Организация групповой работы на уроках истории и обществознания
консультация по истории на тему

Завгородняя Наталья Михайловна

методические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_po_ispolzovaniyu_gr._raboty.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация групповой работы на уроках истории и обществознания»

Содержание

Введение………………………………………………………………….       

     

1.  Активизация познавательной деятельности учащихся……….

2. Методические рекомендации по организации  групповой

деятельности……………………………………………….......  


3. Использование групповой формы работы организации   для активизации познавательной деятельности учащихся  на уроках истории и обществознания……………………………………………….......  


Заключение……………………………………………………………............


Список литературы………………………………………………………….


Приложение №1 ……………………………………………….....................  


Приложение №2 ………………………………………………....................  


 

        Введение

         Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества обучающихся была и остаётся одной из актуальных задач педагогики, особенно в период введения ФГОС второго поколения. Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения.  Обилие цифр и дат, огромный понятийный аппарат, череда исторических деятелей, мест сражений, памятников архитектуры, а главное — непонимание учащимися необходимости запоминания столь обширного материала и его хронологической закономерности провоцирует снижение интереса к истории, ослабление внутренней мотивации обучающихся, невостребованности их личностного потенциала. Повышение уровня предметных (исторических) знаний невозможно осуществить без активного интереса со стороны обучающихся. Одним из путей повышения интереса к предмету история является использование активных форм обучения, позволяющих погрузить учащихся в активное организованное обучение, в котором они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми, а не только с преподавателем.

         Цель данной работы - показать организацию групповой работы на уроках истории и обществознания  в 9 – 11 классах, способствующую активизации познавательной деятельности учащихся,  эффективность её использования на уроках истории и обществознания на основе собственного опыта и  имеющихся методических материалов.

       Актуальность темы очевидна, так как данная методика позволяет использовать дифференцированное обучение с разным уровнем подготовленности учащихся, осуществляет развитие навыков личностного общения, побуждает их к рефлексивной деятельности.

  1. Активизация познавательной деятельности учащихся.  

      Стремительное развитие телекоммуникационных технологий, глобальная информатизация, формирование информационной среды обитания и жизнедеятельности человека создают принципиально новые условия для сферы образования.  К их числу относятся:

  массовый характер образования и его непрерывность как новое качество;   значимость его как для индивида, так и для общественных ожиданий и норм;  

 ориентация на активное освоение способов познавательной деятельности;  адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности;

  ориентация обучения на личность учащегося,  обеспечение  возможностей его самораскрытия.

       Выпускник современной школы,  который  живёт в ХХ1  веке,  должен уметь самостоятельно приобретать новые знания, работать с информацией, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях,  грамотно используя современные технологии, иначе он не сможет рассчитывать на успех в современном информационном обществе. И это задача технологий обучения, используемых в образовании.  

         Среди     разнообразных  направлений  новых педагогических технологий  наиболее подходящими для решения поставленных задач являются, в частности, обучение в сотрудничестве,  метод проектов,  индивидуальный и дифференцированный подходы к обучению,  групповой метод,  проблемное обучение и др.

      Важно отметить, что эти технологии:  

 легко вписываются в учебный процесс в условиях классно - урочной системы и позволяют при интеграции в реальный учебно – воспитательный процесс достигать поставленных любой программой,  стандартом образования целей.

обеспечивают не только успешное усвоение учебного материала  всеми учениками, но        и интеллектуальное,  нравственное развитие детей, их самостоятельность,  доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу,  коммуникабельность.  Желание помочь другим.

      Современный уровень образования характеризуется тем, что  в рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной,  познавательной деятельности, как фронтальные, так и внутриклассные групповые. Выделяется несколько уровней коллективно –учебно – познавательной деятельности:

1.Фронтальная (одновременная)  работа в классе,  направленная на достижение общей цели.

2.Работа в статичных парах.

3.Групповая работа, основанная на принципах дифференциации.

4. Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).

5.Фронтально – коллективная деятельность при активном участии всех школьников.

    При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели,  целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

  1. Методические рекомендации по организации групповой  деятельности. 

