7 чудес света
классный час по истории (5 класс) на тему

Варюшин Артём Викторович

Внеклассное мероприятие по теме "Семь чудес света" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx32.9 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

«Семь чудес света»

Проводится в 5 классе

Цель: раскрыть уникальность «Семи чудес света», их историю и значение для античной эпохи.            

                   

«Все на свете боится времени, а время боится пирамид».

Арабская пословица.

Вступительное слово учителя.

     Интерес к выдающимся достижениям всегда был свойствен человеку и коренится в самой его природе. Уже древние греки выбрали девизом своих Олимпийских игр лозунг: «Выше, быстрее, сильнее!», и он сохраняет свою актуальность в современном спорте. Кто самый богатый человек на земле? Кто самая красивая женщина в мире? Какой небоскреб самый высокий? У какого автомобиля или самолета самая большая скорость? Поиск ответов на эти вопросы занимает умы многих людей на Земле.  

     Погоня за рекордами нередко принимает странные формы.

     Однако было бы неверно рассматривать «Семь чудес света» лишь как рекордные достижения. Разумеется, пирамида Хеопса и сейчас самое грандиозное сооружение, созданное когда-либо руками человека, и храм Зевса в Олимпии в свое время был самым величественным культовым сооружением на земле Греции. Но статуя Зевса в этом храме вовсе не была невиданной величины, а стала знаменитой благодаря своим художественным достоинствам.

     Каждое из «Семи чудес света» было выдающимся техническим достижением своего времени. Они вызывали восторг и восхищение благодаря своему художественному совершенству. Следовательно, в них замечательным образом соединились искусство и техника. Это, и только это уберегло их от забвения.

     А теперь нам предстоит более пристально вглядеться в эти замечательные творения и подробнее с ними познакомиться.

     Первый список чудес света появился в Древней Греции приблизительно в III веке до н. э. Поначалу чудес света было только три (Пирамида Хеопса, Висячие сады и Храм Артемиды). Потом были добавлены остальные. Автором окончательного списка считается Филон Византийский.

Итак, в список «Семи чудес света входят»:

1. Пирамида Хеопса, великая пирамида в Гизе(египетские пирамиды)(27 в. до н.э.);

2. Висячие сады Семирамиды (7 в. до н. э.);

3. Статуя Зевса в Олимпии (ок. 430 до н. э.);

4. Александрийский (Фаросский) маяк (ок. 280 до н. э.);

5. Храм Артемиды в Эфесе (ок. 550 до н. э.);

6. Мавзолей в Галикарнасе (середина 4 в. до н. э.).

7. Колосс Родосский (Статуя Гелиоса) (ок. 292—280 до н. э.);

   До наших дней сохранилась лишь пирамида Хеопса.

   Также частично сохранились: Храм Артемиды в Эфесе и мавзолей в Галикарнасе.

     Сегодня мы совершили заочное увлекательное путешествие в античность, познакомились с «Семью чудесами света». Вы, ребята, подобрали очень интересный материал, позволивший нам соприкоснуться с удивительными творениями архитектуры и искусства. Наверно у всех присутствующих возникло ощущение того, что мы оказались в том далеком древнем мире, а путешествие стало реальностью. Собранные вами сведения о чудесах света смогут стать интереснейшим путеводителем в древнюю историю для других классов. Может быть, такой же путеводитель в своё время написал финикийский писатель Антипатр из Сидона (II в. до н. э.), который посетил все эти места древности, путешествуя торговыми путями, и описал их в следующих стихах.

Видел я стены твои, Вавилон, на которых просторно и колесницам;

видел Зевса в Олимпии я,

Чудо висячих садов Вавилона, колосс Гелиоса

И пирамиды — дела многих и тяжких трудов;

Знаю Мавсола гробницу огромную.

Но лишь увидел я Артемиды чертог, кровлю вознесший до туч,

Все остальное померкло пред ним;

вне пределов Олимпа Солнце не видит нигде равной ему красоты.

И в заключении.

     7 июля 2007 года, в день «трёх семёрок», в столице Португалии Лиссабоне были названы новые семь чудес света. После долгого отбора и голосования ими стали:

1. Великая китайская стена (Азия, Китай)        

2. Колизей (Европа, Рим)        

3. древний город инков Мачу-Пикчу (Южная Америка, Перу)        

4. город Петра (Азия, Иордания)

5. мавзолей-мечеть Тадж-Махал (Азия, Агра, Индия)        

6. Статуя Христа-Искупителя на горе Корковадо (Южная Америка, Рио-де-Жанейро, Бразилия)        

7. город майя Чичен-Ица (Южная Америка, Юкатан, Мексика)        

     

     В число финалистов вошли достойные не меньшего внимания:

     Московский Кремль и Красная площадь; Статуя Свободы; Эйфелева башня;

Афинский Акрополь; Стоунхендж; Святая София (Стамбул); Сиднейский оперный театр; Остров Пасхи и Египетские пирамиды.

