Повторительно-обобщающий урок истории в 5 классе по теме: «Древний Египет»
методическая разработка по истории (5 класс) на тему

Малий Наталья Васильевна
Цель: Заинтересовать учащихся, создать положительное эмоциональное отношение к теме. Создать представление о значимости египетской цивилизации для человечества. Задачи: 1. активизация познавательной деятельности через игру (в условной ситуации) 2. умение работать в группе. 3. закрепление и обобщение материала в доступной и интересной форме. Тип урока: урок-игра. Оборудование: учебные картины или слайды по теме Др. Египет, кроссворды, ребусы, карта Др.Египет. Учебник История древнего мира А.А.Вигасин, Г.И.Годер И.С. Свенцицкая. М. Просвещение 2013 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx86.04 КБ

Предварительный просмотр:

Повторительно-обобщающий урок истории в 5 классе по теме:  

«Древний Египет»

Цель:

Заинтересовать учащихся, создать положительное эмоциональное отношение к теме. Создать представление о значимости египетской цивилизации для человечества.

Задачи:

1.        активизация познавательной деятельности через игру (в условной ситуации)

2.        умение работать в группе.

3.        закрепление и обобщение материала в доступной и  интересной форме.

Тип урока: урок-игра.

Оборудование: учебные картины или слайды по теме Др. Египет, кроссворды, ребусы, карта Др.Египет. Учебник История древнего мира А.А.Вигасин,  Г.И.Годер  И.С. Свенцицкая. М. Просвещение 2013 г.

Ход урока:

1. Вступление учителя - Здравствуйте, ребята,

                                           Долгожданный дан звонок-

                                           Начинается урок.

                                           Чтоб историю узнать

                                           Книги надо нам читать.

Посмотрите, на доске у нас слова и рисунки,  подумайте, с чем они связаны? (тема урока Древний Египет) На прошедших уроках мы с вами многое узнали об этой загадочной стране.

   А сегодня мы с вами вспомним наиболее интересные и значимые события Древнего Египта. Давайте вместе «проживём» события, происходившие очень давно. И вы сами покажете, что вам больше понравилось и запомнилось в «стране пирамид».

2. Объявление правил игры, деление на 2 команды. - Сейчас я разделю вас на две команды. 1 команда – команда девочек «Клеопатра» и 2 команда – команда мальчиков «Птоломей» . Эти имена вам о чем- то  говорят?

3.        Командные конкурсы.

4.        Подведение итогов.

1 задание

«Исправь ошибки»

В Юго-Западной Африке простирается огромная пустыня. По этой земле несёт свои воды одна из самых больших рек - Нил. По берегам реки растут кокосы, душистые акации, высокие сосны. В водах Нила обитают пираньи и акулы. Впадая в Черное море, река разделяется на рукава, образует дельту. Разливы Нила позволяли египтянам заниматься земледелием. Всесильным владыкой Египта был король. Он восседал на троне, держа в руках скипетр и державу. Удивительная страна Египет возникла в долине Нила.

2 задание

«Угадай» (вопросы капитанам команд): с какой деятельностью связаны и кому

принадлежали следующие группы предметов:

Жезл плеть корона (фараону)

Серп плуг вол (земледельцу)

Копьё топорик щит (воину)

Храм статуя обряд (жрецу)

3 задание.

Разгадайте чайнворд: (самостоятельная работа команд)

1. Материал для письма. 2. Вырезанная из камня фигура льва с головой человека. 3. Злой бог суховей. 4. Один из египетских фараонов. 5. Мастер, который вырезает из дерева, высекает из мрамора художественные  изображения. 6. Подневольный человек. 7. Сплав меди и олова. 8. Ученый, который изучает звездное небо. 9. Столица Египта. 10. Египетская гробница. 11. Греческий историк, который описал историю Египта. 12. Стенобитный снаряд. 13. Сборы в пользу государства.

 

 

 

2

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

3

12

 

 

4

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

7

5

 

 

 

 

 

 

 

6

 

Ответы:

                1. Папирус. 2. Сфинкс. 3. Сет.

                4. Тутмос.  5. Скульптор. 6. Раб.

                7. Бронза. 8. Астроном. 9. Мемфис.

               10. Саркофаг. 11. Геродот.

                    12.  Таран. 13. Налоги.

4 задание

Блиц – опрос.  Как называются?

Островки зелени в пустыне (оазисы)

Книга из папируса свернутая в трубку (свиток)

Жилище богов (храм)

Древняя столица Египта (Мемфис).

Богиня неба (Нут)

Египетские знаки письма (иероглифы)

Бог с головой сокола  ( Гор)

Каменная фигура с телом льва и головой человека (сфинкс)

5 задание

Кроссворд (какая команда быстрее).

После решения кроссворда - по вертикали появится имя учёного разгадавшего тайну иероглифов (Шампольон)

Все слова по горизонтали

1.Особое  приспособление,  при помощи которого поднимали воду  для полива на высоко расположенные места,(шадуф)

2.Богиня правды. (Маат)

3.Первая столица Египетского царства. (Мемфис).

4.грамотный египтянин на службе вельможи или фараона. (Писец)

5.Фараон,для которого была выстроена сама большая гробница.(Хеопс)

6.Растительная масса, остающаяся после разлива  Нила, (ил)

7.Область в северном Египте в виде большого треугольника, (дельта)

8.Каменные столбы перед входом в храм. (колонны).

9.Бог с головой шакала (Анубис)

У доски сообщение ученика о Франсуа Шампольоне:  Долгое время никто не мог разгадать тайну иероглифов и прочесть египетские тексты. Почему было так сложно расшифровать египетскую письменность? Один и тот же иероглиф мог обозначать и звук, и целое слово, и быть определителем-подсказкой.  Лишь в начале ХIХ века этот секрет был раскрыт французским ученым Франсуа Шампольоном. В 1799 году французские солдаты под командованием Наполеона высадились в Египте и около города Розетты нашли огромную каменную плиту с надписью на двух языках: греческом и египетском. По приказу Наполеона эту плиту перевезли во Францию. Многие ученые пытались разгадать эти надписи, но безуспешно. Это удалось сделать Франсуа Шампольону только через 23 года после того, как была найдена эта плита.

Домашнее задание:  Подготовить рассказ по теме:

1 вариант: Один день из жизни египетского вельможи.

2 вариант: Один день из жизни египетского земледельца.

Классный час к 8 марта в 8-9 классе

 Конкурсная программа, посвящённая празднику 8 марта

Цели:

• воспитание духовно-нравственных качеств личности, чувства уважения к девушкам и женщинам;

• активизация культурно-досуговой деятельности подростков.

