Конспект урока в 7 классе "Быт при Петре I"
план-конспект занятия по истории (7 класс) на тему

Щербакова Нина Анатольевна

Урок открытия нового знания. Формы работы учащихся групповая, индивидуальная, парная.Использованы иллюстрации, репродукции картин, раздаточный материал с текстами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon byt_pri_petre.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 7 классе.

Тема: «Изменения быта русского человека в петровскую эпоху

Цели: 
Образовательные: 

-проследить, какие новшества появились в быту;

-создать условия для понимания причин кардинальных изменений в быту русского человека и их особенностей,

- дать оценку данным изменениям; 
Развивающие: 

-развивать у учащихся способности к историческому воображению через работу с источниками и дополнительными материалами; 
-вызывать у учащихся интерес к учению, желание узнавать новое, ранее неизвестное; 
-учиться выделять главное, использовать раннее приобретенные знания для получения новых знаний, развивать речь; 
-учить учащихся работать в группе, вместе искать ответы на поставленные вопросы и выполнять порученное задание; 
Воспитательные: 

-воспитывать уважение к человеку труженику, творчески выполняющему разнообразную работу; 
-воспитывать у учащихся уважение к прошлому своей страны.

Тип урока - урок «открытия нового знания».

 Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, парная, самостоятельная работа.

Основные понятия: быт, дворянская культура, ассамблеи

Оборудование урока: иллюстрации, освещающие быт русского человека в 17 – 18вв., репродукции картин, раздаточный материал с заданиям

                                                    Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Учитель: Я предлагаю пройти тестирование по теме «Море деятельности Петра», задания перед вами,

1.  Соотнесите понятие и его определение.       


Понятия 


Определения 


1) Меркантилизм
2) Верфь
3) Мануфактура 4) Экспорт
5) Импорт
6) Барщинное хозяйство
7) Посессионные крестьяне
8) Приписные крестьяне


A) Ввоз товаров
Б) Предприятие, производящее корабли
B) Хозяйство, основанное на поземельной и личной зависимости крестьян
Г) Купленная для промышленного предприятия рабочая сила
Д) Политика накопления денег в стране за счет превышения стоимости вывоза над стоимостью ввоза
Е) Государственные крестьяне, отрабатывающие повинности на промышленных предприятиях
Ж) Промышленное предприятие, основанное на ручной технике и разделении труда.
К) Вывоз товаров

 Ответ:  1Д  2Б  3Ж  4К  5А  6В  7Г  8Е  

2. Соотнести реформы и понятия.

Реформы Петра I.

А. Реформа в области управления государством.

Б. Военная реформа.

В.  Церковная реформа.

Г.  Феодальные сословия.

1. рекрут                      2. Синод                       3. Указ о единонаследии.

 4. обер-прокурор        5. Сенат                       6. регулярная армия

 7. Табель о рангах     8. воинский устав        9. генерал- прокурор

     А

    Б

     В

       Г

Ответы:  А- 5 7 9    Б- 1 6 8   В- 2 4    Г- 3

  1. А теперь,  ребята, давайте вспомним, какие реформы были проведены Петром? ( Презентация).

Итак, реформы Петра коснулись всех областей жизни, но наиболее яркими, особенными,  были преобразования в культуре и быте.

     (Записывают тему урока)

 По окончании урока Вы должны знать:

- нововведения, которые коснулись быта русского человека,

- причины этих изменений,

- сделать вывод: каких сословий эти изменения коснулись, прежде всего. 
                                                     

План: 
1. Новое в быту. 
2. Причины обновления быта.
 
3. Особенности преобразований русского быта.

1. 10 мин. Усвоение новых знаний. Учащимся раздаются материалы. Учащиеся самостоятельно изучают и анализируют текст, по завершении отвечают на вопросы, выделяя простым карандашом ответы.

2.  15 мин. Все учащиеся поочередно проговаривают те новинки, которые были введены Петром, кратко самое интересное проговаривается, затем учащиеся формулируют причины нововведений, опираясь на дополнительные материалы

Задание 1. (Слайды 4, 3)

Укажите основные различия во внешнем облике служилых людей XVII в. и начала XVIII в.

  • Указ о брадобритии.
  • Указ об обязательном ношении немецкого или венгерского платья.
  • Ношение русской долгополой одежды было запрещено.

