Рабочая программа по истории 6 класс Вентана-Граф.
рабочая программа по истории (6 класс) на тему

Зубкова Людмила Олеговна

Рабочая программа составлена на основе учебников двух издательств, История Средних веков - Издательство "Вентана-Граф", а История России по учебнику издательства "ПРосвещение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_istoriya_6_klass.docx71.25 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по истории составлена в соответствии с ФГОС ООО, примерной программы основного общего образования по истории и программ ООО МБОУ «Старокупавинский лицей», федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, базисного учебного плана, авторского тематического планирования учебного материала и требований к результатам общего образования, представленных в Федеральном образовательном государственном стандарте общего образования, с учетом преемственности с примерными программами для начального общего образования, представленных в ФГОС ООО рабочая  программа по истории для 6 класса составлена с учетом авторских программ: Т.П. Андреевская, О.Н. Журавлева, А.Н. Майков «История. Программа 5-9 классы общеобразовательных учреждений»,  Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013 год, а так же «Рабочая программа и тематическое планирование курса История России, 6-9 классы, основная школа» под редакцией Данилова А.А., М.: Просвещение, 2016 г. и в соответствии с годовым календарным планом-графиком лицея на 2016-2017 учебный год.

Задачи и цели курса «История» в общеобразовательных учреждениях, см. стр.4 Рабочей программы Т.П. Андреевской, О.Н. Журавлевой, А.Н. Майкова «История. Программа 5-9 классы общеобразовательных учреждений»,  Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013 год, а так же «Рабочая программа и тематическое планирование курса История России, 6-9 классы, основная школа» под редакцией Данилова А.А., М.: Просвещение, 2016 г. стр. 3-11.

Общая характеристика предмета, см. стр.5-7 Рабочей программы Т.П. Андреевской, О.Н. Журавлевой, А.Н. Майкова «История. Программа 5-9 классы общеобразовательных учреждений»,  Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013г., а так же «Рабочая программа и тематическое планирование курса История России, 6-9 классы, основная школа» под редакцией Данилова А.А., М.: Просвещение, 2016 г. стр.3-11.

Место предмета в базисном учебном плане, см. стр.8 Рабочей программы Т.П. Андреевской, О.Н. Журавлевой, А.Н. Майкова «История. Программа 5-9 классы общеобразовательных учреждений»,  Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013 год, а так же «Рабочая программа и тематическое планирование курса История России, 6-9 классы, основная школа» под редакцией Данилова А.А., М.: Просвещение, 2016 г. стр.3-8.

Содержание курса «Всеобщая история. История Средних веков» см. стр.19-24 Рабочей программы Т.П. Андреевской, О.Н. Журавлевой, А.Н. Майкова «История. Программа 5-9 классы общеобразовательных учреждений»,  Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013 год.

Содержание курса «История России» 6 класс, см. стр.27-31 «Рабочая программа и тематическое планирование курса История России, 6-9 классы, основная школа» под редакцией Данилова А.А., М.: Просвещение, 2016 г.  

Образовательные результаты освоения предмета, см. стр.9-10 Рабочей программы Т.П. Андреевской, О.Н. Журавлевой, А.Н. Майкова «История. Программа 5-9 классы общеобразовательных учреждений»,  Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013 год, а так же «Рабочая программа и тематическое планирование курса История России, 6-9 классы, основная школа» под редакцией Данилова А.А., М.: Просвещение, 2016 г, стр.12-15.

 

Учебно-тематическое планирование

по истории в 6 классе (2 часа в неделю)

п/п

Наименование разделов

Всего

часов на раздел

Плановых контрольных работ

1

Введение.

1

2

Средневековый мир в V–XI вв.

14

1

3

Средневековый мир XII–XV вв.

12

1

4

Древняя Азия.

3

1

5

Введение.

1

6

Народы и государства на территории нашей страны в древности.

4

7

Русь в IX — первой половине XII в.

11

1

8

Русь в середине ХII — начале XIII в.

5

1

9

Русские земли в середине XIII — XIV в.

10

1

10

Формирование единого Русского государства.

8

11

Итоговое повторение.

3

1

ИТОГО

72

7

Календарно-тематическое планирование по истории 6 класс 2 часа в неделю.

№ урока

Дата по плану

Дата по факту

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме, УУД

Примечания

Введение – 1 час.

1

01.09-03.09

Введение.

Предметные: научатся определять термины: архивы, хроники, фрески. Получат возможность научиться: работать с учебником,  самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания. Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества.

Учебник стр.3-6.

Раздел I. Средневековый мир в V–XI вв. (14 часов)

Рождение средневековой Европы (2 часа)

2

01.09-03.09

Древние германцы.

Предметные: Раскрывать связь между природными условиями, хозяйственной жизнью и общественным устройством древних германцев. Коммуникативные: Выявлять причины изменений в хозяйственной и общественной жизни германцев. Извлекать информацию из фрагмента сочинения историка. Регулятивные: Извлекать информацию из фрагмента законодательного акта.

