конспект урока Древний Рим
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

конспект открытого урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 143260_stsenariy_uroka.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Кривальчук И.В.

Предмет: История. Класс 5.

Учебник: А.А. Вигасин, Т.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История древнего мира.     5 класс. М «Просвещение» 2012.

Тема урока: Древнейший Рим.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование: ИКТ, историческая карта, атласы, рабочие листы, рабочие материалы для групп, карточки с заданиями.

Цель урока: сформировать представление о Древнем Риме, как одном из государств Древнего мира.

Задачи урока:

- на основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных событиях, связанных с возникновением государства Древний Рим;

- на основе анализа полученной из различных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи;

- развивать коммуникативные способности при работе в группах, формировать навыки оценивания собственной деятельности и деятельности коллектива.

Планируемые результаты:

предметные:

- воспроизводить исторические факты, выделять главное, давать определения терминам: патриции, плебеи, весталка, ликторы;

- извлекая необходимую информацию, рассказывать об условиях жизни, занятиях жителей Древнего Рима;

- показывать на карте географические объекты;

метапредметные:

- определять тему урока, цели;

- выстраивать алгоритм своей работы;

личностные:

- развивать познавательный интерес к пополнению новых знаний;

- работать в группе, вступать в диалог, высказывать своё мнение, участвовать в коллективном обсуждении;

- анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и деятельности коллектива.

Структура урока:

1. Мотивационно-целевой этап (5мин.).

2. Ориентировочный этап (5 мин.).

3. Поисково-исследовательский этап, с представлением материала (20 мин.).

4. Физкультминутка (1 мин.).

5. Рефлексивно-оценочный этап (7 мин.).

6.  Домашнее задание (2 мин.).


Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивационно-целевой этап

Организационный момент

Добрый день! Как ваше настроение? Готовы ли вы к уроку? Проверьте, пожалуйста,  свою готовность к уроку. Готовы ли вы к труду?

(слайд о готовности к уроку ТРУД)

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

 Актуализация знаний

Ребята, изучение какой большой темы вчера с вами закончили? Совершенно верно, мы изучили с вами большую тему, которую мы изучали всю третью четверть. Давайте вспомним, что мы знаем о Древней Греции.

Прием – Я знаю о Древней Греции…

Хорошо, молодцы, вы многое узнали о Древней Греции. А какие еще страны Древнего мира мы уже знаем?

Хорошо, молодцы, давайте посмотрим, помните ли вы о других странах, которые мы с вами изучили в этом году.

Предлагаю выполнить следующее  задание.

Я задаю вопросы, если на него ответили, то снимаем это слово – правильный ответ.

На доске прикреплены слова: Греция, Египет, Спарта, Китай, Македония, Рим

Поднимая руку, отвечают на вопросы, снимают правильные ответы:

1) Какое государство находится на Балканском полуострове?

2) Как называлось государство, где правили фараоны?

3) Назовите город-полис, где слабых детей сбрасывали со скалы?

4) Где жил мудрец Конфуций?

5) В какой стране жил полководец, который убил своего друга, спасшего ему жизнь.

Правильно ответивший  учащийся снимает угаданные слова у доски.

 Мотивация - целеполагание

У нас осталось слово - Рим.

Как вы думаете, что это может означать?

Сформулируйте тему урока.

Продолжите фразу:  Я знаю о Древнем Риме…

Почему вы не можете продолжить данную  фразу?

Выдвижение различных версий

Задаёт вопрос: Как думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

Формулируют тему урока, записывают её в тетрадь

Показывает слайд презентации, где записана тема урока и изображена открытая дверь.

Сегодня мы откроем дверь в новый неизведанный нами мир Древнего Рима.

Ну что, начнём?

 Определение цели урока

 Какие вопросы мы обычно обсуждаем и рассматриваем при изучении нового государства Древнего мира?

