"Мы вместе!"
классный час по истории на тему

Попова Надежда Владимировна

отурытый урок "Мы - вместе" разработан как общешкольное мероприятие, посвященное присоединению Крыма к России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krym.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд «Мы – вместе».

Учитель.  Весь мир следит за событиями, развернувшимися в последние месяцы в Украине. Говорят и пишут многое, и не всегда правду. И чтобы уяснить реальную обстановку дел, мы сегодня собрались здесь, в актовом зале нашей школы, потому как неправильно, просто нечестно оставаться в стороне от  событий, касающихся нашей Родины.

       Во всех школах России проходят открытые уроки «Мы – вместе». Само название говорит о дружбе и единении России, Крыма и города Севастополь.

Слайд Крымское ханство

         Крымское ханство, отколовшееся в 1427 году от распадающейся под нашими ударами Золотой Орды, всё время своего существования было самым злейшим врагом Руси.

        C конца XV столетия крымские татары совершали постоянные набеги на Русское Царство. Ежегодно они, обходя степные посты, проникали на русскую землю,  углублялись в пограничную область на 100—200 километров, поворачивали назад и, развернувшись лавиной, занимались грабежом и захватом рабов. Тактика татар состояла в том, что они разделялись на несколько отрядов и, стараясь привлечь русских к одному или двум местам на границе, сами нападали на какое-либо другое место, оставленное без защиты. татары сажали на лошадей чучела в виде людей, чтобы их казалось больше. Пока 20-30 тысяч татарских всадников отвлекали на себя внимание основных сил русских, другие отряды опустошали русские пределы и возвращались назад без большого урона.

Слайд Набеги крымских татар на Русь

         Захват пленников и торговля рабами были главной статьей экономики Крымского ханства. Пленники продавались в Турцию, на Средний Восток и даже в европейские страны. За два века на крымских невольничьих рынках было продано более трех миллионов людей. Ежедневно в Константинополь приходили по три-четыре  корабля, везущих русских невольников.

        Борьба с крымскими татарами была главной статьёй русских военных расходов, но эта борьба шла с переменным успехом. Уже Ивану Грозному было ясно, что для ликвидации татарской угрозы необходимо захватить татарскую территорию и закрепить её за Россией. Так он сделал с Казанью и с Астраханью, но с Крымом расправиться не успел - увидев, как усиливается Русь, запад навязал нам Ливонскую войну.

Слайд Василий Голицын.

          Смутное время также не позволило расправиться с Крымом, и татарские набеги продолжались всё 17-е столетие. Попытку покорить Крым в период правления царевны Софьи предпринял князь Василий Голицын. Он сумел разгромить союзную крымцам  Буджакскую орду дунайских татар, но взять Перекоп и войти в Крым ему так и не удалось.

Слайд  Фельдмаршал Христофор Антонович фон Миних

        Первыми из русских в Крым вошли войска фельдмаршала Миниха 20 апреля 1736 года.  Однако пробыв в Крыму месяц, русские войска отошли к Перекопу и в конце осени вернулись на Украину, потеряв непосредственно от боевых действий две тысячи человек и половину армии от болезней и местных условий.

       В 70-е годы 18-го столетия русские вновь были вынуждены пойти на Крым. Первое сражение произошло у Перекопской крепости 14 июня 1771 года.   Вторично разбив 29 июня уже стотысячную армию крымских татар в сражении при Феодосии, русские войска заняли Керчь, Еникале, Балаклаву и Таманский полуостров. 1 ноября 1772 года в Карасубазаре крымский хан подписал с князем Долгоруковым договор, по которому Крым объявлялся независимым ханством под покровительством России. К России переходили морские черноморские порты Керчь, Кинбурн и Еникале. Но и в этот раз, освободив более десяти тысяч русских пленников, армия Долгорукова ушла к Днепру, правда, теперь русские хотя бы оставили гарнизоны в крымских городах.

Слайд Григорий Потемкин

        Окончательное покорение Крыма стало возможным лишь в результате заключения Кючук-Кайнарджийского мира между Россией и Турцией в 1774 году, и главная заслуга в окончательном решении Крымского вопроса принадлежит Григорию Потёмкину.

      Потёмкин придавал большое значение присоединению Крыма к России. В конце 1782 года, оценивая все преимущества присоединения Крыма, светлейший излагает свое мнение в письме Екатерине II: «Крым положением своим разрывает наши границы… Положите ж теперь, что Крым Ваш, и что нету уже сей бородавки на носу — вот вдруг положение границ прекрасное: по Бугу турки граничат с нами непосредственно, потому и дело должны иметь с нами прямо сами, а не под именем других... Вы обязаны возвысить славу России...».