Ход мероприятия:

1-й ведущий:

   Красивая леди в зеленом пальто

   Ступает, цветы рассыпая,

   Улыбка ее говорит нам о том,

   Как ласка прекрасна бывает.

  - Она лишь коснется холодной земли

   И вмиг волшебство происходит:

  Сквозь лед и снега зацветают цветы

  И сочные травы восходят.

  - И в праздничный день ощущаем ясней

   Весны королевскую сущность:

  Она нам подарит букет теплых дней

  И пения птиц благозвучность.

2-й ведущий:

Месяц март, словно школьник, вприпрыжку

К нам примчался, такой озорной.

Доставайте букеты, мальчишки,

Одноклассниц поздравить с весной!

 

1-й ведущий: 

Обнажили деревья макушки,

Позабыв свои снежные сны,

Появляются всюду цветы,

Телеграммы, открытки, приветы, —

Март свой день приближает восьмой.

Так дарите, мальчишки, букеты,

Поздравляйте девчонок с весной!

2-й ведущий: Так уж повелось в нашей жизни — отмечать все красные дни календаря.

Вот и сегодня мы собрались в этом зале, чтобы отпраздновать особый день — праздник Весны, праздник Женщин, праздник Девушек. Одним словом — Международный женский день 8 марта.

1-й ведущий: Международный женский день отмечают в начале первого месяца весны, когда солнце начинает пригревать землю, а на лесных проталинах расцветают подснежники, когда прилетают грачи. Но, чтобы он стал таким праздником, женщины всего мира долго и упорно вели борьбу за свои права.

В 1910 году в маленькой стране Дании, в городе Копенгагене, собрались женщины-революционерки. А уже в 1913 году в России в первый раз был отмечен Международный женский день. Его провели в Петербурге под видом научной конференции.

2-й ведущий: Прошло много лет. Теперь мы каждый год открыто и торжественно чествуем женщин.

Но сегодня мы с вами собрались в этом уютном зале для того, чтобы провести конкурсную программу, посвященную 8 марта.

1-й ведущий:

Но для начала мы хотим предоставить слово нашему директору школы- Ерубаевой Ульжан Сарсенгалиевне.

2-ведущий:

А теперь позвольте представить наше многоуважаемое жюри:

1-й ведущий:

И самое главное: мы представляем наших участниц:

Юсубова Зарина

Жаксаликова Алина

Осмонова Гульзада

Усенова Диана

Шукуева Камила

Синотова Анна

Только три  девушки  станут победительницами нашего конкурса.

Поэтому им нужно сегодня постараться и приложить максимум усилий, чтобы победить!

2-й ведущий:

Но прежде чем мы начнем наше соревнование, мы предоставляем слово для поздравлений 1 классу.

Выступает 1 класс.

1-й конкурс «Разминка» оценивается 1 баллом

По 10 вопросов:

Вопросы участнику № 1      5 кл.

  1. Пленник Снежной Королевы (Кай)
  2. Бог царства мертвых у древних греков (Аид)
  3. Какой предмет нашла Царевна- лягушка (Стрела)
  4. Друг Тома Сойера (Гек Финн)
  5. Злая волшебница в поэме «Руслан и Людмила» (Наина)
  6. Время года, когда желтеют листья (Осень)
  7. Двадцать четыре часа одним словом (Сутки)
  8. Автор «Илиады» (Гомер)
  9. Низкорослая лошадка (Пони)
  10. Каким членом предложения является дополнение (второстепенным)

Вопросы участнику № 2      7 кл.

  1. Бамбуковый мишка (Панда)
  2. Имя первого князя на Руси (Рюрик)
  3. Автор произведения «Му-Му» (Тургенев)
  4. Сосновый лес из 3 букв (бор)
  5. Как звали злого волшебника в поэме «Руслан и Людмила» (Черномор)
  6. Начало ручья (Исток)
  7. В честь кого назвали Америку (Америго Веспуччи)
  8. При каком князе Русь приняла христианство (Владимир)
  9. Бог моря у древних греков (Посейдон)
  10. Жанр литературы, где имеется мораль (Басня)

Вопросы участнику № 3      8 кл.

  1. В какой стране впервые появились Олимпийские игры (Греция)
  2. Автор произведения «Мцыри» (Лермонтов)
  3. При каком императоре произошло восстание декабристов (Николай 1)
  4. Автор сказки «Снежная королева» (Андерсен)
  5. Великий русский баснописец (Крылов)
  6. Как звали жену А.С.Пушкина (Наталья)
  7. Главный в Ватикане (Папа)
  8. Первая княгиня на Руси (Ольга)
  9. Сосед гипотенузы (Катет)
  10. Невольник по другому (Раб)

Вопросы участнику № 4      9 кл.

  1. Автор произведения «Первая любовь» (Тургенев)
  2. Кто из царей в порыве гнева убил сына (Иван Грозный)
  3. Сила массы (Вес)
  4. Как звали спасительницу Кая из Снежной королевы (Герда)
  5. Страна за Великой Китайской стеной (Китай)
  6. Фамилия героя нашего времени (Печорин)
  7. Ледяной морской  скиталец (Айсберг)
  8. Прошедшее у глагола (Время)
  9. В честь какого Бога проводились древнегреческие Олимпийские игры (Зевс)
  10. Сто лет (Век)

Вопросы участнику № 5     10 кл.

  1. Автор стихотворения «Бородино» (Лермонтов)
  2. Адресат Т.Лариной (Онегин)
  3. Изобретение Попова (Радио)
  4. Первый император в России (Петр 1)
  5. Единица мощности (Ватт)
  6. Новгородский сход на Руси (Вече)
  7. Единица строения организма (Клетка)
  8. Автор картины «Три богатыря» (Васнецов)
  9. Главный казак (Атаман)
  10. Автор «Вечеров на хуторе близ Диканьки» (Гоголь)

Вопросы участнику № 6     11 кл.

  1. Место в пустыне, где есть растительность и вода (Оазис)
  2. Соединение металлов (Сплав)
  3. Автор картины «Утро стрелецкой казни» (Суриков)
  4. Автор произведения «Ревизор (Гоголь)
  5. Мучнистый углевод, добываемый из растений (Крахмал)
  6. Бог кузнечного дела в Древней Греции (Гефест)
  7. Какой исторический герой присутствует в произведении «Капитанская дочка» (Пугачев)
  8. Горы Южной Америки (Анды)
  9. Нормативный акт высшей юридической силы (Закон)
  10. Они сошлись «огонь и пламя…» О ком идет речь (Ленский и Онегин)

Жюри определяет девушек-победительниц .