Для желающих носить бороды была установлена пошлина: для дворян – 60 руб. в год,
для купцов – 100 руб., для прочих посадских людей – от 30 до 60 руб.Уплатившим выдавался особый знак для ношения на груди.

С крестьян-бородачей при входе
в город и выходе из него взималась пошлина в размере 1 копейки.

Беспошлинно носить бороды в городах могли только церковнослужители.

Человек, рискнувший в петровское время появиться в такой одежде на улице, рисковал тем, что его поставят на колени и обрежут полы вровень с землей.

Чем объяснялась такая ненависть Петра I к традиционному облику русских людей?

По-видимому, для Петра борода и традиционное русское платье были зримыми символами старины, противостояния Европе.

Задание 2.

Задание 3.

Введён новый календарь, празднование Нового года.

Задание 4,5

Одежда женщин (дворянок и горожанок)

XVII в. и дамские платья начала XVIII в.

В чем состояли важнейшие изменения женского костюма в эпоху Петра?

В 1718 г. Петр ввел в столице ассамблеи – приемы гостей в знатных домах.

Рассмотрите картину.
В чем состояло главное отличие ассамблей от московских приемов в XVII веке?

На московских пирах присутствовали только мужчины, а на ассамблеи надлежало являться с женами и дочерьми.

Вводя ассамблеи, Петр навсегда покончилс изоляцией женщин в теремах.

Чем занимались на ассамблеях?

Ассамблея сочетала черты пира и бала.Здесь танцевали, музицировали, беседовали, играли в карты и шашки.

Какое влияние оказали ассамблеи на весь быт дворянства?

С появлением ассамблей дворянам, особенно молодым, пришлось учиться музыке, иностранным языкам,политесу (хорошим манерам).Дочерям надо было шить модные туалеты.

Задание 6. О чем говорят  наставления «Юности честное зерцало»?

- Ребята, Вы обратили внимание, какого сословия реформы в быту касались прежде всего

- Можем ли мы сказать, что практически все изменения в быту дворян проводились насильственно? 
- Во всех Ваших материалах, проговаривается Петр хотел, чтобы у нас было, как в …? 

Выводы:
3 мин. Вот и все, сделаем заключительный вывод: 
- Знаете ли теперь, что изменилось в быту русского человека в петровскую эпоху? 
- Знаете ли Вы причины этих изменений и особенности этих изменений? 
- Трудно Петру было произвести эти реформы? 
- За какие реформы в быту Вы бы похвалили и за какие бы осудили Петра1? 

Рефлексия.

Вопросы учителя к классу:

  •     Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было  трудно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я смог…
  • Я попробую…
  • Урок дал мне для жизни…

IV. Домашнее задание.

Прочитать парагрф №18-19 и ответить на вопросы,
 

Придумать вопросы викторины по теме «Эпоха Петра I»


Задание №1 
1. Предки наши в привычках, обыкновениях и даже одежде имели много сходства с азиатами: золотые кафтаны, дорогие шубы, меховые шапки и длинные бороды, делая их очень похожими на турок и татар, разделяли их резкой чертой с европейцами. От уничтожения этой черты зависело очень много: в одежде человека образованного, казалось, легче было приступить к образованию. Была еще причина, по которой европейское платье сделалось необходимым для русских: они так ненавидели иностранцев, что эти несчастные, с такими затруднениями выписываемые Петром из чужих краев, подвергались опасности, выходя на улицу в своих платьях. 
Итак, вскоре после казни стрельцов объявлен был царский указ о том, что все дворяне и все военные люди должны брить бороду и носить новое платье, которое походило на платье немцев и голландцев. Сколько шуму и тревоги наделал этот указ! Сколько различных чувств вызвал он в сердцах жителей Москвы! Иностранцы обрадовались: они надеялись теперь избегать гнева народного в толпе русских, одетых одинаково с ними, но зато русские были сначала в отчаянии от этого нападения на платье и особенно на бороды их. Некоторые безрассудные и до суеверия набожные думали, что обрить бороду — значит испортить образ Божий, и многие из них готовы были согласиться на всякое пожертвование, лишь бы только сохранить эту драгоценность. Но Петр был неумолим: он приказывал на улицах обрезать полы кафтанов у упрямцев, приказывал каждой год брать штрафы с не хотевших расстаться со своими бородами и таким образом мало-помалу заставил их слушаться.

