Дворцовые перевороты
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему
Конспект урока истории по теме: «Дворцовые перевороты» 7 класс.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока:
- Выявить причины дворцовых переворотов в России.
Задачи урока:
- Охарактеризовать участников дворцовых переворотов.
- Сформировать представление об эпохе дворцовых переворотов.
- Развитие умений сравнивать исторические явления, работать с историческими документами. закрепить умение работы с таблицей и схемой в процессе самостоятельной работы школьников
- Способствовать воспитанию уважения к прошлому страны.
Оборудование: мультипроектор, компьютер, портреты Екатерины I, Петра II, Анны Ивановны, Ивана Антоновича, Елизаветы Петровны, Петра III, Екатерины II, схема «Правители Российского государства из династии Романовых от Михаила Федоровича до Павла I (1613 - 1801) в качестве раздаточного материала, презентация
Основные понятия: «дворцовый переворот», «конституционная монархия», «Верховный тайный совет», «верховники», «кондиции»
Основные даты:
1725 – 1727 – правление Екатерины I
1727-1730 – правление Петра II
1730 – 1740 – правление Анны Иоанновны
1740 - 1741 – правление Ивана VI Антоновича
1741 – 1761 – Елизаветы Петровны
1761 – 1762 - правление Петра III
1762 – начало царствования Екатерины II
Используемые технологии: технология проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения
Методы: проблемный
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.01 МБ |
![]() | 31.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Екатерина I
А.Д.Меншиков
Петр II
Анна Иоанновна
Эрнст Иоганн Бирон
Анна Леопольдовна
Елизавета Петровна
Петр III
Предварительный просмотр:
Конспект урока истории по теме: «Дворцовые перевороты» 7 класс.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока:
- Выявить причины дворцовых переворотов в России.
Задачи урока:
- Охарактеризовать участников дворцовых переворотов.
- Сформировать представление об эпохе дворцовых переворотов.
- Развитие умений сравнивать исторические явления, работать с историческими документами. закрепить умение работы с таблицей и схемой в процессе самостоятельной работы школьников
- Способствовать воспитанию уважения к прошлому страны.
Оборудование: мультипроектор, компьютер, портреты Екатерины I, Петра II, Анны Ивановны, Ивана Антоновича, Елизаветы Петровны, Петра III, Екатерины II, схема «Правители Российского государства из династии Романовых от Михаила Федоровича до Павла I (1613 - 1801) в качестве раздаточного материала, презентация
Основные понятия: «дворцовый переворот», «конституционная монархия», «Верховный тайный совет», «верховники», «кондиции»
Основные даты:
1725 – 1727 – правление Екатерины I
1727-1730 – правление Петра II
1730 – 1740 – правление Анны Иоанновны
1740 - 1741 – правление Ивана VI Антоновича
1741 – 1761 – Елизаветы Петровны
1761 – 1762 - правление Петра III
1762 – начало царствования Екатерины II
Используемые технологии: технология проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения
Методы: проблемный
- Проверка домашнего задания.
Заполните таблицу
Дата | Реформа | Итоги |
1719-1722 | Налоговая реформа | Введение подушной подати |
1700,1701,1721 | Церковная реформа | Уничтожение патриаршества, Духовная коллегия(Синод). Подчинение духовенства светской власти |
1714 | Указ о единонаследии | Установлен порядок наследования |
1700-1725 | Военные реформы | Рекрутские наборы, Воинский устав, военные школы. |
1708 | Областная реформа | Создавались губернии, централизация власти. |
1718-1721 | Реформа государственного управления | Учреждено 10 коллегий |
1704 | Денежная реформа | Основная денежная единица-копейка |
1697,1719,1722 | Судебная реформа | Образованы Сенат, Юстиц-коллегия. Приговор основывался на конкретных статьях закона |
- Установите соответствие: Название коллегии – глава коллегии
Коллегии: а) Иностранных дел
б) Камер-коллегия
в) Юстиц-коллегия
г) Коммерц-коллегия
д) Военная коллегия
е) Адмиралтейств-коллегия
ж) главный магистрат
Главы коллегий: а) Ф.М. Апраксин
б) А.Д. Меншиков
в) Д.М. Голицын
г) Ю.Ю. Трубецкой
д) Г.И. Кошелев
е) А.Л. Плещеев
ж) Г.И. Головкин
з) А.А. Матвеев
- Кем являются названные «Птенцы гнезда Петрова»
Александр Данилович Меншиков – генерал-фельдмаршал, светлейший князь, ближайший сподвижник Петра.