1-й ведущий:

Выступает 2 класс

Конкурс второй: «Жест приветствия»

    Во всем мире при встрече принято здороваться: пожимать руки, снимать шляпу, тереться носами — каких только жестов ни придумали жители разных стран, чтобы приветствовать друг друга.

Придумайте, как могли бы приветствовать своих подруг дикарки из: я даю листочки с названием племени  

Жюри оценивает  оригинальность и артистичность

— воинственного племени йохо-чо;

— богатого племени шуко-ту;

— гостеприимного племени сесе-ки;

— нищего племени люлю-ам;

— миролюбивого племени тура-бу;

— жадного племени ням-ням;

— вечно голодного племени жу-жу;

— очень толстого племени жир-жир.

2-й ведущий:

А пока девушки готовятся- выступает 3-4 класс

Конкурс пятый  “Найди меня ”. Девочки получают таблички с надписями «Сердце», «Почки», «Печень», «Желудок», «Щитовидная железа». Задача девочки – выбрать из зрителей парня  и прикрепить эти таблички правильно к нему.

Выигрывает та, которая быстрее и правильно прикрепит «органы»

1-й ведущий:

Выступает 5 класс

2-ведущий:

Ну раз у нас сегодня чисто женский праздник- хочется узнать, что думают о нем джентльмены.

Джентльмен 1. Да, наши девчонки - самые красивые, умные, обаятельные!

Джентльмен 2. Они - украшение нашей школы!

Джентльмен 3. Джентльмены, давайте повторим несколько правил, которые нужно соблюдать, общаясь с представительницами прекрасного пола.

Джентльмен 4. Как известно, джентльмены, мужчины всегда правы, а женщины никогда не ошибаются.

Джентльмен 1. Поэтому, если наши девушки бывают не правы...

Все. Срочно извинитесь!

Джентльмен 2. И никогда не пытайтесь узнать, о чем они думают!

Джентльмен 3. Ведь что у женщины на уме, то мужчине...

Все. Не по карману!

Джентльмен 4. И еще одно правило, джентльмены! Никогда не пытайтесь командовать, общаясь с нашими девушками!

Джентльмен 1. Потому что есть только два способа командовать ими.

Все. Но никто их не знает!

Джентльмен 2. И помните, джентльмены, что там, где собирается больше одной девушки...

Все. Нам делать нечего!

1-й ведущий:

Выступает 6 класс.

Конкурс шестой: «Странные люди»

Я : На одной планете в созвездии Ориона все люди выполняли работу одной рукой.

Покажите, как люди с далекой планеты одной рукой очистили бы  вареное яйцо.

2-й ведущий:

Выступает 7 класс

1-й ведущий:

Восьмое марта — день торжественный,

День радости и красоты.

На всей земле он дарит женщинам,

Свои улыбки и мечты.

2-ведущий:

Всех поздравляем с женским днем,

С весной желанной и капелью,

И ярким солнечным лучом,

И птиц весенних звонкой трелью!

Желаем дней счастливых, ясных.

Побольше света и добра,

Здоровья, радости, успехов,

Покоя, счастья и тепла!    

   Не случайно говорят, что все женщины – прирожденные актрисы. Если они хотят добиться чего - то, в ход идет весь актерский арсенал. Их даже не надо этому обучать! Посмотрим, так ли это? Следующий конкурс – театральный. Просим всех участниц подойти ко мне.
(«Театральный конкурс».) Я вам даю стихотворение. Ваша задача прочитать его  в определенных образах.

Жестикулирующий; Человек, плохо говорящий на русском языке;  Ребенок из младшей группы детского сада.

Стихотворение

Уж было поздно и темно;

Сердито бился дождь в окно,

И ветер выл, печально воя.

В то время из гостей домой

Пришел Евгений молодой… (Пушкин «Медный всадник»)

1-й ведущий:

Пока участницы немного подготовятся, выступает 8 класс.

Конкурс восьмой: «Танцы Золушки»

    Золушка всегда любила танцевать. Но свободного времени для этого у нее никогда не было. Поэтому Золушке приходилось танцевать в то время, когда она выполняла работу по дому.

Покажите, как танцевала Золушка в тот момент, когда она гладила белье, поливала цветы, выбивала ковер, мыла посуду, вытирала пыль.

Выступают под мелодию «Золушки»   по очереди.

2-й ведущий:

Выступает 9 класс

   Последний конкурс: «Найди свою пару»

Я буду читать описание этого молодого человека, а вы тем временем должны его искать в зале. Победит- кто найдет свою пару и по ошибке не приведет другого.

1.Этот юноша высокого роста, наш местный «Герасим», только говорящий. За таким, как за каменной стеной, одним ударом убьет не глядя!

Он очень домашний, поэтому на секциях и вечерах вы его не найдете.

2. Этот юноша очень активный, он может и спеть, и сплясать, в общем - на все руки. И учится он хорошо, и спортом занимается, ну, в общем – мечта любой девчонки! У него редкое и красивое имя, наверное, его назвали по имени мальчика из одного фильма, который был когда-то популярный.

3. Этот юноша можно сказать наш местный Джиган. Правда с учебой у этого Джигана не очень, но он не очень расстраивается по этому поводу. Поет, как тот соловей, и мечтает о светлой любви.

4. Этот юноша очень стильный, наверное- он будущий модельер  Юдашкин. Очень умеет маскировать свои мысли, поэтому никогда не знаешь, о чем он думает. Одна беда - говорит он так тихо, что если будет признаваться девушкам  в любви, нужно взять с собой микрофон.

5. Этот юноша бьет все местные рекорды по стоянию на линейке. Он к этому привык, и не очень переживает по этому поводу, как впрочем и по учебе тоже. Но зато- это наш местный танцор Митхун Чакроборти! Поэтому ни один вечер не может без него обойтись, он всегда-гвоздь программы!

6. Очень творческий, разносторонний юноша- рисует, лепит, читает, ну в общем- все ему интересно. Активно участвует в жизни школы, но…почему тогда он часто выходит из кабинета директора….

1-й вед: Выступает 11 класс.

2-й вед: Выступает 10 класс.

2-й ведущий:

Так будьте добрыми, простыми

Всегда с улыбкой на лице

Ну, словно будьте вы такими

Как подобает быть весне!

Вместе. Весеннего вам настроения!

1-й вед:

Пусть в жизни будет все как прежде:

Любовь, уверенность, надежда,

Движение к цели и удача,

А сердце - добрым и горячим!

Пусть обойдёт вас непогода,

И осень мчит пусть стороной,

И пусть любое время года

Для Вас всегда звучит весной!    Поздравляем!

