Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознании
материал по истории на тему

Васильев Владимир Владимирович

Изучение истории и обществознания в общеобразовательной школе направлено не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности ученика. Построить учебный процесс с учетом потребностей и способностей каждого ученика возможно только лишь с применением новых образовательных технологий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii_na_urokah_istorii.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознании

Изучение истории и обществознания в общеобразовательной школе направлено не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности ученика. Построить учебный процесс с учетом потребностей и способностей каждого ученика возможно только лишь с применением новых образовательных технологий. При использовании нетрадиционных технологий обучения, которые позволяют ученику непосредственно принимать участие в построении учебного процесса, осуществляется прочное и осознанное усвоение содержания учебных предметов, а также развитие у школьников логического мышления, творческой активности, речевых способностей, умения самостоятельно работать и интеллекта в целом. Именно это побудило меня к изучению современных педагогических технологий и использованию их в преподавании истории и обществознания.

С 2013/2014учебного года я работаю над методической темой «Использование ИКТ на уроках истории и обществознания для повышения познавательной активности учащихся на уроках». В своей работе я решаю следующие задачи: совершенствование форм и методов по организации работы с одаренными детьми; усиление работы по освоению технологий, направленных на повышение качественного образования школьников; активизация работы по вовлечению учащихся в исследовательскую и проектную деятельность.

Компьютер как способ и средство обучения применяется в современной школе многопланово: как обучающее устройство, как тренажер, репетитор, в качестве моделирующего устройства разнообразных ситуаций, как средство аудио и визуальной наглядности, как типография, для создания раздаточного материала.

            Процесс обучения истории в современных условиях требует нового типа организации образования. Использование ИКТ на уроках  позволяет сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным.

На уроках  применяю программу POWER POINT, что позволяет подготовить и демонстрировать дополнительную информацию на уроке. Компьютерная лекция, разработанная средствами POWER POINT, - это тематическая и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. Наиболее удачным кажется применение компьютерных презентации при проведении уроков изучения новой темы и при закреплении пройденного материала. К наиболее эффективным формам представления материала по истории следует отнести мультимедийные презентации, которые можно применить практически на всех этапах урока. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных разнообразной информацией. В каждую презентацию я включаю: тему учебного занятия, план, иллюстрации, основные тезисы

            Использование на уроках мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения с позиций целостности. Такое использование компьютера позволяет прививать учащимся навыки исследовательской деятельности, формировать познавательный интерес, повышать мотивацию, развивать научное мышление.

Важно отметить, что я использую на уроках и традиционные методики устного опроса, как условия развития устной и письменной речи учащихся. Содержание учебного материала некоторых тем по биологии предполагает общение учащихся, рассказ, сообщения, беседы, диспуты.

        Важным пунктом использования ИКТ становится подготовка к ЕГЭ. Она начинается с выполнения тестовых заданий на уроках. Тесты, которые я использую на уроке, представлены в электронном виде и используются в интерактивном режиме.

Применяю следующие виды уроков:

  1. Комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с применением ИТ и работу уч-ся (индивидуальную, групповую, парную) с вопросами и заданиями, представленными в рамках мультимедиа-презентации.
  2. Урок-лекция по изучению нового материала, который предполагает в течение всего занятия использование ИТ в качестве иллюстративного материала.
  3. Урок-семинар, когда учащиеся готовят собственные выступления с использованием ИТ.
  4. Защита проектных работ учащимися с использованием ИТ.
  5. Урок обобщения, когда в течение всего занятия используются ИКТ (включая в работу текст, аудио- и видеоматериалы, материалы готовых CD-ROM, мультимедиа-презентации, разработанные, учителем, учащимися).

Компьютер позволяет оптимизировать труд учителя. Он дает возможность упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков. Это позволяет сэкономить массу времени при подготовке и проведении урока. Весь материал упорядочен по классам в  соответствии с календарно-тематическим

4.2. Оценка эффективности используемых технологий

Система современного образования ведет к смене приоритетов в деятельности учителя: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика. Информационно-коммуникативные технологии становятся необходимым компонентом урока истории в современной школе и современный учитель - это высокопрофессиональный педагог, использующий в своей работе информационные технологии. Урок с использованием ИКТ - это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцировано и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

В ходе работы над темой самообразования мне пришлось изучить необходимую литературу: Г.К. Селевко «Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств», И.В. Роберт «Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования», Е.С. Полат «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования».

Компьютерная культура - это вид культуры, гармонично сочетающий культуру работы с дидактическими средствами, культуру работы со СМИ, культуру диалога. Источником информации является компьютер. Его преимущество здесь очевидно. Это и постоянное обновление информации, и возникновение новых возможностей: создание презентаций, сетевые информационные системы, Интернет, электронная почта, электронные учебники, журналы, игры.

В процессе применения ИКТ формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получающий необходимую информацию из максимально большего количества источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, экспериментировать, делать выводы.

Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:

- развитие наглядно-образного, интуитивного, творческого видов мышления;

- развитие коммуникативных способностей;

- формирование умений принимать оптимальные решения;

- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.

ИКТ  влияет на все уровни учебно-воспитательного процесса, обеспечивая:

- повышение эффективности и качества обучения за счет реализации ИКТ;

- обеспечение побудительных мотивов, обуславливающих активизацию познавательной деятельности;

углубление межпредметных связей.

Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания

В данной статье  представлены современные образовательные технологии, которые целесообразно применять на уроках истории и обществознания...

Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС

Данный материал будет интересен истории и обществознания, так как в нём показаны все положительные моменты использования  кейс- технологиии....

Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания

В данной статье представлены современные образовательные технологии использование которых необходимо при реализации системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания....

Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС.

Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС....

Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания.

Использование технологии критического мышления как средство повышения качества образования....

Применение современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС

Представлены особенности преподавания истории и обществознания в контексте  реализации ФГОС ООО. Определены принципы, используемые технологии, позволяющие сформировать универсальные учебные дейст...