2. Принужденный расстаться со своей длинной бородой, согревавшей ему щеки в тридцатиградусный мороз, бедный мужик завещал ее положить с собою в гроб, чтобы он мог после смерти в благообразном виде предстать перед святителем Николаем. Если в течение своего царствования он доходил до разрешения сохранять волосатое украшение за плату 

известного налога, то лишь благодаря финансовым затруднениям, заставлявшим его повсюду искать денежных источников. Раскольникам приходилось уплачивать в год до ста рублей за такое право, нося на виду выдававшуюся при взносе денег бляху с надписью: «Борода — лишняя тягота». 
«Бородовые знаки».

Борода вне закона. 
Петр запретил бороды, посчитав их признаком отсталости России.

Мыши хоронят кота. После смерти Петра художники аллегорически изобразили, как он подчинял население. Кот на гравюре, возможно, олицетворяет Петра, которого тащат хоронить замученные мыши.

О каких нововведениях ведет речь автор? (учитель записывает на доске: обрезание бород, ношение европейского платья) 
Какие причины в этих нововведениях увидел автор? ( желание наладить отношения с европейцами ) 
Что для русского человека означало обрить бороду? ( обрить бороду – значит испортить образ божий) 
Останавливало ли Петра недовольство людей? (нет)

К.Маковский. Под венец 
Задание №2 
Вы помните, какую жизнь вели прежние русские женщины? Это была самая скучная жизнь. Не смея никуда показаться без покрывала, они 
проводили все время свое, как затворницы монастырские, и не имели своей воли даже и в самом важном деле жизни — в своем замужестве. Их отдавали за того человека, которого выбирали родители безо всякого согласия со стороны невесты и даже прежде чем молодые люди видели друг друга. Петр всегда думал, что общество много теряло от затворничества женщин, а побывав в чужих краях и собственными глазами увидев, сколько счастья может просвещенная женщина пролить на все семейство свое и сколько пользы принесет обществу ее присутствие в нем, решительно приступил к исполнению своего намерения и приказал, чтобы ни один священник не венчал никакой пары без собственного согласия ее, чтобы каждый жених и невеста знали друг друга по крайней мере около шести недель до свадьбы, а чтобы доставить им случай быть знакомыми, приказал мужьям и отцам приезжать на все праздники при дворе, на все публичные собрания и на все обеды и вечера вместе со своими женами и дочерьми, одетыми так, как одевались в то время жившие в Москве иностранки. Вот было тогда разговоров по всей Москве! Бояре дивились никогда не слыханной прежде новости, молодые боярыни и особенно боярышни радовались как средству освободиться от скучной неволи, старые сожалели, что не родились несколько десятков лет позже, чтобы воспользоваться новыми правами, какие просвещенный государь давал русским женщинам. 
Скучна ли была жизнь русской женщины из богатого сословия? (да) 

С какой целью Петр решил изменить ее жизнь? (чтобы женщина приносила пользу обществу) 
Какое нововведение, касающееся жениха и невесты ввел Петр? (учитель записывает в таблицу: не жениться без согласия, не менее 6 недель должны быть знакомы, встречаться для знакомств на публичных собраниях) 
Как восприняли это новшество боярыни? ( с радостью, а старые с сожалением, что не произошло раньше)

Задание №3 
1. Наконец с началом 1700 года сделан был новый важный шаг к совершенному соединению ее с Европой. Надобно сказать вам, что предки наши до того времени праздновали начало года не 1 января, как делают все христиане, а 1 сентября. Разумеется, что эти четыре месяца разницы причиняли часто большие беспорядки в сношениях русских с европейцами, и вот Петр 19 декабря 1699 года объявил народу, что 1 января начнется новый год. Всем приказано было присутствовать в этот день на богослужении в церквах и по выходе обмениваться общепринятыми поздравлениями и пожеланиями. Реформа вызывала сильное неудовольствие: «Разве Бог мог сотворить мир зимою?..» Но Петр не обращал на это никакого внимания…

1. О каком нововведении ведется речь? ( учитель записывает на доске: введен новый календарь, введено празднование Нового года с 1 января, а не 1 сентября) 
2. Зачем это сделал Петр? (чтобы было, как в Европе) 
3. Как восприняли этот указ люди? ( недовольство )

В новом 1700 году издан был указ об учреждении в Москве первых аптек, в числе восьми; другим указом воспрещалось под страхом кнута или ссылки ношение ножей, слишком часто игравших зловещую роль в ссорах, ежедневно происходивших на улицах Москвы.

