Опричнина – историография вопроса
методическая разработка по истории (10 класс) на тему

Тема урока направлена  на

ознакомление  учащихся с историографическими исследованиями, добиться признания того, что источники исторической информации представляют порой различные версии прошлого;

   -продолжение  формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, работы с историческими источниками, выбирать и комбинировать информацию из источников для поиска ответа на важные вопросы о прошлом, развитие навыков диалогической культуры;

   -содействие  воспитанию у учащихся толерантности, понимания необходимости восприятия различных взглядов и точек зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme-_oprichnina.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опричнина – историография вопроса.

 Повторительно-обобщающий урок-практикум (2 часа) в 10 классе

И.Г.КОМАРОВА, директор МБОУ «СОШ №153» г. Казань, учитель I категории

Цели урока:

   -ознакомить учащихся с историографическими исследованиями, добиться признания того, что источники исторической информации представляют порой различные версии прошлого;

   -продолжить формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, работы с историческими источниками, выбирать и комбинировать информацию из источников для поиска ответа на важные вопросы о прошлом, развитие навыков диалогической культуры;

   -содействовать воспитанию у учащихся толерантности, понимания необходимости восприятия различных взглядов и точек зрения.

Оборудование: иллюстрации, выставка книг, тезисы историографических исследований, мультимедийное сопровождение.  

Ход урока:

Учитель: Сегодня мы завершаем изучение темы - «Эпоха Ивана IV (Грозного)».

         Нет времени в истории России более противоречивого, чем вторая половина XVI века. Центральное событие истории XVI века – опричнина.                Историки всех поколений внесли в изучение опричнины свой значительный вклад.

         Наша задача на уроке - ознакомиться с некоторыми историографическими исследованиями и выявить позиции исследователей по наиболее спорным вопросам опричнины.

Вопросы (написаны на доске):

  1. Смысл учреждения опричнины.
  2. Роль опричнины в истории русского централизованного государства.
  3. Последствия и результаты опричнины.
  4. Срок существования опричнины.

         

         1. Учащиеся работают по группам с тезисами историографических исследований опричнины:

1 группа – историка Ключевского В.О.

2 группа – историка Зимина А.А.

3 группа – историка Веселовского С.Б.

4 группа – историка Скрынникова Р.Г.

5 группа – историка Кобрина В.Б.

6 группа – историка Хорошкевич А.Я.

Учитель: В конце XIX – начале XX вв. академик С.Ф. Платонов сформулировал концепцию антибоярской  направленности опричнины, которая господствовала в отечественной историографии многие десятилетия. По мнению ученого, крупные бояре-землевладельцы были главным препятствием в централизации страны и именно против них был нацелен опричный террор, конфискация земель и раздача вотчин бояр опричникам-дворянам.

         2. Задания ученикам: Найти контрфакты позиции академика Платонова С.Ф.   Каждая группа находит контрфакты в полученных тезисах.

Учитель: Приведенные вами контрфакты ещё раз подтверждают, что исторические источники порой дают весьма противоречивую оценку одного и того же события.

         3. Задания ученикам: Выявить позиции историков по вопросам (написанным на доске).

         Поочередно группами анализируется позиция каждого историка по данным вопросам. В ходе работы заполняется обобщающая таблица каждым учеником в рабочей тетради.

          Учитель: Как мы убедились мнение авторов различны.        

          4. Задания ученикам: Подумайте, а можно ли установить общее в позициях историков и объединить их?

         В ходе обсуждения выделены 4 историографические позиции историков:

1. Опричнина направлена против княжеско-боярской знати, основывавшейся на вотчинном землевладении, а в политическом плане выражавшей идеологию и настроение удельной эпохи.

2. Опричнина орудие борьбы против уделов и удельных пережитков.

3. Опричнина результат личного столкновения Ивана IV со своим двором, осложнённый индивидуальными чертами характера царя.

4. Опричнина временная мера, ради продолжения любой ценой непопулярной в стране Ливонской войны и подавления любых проявлений инакомыслия и недовольства.

         5. Задания ученикам: Обобщить и выделить основные последствия и результаты опричнины. Дать свою оценку опричнины.

         Группы выделили 6 основных последствий и результатов опричнины, высказали своё мнение об опричнине.

         Оценивается работа каждой группы. По итогам работы заполняется обобщающая таблица на доске.  

         Учитель: Учреждение опричнины с её жестокими казнями и многочисленными жертвами – одно из загадочных и странных явлений прошлого России, которое не давало и не даёт покоя многим поколениям исследователей. Сегодня мы ещё раз убедились, что источники исторической информации представляют порой различные версии прошлого и использовать источники необходимо с критическим их осмыслением.

Домашнее задание:

Подумать над высказыванием и над тем, можно ли в истории России найти события подтверждающие это высказывание: «Аморальные деяния не могут привести к прогрессивным результатам».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Три позиции по вопросу возникновения государства у восточных славян в российской историографии

В российской историографии сложились три позиции по вопросу возникновения государства у восточных славян (норманнская, славянская и центристская)...

Историография Киевской Руси

В работе представлена история возникновения древней русской  летописи "Повесть временных лет": источники, ее отличие от других древнейших летописей. Здесь отражены основные вопросы русского летоп...

Осадное искусство Г.Ю. Цезаря: историография вопроса

В статье приведены основные работы, которые могут быть использованы для изучения осадного искусства Г.Ю. Цезаря во время галльских и гражданской войн. Четко обрисован круг вопросов, поднимаемых  ...

Внеклассное мероприятие "Изображение Божьей Матери в историографии"

Конспект и презентация к внеклассному мероприятию....

Проблема противостояния крестьянства и власти периода коллективизации в современной историографии.

ПРОБЛЕМА ПРОТИВОСТОЯНИЯ КРЕСТЬЯНСТВА И ВЛАСТИ ПЕРИОДА КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ...

Тест. 7 класс. Опричнина. (2 варианта по 9 вопросов)

Учебник История России. 7 класс. Под ред. А.В. Торкунова. Изд. "Просвещение"Тест.  Опричнина. (2 варианта по 9 вопросов)С ответами.По параграфу 10....

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИОГРАФИИ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ В ПЕРИОД 1977-2013

Статья посвящена краткому обзору историографии Гражданской войны в России в период её изучения с 1970-х по 2010-е годы....