Федор Матвеевич Апраксин – генерал-адмирал, один из создателей русского флота.
Гавриил Иванович Головкин – граф, первый канцлер Российской империи, первый кабинет министр.
Петр Андреевич Толстой – граф, действительный тайный советник.
Дмитрий Михайлович Голицын – князь, действительный тайный советник .
Андрей Иванович Остерман – граф, вице-канцлер Российской империи.
Ход урока.
В процессе изучения нового материала, основные данные записываются в таблицу:
Дата | Правитель(фаворит) | Родство с Петром Великим | Результаты правления |
1725-1727 | Екатерина I (А.Д.Меншиков) | жена | Создание Верховного тайного совета, Сокращена подушная подать, Облегчена служба дворянам |
1727-1730 | Петр II( А.Д.Меншиков, Долгорукие, Остерман) | внук | Отмена монополий. |
1730-1740 | Анна Иоановна (Бирон) | племянница | Роспуск Верховного тайного Совета, Воссоздание Тайной Канцелярии. |
1740-1741 | Иван IV (Анна Леопольдовна-регент) | Сын племянницы Анны Иоановны | Арест Бирона |
1741-1761 | Елизавета Петровна (Алексей Разумовский) | дочь | Сокращение подушной подати, ограничение крепостного труда, поддержка армии и флота, стабилизация жизни страны, подъем в развитии промышленности |
1761-1762 | Петр III | внук | Уничтожена тайная канцелярия, Манифест о вольности дворянской(1762г) |
Причиной дворцовых переворотов стал Указ Петра I 1722 года, согласно которому старые способы занятия престола по завещанию или избранию собора – отменялись. Новое правило – по личному императорскому назначению.
Фактически, первый переворот произошел в день смерти Петра. На смертном одре в 1725 году Петр I не успел назначить себе наследника. Появилось 2 группировки: одна, во главе с Меншиковым, хотела воздвигнуть на престол Екатерину, другая настаивала на внуке Петра Великого – Петре Алексеевиче, которому в то время было 9 лет. Меншиков, вместе с Толстым и Апраксиным указывали на Екатерину, как на будущую императрицу России. В противовес им, Долгорукие и Голицыны, пророчили престол Петру, сыну погибшего царевича Алексея. Спор мог затянуться на долгое время, но Александр Данилович заранее построил перед дворцом гвардейские полка в поддержку Екатерины. Таким образом, гвардейские полки, во главе с Александром Даниловичем Меншиковым, открыли новую страницу своей истории.
Екатерина I(Марта Скавронская) была домработницей пастора(кухаркой). Вскоре она стала любовницей Петра, а затем и женой.
Как государственный деятель Екатерина из себя ничего не представляла. По сути, время ее правление-это время правления Меншикова. Время ее правления-2 с половиной года с 1725 по 1727 гг. Особенно никаких изменений не произошло, но:
- Создание Верховного тайного Совета. В него вошли по сути все «птенцы гнезда Петрова». Верховный тайный совет решал все важные государственные дела, под формальным председательством императрицы, фактически подчиняющийся Меншикову. Свою власть потерял Сенат.
- Подушный налог был снижен.
Несмотря на то, что никакими гос.делами императрица не занималась, народ любил ее за простоту и доброту.
Меншиков, который был главным фаворитом императрицы, уже распланировал свое будущее. Он уговорил Екатерину написать завещание, по которому она передавала престол Петру Алексеевичу и согласно которому тот обязательно должен был жениться на дочери Меншикова. Тем самым Меншиков переметнулся в клан сторонников Петра II, воспользовавшись болезнью Екатерины он подписал у нее обвинительный указ, и все его бывшие сторонники во лаве с графом Толстым были отправлены в ссылку.