§ 1, стр.7-13.

3

05.09-10.09

Варварские королевства.

Предметные: Устанавливать причины падения Западной Римской империи. Выявлять особенности политического и социального устройства варварских королевств. Коммуникативные: Высказывать своё отношение к личности короля остготов Теодориха и короля франков Хлодвига. Регулятивные: Показывать по карте основные направления движения варварских племён в эпоху Великого переселения народов и границы варварских королевств.

§ 2, стр.13-22.

Западная Европа в V–XI вв. (8 часов)

4

05.09-10.09

Труд средневекового человека.

Предметные: научатся определять термины: племенные союзы, свободные общинники, ярлы, герцоги, народное ополчение, дружинники, Великое переселение народов. Получат возможность научиться: называть германские племена, определять роль и значение переселения народов в формировании современной Европы. Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач.
Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии. Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач.

§ 3, стр.22-28.

5

12.09-17.09

Распространение христианства.

Предметные: Различать три основных значения понятия «церковь». Раскрывать значение церкви в жизни средневековых людей. Составлять схему церковной иерархии. Научатся определять термины племенные союзы, свободные общинники, ярлы, герцоги, народное ополчение, дружинники, Великое переселение народов. Получат возможность научиться: называть германские племена, определять роль и значение переселения народов в формировании современной Европы. Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач.
Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии. Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.
Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач.

§ 4, стр.28-35.

6

12.09-17.09

Империя Карла Великого.

Предметные: Характеризовать государственное устройство Франкского королевства. Раскрывать причины превращения Франкского королевства в империю. Коммуникативные: Давать, опираясь на памятку, характеристику Карла Великого. Оценивать историческое значение «Каролингского возрождения». Регулятивные: Показывать по карте процесс создания империи Карла Великого.

§ 5-6, стр.35-46.

7

19.09-24.09

Крестьяне и феодалы.

Предметные: Различать признаки феодального строя. Давать характеристику сословия, опираясь на памятку. Воспроизводить схему, данную в учебнике. Извлекать информацию из фрагмента документа личного характера. Научатся определять термины: домен, империя, миссионеры, датские деньги. Получат возможность научиться: анализировать причины слабости королевской власти во Франции, сопоставлять правду и вымысел в легендах о короле Артуре. Ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого характера.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

§ 7, стр. 46-52.

8

19.09-24.09

Феодальная раздробленность. Франция и Германия.

Предметные: Различать признаки феодального строя. Давать характеристику сословия, опираясь на памятку. Воспроизводить схему, данную в учебнике. Извлекать информацию из фрагмента документа личного характера. Научатся определять термины: домен, империя, миссионеры, датские деньги. Получат возможность научиться: анализировать причины слабости королевской власти во Франции, сопоставлять правду и вымысел в легендах о короле Артуре.

ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Выявлять причины распада империи Карла Великого. Показывать по карте процесс распада империи Карла Великого.

§8, стр. 52-59.

9

26.09-1.10

Викинги. Образование новых европейских государств.

Предметные: Раскрывать историческое значение эпохи викингов в Европе. Коммуникативные: работа в паре, обсуждение темы, постановка проблемы и аргументированные спор. Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность действий в изучении заданной темы.

§ 9, стр. 60-68.

10

26.09-1.10

Культура Западной Европы.

Предметные: Научатся определять термины: корпорации, университет, декан, ректоры, магистры, диспуты, схоластика, трубодуры, труверы, минизингеры, ваганты, готика.

Называть выдающихся деятелей культуры, основные жанры литературы, особенности изобразительного искусства и архитектуры. Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий, самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач.

Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии. Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач.

Осуществлять анализ иллюстративного материала учебника по теме «Культура Западной Европы». Находить в современности следы средневекового западноевропейского культурного наследия.

§ 10, стр. 68-77.

11

03.10-08.10

Контрольная работа №1: «Западная Европа в V–XI вв».

Тестовая контрольная работа из заданий разного вида.

Находить в тексте учебника историческую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий.

Византия и славяне (2часа)

12

03.10-08.10

Византийская империя.

Предметные: Сравнивать системы управления Византийской империей и империей Карла Великого. Оценивать историческое значение Византийской империи. Коммуникативные: Показывать по карте территорию Византийской империи в различные периоды её существования. Регулятивные: Извлекать информацию из фрагмента документа личного характера.

§ 11-12, стр.77-95.

13

10.10-15.10

Культура Византии и славянских государств.

Предметные: Выявлять характерные особенности византийской культуры путём анализа иллюстративного ряда учебника. Коммуникативные: Различать архитектурные особенности базилики и крестово-купольного храма. Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий, самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач.

§ 13, стр. 96-102.

Арабы в IV–XI вв. (2 часа)

14

10.10-15.10

 Аравия в V- VI вв. Зарождение и распространение ислама.

