Анализ результатов проверочной работы по подготовке к ЕГЭ по обществознанию (11класс)
материал по истории (11 класс) на тему

Назначение работы.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) представляет собой форму 

объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные

программы среднего общего образования, с использованием заданий

стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).

ЕГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень

освоения выпускниками Федерального компонента государственного

стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию,

базовый и профильный уровни.

Результаты ЕГЭ по обществознанию признаются образовательными

организациями высшего образования как результаты вступительных

испытаний по обществознанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz.docx40.9 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ

 результатов проверочной работы по подготовке к ЕГЭ по обществознанию  (11класс) Демидовой Ирины Николаевны.

Место работы  МБОУ СОШ № 120 городского округа  Самара

Тема: Спецификация и проверочная работа по  истории в 11-х классах по теме: «Подготовка к ЕГЭ».

Спецификация

проверочной работы по обществознанию в 11-х классах по теме:

« Подготовка к ЕГЭ».

1. Назначение работы.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) представляет собой форму

объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные

программы среднего общего образования, с использованием заданий

стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).

ЕГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень

освоения выпускниками Федерального компонента государственного

стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию,

базовый и профильный уровни.

Результаты ЕГЭ по обществознанию признаются образовательными

организациями высшего образования как результаты вступительных

испытаний по обществознанию.

2. Документы, определяющие содержание проверочной работы.

Содержание экзаменационной работы по обществознанию определяет

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного)

общего образования, базовый и профильный уровни (приказ

Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

3. Подходы к отбору содержания и разработке структуры проверочной работы.

 Основная цель экзамена – оценка качества подготовки выпускников

образовательных организаций среднего общего образования по

обществознанию.

Объектами проверки выступают умения, способы познавательной деятельности , определенные требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Перечень проверяемых  элементов содержания составлен на базе раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего

и среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый

и частично профильный уровни).

Для достижения поставленной цели разработан и используется

комплекс заданий, различающихся по характеру, направленности, уровню

сложности. Он нацелен на дифференцированное выявление уровней

подготовки обучающихся по предмету в рамках стандартизированной

проверки.

В основе модели экзаменационной работы – деятельностный подход,

позволяющий осуществить многоаспектную проверку широкого спектра

предметных умений, видов познавательной деятельности и знания об

обществе в единстве его сфер и базовых институтов, о социальных качествах

личности и об условиях их формирования, о важнейших экономических

явлениях и процессах, политике и праве, социальных отношениях, духовной

жизни общества. Содержание экзаменационной работы отражает

интегральный характер обществоведческого курса: в совокупности задания

охватывают основные разделы курса, базовые положения различных

областей обществознания.

Задания КИМ различаются по характеру и уровню сложности, который

определяется способом познавательной деятельности, необходимым для

выполнения задания. Выполнение заданий КИМ предполагает

осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание,

воспроизведение, извлечение, классификация, систематизация, сравнение,

конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте),

объяснение, аргументация, оценивание и др. Задания повышенного и

высокого уровней сложности, в отличие от базовых, предусматривают, как

правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность.

К основным принципам отбора конкретных объектов проверки следует

отнести:

– включение в КИМ ЕГЭ дидактических единиц и основных умений,

формируемых при изучении курса на базовом уровне, за исключением тех,

которые определены в стандарте как изучаемые, но не подлежащие проверке

в рамках итоговой аттестации, а также требований, соответствие которым не

может быть выявлено с помощью используемого инструментария (проектная

деятельность, устные презентации и т.п.);

– равномерное представление в КИМ всех содержательных разделов

курса с учетом степени их раскрытия в учебниках, рекомендуемых

Минобрнауки России к использованию при реализации имеющих

государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего

образования в 2014–2015 и 2015–2016 учебных годах;

– соблюдение баланса между формализуемыми элементами знаний

и теми компонентами проверки, которые требуют свободно конструируемого

ответа.

К основным принципам отбора моделей заданий и формирования

структуры КИМ, помимо общих требований и подходов, можно отнести:

– использование для проверки основных объектов заданий различных

типов и уровней сложности, что позволяет экзаменующемуся более полно

продемонстрировать свой уровень овладения данным компонентом

содержания, умением, видом познавательной деятельности;

– соблюдение в каждой части работы принципа постепенного перехода

от заданий базового уровня к заданиям повышенного и высокого уровней.