Песня «Мы желаем счастья»

Слово жюри

Урок по истории в 7 классе.

Тема урока «Восстание под предводительством  Емельяна Пугачева в Саратовском крае»

Цель: показать размах войны, ее стихийный характер, причины  поражения и историческое значение.

Задачи:                                                                                  Образовательные: закрепить представления  учащихся о положении крестьян в 18 веке ;                                                                                               развивать умения давать характеристику исторической личности на примере Е.И.Пугачева; развивать умения логического мышления, анализа                                                            Воспитательные: воспитывать у учащихся чувства гордости, уважения к русскому народу, Отечеству.

Основные знания                                                                                                            1774    – крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева в Саратовском крае.                                                                                                                                                              

Оборудование и материалы                                                                                  Презентация, сообщения учащихся.

Тип урока                                                                                                                       Комбинированный

Ход урока

«Не приведи Бог видеть русский бунт,

 бессмысленный и беспощадный».

                                             А.С.Пушкин

1.  Организационный момент.                                                                        Здравствуйте ребята, гости, я приглашаю вас на урок истории.

2. Повторение пройденного материала.  

На предыдущем уроке мы с вами выяснили- как жили простые люди, почему были постоянные выступления в различных районах страны, как это переросло в крестьянскую войну, а самое главное –мы познакомились с Емельяном Пугачевым, о котором и пойдет сегодня речь.

     Расскажите о  положении  крепостных крестьян во времена царствования  Екатерины II?  

СЛАЙД   1                                                      

(Рассказ с опорой на иллюстрации «Положение крепостных крестьян»           - полная зависимость от помещиков, тяжелый труд, жестокие наказания, могли сослать в Сибирь на каторгу, затравить собаками, разделяли семьи проигрывали крестьян в карты, дарили друг другу, продавали как животных или вещи )                                                                                                                  Вывод: тяжелое положение крестьянства не могло оставаться неизменным.

3. Введение в тему.        СЛАЙД 2                                                                                              Как вы думаете,  к каким  последствиям могли привести  такое отношение помещиков к крепостным крестьянам?                                                                  - Выбери вариант ….                                                                                     Восстание, мятеж, вооруженное сопротивление, смена законов.                     Таким событием в России стало вооруженное восстание под предводительством Пугачева . Но наш урок сегодня будет не совсем обычным, мы его свяжем с событиями нашего края.     

Откройте тетради и  запишите тему нашего урока.  СЛАЙД 3 ,  4                                                                    

4. Целеполагание  

Что бы вам хотелось узнать на нашем уроке? СЛАЙД 5                                                                                                      

Когда…?              Пугачев    был в Саратовской губернии                                                                                                Почему …?             Он туда отправился                                                                                                         Чем…?                    Закончился его поход

5. Изучение нового материала                                                                 

Ребята, а что такое восстание                                                                                    Восстание – это…(выбери )                                                                                           - массовое вооруженное выступление против власти                                                   - новые законы, направленные на изменения условий жизни людей                              - погромы и поджоги помещичьих усадеб        

СЛАЙД 6 запишите в тетради

А теперь послушаем ваши сообщения .Чабан А. немного нам расскажет о Е. Пугачеве как личности.

СЛАЙД 7                                           

Учебник стр. 179

А теперь непосредственно перейдем к нашей главной задачи- знакомство с восстанием Е. Пугачева в Саратовском крае.

Хемий С.

О восстании под руководством Емельяна Пугачева саратовцы узнали в октябре 1773 года — через месяц после его начала. В дневнике саратовского священника Скопина 20 октября 1773 года было написано «На Яике самозванец явился, который стоит под Оренбургом с великою толпою. Сказывали [это] сегодня». Все последующие месяцы жители Саратова ждали известия о сражениях Пугачева с царскими войсками на Урале, о переправе на правый берег Волги в июле 1774 года.

Армия Пугачева в Правобережье пополнялась со сказочной быстротой за счет взбунтовавшихся помещичьих крестьян. Большую роль в переходе крестьян на сторону Пугачева играли «манифесты» мнимого Петра III - «подметные письма» Пугачева, в которых он обещал крестьянам волю по образцу казачьего круга, призывал ловить и вешать дворян. Следом поднимались помещичьи и государственные крестьяне, жгли помещичьи усадьбы, шли на соединение с Пугачевым.

Жаксаликова А. СЛАЙД 8

В середине июля 1774 года Пугачев наступал на Казань, где потерпел поражение. Пугачёв перешел на правый берег Волги, но, встретив здесь превосходящие силы правительственных войск, пошёл не на Москву, а резко повернул на юго-запад, а вскоре и на юг – на Саратов.

1 августа без боя сдалась Пенза, где Пугачев «взял довольно пороху и пушек, да более 200 тыс. казенных денег». Преследуемый царскими войсками, Пугачев, не задерживаясь в Пензе, двинулся на Саратов через Петровск. Узнав о приближении Пугачева к Петровску, поручик Г. Р. Державин (будущий известный поэт), специальный уполномоченный казанского губернатора в Саратове, выехал 4 августа в Петровск в сопровождении конвоя из 100 человек донских казаков: Державин хотел успеть уничтожить пушки и порох до подхода к городу передовых отрядов Пугачева. Из донесения Державина в Казань мы знаем, что своей экспедицией он преследовал также еще одну цель: «показание образа саратовским войскам». Однако донские казаки перешли к Пугачеву, а Державин и два офицера едва сумели спастись за счет «прыткости лошадей». За Державиным гнался с дротиком почти 10 верст сам Емельян Пугачев. Вскоре Петровск перешел к Пугачеву, и положение Саратова стало угрожающим. Весть о взятии Петровска вызвало в Саратове замешательство. Через несколько дней Пугачев должен был подойти к Саратову.

Катихина А

С дикою, пьяною, вольною  толпою более чем в 4000 человек Пугачев жутко прошел весь Урал, разорил и пожег на своем пути все крепости и города. Всех, кто не признавал его царем, перевешал. Разбору при этом не было: вешали всякого, кто звал Емельяна вором. В простом народе Пугачев распустил слух, что как только он вступит на царский престол, то казенных податей собирать не будет.

Простой народ не понимал, что без казны государству стоять нельзя, и еще больше нельзя быть ему без закона, без правильного порядка и слепо верил льстивым речам самозванца.