Предметные: Раскрывать причины зарождения и распространения ислама. Коммуникативные: Сравнивать системы управления халифатом и империей Карла Великого. Устанавливать причины распада халифата. Показывать по карте направления завоевательных походов арабов. Регулятивные: Воспроизводить схему «Система управления халифатом».

§ 14-15, стр. 102-116.

15

17.10-22.10

Культура исламских стран.

Предметные: Выявлять характерные особенности культуры исламских государств. Коммуникативные: Составлять устный рассказ об арабском городе. Сравнивать особенности исламской и христианской культур. Регулятивные: Извлекать информацию из фрагмента литературного сочинения.

§ 16, стр.117-124.

Раздел II. Средневековый мир XII–XV вв. (12 часов)

Средневековое общество Европы (3 часа)

16

17.10-22.10

Европа XII–XV вв.: природа и человек, труд крестьян и ремесленников.

Предметные: Устанавливать связь между климатическими условиями и социально-экономическим развитием европейских государств. Коммуникативные: Отмечать на ленте времени периоды всеобщей истории. Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач.

§ 17, стр.125-130.

17

24.10-29.10

Рыцарство.

Предметные: Выявлять специфику и оригинальность средневековой рыцарской культуры. Коммуникативные: Составлять под руководством учителя сложный план по теме «Рыцарство». Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач.

§ 18, стр.130-135.

18

24.10-29.10

Город и горожане.

Предметные: Раскрывать причины возникновения средневековых городов. Составлять рассказ об облике средневекового города.  Коммуникативные: Находить отрицательные и положительные стороны цеховой организации ремесленников. Выявлять причины изменений в ценностях и взглядах средневекового человека. Регулятивные: Показывать по карте важнейшие торговые пути, сферы влияния Венеции, Генуи и Ганзы, крупнейшие ярмарки.

§ 19, стр. 136-145.

Развитие европейских государств в XII–XV вв. (6 часов)

19

31.10-03.11

Католическая церковь в борьбе за власть. Крестовые походы.

Предметные: Научатся определять термины: крестоносцы, крестовые походы, тамплиеры, госпитальеры, магистры. Называть причины и последствия крестовых походов, давать им собственную оценку. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Проявляют симпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им. Выявлять предпосылки и последствия крестовых походов. Определять роль монашеских орденов в жизни средневекового европейского общества. Прослеживать по карте направления крестовых походов.

§ 20, стр.145-154.

20

31.10-03.11

Англия.

Предметные: Выявлять особенности процесса образования централизованного государства в Англии. Коммуникативные: Определять историческое значение появления английского парламента. Давать оценку исторических личностей, опираясь на материал учебника: Уот Тайлер. Регулятивные: Различать сословно-представительную и абсолютную монархию.

§ 21, стр. 155-165.

21

14.11-19.11

Франция. Столетняя война.

Предметные: Выявлять особенности процесса образования централизованного государства во Франции. Определять историческое значение появления Генеральных штатов. Давать оценку исторических личностей, опираясь на материал учебника: Филипп IV, Жанна д’Арк. Коммуникативные: Составлять сравнительную таблицу «Народные движения в Средние века». Регулятивные: Рассказывать по карте о ходе Столетней войны.

§ 22, стр.165-177.

22

14.11-19.11

Государства Пиренейского полуострова.

Предметные: Выявлять причины объединения Испании. Раскрывать особую роль католической церкви в жизни Испанского королевства. Регулятивные: Рассказывать по карте о ходе Реконкисты и процессе объединения Испании. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

§ 23- 24, стр. 177-199.

23

21.11-26.11

Государства Юго-Восточной и Центральной Европы в XII–XV вв.

Предметные: Устанавливать особенности политического развития государств Центральной и Восточной Европы в XI–XV вв. Коммуникативные: Оценивать значение героической борьбы балканских стран за свою независимость. Регулятивные: Извлекать информацию из документа литературного характера.

§ 25-26, стр.200-226.

24

21.11-26.11

Контрольная работа №2: «Развитие европейских государств в XII–XV вв».

Тестовая контрольная работа из заданий разного вида.

Находить в тексте учебника историческую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий.

Культура средневекового мира (3 часа)

25

28.11-03.12

Наука, образование, литература.

Предметные: Научатся определять термины: Возрождение, гуманисты. Называть различные подходы (феодальный и гуманистический) к понятию «благородство», основные идеи гуманистов. Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера

Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. Учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Давать характеристику системы средневекового образования. Оценивать значение изобретения книгопечатания. Выявлять специфику средневековой науки.

§ 27, стр.226-234.

26

28.11-03.12

Расцвет средневекового искусства.

Предметные: Научатся определять термины: Возрождение, гуманисты. Называть различные подходы (феодальный и гуманистический) к понятию «благородство», основные идеи гуманистов. Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера

Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. Учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Давать характеристику системы средневекового образования. Оценивать значение изобретения книгопечатания. Выявлять специфику средневековой науки.

