Конспект урока по истории 7 класс по теме Великие географические открытия
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Бесов Алексей Петрович

Конспект урока по истории 7 класс по теме "Великие географические открытия" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл velikie_geograficheskie_otkrytiya.docx126.65 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Великие географические открытия» 7 класс.

Цели урока:

 - учить выделять, формулировать  проблемный вопрос, подвести учащихся к пониманию того, что благодаря техническим изобретениям, прогрессу в развитии производительных сил стали возможны географические открытия;

 - выяснить причины Великих географических открытий;

- развивать у учащихся умение конкретизировать события, развивать умение работы в группах.  

- продолжить работу по формированию умений и навыков работы  с документами, с книгой; анализа и аргументирования; выделения главной мысли.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование:

  1.  А.Я. Юдовская, П.А.Баранов, Л.М. Ванюшкина «Всеобщая история. История нового времени.1500-1800 г. 7 класс. Учебник. М., «Просвещение», 2011 г.
  2. А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина Рабочая тетрадь по новой истории1500-1800 гг.выпуск 1. М., «Просвещение», 2011 г.
  3. Рисунок каравеллы-2
  4. Косые паруса из белой бумаги
  5. Магниты
  6. музыка- звуки моря

этапы урока:

  1. Актуализация знаний.
  2. Создание проблемной ситуации.

3. Формулирование проблем. 

4. Открытие нового знания.

Работа в группе. (Правила работы в группе).

Актуализация знаний.

Людей во все времена привлекали дальние страны. Нам известны географические открытия, сделанные в Древности и Средневековье, это путешествия финикийцев, открытия викингами берегов Британии, Франции…

Создание проблемной ситуации.

Открывать новые земли, наверно, очень интересно. Предположите, с какими проблемами сталкивались участники путешествий (выступление групп).

Наступил XVI век.  Какие трудности ожидали европейцев, отправляющихся в морские путешествия в XVI веке? Чтение документа:

«В продолжение трёх месяцев и двадцати дней, — отмечал в своих дорожных заметках летописец экспедиции Антонио Пигафетта, — мы были совершенно лишены свежей пищи. Мы питались сухарями, но то уже не были сухари, а сухарная пыль, смешанная с червями, которые сожрали самые лучшие сухари. Она сильно воняла крысиной мочой. Мы пили жёлтую воду, которая гнила уже много дней. Мы ели также воловью кожу, покрывающую грот-грей, чтобы ванты не перетирались; от действия солнца, дождей и ветра она сделалась неимоверно твёрдой. Мы замачивали её в морской воде в продолжение четырёх-пяти дней, после чего клали на несколько минут на горячие угли и съедали её. Мы часто питались древесными опилками. Крысы продавались по полдуката за штуку, но и за такую цену их невозможно было достать».

Изменилось ли что-нибудь в жизни людей, отправляющихся в путешествие?

Несмотря на трудности, период в истории человечества, на рубеже XV-XVI веков называют периодом Великих географических открытий. Это тема нашего урока: Великие географические открытия.

Формулирование проблемы: 

Подводящий к проблеме диалог:

  • Совершали ли люди географические открытия в Древности и Средневековье?
  • То, что люди отправлялись в морские путешествия и открывали новые земли, отличается от того, что делали путешественники на рубеже XV-XVI веков?
  • Какое название получили открытия рубежа XV-XVI веков в отличие от предыдущих?
  • Какое противоречие вы заметили?
  • Какой возникает вопрос?

Проблемный вопрос:

Почему географические открытия, сделанные на рубеже XV – XVI  веков назвали «ВЕЛИКИМИ» ?

- какие у вас есть версии? (группы предлагают, записать их на доске, принимать все версии).

Что нужно знать, чтобы проверить гипотезы?

Создание плана урока:

  1. Что заставляло европейцев отправляться  в путешествия?
  2. Какие географические открытия были сделаны?
  3. Как изменилась жизнь людей после открытия новых территорий?

Открытие нового знания.

Как вы думаете, что необходимо человеку, который отправляется в путешествие по морям и океанам? (работа в группах, если возникли трудности, воспользуйтесь рабочей тетрадью глава I, зад.1).

  •  Каравелла – новый тип хорошо управляемого судна, она достигала 30 м в длину, 8 м. в ширину и имела осадку 3 м. Хорошее управление достигалось тем, что наряду с квадратным парусом, каравелла оснащалась и косыми парусами, дававшими возможность маневрировать и плавать при встречном ветре. Такое судно имело достаточно помещений для экипажа и хранения пресной воды и пищи.