 Под утро 6-го августа 1774 г. он явился под Саратовом, начал его осаду. Начальником в Саратове в это время был полковник Иван Константинович Бошняк, человек добрый и смирный, но в военном деле опытный, а в бою храбрый. Бошняк решился умереть, а Саратова не отдавать, хотя Саратов в это время представлял из себя только ряд шалашей в беспорядке раскиданных по пожарному пепелищу. Саратовский гарнизон был очень мал: меньше 600 человек. Бошняк набрал 150 человек ратников, вооружил их и научил что делать при обороне. К приходу Пугачева у него под командою было 727 человек. Бошняк был честный воин. Изменить царице и городу считал грехом и позором.

Утром 6 августа Пугачев расположил часть своих войск на Соколовой горе и начал обстреливать Саратов из пушек. Другая часть стала обходить город с тыла. Пушки Пугачева стреляли плохо; но у  Бошняка было слишком мало людей, чтобы удержать от вторжения в город врага, который шел ему в тыл. Около начальника осталось только 66 человек. С ними он геройски пробился через вражью толпу и направился в Царицын.

Ельчанинов О.

С уходом храброго защитника Саратова, мятежная толпа ворвалась в город. Жечь было нечего: все сгорело в пожар раньше Пугачева; но в городе осталось спасенное от пожара имущество. Оно было пограблено. Немедленно были открыты винные погреба. Началась попойка. 9 августа Емельян оставил Саратов и двинулся к Царицыну, захватив в Саратове 5 пушек, 25789 рублей денег, 19000 четвертей хлеба и много овса. Вскоре отряд Пугачева был разбит Михельсоном под Царицыном. Емельян один побежал на Урал, но в Саратовском Заволжье (по некоторым данным- на окраине г.Александров-Гай)  был пойман своими же сообщниками, отправлен в Москву и там казнен.

Удар, нанесенный Саратову Пугачевым, был очень тяжел: у жителей не было ни крова, ни имущества и если бы не кормилица Волга ,город захудал бы на многие годы. Вскоре на помощь Саратову пришла сама императрица, решив сделать его из уездного города губернским.

А что такое уезд? Главная  административная единица.

Физминутка

Учитель: СЛАЙД 9

Каков же был итог восстания донского казака Е. Пугачева?

Учащимся предлагается видео, после просмотра, которого они делают выводы о результате крестьянской войны

-  В сентябре 1774 года Пугачев был схвачен казачьей верхушкой и выдан царским властям. Почему они предали Пугачева? Таким образом, они надеялись заработать себе прощение за участие в крестьянской войне. Однако несмотря на поражение Пугачева, очаги восстания вспыхивали еще почти год.

Через всю страну Пугачева в клетке везут в Москву на суд 10 января 1775 г. Предводитель народной войны 18 столетия Пугачев и его ближайшие соратники были казнены.

Вы, наверное, обратили внимание на эпиграф нашего урока: СЛАЙД 10

«Не приведи Бог видеть русский бунт,

 бессмысленный и беспощадный».

                                             А.С.Пушкин

А было ли это восстание бессмысленным?

Мнение детей.

СЛАЙД 11-12

Вывод: Крестьянская война под руководством Пугачева окончилась неудачей. Оно потерпело поражение, проиграв хорошо вооруженной царской армии, а так же разногласиям и предательству соратников Пугачева. Крестьянское восстание ничего не изменило к лучшему в положении крестьянства

Но будет ошибкой не оценить значение этой войны.

Давайте отметим и положительные стороны прошедших событий.

Выбери предложения, которые ты считаешь верными. СЛАЙД 13

Крестьяне поверили в свои силы

Помещики, боясь повторения событий, стали меньше притеснять крестьян.

 Это восстание вошло в историю как пример сопротивления угнетенных слоев населения страны.

Прошли века, но жива память о Крестьянской войне в Саратовском крае.

По инициативе В.И.Чапаева город Николаевск был переименован в Пугачев.

СЛАЙД 14

А теперь ответьте на главный вопрос- кто же такой Пугачев-  разбойник или защитник обездоленных и слабых?

А теперь составим синквейн, и вы выразите свое отношение к этому человеку.

СЛАЙД 15

Емельян Пугачев

Смелый энергичный

Воюет защищает обещает

Борется за правду и справедливость

Герой

Итог урока:

Сегодня ребята у нас в гостях еще один гость- библиотекарь нашего Сельского Дома Культуры Синотова Марина

Она приготовила выставку книг, посвященную нашей теме, вы можете их  прочитать в нашей библиотеке.

На этом наш урок окончен.

Прошу оценить себя по пятибалльной системе .Оцените работу всего класса.

Всем спасибо!

План-конспект урока истории в 8 классе

Тема: «Восстание декабристов 1825 года»

Базовый учебник: учебник Данилова А.А., Косулиной Л.Г. «История России 19 в.»

Цель урока:

Познакомить учащихся с событиями 14 декабря 1825 года, сформировать целостное восприятие события, оценить историческое значение восстания декабристов через активную самостоятельную работу учащихся

Задачи урока:

Воспитательные–

1.Формирование развитой, социально активной, творческой и самостоятельной личности;

2. Воспитание на примере гражданской позиции декабристов любви к Отечеству.

         Развивающие –

1.Развитие навыков логического мышления и визуальную память  через получение аудивизуальной информации;

2.Развитие умения устанавливать взаимосвязь между историческими процессами,  способствовать развитию навыков самостоятельной работы с источниками исторической информации;

3.Развитие навыков самостоятельной  оценки учащимися исторических событий, т.о. формировать критическое мышление.

       Обучающие –

1.Способствовать усвоению учениками основного фактического и понятийного материала о движении декабристов;

2.Актуализировать интерес к данной теме через усиление мотивации к процессу обучения при использовании ИКТ.

             Тип урока: комбинированный

Форма урока: Изучение новой темы, с элементами творчества и самостоятельности

Техническое обеспечение: мультимедийный компьютер, мультимедийный проектор и экран.

Этапы урока:

1.Организационный момент……………………………………………………………… 1мин.

2.Актуализация опорных знаний учащихся……………………………………………...                      6мин.

3.Постановка целей………………………………………………    3 мин.

4.Изучение нового материала по плану
: ………………               20мин.


ПЛАН:

1. Причины восстания декабристов.

2. Выступление 14 декабря 1825 года.

3. Итоги, историческое значение движения декабристов.

5.Физкультминутка…………………………………………… 1 мин.

6.Первичное закрепление полученных знаний…………        8 мин.

7.Подведение итогов урока…………………………                3мин.

8.Домашнее задание………………………………………       2мин.

9.Рефлексия …………………………………………………    1мин.

Итого: 45 мин.


Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний.
Вступление.(1 мин.)
Учитель. Добрый день! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с важным историческим событием - восстанием декабристов, но сначала давайте вспомним ситуацию, которая складывалась в стране после Отечественной войны 1812 года.
-Как вы считаете, с каким настроением возвращались люди после освободительного европейского похода 1813-1814 годов?

-На какие уступки от властей они рассчитывали? Что являлось главным вопросом, который был не решен, но требовал немедленного решения?

Учащиеся. После наполеоновских войн многие ожидали, что в России начнутся новые времена. Солдаты и офицеры, познакомившись с более свободной жизнью европейских народов, в новом свете воспринимали печальную российскую действительность. Крепостные крестьяне, побывавшие в ополчении, испытавшие все тяготы походной жизни, смотревшие в глаза смерти, с тяжелым разочарованием убеждались, что они не заслужили даже свободы. Но через несколько лет после Отечественной войны 1812 года в политике Александра I проявляются откровенно крепостнические черты. Это выражалось не на словах, а в делах. И прежде всего – в создании военных поселений. Поэтому ситуация не изменилась. Это привело к недовольству народа и прежде всего передовых членов общества. Стали создаваться тайные общества, где разрабатывались программы реформации России.

Учитель:

-А сейчас для того, чтобы нам повторить пройденный материал, вспомнить сложившуюся ситуацию проведем тест: (работа учащихся)

Тест (5  минут):

1.Он разработал первый в истории России проект республиканской конституции:

А) П.Пестель                                            Б) Н.Муравьев

2. Союз благоденствия был создан

А) 1814 г.       Б) 1816 г.        В) 1818 г.

3. Уничтожение крепостного права  предусматривала

А) Конституция Н. Муравьева    Б) "Русская правда" П. Пестеля

При этом земля оставалась в руках помещиков

4. Установление конституционной монархии предусматривала

А) « Конституция» Н. Муравьева                   Б) "Русская правда" П. Пестеля

5. Первые тайные организации были созданы в

А) Петербурге           Б) Москве                  В) Киеве

6. «Кто лишний»?

А) П.Пестель        Б) С.Муравьев- Апостол

В) С.Г.Волконский      Г) Н.Муравьев

7.  «Кто лишний»?

А) С.Трубецкой                  Б) Н.Муравьев

В) И.Пущин                       Г) М.Бестужев- Рюмин

8. Члены тайных обществ - это выходцы из

А) дворян       Б) буржуазии             В) крестьянства         Г) купечества

9. По проекту П. Пестеля Россия должна была стать

А) конституционной монархией
Б) демократической республикой
В) самодержавной монархией

8. По его программе верховная власть должна была принадлежать двухпалатному парламенту- Народному вечу.

А) Пестель                           Б) Муравьев

9. Осведомители называли его «главным зачинщиком» , он был арестован 13 декабря накануне восстания:

А) Н. Муравьев                                    Б) П.Пестель

В) С. Муравьев- Апостол                         Г) К.Рылеев

12. Назовите «лишнее»

А) Южное        Б) Западное                      В) Северное

Ключи к тесту

3.Постановка цели ( 2 мин).

Учитель. Тема нашего урока-«Восстание декабристов» СЛАЙД № 1 мы уже говорили о готовящемся восстании членов «Северного» и «Южного» обществ. Какую цель данного урока вы можете сформулировать, опираясь на пройденный материал.

Учащиеся. (Примерный ответ) Мы должны изучить ход восстания подготовленное тайными обществами, подвести итоги и понять значение для дальнейшего развития России.

4. Изучение нового материала (20 мин.):

Учащиеся. Запись темы и плана в тетради. СЛАЙД № 2

Учитель:

  19 ноября  1825 года скоропостижно умирает император Александр1.

Пока решался вопрос и том, кто из братьев Александра- Николай или Константин  наследует власть, декабристы решили воспользоваться ситуацией междуцарствия и совершить переворот.

  • Почему сложилась ситуация междуцарствия? - Чтение текста (стр. 59) СЛАЙД № 3
  • Рассказ детей. СЛАЙД № 4

Ребята, а найдите в учебнике- кого называли декабристами? (Участники тайных организаций 10-20-х гг. название связано с декабрьскими событиями)

Учитель:

Свое выступление декабристы назначили на 14 декабря . СЛАЙД № 5.  Ими был разработан план восстания. Выясним, в чем он заключался этот план. – работа с текстом стр. 60-61.

План восстания декабристов:

  1. Вывести на Сенатскую площадь 6 гвардейских полков
  2. Назначить диктатора- человека с неограниченными полномочиями
  3. Взять Зимний дворец, арестовать царскую семью (не исключить убийство Николая)
  4. Захватить банк и почтамт
  5. Сенат должен утвердить «Манифест к русскому народу» введение гражданских прав и свобод, отмена неограниченной власти императора. Отмена крепостного права.

СЛАЙДЫ № 6, 7 (ПОСЛЕ ДЕТЕЙ)

Что получилось в реальности? СЛАЙД № 9

Учитель:

14 декабря 1825 г. (СЛАЙД № 10)  к памятнику Петру I был выведен и построен в каре  Московский полк, гвардейский морской экипаж, лейб-гвардии гренадерский полк. Всего около 3 тысяч человек.

Обратите внимание на слово каре, найдите в учебнике значение этого слова. Показ на слайде каре.
У Николая I было более 10 тысяч человек. Когда вышли на площадь, стало ясно, что Трубецкой не явился. Декабристам стало известно, что Сенат уже присягнул государю и они стоят перед пустым зданием. Что делать? Декабристы на площади не считали, что их дело проиграно.  Впервые дворяне (оплот государства) выступили с требованием вольностей и прав.
Декабристы стояли с оружием в руках, но силу не применяли.

Чтение СЛАЙДА № 10.

  Первые атаки на декабристов отражались холостыми залпами. Для урегулирования вопроса Николай I посылает митрополита Серафима, который призывает солдат вернуться в казармы.  Воины осенили себя крестным знамением и сказали: «Поди, батюшка, домой, помолись за нас, за всех, - здесь тебе делать нечего».
СЛАЙД № 11. Попытался уговорить солдат разойтись с площади герой войны, генерал-губернатор М.А. Милорадович, прозвучал трагический выстрел Каховского и Милорадович был смертельно ранен. После чего начался расстрел восставших, к 6 часам восстание было разгромлено. Помощь декабристам из  других полков не пришла, а привлекать народ на свою сторону они не захотели.

Планы декабристов провалились. Восстание потерпело поражение. СЛАЙД № 12.

Всего было арестовано 579 человек. На самое бесчеловечное наказание обрекли солдат. Их избили палками и розгами. Немалое число солдат попало в действующую армию на Кавказ.