          ГРУППОВАЯ РАБОТА НА УРОКЕ — форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога. Групповая работа на уроке стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.  

 Можно выделить технологическую цепочку разработки формы групповой деятельности учащихся:

  1. Определить цели и задачи урока:
  • какие знания учащиеся должны усвоить;
  • какими умениями (интеллектуальными, практическими) они должны овладеть;
  • какими компетенциями должны овладеть;
  • какие качества будут проявлять;
  • какие чувства будут выражать;
  • как будет осуществляться рефлексивная деятельность учащихся, на какие важные моменты их общения и совместной деятельности следует обратить внимание при анализе и оценке, самоанализе и самооценке.
  1. Отобрать учебный материал, определить критерии оценки результатов работы учащихся.
  2. Определить задания для групп учащихся в соответствии с целями урока.
  3. Продумать методы создания групп.
  4. Выбрать помощников (руководителей групп).
  5. Определить этапы работы групп.
  6. Продумать методы вовлечения учащихся в анализ и оценку, самоанализ и самооценку деятельности и её результатов.
  7. Продумать, каким будет результат работы каждой группы (теоретическая часть, творческие задания, практическая часть и т.д.).
  8. Продумать систему оценки группы и каждого члена группы.
  9. Подготовить специальные карточки для стимулирования индивидуальной работы каждого ученика, а также с целью развития аналитических умений по следующему образцу:

Карточка оценки, самооценки и взаимооценки учащегося

Список учащихся

Взаимооценка работы в группе

Самооценка

Оценка итоговая

 

 

 

 

Групповая работа на уроке может быть успешной при условии поэтапной подготовки к ней учащихся.

Первый этап включает в себя организацию индивидуальной работы учащихся, например, с учебным текстом, историческими источниками, иллюстрациями, индивидуальными заданиями, дополнительной литературой.

Второй этап – работа в парах постоянного состава (может рассматриваться  и как начальный этап групповой работы). Работа в парах выбирается также при малом опыте учащихся в коллективной деятельности. Можно использовать эту форму при изучении, например, нового материала, который носит теоретический характер и может быть разделен на варианты.

Третий этап – собственно групповая работа – начинается с первоначального формирования групп. Причем здесь можно использовать несколько вариантов, например: группы могут создаваться по желанию учащихся или самим учителем, могут формироваться как постоянные объединения, так и временные, только на один урок (одну тему).

         Исходя из практики организации групповой работы и собственного опыта, учителю рациональнее организовывать рабочие группы самому с учетом успеваемости и индивидуальных особенностей каждого ученика с тем, чтобы в группе были учащиеся с разными учебными возможностями.

Рекомендации по созданию групп.

  1. Определение размера группы (от 2 до 7 человек) в зависимости от целей деятельности, уровня обученности и обучаемости, наличия учебных материалов, специфике задания.
  2. Состав групп и распределение учащихся по группам зависит от целей познавательной деятельности. Причем более эффективной бывает работа в постоянных группах. Даже слабые учащиеся находят общий язык внутри групп и приобретают умения межличностного общения, если учитель помогает им в работе.
  3. Выбор руководителя (лидера) группы осуществляют сами учащиеся, как правило, это хорошо успевающие ученики, пользующиеся авторитетом среди одноклассников.
  4. Распределение заданий (подготовленного материала) учителем для каждой группы и инструктаж.
  5. Необходима специальная подготовка аудитории к работе с группами. Столы и стулья расставлены так, чтобы учащиеся могли видеть друг друга и спокойно общаться. Учитель должен иметь доступ к каждой группе. Группы не должны мешать друг другу при обсуждении материала.

Технология организации коллективной деятельности в группах на уроке.

  1. Учитель рассаживает учащихся по группам за заранее подготовленные для групп столы.
  2. Учитель дает четкий инструктаж учащимся, связанный с темой урока, её целями и планируемым результатом.
  3. С началом работы учащихся в группах учитель обходит группы, уточняя с каждой задания и инструкции, проверяет, понятно  ли задание учащимися. По ходу занятия, ведет наблюдение за работой каждой группы и работой отдельных учащихся.
  4. Необходимо выдерживать график работы групп.
  5. Выступление групп и их отчет о проделанной работе.
  6. Проводится анализ работы в каждой группе самими учащимися:
  • Что удалось сделать?
  • Почему?
  • Что не удалось сделать?
  • Почему?
  • Как усовершенствовать работу группы в следующий раз?

