Урок истории в 5 классе ФГОС
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Довгулина Галина Валентиновна

Урок способствует формированию уважения к древней культуре и истории, поможет понять социально-нравственный опыт цивилизаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_istorii_drevnyaya_indiya_v_5_kl._fgos.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Древняя Индия».

Тип урока: овладение новыми знаниями.

Методы работы:

Задачи урока:

Личностные

- способствовать формированию уважения к древней  культуре и  истории;

- понимать социально-нравственный опыт древних цивилизаций;

способствовать развитию понимания культурного многообразия мира.

Метапредметные:

- развитие умения работать с историческим документом, умения    систематизировать информацию; восприятия, внимания, расширение кругозора учащихся.

- формирование навыков учащихся получать информацию от исторической карты.

Предметные: 

- формирование представлений учащихся о географическом положении Древней   Индии, знакомство с растительным и животным миром и основными занятиями ее жителей.

 Образовательная среда:

- учебник А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая “История древнего мира”, 5 класс;

- ноутбук, мультимедийная доска;

- презентация «Индия»;

- Карточки с заданиями, дополнительной информацией и шаблоны опорных схем для групп;

 - Оценочный лист учащегося.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Сегодня я предлагаю вам немного попутешествовать.

Но путешествие состоится только в том случае, если вы угадаете, в какую страну нам предстоит отправиться.

Есть два разряда путешествий,
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте,
Листать тихонько календарь.

Представьте себе, что вы берете  в руки старый календарь, на другой стороне видите карту одной большой страны. Эта страна – родина шахмат, родина арифметических чисел, которыми мы привычно пользуемся сегодня. Там живут слоны, обезьяны, есть непроходимые  джунгли . А еще в ней  жил герой книги Киплинга и  мультфильма  «Маугли».  Жители этой загадочной страны очень любят петь и танцевать. В ней всегда тепло и много фруктов.

Вопрос: Догадались ли вы, о какой стране идет речь?

Ответ: Это Индия.

 1-й слайд (тема урока с картинками)

– Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие в эту страну.

Но прежде давайте поставим перед собой задачу на урок:

 Древние греки называли Индию: «волшебной, сказочной страной». Почему? В конце  урока мы постараемся  ответить на этот вопрос.

2-й слайд ( Картинка Индии)

 Чтобы ответить на этот вопрос, нам с вами необходимо обсудить следующие вопросы:         -  Местоположение Древней Индии.
- Природные условия и животный мир Древней Индии.
- Занятия жителей Древней Индии.

2.Первичное усвоение знаний.

– Для успеха путешествия, прежде всего, необходимо взять карту, по ней мы сразу же определим местонахождение Индии.

Работа с картой (3-й слайд )(Физическая карта Индии).

Ученики получают схематическую карту «Древняя Индия», на которой нанесены одни контуры. Рассматривают её вместе с учителем, отвечают на вопросы и заполняют контурные карты.

Вопросы и задания по работе с картой:

1. На каком полуострове расположена Индия?

Ответ: На полуострове Индостан.

2. Какой океан омывает этот полуостров?

Ответ: Это Индийский океан

3. Каким морем омывается Индия?

Ответ: Аравийское море.

4. Какие горы расположены на севере Индии?

Ответ: Это горы Гималаи – самые высокие горы в мире.

 4-й слайд (Гималаи)

5. Какие реки протекают по территории Индии?

Ответ: Это реки Инд и Ганг.

 5-й слайд (Инд и Ганг).

6. Как вы думаете, как особенности географического положения Индии влияли на жизнь ее населения?

Ответ:

1) Большие реки создавали возможность для развития орошаемого земледелия;
2) Протяженная береговая линия благоприятствовала морской торговле;
3) Горы на севере защищали от холодных ветров и вражеских набегов.

7. Что было общего в природных условиях Древнего Египта, Междуречья и Древней Индии?

Ответ: это был жаркий климат, наличие больших рек: в Древнем Египте – Нил, в Междуречье – Тигр и Евфрат.
Природные условия двух индийских рек различны. Если в долине Инда редко выпадают дожди, то в долине Ганга со второй половины июня по сентябрь льют дожди непрерывно и долину реки покрывают непроходимые леса и болота. На пути у нас непроходимые леса.

8. Как называются эти леса?

Ответ: Эти леса называются джунгли.

 6-й слайд (Джунгли).

– Я думаю, что мы с вами проделали уже большой путь и немного устали. Давайте отдохнём.

3.Физкультминутка

Учитель: Давайте прогуляемся по джунглям.

1.Заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз).
2.Идем по тропинке (ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра).
3. Увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо).
4. Впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом).
5. Раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя).
6. Вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).

Класс делится на  группы и выполняют задание  по карточкам с  текстами.

1 группа. – Из  отрывка из индийской поэмы « Махабхарата» учащиеся должны выяснить и назвать представителей животного мира Индии.