СЛАЙДЫ № 13, 14

121 декабрист были приговорены к каторжным работам. В июне 1826 года осужденных начали отправлять на каторгу в Сибирь. Декабристы в Сибири. Какими молодыми они уезжали в Сибирь! Те немногие, кому суждено было вернуться, возвращались в Россию седыми стариками.

Найдите в учебнике о судьбах самых опасных, по мнению  правительства, преступников. СЛАЙД № 15 Дети: -(Пятеро самых опасных, по мнению правительства, преступников – Павла Пестеля, Кондратия Рылеева, Сергея Муравьева – Апостола, Михаила Бестужева – Рюмина и Петра Каховского – приговорили к мучительной смертной казни – четвертованию. Но затем четвертование заменили повешением.

  Приговор привели в исполнение 13 июля 1826 года ) ФОТО НА ДОСКЕ

Учитель: Любовь к Родине, к Отчизне, это было, наверное, главное, что подвигло их на лишения, ссылку, смерть.

Восстание декабристов в Петербурге и разгром Черниговского полка на юге России стали итогом всего декабристского движения. Но оно не прошло бесследно для истории России.

Физминутка:

Стоя: 1-руки в стороны

2- повернуть кисти ладонями кверху, голову наклонить назад.

3-4- руки расслабить и опустить вниз, голову слегка наклонить вперед.

Повторить 3-4 раза.

Сидя: 1-голову повернуть налево

2-3- голову повернуть направо и наклонить назад

4- голову повернуть направо

5-6- голову повернуть налево и наклонить вперед

Повторить 3-4 раза.

Ответьте на поставленный вопрос:

- В чем сильные и слабые стороны выступления декабристов?

Учащиеся. Сильные стороны:

а) вызов самодержавию, выдвинуты требования
б) не применялись силы

Учащиеся. Слабые стороны:

а) не явился Трубецкой – диктатор восстания
б) малочисленное выступление
в) аресты накануне выступления
г) нет поддержки

Дискуссия:

  • Декабристы – преступники или герои? Мнение детей

  1. Работа  в группах:

I группа: выяснить историческое значение восстания декабристов.

II группа: кратко познакомит нас с главным документом декабристов «Манифестом к русскому народу»

Ответы учащихся

СЛАЙДЫ № 16, 17 ВО ВРЕМЯ РАССКАЗА ДЕТЕЙ

Учитель:

Конечно, нельзя не сказать немного слов о тех, кто не меньше выдержал и вынес испытаний в эти годы- о женах декабристов.

Стихотворение:

              Пленительные образы. Едва ли

              В истории, какой-нибудь страны

              Вы что-нибудь прекраснее встречали

              Их имена забыть мы не должны.

  1. Сообщения учащихся.

    Ребята приготовили небольшие сообщения о некоторых легендарных женщинах, хотя в действительности их было намного больше.

Включается музыка.

       Екатерина Ивановна Трубецкая СЛАЙДЫ.№ 18, 19, 20

 Екатерина Ивановна Трубецкая отправилась вслед за мужем на следующий день после него, в июле 1826 года.

            Покоен, прочен и легок

            На диво слаженный возок;

           Сам граф-отец не раз, не два

            Его попробовал сперва.

            Шесть лошадей в него впрягли,

            Фонарь внутри его зажгли.

            Сам граф подушки поправлял,

            Медвежью полость в ноги стлал,

            Творя молитву, образок

             Повесил в правый уголок

            И – зарыдал…. Княгиня – дочь

            Куда-то едет в эту ночь…

Так начинается поэма Николая Алексеевича Некрасова «Русские женщины», посвященная подвигу жен декабристов, последовавших за своими мужьями в Сибирь. Первая глава посвящена  княгине Трубецкой.

        Воспитанная среди роскоши, Екатерина Ивановна – дочь графа Лаваля – с малолетства видела себя предметом внимания и попечения как отца, который нежно ее любил, так и матери, и всех родных. Дом Лаваля был необычайно богат, в нем почитались знатность, состоятельность древнего рода.

        Она была образованна, начитанна и приобрела много научных сведений во время своего пребывания за границей, Граф устраивал пышные балы для членов царской фамилии, а по средам в его салоне собирался дипломатический корпус и весь петербургский свет. Отъезд Екатерины Ивановны к ссыльному мужу в Сибирь был не только данью любви, но и вызовом царской семье, дипломатическому корпусу и петербургскому свету. Ее решение следовать в Сибирь раскололо это блестящее общество на сочувствующих ей и открыто ненавидящих ее.

         И вот Трубецкая В Большом Нерчинском Заводе – тогдашнем центре каторжного Забайкалья. Увидев сквозь щель тюремного забора мужа, бывшего князя, в кандалах, в коротком оборванном тулупчике, подпоясанном веревкой, она упала в обморок.

         Трубецкая  Волконская сняли крестьянскую избу со слюдяными окнами и дымящейся печью. «Проснешься зимним утром – волосы примерзли к бревнам». Готовили обед и отправляли в тюрьму, чтобы поддержать узников, от ужинов отказывались.

         Свидания с мужьями разрешались по часу два раза в неделю в присутствии офицера – в тюрьме. Поэтому женщины часами сидели на большом камне против тюрьмы, чтобы иногда перекинуться хоть словом с узниками.

    В 1839 г. закончился срок каторги декабристов, осужденных по 1 разряду. Каторгу сменили годы ссылки. Семья Трубецких поселилась в небольшом селе Оек близ Иркутска, а затем – в Иркутске. Трубецкие прожили вместе всю ссылку. Здесь они вырастили детей, выдали замуж дочерей. Их дом в Иркутске стал одним из центров местного света. Екатерина Ивановна умерла в Иркутске в конце 1854 г., немного не дожив до амнистии. Сергей Петрович Трубецкой пережил жену на 6 лет.

              

 Мария Николаевна Волконская

   Мария Николаевна Волконская была дочерью генерала, героя Отечественной войны 1812 г. Николая Николаевича Раевского. Ее мать, Софья Алексеевна Раевская, была внучкой М.В. Ломоносова. Раевские дали своим детям прекрасное домашнее образование. Среди сверстниц Мария выделялась поэтичностью и удивительной музыкальностью. Девятнадцатилетней девушкой (в 1825 г.) она по воле отца вышла замуж за князя Сергея Григорьевича Волконского, который ее на 18 лет старше. После ареста мужа, написала ему , что «готова следовать во всякое заточение и в Сибирь». Вся семья – отец, мать, братья и сестры – восстала против безумства Маши. Решение об отъезде в Сибирь было, первым проявлением незаурядного характера Марии Николаевны. Она восстала против себя самой: своей дочерней покорности, женской инертности и привычки к послушанию, привитых ей с детства.