Заполняют карточку взаимооценки и самооценки.

  1. Работа учителя с лидерами групп (индивидуальная оценка каждого ученика в группе).
  2. Результаты работы групп анализируются учителем, который оценивает деятельность всего класса, анализирует характер взаимодействия учащихся , отмечает успехи и просчеты урока.

     Коллективная деятельность может быть организована не только на уроке, это могут быть творческие задания, рассчитанные на длительный период – неделю, месяц, четверть.

    С овладением учащимися умениями коллективной деятельности работа в группах может усложняться. Можно лишь ставить проблему, а источники, материалы, практические задания и т.п. учащиеся будут искать сами.

    Конечно, не на каждом уроке, возможно, использовать приемы, формы, методы групповой работы. В основном на уроках изучения нового материала имеющего довольно большой теоретический объем, уроках повторения и обобщения.

3. Использование групповой формы работы для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания.  

            На своих уроках я использую межгрупповую работу. Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач.  Микрогруппы создаются из 4-6 человек, так как они обладают наивысшей степенью работоспособности. Группы, как правило, формирую разнородные по уровню обученности. В таких группах обучение подстегивает слабых учащихся до уровня средних и стимулирует работу сильных. Обучающиеся с высокими учебными возможностями успевают оказывать помощь своим товарищам, совместно анализируют материал и в результате все достигают успехов. Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач. За время использования в работе групповой формы организации учебных занятий наблюдается стабильно высокая качественная успеваемость.
     Разновидности групповых занятий.

   Групповой опрос. Своеобразной разновидностью группового занятия является групповой опрос, который проводится для повторения и закрепления изученной темы или раздела программы. В ходе повторения темы целесообразно актуализировать и уточнять знания дат, фактов, понятий, причинно-следственных связей, персоналий. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. Консультанты — это хорошо успевающие и интересующиеся предметом обучающиеся, которые проявляют желание помочь своим товарищам в учении. Ответы учащегося комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. Перечень вопросов к такому занятию составляет преподаватель. Опрос проводится во всех группах одновременно. Беседа происходит в полголоса, чтобы не мешать друг другу. Консультант делает отметки в листе учёта. Групповой опрос позволяет выявить пробелы в знаниях по данной теме или разделу, оценить всех участников. Происходит переосмысление и систематизация материала обучающимися.

      Групповой семинар на основе заданий с «мозговым штурмом». Большими возможностями для развития познавательной активности учащихся обладают семинарские занятия. Их эффективность заметно повышается благодаря использованию групповой работы. Для активизации мыслительной деятельности учащихся, возбуждения интереса к уже известному материалу большое значение имеет элемент нового: тщательно продуманный подбор новых по формулировке и обобщающих по смыслу вопросов, приведение новых фактов, использование новых наглядных средств обучения и т.д. Суть данной формы имитационного урока состоит в особой приближённости к настоящему жизненному мышлению, к открытым «чистым» формам мыслительных состояний.

    Нетрадиционные уроки. К групповым формам организации учебных занятий следует отнести и нетрадиционные уроки, в которых имеет место разделение группы на микрогруппы.

     Урок – путешествие. Такие уроки целесообразно проводить в начале изучения больших тем. Объём материала очень большой. Работа в группах существенно облегчит учителю задачу.

 1. Группа делится на микрогруппы по 6 человек каждой для заочного путешествия на «машине времени».

2. Внутри группы распределяются роли (картограф, историк, экономист, демограф, социолог, политолог) и задания. (Каждый из членов группы получает персональное задание, которое должно работать на общий результат). Каждому из участников задание представляется письменно. Это экономит время, позволяет преподавателю работать с группами, с каждым обучающимся в отдельности. Учащиеся заносят в тетрадь необходимую для себя информацию. Затем устно сообщают о результатах поиска. «Специалисты» других групп дополняют, опровергают. В ходе работы возможно и другое продолжение.  

