировался на писании пустых, бессодержательных и пошлых вещей, на проповеди гнилой безыдейности, пошлости и аполитичности, рассчитанных на то, чтобы дезориентировать нашу молодежь и отравить ее сознание.

…Плохо ведется журнал «Ленинград», который постоянно предоставлял свои страницы для пошлых и клеветнических выступлений Зощенко, для пустых и аполитических стихотворений Ахматовой. Как и редакция «Звезды», редакция «Ленинграда» допустила крупные ошибки, опубликовав ряд произведений, проникнутых духом низкопоклонства по отношению ко всему иностранному».

16.1 Укажите хронологические рамки, название периода, когда было принято постановление, фамилию руководителя СССР в этот период.

16.2 Какие обвинения были выдвинуты в постановлении редакциям журналов и писателям? Назовите не менее трех положений (обвинений).

16.3 На основе текста и знаний по истории назовите не менее двух причин принятия данного постановления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 8 класс.

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...

Контрольно-измерительные материалы для оценки метапредметных планируемых результатов по русскому языку учащихся 5 классов по разделу «Морфология. Имя существительное» с использованием краеведческого материалы.

Федеральный государственный стандарт представляет собой единство требований к результатам, структуре и условиям реализации основной образовательной программы, осуществляемое в соответствии с заданным...

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году основного государственного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 9 классе (по материалам сайта ФИПИ)

Контрольно измерительные материалы для проведения в 2018 году основного государственного экзамена по русскому языку подготовлена Ффедеральным государственным бютжетным научным учреждением "ФИПИ&q...

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2020 году основного государственного экзамена по ГЕОГРАФИИ

Демонстрационный вариантконтрольных измерительных материалов дляпроведения в 2020 году основного государственногоэкзамена по ГЕОГРАФИИ...

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2020 году основного государственного экзамена по БИОЛОГИИ

Демонстрационный вариантконтрольных измерительных материалов дляпроведения в 2020 году основного государственногоэкзамена по БИОЛОГИИ...

Контрольно – измерительные материалы дисциплина ОУД.02 Литература специальность Сестринское дело I курс 2 семестр (дифференцированный зачет в форме онлайн-тестирования) 2020-21

Контрольно – измерительные материалы дисциплина ОУД.02 Литература специальность Сестринское дело I курс 2 семестр (дифференцированный зачет  в форме онлайн-тестирования) 2020-21...