      В Иркутске Мария Николаевна не читая, подписала все бумаги, все отречения. 11 февраля Мария Николаевна добирается  до Благодатского рудника, где разжалованный князь Сергей Григорьевич добывает свинец.

     Тюрьма, тесная и грязная, состояла из двух комнат, соединенных сенями; в одной размещались беглые уголовники, в другой – разжалованные дворяне, декабристы. Первым порывом Волконской было увидеть мужа. В письме родным Мария Николаевна описала 1 встречу….» …Сергей бросился ко мне: бряцание его цепей поразило меня… Суровость этого заточения дала мне понять о степени его страданий. Вид его кандалов так воспламенил и растрогал меня, что я бросилась перед ним на колени и поцеловала его кандалы, а потом – его самого.»

      Оказавшись на каторге, жены декабристов почувствовали себя счастливыми и в жалких, затерявшихся в далекой Сибири хижинах. Здесь, в тяжелых условиях, Волконская проявили мужество и энергию. Не без риска для себя она оказывала поддержку беглым, с помощью влиятельных петербургских знакомых добивалась сокращения сроков и даже освобождения из Сибири для нескольких каторжников, для ободранных, полуголодных уголовников Благодатского рудника купила холст и заказала рубахи.

      В 1828 г. Мария Николаевна получила известие о смерти сына Николая, которого оставила у родных. А через год узнает о смерти отца… Лишь убежденность в том, что она – единственная, кто связывает теперь ее мужа с жизнью, лишь понимание своей миссии придали ей силы и мужество.

   Когда подошел срок расселения декабристов по обширной Сибири, Волконские поселились в окрестностях Иркутска, в деревне Усть-Куда.  К тому времени у них было уже двое детей.

      И все же Волконским суждено было вернуться на родину. Мария Николаевна написала воспоминания обо всем пережитом. Ее «Записки» до сих пор нельзя читать без волнения. Волконская прожила долгую жизнь, полную лишений и тяжелых утрат, но озаренную светом бескорыстной любви.

 

Александра  Григорьевна  Муравьева.

   Именно она привезла пушкинское послание « Во глубине сибирских руд….». Приехав в Сибирь женщины окружили узников заботой, взяли на себя хозяйственные заботы: закупали продукты, готовили еду. Ежедневно Муравьева посылала в каземат несколько блюд, забывая об обеде для себя.

        Сколько тяжелых потрясений перенесла Александра Григорьевна с 1826 г.! Внезапный арест мужа, а затем брата, расставание с родными, и главное – разлука с тремя детьми. Через несколько месяцев после ее отъезда умер ее сын, в 1828 г. – мать, а еще через три года – отец. Две девочки, родившиеся уже в Петровском Заводе, умерли во младенчестве, а дочь Нонушка – слабая и болезненная – держала мать в постоянном напряжении. Все эти тяготы стали причиной ее ранней смерти. Александра Григорьева умерла 22 ноября 1832 г., ей было 27 лет. Никита Муравьев стал седым в день ее смерти. Ему тогда было 37 .На могиле Александры Григорьевны поставили памятник и часовню с неугасимой лампадой. Через десять с лишним лет после смерти  Александры умер ее муж.

 

VI.  Рефлексия

  Итак, ребята, давайте подведем итог нашего урока.

Сегодня на уроке мы попытались понять, ради чего декабристы рисковали своей жизнью, карьерой.

  • Достойны ли декабристы нашей памяти и уважения?
  • Как вы относитесь к выступлению декабристов? Какое впечатление оно произвело на вас?  Кто же они - декабристы? Патриоты? Злодеи? Авантюристы?  

 Составим синквейн и в нем  выразим своё отношение к декабристам, их действиям.

Пример синквейна:

Декабристы

Умные, справедливые, неравнодушные

Бунтуют, протестуют, переживают

Помнить будет вся Россия

Патриотов

Учитель:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ! Верь! Взойдет она,

Звезда пленительного счастья!

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена.

  Слова А.С. Пушкина, написанные другу Чаадаеву стали пророческими, так как восстание декабристов разбудило революционное движение. Священные могилы декабристов стали в наше время «памятниками дела великого». Их имена помнят и сегодня.

Попробуйте оценить свою работу на уроке по 5-бальной шкале.

Как вы себя оцениваете, покажите на пальцах.

Работа всего класса.

Оценки за урок

Информация о домашнем задании. СЛАЙД № 26

  - Ребята, откройте дневники и запишите задание на следующий урок § 9, вопросы после параграфа. Написать эссе «Могло ли движение декабристов победить?»

Надеюсь, что сегодняшний урок не прошел даром, и вы заинтересовались судьбой и деятельностью декабристов. Ведь не страницы, а сотни книг написаны о декабристах и самими декабристами. Вы можете в библиотеке взять книги и почитать.

На этом урок окончен, всем спасибо.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по истории древнего мира для 5 класса по теме "Древний Египет"

слайды по Древнему Египту, небольшая презентация...

Повторительно-обобщающий интегрированный урок в 5 классе по истории-природоведению Соколовой Т.Н. и Базилюк Н.И. МБОУ СОШ №2 г. Волжского Волгоградской области

ТЕМА: Влияние природно-географических условий на жизнь и хозяйство жителей Древней Греции. Вулканы. Землетрясения....

Урок истории в 5 классе по теме: "Древний Египет"

Урок построен на примере телевизионной игры «счастливый случай»Отбор содержания учебного материала на данный урок обосновано тематическим планированием. Помимо содержания учебного материала так ...

Урок + презентация по истории 5 класса на тему "Древний Египет"

Эта разработка ориентированна на знания и умения учащихся 5 классов по предмету - история, главе - Древний Египет. Содержит конспект и презентацию. Этот урок отличается многообразием форм, методов и п...

Урок обобщения в 5 классе по теме "Древний Египет"

Интерактивный урок обобщающего повторения проходит в динамичной форме - игра.  В результате учащиеся могут повторить основные события истории древнейшего государства на земле - Египта. Испо...

Повторительно-обобщающий урок в 5 классе по теме "Древняя Греция"

Данная методическая разработка позволяет в форме игры провести повторительно-обобщающий урок с пятиклассниками...

Тест к повторительно-обобщающему уроку в 5 классе по теме "Древняя Греция"

Тест создан с целью развития  читательской грамотности по теме урока "Древняя Греция " в 5 классе. Задания проверяют следующие группы читательских умений:- находитьи извлекать инфо...