§ 28, стр.234-242.

27

05.12-10.12

Раннее Возрождение и гуманизм в Италии в XIV–XV вв.

Предметные: Научатся определять термины: Возрождение, гуманисты. Называть различные подходы (феодальный и гуманистический) к понятию «благородство», основные идеи гуманистов. Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера

Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. Учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Давать характеристику системы средневекового образования. Оценивать значение изобретения книгопечатания. Выявлять специфику средневековой науки. Раскрывать причины появления гуманизма в Италии в XIV–XV вв. Выявлять особенности гуманистического миросозерцания на основе анализа художественных произведений представителей гуманизма. Составлять под руководством учителя сложный план раздела параграфа.

§ 29, стр.242-249.

Раздел III. Древняя Азия (3 часа)

28

05.12-10.12

 Византия и Османская империя.

Предметные: Раскрывать причины политического и экономического кризиса Византийской империи в XIII–XV вв. Регулятивные: Выявлять причины возвышения Османской империи в XIV–XV вв. Коммуникативные: Рассказывать с опорой на карту о территориальном росте Османской империи.

§ 30, стр.250-255.

29

12.12-17.12

Китай, Япония, Индия.

Предметные: Раскрывать систему государственного управления в Китае и Японии в Средние века. Регулятивные: Определять значение конфуцианства в жизни средневекового Китая. Коммуникативные: Давать сравнительную характеристику культуры Китая, Японии и Индии.

§ 31-33, стр.255-289.

30

12.12-17.12

 Контрольная работа № 3 «История Средних веков».

Тестовая контрольная работа из заданий разного вида.

Находить в тексте учебника историческую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий.

История России – 42 часа.

31

19.12-24.12

Наша Родина – Россия. Введение.

Предметные: Научатся определять, что изучает история Отечества. Определять исторические источники по истории нашей Родины. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Знать определение исторической науки. Уметь разделять исторические источники по группам.
Называть способы и единицы измерения времени в исторической науке.
Объяснять, как пользоваться исторической картой.

Тема I. Народы и государства на территории нашей страны в древности (4 ч)

32

19.12-24.12

Древние люди и их стоянки

на территории современной России.

Предметные: Называть основные занятия людей
в древности.
 Регулятивные: Показывать по карте древнейшие поселения человека на территории нашей страны.
Объяснять, почему не существует точных дат в древнейшей истории человечества.
 Коммуникативные: Использовать иллюстрации учебника в своём рассказе, при доказательстве своих суждений.

33

26.12-29.12

Неолитическая революция.

Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники.

Предметные: Называть единицы измерения времени, которыми пользуются историки. Регулятивные: Знать, что основной единицей измерения времени в древнейший период истории человечества является тысячелетие.
Правильно показывать объекты на исторической карте.
 Коммуникативные: Находить территории, где располагались греческие колонии. Давать характеристику исторических источников различных археологических культур.

34

26.12-29.12

Образование первых государств.

Предметные: Изучение фрагментов письменных исторических источников. Показывать по карте территорию расселения славянских племён. Регулятивные: Находить в документе ответы на поставленные вопросы. Коммуникативные: Понимать, чем отличаются иллюстрации, изображающие вещественные исторические источники, от иллюстраций, созданных художественным вымыслом автора

35

11.01-14.01

Восточные славяне и их

соседи.

Предметные: Называть племена восточных славян и показывать на карте места их расселения.
 Коммуникативные: Объяснять, как природные условия влияли на образ жизни и занятия восточных славян.
Характеризовать основные занятия восточных славян в древности.
Регулятивные: Отличать подсечно-огневую систему земледелия от переложной.

Тема II. Русь в IX — первой половине XII в. (11 ч).

36

11.01-14.01

Первые известия о Руси.

Предметные: Использовать при ответах понятия, определяющие специфику исторической науки: «факт», «исторический источник», «документ», «памятник».
 Коммуникативные: Делать описание исторического памятника. Использовать рисунки, схемы в своём рассказе.
Понимать, чем иллюстрации, изображающие вещественные исторические источники отличаются от иллюстраций, созданных художественным вымыслом автора.
Регулятивные: Знать, что восточные славяне заложили основы государства Русь, России.

37

16.01-21.01

Становление Древне-

русского государства.

Предметные: Знать время возникновения Древнерусского государства. Называть имена первых русских князей, важнейшие даты. Знать, что восточные славяне — предки трёх братских народов: русских, украинцев, белорусов. Коммуникативные: Выстраивать важнейшие даты изучаемого периода в хронологическом порядке. Регулятивные: Показывать по карте территорию Древнерусского государства, направления походов русских князей, места важнейших сражений, путь «из варяг в греки».

38

16.01-21.01

Становление Древне-

русского государства.

