Материалы для кейса "Фасадная империя" для групповой работы на уроке истории в 8 классе.
методическая разработка по истории (8 класс) на тему

Анашкина Ольга Вячеславовна

Кейс - метод, использующий описание учебных ситуаций, которые разработаны на базе фактического материала для дальнейшего их разбора в рамках учебных занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon keys2.doc759.5 КБ

Предварительный просмотр:

КЕЙС «ФАСАДНАЯ ИМПЕРИЯ»

Французский писатель маркиз Адольф де Кюстин посетил Россию в 1839 г. и под впечатлением от этой поездки написал книгу, в которой назвал государство Николая Первого «фасадной империей». Что это значит?

Материалы к исследованию:

  • Фаса́д — наружная, лицевая сторона здания.

  • Оборотистые (деловые, ловкие) люди в Петербурге стали покупать участки в центре города и перестраивать их для сдачи внаем. Для удобства застройки участки обычно имели прямоугольную форму. В главном доме, фасад которого выходил на набережную или проспект и делался красивым и нарядным, селился владелец, потом по краям участка возводились флигели, а затем застраивалась часть внутри, разделяя территорию на клетки.

  • В 1836 году сборник «Статистические сведения о Петербурге» отмечал, что доходные дома или растут в вышину, или расширяются внутри своих дворов, которые от этого здесь большею частью тесны, не всегда доступны свежему воздуху и не вполне освещаемы».

  • Тесные, плохо проветриваемые, полутемные дворы-колодцы стали характерной чертой многих доходных домов Петербурга.

  • Фасады некоторых зданий Петербурга:

  • Дворы некоторых зданий Петербурга

http://cs.pikabu.ru/images/previews_comm/2012-03_2/13313738052291.jpg

  •  «Николай поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок, восполнять пробелы, чинить обнаружившиеся ветхости помощью практического законодательства и все это делать без всякого участия общества, даже с подавлением общественной самостоятельности, одними правительственными средствами; но он не снял с очереди тех жгучих вопросов, которые были поставлены в прежнее царствование, и, кажется, понимал их жгучесть ещё сильнее, чем его предшественник» (Историк В.О. Ключевский).

  • Д. А. Милютин, будущий военный министр в царствование Александра II, пишет в своих записках: «…Даже в деле военном, которым император занимался с таким страстным увлечением, преобладала та же забота о порядке, о дисциплине, гонялись не за существенным благоустройством войска, не за приспособлением его к боевому назначению, а за внешней только стройностью, за блестящим видом на парадах, педантичным соблюдением бесчисленных мелочных формальностей, притупляющих человеческий рассудок и убивающих истинный воинский дух».

  • Как писал историк П. А. Зайончковский, в царствование Николая I «у современников создавалось представление, что в России наступила эпоха реформ».

  • Впервые в истории Российской империи в стране начала формироваться технически передовая и конкурентоспособная промышленность, в частности, текстильная и сахарная, развивалось производство изделий из металла, одежды, деревянных, стеклянных, фарфоровых, кожаных и прочих изделий, начали производиться собственные станки, инструменты и даже паровозы. По мнению экономических историков, этому способствовала протекционистская политика, проводившаяся в течение всего царствования Николая I.

  • Протекциони́зм — политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. Такая политика способствует развитию национального производства.
  • В результате интенсивного внедрения машин (механических ткацких станков, паровых машин и т. д.) резко выросла производительность труда: с 1825 по 1863 годы годовая выработка продукции русской промышленности на одного рабочего выросла в 3 раза. Впервые в истории России при Николае I началось интенсивное строительство шоссейных дорог с твердым покрытием: были построены трассы Москва — Петербург, Москва — Иркутск, Москва — Варшава. Из 7700 миль шоссейных дорог, построенных в России к 1893 году, 5300 миль (около 70 %) было построено в период 1825—1860 годов. Было также начато строительство железных дорог и построено около 1000 верст железнодорожного полотна, что дало стимул к развитию собственного машиностроения. Бурное развитие промышленности привело к резкому увеличению городского населения и росту городов. Доля городского населения за период царствования Николая I выросла более чем в 2 раза.

  • Важной стороной внешней политики явился возврат к принципам Священного союза. Возросла роль России в борьбе с любыми проявлениями «духа перемен» в европейской жизни. Именно в правление Николая I Россия получила нелестное прозвание «жандарма Европы». Так, по просьбе Австрийской империи Россия приняла участие в подавлении венгерской революции, направив 140-тысячный корпус в Венгрию.

  • А. И. Герцен писал о книге Кюстина в своем дневнике (1843): «Всего лучше он схватил искусственность, поражающую на каждом шагу, и хвастовство теми элементами европейской жизни, которые только и есть у нас для показа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

о групповой работе на уроках истории

Особенности групповой работы на уроках истории. Личный опыт применения данной формы работы....

Методические рекомендации «Организация групповой работы на уроках истории Древнего мира»

Методические рекомендации «Организация групповой работы на уроках истории Древнего мира»...

Рабочий лист и задания для групповой работы на уроке истории в 9 классе по теме "Китай, Япония и новые индустриальные страны во второй половине 20 века"

Рабочий лист и задания для групповой или парной работы на уроке истории в 9 классе по теме "Китай, Япония и новые индустриальные страны во второй половине 20 века" могут быть использованы как на уроке...

Организация групповой работы на уроках истории

статья на тему "Организация групповой работы на уроках истории"...

" Эффективность групповой работы на уроках истории".

Статья содержит анализ собственного многолетнего опыта применения групповой формы работы, рекомендации по использованию данной формы работы на уроках истории....

«Организация групповой работы на уроках истории»

Технология разработки формы групповой деятельности учащихся, эффективность ее использования на уроках истории...