ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
статья на тему

Дровалева Елена Яковлевна

Статья поможет учителям истории строить урок на современном уровне, используя в работе групповую деятельность. В данной работе есть актуальные моменты, которые помогут педагогам подготовить учащихся к ОГЭ по истории. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 29drovaleva.docx25.47 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Дровалева Елена Яковлевна,

учитель истории  БОУ СОШ №29

Аннотация.

Статья поможет учителям истории строить урок на современном уровне, используя в работе групповую деятельность. В данной работе есть актуальные моменты, которые помогут педагогам подготовить учащихся к ОГЭ по истории.

Ключевые слова: учебный проект, интегрированное знание, проектная деятельность, учебно-познавательная работа, творческие способности, работа с текстом,  формирование исследовательских умений и навыков.

При групповой работе формируются универсальные учебные действия:

Познавательные – работа с информацией, с учебными моделями, использование знако - символических средств, общих схем, выполнение логических операций:

  • сравнения
  • анализа
  • обобщения
  • классификации
  • установление аналогий

Регулятивные – планирование, контроль, коррекция, оценка

Коммуникативные – навыки сотрудничества, умение строить высказывание, участвовать в беседах, обсуждениях, умение иллюстрировать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения

Практика показала, что групповая практическая работа особенно эффективна на уроке, посвящённом закреплению и углублению новых знаний или отработке умений и навыков, на повторительно-обобщающем уроке,

а также на уроке изучения нового материала, если этот материал хорошо известен ученикам помимо школьного урока истории.

Группы должны формироваться с учётом психологических особенностей данного класса.

Внедрение групповых форм работы на уроке должно быть системным,

т.е. групповые формы должны применяться не от случая к случаю, а периодически, причём именно тогда, когда они могут дать максимальный эффект.

Условия успешной работы в группах:

  • Групповая работа может быть успешной в группах при условии поэтапной подготовки к ней
  • Первый этап включает в себя организацию индивидуальной работы учащихся, например с учебным текстом, историческим источником, иллюстрациями, дополнительной литературой. Второй этап – работа в парах постоянного состава. Выбирается при малом опыте детей в коллективной деятельности.
  • Третий этап – собственно групповая работа- начинается с первоначального формирования групп. Группы могут создаваться по желанию учащихся или самим учителем, могут формироваться как постоянные объединения, так и временные.
  • Исходя из практики организации групповой работы и собственного опыта учителю рациональнее  организовывать рабочие группы самому с учетом успеваемости и индивидуальных особенностей каждого  ученика  с тем, чтобы в группе были школьники с разными учебными возможностями.

Групповые задания можно разделить:

  • Теория (теоретический лекционный материал, например, характеристика своеобразия древних цивилизаций Востока:

1 группа – Древние цивилизации Востока

2 группа – Древние цивилизации Европы

3 группа – Цивилизация эпохи средневековья

4 группа – Индустриальная цивилизация.)

  • Практика (подготовленные самими учащимися вопросы по теме, проверочные тесты, кроссворды)

В своей практике  использую различные виды творческих заданий:  

  •  составить синквейн по теме
  •  исторические загадки по теме,
  • написать рассказ с ошибками,
  • рассказ от имени представителя цивилизации, категории населения о наилучшем их достижении, условиях жизни,
  •  игры, которые помогают запомнить и закрепить материал.

     

Метод «Написание синквейна».

   На этапе обобщения знаний использую приём синквейн. В чём смысл этого методического приёма? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определённым правилам. Правила написания синквейна таковы:

а) На первой строчке записывается одно слово-существительное. Это и есть тема синквейна.

б) На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

в) На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

г). На четвёртой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составление предложения в контексте темы.

д). На пятой строчке  слово-синоним или своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.

История

Подлинная, гуманитарная.

Расследует, устанавливает, доказывает.

Изучает жизнь человечества в прошлом.

Память.

Минусы групповой работы:

Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя:

  1. групповой работе надо сначала научить, для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках - без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна;

 2) организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат, усилий;

 3) при непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников;

4) разделение на группы может проходить непросто, даже драматично;

 5) в классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве - им надо создать условия для этого, а это дополнительные сложности для учителя.

Плюсы групповой работы:

1.повышается учебная и познавательная мотивация;

2. снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач;

3.  в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний;

4. улучшается психологический климат в классе.

        

        Список используемой литературы.

  1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М, 2000.
  2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М, 2000.
  3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. О коллективном способе учебной работы. М, 1991.
  4. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников. /Под ред. Первина И.Б. М, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на методическое объединение учителей истории на тему "Организация группового взаимодействия на уроках истории"

Из опыта работы даны рекомендации по созданию групп, описана технология организации коллективной деятельности в группах на уроке, можно найти ответ на вопрос: Что положительного дает групповая фо...

Методические рекомендации «Организация групповой работы на уроках истории Древнего мира»

Методические рекомендации «Организация групповой работы на уроках истории Древнего мира»...

Организация групповой работы на уроках истории

статья на тему "Организация групповой работы на уроках истории"...

«Организация групповой работы на уроках истории»

Технология разработки формы групповой деятельности учащихся, эффективность ее использования на уроках истории...

Организация групповой работы на уроке и занятии в ГПД: преемственность в работе учителя и воспитателя.

Идея группового обучения, где все обучают каждого и каждый обучает всех не нова.Одной из главных целей организации групповой деятельности является развитие мышления учащихся. Работа в группе пом...

"Организация групповой работы на уроках русского языка при работе детьми с ОВЗ"

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья  образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общест...