На доску крепиться каравелла со спущенными парусами. Ребята! Можем ли мы отправиться в морское путешествие, чтобы открывать новые страны и материки на этой каравелле? ( нет, так как нет на ней парусов). Чтобы поднять паруса, вы должны дать ответ на то, зачем европейцам необходимо было открытие новых земель, каждый правильный ответ и будет поднимающимся парусом (у каждой группы на столах лежат листы бумаги в виде косого паруса, на них и надо написать).  Работа с учебником стр. 12-14, пункт «почему манили новые земли». Затем паруса прикрепить на каравеллу на доску (проверить правильность указанных причин).

  •  В XV в. турки, завоевав Византию, перерезали торговый путь из Европы, на Восток. Поток восточных товаров к Европу резко сократился, а европейцы без них обойтись уже не могли. Надо было искать другой путь.
  •  Недостаток золота как денежного металла. И не только потому, что золото утекало на Восток. Все больше денег требовало экономическое развитие Европы. Главным направлением этого развития был рост товарности хозяйства, рост торговли
  • 3. Развитие науки и техники, особенно судостроения и навигации. На прежних европейских судах нельзя было идти в открытый океан: они шли или на веслах, как венецианские галеры, или под парусом, но только если ветер дул в корму. Ориентировались моряки в основном по виду знакомых берегов, поэтому уходить в открытый океан не решались.

Но в XV в. появилось судно новой конструкции — каравелла. Она имела киль и такое парусное оснащение, которое позволяло двигаться и при боковом ветре. К тому же, кроме компаса, к этому времени появилась и астролябия — прибор для определения широты.

Паруса подняты! Каравелла готова выйти в море. Нам надо проникнуться стихией моря и в этом нам поможет физминутка ( звучит музыка- звуки моря, на фоне музыки текст):

«Сядьте в удобное положение. Расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня. Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь на берегу Атлантического океана. Слышны лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя всё лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы  спокойны и неподвижны, как это тихое утро.

Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…

А теперь открываем глаза. Мы снова в школе, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня»…

 Какие страны находятся на побережье Атлантического океана? (Ответы детей)

Работа с учебником:

 1 группа: Португальские мореплаватели

2 группа: Испанские мореплаватели

Задание: Прочитать материал учебника, выяснить кто , куда, когда совершали путешествия. Показать на карте.

Рефлексия урока. Какой этап урока был наиболее интересен? Столкнулись ли вы с трудностями на уроке?

Дифференцированное Д/З:

Составить :

На оценку «5»: 7 заданий по теме «Великие географические открытия»

На оценку «4»: 5 заданий по теме «Великие географические открытия»

На оценку «3»: 3 задания по теме «Великие географические открытия»

Использованная литература:

  1. Л.А.Малкова, С.В.Миничева, Д.Д.Данилов «Российская и всеобщая история» 7 класс. Методические рекомендации для учителя. М., «БАЛАСС», 2009 г.
  2. В.В.Шоган. Методика преподавания истории в школе. Уроки истории нового поколения. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 7 классе по теме "Великие кадеты"

Данный урок является обобщением опыта учителя по теме: «Формирование духовно – эстетических качеств кадет в условиях урочной и внеурочной деятельности». На современном этапе развития нашего общества о...

Конспект урока для 7 класса по теме "Физико-географическое положение материка Африка"

Цель урока: 1. Сформировать у учащихся умения определять физико-географическое положение материка. Задачи урока: Развивать умение школьников пользоваться типовыми планами. Развивать мыш...

Интегрированный урок по истории и испанскому языку " Великие географические открытия" 7 класс

Учебные материалы включают тексты исторических источников на русском и испанском языках, карты, словарь терминов и тест для контроля усвоения знаний....

Тема 5. Первые шаги: человек принимает планету. Урок по окружающему миру на тему "Великие географические открытия древности."

прослеживаем хронологию путешествий кроманьонцев с целью открытия и изучения новых земель;продолжаем формирование умений шестиклассников работать с книгой, учебником, картами;развиваем логическое мышл...

урок- путешествие по географии на тему "Великие географические открытия"

Конспект урока географии, для учащихся с интеллектуальной недостаточностью, составлен с учетом возрастных и психофизических особенностей учащихся.Основные цели и задачи нетрадиционного урока : расшири...

Урок в 5 классе на тему: "Важнейшие географические открытия"

Разработка открытого урока в 5 классе на тему: "Важнейщие географические открытия"....

Урок географии в 6 классе на тему "Великие географические открытия"

Великие географические открытия европейских путешественников конца 15-в. — середины 17 в. явились следствием бурного развития производительных сил в Европе, роста торговли со странами Востока, н...