        При изучении темы: «Вторая мировая и Великая Отечественная война» (11 класс) я предлагаю ученикам решить следующие проблемы, которые станут темами таких уроков:

  1. урок 

        Проблема:  причины и виновники войны. (Ставится в начале урока)  Далее идет обсуждение в группах, и дети дают ответ, или высказывают свое мнение по данной проблеме. Они должны придти к выводу, что причиной второй мировой войны явилось противостояние двух тоталитарных держав– СССР и Германии. Учитель задает вопрос:  возможна ли была вторая мировая война, если бы в СССР сложился демократический режим? Идут выступления по следующим темам:

Первая группа: Мюнхенский сговор.

Вторая группа: Политика умиротворения Чемберлена.

Третья группа: Позиция США.

Четвертая группа: Позиция СССР.

    После выступления группы, к выступающим задаются вопросы либо уточнения участников других групп, на которые отвечают участники выступающей группы. В конце урока учитель обобщает материал урока сам, либо вместе с учащимися.

     Следующие  уроки разрабатываются по той же схеме.  Я предлагаю лишь вариант постановки проблемы урока и темы выступления детей.

2 урок.

Проблема: На какие периоды делится Великая Отечественная война и почему. Каков характер войны.

1группа: Внезапность нападения гитлеровской Германии на СССР. Первые сражения Советской армии.

2 группа: Битва за Москву

3 группа: Сталинградская битва.

4 группа: Курская битва.

     Вопрос в конце урока: Как вы думаете, каковы причины коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны

Применение групповой формы работы при изучении темы: «Феодальная раздробленность Руси» в 10 классе.

        Класс разбивается на две группы. Группы работают с текстами учебника и хрестоматии, работают с картой.  Первая группа готовит обобщительную таблицу "Политические предпосылки раздробленности", вторая - схему "Вечевой строй Новгородской республики". По окончании обе группы представляют свои работы классу.

     Ещё одним вариантом изучения этой темы может быть следующее.

    Класс делится на 4 группы по количеству изучаемых княжеств. В начале урока путём мозгового штурма составляется план, по которому будет дана характеристика княжества.  Затем каждая группа получает задание подготовить характеристику своего княжества (например, Новгородская земля, Владимиро – Суздальское княжество). По окончании работы ученики разбиваются на пары и обмениваются полученными знаниями по своей теме. В результате получается, что каждый участник группы излагает свою тему три раза, при этом получает информацию о трёх других княжествах.

      Чтобы избежать накладок в самой организации урока каждая группа наделяется определёнными опознавательными знаками (жетоны разных цветов)

       Применение групповой формы работы при изучении темы: «Становление биполярного мира. Холодная война» в 9 – ом классе

      После проверки домашнего задания учащимся предлагается документ:

 Из речи У. Черчилля 5 марта 1946 г. в городе Фултоне (США):  От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике «железная завеса» спустилась на континент. За этой линией хранятся все сокровища древних государств Центральной и Восточной Европы. Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София — все эти знаменитые города и население в их районах находятся в советской сфере и все подчиняются в той или иной форме не только советскому влиянию, но и в значительной степени увеличивающемуся контролю Москвы... За исключением Британского Содружества наций и США, где коммунизм находится в зачаточном состоянии, компартии, или пятые колонны, представляют собой возрастающую угрозу и опасность для христианской цивилизации... Наша старая доктрина равновесия сил является несостоятельной. Мы не можем позволить себе полагаться на незначительный перевес в силах, создавая тем самым соблазн для пробы сил...

        Если население Содружества наций, говорящих на английском языке, добавить к США и учесть, что будет означать подобное сотрудничество на море, в воздухе, в области науки и промышленности, то не будет существовать никакого шаткого и опасного соотношения сил.

       Вопрос: Какие процессы в Европе и мире отражает этот документ?

Вводим понятия «биполярный мир», противостояние, «холодная война».

Постановка проблемного вопроса: «Могла ли «холодная война перерасти в III мировую войну?