Определяют вопросы, которые необходимо изучить

По мере того как учащиеся определили перечень вопросов для изучения, открывает на доске заранее написанный план урока – совместно с детьми при помощи слов помощников формулируем задачи урока (в слайде отразить план)

Сверяют с планом урока, правильно ли они обозначили вопросы для изучения

Определите источники информации, которые вы можете использовать для изучения материала на данном уроке

Называют источники информации: учебники, атласы, географические карты, презентация

Каков будет результат нашего урока? Какова его цель?

Формулируют конечный результат – сформировать представление о древнем городе-государстве Рим

2. Поисково-исследовательский этап с представлением материала

 Работа в группах по изучению нового материала

Представляет слайды презентации, где даны пояснения, чем занимаются Этнографы, Географы, Мифологи, Политологи.

Предлагает классу разбиться на группы: Этнографы,

Географы,

Мифологи,

Политологи

Обсуждение слайда об историках.

Высвечивается на слайде – памятка «Как работать в группе» - обсуждается.

  1. Уважай своего товарища.
  2. Умей слушать.
  3. Не согласен – предлагай!
  4. Каждый должен внести свой вклад в  работу.
  5. Распределите роли.

По желанию разбиваются на группы

Каждой группе даёт задание и проводит инструктаж по выполнению заданий:

Этнографы -  особенности климата и основные занятия жителей Древнего Рима.

Географы – географическое положение Древнего Рима.

Мифологи - знакомство с легендой об основании Древнего Рима.

Политологи - управление в Древнем Риме.

Выполняют работу в составе групп:

  1. Географы - прочитать текст на стр. 214. Ответить на вопросы, используя карту:
  1. Где возник город Рим?
  2. В какой стране расположен Рим?
  3. На каком полуострове расположена Италия?
  4. Составьте по вопросам 1-3 небольшой рассказ о географическом положении Рима, покажите на карте Рим, Италию, Апеннинский полуостров.
  5. Составьте кластер по теме «Климатические условия Древнего Рима».

  1. Мифологи - прочитать текст на стр. 214, п.1, документ на стр. 215. Подготовить сжатый пересказ, заполнить таблицу.

Царь одного из городов латинов

Брат Нумитора

Дочь Нумитора

Жрица Весты

Богиня огня и домашнего очага

Бог войны

Братья-близнецы, сыновья Реи Сильвии

Охрана, воины, сопровождавшие Ромула.

  1. Этнографы - прочитать текст на стр. 216-217, п.2. Ответить на вопросы.
  1. как возник город Рим? Когда?
  2. Перечислите основные занятия жителей Рима.
  3. Опишите жилища римлян.
  4. Составьте конспект о жизни и занятиях римлян.

  1. Политологи - прочитать текст на стр. 218 п.3. Составить схему управления, выписать термины

Заполнить пропуски в схеме: см презентацию Напечатать

Укажите термин:

Потомки знатных жителей Рима –

Переселенцы из завоеванных Римом латинских поселений –

Совет старейшин -

Корректирует работу групп.

Предлагает группам представить изученный материал

Выступление групп

Представляет слайды презентации по ходу выступления групп и просит ответить на дополнительные вопросы, исходя из изученного материала

Отвечают на вопросы

Предлагает другим группам задавать уточняющие вопросы, если что-то не понятно

Задают уточняющие вопросы

После выступления каждой группы представляет слайды презентации с правильными ответами, просит оценить выступление группы.

Просит ребят оценить свою работу в группе.

По следующим критериям:

Лист самооценки

Оцени работу своей группы. Отметь  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).

  1. Все ли члены группы принимали участие?

 А. Да, все работали одинаково.

 Б. Нет, работал только один.

 В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

  1. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

 А. Работали дружно, ссор не было.

 Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

 В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

  1. Тебе нравится результат работы группы?

 А. Да, все получилось хорошо.

 Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

 В. Нет, не нравится.

  1. Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком X.

После выступления каждой группы ребятам предлагается выполнить задание в рабочем листе, затем предлагается свериться с правильными ответами в слайде и оценить свою работу.

Оценивают выступление групп.