В следующем году либеральный дух нового царствования выразился рядом приказов, возбранявших падать на колени при появлении государя; и обнажать голову зимой при проходе мимо дворца.

Заботясь, чтобы самые увеселения московские походили на европейские, Петр выписал из Германии актеров, которые играли уже не только в придворном, но и в публичном театре. Нередко приезжал туда и сам царь и, всеми силами стараясь возбуждать в народе своем охоту к новой забаве, был всегда весел и ласков ко всем в театре.

В 1704 году он обрушился на ужасную черту нравов: постоянно практиковавшееся уничтожение детей уродливых и внебрачных. Он обратил внимание на судьбу несчастных подкидышей и в 1715 г. принял решительные меры для разрешения этой печальной задачи, приказав учредить «госпитали для зазорных младенцев» во всех больших городах империи. 
1. О каких нововведениях ведется речь в этих указах? 
- открыты 
аптеки
- запрещено ношение ножей; 
- запрещалось падать на колени перед государем; 
- открыт публичный театр; 
- открыты госпитали «для зазорных детей».


Задание №4 Терем 17 века.

1. Он вывел женщину из терема; прекрасно, но куда же ей деваться? Он предполагал, что она вступит «в свет», как женщины Франции и Англии; но светской жизни не существовало. Он разрешил вопрос по-своему путем указа. Под названием «ассамблей» предписывалось поочередно устраивать собрания в некоторых частных домах и точным регламентом устанавливалась одежда, времяпровождение и мельчайшие подробности. Петр, не следует забывать, побывал во Франции, и очевидно вдохновлялся и руководился воспоминаниями, оставшимися от французских гостиных, но с добавлениями собственного изобретения. Ассамблеи происходили с четырех часов пополудни до десяти часов вечера. Возбранялись азартные игры; специальный указ 28 июня 1718 года воспрещал карты и кости под страхом кнута: Отдельная комната предназначалась для игроков в шахматы, она же должна была служить курительной комнатой, но в действительности курили повсюду, чему сам Петр подавал пример; кожаные кисеты, наполненные табаком, лежали на всех столах; голландские купцы с трубкой в зубах разгуливали среди щеголей, одетых по последней парижской моде. Танцы занимали первое место среди развлечений на ассамблеях, и так как подданные Петра не умели танцевать, то он сам принялся за обучение их этому искусству. Помимо этого полное равенство: каждый гость имел право пригласить танцевать саму государыню. 
Подобно всем нововведениям Петра, вначале и это новшество наткнулось на сильное сопротивление. В особенности в Москве. В 1722 году Петр прибыл туда для празднования Ништадтского мира. Специальным указом была назначена ассамблея, на которую было приказано явиться всем дамам «старше десяти 
лет», под угрозой «жестокого наказания». И все-таки собралось всего семьдесят. В Петербурге в течение трех лет, по-видимому, удалось привить этот обычай. Нам предстоит теперь взвесить его значение. Петр преследовал три 

главных цели: приобщение русской женщины к совместной общественной жизни, по примеру западных стран, приучение высших классов русского общества к формам обхождения, распространенные в этих странах, наконец, слияние классов и их смешение с иностранными элементами. В промежутках между танцами танцующим не о чем было разговаривать друг с другом, они расходились в разные стороны и водворялось упорное молчание. Чтобы лед растаял, государь не придумал ничего лучшего, как танца с фигурами, заставлявшего дам «подставлять губы для поцелуев своим кавалерам». Вообще этим дамам было не легко добиться сходства со своими парижскими соперницами; правда, они появлялись на ассамблеях в платьях с обручами, но чернили себе зубы.

2. В то же время царь решил укоротить женские одежды и, если юбка превышала установленную длину, ее всенародно обрезали, нисколько не щадя стыдливости. 
С.Хлебовский. Ассамблея при Петре 1.