        На доске  обозначаем понятие «холодная война», ставим вниз стрелки и просим учащихся, пользуясь текстом учебника выбрать основные направления, характеризующие это понятие.

         Появляются записи под стрелками: политическое и идеологическое противоборство, экономическая конфронтация, военно – политические блоки, гонка вооружений.

           Далее проводим работу в группах.  

          Учащиеся выполняют задания по выявлению существенных черт, характеризующих основные направления «холодной войны», выписывают основные даты и называют основные персоналии, составляя набор опорных знаний по указанным направлениям.

Первая группа (работающая по вопросу политического и идеологического противоборства) кроме указанных видов работы ещё проводит анализ документа и выполняет задания:

1. Прочитайте документ и запишите ответы на вопросы.

Послание президента США Трумэна Конгрессу от 12 марта 1947 г. («Доктрина Трумэна») 

        Серьезность международного положения в настоящее время делает необходимым мое выступление перед объединенным заседанием Конгресса. Речь идет о внешней политике и национальной безопасности США.

       ...Если Греция должна стать самостоятельной, уважающей себя страной, ей необходимо оказать помощь. И эту помощь ей обязаны оказать Соединенные Штаты. Некоторые виды финансовой и экономической помощи уже были предоставлены Греции нами, но они недостаточны. Нет другой страны, к которой Греция могла бы обратиться, нет другой страны, которая и могла бы обеспечить нужную поддержку греческому правительству...

Если мы не придем на помощь Греции и Турции в этот роковой час, последствия будут далеко идущими как на Востоке, так и на Западе. Мы должны предпринять немедленные и решительные действия.

       А. Почему США, находясь за тысячи километров от Греции и Турции, включили их в сферу обеспечения своих «национальных интересов»?

       Б. Место какой страны, традиционно имевшей влияние и интересы в этом регионе, заняли США?

Вторая группа по учебнику выявляет направленность «Плана Маршалла» (экономическая конфронтация, выписывают даты и суммы оказываемой странам Запада помощи,  указывает страны, вошедшие в СЭВ.

Третья группа выписывает страны, входившие в НАТО и Организацию Варшавского договора и даты их образования.

Четвёртая группа составляет таблицу «Вызов – ответ» по гонке вооружений (по тексту учебника), а также работает с документом «Директива Совета национальной безопасности США от 1950 года (рассекречена в 1975 г.) о необходимости всеобъемлющего наращивания военной мощи США и их союзников» (Рабочая тетрадь к учебнику «Новейшая история», стр. 45.), определяя суть политики «сдерживания».

         Итог работы каждой группы записываем в тетрадь, получаем опорный конспект данной темы.

         Остается на карте показать места региональных войн, вызванных расколом мира.

         А теперь, беседуя с учащимися, записываем последствия «холодной войны»:

  1. Раскол мира на две противоположные системы.
  2. Усиление милитаризма.
  3. Гонка вооружений достигла невиданного уровня.
  4. Формирование военно – промышленного комплекса СССР и США.

Первичное закрепление проводим по заданию – таблице

Событие

Дата

Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки

 

Речь Черчилля в Фултоне

 

Образование североатлантического блока (НАТО )

 

План Маршалла

 

Образование Организации Варшавского договора

 

« Доктрина Трумэна»

 

Корейская война

 

Первое испытание атомной бомбы в СССР

 

     

 Использование  групповой формы работы при обобщении темы: "СССР в период «оттепели" в  11-м классе

Группы работают по следующим заданиям:

1 группа: Проанализируйте приведенные статистические данные и ответьте на вопросы:

Рост посевных площадей под кукурузу в 1955 – 1962 гг.: 1955 г – 18 млн га;

1962 г – 37 млн га

- Чем вы можете объяснить приоритетное развитие кукурузы в эти годы?
- Какие последствия для развития сельского хозяйства имела «кукурузная эпопея»?
2 группа. М Роом сказал о Хрущеве следующие слова: «…Забудется и Манеж, и кукуруза…а люди будут долго жить в его домах. Освобожденные им люди. И зла к нему никто не будет иметь…»

      Выскажите по этому вопросу свою точку зрения.

