"Народы Сибири в XVII веке." Интегративный урок в 7 классе.
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Захарова Ольга Викторовна

Урок изучения нового материала

Скачать:


Предварительный просмотр:

Захарова, урок

Интегративный урок в 7 классе.

Тема урока: Народы Сибири  в XVII   веке.

Цель урока: Раскрыть особенности развития народов Сибири в 17 веке: экономические, политические, этнические, культурные; выяснить роль русского народа в изучении и освоении Северо-Восточной Азии; продолжить работу по формированию умений и навыков анализировать, обобщать, делать выводы, работать с картой, участвовать в дискуссии; способствовать воспитанию интернационализма.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок – путешествие по станциям.

Оборудование урока:

 1. Карта «Образование Русского централизованного государства».

 2. Аппликации – фигурки народов Сибири.

 3. Распечатанный материал.

На доске – эпиграф:

- Из века в век, из века в век

  Шел крепкий русский человек

  На дальний Север и Восток

  Неустрашимо,  как поток.

 

1. Оргмомент. Называется тема и цели урока, сообщается, в какой форме будет проходить изучение нового материала.

   

Путешествие.

1 станция «Название».

Учитель истории предлагает рассмотреть 2 точки зрения на происхождение названия «Сибирь»:

1. От монгольского «Шибыр» (лесная чаща);

2. От имени «сабиров» (сипыров) – населения лесостепного Прииртышья.

   

2 станция «Небылицы».

Учитель географии предлагает учащимся прочесть отрывок из книги «О московских делах»  путешественника Сигизмунда Гербенштейна, посла Австрии в России в 16 веке, о людях за рекой Обью.

3 станция «Этнографическая».

Учитель истории предлагает прочесть вслух   краткие справки о народах Сибири, которые разложены на столах учащихся:

 1.Ханты и манси.

 2. Ненцы, энцы.

 3. Тунгусы.

 4. Якуты и буряты.

 5. Дауры и камчадалы.

 После  каждого прочтения учащиеся  прикрепляют к карте  изображения народов Сибири.

 4 станция «Землепроходцы».

Учитель географии предлагает послушать  сообщения учащихся об экспедициях:

1. Семена Ивановича Дежнева.

2. Ерофея Павловича Хабарова.

3. Василий Данилович Поярков.

 Обращение к эпиграфу.

- Какими качествами, с вашей точки зрения, должен был обладать человек, который отправлялся в далекий и опасный путь?

Учитель обращает внимание учащихся на тот факт, как потомки сохранили память о первопроходцах.

Предлагает прочесть и обсудить мнение В.Г.Распутина о первых землепроходцах.

5 станция «Последствия».

Учитель географии излагает доказательства отрицательного влияния прихода русских в Сибирь.

Учитель истории называет положительные последствия русской колонизации.

Обмен мнениями учащихся. Идет голосование с помощью стикеров.  Учащиеся формулируют вывод.

6 станция.  «Прибытие».

Закрепление пройденного материала в виде небольшой викторины.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание:  Нанести на контурные карты названия  и места проживания коренных  народов Сибири, маршруты первопроходцев.

Захарова О.В., МОУ «СОШ №3»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этнические костюмы народов Сибири

11 февраля 2012 года состоялся IIРегиональный конкурс  дизайнеров и декораторов национальной одежды и аксессуаров в Хакасии, организованный Международным фондом развития моды «Центральная А...

Авторская программа спецкурса "Сказки народов Сибири"

Разработка программы по Литературе Восточной Сибири...

Народы Сибири - Чуваши

В данной методической разработке представлен материал об истории поселения чувашского народа в Сибири, о их традициях, обычаях, культуре....

"Декоративно - прикладное творчество народов Сибири"

Образовательная программа "Декоративно -прикладное творчествонародов Сибири" разработана в рамках предмета Технология для учащихся 8 классов  и прошла апробацию в течение 5 лет в условиях общеобр...

Загадки народов Сибири (6 кл)

В документе собраны загадки народов Сибири: селькупов, эвенков, хакасов и др.). Могут быть использованы на уроках литературного наследия Сибири....

Экскурсия для обучающихся 5 – 6 классов по экспозиции «Культура и быт коренных народов Сибири Нижневартовского района»

Экскурсиядля обучающихся 5 – 6 классовпо экспозиции«Культура и быт коренных народов Сибири Нижневартовского района»...

Экскурсия для обучающихся 5 – 6 классов по экспозиции «Культура и быт коренных народов Сибири Нижневартовского района»

Цель: ознакомление с особенностями материальной и духовной культуры коренных народов Сибири, проживающих  на территории Нижневартовского района.Задачи:*Изучение культуры коренных народов Сибири х...