Екатерина скончалась вечером 6 мая 1727 года. Согласно завещанию, в случае бездетной кончины Петра преемницей становилась Анна Петровна и ее потомки, затем Елизавета Петровна и ее потомки и после этого сестра Петра II Наталья Алексеевна.
Петр II был слишком молод, чтобы править самостоятельно и поэтому вновь Меншиков оказался во главе государства. Он не делал ничего нового и в целом продолжал свою политики екатерининских времен. Меншиков всячески пытался оградить юного императора от любого общения с теми, кто мог бы пойти против Меншикова в вопросе престолонаследия и управления страной. Меншиков даже увез его в свой дом на Васильевском острове. Вскоре произошло обручение Петра с дочерью Меншикова Марией. Стоит отметить, что политика в социальной и экономической сферах смягчились, крепостным прощались их давние недоимки, каторжным даровали свободу и тд.
Петр II не был увлечен государственными делами, больше охотой. Он мог проводить на охоте по несколько недель подряд. У него был стольник Иван Долгорукий, ним он охотился и вскоре подружился. Под влиянием Долгоруких Петр стал отдаляться от Меншикова. Так же тут оказала влияние Елизавета Петровна. Петр II был в нее влюблен.
Петр стал довольно грубо обходиться с Меншиковым. Вдобавок ко всему Меншиков заболел. Он доверил все воспитание Петра Остерману, что было его огромной ошибкой. У Петра уже был новый фаворит – Иван Долгорукий. Пока Меншиков болел, император переехал обратно в Летний дворец, дал указание гвардии слушаться только его. А следующий день Меншиков был объявлен в казнокрадстве и гос.измене. Вместе со всей своей семье был отправлен в ссылку в свой родной город Березов. 11 сентября Меншикову дано приказание ехать со всем семейством под конвоем в свое поместье Раненбург.
12 сентября Меншиков отправился в обозе с родственниками, также с ними была толпа прислуги, и провожал его отряд в 120 человек гвардии. Громадная толпа пришла посмотреть на падшего царя, который днем ранее был самодержавным властителем России.
Теперь власть по большей части принадлежала Долгоруким. А новой невестой Петра стала Екатерина Долгорукова. Но за 2 дня до свадьбы Петр умер от черной оспы. Он также не оставил после себя наследника. Иван Долгорукий попытался спасти свою семью, подделав завещание Петра, в котором наследником стала Екатерина Долгорукова, но Верховный тайный совет не принял этого-наследник должен был быть из дома Романовых.
Снова встал вопрос о преемнике, Верховный тайный совет взялся решить это. Голицын напомнил, что существует еще линия Ивана Алексеевича, у которого была дочь, Герцогиня Курляндская. Перед тем как предложить престол Анне, были составлены специальные условия (кондиции). Анна Иоанновна согласилась.
Верховники поехали к будущей императрице, чтобы передать кондиции. Вслед за ними отправились 3 гонца(от Ягужинского, от Остермана, от Феофана Прокоповича). Гонцы известили ее о замысле верховников. А.И. подписала кондиции.
В Москве во время коронации кондиции она порвала и провозгласила себя самодержавной императрицей.
Первоначально ей было сложно,у нее не было своей «партии». Сначала большое влияние играл Остерман, позже императрица пригласила ко двору Эрнста Бирона, Карла Левенвольде и Бурхарта Миниха.
В итоге немецкая партия взяла верх, хотя в итоге они рассорились и при дворе остался лишь Бирон.
Манифестом 4 марта 1730 года Анна объявила о роспуске верховного тайного совета и восстановлении власти правительствующего сената.
Время правления Анны Иоанновны называют бироновщиной. Это было связано с тем, что Анна постоянно боялась заговоров, поэтому во время ее правления свыше 20 тысяч человек были сосланы в Сибирь и на Камчатку, также казнили многих вельмож: Долгоруких. Все злоупотребления властью в 19 веке приписывали именно немцам, которых было довольно много при русском дворе. Поэтому это время было названо бироновщиной. Хотя если изучать архивные материалы, то роль Бирона в казнях, репрессиях и тд не подтверждена.