     Они же до сих пор стоят, а как было сказано в начале: «Все на свете боится времени, а время боится пирамид».

Примеры выступлений учащихся

Египетские пирамиды (1-я группа).

     

     Из семи чудес света египетские пирамиды самые древние. В отличие от других чудес они сохранились до наших дней. Почти пять тысяч лет назад (28 век до нашей эры) основатель 3 династии фараон Джосер, едва вступив на трон, приказал начать строительство своей гробницы.

     Оно было поручено зодчему Имхотепу, который создал первую ступенчатую пирамиду - мать пирамид. Ее высота - 60 метров, длина - 120 метров, ширина - 109 метров. В отличие от прежних усыпальниц пирамида Джосера построена не из дерева и кирпича, а из крупных известняковых блоков.

     Самая большая пирамида была воздвигнута для захоронения фараона Хеопса (по египетски Хуфу) в начале 27 века до н. э. Ее высота - 146 метров, длина каждой из сторон - 233 метра. Сложена она из тщательно отёсанных и плотно подогнанных известняковых блоков весом от 2,5 до 30 тонн. По расчетам ученых, для сооружения пирамиды потребовалось 2 300 000 таких блоков. Чтобы обойти пирамиду по периметру нужно пройти 1 километр. Ее строили в течение 30 лет, и занято на строительстве ее было около 100 тысяч рабов, крестьян и ремесленников.

 

«Висячие сады» Семирамиды (2-я группа).

     Вавилонский царь Навуходоносор II (605-526 гг. до н. э.) для борьбы против главного врага - Ассирии, чьи войска дважды разрушали столицу государства Вавилон, заключил военный союз с Кнаксаром, царем Мидии.

     Одержав победу, они разделили территорию Ассирии между собой. Военный союз их был упрочен женитьбой Навуходоносора II на дочери мидийского царя Семирамиде.

     Пыльный и шумный Вавилон, расположенный на голой песчаной равнине, не радовал царицу, выросшую в гористой и зеленой Мидии. Чтобы утешить ее, Навуходоносор приказал возвести «висячие сады». В архитектурном плане «висячие сады» представляли собой пирамиду, состоявшую из четырех ярусов - платформ, их поддерживали колонны высотой до 25 метров. Нижний ярус имел форму неправильного четырехугольника, наибольшая сторона которого составляла 42 метра, наименьшая - 34 метра.  

     В 331 году до н. э. войска Александра Македонского захватили Вавилон. Прославленный полководец сделал город столицей своей громадной империи. Именно тут, в тени висячих садов, он скончался в 323 г. до н. э. После смерти Александра Вавилон постепенно приходит в упадок.

     Сады оказались в запущенном состоянии. Мощные наводнения разрушили кирпичный фундамент колонн, платформы обрушились на землю. Так погибло одно из чудес света.

Статуя Зевса в Олимпии (3-я группа).

     В северо-западной части Греции был расположен город Олимпия, слава о котором распространилась далеко за пределы страны. По преданию именно здесь Зевс вступил в борьбу со своим отцом, кровожадным и вероломным Кроном, который пожирал своих детей, так как оракул предсказал ему гибель от руки сына.     Спасенный матерью, возмужавший Зевс одержал победу и заставил Крона отрыгнуть своих братьев и сестер.

     В честь этой победы были учреждены Олимпийские игры, впервые состоявшиеся в 776 г. до н. э. Прошло более двух столетий, и в 456 г. до н. э. в Олимпии появился посвященный Зевсу храм, ставший главной святыней города. Храм украшала статуя бога высотой 12 метров 40 сантиметров, величие и красота которой настолько поражали воображение современников, что она была признана новым чудом света.

     Создатель Зевса Олимпийского - прославленный скульптор Фидий.

Сочинения древних историков, археологические находки (небольшие обломки, изображения на монетах) донесли до нас скульптурный образ древнегреческого божества.

     Фидий изобразил Зевса сидящим на троне. Оливковый венок украшал голову бога-громовержца, борода волнистыми прядями обрамляла его лицо, с левого плеча ниспадал плащ, прикрывавший часть ног.

     Скульптор придал облику Зевса выражение доброты и мудрой человечности.

