Духовно-нравственное воспитание на уроках истории и во внеурочной деятельности
учебно-методическое пособие по истории (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Медведева Татьяна Васильевна

Эссе на тему духовно-нравственного воспитания обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности в основной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie._vystuplenie_po_istorii.docx23.11 КБ

Предварительный просмотр:

            .

Духовно- нравственное развитие и воспитание гражданина России.

          Медведева Татьяна Васильевна

учитель истории и обществознания

МОУ « СОШ с. Брыковка Духовницкого района

Саратовской области

Цель современного образования – усиление воспитательной функции

образования (формирование гражданственности, трудолюбия,

нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине,

семье, окружающей природе). Интерес к гражданскому образованию и

патриотическому воспитанию в обществе обусловлен необходимостью и

потребностью:

– сохранения исторической памяти поколений;

– воспитания патриотизма как особой направленности,

самореализации и социального поведения граждан;

– организации социальной практики детей (участие личности в

решении общественно значимых проблем).

Таким образом, гражданско-патриотическое развитие и воспитание

обучающихся является первостепенной задачей современной

образовательной системы и представляет собой важный компонент

социального заказа для образования. Наша методическая

система включает в себя:

особенности организации учебной деятельности учащихся,

организация внеурочной деятельности учащихся,

социально значимая деятельность

                                 Учебная деятельность.

Под гражданским воспитанием понимается формирование комплекса

качеств, необходимых каждому члену современного общества, а именно:

политической культуры, правовой культуры и культуры межнациональных

отношений.

 Задачи, связанные с достижением этих целей:

1. формирование содержания понятия «патриотизм»:

- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

- уважительное отношение к языку своего народа;

- заботу об интересах Родины;

- осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства;

- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

- гордость за культурные достижения своей страны;

- гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

2. формирование содержания понятия «Отечество» (личность, семья,

родная земля – край отцов, страна, народ, государство, язык, история,

культура, религия);

3. создание ситуаций, в которых учащиеся переживали бы чувство любви и

гордости за свою Родину, восхищались ее героической историей, мужеством и храбростью патриотов, ее выдающейся ролью в развитии мировой

цивилизации;

4. создание образовательных ситуаций, при которых ученик связывал бы

самореализацию с учебной деятельностью, с саморазвитием, с личностью

учителя.

 Формирование гражданских и патриотических качеств личности происходит на уроках: истории, краеведения и обществознания.

Педагогические технологии, используемые на уроках истории, краеведения и

обществознания:

1. лекционно-семинарская система обучения;

2. информационно-коммуникационные технологии;

3. технология организации самостоятельной работы обучающегося, особенно

на старшей ступени образования;

4. исследовательские технологии, направленные на творческий поиск и

применение знаний;

5. проектные технологии, которые позволяют организовать деятельность

ученика в социальной среде с целью расширения и обогащения его

жизненного опыта;

6. технология игрового обучения, в процессе которой отражается накопленный учащимися жизненный опыт, приобретаются навыки, необходимые им для успешной деятельности, воспитываются организаторские способности;

7. технология развития критического мышления позволяет активизировать

учебный процесс, повышает самостоятельность учащихся.

  Используем следующие формы занятий:

1. лабораторные работы (предусматривают анализ исторических источников,

связанных общей темой, работа с текстом Конституции РФ );

2. практикумы (решение серии познавательных задач в группах или

индивидуально);

3. ролевые игры (деловые, ретроспективные, проблемно – дискуссионные);

4. метод «интеллект - карт»;

5. характеристика исторических альтернатив;

6. моделирование хода событий;

7. диспуты;

8. «круглые столы»;

9. дискуссии

                                        Внеурочная деятельность.

 Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в том числе через такие формы как экскурсии, кружки,  секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

 Важную роль в формировании историческогосознания играет историческое краеведение. Краеведческий материал, какболее близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее значение.  Более значимую роль, в связи с этим, выполняет школьный музей имени Героя Советского Союза Н. В. Грибанова, который способствует формированию у обучающихся гражданско-патриотических качеств, чувства любви к малой родине, уважения к опыту предыдущих поколений. Школьный музей – эффективная форма организации и подачи краеведческого учебного материала, база углубленного изучения истории, жизни школы, массового вовлечения учащихся в краеведческую и поисковую деятельность. Главное, музей дает возможность изучать прошлое не только через созерцательное восприятие, но и активно участвовать в историко-краеведческой  работе во взаимодействии с музейной образовательной средой. Музейная образовательная среда выполняет не только воспитательные функции, но и формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативу, общественную активность школьников, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы учащихся.

