Статья "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории, обществознания, во внеурочной деятельности"
статья по истории (7 класс) на тему

Коноводченко Оксана Владимировна

Статья содержит материал, который поможет сформировать у обучающихся устойчивую гражданскую позицию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminare.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

  «Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории, обществознания, во внеурочной деятельности»

подготовила учитель истории

  Коноводченко Оксаны Владимировны.

 

 

История – это проявление души народа, его золотой запас. Писатель В.П. Белов как-то справедливо заметил: “Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека”.  

Уроки истории и обществознания открывают широкие возможности для формирования личности школьника, становления его гражданской позиции.  

Чтобы лучше понять какое-то историческое время, необходимо посмотреть на него с разных сторон: как происходил прогресс науки и техники, какие яркие личности жили в это время, как развивалась культура.  В воспитании патриотизма уроки истории, обществознания играют большую роль.  

В современных условиях содержание гражданско-патриотического воспитания хотелось бы выделить следующие духовно-нравственные ценности:

  • гражданственность, приоритет общественно-государственных интересов, патриотизм, преданность своему Отечеству, преемственность, сохранение и развитие лучших традиций своего народа, гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства, социальная активность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права, сохранение лучших национальных качеств и изучение исторического прошлого своей Родины.

 Урок – это живой, гибкий организм, способный изменяться, подчиняться высказанной вдруг новой идее или неожиданному открытию ученика.

На уроках истории учитель вместе с детьми может перевоплощаться в скульпторов, юристов, художников, философов. Используя различные методы и формы проведения уроков и внеурочной деятельности учитель способен добиться раскрытия способностей ученика. В своей работе часто использую такие приемы как “хочу спросить”, “древо познания”, “колесо истории”. Прекрасно проходят уроки- диспуты, семинары, ролевые игры. В свои уроки включаю элементы игр:

  • метод чистой доски
  • из уст в уста
  • реклама
  • составь вопрос.

Учу детей понимать и уважать других людей, другие культуры, проявлять политическую терпимость, воспринимать разнообразие мнений. Уроки строятся таким образом, чтобы ученики являлись активными участниками процесса и формировали свою собственную точку зрения на исторические события и явления.

Особое внимание в моей педагогической деятельности занимают музейные роки, которые проводятся непосредственно на экспозиции школьного музея, они значительно расширяют возможности преподавателя в решении задач, связанных с историческим образованием. Направлены на повышение  внимания обучающихся к окружающей действительности, помогают обнаружить вокруг себя реалии музейного значения,  ценить подлинные вещи ушедших эпох. Давно установлено, что красочные примеры, иллюстрирующие страницы истории ярким отпечатком остаются в памяти. И мне в этом, как учителю истории,  всегда помогают наглядные пособия, карты, схемы, таблицы, презентации. На таких уроках не бывает скучно, так как, сам по себе музейный урок отличается от  традиционного. Копилка уроков гражданско-патриотической направленности   в моей педагогической деятельности разнообразна: урок мужества «Блокадный Ленинград», урок-турнир «Древняя Русь», урок-экскурсия: «Боевые поля Славы», урок-память: «Вас помнит мир спасенный», урок-презентация: «Горячие точки планеты».  Каждый урок я стараюсь сделать увлекательным, чтобы обучающиеся проявляли интерес и уходили с желанием встретится вновь, пытаюсь на своих уроках задействовать все возможные методы и приемы, опираясь на богатое наследие прошлого, позитивное настоящее, помочь ученику выбрать правильное видение того или иного вопроса. Только так мы можем воспитать новое поколение, которое способно будет выдержать все невзгоды,  выпавшие на долю нашей отчизны, потому что жива его история, а значит, жива Россия. Музейные уроки по своему эмоциональному накалу должны быть организованы на высоком уровне. Это не просто отлаженная и продуманная система приемов и средств обучения, это система взаимоотношений педагога  и обучающихся, это  формы интерактивного обучения. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке.  Благодаря нестандартности  удается привлечь внимание большинства  обучающихся к наиболее сложным вопросам истории, которые помогает раскрыть современная образовательная технология «Дебаты»,  помогает педагогу раскрыть поисковые умения обучающихся и сформировать у них информационную компетенцию. В своей педагогической практике я использую  данную технологию или элементы дебатов, где также формируются патриотизм и гражданственность - основа национальных целей и приоритетов России.

Активизация гражданской позиции подрастающего поколения; сохранение и развитие патриотических чувств; утверждение в сознании молодежи общечеловеческих ценностей, взглядов и убеждений; воспитание уважения к историческому наследию России. Так как гражданско-патриотическое воспитание предполагает:

- формирование гражданской позиции - осознание личностью прав и обязанностей по отношению к обществу, способствующие развитию ее потребности в социально значимой деятельности;

- воспитание патриотизма, любви к родной стране, ответственности за ее судьбу;

- формирование знания и уважения к отечественной истории и к истории малой родины;

- формирование уважения к законам и символам своего государства: флагу, гербу гимну;

- формирование знания прав гражданина и уважения к основным правам гражданина России.

- формирование системы ценностных ориентаций, то основными целями исторического и обществоведческого образования являются: воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества.  

