Опричнина – историография вопроса
методическая разработка по истории (10 класс) на тему
Тема урока направлена на
ознакомление учащихся с историографическими исследованиями, добиться признания того, что источники исторической информации представляют порой различные версии прошлого;
-продолжение формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, работы с историческими источниками, выбирать и комбинировать информацию из источников для поиска ответа на важные вопросы о прошлом, развитие навыков диалогической культуры;
-содействие воспитанию у учащихся толерантности, понимания необходимости восприятия различных взглядов и точек зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme-_oprichnina.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Опричнина – историография вопроса.
Повторительно-обобщающий урок-практикум (2 часа) в 10 классе
И.Г.КОМАРОВА, директор МБОУ «СОШ №153» г. Казань, учитель I категории
Цели урока:
-ознакомить учащихся с историографическими исследованиями, добиться признания того, что источники исторической информации представляют порой различные версии прошлого;
-продолжить формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, работы с историческими источниками, выбирать и комбинировать информацию из источников для поиска ответа на важные вопросы о прошлом, развитие навыков диалогической культуры;
-содействовать воспитанию у учащихся толерантности, понимания необходимости восприятия различных взглядов и точек зрения.
Оборудование: иллюстрации, выставка книг, тезисы историографических исследований, мультимедийное сопровождение.
Ход урока:
Учитель: Сегодня мы завершаем изучение темы - «Эпоха Ивана IV (Грозного)».
Нет времени в истории России более противоречивого, чем вторая половина XVI века. Центральное событие истории XVI века – опричнина. Историки всех поколений внесли в изучение опричнины свой значительный вклад.
Наша задача на уроке - ознакомиться с некоторыми историографическими исследованиями и выявить позиции исследователей по наиболее спорным вопросам опричнины.
Вопросы (написаны на доске):
- Смысл учреждения опричнины.
- Роль опричнины в истории русского централизованного государства.
- Последствия и результаты опричнины.
- Срок существования опричнины.
1. Учащиеся работают по группам с тезисами историографических исследований опричнины:
1 группа – историка Ключевского В.О.
2 группа – историка Зимина А.А.
3 группа – историка Веселовского С.Б.
4 группа – историка Скрынникова Р.Г.
5 группа – историка Кобрина В.Б.
6 группа – историка Хорошкевич А.Я.
Учитель: В конце XIX – начале XX вв. академик С.Ф. Платонов сформулировал концепцию антибоярской направленности опричнины, которая господствовала в отечественной историографии многие десятилетия. По мнению ученого, крупные бояре-землевладельцы были главным препятствием в централизации страны и именно против них был нацелен опричный террор, конфискация земель и раздача вотчин бояр опричникам-дворянам.
2. Задания ученикам: Найти контрфакты позиции академика Платонова С.Ф. Каждая группа находит контрфакты в полученных тезисах.
Учитель: Приведенные вами контрфакты ещё раз подтверждают, что исторические источники порой дают весьма противоречивую оценку одного и того же события.
3. Задания ученикам: Выявить позиции историков по вопросам (написанным на доске).
Поочередно группами анализируется позиция каждого историка по данным вопросам. В ходе работы заполняется обобщающая таблица каждым учеником в рабочей тетради.
Учитель: Как мы убедились мнение авторов различны.
4. Задания ученикам: Подумайте, а можно ли установить общее в позициях историков и объединить их?
В ходе обсуждения выделены 4 историографические позиции историков:
1. Опричнина направлена против княжеско-боярской знати, основывавшейся на вотчинном землевладении, а в политическом плане выражавшей идеологию и настроение удельной эпохи.
2. Опричнина орудие борьбы против уделов и удельных пережитков.
3. Опричнина результат личного столкновения Ивана IV со своим двором, осложнённый индивидуальными чертами характера царя.
4. Опричнина временная мера, ради продолжения любой ценой непопулярной в стране Ливонской войны и подавления любых проявлений инакомыслия и недовольства.
5. Задания ученикам: Обобщить и выделить основные последствия и результаты опричнины. Дать свою оценку опричнины.
Группы выделили 6 основных последствий и результатов опричнины, высказали своё мнение об опричнине.
Оценивается работа каждой группы. По итогам работы заполняется обобщающая таблица на доске.
Учитель: Учреждение опричнины с её жестокими казнями и многочисленными жертвами – одно из загадочных и странных явлений прошлого России, которое не давало и не даёт покоя многим поколениям исследователей. Сегодня мы ещё раз убедились, что источники исторической информации представляют порой различные версии прошлого и использовать источники необходимо с критическим их осмыслением.
Домашнее задание:
Подумать над высказыванием и над тем, можно ли в истории России найти события подтверждающие это высказывание: «Аморальные деяния не могут привести к прогрессивным результатам».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Три позиции по вопросу возникновения государства у восточных славян в российской историографии
В российской историографии сложились три позиции по вопросу возникновения государства у восточных славян (норманнская, славянская и центристская)...
Историография Киевской Руси
В работе представлена история возникновения древней русской летописи "Повесть временных лет": источники, ее отличие от других древнейших летописей. Здесь отражены основные вопросы русского летоп...
Осадное искусство Г.Ю. Цезаря: историография вопроса
В статье приведены основные работы, которые могут быть использованы для изучения осадного искусства Г.Ю. Цезаря во время галльских и гражданской войн. Четко обрисован круг вопросов, поднимаемых ...
Внеклассное мероприятие "Изображение Божьей Матери в историографии"
Конспект и презентация к внеклассному мероприятию....
Проблема противостояния крестьянства и власти периода коллективизации в современной историографии.
ПРОБЛЕМА ПРОТИВОСТОЯНИЯ КРЕСТЬЯНСТВА И ВЛАСТИ ПЕРИОДА КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ...
Тест. 7 класс. Опричнина. (2 варианта по 9 вопросов)
Учебник История России. 7 класс. Под ред. А.В. Торкунова. Изд. "Просвещение"Тест. Опричнина. (2 варианта по 9 вопросов)С ответами.По параграфу 10....
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИОГРАФИИ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ В ПЕРИОД 1977-2013
Статья посвящена краткому обзору историографии Гражданской войны в России в период её изучения с 1970-х по 2010-е годы....