Предметные: Знать время возникновения Древнерусского государства. Называть имена первых русских князей, важнейшие даты. Знать, что восточные славяне — предки трёх братских народов: русских, украинцев, белорусов. Коммуникативные: Выстраивать важнейшие даты изучаемого периода в хронологическом порядке. Регулятивные: Показывать по карте территорию Древнерусского государства, направления походов русских князей, места важнейших сражений, путь «из варяг в греки».

39

23.01-28.01

Правление князя Владимира. Крещение Руси.

Предметные: Показывать по карте территорию Древнерусского государства, направления походов русских князей, места важнейших сражений. Выделять наиболее характерные признаки государства. Используя текст учебника, объяснять, для чего людям необходимо государство. Коммуникативные: Объяснять, что такое полюдье и с какой целью оно собиралось русскими князьями. Регулятивные: Находить правильный ответ на поставленный вопрос в тексте учебника и среди предложенных вариантов ответов.

40

23.01-28.01

Русское государство при

Ярославе Мудром.

Предметные: Показывать по карте территорию Древнерусского государства, направления походов русских князей, места важнейших сражений. Выделять наиболее характерные признаки государства. Используя текст учебника, объяснять, для чего людям необходимо государство. Коммуникативные: Объяснять, что такое полюдье и с какой целью оно собиралось русскими князьями. Регулятивные: Находить правильный ответ на поставленный вопрос в тексте учебника и среди предложенных вариантов ответов.

41

30.01-04.02

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.

Предметные: Выделять наиболее характерные признаки славянского язычества, христианской религии, принятой князем Владимиром. Коммуникативные: Сравнивать основные черты славянского язычества и христианства. Находить в тексте документа ответ на поставленный вопрос. Регулятивные: Выделять в тексте учебника, рассказе учителя сведения, помогающие понять причины и последствия принятия христианства.

42

30.01-04.02

Общественный строй и церковная организация на Руси.

Предметные: Выделять наиболее характерные признаки славянского язычества, христианской религии, принятой князем Владимиром. Коммуникативные: Сравнивать основные черты славянского язычества и христианства. Находить в тексте документа ответ на поставленный вопрос. Регулятивные: Выделять в тексте учебника, рассказе учителя сведения, помогающие понять причины и последствия принятия христианства.

43

06.02-11.02

Культурное пространство

Европы и культура Древней Руси.

Предметные: Понимать, для чего необходимы законы.
Коммуникативные: Устанавливать соответствие между князьями и связанными с ними достижениями и событиями.

Регулятивные: Знать важнейшие положения первого свода законов — «Русской Правды» и историю её создания.

44

06.02-11.02

Повседневная жизнь населения.

Предметные: Знать, на какие социальные группы делилось население Древней Руси. Коммуникативные: Делать описания вотчины, основных занятий земледельцев и ремесленников.
Составлять рассказ по картине.
Регулятивные: Находить ответ на поставленный в тексте документа вопрос.

45

13.02-18.02

Место и роль Руси в Европе.

Предметные: Знать, какую роль играли города в жизни Древней Руси и чем занимались их обитатели.

Регулятивные: Представлять облик древнерусского города.

46

13.02-18.02

Контрольная работа №4: «Русь в IX — первой половине XII в.».

Предметные: Знать памятники культуры Древней Руси, исторические памятники этого периода в родном крае.
Называть материал, на котором писали в Древней Руси.
 Коммуникативные: Оценивать значение создания Кириллом и Мефодием славянской азбуки. Объяснять, почему с возникновением письменности единицы, используемые историками для измерения времени, становятся более точными: век, год, а нередко месяц и число. Понимать, какое значение имеет «Повесть временных лет» для изучения истории России.

Регулятивные: Представлять, чем отличаются иллюстрации, изображающие вещественные исторические источники и памятники прошлого, от репродукций картин художников.

Тема III. Русь в середине ХII — начале XIII в. (5 ч)

47

20.02-25.02

Политическая раздробленность в Европе и на Руси.

Предметные: Выстраивать важнейшие даты изучаемого периода в хронологическом порядке. Объяснять значение важнейших понятий темы. Устанавливать соответствие между князьями и связанными с ними достижениями и событиями. Коммуникативные: Обосновывать необходимость государства для обеспечения внешней безопасности и поддержания согласия между людьми. Понимать, что главными причинами принятия христианства на Руси были: повышение престижа на международной арене, приобщение к более высокой культуре и нравственное развитие народа. Регулятивные: Представлять, чем отличаются иллюстрации, изображающие вещественные исторические источники и памятники прошлого, от репродукций картин художников.

48

20.02-25.02

Владимиро-Суздальское

княжество.

Предметные: Объяснять, почему Русь распалась на самостоятельные княжества. Знать последствия распада Руси на отдельные княжества. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Проявляют симпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им.

49

27.02-04.03

Новгородская республика.