Фигура Зевса была выполнена из дерева, и на эту основу с помощью бронзовых и железных гвоздей, а также специальных крючков крепились детали из слоновой кости и золота. Лицо, руки и другие обозначенные части тела были из слоновой кости, волосы и борода, венок, плащ и сандалии - из золота, глаза - из драгоценных камней.

     Трон был сделан по одним источникам из кедра, по другим - из черного дерева и покрыт золотом и слоновой костью. Ножки трона украшали фигурки танцующей Ники - богини Победы. Подлокотники трона поддерживали сфинксы, а его спинку украшали Хариты - богини красоты, дочери Зевса и Геры. Перед пьедесталом с изображением сцены рождения Афродиты был устроен небольшой бассейн, выложенный голубым элевксинским камнем и белым мрамором.

     В конце 4 - начале 5 в. н. э. статую Зевса перевезли в Константинополь, так как византийские императоры собирали у себя в столице все лучшие произведения искусства. В 5 в. н. э. дворец императора Феодосия сгорел, от Зевса Олимпийского остались лишь несколько обгоревших костяных пластин и кусков расплавленного золота.

Александрийский (Фаросский) маяк (4-я группа).

     Зимой 332 г. до н. э. войска Александра Македонского захватили Египет, а через год на берегу Средиземного моря, недалеко от дельты Нила, был основан город, названный в честь победителя Александрией. В течение многих столетий Александрия являлась одним из крупнейших городов, центром науки, культуры и торговли.

     По мере развития судоходства, морской торговли все острее ощущалась потребность в маяке, который среди подводных скал и мелей указывал бы судам безопасный путь в Александрийскую гавань. При Птолемее I (3 век до н. э.) на восточной оконечности острова Фарос, лежащего в море на расстоянии 7 стадий (1290 метров) от Александрии, был построен маяк - величественное сооружение, признанное одним из «Семи чудес света».

     Высота маяка была 135 метров, его свет был виден на расстоянии до 60 километров (по другим свидетельствам - до 100 километров). Нижняя часть маяка представляла собой четырехгранную призму 60-метровой высоты с квадратным основанием, длина стороны которого составляла 30 метров (площадь 600 квадратных метров). Во внутренних помещениях хранился различный инвентарь, а плоская крыша, украшенная по углам огромными статуями Тритона, служила основанием средней части маяка. Это была 40-метровая восьмигранная призма-башня, облицованная белым мрамором.

     Верхняя (третья часть) маяка была сооружена в форме цилиндрической колоннады: 8 колонн несли купол, увенчанный 7-метровой бронзовой фигурой повелителя морей Посейдона. Источником света служил постоянно горевший внутри колоннады большой костер.

     Горючий материал доставляли по винтообразной лестнице, построенной внутри маяка.

     История сохранила имя создателя Фаросского маяка; на одной из плит ученые обнаружили надпись: «Сострат, сын Денстифона, посвятил богам-спасителям ради мореплавателей». Надпись сохранилась благодаря находчивости архитектора; он закрыл ее слоем штукатурки.

     В течение многих столетий маяк указывал морякам путь в Александрийскую гавань. Сильным землетрясением в мае 1100 года он был разрушен почти до основания.

Храм Артемиды в Эфесе (5-я группа).

                         

     Храм был построен в 450 г. до н. э. в городе Эфесе на побережье Малой Азии в честь Артемиды, быстроногой богини охоты, покровительницы лесов и лесных жителей.

     Храм представлял собой прямоугольное здание из камня и дерева, окруженное со всех сторон двойной колоннадой из 127 колонн. Сведений об украшении храма не сохранилось. Уникален способ постройки храма, который был возведен на болотистой почве.

     В 356 г. до н. э. храм поджег честолюбивый, мечтавший прославиться любой ценой житель Эфеса Герострат: он надеялся, что, уничтожив одно из чудеснейших творений того времени, он навсегда останется в истории. Но по решению властей его имя было предано забвению и сохранилось для нас лишь в записках древнегреческого историка Феопомна (4 век до н. э.).

     На месте разрушенного храма жители Эфеса решили воздвигнуть новый храм. Строительство поручили архитектору Хейрогерату, прославившемуся созданием плана города Александрии в Египте.

     Новый храм во всем походил на прежний, но превосходил его по размерам. Его высота равнялась 109 метрам, ширина - 50 метрам.

     Многие прославленные мастера того времени приняли участие в создании нового храма Артемиды. Скульптор Скопас создал изящные барельефы, венчавшие многие из колонн, во внутренних помещениях стояли статуи Праксителя. Среди произведений живописи выделялся портрет Александра Македонского, которого художник Апеллес изобразил в облике Зевса с молнией в руке.

     В 263 г. н. э. готы захватили Эфес и разграбили сокровища храма. Со временем болото поглотило его остатки.

