Проблема противостояния крестьянства и власти периода коллективизации в современной историографии.
материал по истории по теме

Костин Артур Алексеевич

ПРОБЛЕМА ПРОТИВОСТОЯНИЯ КРЕСТЬЯНСТВА И ВЛАСТИ ПЕРИОДА КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Асп. Евдокимов А. П., асп. Костин А. А.

Мордовский государственный педагогический институт, Россия

ПРОБЛЕМА ПРОТИВОСТОЯНИЯ КРЕСТЬЯНСТВА И ВЛАСТИ ПЕРИОДА КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках Государственного задания ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева»; проект «Научно-методическое обеспечение профилактики экстремизма и ксенофобии в системе российского образования»

С конца 1980-х гг. для исследователей благодаря проводившейся в стране политике «перестройки» и «гласности» наконец-то появилась возможность более широкого использования архивного материала и свободного изложения своих взглядов и концепций на историю СССР довоенного периода. Начавшаяся «архивная революция», то есть рассекречивание огромного массива документов центральных  и региональных архивов, позволила более объективно подойти и к освещению таких тем как «коллективизация», «раскулачивание», «крестьянское движение» в начале 1930-х гг.

Известно, что социальный протест крестьянства против ускоренной ломки традиционных социально-экономических отношений в начале 1920-х гг. проявлялся в двух основных формах – пассивной и активной. К первой относились: различные формы «агитации» против колхозов, крестьянские письма-жалобы в различные государственные и партийные органы; скрытые, преимущественно экономические формы сопротивления, то есть невыполнение различных налоговых сборов и повинностей, ускоренный раздел семейного хозяйства, сокращение посева и убой скота, уход в город или миграция в другой регион. Ко второй – открытые методы противодействия, среди которых женские «волынки», коллективные выступления в масштабах одного или нескольких сел против принудительного обобществления скота, семян, записи в колхоз, «раскулачивания», а также закрытия православных церквей или мусульманских мечетей; наиболее острые способы борьбы, то есть поджоги колхозного имущества, террор против сельских активистов, массовые вооруженные выступления.

Важное значение в освещении указанных вопросов имели фундаментальные труды Н. А. Ивницкого 1. В своих работах автор при использовании материалов государственных и партийных архивов, в том числе секретного кремлевского Архива Политбюро ЦК КПСС уделил немало внимания Средне-Волжскому краю, в том числе и округам Правобережья Волги. По мнению Н. А. Ивницкого, из-за захлестнувшего сельскую местность антиколхозного движения страна в первой половине 1930 г. оказалась фактически на грани гражданской войны, что, несомненно, повлияло на политику советского правительства, вынужденного смягчить давление на деревню. Несмотря на свою многочисленность, крестьянские выступления, как правило, ограничивались рамками одного или нескольких сел и так и не слились в единое массовое движение, поскольку для этого у большинства крестьян по-прежнему не хватало организаторского потенциала и политической грамотности. Более того, крестьяне в большинстве своем выступали лишь против конкретных акций властей (коллективизации, «раскулачивания», хлебозаготовок), и действий отдельных лиц (местных партийно-советских работников, комсомольцев, колхозных активистов) и не считали себя ярыми противниками советской власти, за которую они боролись лишь десятилетие назад.

Подтверждению данных выводов способствовало и развернувшееся сотрудничество российских и зарубежных историков-аграрников. Важнейшей из подобных работ стала публикация сборников документов и материалов «Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918 – 1939» и «Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание: 1927 – 1939» (1999 – 2006 гг.) 2, где были опубликованы подборки уникальных, ранее недоступные документов из центральных и местных архивов. Кроме документов сборники содержат вступительные статьи таких известных российских историков как
В. П. Данилов, Н. А. Ивницкий и И. Е. Зеленин
3.

Особый интерес представляет концепция «Крестьянской революции 1902 – 1922 гг. в России» В. П. Данилова и Т. Шанина. Они считали, что события 1918 – 1922 гг. были обусловлены предшествующими годами (1905 – 1907, 1917 – 1918 гг.) 4. При этом, крестьянство выступило активным субъектом исторического действия, а не пассивным объектом воздействия разных политических сил.