Во внеурочной работе значительную роль играют:

1. экскурсии, связанные с истории села;

2. использование музейной педагогики,  историко-краеведческого объединения «Память»;

3. элективные курсы;

5. участие в правовой и исторической неделях ;

6. беседы, посвящённые 70-летию Победы в Великой Отечественной войне;

6. участие в школьных, муниципальных и региональных  мероприятиях

гражданско-патриотического (духовно - нравственного) направления:

олимпиады по истории, обществознанию, праву, краеведению разных уровней;

общероссийские интернет- викторины « Никто не забыт, ничто не забыто!»;

областная олимпиада среди обучающихся по избирательному праву и избирательному процессу;

муниципальный этап Всероссийских предметных олимпиад

                             Социально  значимая деятельность

 Сущность нового воспитания заключается в создании условий

для самореализации личности в различных видах социально значимой

деятельности, способствующей становлению ценностных ориентаций,

непрерывному духовному саморазвитию.

Этот вид деятельности занимает особое место в организации социального становления детей, так как способствует "закреплению" и

расширению социальных знаний и навыков, учит действовать в сотворчестве,

в содружестве со взрослыми, другими детьми, способствует формированию

их социальной активности и социальной устойчивости, выполнению

определенных социальных ролей.

 Социально значимую деятельность  организуем по направлениям:

Военная слава земляков.

 Оказание посильной помощи труженикам тыла. Поздравление с праздниками. Сбор информации, воспоминаний ветеранов. Поиск новых экспонатов для музея. Проведение с их участием классных часов.

Ветераны локальных войн.

 Ежегодно проходят мероприятия  15 февраля в день вывода войск из Афганистана.Организуются традиционные соревнования  старшеклассников.

Оформление стендов, альбомов, газет, плакатов и др.

Предназначен для создания, подготовки и оформления наглядного,

информационного материала, который поможет в более доступной форме

проводить занятия, тематические классные часы. На занятиях проходит

оформление тематических альбомов, фотоальбомов, газет, плакатов, которые

хранятся в музее, библиотеке. Написание статей информационно-просветительского характера в районную  газету «Авангард».

Проведение тематических классных часов

Аудитория школьного музея: учащиеся общеобразовательных

учреждений района, , жители нашего села, гости.

Формы массовой работы: обзорная экскурсия, экскурсия, урок в музее,

встреча.  На занятиях происходит разработка сценариев новых тематических классных часов, репетиции старых и новых тем, инсценировок.

        Гражданско-патриотическое  воспитание обучающихся,

таким образом, интегрировано в основные виды деятельности: урочную,

внеурочную, внешкольную, социально значимую. Базовые ценности

пронизывают всѐ учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю

многоплановую деятельность школьника как человека и гражданина.

 В работе по гражданско-патриотическому развитию и воспитанию четко прослеживается линия: урок – внеурочная деятельность -музейная деятельность – общественно-значимая деятельность (школа - социум).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма и духовно-нравственного развития личности на уроках истории.

«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой  культурный уровень»....

Статья "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории, обществознания, во внеурочной деятельности"

Статья содержит материал, который поможет сформировать у обучающихся устойчивую гражданскую позицию....

Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочной деятельности-выступление на ШМО

Основой духовного единства государства во все времена  был и остается патриотизм. Великий русский писатель Н.Г. Чернышевский подчеркивал, что историческое значение каждого человека измеряется его...

Исследовательская деятельность на уроках истории и во внеурочной деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Статья "Исследовательская деятельность на уроках истории и во внеурочной деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания обучающихся"...

Модели и технологии формирования духовно-нравственных ценностей в образовательном процессе. Реализация проекта по внеурочной деятельности «Волшебный мир театра»

Модели и технологии формирования духовно-нравственных ценностей в образовательном процессе. Реализация проекта по внеурочной деятельности «Волшебный мир театра»...