Материалы для кейса "Фасадная империя" для групповой работы на уроке истории в 8 классе.
методическая разработка по истории (8 класс) на тему
Кейс - метод, использующий описание учебных ситуаций, которые разработаны на базе фактического материала для дальнейшего их разбора в рамках учебных занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 759.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КЕЙС «ФАСАДНАЯ ИМПЕРИЯ»
Французский писатель маркиз Адольф де Кюстин посетил Россию в 1839 г. и под впечатлением от этой поездки написал книгу, в которой назвал государство Николая Первого «фасадной империей». Что это значит?
Материалы к исследованию:
- Фаса́д — наружная, лицевая сторона здания.
- Оборотистые (деловые, ловкие) люди в Петербурге стали покупать участки в центре города и перестраивать их для сдачи внаем. Для удобства застройки участки обычно имели прямоугольную форму. В главном доме, фасад которого выходил на набережную или проспект и делался красивым и нарядным, селился владелец, потом по краям участка возводились флигели, а затем застраивалась часть внутри, разделяя территорию на клетки.
- В 1836 году сборник «Статистические сведения о Петербурге» отмечал, что доходные дома или растут в вышину, или расширяются внутри своих дворов, которые от этого здесь большею частью тесны, не всегда доступны свежему воздуху и не вполне освещаемы».
- Тесные, плохо проветриваемые, полутемные дворы-колодцы стали характерной чертой многих доходных домов Петербурга.
- Фасады некоторых зданий Петербурга:
- Дворы некоторых зданий Петербурга
- «Николай поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок, восполнять пробелы, чинить обнаружившиеся ветхости помощью практического законодательства и все это делать без всякого участия общества, даже с подавлением общественной самостоятельности, одними правительственными средствами; но он не снял с очереди тех жгучих вопросов, которые были поставлены в прежнее царствование, и, кажется, понимал их жгучесть ещё сильнее, чем его предшественник» (Историк В.О. Ключевский).
- Д. А. Милютин, будущий военный министр в царствование Александра II, пишет в своих записках: «…Даже в деле военном, которым император занимался с таким страстным увлечением, преобладала та же забота о порядке, о дисциплине, гонялись не за существенным благоустройством войска, не за приспособлением его к боевому назначению, а за внешней только стройностью, за блестящим видом на парадах, педантичным соблюдением бесчисленных мелочных формальностей, притупляющих человеческий рассудок и убивающих истинный воинский дух».
- Как писал историк П. А. Зайончковский, в царствование Николая I «у современников создавалось представление, что в России наступила эпоха реформ».
- Впервые в истории Российской империи в стране начала формироваться технически передовая и конкурентоспособная промышленность, в частности, текстильная и сахарная, развивалось производство изделий из металла, одежды, деревянных, стеклянных, фарфоровых, кожаных и прочих изделий, начали производиться собственные станки, инструменты и даже паровозы. По мнению экономических историков, этому способствовала протекционистская политика, проводившаяся в течение всего царствования Николая I.
- Протекциони́зм — политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. Такая политика способствует развитию национального производства.
- В результате интенсивного внедрения машин (механических ткацких станков, паровых машин и т. д.) резко выросла производительность труда: с 1825 по 1863 годы годовая выработка продукции русской промышленности на одного рабочего выросла в 3 раза. Впервые в истории России при Николае I началось интенсивное строительство шоссейных дорог с твердым покрытием: были построены трассы Москва — Петербург, Москва — Иркутск, Москва — Варшава. Из 7700 миль шоссейных дорог, построенных в России к 1893 году, 5300 миль (около 70 %) было построено в период 1825—1860 годов. Было также начато строительство железных дорог и построено около 1000 верст железнодорожного полотна, что дало стимул к развитию собственного машиностроения. Бурное развитие промышленности привело к резкому увеличению городского населения и росту городов. Доля городского населения за период царствования Николая I выросла более чем в 2 раза.
- Важной стороной внешней политики явился возврат к принципам Священного союза. Возросла роль России в борьбе с любыми проявлениями «духа перемен» в европейской жизни. Именно в правление Николая I Россия получила нелестное прозвание «жандарма Европы». Так, по просьбе Австрийской империи Россия приняла участие в подавлении венгерской революции, направив 140-тысячный корпус в Венгрию.
- А. И. Герцен писал о книге Кюстина в своем дневнике (1843): «Всего лучше он схватил искусственность, поражающую на каждом шагу, и хвастовство теми элементами европейской жизни, которые только и есть у нас для показа».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
о групповой работе на уроках истории
Особенности групповой работы на уроках истории. Личный опыт применения данной формы работы....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/18/picture-146882-1353234987.jpg)
Методические рекомендации «Организация групповой работы на уроках истории Древнего мира»
Методические рекомендации «Организация групповой работы на уроках истории Древнего мира»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/17/picture-528988-1416218819.jpg)
Рабочий лист и задания для групповой работы на уроке истории в 9 классе по теме "Китай, Япония и новые индустриальные страны во второй половине 20 века"
Рабочий лист и задания для групповой или парной работы на уроке истории в 9 классе по теме "Китай, Япония и новые индустриальные страны во второй половине 20 века" могут быть использованы как на уроке...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/09/picture-752725-1455020211.jpg)
Организация групповой работы на уроках истории
статья на тему "Организация групповой работы на уроках истории"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/06/picture-376703-1389029440.jpg)
" Эффективность групповой работы на уроках истории".
Статья содержит анализ собственного многолетнего опыта применения групповой формы работы, рекомендации по использованию данной формы работы на уроках истории....
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/06/picture-929839-1496751375.jpg)
«Организация групповой работы на уроках истории»
Технология разработки формы групповой деятельности учащихся, эффективность ее использования на уроках истории...