Предметные: Знать, что, несмотря на раздробленность Руси, у русских людей того времени сохранялось ощущение своего единства. Находить на карте княжества, на которые распалась Русь. Коммуникативные: Составлять рассказы о деятельности князей, используя памятки и планы ответов. Находить в тексте учебника сведения о выдающихся князьях: Юрии Долгоруком, Андрее Боголюбском, Всеволоде Большое Гнездо. Регулятивные: Составлять рассказы о деятельности князей, используя памятки и планы ответов.

50

27.02-04.03

Южные и юго-западные

русские княжества.

Предметные: Сравнивать положение князя во Владимиро-Суздальском княжестве и в Великом Новгороде. Коммуникативные: Объяснять роль веча в Великом Новгороде, используя схему. Регулятивные: Использовать схему при объяснении устройства системы управления в Новгороде.

51

06.03-11.03

Контрольная работа № 5: «Русь в середине ХII — начале XIII в.».

Предметные: Знать памятники материальной культуры изучаемой эпохи. Понимать значение понятия «повседневность» Уметь разделять исторические источники на письменные и вещественные. Коммуникативные: Использовать терминологию историка в практической работе: «исторический источник», «документ», «памятник», «остатки прошлого».
Объяснять, почему репродукции картин не являются историческими источниками. Составлять рассказ о событиях прошлого, используя картину художника. Объяснять отношение автора «Слова о полку Игореве» к княжеским усобицам.
Выделять среди иллюстраций те, которые воспроизводят вещественные исторические источники.
Регулятивные: Знать названия наиболее известных литературных памятников эпохи раздробленности: Поучение Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве».

Тема IV. Русские земли в середине XIII — XIV в. (10 ч)

52

06.03-11.03

Монгольская империя и изменение политической картины мира.

Предметные: Научатся определять термины: нойон, фураж, стан.

Объяснять разницу между обычным набегом степняков и нашествием кочевых племен монголо-татар, анализировать причины завоевания Батыем Руси, называть маршрут завоевания Батыя. Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей. Выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности. Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе. Объяснять, на какие интересующие историков вопросы помогает ответить историческая карта.

53

13.03-18.03

Батыево нашествие на Русь.

Предметные: Приводить примеры героизма народа при защите своего Отечества. Коммуникативные: Показывать по карте направления ударов иноземных захватчиков в XIII в. Регулятивные: Составлять рассказ о событиях прошлого, используя картину художника.

54

13.03-18.03

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом.

Предметные: Знать даты воинской славы России: 1240 г., 1242г.
Понимать, что нашествие немецких рыцарей являлось крестовым походом на Русь.
Коммуникативные: Выстраивать события данного периода в хронологическом порядке.
 Регулятивные: Установить, что современником Александра Невского был хан Батый. Использовать схему при описании сражения.

55

20.03-25.03

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура.

Предметные: Составлять рассказ о событиях прошлого, используя картину художника. Коммуникативные: Знать примеры героизма народа в борьбе за свободу. Регулятивные: Использовать схему при объяснении управления русскими землями во времена монгольского ига.

56

20.03-25.03

Литовское государство и

Русь.

Предметные: Знать даты важнейших исторических событий. Выстраивать события данного периода в хронологическом порядке.
 Коммуникативные: Используя материалы темы, выявлять характерные черты эпохи политической раздробленности, особенности политического устройства Великого Новгорода, характеризировать систему монгольского ига.
 Регулятивные: Понимать, что, несмотря на раздробленность, у людей того времени сохранялось осознание своего единства.

57

03.04-08.04

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси.

Предметные: Показывать в хронологическом порядке на исторической карте, как шло объединение русских земель.
Объяснять, чем была вызвана необходимость объединения Руси и какие условия этому способствовали.
Коммуникативные: Объяснять, почему Москва стала центром объединения русских земель. Понимать, почему ханы Золотой Орды провоцировали усобицы между русскими князьями. Знать, чем завершилось соперничество Москвы и Твери. Регулятивные: Используя материалы рубрики «Мнение историка», извлекать необходимую информацию. Используя памятки, составлять рассказ об Иване Калите.

58

03.04-08.04

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская

битва.

Предметные: Знать, какие изменения в облике Московского Кремля произошли при Дмитрии Ивановиче.
Пользоваться схемой сражения при описании Куликовской битвы.
 Коммуникативные: Объяснять, используя схему сражения, в чём проявился полководческий талант князя Дмитрия Ивановича.
Находить информацию в «Сказании
о Мамаевом побоище».
Понимать, какое значение имело благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского накануне Куликовской битвы.
Понимать историческое значение Куликовской битвы.
 Регулятивные: Использовать репродукцию картины художника А.П. Бубнова «Утро на Куликовом поле» при описании сражения.

59-60

10.04-15.04

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в.

Предметные: Знать основных участников междоусобной войны во второй четверти XV в.
Понимать, что явилось причиной возникновения междоусобной войны во второй четверти XV в.
 Коммуникативные: Выстраивать события изученного периода в хронологическом порядке.
Используя материалы рубрики «Мнение историка», извлекать необходимую информацию.
 Регулятивные: Группировать имена, события по заданным признакам (партии, борющиеся за престол).