3 группа. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
После смерти Сталина в 1953 году перед страной встала проблема выбора перспектив дальнейшего развития. Значительная часть сталинского руководства выступала за сохранение тоталитарного режима уже без Сталина.
Какие направления развития были осуществлены? (назвать 3 направления в различных сферах общества)

Какие причины определили осуществление этих направлений? (2 причины)
4 группа.  Анализ исторический версий и оценок.
Приведены две точки зрения на выступление Хрущёва на 20 съезде КПСС:

  1. Доклад Хрущёва с разоблачением культа личности Сталина был предательским шагом по отношению к истории страны, к человеку, который имел много заслуг перед народом.
  2. Доклад Хрущёва имел большое значение для жизни страны, оказал огромное влияние на общественное сознание, привёл к некоторым демократическим преобразованиям в СССР.

        Укажите, какая точка зрения вам предпочтительна. Приведите 3 факта, положения, которые служат аргументами, подтверждающую избранную вами точку зрения.

        Примером применения групповой формы работы при проведении нестандартных уроков может служить урок по обществознанию в 11 классе по теме:«Глобальные проблемы человечества» 

 Урок  пресс-конференция.

Класс делится на две группы:

1) эксперты по глобальным проблемам человечества,

2) журналисты.

  Группы получают опережающее задание – используя текст учебника, материалы печати, ознакомиться с сущностью глобальных проблем человечества.

   Каждый из «экспертов»  выбирает  одну из проблем и изучает ее более углубленно, готовясь к выступлению на перс – конференции и ответам на вопросы « журналистов».

  « Журналисты» готовят вопросы  « экспертам.

   Дискуссия – ответы  «экспертов» на вопросы  «журналистов».

   По итогам урока   « журналисты» пишут небольшую статью – отчет о

пресс-конференции.

      Заключение  

Что положительного дает групповая форма работы учащихся?

      Во-первых, на таких занятиях возникает атмосфера соревновательности, что повышает заинтересованность учащихся в результатах своей работы.

      Во-вторых, коллективная деятельность стимулирует сначала развитие умений анализа и оценки,  взаимоанализа и взаимооценки, а затем – самоанализа и самооценки.

     В-третьих, меняется роль учителя, который не дает готовых истин, а организует деятельность учащихся так, что ученики самостоятельно находят решение поставленных проблем.

      В-четвертых, в групповой работе используется исследовательский или поисковый метод, который развивает творческий подход учащихся и использованию уже полученных знаний.

     В-пятых, использовать групповую форму работы можно достаточно широко и с разными вариантами на уроках обобщения и повторения, изучения нового материала, на семинарах, конференциях, диспутах, при проведении ролевых учебных игр.

      В-шестых, в условиях групповой работы возникает благоприятный эмоциональный фон: исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает уверенность учащихся в собственных силах, удовлетворяется потребность в общении, снижается утомляемость, стимулируется познавательный интерес.

     Эта форма деятельности учащихся опирается на их самостоятельную работу, которую в методике обучения истории и обществознания рассматривают и как форму организации обучения, и как вид учебной деятельности учащихся.

     Таким образом, рационально организованная групповая  деятельность учащихся не только позволяет решать познавательные задачи, способствует повышению эффективности обучения истории и обществознания, но помогает становлению личности, сплочению и развитию коллектива.

     Учащиеся обязательно должны быть вовлечены в процесс анализа своих умений, сотрудничества друг с другом, быть готовыми помогать и принимать помощь.

      Это очень важно для социализации личности, развития ключевых и базовых компетенций,   формирования гуманистического мировоззрения.

      Практика показывает, что успешное изучение истории  невозможно без развития познавательного интереса учащихся, а это, в свою очередь, требует привлечения ярких фактов и, главное, привлечения активных форм проведения уроков. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого».  Используя групповую форму работы на уроках истории, я добиваюсь, активизации познавательной деятельности, способствующей развитию интереса к предмету, самостоятельности мышления и самореализации личности обучающегося, что, в конечном счете, повышает качество его знаний.  