          Рассмотрев все доводы Потемкина в необходимости срочного решения столь важной внешне и внутриполитической задачи, 8 апреля 1783 года Екатерина II  издает манифест о присоединении Крыма, где крымским жителям обещалось «свято и непоколебимо за себя и преемников престола нашего содержать их в равне с природными нашими подданными, охранять и защищать их лица, имущество, храмы и природную их веру...».

Слайд Екатерина II

         Именно Потемкину принадлежит слава «бескровного» присоединения Крыма, что отмечали и его современники. Глинка С.Н. поэтически, немного высокопарно отзывался об этом историческом событии в своих «Записках»: «заботы его (Потемкина) были о древнем царстве Митридатовом, и он это царство принес России в дар бескровный. Чего не успели сделать века от покорения Казани и Астрахани, чего не успел сделать Петр I, то один совершил этот великан своего времени. Он смирил и усмирил последнее гнездо владычества монгольского».

        Признание Портой присоединения Крыма к России последовало только через восемь с лишним месяцев. До тех пор положение в Крыму было чрезвычайно напряженным. Обнародование манифеста должно было произойти после принесения присяги в Крыму и на Кубани, причем Потемкин лично принимал присягу у крымской знати. Это было приурочено князем ко дню восшествия на престол Екатерины II (28 июня). Сначала присягали мурзы, беи, духовные лица, а затем уже и простое население. Торжества сопровождались угощеньями, играми, скачками и пушечным салютом. Уже 16 июля 1783 года Потемкин докладывал Екатерине II, что «вся область Крымская с охотой прибегла под державу Вашего императорского величества; города и с многими деревнями учинили уже в верности присягу».

        В первые годы существования Советского Союза Крым входил в состав РСФСР.

Слайд Крым

          Во время Великой Отечественной Войны Крым находился в немецкой оккупации, и крымские татары объявили себя союзниками Гитлера, за что и были выселены в Среднюю Азию.

Слайд Крым во время ВОВ

          В 1954 году Крым был передан в состав Украинской ССР. После приобретения Украиной независимости в Крыму образовалась автономная республика, президент которой Юрий Мешков придерживался пророссийской ориентации. Однако вскоре Мешков был отстранен от власти, а автономия Крыма была существенно урезана.

Слайд 19.02.1954. - Указ Президиума Верховного Совета СССР о передаче Крыма из состава РСФСР в состав УССР при праздновании 300-летия воссоединения Украины с Россией

Крымская область была передана из состава РСФСР в состав УССР 19 февраля 1954 года по личной инициативе главы КПСС Н.С. Хрущева к 300-летию Переяславской Рады в знак вечной дружбы русского и украинского народов.

Вся эта цепочка указов была незаконна, так как: а) Президиум ЦК КПСС не имел права передавать территории одной республики другой, б) Конституция РСФСР 1937 года не называет в числе полномочий Президиума Верховного Совета РСФСР право решать вопросы территориальной целостности РСФСР, в) вообще никакие органы государственной власти РСФСР не были наделены правом изменять территорию РСФСР или давать согласие на ее изменение.

       Единственным способом получения согласия РСФСР на изменение ее территории был бы референдум. И пункт «г» статьи 33 Конституции Российской Федерации наделял Президиум Верховного Совета правом проводить всенародный опрос (референдум). В 1954 году этого сделано не было: референдум, учитывающий мнение жителей Крыма, при передаче не проводился. Таким образом, акты 1954 года о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР не имеют юридической силы с момента их принятия.

       В то время это ничего не изменило в жизни населения Крыма, поскольку государство было одно, с одной властью, одними законами.

          После революционного расчленения единого государства в 1991 г. русское население Крыма стало подвергаться насильственной украинизации и потребовало на основе референдума возвращения Крыма в состав России в связи с распадом СССР.

В 1992 г. Верховный Совет России признал постановление президиума Верховного Совета РСФСР 1954 г. "О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР" как принятое с нарушением Конституции, не имевшее юридической силы с момента принятия. Россия подтвердила свой суверенитет над Крымом и Севастополем. Осенью 1993 г. высший законодательный органа РФ был расстрелян захватившей власть олигархией, но постановления его в последующем не отменялись, они действительны поныне.