Заметным явлением в изучении истории российского крестьянства в первые послереволюционные десятилетия стали научные работы В. В. Кондрашина. В двух научных монографиях, посвященные крестьянству России в годы Гражданской войны и опубликованных  в 2001 и 2009 гг., он дал глубокий анализ крестьянскому повстанческому движению против «военно-коммунистической политики» большевиков на территории Поволжья. В двух других монографиях 2002 и 2008 гг., посвященных голоду 1932 – 1933 гг., ставшего трагедией для многонационального российского крестьянства, он проанализировал и различные формы пассивного сопротивления крестьянства политике хлебозаготовок в деревне в годы первой пятилетки 5.

Если обратиться к современным работам зарубежных историков и политологов, можно отметить, что они помогают переосмыслить многие из указанных выше вопросов. Например, А. Грациози характеризует отношения Советского государства и крестьянства как «великую крестьянскую войну» 1917 – 1933 гг. Показательно, что исследователь рассматривает НЭП в плане временного «перемирия» между событиями гражданской войны и военного коммунизма (1918 – 1922 гг.) и коллективизации и раскулачивания (конец 1920-х – начало 1930-х гг.) 6. Ш. Фицпатрик обращается к истории проведения коллективизации и рассматривает различные способы, применявшиеся российским крестьянством для приспособления колхозов к реализации собственных нужд 7. Кроме того, подробная разработка форм крестьянского протеста в модернизируемых обществах была дана в трудах таких зарубежных социологов как Т. Шанин, Дж. Скотт, Э. Вольф и др. Так, Дж. Скотт сформулировал основные идеи теории «моральной экономики» крестьян, ключевым пунктом которой является категория «выживания», и сопряженные с ней положения о пассивных, ненасильственных методах крестьянского сопротивления 8.

С 1990-х гг. различные формы проявления ответной реакции крестьянства на рост репрессий в ходе коллективизации и раскулачивания активно стали разрабатываться и на уровне отдельных российских регионов. Например, в Чувашии данной проблемой занимается Е. В. Касимов, в Республике Коми – М. В. Левкова и В. В. Якоб, в Республике Карелия – О. А. Никитина, в Саратовской области – С. И. Савельев, в Рязанской области – Е. А. Кирьянова, в Тамбовской области – М. М. Есикова  и др. 9

В Республике Мордовия крестьянское антиколхозное движение стало предметом многочисленных исследований Т. Д. Надькина 10, который на основании архивных и опубликованных документов пришел к выводам, что методы сплошной коллективизации и «раскулачивания» привели к всплеску активных форм крестьянского протеста (террор против сельских активистов, поджоги колхозного имущества, массовые выступления), имевшие в Мордовии  даже больший размах по сравнению с другими регионами Средней Волги.

Современное состояние историографии социального протеста крестьянства начале 1930-х гг. все же свидетельствует о дефиците обобщающих работ, аккумулирующих достижения исследования по данной актуальной проблеме за последние два десятилетия. Следует заметить, в социальной памяти российского крестьянства события оставили неизгладимый след события Гражданской войны Как только власть провозгласила переход к сплошной коллективизации и раскулачиванию, крестьяне оценили это как «конец НЭПа» и возвращение к репрессивным методам «военного коммунизма». Полагаем, что всплеск крестьянского движения в начале 1930-х гг. следует рассматривать именно в общем контексте противоречивости взаимоотношений российского крестьянства и власти в первой трети ХХ столетия, доходившем в определенные периоды до открытого противостояния.

Литература

1. Ивницкий Н. А. Репрессивная политика Советской власти в деревне (1928 – 1933 гг.). – М. : ИРИ РАН, 2000. – 350 с.; Он же. Судьба раскулаченных в СССР. – М. : Собрание, 2004. – 296 с. и др.

2. Советская деревня глазами ВЧК–ОГПУ–НКВД. 1918 – 1939 г. : док. и материалы : в 4 т. – М. : РОССПЭН, 1999 – 2003; Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. 1927 – 1939 г. : док. и материалы : в 5 т. - М. : РОССПЭН, 1999 – 2006.