1. О каких новшествах рассказывает автор? ( учитель записывает: ассамблеи, введен образец европейского платья для женщин) 
2. Что такое ассамблея? (публичное времяпровождение) 
3. На какое современное явление похожа «ассамблея»? 
4. Какие цели желал достичь Петр, введя организацию «ассамблей»? (приобщение к общественной жизни, привитие европейских норм обхождения, сближение с европейцами.) 
5. Что Вас заинтересовало в этой информации больше всего?


Задание № 5 Одежда дворян конца XVII в. 
1. Русское платье конца семнадцатого века — безусловно не обладает ни красотой, ни удобством. Однако, его отличительные черты: ширина и большое количество надеваемых друг на друга одежд имели свое оправдание в климате. На вышитую 
рубашку и шаровары, заправленные в сапоги, русский дворянин надевал сначала жупан или жилет из цветного Щелка, затем кафтан в талию, доходивший до колен и заканчивавшийся наверху прямым воротником, бархатным, атласным или парчевым. Рукава, длинные и широкие застегивались на запястьях пуговицами из камней более или менее драгоценных. То была домашняя одежда. Для выхода полагался еще пояс из персидской материи, затем сверх кафтана еще ферязь, длинная и широкая одежда из бархата, свободная и без воротника, застегнутая спереди сверху донизу, и всегда с длинными и широкими рукавами. Поверх ферязи надевался летом опашень или охабень - широкий плащ из драгоценной материи, доходящий до земли с длинными рукавами и квадратным воротником; осенью — однорядка, одежда более теплая из шерстяной или суконной материи, зимой шуба, опушенная мехом. Окладистая борода была природным украшением такого наряда, драгоценным с климатической точки зрения.

2. Указ был издан 29 августа 1699 года. Образцы установленного платья были расклеены по улицам. Бедным людям давалась временная отсрочка для донашивания старой одежды; но с 1705 года все были обязаны носить новое платье под страхом штрафа или даже более сурового наказания. 
Так резко введенная реформа должна была наткнуться на упорное сопротивление, в особенности со стороны низших классов. В марте 1705 года Витворт не видал уже ни одного знатного русского, одетого по-старинному. Но простонародье уперлось и было отчасти право. Под этим градусом широты короткие брюки и открытые чулки являлись безрассудством. Старинная русская одежда, говорили, была одеждой лентяев. Но самый климат способствовал развитию лени у людей севера, принуждая их к невольному безделью в длинные зимы. Сбрасывая длинную шубу, конечно, они становились более подвижными, но с риском отморозить себе руки и ноги. Петр сам умер от 
простуды.

1. О чем повествует автор? Выделите главное. (Русский костюм 17 в. был некрасив и неудобен, но был необходим из-за сурового климата) 
2. Мудро ли поступали наши предки, нося такую одежду?

Задание 6. «Юности честное зерцало». Послушайте. 
«Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши, не проглотя куска, не говори, ибо так делают крестьяне.» 
«Непристойно на свадьбе в сапогах и острогах (шпоры) быть и та ко танцевать, для того, что тем одежду дерут у женского полу и великий звон причиняют острогами, к тому ж муж не так поспешен в сапогах, нежели без сапогов». ( на свадьбах крестьяне плясали, а не танцевали, и на ногах у них были лапти или чуни и крайняя редкость сапоги, здесь же говорится вероятно о другой обуви – туфлях) 
«Младые отроки должны всегда между собой говорить иностранными языками…»

О чём говорят эти наставления?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока «От Петра I к Екатерине II»

Задача: показать методику разрешения проблемной ситуации посредством сравнительного анализа с использованием интерактивных технологий.Образовательная цель: актуализация, обобщение и систематизац...

План-конспект урока «От Петра I к Екатерине II»

Задача: показать методику разрешения проблемной ситуации посредством сравнительного анализа с использованием интерактивных технологий.Образовательная цель: актуализация, обобщение и систематизац...

Конспект урока "Реформы Петра Первого"

Конспект урока по истории России для 7 класса по теме "Реформы Петра I"...

Конспект урока по повести о Петре и Февронии Муромских

Развернутый план урока, посвященный повесте о Петре и Февронии Муромских...

Конспект урока по истории "Реформы Петра 1"

рассказать о модернизации государственной системы России...

Конспект урока истории "Начало правления Петра I"

Разработка урока по истории России в 7 классе по теме "Начало правления Петра I"...