61

17.04-22.04

Контрольная работа №6: «Русские земли в середине XIII — XIV в.».

Предметные: Понимать значение терминов «внутренняя политика» и «внешняя политика». Коммуникативные: Определять основные черты единого (централизованного) государства. Оценивать историческое значение освобождения Руси от ига Золотой Орды. Регулятивные: Понимать, почему Москва стала центром объединения русских земель.

Тема V. Формирование единого Русского государства (8 ч)

62

17.04-22.04

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.

Предметные: Оценивать значение принятия Иваном III титула «Государь всея Руси». Объяснять, чем было вызвано составление Судебника 1497 г. и какую роль он играл в объединённом Русском государстве. Коммуникативные: Знать систему управления Русского государства во времена Ивана III. Что являлось совещательным органом при великом князе. Органы центрального управления. Кто такие окольничие и дьяки. Выявлять негативные стороны местничества и кормления. Регулятивные: Понимать, каким образом церковь поддерживала великого князя в борьбе за единство страны.

Сравнивать взгляды иосифлян и нестяжателей.

63

24.04-29.04

Московское княжество в

первой половине XV в.

Предметные: Объяснять значение важнейших понятий темы.
Сравнивать вотчину и поместье.
Коммуникативные: Объяснять, как вокруг города возникали слободы. Регулятивные: Объяснять, почему введение Юрьева дня было необходимым явлением для того времени.

64

24.04-29.04

Распад Золотой Орды и

его последствия.

Предметные: Группировать исторические памятники эпохи.

Знать имена выдающихся деятелей эпохи: Андрея Рублёва, Феофана Грека, Дионисия и их важнейшие достижения в культуре России.

65

01.05-06.05

Московское государство и

его соседи во второй половине XV в.

Предметные: Понимать необходимость объединения Руси. Знать, какие условия способствовали объединению. Коммуникативные: Определять основные черты единого (централизованного) государства. Находить на карте места важнейших сражений. Используя историческую карту, показывать в хронологическом порядке, как шло объединение русских земель. Регулятивные: Рассказывая об исторических событиях, уметь ответить на три важнейших вопроса историка: что произошло, где произошло, когда произошло.

66

01.05-06.05

Русская православная церковь в XV — начале XVI в.

Предметные: Показывать на карте территории, вошедшие в состав единого Российского государства при Василии III.
 Коммуникативные: Оценивать значение венчания Ивана Грозного на царство. Знать имена выдающихся исторических деятелей. Регулятивные: Заполнять таблицу «Отношения с иностранными государствами и события во внутренней жизни страны».

67

08.05-13.05

Человек в Российском государстве второй половины XV в.

Предметные: Знать основные события внутриполитической жизни. Реформы Избранной рады и Ивана Грозного.
Понимать, что принятие Иваном Грозным титула царя — важный этап в укреплении российской государственности; что реформы Избранной рады укрепили Российское государство.
Коммуникативные: Оценивать Судебник Ивана Грозного как этап в закрепощении крестьян. Находить изменения в положении крестьян. Понимать, что введение Юрьева дня было вынужденной мерой государства, закреплявшего рабочую силу за дворянами-помещиками. Различать функции Боярской думы, Земского собора, приказов. Понимать, что, хотя Земский собор выражал мнение общества, он не являлся парламентом в западноевропейском понимании. Царь опирался на авторитет Земского собора в борьбе с противниками. Понимать, что опричнина стала средством борьбы с боярской вольностью в условиях Ливонской войны, направленным на укрепление центральной власти. Однако методы, применяемые опричниками, основывались на жестокости, насилии. Регулятивные: Сравнивать мероприятия, проводимые Иваном IV в 1550-е годы и во времена опричнины.

68

08.05-13.05

 Формирование культурно-

го пространства единого Российского государства.

Предметные: Понимать, что поражение в Ливонской войне лишило Россию удобного выхода к Балтийскому морю.
 Коммуникативные: Понимать, что походы казаков и стрельцов в Сибирь положили начало русской эпохе Великих географических открытий. Понимать, что ликвидация Казанского и Астраханского ханств была продолжением борьбы с воинственными «осколками» Золотой Орды. Регулятивные: Знать имена выдающихся исторических деятелей. Правильно показывать объекты на исторической карте.

69

15.05-20.05

 Формирование культурно-

го пространства единого Российского государства.

Предметные: Понимать, что поражение в Ливонской войне лишило Россию удобного выхода к Балтийскому морю.
 Коммуникативные: Понимать, что походы казаков и стрельцов в Сибирь положили начало русской эпохе Великих географических открытий. Понимать, что ликвидация Казанского и Астраханского ханств была продолжением борьбы с воинственными «осколками» Золотой Орды. Регулятивные: Знать имена выдающихся исторических деятелей. Правильно показывать объекты на исторической карте.