Список литературы:

1. Алексашкина Л.Н. Деятельностный  подход в изучении истории в школе. Ж. «Преподавание истории и  обществознания в школе» № 9, 2005

2. Аствацатуров  Г.О. Модульно-редуктивное обучение на уроках истории и обществознания [Текст]: / Г.О. Аствацатуров, канд. ист. наук. — Волгоград: Учитель, 2009. – 127 с.  

3.Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М, 2000.

4.Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М, 2000.

5. Иванов В.С., Иванова Р.К. Организация групповой работы учащихся на уроках истории и обществознания.    Ж. «Преподавание истории и обществознания  в школе». №10, 2008

6.Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст]: / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2003. – 176 с.

7.  Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. Москва, 2003г.

8. Манданова Е.С. Развитие познавательных интересов учащихся при изучении исторических источников. Ж. «Преподавание истории и  обществознания в школе» № 10, 2006

9. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения [Текст]: учеб. пособие / Т. С Панина, Л. Н. Вавилова. — М.: Академия, 2006. — 176 с. – (Серия «Высшее профессиональное образование»).

10. Пидкасистый П.И.Педагогика. [Текст]: учеб. пособие / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 608 с.

11. Ратанова Т.А. Способы активизации познавательной деятельности школьников. М. Русь, 2004.

12. Саплина Е.В. Как сделать эффективным урок истории. Ж. «Преподавание истории и  обществознания в школе» № 7, 2002

13. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. – М.: Владос, 2000

14. Стрелова О.Ю. Современный урок истории. «Преподавание истории и  обществознания в школе» № 1, 2009

15. Шоган В.В.Методика преподавания истории в школе. Уроки истории нового поколения. [Текст]: — Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 128 с.
16.http: //testolog.narod/ru/Competence.html – «Что такое ключевые компетентности». – Интернет-статья, автор Хуторской А.В.

   

 

                                                                                                      Приложение 1

Инструктаж учащимся перед началом работы в группах

1. Учитель называет тему или проблему изучения, исследования.

2. Называет цель работы в группе.

3. Объясняет, какую работу выполнить.

4. Сообщает график работы в группе (время подготовки, время обсуждения и защиты ответов, коллективного анализа и оценки).

5. Рекомендует, как оформить результат коллективной деятельности.

6. Объясняет, по каким критериям этот результат будет оцениваться.

7. Называет критерии оценки работы каждого члена группы.

8. Если необходимо, распределяет роли в группе или специальные задания.

9. Учитель (или его помощники) раздают задания и материалы для работы, список рекомендованной литературы.

10. Учитель раздает «карточки взаимооценки и самооценки».

                                                                                              Приложение 2

Памятка лидеру группы

1. Старайся создать дружескую атмосферу в группе.

2. Ознакомь всех членов группы с содержанием задания.

3. Распредели задания между членами группы в соответствии с их особенностями, возможностями, интересами.

4. Помоги товарищам в выполнении задания.

5. В случае возникновения затруднений при выполнении задания обратись за помощью к учителю.

6. В работе группы руководствуйся правилом сотрудничества: право каждого высказывать свое мнение и обязанность уважать мнение другого.

7. Оцени деятельность каждого члена группы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на методическое объединение учителей истории на тему "Организация группового взаимодействия на уроках истории"

Из опыта работы даны рекомендации по созданию групп, описана технология организации коллективной деятельности в группах на уроке, можно найти ответ на вопрос: Что положительного дает групповая фо...

Методические рекомендации «Организация групповой работы на уроках истории Древнего мира»

Методические рекомендации «Организация групповой работы на уроках истории Древнего мира»...

Организация групповой работы на уроках истории

статья на тему "Организация групповой работы на уроках истории"...

«Организация групповой работы на уроках истории»

Технология разработки формы групповой деятельности учащихся, эффективность ее использования на уроках истории...

ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Статья поможет учителям истории строить урок на современном уровне, используя в работе групповую деятельность. В данной работе есть актуальные моменты, которые помогут педагогам подготовить учащихся к...

Групповые методы работы на уроках истории и обществознания в общеобразовательных организациях

В статье рассказывается  о групповых методах работы  на уроках истории и обществознания....