Мавзолей в Галикарнасе (6-я группа).

     В 352 г. до н. э. в городе Галикарнасе (Малая Азия) умер царь Мавсол. По обычаю тех времен труп царя был сожжен, а пепел помещен в погребальную урну.  В одной из дошедших до нас легенд говорится о том, что вдова царя Артемисия решила построить великолепную усыпальницу и тем самым увековечить память о муже.

     По другой исторической версии, строительство гробницы было начато при жизни Мавсола, Артемисия лишь завершила его.

     Гробница Мавсола, названная римлянами мавзолеем, представляла собой величественное и необычайное по форме сооружение, построенное из кирпича и облицованное изнутри и снаружи белым мрамором. Высота его достигала 60 метров.

     Первый этаж, где покоилась урна с прахом Мавсола, имел вид громадного куба высотой 20 метров и площадью 5 тысяч квадратных метров. Второй этаж был обнесен с наружной стороны великолепной колоннадой.

     Следующий этаж был выполнен в виде многоступенчатой пирамиды, ее венчали фигуры Мавсола и Артемисии, управляющие квадригой - четверкой лошадей, запряженных в колесницу.

     К строительству и украшению мавзолея были привлечены известные мастера, в том числе прославленные скульпторы Скопас, Бриаксид, Леохар. Последний служил придворным скульптором Александра Македонского, его творчество высоко ценил древнегреческий философ Платон.

     Одно из чудес света - мавзолей в Галикарнасе - простоял почти 2 тысячи лет. Он был окончательно разрушен в 1522 г.

Колосс Родосский (7-я группа).

     В 304 г. до н. э. войска правителя Передней Азии и Сирии Деметрия Поллорнета внезапно напали на остров Родос в юго-восточной части Эгейского моря. Однако стойкое сопротивление, мужественная борьба родосцев заставили врага отступить.  В честь победы жители острова решили воздвигнуть статью бога Гелиоса, покровителя Родоса.

     Сооружение монумента поручили известному скульптору Харесу, ученику прославленного Лисиппа. Прошло 12 лет упорного труда, и восхищенным взорам жителей острова открылась величественная картина. У входа в гавань на беломраморном холме возвышалась гигантская 36 метровая бронзовая фигура бога Солнца.

     Его голову украшал венец в форме расходящихся лучей, левой рукой он поддерживал ниспадающий плащ, а ладонью правой, согнутой в локте, прикрывал глаза, всматриваясь в морские дали.

     Прежде фигура Гелиоса обычно изображалась с рукой, вытянутой вперед. На этот раз скульптор придал ей иное положение - расчеты показали, что иначе рука обломилась бы под тяжестью собственного веса. По свидетельству римского ученого и писателя Плиния Старшего, изучавшего части разрушенной скульптуры, не каждому человеку удавалось обхватить большой палец на руке гиганта.

     На искусственном холме Харес установил три каменных столба, на двух из них крепились бронзовые детали, изображавшие ноги и торс гиганта, на третьем - детали плаща. Сборка статуи велась снизу вверх: сначала формировались ступни, затем икры и т. д.

     Слава о Колоссе Родосском разнеслась по всему Средиземноморью. Множество путешественников из других стран приезжали полюбоваться великолепным произведением искусства.

     Поскольку каких-либо достоверных сведений о Колоссе Родосском нет, существуют различные попытки реконструкции этой огромной статуи бога Солнца.  По современным предположениям, статуя Гелиоса была установлена где-то в городе, а не стояла с широко расставленными ногами над входом в гавань, как это изображено на гравюре неизвестного художника.

     По сравнению с другими чудесами света Колосс Родосский прожил недолгую жизнь: через 50 лет после его рождения он был разрушен землетрясением.

     От сильных толчков надломились колени статуи, и она рухнула.

Задания

Вопрос к 1-й группе:

- Предположите, что имели в виду египтяне, говоря о пирамиде Джосера «большая скамья».

     Правильный ответ: По установившейся традиции для погребения фараонов и знати сооружалась мастаба - усыпальница, напоминавшая по форме скамью, а слово «мастаба» в переводе с арабского и означает «скамья». Новшество, которое применил архитектор при строительстве гробницы фараона Джосера, заключалось в том, что он возвел ее по форме шести скамей, поставленных друг на друга, причем каждая последующая была меньше предыдущей.

2 Вопроса ко 2-й группе:

- Предположите, что было сделано для того, чтобы вода не просачивалась на нижние ярусы «висячих садов» во время полива.

- Как подавалась вода на верхний ярус?