Итоговое повторение – 3 часа.

70

15.05-20.05

Итоговое повторение.

Предметные: Использовать иллюстрации учебника при составлении рассказов по материалу параграфа.
Понимать, чем отличаются иллюстрации, изображающие вещественные исторические источники, от иллюстраций, созданных художественным воображением автора.
Коммуникативные: работа в паре, обсуждение поставленных проблем курса истории. Регулятивные: составление исторических кроссвордов.

71

22.05-27.05

Итоговая контрольная работа.

Тестовая контрольная работа из заданий разного вида.

Находить в тексте учебника историческую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий.

72

22.05-27.05

Анализ итоговой контрольной работы. Итоговое повторение.

Предметные: Использовать иллюстрации учебника при составлении рассказов по материалу параграфа.
Понимать, чем отличаются иллюстрации, изображающие вещественные исторические источники, от иллюстраций, созданных художественным воображением автора.
Коммуникативные: работа в паре, обсуждение поставленных проблем курса истории. Регулятивные: составление исторических кроссвордов.


Учебно-методическое обеспечение курса

Планирование составлено на основе: авторской программы Т.П. Андреевской, О.Н. Журавлевой, А.Н. Майкова «История. Программа 5-9 классы общеобразовательных учреждений»,  Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013 год.

«Рабочая программа и тематическое планирование курса История России, 6-9 классы, основная школа» под редакцией Данилова А.А., М.: Просвещение, 2016 г.

Учебно-методический комплект для учителя: Учебник: Л.В. Искровская, С.Е. Федоров, Ю.В. Гурьянова «История Средних веков», Москва, «Вентана-Граф» 2013 г.

Дополнительная литература:

  1. Колесниченко Н.Ю. История средних веков. 6 класс. Поурочные планы по учебнику Е.В.Агибаловой, Г.М.Донского. Волгоград,  

      Издательство «Учитель» 2011 г.

  1. Алебастрова А.А. Проверочные материалы по всеобщей истории за 6 класс. Средние века. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010 г.
  2. История средних  веков. 6 класс: поурочные планы по учебнику Агибаловой Е.В.(авт-сост. Колесниченко)-Волгоград, 2007г.
  3. История России . 6 класс: поурочные планы по учебнику Данилова А.А. (авт-сост. Колесниченко)-Волгоград, 2007г.
  4. История России . 8 класс: поурочные планы по учебнику Данилова А.А. (авт-сост. Кочетов Н.С.)-Волгоград, 2006г.
  5. Ляшенко Л.М. история России. Учебно-методическое пособие. Дидактические материалы. – М., Дрофа, 2001г.
  6. Новая история. 8 класс: поурочные разработки по учебнику Юдовской А.Я. (авт.-сост. Кочетов Н.С.)-Волгоград, 2006г.
  7. Плоткин Г.М. Тестовые задания по отечественной и всеобщей истории. 5-11 классы: Пособие для учителя.- М., Просвещение. 2002г.
  8. Смирнов С.Г. Задачник по истории средних веков.- М., «Просвещение», 1995г.                  
  9. Степанова В.Е. Шевеленко А.Я. История средних веков. Хрестоматия. Пособие для учителя.- М., «Просвещение»,1981г.

Материально-техническое обеспечение курса

  1. Интерактивная доска, проектор, ноутбук.
  2. Электронные ресурсы: http://fcior.edu.ru/, http://school-collection.edu.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Рабочая программа по истории 5 класс. Издательство "Вентана-Граф"

Рабочая программа составлена на основе учебника по истории Древнего мира, издательства "Вентана-Граф"....

КТП по географии для 8 класса ("Вентана-Граф")

КТП составлено на основе рабочей программы по географии  учителя Сусь М.Г.,  по авторской программе Летягина А.А., Душиной И.В., Пятунина В.Б., Бахчиевой О.А., Таможней Е.А., опбликован...

КТП по географии для 9 класса ("Вентана-Граф")

Планирование составлено на основе рабочей программы учителя МАОУ СОШ № 62  М.Г.Сусь, утвержденной решением педагогического совета от 29 августа 2015 года, протокол №1 Планирование составлено...

Рабочая программа и КТП по Обществознанию 6 класс, Вентана-Граф

Рабочая программа (ФГОС) для 5 - 9 классов на основании авторской программы « Обществознание. 5-9 классы общеобразовательных учреждений» О. Б. Соболева, О. В. Медведева, издательство &laqu...

Программа по географии ФГОС ВЕНТАНА-ГРАФ

Программа по географии ФГОС по линии учебников издательства ВЕНТАНА-ГРАФ...

Рабочая программа по истории класс 8 а учитель Лукашева Е.П.

Работа по учебно-методическому  Арсентьев Н. М., Данилов А. А., Курукин И. В., Токарева А. Я./ под редакцией А. В. Торкунова  История России 7 класс в 2х частях. М.: Просвещение 2020,Ю...