Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания.
статья по истории на тему

Чуприн Максим Васильевич

Использование технологии критического мышления как средство повышения качества образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_konferentsiyu.docx15.69 КБ

Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания.

В современных изменяющихся условиях образование также претерпевает колоссальные преобразования. Как педагог со стажем более 30 лет, могу с уверенностью сказать, что такие перемены к лучшему. Помню время, когда максимум, что требовалось на уроке – это выдать положенный материал учащимся, потом провести опрос или дать им контрольный материал, чтобы проверить степень усвоения, оценить и пойти дальше. Ныне же процесс обучения являет собой крайне увлекательный процесс не только для учащихся, но и для педагога. Для себя не так давно открыл метод развития критического мышления. Попробовав раз – погрузился с головой в практику по этому методу и теперь с удовольствием использую его там, где уместно.

Что такое технология развития критического мышления на уроках истории?

Сам предмет история – это лица, персонажи, даты, события…Всё это воспринимать и запоминать не так легко, если не пытаться смотреть на всё изнутри, не погрузиться в предмет. Данная технология как раз это и позволяет сделать.

Технология развития критического мышления – это открытое мышление, не принимающее ограничений, которое развивается через преложение информации на личный жизненный опыт.

Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:

  • Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу.
  • Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.
  • Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими
  • Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.
  • Развитие умения анализировать полученную информацию.

По мнению М.И.Махмутова критическое мышление включает способности человека, помогающие ему:

«а) видеть несоответствие высказывания (мысли) или поведения другого человека общепринятому мнению или нормам поведения или собственному представлению о них;

б) сознавать истинность или ложность теории, положения;

в) уметь определять ложное, неверное от правильного, верного;

г) анализировать, доказывать или опровергать, оценивать предмет, задачу, показывать образец высказывания, поведения и т.д.»

Успешность освоения предмета «история» часто зависит от возможности конкретного учащегося воспринять информацию через призму собственных знаний и личного опыта. Трехфазное построение урока по данной технологии позволяет с большим успехом добиться данного эффекта.

Стадия «Вызова» как раз в первую очередь взывает к имеющимся знаниям ученика, а главное провоцирует включиться в деятельность, в познание путем постановки целей и задач урока лично каждым учеником. Каждому учащемуся становится интересно и важно дойти до истины, найти ответ на проблемный вопрос.

Вторая стадия «Осмысление» позволяет соотнести новые полученные данные с уже имеющимися. Буквально происходит процесс обдумывания и принятия или не принятия конкретных фактов, идей прямо на глазах педагога. Восхитительно видеть, как ребята начинают высказываться, вступать в дискуссии, пытаясь найти правильный путь.

Так плавно из  второй и вытекает третья стадия урока в технологии развития критического мышления – «Рефлексия». В дебатах, через обсуждение в группах или с педагогом, размышляя, ребята самостоятельно выводят новое знание, а выявив его могут поставить для себя новые цели обучения.

Как сказал древний мыслитель и философ Китая Конфуций: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму.»

Я искренне считаю, что за такими технологиями, как технология развития критического мышления, будущее нашего образования. Делая что-то лично, человек усваивает 90 % полученной информации, поэтому, если мы хотим добиваться успехов и повышать уровень образования, непременно нужно использовать такие методы, которые позволят обучающимся «проживать» материал, преподаваемый им педагогами.

Литература:

1. Волков Е.В. Развитие критического мышления. М., 2004.

2. Заир-Бек С.И. Критическое мышление. М., 2002.

3. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004

4. Власова Т.А. « Развитее критического мышления на уроках истории в старших классах».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания

В данной статье  представлены современные образовательные технологии, которые целесообразно применять на уроках истории и обществознания...

Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС

Данный материал будет интересен истории и обществознания, так как в нём показаны все положительные моменты использования  кейс- технологиии....

Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания

В данной статье представлены современные образовательные технологии использование которых необходимо при реализации системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания....

Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознании

Изучение истории и обществознания в общеобразовательной школе направлено не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности ученика. Построить учебный процесс с учетом потребно...

Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС.

Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС....

Применение современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС

Представлены особенности преподавания истории и обществознания в контексте  реализации ФГОС ООО. Определены принципы, используемые технологии, позволяющие сформировать универсальные учебные дейст...