Специфика предмета и социально-гуманитарного знания в целом

учитывается также при подборе источников информации, используемых

в экзаменационной работе. Это, как правило, результаты социологических

исследований, неадаптированные тексты из публикаций научно-

популярного, социально-философского характера. Для заданий на

различение суждений, отражающих факты, и оценочных высказываний

конструируются небольшие тексты, по стилю приближенные к

информационным сообщениям СМИ.

  4. Структура проверочной работы

включает в себя 29 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом.

В экзаменационной работе предложены следующие разновидности

заданий с кратким ответом:

– задания на выбор и запись нескольких правильных ответов из

предложенного перечня ответов;

– задание на выявление структурных элементов понятий с помощью

таблиц;

– задание на установление соответствия позиций, представленных

в двух множествах;

– задание на дифференциацию в социальной информации фактов,

мнений и теоретических положений;

– задание на определение терминов и понятий, соответствующих

предлагаемому контексту.

Ответ на задания части 1 дается соответствующей записью в виде слова

(словосочетания) или последовательности цифр, записанных без пробелов и

разделительных символов.

Часть 2 содержит 9 заданий с развернутым ответом. В этих заданиях

ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно

в развернутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление

выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой

подготовки.

Результаты выполнения заданий части 1 обрабатываются

автоматически. Ответы на задания части 2 анализируются и оцениваются

экспертами на основе специально разработанных критериев.

Распределение заданий экзаменационной работы по ее частям с учетом

максимального первичного балла за выполнение каждой части дается

в таблице 1.

5. Время выполнения работы

На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа 55 минут

(235 минут).

Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий,

составляет:

1) для каждого из заданий 1–3, 10 – 1–4 минуты;

2) для каждого из заданий 4–9, 11–28 – 2–8 минут;

3) для задания 29 – 45 минут

6. Условия проведения  проверочной работы.

Использование единой инструкции по выполнению работы  позволит обеспечить соблюдение единых условий без привлечения лиц со специальным образованием по обществознанию.

7. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Задания 1–3, 10, 12 оцениваются 1 баллом. Задание считается

выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана

в инструкции по выполнению задания.

Правильное выполнение заданий 4–9, 11, 13–20 оценивается

2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное

правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной

ошибкой  (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду

со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие

одной необходимой цифры) – 1 балл; неверное выполнение задания (при

указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов.

Полное правильное выполнение заданий части 2 оценивается от 2 до

5 баллов. За полное правильное выполнение заданий 21, 22 выставляется по

2 балла; заданий 23–28 – по 3 балла; задания 29 – 5 баллов.

Проверка выполнения заданий части 2 проводится экспертами на

основе специально разработанной системы критериев.

В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой

аттестации по образовательным программам среднего общего образования

(приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 зарегистрирован

Минюстом России 03.02.2014 № 31205)

«61. По результатам первой и второй проверок эксперты независимо

друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания

экзаменационной работы ЕГЭ с развёрнутым ответом...

62. В случае существенного расхождения в баллах, выставленных

двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение

в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему

учебному предмету.

Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется

информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими

экзаменационную работу».

1. Если расхождение составляет 2 или более балла в оценивании

любого из заданий 21–28, то третий эксперт проверяет только ответы на те

задания (из заданий 21–28), которые вызвали расхождение

в оценивании экспертов в 2 или более балла.

2. Если расхождение между баллами двух экспертов по любому из

критериев К2 и К3 задания 29 составляет  2 балла, то третий эксперт

проверяет ответ только по тем критериям (из критериев К2 и К3), по которым

расхождение в оценивании двумя экспертами составляет 2 балла.

Максимальный первичный балл – 62.

Баллы для поступления в ссузы и вузы подсчитываются по

100-балльной шкале на основе анализа результатов выполнения всех заданий

работы.

Уровень сложности характера

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного

балла за выполнение заданий

данного уровня сложности от

максимального первичного балла за

всю работу, равного 62

Базовый

12

19

30,6

Повышенный

10

20

32,3

Высокий

7

23

37,1

Итого

29

62

100

8.Распределение заданий диагностической работы по содержанию и проверяемым умениям и навыкам 

В таблице 1 приведено распределение заданий работы по темам учебного курса.                                                                                                  

Таблица 1.