Анна назначила себе преемника, сына своей племянницы Анны Леопольдовны и Антона Ульриха: Иоанна Антоновича. Анна Иоанновна скончалась 17 октября 1740 года.
Регентом Иоанна по завещанию стал Бирон. Но изначально у него с родителями наследника возникли недоразумения. Анне Леопольдовне свою помощь предложил Христофор Миних. В ночь на 9 ноября 1740 года он арестовал Бирона вместе с его женой. Бирону были выдвинуты обвинения по захвату регентства, небрежном отношении к здоровью покойной императрицы, желанию завладеть российским престолом. Регентом стала Анна Леопольдовна. При ней гос.делами заведовал Миних, после Остерман и Головкин.
В 1741 г.начал готовиться новый дворцовый переворот. Руководителями были Елизавета Петровна и лейб-медик Лесток. Елизавета пользовалась большой популярностью Преображенского полка. Гвардия надеялась на то, что после ареста Бирона именно она взойдет на престол и теперь только ждала приказа.
Анну Леопольдовну неоднократно предупреждали о намерениях Елизаветы. В ночь 25 ноября 1741г. Елизавета приехала в казармы преображенского полка и обратилась к гвардии со словами «вы знаете чья я дочь. Ступайте за мной». Гвардейцы поклялись умереть за цесаревну. Далее они двинулись в Зимний дворец и арестовали Анну и Антона Ульриха. Вместе с сыном их посадили в сани и увезли из дворца. Уже утром был готов манифест, в котором провозглашалось, что Елизавета вступила на престол.
В свое царствование Елизавета в основном продолжала политику своего отца. Была восстановлена роль Сената, Главный магистрат. Были основаны первые русские банки – Дворянский, Купеческий, Медный. Права дворянства расширялись.
Впервые за сотни лет была отменена смертная казнь. Но распространяется практика жестоких телесных наказаний. Для правления абсолютных монархов 18 был характерен фаворитизм. В последний период царствования лизавета тоже меньше занималась гос.управлением, передоверив его Шуваловым и Воронцовым.
Курс Елизаветы был первым шагом к политике просвещенного абсолютизма.Эпоха просвещеия-открыт Московский университет.
Домашнее задание: доклады – Меншиков, Остерман, Бирон.+ (внешняя политика в период дворцовых переворотов).
На протяжении всего времени своего правления Петр I проводил активную внутреннюю и внешнюю политику, создавая современное государство. Немало усилий он приложил к тому, чтобы сохранить созданное, желая обеспечить преемственность и стабильность дальнейшего развития политической системы страны в целом.
Чем можно объяснить, что после его смерти начинается противоречивая «эпоха дворцовых переворотов», в рамках которой России пришлось пережить период политической нестабильности и унизительное для национального достоинства время «бироновщины»? приведите не менее трех объяснений.
Параграф 15, 1,2,3 вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку истории "Дворцовые перевороты"
Презентация поможет при проведении урока истории в 7 класса по теме "Дворцовые перевороты"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/14/picture-59191.jpg)
Дворцовые перевороты
Презентация по истории России по теме: "Дворцовые перевороты". В презентации отражены причины дворцовых переворотов в России, а так же исторические персонажи эпохи дворцовых переворотов....
тест "От Смутного времени до эпохи дворцовых переворотов"
Проверочный тест по истории России "От Смутного времени до эпохи дворцовых переворотов"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/09/picture-65791.jpg)
Эпоха дворцовых переворотов
Это мероприятие разрабатывалось к аттестации на 12 разряд. Основной посыл в том, чтобы облегчить запоминание довольно запутанного материала. Чередование правителей на троне показывается "в лицах".Мину...
Дворцовые перевороты
Конспект урока по истории для 7 класса...
Разработка урока и методические рекомендации учителю по теме: "Дворцовые перевороты"
Обилие информации на сегодняшний день, окружающей ребенка по телевидению и Интернету, создает как благо, так и колоссальную опасность, так как школьник получает доступ к любой информации и точка...
Методическая разработка урока истории 7 класс «Дворцовые перевороты»
«Дворцовые перевороты в России» —это урок первый по теме «РОССИЯ 1725-1762 гг.» Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII– XVIIIв.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учр...