В ветвях деревьев гнездились,
Шумели, порхали и пели
Птицы лесные, и всюду
В дикой глуши попадались
То кабан, то шакал, то буйвол,
То рысь, то пантера…
И светлая влага кипела
Множеством рыб,
Крокодилов и змей…
И ветви обвивали хвостами,
С криком качались на них
Обезьяны,
По сучьям деревьев
Ползали, перьями ярко блестя.
Попугаи …

-Но здесь не названо одно из самых уважаемых, нужных и любимых животных Индии. Как вы думаете о ком идет речь? Конечно  это СЛОНЫ.

Индийцы во все времена поклонялись слону. Не случайно бога мудрости Ганеша они изображали с головой слона (Ганеша).

8 слайд ( Изображением  Божества).

Индийцы всегда  боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг дома комочки вареного риса и молили: «Угощайтесь змеи, а нас не трогайте».

9 слайд  ( Изображение змеи)

2 группа.
Прочитав отрывок из произведения древнегреческого историка Диодора Сицилийского «Историческая библиотека», выясняет  основные занятия индийцев.

Диодор Сицилийский о природных богатствах Индии:

«Много в Индии больших гор, поросших всевозможными деревьями. Много плодородных равнин, отличающихся красотой и пересеченных множеством рек. Большая часть индийских земель орошается и поэтому приносит урожай два раза в год. Изобилует Индия и разнообразными животными. Многочисленных и весьма крупных слонов выращивает индийская земля. Многих слонов индийцы отлавливают и подготавливают для участия в военных битвах.
Земля их изобилует взращенными человеческими плодами и заключает в себе много разных металлов. Есть в ней много серебра, железа, олова и других металлов, необходимых для изготовления украшений, предметов повседневного пользования и для военного снаряжения.
В Индии произрастает много проса, различных бобовых, а также рис.
Каждый год там бывают два дождя. Один – зимний, когда сеют пшеницу, другой – летний: зреет рис, просо. В большинстве случаев жители Индии получают плоды обеих урожаев.
Так как у индийцев земледельцы считаются  священными и неприкосновенными, они поблизости  от сражающихся занимаются своими  работами, не замечая  опасности. Воюющие стороны убивают друг друга, а тем, кто занимается земледелием, не причиняют никакого вреда»

Основные занятия древних индийцев: земледелие. Они выращивают пшеницу и ячмень, рис и просо. А также много бобовых культур.  
В более позднее время стали выращивать сахарный тростник, хлопок, появились чайные плантации и стали продаваться пряности, такие как перец.

Другим основным занятием древних индийцев было скотоводство.
Выходя из деревни, дорогу нам преградила корова.
С особой любовью они относились к корове. Она давала молоко, из которого делали простоквашу, масло. А вот мяса коровы индийцы не ели, она считалась священным животным. Тот, кто убивал корову, считался преступником.
 

10 слайд  ( Изображение  коровы) 

3 группа получает задание решить  задачу.

 Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но во II тыс. до н. э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам.   Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок?   На основе каких данных вы это установили?

(Люди в Древней Индии строили города, в которых  были  кирпичные дома и далее  канализация. Города строились по специальному плану, значит люди обладали математическим знаниями. По перечисленным вещам можно судить о развитии разных видов ремесел. Наличие  гирь позволяет  судить о развитии торговли)

 4.Первичная проверка и закрепление полученных знаний.

Отвечают представители 1, 2 и 3 группы, все учащиеся по ходу заполняют рабочие тетради

5.Рефлексия.

Вот и пришло время ответить на главный вопрос:

- Почему греки называли Индию волшебной, сказочной страной?

-Достигли ли мы цели урока?

-Что вам больше всего понравилось из заданий урока?

6.Саморефлексия.
-На уроке я узнал новое…

-Какую отметку я бы себе поставил  (Учащиеся заполняют  оценочный  лист, анализируя   свою работу на уроке)

7.Учитель оценивает работу учеников и объясняет домашнее задание.

Выполнить задания в рабочей тетради  № 83.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории 5 класс (ФГОС)

Разработка урока истории -5 класс "Царство в долине Нила"...

ФГОС Урок истории 5 класс "Боги Древнего Египта"

Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Цели урока по линии развития личности:1-2 Л.Р. Картина мира в фактах и понятиях.3 Л.Р. Выявлять причинно-следственные свя...

Особенности урока истории (обществознания) по ФГОС

Особенности урока истории (обществознания) по ФГОС...

Проект по теме «Использование технологии разноуровневого обучения на уроках истории в условиях ФГОС»

Реальностью, обуславливающей необходимость использования технологии разноуровневого обучения истории в условиях введения ФГОС, являются объективно существующие различия учащихся в темпе овладения учеб...

«Особенности уроков истории (обществознания) по ФГОС»

Особенности уроков истории (обществознания) по ФГОС...

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В.  История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...

презентация "Использование здоровьесберегащих приемов на уроках истории в условиях ФГОС"

презентация лдоклада "Использование здоровьесберегащих приемов на уроках истории в условиях ФГОС"...