        Народ Крыма продолжает борьбу за воссоединение с Россией на основе закона и своего волеизъявления. Помог  политический кризис, разразившийся на Украине в конце ноября 2013 года, когда кабинет министров объявил о приостановке евроинтеграции страны. Массовые протесты, названные "евромайданом", прошли по всей Украине и в январе вылились в столкновения вооруженных радикалов с органами правопорядка. Результатом уличных схваток, в ходе которых оппозиция неоднократно применяла огнестрельное оружие и "коктейли Молотова", стали десятки человеческих жертв. 22 февраля в стране произошел насильственный захват власти. Верховная рада, нарушив достигнутые договоренности между президентом Виктором Януковичем и лидерами оппозиции, изменила конституцию, сменила руководство парламента и МВД и отстранила от власти главу государства, который впоследствии был вынужден покинуть Украину, опасаясь за свою жизнь. 27 февраля украинский парламент утвердил состав так называемого "правительства народного доверия", премьером стал Арсений Яценюк. Крым, в свою очередь, не признал легитимность новой власти и принял решение провести референдум о дальнейшей судьбе региона.

Слайд  16 марта 2014 года 

     16 марта 2014 года – эта дата  навсегда войдет в умы и сердца жителей Крыма и города Севастополь светлой, славной датой. Именно в этот день прошел Референдум. В бюллетень были внесены два вопроса: "Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?" и "Вы за восстановление действия конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?".

Слайд Бюллетень

Вопросы были напечатаны на трех языках: русском, украинском и  крымско-татарском. Большинство проголосовавших (96,77%) при явке в 83,1% высказались за воссоединение с Россией.

Слайд Референдум

Слайд   Обращение президента России Владимира Путина о принятии республики Крым в состав РФ, вторник, 18 марта, 17:20.

       18 марта Россия и Крым подписали договор о принятии республики в состав РФ. Прямую трансляцию вели телеканал "Россия 24" и сайт Вести.Ru. Президент России внес в Федеральное Собрание и попросил одобрить закон о включении в состав РФ Крыма и Севастополя. "Вношу в Федеральное Собрание и прошу рассмотреть конституционный закон о принятии в состав России двух новых субъектов Федерации — Республики Крым и города Севастополь", — заявил Путин в обращении к Федеральному Собранию. Путин сказал, что вносит данный федеральный закон, основываясь на результатах референдума, который прошел в Крыму, и опираясь на волю народа. "Дело за политическим решением самой России, а оно может быть основано только на воле народа. Только народ является источником его власти", — заявил президент РФ.

Слайд Крым и Россия - вместе

Учитель. Мы с вами проследили историю вхождения Крыма в состав России. И мы прекрасно понимаем, что союз этот был добровольным и произошел по прямому волеизъявлению крымчан и севастопольцев.  И чтобы там не говорили зарубежные СМИ об этих событиях – знайте одно «Мы - вместе!»

Слайд  Мы – вместе!

Слайд Фейерверк.

МБОУ «Дачная СОШ»

Мы - вместе

 Общешкольный открытый урок

Подготовила и провела учитель истории и обществознания Попова Надежда Владимировна

2014 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Вместе, но не вместо"

Как помочь ребенку  в выборе профессии?...

«"АНСАМБЛЬ" – ЭТО ЗНАЧИТ "ИГРАЕМ ВМЕСТЕ", А ВМЕСТЕ, КОНЕЧНО, ИГРАТЬ ИНТЕРЕСНЕЙ!»

Сценарий тематической лекции-концерта ансамблевой музыки учащихся и преподавателей отделения духовых инструментов ДМШ....

Статья по музыке на тему:« Вместе с ней, вместе с мамочкой моей».

В статье дан материал из опыта работы. Рекомендован музыкальным руководителям....

"Вместе с мамой, вместе с папой..."

Консультация для родителей...

"Вместе жить, вместе и умирать"? Урок-дискуссия по творчеству А.С. Пушкина между учащимися 9 и 11 классов.

Цель этого урока - развитие коммуникативной и дискуссионной культуры. На примере произведений А.С. Пушкина учащиеся попытаются обсудить актуальность семейных ценностей сегодня....

Внеклассное мероприятие «Вместе дружно поживаем, вместе книжечки читаем!»

Описание материала: Данное мероприятие проводится в детском доме или школе-интернате, где наряду с детьми участвуют и педагоги. Для нашей школы – это обычная практика, поэтому  мероприятия ...