Патриотическое воспитание в школе.
статья по истории на тему

Бойкова Елена Валерьевна

Среди целей исторического и обществоведческого образования в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения выделяются основные: «воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества». Данная статья посвящена патриотическому воспитанию на уроках истории. К статье прилагается презентация.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

В статье 2 Закона РФ «Об образовании» среди важнейших требований к образованию названа задача патриотического воспитания. Необходимость патриотического воспитания школьников на современном этапе обусловлена целым рядом причин. И прежде всего тем, что, согласно проведенным социологическим опросам, патриотизм у молодежи далеко не первое место в системе моральных ценностей.

В условиях преобразования всех сторон жизни общества, когда старые ценности и идеалы устарели, а новые ещё не сформированы, особенно возрастает роль патриотического воспитания личности школьника. Перед нами стоит очень трудная задача показать великое прошлое и великое будущее России, ибо подъем экономики нашей страны ляжет на плечи нынешнего поколения молодёжи.

Реализация задачи воспитания патриотизма зависит от личности учителя, отличающегося высокоразвитым гуманитарным, патриотическим мышлением, умеющего строить деловые, педагогически целесообразные отношения со школьниками, находить с ними общий язык. В методической стороне преподавания истории играет важную роль разнообразие способов изложения материала патриотической направленности.

Непременным условием гражданско-патриотического воспитания является использование иллюстративного материала и информационных технологий. Значительное воздействие производит использование познавательных исторических игр-путешествий. Применение фотографий  с изображением родной природы, написание сочинений о родном городе, знаменитых соотечественниках, знакомство с героями Отечества, культурными достижениями. Такие уроки требуют активного участия учащихся. Например, при изучении Великой Отечественной войны можно дать задание по определению роли своего города или поселка в достижении победы через рассказ о героях-земляках или фабриках и заводах, работавших на нужды фронта. Чтобы вызвать у школьников резонанс эмоций, нужно соблюдать следующие условия: эмоциональность самого учителя – переживание им самим тех идей, которые он передает учащимся; использование различных средств, направленных на возбуждение интереса к излагаемым знаниям; формирование определенного личностного отношения учащихся, закрепленного гаммой эмоций, к различным явлениям общественной жизни. В процессе нравственного воспитания происходит раскрытие смысла многих нравственных категорий: добра и зла, равенства, чести и достоинства. Учителю необходимо сообщить учащимся о том, что общечеловеческие нравственные принципы и нормы являются условием человеческого общежития. Важно воспитать у детей и подростков способность самостоятельно моделировать свое поведение. Задача историка – способствовать формированию нравственных качеств с помощью своего предмета. При этом учитель должен направлять учеников, вооружать их инструментарием оценки тех или иных событий, в нравственном плане должен апеллировать к лучшим качествам в человеке, опираясь на исторический материал. По мнению многих современных педагогов для того, чтобы повысить нравственную значимость школьного урока можно действовать в 3-х направлениях: через самого педагога, через саму историю и через форму подачи материала. Использование всех направлений в совокупности дает максимальную эффективность в реализации нравственно-воспитательных целей урока. Ведущую роль в этом направлении занимает личность учителя. Воспитание личностью есть воспитание своим примером. Педагог должен стремиться к максимальному раскрытию всех своих положительных сторон. Так учитель сам должен любить свою Родину и уважительно относиться к окружающим его людям, обсуждать актуальные вопросы, связанные с современными событиями, совершать поездки в культурно-значимые места нашей Родины и т.д. Педагог может способствовать формированию нравственной личности ребенка с помощью такой технологии обучения, как диалог, позволяющий развивать аналитические, синтетические и оценочные умения учащихся. В учебный процесс важно включать такие познавательные задачи, при решении которых ученик бы размышлял над ситуацией, где участники событий стоят перед альтернативным выбором.

Таким образом, уроки истории призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся. Познавая историю своей Родины, переживая чувство гордости за нее, учащиеся стремятся быть похожими на ее героев.

В качестве материала для проведения урока, направленного на нравственно-патриотическое образование, предлагается презентация «Дети блокадного Ленинграда».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дети блокадного Ленинграда

Слайд 2

Над Ленинградом – смертная угроза… Бессонны ночи, тяжек день любой. Но мы забыли, что такое слёзы, что называлось страхом и мольбой. Я говорю: нас, граждан Ленинграда, не поколеблет грохот канонад, и если завтра будут баррикады, - мы не покинем наших баррикад. И женщины с бойцами встанут рядом, и дети нам патроны поднесут, и надо всеми нами зацветут старинные знамёна Петрограда. О.Берггольц

Слайд 5

Пекарь блокадного Ленинграда Анна Горохова

Слайд 8

Какая музыка была! Какая музыка играла, Когда и души и тела Война проклятая попрала.

Слайд 9

А.Е.Обрант и Р.А.Варшавская Узбекский танец

Слайд 13

В Петербурге открыта мемориальная доска в память о Тане Савичевой, написавшей блокадный дневник

Слайд 16

В Ленинграде 15 тысяч мальчиков и девочек получили медаль «За оборону Ленинграда» В блокадных днях Мы так и не узнали: Меж юностью и детством Где черта?.. Нам в сорок третьем Выдали медали И только в сорок пятом Паспорта.

Слайд 17

«…И снова мир с восторгом слышит салюта русского раскат. О, это полной грудью дышит освобождённый Ленинград!» А.Ф.Пахомов «Салют 27 января 1944 года»

Слайд 18

Памятник «Цветок жизни»

Слайд 19

Памятник «Дневник Тани Савичевой»

Слайд 20

Памятник «Разорванное кольцо»

Слайд 21

Пискарёвское мемориальное кладбище. Здесь лежат ленинградцы. Здесь горожане – мужчины, женщины, дети. Рядом с ними солдаты-красноармейцы. Всею жизнью своею Они защищали тебя, Ленинград…

Слайд 22

«Опять война, Опять блокада… А может, нам о них забыть ?» Я слышу иногда: «Не надо, Не надо раны бередить. Ведь это правда, что устали Мы от рассказов о войне И о блокаде пролистали Стихов достаточно вполне». И может показаться: Правы И убедительны слова. Но даже если это правда, Такая правда – Не права ! Чтоб снова На земной планете Не повторилось той зимы, Нам нужно, Чтобы наши дети Об этом помнили, Как мы ! Я не напрасно беспокоюсь, Чтоб не забылась та война: Ведь эта память – наша совесть. Она Как сила нам нужна… Юрий Воронов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Линейка открытия месячника патриотического воспитания в школе

В нашей школе стали традиционными месячники гражданско-патриотического воспитания. Начинается месячник с торжественной линейки открытия, на которой классы знакомятся с планом проведения месячника....

Доклад на тему "Гражданско-патриотическое воспитание в школе"

Текст выступления на школьном мероприятии "День открытых дверей в МОУ Овчинниковская СОШ"...

Конференция и экскурсия как эффективные методы патриотического воспитания в школе

Школе как социальному субъекту принадлежит ведущая роль в осуществлении и успешной социализации подростка. В ФГОС ООО предусматривается решение таких основных задач как...

Рабочая программа по патриотическому воспитанию в школе

Кружок  является  важной  формой  распространения  военных,  военно-технических  знаний,  повышения  качества  работы  по  патриотиче...

Организация патриотического воспитания в школе.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству,стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.Важнейшей составной частью ...