3. Данилов, В. П. Введение (Истоки и начало деревенской трагедии) // Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. 1927 – 1939 г. : док. и материалы : в 5 т. / Т. 1. май 1927 – ноябрь 1929. – М. : РОССПЭН, 1999. – С. 13–67; Ивницкий, Н. А. Введение. (Развертывание «сплошной коллективизации») // Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. 1927 – 1939 г. : док. и материалы : в 5 т. / Т. 2. ноябрь 1929 – декабрь 1930. – М. : РОССПЭН, 2000. – С. 7–29; Зеленин, И. Е. Введение (Кульминация крестьянской трагедии) // Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. 1927 – 1939 г. : док. и материалы : в 5 т. / Т. 3. конец 1930 – 1933. – М. : РОССПЭН, 2001. – С. 7–47.

4. О данной концепции см. подробнее: Кондрашин В. В. Крестьянская революция в России: 1902 – 1922 гг. // Россия – век ХХ. Итоги и проблемы: матер. межвуз. научной конференции (16-17 апреля 1998 г., Пенза). – Пенза, 1998. – С. 11-12.

5. Кондрашин В. В. Крестьянство России в Гражданской войне: к вопросу об истоках сталинизма. – М. : РОССПЭН, 2009. – 575 с.; Он же. Голод 1932 – 1933 годов : трагедия российской деревни. – М. : РОССПЭН, 2008. – 519 с.

6. Грациози А. Великая крестьянская война в СССР. Большевики и крестьяне. 1917–1933 / пер. с англ. – М. : РОССПЭН, 2001. – 96 с.

7. Фицпатрик, Ш. Сталинские крестьяне. Социальная история Советской России в 30-е годы: деревня / пер. с англ. – М. : РОССПЭН, 2001. – 422 с.

8. Шанин Т. Понятие крестьянства // Великий незнакомец: крестьяне и фермеры в современном мире. М., 1992; Он же. Кооперация и коллективизация // Великий незнакомец: крестьяне и фермеры в современном мире. М., 1992; Скотт Дж. Оружие слабых: обыденные формы сопротивления крестьян // Крестьяноведение. Теория. История. Современность. Ежегодник. 1996. М., 1996 и др.

9. Касимов, Е. В. Крестьянство Чувашии и политика государства по коллективизации сельского хозяйства: (1917 – 1937 гг.) : автореф. дис. … канд. ист. наук. – Чебоксары, 2004; Левкова, М. В. Социальный протест колхозного крестьянства Европейского Севера России в 1930-х – первой половине 1940-х гг. : автореф. дис. … канд. ист. наук. – Сыктывкар, 2006; Якоб, В. В. Коми крестьянство в 1920 – 1930-е гг. : автореф. дис. … канд. ист. наук. – Сыктывкар, 2005 и др.

10. Надькин, Т. Д. Деревня Мордовии в годы коллективизации / Т. Д. Надькин ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2002. – 137 с.; Он же. Сталинская аграрная политика и крестьянство Мордовии. – М.: РОССПЭН, 2010. – 311 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на тему : " Вечные проблемы философии античного периода в зеркале современного общества"

Тип урока– урок изучения нового материала.Цель урока:ознакомить с особенностями философского учения античного периода (на примере Сократа, Платона, Аристотеля), развивать умения осуществлять ком...

Проблема подготовки будущего учителя технологии в условиях модернизации современного педагогического образования

Нашей задачей является анализ состояния проблемы подготовки педагога к инновационной деятельности, выявление особенностей профессионального становления педагога в учреждениях инновационного типа...

Актуальные проблемы музыкально-эстетического образования детей в школе на современном этапе

Приобщение детей к музыкальному искусству наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования, в частности,  ансамблевой, которое составляет фундамент музыкального в...

Основные проблемы, возникающие у пятиклассников в период адаптации к условиям обучения в средней школе

Классный руководитель знакомит родителей с основными проблемама, возникающими у пятиклассников в период адаптации к условиям обучения в средней школе....

«Проблема развития культуры речи при обучении физике на современном этапе»

laquo;Проблема развития культуры речи при обучении физике на современном этапе»...

Доклад на тему "«Проблемы повышения эффективности воспитательной работы с родителями в современном образовательном пространстве».

Доклад  на областное педагогическое совеащание по теме «Проблемы повышения эффективности воспитательной работы с родителями в современном образовательном пространстве»....