     Ответ: Чтобы предотвратить просачивание воды, поверхность каждой платформы сначала покрывалась слоем тростника, смешанного с асфальтом, затем двумя слоями кирпича, скрепленного гипсовым раствором, поверх чего укладывались свинцовые плиты. На них толстым ковром лежала плодородная земля, куда были высажены семена различных трав, цветов, кустарников и деревьев. Пирамида напоминала вечноцветущий зеленый холм.

     В полости колонн помещались трубы - по ним вода из Евфрата день и ночь насосами подавалась на верхний ярус садов, откуда она стекала ручейками и небольшими водопадами, орошая растения нижних ярусов.

Вопрос к 3-й группе:

- Предположите, для чего нужен был бассейн перед пьедесталом статуи Зевса.

     Ответ: По словам древнегреческого писателя Павсания (2 в. н. э.), бассейн служил для стока остатков оливкового масла, которым регулярно смазывали статую.

2 Вопроса к 4-й группе:

- В чем заключалась находчивость архитектора, построившего маяк на острове Фарос?

- Предположите, каким образом достигалась удивительная яркость и дальность свечения маяка.

     Ответ: Надпись архитектора сохранилась благодаря тому, что он закрыл ее слоем штукатурки, на которой написал имя правителя Египта.

     Каким образом достигались удивительная яркость и дальность свечения, точно не установлено. По одной версии этот эффект достигался с помощью огромных зеркал из полированной бронзы или стекла, по другой - благодаря использованию прозрачных шлифованных камней - линз.

Вопрос к 5-й группе:

- Предположите, чем объяснялась необычность выбора места строительства храма - на болоте.

     Ответ: Храм Артемиды Эфесской был возведен на болотистой почве. Необычность выбора места объяснялась стремлением строителей избежать разрушения храма в результате частых землетрясений и пожаров. По мысли архитектора, мягкая болотистая почва должна была послужить амортизатором при землетрясениях, а для того, чтобы предотвратить осадку огромного каменного здания, было решено заполнить котлован смесью древесного угля и шерсти.

Вопрос к 6-й группе:

- Предположите, для чего предназначался второй этаж мавзолея.

     Ответ: На втором этаже хранились жертвоприношения.

2 Вопроса к 7-й группе:

     Сооружение Колосса Родосского - довольно дорогостоящее дело.

- Предположите, откуда могли взять деньги родосцы - жители острова.

- Известно, что сборка монумента шла снизу вверх. Предположите, как устанавливались самые верхние части.

     Ответ: Деньги были получены за счет продажи разнообразных осадных орудии, брошенных неприятелем при отступлении. Среди них была и принесшая немалую выручку гемополида - чудо военной техники: огромная осадная башня, оснащенная тараном, катапультами, площадками для размещения штурмовых отрядов, перекидными мостками.

     Сборка статуи велась снизу вверх: сначала формировались ступни, икры и т. д. По мере закрепления деталей их засыпали землей, создавая таким образом площадку для работы на более высоком уровне. Лишь когда статуя была полностью готова, холм срыли.

Таблица самооценки учащихся

1 балл – нормально

2 балла – хорошо

3 балла - отлично

1 команда

2 команда

3 команда

4 команда

5 команда

6 команда

7 команда

Рассказ

(как рассказывают)

 

Артистизм

(как выступают)

Ответы на вопросы

(правильность и точность)

ИТОГ

Подведение итогов

Победителем объявляется та команда, которая наберет наибольшее количество баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семь чудес света

Материал представляет собой наглядную презентацию расположения семи чудес света....

Открытый урок по истории Древнего Мира на тему: "Семь чудес света" (Презентация)

           СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА, (лат. septemmiraculamundi) -  самые знаменитые памятники древнего мира — египетские пирамиды в Эль-Гизе, Висячие сады Семир...

Методическая разработка викторины "Семь чудес света: вариации прекрасного"

Материал представляет собой методическую разработку для проведения обобщающего урока МХК по теме "Семь чудес света: вариации прекрасного" в 7 классе гуманитарного профиля....

Семь чудес света

Игра-путешествие по семи чудесам света...

Интерактивная презентация "Семь чудес света"

Материал для урока ИЗО или внеклассного занятия. В работе использованы две презентации, которые можно применять отдельно. Одна представляет наглядно объекты, другая несет информацию....

Классный час: "Семь чудес света или Семь чудес Древнего Мира".

Цель:- Развитие культурного и эстетического интереса у учащихся, расширение их представлений о культуре Древнего Мира. - Создание атмосферы  "Путешествие по чудесам света".Задачи: - Раз...

Семь чудес света. Семь чудес России.

Методическая разработка урока истории в 5 классе....