Часть работы

Кол-во заданий

Максимальный

Первичный балл

Процент максимального

первичного балла за выполнение

заданий данной части от

максимального первичного

балла за всю работу,

равного 62

Тип заданий

Часть 1

20

 35

56,5

С кратким ответом

Часть 2

 9

 27

43,5

С развернутым ответом

Итого

29

62

100

Кодификатор

элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников

общеобразовательных учреждений для проведения     единого государственного экзамена по ИСТОРИИ

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного  экзамена по обществознанию (далее – кодификатор) является одним из документов, определяющих структуру и содержание КИМ ЕГЭ. Он составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый и профильный уровни) (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

В кодификатор не вошли элементы содержания, выделенные курсивом

в разделе «Обязательный минимум содержания основных образовательных

программ» стандарта, поскольку данное содержание подлежит изучению, но

не включается в раздел «Требования к уровню подготовки выпускников»

стандарта, т.е. не является объектом контроля.

Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по истории

Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по обществознанию, составлен на базе раздела «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего

(полного) общего образования по обществознанию (базовый и частично профильный уровни).

Человек и общество

1.1 Природное и общественное в человеке. (Человек

как результат биологической и социокультурной

эволюции)

1.2 Мировоззрение, его виды и формы

1.3 Виды знаний

1.4 Понятие истины, её критерии

1.5 Мышление и деятельность

1.6 Потребности и интересы

1.7 Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность

1

1.8 Системное строение общества: элементы и под-

системы

1.9 Основные институты общества

1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности

культуры

1.11 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные

науки

1.12 Образование, его значение для личности и общества

1.13 Религия

1.14 Искусство

1.15 Мораль

1.16 Понятие общественного прогресса

1.17 Многовариантность общественного развития

(типы обществ)

1.18 Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)

Экономика

2.1 Экономика и экономическая наука

2.2 Факторы производства и факторные доходы

2.3 Экономические системы

2.4 Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение

2.5 Постоянные и переменные затраты

2.6 Финансовые институты. Банковская система

2.7 Основные источники финансирования бизнеса

2.8 Ценные бумаги

2.9 Рынок труда. Безработица

2.10 Виды, причины и последствия инфляции

2.11 Экономический рост и развитие. Понятие ВВП

2.12 Роль государства в экономике

2.13 Налоги

2.14 Государственный бюджет

2.15 Мировая экономика

2

2.16 Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.

Социальные отношения

3.1 Социальная стратификация и мобильность

3.2 Социальные группы

3.3 Молодёжь как социальная группа

3.4 Этнические общности

3.5 Межнациональные отношения, этносоциальные

конфликты, пути их разрешения

3.6 Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации

3.7 Социальный конфликт

3.8 Виды социальных норм

3.9 Социальный контроль

3.10 Семья и брак

3.11 Отклоняющееся поведение и его типы

3.12 Социальная роль

3.13 Социализация индивида

3

Политика

4.1 Понятие власти

4.2 Государство, его функции

4.3 Политическая система

4.4 Типология политических режимов

4.5 Демократия, её основные ценности и признаки

4.6 Гражданское общество и государство

4.7 Политическая элита

4.8 Политические партии и движения

4.9 Средства массовой информации в политической

системе

4.10 Избирательная кампания в Российской Федерации

4.11 Политический процесс

4.12 Политическое участие

4.13 Политическое лидерство

4.14 Органы государственной власти Российской

Федерации

4

4.15 Федеративное устройство Российской Федерации

Право

5.1 Право в системе социальных норм

5.2 Система российского права. Законотворческий

процесс

5.3 Понятие и виды юридической ответственности

5.4 Конституция Российской Федерации. Основы

конституционного строя Российской Федерации

5.5 Законодательство Российской Федерации о вы-

борах

5.6 Субъекты гражданского права.

5.7 Организационно-правовые формы и правовой

режим предпринимательской деятельности

5.8 Имущественные и неимущественные права

5.9 Порядок приёма на работу. Порядок заключения

и расторжения трудового договора

5.10 Правовое регулирование отношений супругов.

Порядок и условия заключения и расторжения

брака

5.11 Особенности административной юрисдикции

5.12 Право на благоприятную окружающую среду и

способы его защиты

5.13 Международное право (международная защита

прав человека в условиях мирного и военного

времени)

5.14 Споры, порядок их рассмотрения

5.15 Основные правила и принципы гражданского

процесса

5.16 Особенности уголовного процесса

5.17 Гражданство Российской Федерации

5.18 Воинская обязанность, альтернативная граждан-

ская служба

5.19 Права и обязанности налогоплательщика

5

5.20 Правоохранительные органы. Судебная система

Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение которого проверяется на едином государственном экзамене по истории

Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение

которого проверяется на едином государственном экзамене по обществознанию, составлен на основе раздела «Требования к уровню подготовки выпускников» Федерального компонента государственного стандарта среднего

(полного) общего образования (базовый и профильный уровни).