Поднимают смайлики, оценивая работы группы:

желтый – все отлично,

зеленый – есть недочеты в выступлении,

синий – не справились с заданием

выполняют задания в рабочих листах, сверяются с эталоном и выставляют себе баллы.

3. Физкультминутка

Включает презентацию

Выполняют упражнения.

4. Рефлексивно-оценочный этап

 Систематизация знаний, первичное закрепление изученного материала

Предлагает оценить свои результаты, отвечая на вопросы викторины  Игра «Крестики –нолики;

  1. Город Рим возник на берегу реи Нил На Балканском полуострове.
  2. Символом города Рима стала волчица, вскормившая братьев-близнецов, один из которых стал основателем Древнего Рима.
  3. По легенде основателем Рима считается Рем.
  4. Датой основания города Рим считается 753 г до н.э.
  5. Римляне были воинствующим народом, так как они постоянно вели войны и расширяли свои территории.
  6. знатные жители Рима и их потомки назывались патрициями.
  7. Переселенцы из завоеванных римлянами латинских поселений назывались гражданами.
  8. высшая власть в Риме принадлежала народному собранию
  9. В управлении Древнейшим Римом принимали участие только плебеи.

Записывают в тетрадь:

крестик - если ответ правильный,

нолик - если ответ не правильный.

Эталон:

0

Х

0

Х

Х

Х

0

Х

0

Представляет слайд презентации с правильным ответом на заданные вопросы

Сверяются с эталоном

Предлагает подвести итоги викторины

Подводят итоги викторины:

за 9 плюсов – 5 баллов,

за 8 плюсов – 4 балла,

за 5 плюсов – 3 балла

Рефлексия

Предлагает вспомнить и озвучить тему урока. Какую цель и задачи ставили в начале урока?

Все ли выполнили? Все ли успели?

Называют тему урока, сопоставляют цели и результаты

 Оценка и самооценка урока

Предлагает оценить результаты своей деятельности на уроке, подсчитать свои баллы, выставить отметки

Оценивают результаты своей деятельности на уроке,

23 – 25 =5

19 - 22 = 4

12 -18 =3

Менее12 = 2

Оценивает результаты работы класса, благодарит за участие в работе. Дает качественную характеристику работы класса и индивидуально. Предлагает оценить результаты деятельности детей и учителя

Работают со слайдом «Рефлексия», вносят в рабочие листы нужные цифры.

Урок

Я на уроке

Итог

  1. интересно
  1. работал

1.понял материал

  1. скучно
  1. отдыхал

2.узнал больше, чем знал

  1. безразлично

3.помогал другим

3. не понял

5. Домашнее задание

Предлагает виды домашнего задания:

  1. прочитать и пересказать параграф 44, выучить словарные слова и даты, которые мы записали в тетради.
  2. ответить на вопросы на стр. 218.
  3. задания на стр. 219. (для сильных на 4 и 5).

Записывают в дневник домашнее задание, определяя его по уровню своих знаний



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭОРы в образовательном процессе. План - конспект урока: "Древнее Двуречье"

Древнее Двуречье  урок №1 в разделе «Западная Азия  в древности» . При изучении этой темы применяются ФЦИОР «Древнее Двуречье». Учащиеся просматривают презентацию, отвечают на воп...

Конспект урока Древняя Спарта 5 кл.

Конспект урока историив 5 классена тему: «Древняя Спарта». Лариса Владимировна Костюченко,учитель историиМБОУКраснопоймская СОШ. Цель: Познакомить учащихся с общественным и государственны...

презентация и конспект урока "Древняя Индия"

презентация и конспект урока по теме "Природа и люди древней Индии" для 5 класса...

Конспект урока "Древняя Греция" 5 класс

Урок в игровой форме.Можно использовать на уроке истории в 5 классе...

Конспект урока "Древняя Греция"

Конспект урока предназначен для обобщающего урока по Древней Греции в 5 классе...

Конспект урока : Древняя Греция от ранних цивилизаций до расцвета полиса.

Древняя Греция от ранних цивилизаций до расцвета полиса....