Огромную роль в решении главной проблемы – проблемы социализации личности школьника играют уроки обществознания, которые способствуют формированию знаний учащихся о человеке, об обществе и общественных отношениях, о деятельности человека, о видах и способах ее организации. Уроки обществознания способствуют формированию умения школьников применять теоретические знания на практике, помогают адаптироваться в быстро меняющемся мире социально-экономических и политических отношений. На уроках обществознания воспитывается уважение к правам и свободам человека, любовь к семье, к Родине, к окружающей природе.

Для лучшего осмысления учениками событий истории, деятельности людей, для лучшего понимания ценности единства народа, его патриотизма и гражданского долга в годы монгольского нашествия, польско-литовской интервенции, Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны и других переломных событий используется:

- проблемно-диалогическая технология ведения урока, позволяющая удовлетворить потребность ребенка быть услышанным на уроке, дающая возможность сосредоточить

мышление-поиск в нужном направлении, возможность включиться в анализ явлений, сопоставить свою позицию и позиции других, сопереживать происходящее;

- уроки самостоятельного поиска ответов на вопросы в документах и текстах;

- урок защиты реферата;

- уроки подготовки и заслушивания сообщений о личностях: героях, полководцах, правителях, общественных деятелях;

- приемы вовлечения детей в творческую деятельность, позволяющие заинтересовать конкретным результатом: создание плаката, стенда, проекта журнала по изучаемой теме, дающие возможность проявить творчество в совместной групповой работе, направленные на достижение "благородной цели": наше творение полезно людям, имеет практическое значение. Важно отметить вниманием, оценить работу ученика.

"Гордиться славой своих предков, - писал А. С.Пушкин, - не только можно, но и должно". В какие моменты все люди - взрослые и дети могут ярче и полнее ощутить свое единство, смогут выразить свои гражданские, патриотические чувства? Такие моменты есть у каждой страны, государства, у каждого народа. К ним можно отнести самые яркие страницы родной истории, в частности памятные даты и знаменательные события, жизнь и деятельность замечательных людей - героев, писателей, художников, ученых, а так же достижения отечественной культуры, традиции и веру.

Особое внимание при изучении тем, связанных с героическим прошлым важно уделять подбору такого материала, который вызывал бы отклик в умах и сердцах детей, заставлял бы их сопереживать и гордиться своей страной, своими предками, размышлять над поступками людей. Ради чего гибли наши предки во времена великих испытаний? Что заставляет человека идти на подвиг, жертвовать жизнью? Как связана моя семья с событием того времени? Кем я мог бы гордиться, о ком должен помнить?

История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому необходимо привлечение на уроках краеведческого материала. Например, при изучении темы «Отечественная война 1812 года» целесообразно привлечь материал об участии населения Курского края в этом событии.

         Воспитание гражданственности и патриотизма через внеурочную деятельность происходит при вовлечении детей в различные акции и мероприятиях таких как: "Подарок солдату", "Концерт для ветеранов", встречи с ветеранами, возложения цветов к памятникам. Дети проявляют свою активность, творчество, благодарят ветеранов, приобретают бесценный опыт практической деятельности и общения, формируют гражданские качества:

ответственность за порученное дело, чувство долга, уважения к старшему поколению, становятся гражданами своего общества.

Гражданско-патриотическое воспитание достигает качественного результата, если:

- содержание урочной и внеурочной деятельности находятся во взаимосвязи и способствуют активной жизненной позиции подростка;

- гражданское самосознание и чувство патриотизма подростка формируется на основе изучения истории своего народа, истории родного края, освоения богатого духовного опыта предшествующих поколений, особенно в моменты тяжелых для страны испытаний, на основе знания законов и документов о правах и обязанностях граждан, на уважении к

законам государства и правам другого человека, на основе понимания значения государственной символики;

- на уроке приоритет отдается диалоговым (интерактивным) формам и методам гражданского воспитания (дискуссии, обсуждения проблемных ситуаций, работа в группах или парах), формирующим самосознание гражданина, его гражданскую позицию;

- знания и навыки подкрепляются внеурочной деятельностью, которая позволяет подросткам проявить свои гражданские, духовно-нравственные качества и получить социальный опыт через участие в общественно-полезных делах;

- создаются условия для проявления активной гражданской позиции с помощью организации отдельных мероприятии и акций, а также через разработку и реализацию социально значимых проектов, где объединяются усилия учителя, учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы учителем истории и обществознания МБОУ «СОШ №1» Ситниковой Ольги Владимировны

«Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы» СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………...

Духовно-нравственное воспитание на уроках истории и во внеурочной деятельности

Эссе на тему духовно-нравственного воспитания обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности в основной школе....

Воспитание патриотизма на уроках истории и во внеурочной деятельности через использование экспозиций и материалов школьного краеведческого музея

Воспитание патриотизма на уроках истории и во внеурочной деятельностичерез использование экспозиций и материалов школьного краеведческого музея...

Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеурочной деятельности-выступление на ШМО

Основой духовного единства государства во все времена  был и остается патриотизм. Великий русский писатель Н.Г. Чернышевский подчеркивал, что историческое значение каждого человека измеряется его...

Исследовательская деятельность на уроках истории и во внеурочной деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Статья "Исследовательская деятельность на уроках истории и во внеурочной деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания обучающихся"...