В первых двух столбцах таблицы даны коды требований, в третьем –

требования к уровню подготовки выпускников, достижение которого проверяется на ЕГЭ.

Знать и понимать:

1.1 биосоциальную сущность человека

1.2 основные этапы и факторы социализации личности

1.3 место и роль человека в системе общественных отношений

1.4 закономерности развития общества как сложной само-

организующейся системы

1.5 тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных

институтов

1.6 основные социальные институты и процессы

1.7 необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового

регулирования

1

1.8 особенности социально-гуманитарного познания

Уметь:

2.1 характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты),

их место и значение в жизни общества как целостной

системы

2.2 анализировать актуальную информацию о социальных

объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и

признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

2.3 объяснять внутренние и внешние связи (причинно-

следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, под-

систем и структурных элементов социальной системы,

социальных качеств человека)

2.4 раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

2.5 осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных

оригинальных текстов (правовых, научно-популярных,

публицистических и др.) знания по заданным темам;

систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней

факты и мнения, аргументы и выводы

2.6 оценивать действия субъектов социальной жизни,

включая личность, группы, организации, с точки зрения

социальных норм, экономической рациональности

2.7 формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по

определённым проблемам

2.8 подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу

2

2.9 применять социально-экономические и гуманитарные

знания в процессе решения познавательных задач по

актуальным социальным проблемам

Количественные и качественные характеристики результатов проверочной работы по подготовке к ЕГЭ по обществознанию     (11класс)

Класс

Кол-во

 уч-ся

Кол-во отсутствующих

Присутствовало

«5»

«4»

«3»

11а

13

1

12

5

3

1

11б

10

2

8

3

8

итого

24

4

20

1

6

9

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

ошибки

11а

7

8

4

13

17

11

7

10

6

3

12

6

11

9

8

11

11б

7

8

7

10

17

14

15

15

11

11

14

6

17

10

14

11

итого

14

16

11

23

34

25

22

25

17

14

26

12

28

19

22

22

задания

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

Ошибки

11а

12

11

10

12

16

11

13

12

15

5

7

8

9

11б

14

17

13

15

14

11

8

12

14

14

7

14

7

итого

26

28

23

27

30

22

21

24

29

19

14

22

16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа при подготовке к ЕГЭ, 11 класс

Проверочная работа составлена в двух вариантах. Рекомендуется проводить после повторения тем "Показательная функция" и "Логарифмическая функция". 11 класс...

Методическая разработка проверочной работы по подготовке к Всероссийской проверочной работе, 11 класс

Веселова Татьяна Андреевна, учитель географии  ГБОУ лицея №150 Калининского района Санкт-Петербурга.Данная методическая разработка позволит учителю подготвоить учащихся 11-х классов к итоговой ат...

9 класс. Подготовка к ОГЭ. Задание № 20. Задания для подготовки и проверочная работа.

В данной методической разработке представлены 12 заданий из сборника подготовки к ОГЭ, 9 класс "Анализ геометрических высказываний" (задание № 20). Эти задания можно разобрать в классе...

Организация и подготовка к Всероссийским проверочным работам. (из опыта работы)

                                     МБОУ «Ивановская ООШ»...

Рабочая программа факультатива по обществознанию 11класс "Работа над сложными заданиями по обществознанию"2021-2022 уч. год

Рабочая программа составлена на основе: демоверсии, спецификации, кодификатора ЕГЭ по обществознанию, методических рекомендаций ФИПИ     2022года....

Проверочные работы для подготовки к ЕГЭ "ПЛАНИМЕТРИЯ"

1. Проверочная рработа по теме "Треугольник".2. Проверочная работа по теме :"Четырехугольник"3. Проверочная работа по теме : "Окружность".Материалы взяты с сайта "Ре...

Проверочные работы для подготовки к ЕГЭ "СТЕРЕОМЕТРИЯ"

1. Проверочная работа для подготовки к ЕГЭ по теме : "Площадь поверхности. Цилиндр. Конус. Шар."2. Проверочная работа для подготовки к ЕГЭ по теме : "Объем конуса и шара".3. Провер...